2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Теория обучения безопасности жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория обучения безопасности жизнедеятельности
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
75
аудиторные занятия
33
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
11 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
11
11
11
11
Практические
22
22
22
22
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
33
33
33
33
Кoнтактная рабoта
35,3
35,3
35,3
35,3
Сам. работа
75
75
75
75
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Препод., Баишев Иннокентий Игнатьевич ;Турантаева Гарсия Гаврильевна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Теория обучения безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Изучение дисциплины направлено на приобретение студентом знаний, умений и навыков или опыта деятельности, что в целом отражает сформированность определенных компетенций, включающих в себя и знания, и умения, и проявляющиеся в практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психофизиологическая устойчивость в ЧС
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Знать:
 
Уровень 1
В полном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
Уровень 2
В достаточном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
 
Уровень 3
В достаточном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
Уровень 3
В полном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
Уровень 3
В полном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основы методики преподавания ОБЖ, основные принципы деятельностного подхода
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения ОБЖ в рамках ФГОС
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками планирования и проведения учебных занятий по ОБЖ
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические организационные основы

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.1
Тема 1.Система и структура курса ОБЖ в школе.

Тема 2. Цели обучения основ безопасности жизнедеятельности в школе

Тема 3. Дидактические основы обучения ОБЖ

Тема 4. Педагогическая техника учителя ОБЖ

Тема 5. Современные технологии обучения ОБЖ

/Лек/

6
6
0
 
1.2
Тема 1.Система и структура курса ОБЖ в школе.

Тема 2. Цели обучения основ безопасности жизнедеятельности в школе

Тема 3. Дидактические основы обучения ОБЖ

Тема 4. Педагогическая техника учителя ОБЖ

Тема 5. Современные технологии обучения ОБЖ

/Ср/

38
6
0
 
1.3
Структура школьного курса ОБЖ.   /Пр/

4
6
0
 
1.4
Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности.  /Пр/

4
6
0
 
1.5
Урок основ безопасности жизнедеятельности контрольная работа , примерные вопросы: /Пр/

3
6
0
 
 
Раздел 2. Методика планирования и проведения занятий по ОБЖ

 
2.1
Тема 1. Ступень начального общего образования

Тема 2. Основная ступень общего образования

Тема 3. Старшая ступень среднего (полного) общего образования

Тема 4. Теория и методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях

Тема 5. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды БЖ.

/Лек/

5
6
0
 
2.2
Тема 1. Ступень начального общего образования

Тема 2. Основная ступень общего образования

Тема 3. Старшая ступень среднего (полного) общего образования

Тема 4. Теория и методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях

Тема 5. Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту. Методы пропаганды БЖ.

/Ср/

37
6
0
 
2.3
Подготовка и проведение урока контрольная работа , примерные вопросы: Подготовка и проведение урока Тема . Итоговая форма контроля /Пр/

6
6
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.4
/КрАт/

2,3
6
0
 
2.5
. Составление учебной документации по ОБЖ /Пр/

5
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для проведения, промежуточной аттестации обучающихся и является приложением к рабочей программе дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них», представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов (типовые задачи и задания), контрольные работы, тесты и др., предназначенныхдляизмеренияуровнядостижениястудентомустановленныхрезультатов обучения. Материалы ФОС для проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов размещены в  Moodle (ЭОС moodle.ysaa.ru). Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые дляоценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательнойпрограммы Раздел 1. Теоретические организационные основы Тема 1.Система и структура курса ОБЖ в школе. Вопросы: 1. Школьный курс ОБЖ в структуре образования 2. Документы, регламентирующие курс ОБЖ 3. Структура и содержание школьного курса ОБЖ 4. Принципы формирования содержания курса ОБЖ Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Какое значение, на ваш взгляд, имеет введение в общее образование в предметах «ОБЖ»? 2. В основе какого дидактического принципа лежит утверждение: «Обучение безопасной жизнедеятельности должно иметь системный и непрерывный характер»? 3. В чем суть системы непрерывного образования в области БЖ? 4. Какие нормативные документы регламентируют содержание общего среднего образования по курсу ОБЖ? 5. Каковы основные функции и назначения государственного образовательного стандарта? 6. Определите, что характеризует структуру, содержания и назначения учебного плана? 7. Перечислите основные разделы, которые входят в школьный курс ОБЖ, опишите их содержание. 8. Какими основными принципами определяется отбор содержания образования по курсу ОБЖ? 9. Что положено в основу двух форм (структурно-морфологической и функциональной) Интеграции по БЖ? Тема  2. Цели обучения основ безопасности жизнедеятельности в школе Вопросы: 1. Базовый и профильный уровни усвоения знаний 2. Межпредметные связи курса ОБЖ 3. Древо понятий безопасности жизнедеятельности 4. Воспитание культуры безопасности Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Принципиальное отличие базового и профильного уровней обучения ОБЖ? 2. Что такое элективный курс, каковы его функции? 3. Какие модели профильного обучения вы знаете, их характеристика? 4. Сколько существует уровней усвоения знаний? Что собой представляет третий уровень? 5. Что такое интеграция знаний? Какие уровни интеграции вы знаете? 6. Перечислите, с какими предметами можно проинтегрировать ОБЖ, приведите примеры. 7. С какой целью строится дерево понятий по БЖ? 8. В чем  отличие вопросов-понятий от вопросов-суждений? 9. Что вы понимаете под объемом и содержанием понятия? 10. Какие функции реализуются на значениях культуры как средства собирания, сохранения и передачи человеческого опыта? 11. В чем состоит отличие между компонентами воспитания культуры безопасности в начальной, средней и старших звеньях школьного образования? 12. Какие методы воспитания личности вы знаете? Охарактеризуйте их?. 13. Какие принципы воспитания вы знаете? Охарактеризуйте их. Тема 3. Дидактические основы обучения ОБЖ Вопросы:  1. Основные формы обучения 2. Урок: виды и требования 3. Система методов и приемов обучения 4. Система средств обучения, критерии выбора 5. Кабинет ОБЖ в школе Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Какие существуют формы организации обучения БЖ? 2. Какие, на ваш взгляд, формы организации обучения наиболее эффективны при изучении предмета ОБЖ? 3. С какой целью используются внеурочные формы организации обучения? Какие из них, на ваш взгляд, могут дать 
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
наибольший эффект? 4. Что такое метод обучения? 5. Каким образом классифицируются методы обучения? 6. Что такое прием обучения? 7. Чем отличаются прием, метод и форма обучения? 8. Что понимается в науке под средством обучения? 9. Что понимается под системой средств обучения? 10. Почему учебник относят к средствам обучения, каковы его функции? 11. Почему классно-урочная форма организации обучения является основой? 12. Каковы сегодня требования к современному уроку? 13. Что положено в основании классификации видов и типов урока? 14. В чем состоит основное значение самостоятельной работы? 15. Какие требования необходимы соблюдать при разработке домашних задний? 16. Что такое интерактивный метод обучения? В чем их преимущество? 17. Какие компьютерные методы обучения вы знаете? В чем их принципиальные отличия от традиционных уроков? 18. Почему уроки называются нетрадиционными? В чем их принципиальное отличие от традиционного.? 19. Каковы сегодня основные требования кабинету ОБЖ? 20. Обоснуйте выбор темы урока, логику опорного конспекта. Предложите свой вариант возможной формы опорного конспекта для учащихся выбранной вами возрастной группы. 21. Используйте предложенный на стр.108 образец опорного конспекта алгоритма действий, учебники и дополнительную литературу, выберите тему, и составьте опорный конспект для учащихся конкретного класса. 22. Разработайте план урока используя знания от основных требованиях к традиционному уроку по следующей схеме: Тема, вид, тип, задачи, оборудование. Тема 4. Педагогическая техника учителя ОБЖ Вопросы: 1. Планирование 2. Подготовка и проведение урока 3. Педагогическая диагностика и контроль 4. Приемы, оптимизирующие взаимодействие учителя и учащихся на уроке 5.  Анализ урока ОБЖ Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Каким образом осуществляется планирование педагогической деятельности? 2. Каким трудности могут встретиться на каждом этапе планирования? 3. Для чего необходимо осуществлять психолого-педагогический анализ урока? 4. Что положено в основу выбора оптимальных методов обучения? 5. В чем заключается основные правила эффективного общения учителя с учениками на уроке? 6. Какие приемы использует учитель для активизации мышления учащихся? 7. Какие критерии заложены в основу классификации методов контроля? 8. Какие существуют методы контроля, их характеристики? 9. В чем преимущества современных методов контроля? 10. Какие проблемы возникают при использовании тестового метода контроля? 11. Нужно ли, по вашему мнению, занимательные формы контроля, каково их значения? 12. Что не входить предварительному подготовку учителя ОБЖ к осуществлению образовательного процесса? 13. Какой метод контроля имеет только устную форму осуществления? 14. Какие виды контроля выделяют по временному признаку? 15. Разработайте нетрадиционный урок и обоснуйте выбор методов обучения? 16. Составьте кроссворд по любой из тем курсов ОБЖ? Тема 5. Современные технологии обучения ОБЖ Вопросы:  1. Педагогические технологии 2. Классификация педагогических технологий 3. Современные педагогические технологии на уроках 4. Информационно-коммуникационные технологии 5. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в практике школьного курса ОБЖ. Вопросы для проверки уровня знаний: 1. В чем заключается сущностная характеристика понятия «педагогическая технология»? 2. Чем отличаются инновационные педагогические технология от традиционных? 3. Какие три основные фазы нельзя нарушать в технологии «развитие критического мышления через чтения и письмо»? 4. Какие этапы составляют алгоритм технологии проектного обучения и каково значение данной технологии? 5. В чем особенности технологии модульного обучения? 6. Каковы по вашему мнению преимущества и трудности технологи проблемного обучения? 7. Что относится к преимуществу к использованию систем применением компьютерных технологий? 8. Какие основные требования предъявляются к программным средствам учебного назначения? 9. Какие требования существуют к использованию видео на уроках ОБЖ? 10. Что такое «учебное портфолио», какие виды портфолио выделяют?
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Раздел 2. Методика планирования и проведения занятий по ОБЖ Тема 1. Ступень начального общего образования Вопросы: 1. Целевые ориентиры и содержание обучения                   2. Формы, методы, приемы обучения Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Изучение ОБЖ  на ступени начального общего образования должно проводится обязательно. В этом возрасте закладывается? 2. Структура урока и используемые методы при освоении знаний, проявлению удовлетворения от познанного должны способствовать развитию …чего? 3. Ведущие для этого возраста словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение) необходимо сочетать с чем? Тема 2. Основная ступень общего образования Вопросы: 1. Формирование потребностей в здоровом образе жизни и личной безопасности                  2. Занятие по подготовке к действиям в опасных ситуациях Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Через что можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства? 2. Мероприятия по обеспечению БЖ населения осуществляются государством и направлены прежде всего на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей, на обеспечение чего? 3. Одной из основных целей содержания подготовки учащихся к действиям в ЧС локального характера представлено программным материалом 5-9-х классов и направлено на освоение знаний о чем? Тема 3. Старшая ступень среднего (полного) общего образования Вопросы 1. Концептуальные основы обучения 2. Методика проведения занятий по ГО и ОВС 3. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация 4. Методика проведения учебных сборов на базе войсковых частей 5. Примеры разработок элективных курсов Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем содержание расширяется за счет введения новых тем, по какому разделу? 2. Что такое гражданская оборона? 3. Методы воспитания эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению каких ценностей? 4. Что понимается под культурной нормой?
 
5.2. Темы письменных работ
Раздел 1. Теоретические организационные основы Тема 1.Система и структура курса ОБЖ в школе. Вопросы: 1. Школьный курс ОБЖ в структуре образования 2. Документы, регламентирующие курс ОБЖ 3. Структура и содержание школьного курса ОБЖ 4. Принципы формирования содержания курса ОБЖ Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Какое значение, на ваш взгляд, имеет введение в общее образование в предметах «ОБЖ»? 2. В основе какого дидактического принципа лежит утверждение: «Обучение безопасной жизнедеятельности должно иметь системный и непрерывный характер»? 3. В чем суть системы непрерывного образования в области БЖ? 4. Какие нормативные документы регламентируют содержание общего среднего образования по курсу ОБЖ? 5. Каковы основные функции и назначения государственного образовательного стандарта? 6. Определите, что характеризует структуру, содержания и назначения учебного плана? 7. Перечислите основные разделы, которые входят в школьный курс ОБЖ, опишите их содержание. 8. Какими основными принципами определяется отбор содержания образования по курсу ОБЖ? 9. Что положено в основу двух форм (структурно-морфологической и функциональной) Интеграции по БЖ? Тема  2. Цели обучения основ безопасности жизнедеятельности в школе Вопросы: 1. Базовый и профильный уровни усвоения знаний 2. Межпредметные связи курса ОБЖ 3. Древо понятий безопасности жизнедеятельности 4. Воспитание культуры безопасности Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Принципиальное отличие базового и профильного уровней обучения ОБЖ? 2. Что такое элективный курс, каковы его функции? 3. Какие модели профильного обучения вы знаете, их характеристика? 4. Сколько существует уровней усвоения знаний? Что собой представляет третий уровень?
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5. Что такое интеграция знаний? Какие уровни интеграции вы знаете? 6. Перечислите, с какими предметами можно проинтегрировать ОБЖ, приведите примеры. 7. С какой целью строится дерево понятий по БЖ? 8. В чем  отличие вопросов-понятий от вопросов-суждений? 9. Что вы понимаете под объемом и содержанием понятия? 10. Какие функции реализуются на значениях культуры как средства собирания, сохранения и передачи человеческого опыта? 11. В чем состоит отличие между компонентами воспитания культуры безопасности в начальной, средней и старших звеньях школьного образования? 12. Какие методы воспитания личности вы знаете? Охарактеризуйте их?. 13. Какие принципы воспитания вы знаете? Охарактеризуйте их. Тема 3. Дидактические основы обучения ОБЖ Вопросы:  1. Основные формы обучения 2. Урок: виды и требования 3. Система методов и приемов обучения 4. Система средств обучения, критерии выбора 5. Кабинет ОБЖ в школе Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Какие существуют формы организации обучения БЖ? 2. Какие, на ваш взгляд, формы организации обучения наиболее эффективны при изучении предмета ОБЖ? 3. С какой целью используются внеурочные формы организации обучения? Какие из них, на ваш взгляд, могут дать наибольший эффект? 4. Что такое метод обучения? 5. Каким образом классифицируются методы обучения? 6. Что такое прием обучения? 7. Чем отличаются прием, метод и форма обучения? 8. Что понимается в науке под средством обучения? 9. Что понимается под системой средств обучения? 10. Почему учебник относят к средствам обучения, каковы его функции? 11. Почему классно-урочная форма организации обучения является основой? 12. Каковы сегодня требования к современному уроку? 13. Что положено в основании классификации видов и типов урока? 14. В чем состоит основное значение самостоятельной работы? 15. Какие требования необходимы соблюдать при разработке домашних задний? 16. Что такое интерактивный метод обучения? В чем их преимущество? 17. Какие компьютерные методы обучения вы знаете? В чем их принципиальные отличия от традиционных уроков? 18. Почему уроки называются нетрадиционными? В чем их принципиальное отличие от традиционного.? 19. Каковы сегодня основные требования кабинету ОБЖ? 20. Обоснуйте выбор темы урока, логику опорного конспекта. Предложите свой вариант возможной формы опорного конспекта для учащихся выбранной вами возрастной группы. 21. Используйте предложенный на стр.108 образец опорного конспекта алгоритма действий, учебники и дополнительную литературу, выберите тему, и составьте опорный конспект для учащихся конкретного класса. 22. Разработайте план урока используя знания от основных требованиях к традиционному уроку по следующей схеме: Тема, вид, тип, задачи, оборудование. Тема 4. Педагогическая техника учителя ОБЖ Вопросы: 1. Планирование 2. Подготовка и проведение урока 3. Педагогическая диагностика и контроль 4. Приемы, оптимизирующие взаимодействие учителя и учащихся на уроке 5.  Анализ урока ОБЖ Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Каким образом осуществляется планирование педагогической деятельности? 2. Каким трудности могут встретиться на каждом этапе планирования? 3. Для чего необходимо осуществлять психолого-педагогический анализ урока? 4. Что положено в основу выбора оптимальных методов обучения? 5. В чем заключается основные правила эффективного общения учителя с учениками на уроке? 6. Какие приемы использует учитель для активизации мышления учащихся? 7. Какие критерии заложены в основу классификации методов контроля? 8. Какие существуют методы контроля, их характеристики? 9. В чем преимущества современных методов контроля? 10. Какие проблемы возникают при использовании тестового метода контроля? 11. Нужно ли, по вашему мнению, занимательные формы контроля, каково их значения? 12. Что не входить предварительному подготовку учителя ОБЖ к осуществлению образовательного процесса? 13. Какой метод контроля имеет только устную форму осуществления? 14. Какие виды контроля выделяют по временному признаку? 15. Разработайте нетрадиционный урок и обоснуйте выбор методов обучения?
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
16. Составьте кроссворд по любой из тем курсов ОБЖ? Тема 5. Современные технологии обучения ОБЖ Вопросы:  1. Педагогические технологии 2. Классификация педагогических технологий 3. Современные педагогические технологии на уроках 4. Информационно-коммуникационные технологии 5. Методы использования мультимедийного программно-методического комплекса в практике школьного курса ОБЖ. Вопросы для проверки уровня знаний: 1. В чем заключается сущностная характеристика понятия «педагогическая технология»? 2. Чем отличаются инновационные педагогические технология от традиционных? 3. Какие три основные фазы нельзя нарушать в технологии «развитие критического мышления через чтения и письмо»? 4. Какие этапы составляют алгоритм технологии проектного обучения и каково значение данной технологии? 5. В чем особенности технологии модульного обучения? 6. Каковы по вашему мнению преимущества и трудности технологи проблемного обучения? 7. Что относится к преимуществу к использованию систем применением компьютерных технологий? 8. Какие основные требования предъявляются к программным средствам учебного назначения? 9. Какие требования существуют к использованию видео на уроках ОБЖ? 10. Что такое «учебное портфолио», какие виды портфолио выделяют? Раздел 2. Методика планирования и проведения занятий по ОБЖ Тема 1. Ступень начального общего образования Вопросы: 1. Целевые ориентиры и содержание обучения                   2. Формы, методы, приемы обучения Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Изучение ОБЖ  на ступени начального общего образования должно проводится обязательно. В этом возрасте закладывается? 2. Структура урока и используемые методы при освоении знаний, проявлению удовлетворения от познанного должны способствовать развитию …чего? 3. Ведущие для этого возраста словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение) необходимо сочетать с чем? Тема 2. Основная ступень общего образования Вопросы: 1. Формирование потребностей в здоровом образе жизни и личной безопасности                  2. Занятие по подготовке к действиям в опасных ситуациях Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Через что можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства? 2. Мероприятия по обеспечению БЖ населения осуществляются государством и направлены прежде всего на защиту населения страны, ее материальных и культурных ценностей, на обеспечение чего? 3. Одной из основных целей содержания подготовки учащихся к действиям в ЧС локального характера представлено программным материалом 5-9-х классов и направлено на освоение знаний о чем? Тема 3. Старшая ступень среднего (полного) общего образования Вопросы 1. Концептуальные основы обучения 2. Методика проведения занятий по ГО и ОВС 3. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация 4. Методика проведения учебных сборов на базе войсковых частей 5. Примеры разработок элективных курсов Вопросы для проверки уровня знаний: 1. Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем содержание расширяется за счет введения новых тем, по какому разделу? 2. Что такое гражданская оборона? 3. Методы воспитания эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению каких ценностей? 4. Что понимается под культурной нормой? 5.2. Темы письменных работ 1. Основные понятии БЖД 2. Классификация ЧС 3. Принципы обучения 4. Методы обучения 5. Основные документы планирования учебного процесса по предмету ОБЖ
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: - новизна текста; - обоснованность выбора источника; - степень раскрытия сущности вопроса; - соблюдения требований к оформлению.
 
Промежуточная аттестации и текущий контроль проводится в конце 6 семестра и завершает изучение дисциплины «Теория обучения безопасности жизнедеятельности» в такой форме, как сдача экзамена по дисциплине (модулю), который проводится в форме контрольного тестирования. Промежуточная аттестация студентов заочной формы обучения включает выполнение контрольных работ. Время выполнения заданий контрольного тестирования 1 час. Проведение промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов проводится с использованием ИС Visual Testing Studio и Moodle (ЭОС moodle.ysaa.ru). В соответствии с действующим Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования: бакалавриата, специалитета, магистратуры в ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта» оценка знаний, умений и навыков осуществляется по 100-балльной шкале. Для оценки результата сдачи студентом курсового экзамена и дифференцированного зачета используются отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и«неудовлетворительно». Для оценки результата сдачи студентом курсового зачета используются отметки «зачтено» и «незачтено». Рейтинговый регламент устанавливает следующее соотношение между оценками в баллахиихчисловымиэквивалентами.Переводбалльныхоценоквакадемическиеотметки по экзаменационным дисциплинам производится по следующейшкале: - От91до100баллов-«отлично»-теоретическоесодержаниекурса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические компетенции сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким кмаксимальному; - От 76до90балла-«хорошо»-теоретическоесодержаниекурсаосвоенополностью, необходимыепрактическиекомпетенциивосновномсформированы,всепредусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения достаточно высокое; - От61до76балла-«удовлетворительно»-теоретическоесодержаниекурсаосвоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические компетенции в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных задач выполнено, в них имеютсяошибки; - Менее 61 баллов - «неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические компетенции не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, качество их выполнения оценено числом баллов, близким кминимальному.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС;
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
Э3
Федеральный портал «Российское образование»
 
Э4
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
 
Э5
Электронная библиотека диссертаций Российская Государственная Библиотека
 
Э6
Международная общественная организация «Наука и техника»
 
Э7
Электронная библиотечная система «Книгафонд»
 
Э8
Электронная библиотека «Научное наследие России»
 
Э9
Электронная гуманитарная библиотека
 
Э10
Академия Google
 
Э11
Мир энциклопедий
 
Э12
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
 
Э13
Энциклопедия культур
 
Э14
Энциклопедии & Словари
 
Э15
Российская национальная библиотека
 
Э16
Глоссарий.Ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Project Expert
6.3.1.4
Windows 7
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.1.5
Windows 8
6.3.1.6
Windows 8.1
6.3.1.7
Windows 10
6.3.1.8
Astra Linux
6.3.1.9
Libre Office
6.3.1.10
DoctorWeb
6.3.1.11
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.12
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.13
Adobe Reader
6.3.1.14
ABBYY finereader
6.3.1.15
chrome
6.3.1.16
yandex
6.3.1.17
opera
6.3.1.18
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
6.3.2.4
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.5
справочник химика – доступ свободный
6.3.2.6
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
6.3.2.7
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.8
Электронно-библиотечная система
6.3.2.9
Мир энциклопедий
6.3.2.10
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
6.3.2.11
Глоссарий.Ru
6.3.2.12
Научная электронная библиотека
6.3.2.13
Google Книги
6.3.2.14
Issuu – Publications All categories – Most popular
6.3.2.15
Деловые статьи и Интернет-сервисы
6.3.2.16
Архив учебных программ и презентаций
6.3.2.17
Диссертации и авторефераты
6.3.2.18
Научная библиотека
6.3.2.19
Научные журналы
6.3.2.20
Поиск книг в электронных библиотеках
6.3.2.21
Библиотека РАН. Санкт-Петербург. Электронные ресурсы БАН
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.2.22
Все для студента
6.3.2.23
Магазин электронных и аудиокниг
6.3.2.24
Поиск электронных книг
6.3.2.25
официальный сайт Российской государственной библиотеки
6.3.2.26
официальный сайт Российской национальной библиотеки
6.3.2.27
официальный сайт Парламентской библиотеки
6.3.2.28
официальный сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Тематический каталог
6.3.2.29
официальный сайт Библиотеки Администрации Президента РФ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.

Оборудование:  проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №2
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория на 100 мест
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Практические и семинарские занятия должны выработать навыки самостоятельной практической работы. Их основными задачами являются: углубление, расширение и укрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы; приобретение практичеких навыков по курсу. В ходе практических занятий особое внимание должно уделяться формированию навыков обработки и анализа фактического материала, критичности мышления и избирательности в выборе информационных ресурсов и источников для установления взаимосвязи.