2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Факультатив 1
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Факультатив 1
______________ 2022 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
21,8
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14,2
14,2
14,2
14,2
Сам. работа
21,8
21,8
21,8
21,8
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Старший преподаватель, Турантаева Гарсия Гаврильевна  _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Факультатив 1
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна 

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна 

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна 

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна 

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2024 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна 

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у студентов представления об основах организации пожарной безопасности в образовательных учреждениях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
ФТД.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов
2.1.2
Информационные технологии
2.1.3
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.4
основы спасательного дела
2.1.5
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения
2.2.2
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.3
Теория обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.4
Законодательство в безопасности жизнедеятельности
2.2.5
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.6
Производственная (проектно-технологическая) практика
2.2.7
Обеспечение и организация пожарной безопасности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
Уровень 3
В полном объеме знает свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично создавать и достраивать индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
Уровень 2
В достаточном объеме создавать и достраивать индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования
 
Уровень 3
В полном объеме создавать и достраивать индивидуальную траекторию саморазвития при получении основного и дополнительного образования

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов, способностью обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов, способностью обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
Уровень 3
В полном объеме владеет умением рационального распределения временных и информационных ресурсов, способностью обобщать и транслировать свои индивидуальные достижения на пути реализации задач саморазвития
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы
3.1.2
организации противопожарной охраны.Технические средства и оборудование противопожарной службы
3.1.3
Правовые и организационные основы пожарной безопасности,
3.1.4
общие требования к пожарной службе.
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.1.5
Теоретические основы и закономерности горения,методы прогнозирования пожара и расчета его последствий.
3.1.6
Совокупность мероприятий, входящих в систему управления пожарной безопасностью, автоматизированные системы по предотвращению пожаров в образовательных учреждениях
3.1.7
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Оценивать возможный риск появления чрезвычайных ситуаций (пожаров, взрывов). Применять своевременные меры по защите и их ликвидации.Организовывать спасательные работы, грамотно применять средства защиты.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных ситуациях.Организацией спасательных работ. Грамотно применять средства защиты.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Пожарная безопасность

 
1.1
Основные понятия, термины, определения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6
2
0
 
1.2
Структура органов и подразделений пожарной безопасности. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6
2
0
 
1.3
Государственная пожарная служба. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6
2
0
 
1.4
Личный состав пожарной службы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-6
2
0
 
1.5
Виды и задачи пожарной охраны. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-6
2
0
 
 
Раздел 2. Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

 
2.1
Требования к пожарной безопасности в образовательных учреждениях /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-6
2
0
 
2.2
Система оповещения о пожаре в образовательных учреждениях. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6
2
0
 
2.3
Действия и правила поведения при пожаре в образовательных учреждениях. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-6
2
0
 
2.4
Добровольная пожарная охрана в образовательных учреждениях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

7
УК-6
2
0
 
2.5
Обеспечение пожарной безопасности. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6,8
УК-6
2
0
 
2.6
/КрАт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0,2
УК-6
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения контроля знаний

1. Правовая система обеспечения пожарной безопасности.

2. Виды противопожарной службы.

3. Задачи противопожарной службы.

4. Государственный пожарный надзор.

5. Задачи государственного пожарного надзора

6. Ведомственная, добровольная и объединенная пожарные охраны.

7. Права и обязанности граждан, предприятий, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти в 

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
области пожарной безопасности.

8. Определение понятий горения и окисления.

9. Условия, необходимые для горения.

10. Воспламенение и горение жидкостей.

11. Температура самовоспламенения.

12. Границы концентраций воспламенения.

13. Классификация пожаров.

14. Тушение пожаров.

15. Порядок действия при пожаре.

16. Поражающие факторы пожара.

17. Первичные средства пожаротушения.

18. Огнетушащие вещества.

19. Аппараты пожаротушения.

20. Типы огнетушителей.

21. Огнетушители пенные.

22. Огнетушители газовые.

23. Огнетушители порошковые.

24. Общие правила пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, помещений.

25. Требования правил пожарной безопасности учебных заведений.

26. Требования правил пожарной безопасности детских дошкольных учреждений.

27. Планы эвакуации.

28. Пути эвакуации.

29. Классификация лесных пожаров.

30. Основные причины лесных пожаров.

31. Причины распространения пожаров.

32. Пожарная опасность по условиям погоды.

33. Противопожарная профилактика.

34. Виды лесных пожаров и их характеристика.

35. Патрулирование лесов.

36. Оборудования и средства для тушения лесных пожаров.

37. Техника безопасности при тушении лесных пожаров.

38. Особенности противопожарной работы в школе.

39. Формы и методы обучения противопожарной безопасности в учебном заведении.

40. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

 
5.2. Темы письменных работ
ТЕМА РЕФЕРАТОВ

1. История развития пожарной охраны в России.

2. Средства и способы пожаротушения.

3. Физико-химические основы процессов горения и взрыва.

4. Защита предприятий и населения от пожаров и взрывов.

5. Горение и поражающие факторы пожара.

6. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий.

7. Классификация и причины пожаров.

8. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

9. Действия и правила поведения при пожаре. Способы эвакуации населения.

10. Система оповещения о пожаре. Техника, используемая для тушения пожаров.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Промежуточный контроль

После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену.

На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий:

1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать.

2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка.

3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого.

4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества.

Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.

Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом.

Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме 

 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела.

Контрольные вопросы и задания

1. Меры пожарной безопасности.

2. Эвакуация, план действий администрации и сотрудников в случае возникновения пожара.

3. Порядок действий при пожаре.

4. Соблюдение мер пожарной безопасности в образовательном учреждении.

5. Организация обучения правилам пожарной безопасности в образовательном учреждении.

6. Обязанности учителя.

7. Действия учителя и учащихся при пожаре.

8. Пожарная безопасность в быту: в квартире, на лестничной площадке, в лифте и т. п.

9. Алгоритм действий и меры личной безопасности при возникновении пожара дома.

10. Основные задачи пожарной охраны в учебном заведении.

11. Обязанности школьного коллектива по пожаробезопасности в учебном заведении.

12. Причины возникновения пожаров в школе.

13. Психолого-педагогические основы противопожарной работы со школьниками.

14. Формы и методы обучения противопожарной безопасности.

 
1. тестирование

2. Контрольные работы;

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Абрамова С. В., Буйнов Л. Г., Громов Ю. В., Киселева Э. М., Макарова Л. П., Маликова Т. В., Малков С. П., Молодцова Е. Ю., Попова Р. И., Ребко Э. М., Станкевич П. В., Соломин В. П.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Для СПО
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Махов С. Ю.
Безопасность личности. Основы, принципы, методы: Монография
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2013
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
Э3
Поисковая система "Google"
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 10
6.3.1.4
DoctorWeb
6.3.1.5
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.6
Adobe Reader
6.3.1.7
ABBYY finereader
6.3.1.8
chrome
6.3.1.9
opera
6.3.1.10
Microsoft office 2007
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
6.3.2.5
Глоссарий.Ru
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №216
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др. Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.   Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.