2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Экономика образования
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономика образования
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
30,3
30,3
30,3
30,3
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кэн, Препод., Терютина Марианна Михайловна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Экономика образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель учебного пособия по курсу «Экономика образования» научить анализировать экономические явления и процессы в образовательном комплексе России на основе работы с нормативно-правовыми документами сферы образования. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Социальная педагогика
2.1.2
Экономика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социальная психология
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная (научно-исследовательская работа) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные экономические и правовые понятия, применимые в профессиональной деятельности, способы осуществления поиска, анализа и синтеза информации с применением системного подхода, способы осуществления профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять поиск, анализ и синтез информации с применением системного подхода для решения поставленных задач, строить свою деятельность в определенных экономических условиях, организовывать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими  нормами профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска и обработки информации для экономического анализа отрасли образования, также анализа образовательной деятельности отдельных образовательных организаций, способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в экономику образования

 
1.1
Тема 1. Теория и методология экономики образования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
1.2
Образование как система и отрасль экономики  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.3
Этапы развития экономики образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
4
0
 
1.4
Тема 2. Рынок образовательных услуг /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
1.5
Особенности и маркетинг на рынке образовательных услуг /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
1.6
Специфика российского рынка образовательных услуг  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
4
0
 
1.7
Тема 3. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
1.8
Проблемы подготовки педагогических кадров в стране /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
1.9
Положения преподавателей отечественных вузов на рынке труда  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
4
0
 
1.10
Тема 4. Материально-техническая база сферы образования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
1.11
Система материально-технической базы в образовании /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
1.12
Обязанности образовательного учреждения в отношении реализации прав обучающихся  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Хозяйственный механизм образования

 
2.1
Тема 5. Финансирование системы образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.2
Финансирование системы образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.3
Финансовые возможности различных форм образовательных организаций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
4
0
 
2.4
Тема 6. Ценообразование на образовательные услуги /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.5
Расчет цены на платные образовательные услуги в бюджетных учреждениях высшего образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.6
Рыночные факторы, влияющие на стоимость программ обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
4
0
 
2.7
Тема 7. Экономическое планирование в образовательной организации Организация труда и заработной платы работников образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.8
Планирование расходов бюджетных и автономных обще-образовательных организаций /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
4
0
 
2.9
Планирование расходов бюджетных и автономных обще-образовательных организаций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
4
0
 
 
Раздел 3. Раздел 3. Социально-трудовые аспекты образования

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.1
Тема 8. Труд и оплата труда работников образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
3.2
Особенности расчета заработной платы работников образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
3.3
Критерии оценки эффективности деятельности школьного учителя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
4
0
 
3.4
Тема 9. Расчет штатной численности образовательной организации /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
3.5
Методы формирования штатного расписания образовательной организации /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
4
0
 
3.6
Расчет ставок работников образовательных организаций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
4
0
 
3.7
Решение задач /КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2,3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Глава 1 Образование как система и отрасль экономики Вопросы и задания 1. Составьте схему системы образования в РФ. 2.  Сделайте  подборку  статистического  материала,  характеризующего экономические отношения в системе образования РФ. 3. Чем определяется сложность системы управления образованием? 4.Обратитесь к тексту Федерального закона No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ответьте на следующие вопросы: а) Чем обусловлено увеличение числа ключевых элементов системы образования РФ (сравните содержание статьи 10 с содержанием соответствующих статей закона в редакции 1992 и 2004 года)? б) Что в процессе производства-потребления образовательных услуг планируется, организуется, контролируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями? в) В чём экономический смысл установления подразделений и уровней образования? г) Чем обусловлена необходимость применения сетевых форм реализации образовательных программ, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий? д) Утверждённое  в статье  28  понятие  «образовательная  организация» вместо существовавшего ранее «образовательное учреждение»: игра слов или норма, повышающая эффективность экономических отношений? ж) Информационная  открытость  образовательной  организации  (статья28): дань моде или необходимость? Глава 2 Экономика образования как наука и учебная дисциплина Вопросы и задания 1.Составьте таблицу, классифицирующую различные научные подходы к учебной дисциплине «Экономика образования». 2.Напишите эссе на тему «Теория «человеческого капитала» как инстру-мент выявления эффекта образования». 3.Проведите диалектическое исследование: «Концепция человеческого ка-питала: основные положения, плюсы и минусы подхода». 4.Сравните вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки «Экономика образования». Материалы занесите в  сравнительную таблицу. 5.Обратитесь к тексту Федерального закона No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ответьте на следующие вопросы: а) Какие возможности предоставляют услугодателю и услугополучателю знание и понимание числа и содержания зачётных единиц? Сколько и какие зачётные  единицы  могут  быть определены  для  «Экономики образования»  как учебной дисциплины? б) Чем обусловлена необходимость инновационной деятельности в сфере образования? Глава 3 Рынок образовательных услуг и его собственности Вопросы и задания 1. Проведите мониторинг цен на образовательные услуги в пермских вузах и сравните эти показатели с другими регионами (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и др.). 2.Проведите позиционирование образовательных услуг в ПГГПУ. 3.Чем  обеспечивается  качество  предоставления образовательных  услуг  в ПГГПУ? 4.Проведите расчет образовательной услуги (для школы и для вуза).
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5.Дайте общую характеристику рынку образовательных услуг в РФ. 6.Сопоставьте рынок образовательных услуг в РФ и в зарубежных странах. Составьте сравнительную таблицу. 7.Обратитеськ тексту федерального закона No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ответьте на вопросы: а) Какое влияние на процесс производства-потребления образовательной услуги оказывают нормы статей 33 и 34? б) Почему содержание пункта 2 статьи 46 может быть интерпретировано (истолковано) как механизм государственного регулирования процесса производства-потребления образовательной услуги? в) Каким образом нормы статей 47—50 регламентируют качеств. Глава 4 Маркетинг образовательных услуг Вопросы и задания 1.Подберитематериалы, отражающие специфику маркетинга образовательных  услуг,  и сформулируйте  маркетинговую  концепцию  деятельности образовательных учреждений в этой сфере. 2.Объясните  влияние  основных  эффектов  рынка  образовательных  услуг, подберите материалы, отражающие проявление этих эффектов на российском рынке образовательных услуг. 3.Рассмотрите проблематику государственного регулирования маркетинговой деятельности в  сфере образования и выделите эффективные меры, способствующие повышению качества образовательной деятельности. 4. Какова роль  государства  в  формировании  маркетинга  образовательных услуг? 5. В  чем состоят функции корпоративных  клиентов  образовательной  деятельности? Глава 5 Финансирование системы образования Вопросы и задания 1. Напишите эссе на тему «Механизмы финансирования системы образования в России. Опыт прошлого и настоящего». 2.Составьтесхему  многоуровневого и  многоканального финансирования образования. В чем отличия между ними?3.Составьте сравнительную  таблицу «Особенности финансирования  российской системы образования и зарубежных стран». 4.Проведитемикроисследование на тему «Региональный опыт (как положительный,  так  и отрицательный) внедрения нормативно-по душевого финансирования в РФ» Глава 6 особенности хозяйственного механизма образования Вопросы и задания 1.Какие формы проявления финансов можно выделить в образовательной организации? 2.Чем обусловлена необходимость финансовых резервов образовательной организации? 3.Используя данные в таблице, рассчитайте штатную численность работников  учреждения: по  методу РИС; по  нормативному методу; на  инфра-структурные объекты. Тип ОУ Детский сад Контингент 185 воспитанников Количество классов (групп) 14 групп: 2 ясельные группы (общеобразовательные), 7 ясельных групп (часто болеющие дети), 3 группы сада (общеобразовательные), 1 группа сада (часто болеющие дети), 1 группа сада (логопедическая группа). Режим работы групп:12 часов 5 дней в неделю. Общая площадь 1665 м22 типа помещений: встроенное—825 м2, из них—580 м2группо-вой, общей —245м2;отдельное здание—общая площадь 840 м2, из них групповой—208 м2.Здание пультом вневедомственной охраны не оборудовано. Убираемая площадь Территория 18000 м2(территория без покрытия) Финансовая самостоятельность да Дополнительные инфраструктурные объекты: Столовая 2 Медицинский кабинет 2 оборудованных кабинета Другие 1 бассейн—1чаша. Обучаются 4 группы Итого по образовательной организации: Общее количество ставок: __________ Ставок руководителей:____________ Ставок специалистов:____________ Ставок служащих:______________ Ставок рабочих: __________ Глава 7 Организация труда и заработной платы работников образования Вопросы и задания 1.Разработайте критерии для оценки результативности труда преподавателя физики, работающего в лицее с углубленным изучением физико-математических дисциплин. 2.Рассчитайте размер оклада на 01.09.2013года для учителя с недельной нагрузкой 9 часов экономики и 9 часов истории в старших классах в общеобразовательной  школе. Образование—высшее  педагогическое  (бакалавр). Стаж работы—5 лет 4 
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
месяца. Первая квалификационная категория. Он является классным руководителем в 6 классе (количество учащихся—28человек). Как изменится его оклад с получением высшей категории? 3.Рассчитайте размер оклада на 01.09.2013 года для учителя с высшим образованием  (специалист)  и  педагогическим  стажем  14,5лет  работы  в гимназии. Его недельная нагрузка—18 часов физики. Высшая квалификационная категория. Имеет почетное звание «Отличник народного образования». Как изменится его оклад с 01.01.2013 года? Рекомендации для решения задач: при решении задач необходимо учитывать  нормативные  документы Глава 8 Менеджмент в управленческом обеспечении развития образования Вопросы и задания 1.Разработайте критерии для оценки результативности труда преподавателя физики, работающего в лицее с углубленным изучением физико-математических дисциплин. 2.Рассчитайте размер оклада на 01.09.2013года для учителя с недельной нагрузкой 9 часов экономики и 9 часов истории в старших классах в общеобразовательной  школе. Образование—высшее  педагогическое  (бакалавр). Стаж работы—5 лет 4 месяца. Первая квалификационная категория. Он является классным руководителем в 6 классе (количество учащихся—28человек). Как изменится его оклад с получением высшей категории? 3.Рассчитайте размер оклада на 01.09.2013 года для учителя с высшим образованием  (специалист)  и  педагогическим  стажем  14,5лет  работы  в гимназии. Его недельная нагрузка—18 часов физики. Высшая квалификационная категория. Имеет почетное звание «Отличник народного образования». Как изменится его оклад с 01.01.2013 года? Рекомендации для решения задач: при решении задач необходимо учитывать  нормативные  документы Глава 9 Социально- экономическая эффективность образования Вопросы и задания: 1.Сформулируйте сходства и отличия предмета экономики образования и предметов двух-трёх дисциплин, формирующих Ваши профессиональные компетенции. 2.Используя  публикации  журнала  «Экономика  образования»,  материалы Интернет-ресурсов,  обоснуйте  новизну одного-двух  экономических  механизмов в сфере образования. 3.Проанализируйте выполненные позиции «Стратегии образования в РФ». 4.Ознакомившись  с  содержанием  приоритетного  национального  проекта «Образование», ответьте на вопрос: какие механизмы социально-экономической эффективности обосновываются документом? 5.Чем определяется специфика инновации в образовании? Приведите примеры двух-трёх образовательных инноваций. 6.Какие законы микроэкономики обосновывают эффективность образования? Аргументируйте свою позицию. 7.Какие маркетинговые позиции ПГГПУ обусловили Ваш выбор направления профессиональной подготовки? Тест с ответами: “Экономика образования”    1. Форма и процедура аттестации образовательного учреждения, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются: а) органом (службой), осуществляющим аттестацию + б) образовательным учреждением в) аттестационной комиссией 2. Единицей измерения труда педагогических работников выступает: а) квалификационный разряд б) рабочее время + в) количество преподаваемых дисциплин 3. Эта особенность знаний делает затруднительной точную оценку инвестиций в человеческий капитал: а) не пригодность традиционных методов ценообразования б) отсутствие пространственных ограничений в) педагогический труд, как способ передачи знаний + 4. Одно из средств защиты форм собственности, которое представляет собой юридическую обязанность работника, виновно причинившего ущерб, возместить его в установленном законом размере, — это такая ответственность работника: а) материальная + б) административная в) дисциплинарная 5. Величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника, — это тарифная(-ый): а) сетка б) ставка в) разряд + 6. Не относится к основным свойствам сети образовательных учреждений: а) способ взаимосвязи учреждений в единое целое б) организационно-правовая форма образовательных учреждений + в) состав образовательных учреждений
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
7. Сложная экономическая категория, характеризующая все товарно-денежные отношения. В наиболее общем, абстрактном понимании есть денежное выражение стоимости товара: а) методология ценообразования б) ценообразование в) цена + 8. Эта характеристика не является принципиальным отличием знаний от прочих экономических ресурсов: а) редкость + б) отсутствие пространственных ограничений в) неограниченность 9. Установленное законодательно или административно количественное выражение материальных ценностей или денег, рассчитанных на какую-то единицу по действующим нормам: а) норма б) нормирование в) норматив + 10. Для бухгалтерского учета важное значение имеет содержание источников происхождения (образования) активов — пассивов. Принципиально важно для бухгалтерского учета: а) превышение активов над пассивами б) равенство активов пассивам + в) превышение пассивов над активами 11. Система экономических расчетов себестоимости единицы продукции (работ, услуг) — это: а) калькулирование + б) ценообразование в) метод ценообразования 12. Фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени: а) должностная ставка б) тарифная ставка (оклад) + в) тарифный оклад 13. Главным фактором прироста общественного богатства в информационном обществе является: а) прирост накопленного объема знаний + б) прирост количества образовательных учреждений в) повышение уровня развития человеческого капитала 14. В случае отказа в государственной аккредитации образовательное учреждение может повторно пройти аттестацию в срок: а) при отказе повторная аттестация не проводится б) в любой момент после получения отказа в) не ранее, чем через 12 месяцев + 15. Эта особенность знаний делает затруднительной точную оценку инвестиций в человеческий капитал: а) педагогический труд, как способ передачи знаний + б) отсутствие пространственных ограничений в) не пригодность традиционных методов ценообразования 16. Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований: а) вычет б) налог + в) сбор 17. Основное и исходное положение или основные особенности устройства данной системы цен – это … ценообразования: а) политика б) экономика в) принцип + 18. Обязательный взнос с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий): а) налог
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
б) сбор + в) вычет 19. Суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности гражданина как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, с которой связано наступление определенных юридических последствий (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности, определенных социальных льгот, – это трудовой: а) принцип б) возраст в) стаж + 20. Форма оплаты труда, которая предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции, – это … форма оплаты труда: а) прямая сдельная б) аккордная + в) простая повременная 21. Система оплаты труда, которая предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам, согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки, – это … форма оплаты труда: а) сдельно-прогрессивная + б) повременная в) аккордная 22. Деятельность образовательного учреждения по новым для него образовательным программам: а) лицензируется по истечении срока действия ранее выданной лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам б) лицензируется независимо от наличия у него лицензии на ведение образовательной деятельности по другим образовательным программам + в) лицензируется в случае введения образовательных программ принципиально отличного направления от действующих образовательных программ 23. Вид трудового стажа, определяемый длительностью работы в образовательных учреждениях на должностях, связанных с учебным процессом, – это … трудовой стаж: а) специальный б) общий в) педагогический + 24. Появление этого элемента в рамках функционально-управленческой конфигурации образовательного учреждения приносит необходимую сбалансированность системы: а) учащиеся и их родители б) попечительский совет + в) обучающиеся 25. Фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени –это тарифная: а) линия б) плата в) ставка + 26. Совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен. Она едина для всех уровней установления цен. Это … ценообразования: а) стратегия б) методология + в) принцип 27. Стратегия установления цены, при которой на новинку устанавливают относительно низкую цену с целью привлечь больше покупателей и завоевать большую долю рынка. Это дает эффект, если спрос эластичен по цене, с увеличением объемов выпуска издержки снижаются, а пониженная цена не привлекает конкурентов; это – цена: а) проникновения на рынок + б) рыночная в) «снятия сливок» 28. В соответствии с действующим законодательством лицензирование образовательной деятельности осуществляется для: а) стандартизации услуг, предоставляемых разными учреждениями б) обеспечения высокого качества предоставляемых услуг в) обязательного соблюдения лицензионных требований и условий +
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
29. Условием аттестации образовательного учреждения , выдающего документ об образовании, является положительные результаты итоговой аттестации: а) не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации + б) половины его выпускников в течение последнего года, предшествующего аттестации в) 90% его выпускников в течение последнего года, предшествующего аттестации 30. Одна из главных целей ценовой политики, которая достигается образовательными учреждениями, как правило, в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей разнообразных образовательных услуг, через занижение цены – установление цены проникновения: а) максимизация прибыли б) обеспечение сбыта + в) удержание своей доли рынка Перечень экзаменационных вопросов 1.Экономика  образования  как  наука,  ее  возникновение,  место  в системе экономических наук и значение для развития общества. 2.Образование как отрасль хозяйства, его основные задачи и взаимосвязь с национальным хозяйством. 3.Предмет и методы исследования экономики образования. 4.Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. 5.Хозяйственный механизм системы образования. Федеральная программа развития системы образования. 6.Основные изменения в  порядок финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, внесенные Бюджетным кодексом РФ. 7.Основные статьи доходов и расходов образовательных учреждений. 8.Разработка  сметы  образовательных  учреждений и  порядок  выделения бюджетных ассигнований. 9.Особенности  финансирования  негосударственных  образовательных  учреждений. 10.Налоговые льготы образовательных учреждений. 11.Порядок проведения налоговой проверки образовательных учреждений. 12.Специфические особенности педагогического труда. 13.Законодательные и нормативные акты, регулирующие трудовые отношения в образовании. 14.Оплата труда педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. 15.Задачи ведения бухгалтерского учета в образовательных учреждениях. 16.Основные элементы метода бухгалтерского учета применительно к образовательным учреждениям. 17.Бухгалтерский баланс и регулирование бухгалтерского учета в образовательном учреждении. 18.Экономические понятия «услуга», «сфера услуг». 19.Образовательные услуги, их особенности. 20.Рынок образовательных услуг. Виды спроса на образовательные услуги. Субъекты рынка образовательных услуг. 21.Маркетинг образовательных услуг. 22.Экономические процессы на рынке образовательных услуг. 23.Аттестация педагогических работников. 24.Учебные планы. Роль контингента в деятельности образовательных учреждений. 25.Рынок образовательных услуг и его характерные 27.Финансирование сферы образования. 28.Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. 29.Доходы,  полученные образовательными  учреждениями  от  внебюджетной деятельности. 30.Факторы эффективности внебюджетной деятельности. 31.Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.32.Особенности труда работников образования. 33.Учебно-материальная база образовательного учреждения, её структура. 34.Значение  и  основные  направления  развития  материально-технической базы образования в РФ. 35.Эффективность образования, ее показатели. 36.Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. 37.Ценообразование на рынке образовательных услуг. 38.Проблемы обеспечения доступности образования. 39.Проблемы повышения эффективности образования. 40.Программно-целевое планирование развития образования. 41.Управление  финансово-хозяйственной  деятельностью  в  образовательном учреждении. 42.Внебюджетные  источники  финансирования  образовательного  учреждения. 43.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения 44.Современные подходы к аттестации педагогических работников. 45.Методы материального стимулирования работников образования. 46.Методикирасчета эффективности образования.
 
5.2. Темы письменных работ
Тематика творческих исследовательских работ (темы для создания электронных презентаций) по курсу «Экономика образования» и методические рекомендации по их выполнению 1.Проблемы экономики образования. 2.Основные  проблемы  региональной  экономики  образования.   3.Экономические вопросы в истории образования.
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4.Роль и место образования в современном обществе. 5.Экономические аспекты государственного регулирования образования. 6.Развитие системы общего образования. 7.Развитие системы начального профессионального образования. 8.Развитие системы среднего профессионального образования. 9.Развитие системы высшего профессионального образования. 10.Развитие системы дополнительного профессионального образования. 11.Проблемы формирования рынка образовательных услуг. 12.Ценообразование на рынке образовательных услуг. 13.Маркетинг образовательных услуг. 14.Образовательная услуга как экономическая категория. 15.Теоретические  основы  экономики  образования  (на  основе  трудов С.Г. Струмилина, В.А. Жамина, С.Л. Костаняна и др. авторов). 16.Проблемы обеспечения доступности образования. 17.Проблемы повышения качества образования. 18.Мониторинг качества образования. 19.Маркетинговый мониторинг образования. 20.Прогнозированиеразвития системы образования и рынка образовательных услуг. 21.Управление образовательным учреждением в современных условиях. 22.Проблемы управления образованием. 23.Педагогический менеджмент. 24.Управление инновационной деятельностью в  образовательном учреждении. 25.Управление  финансово-хозяйственной  деятельностью  в  образовательном учреждении. 26.Управление персоналом в образовательном учреждении. 27.Управление  маркетинговой  деятельностью  образовательного учреждения. 28.Концепция модернизации образования. 29.Новые подходы к финансированию образования. 30.Источники и механизмы финансирования образования (на основе зарубежного опыта). 31.Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. 32.Современные подходы к аттестации педагогических и руководящих работников. 33.Методы материального стимулирования работников образования. 34.Особенности педагогического труда: социально-экономический аспект. 35.Проблемы материально-технической базы образования. 36.Зарубежный опыт решения экономических проблем образования. 37. Государственные образовательные стандарты: экономические аспекты. 38.Методикирасчета эффективности образования. 39.Социальная  эффективность  образования  в  построении  гражданского общества в России.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  выполнения заданий. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
и уровень приобретенных компетенций. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки. Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хромов Е.А.
Экономика образования: Экономика образования : учебно-методическое пособие. Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)
М., 2019
 
Л1.2
Симонова М. В., Вайсбурд В. А., Богатырева И. В., Железникова Е. П., Илюхина Л. А., Щеколдин В. А.
Экономика труда: Учебник Для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. А. Кальсина, В. В. Рябухин.
Экономика образования
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, , 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Moodle
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
ABBYY finereader
6.3.1.5
chrome
6.3.1.6
yandex
6.3.1.7
opera
6.3.1.8
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
КР
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.  Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.  Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров).  В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией.Подготовка к лекциям. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.   10.3. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.  Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:  сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;  обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;  фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;  готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;  работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;  пользоваться реферативными и справочными материалами;  контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;  обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.  пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);  использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;  повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;  обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);  использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).