2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Естественнонаучная картина мира
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
естественных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Естественнонаучная картина мира
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
11 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
11
11
11
11
Практические
33
33
33
33
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
46,3
46,3
46,3
46,3
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ксхн, доцент, Колесова Татьяна Кимовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Естественнонаучная картина мира
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Главная цель курса «Естественнонаучная картина мира» - ознакомление студентов гуманитарного направления с различными аспектами современного естествознания, раскрытие в доступной форме фундаментальных идей естественнонаучных теорий - концепций.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Учебная  дисциплина «Естественнонаучная картина мира»  в соответствии с  ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» включена в состав  блока 1  и призвана  обеспечить приобретение  студентом  ряда  общекультурных компетенций. 
2.1.2
В содержательном плане дисциплина связана с такими дисциплинами, как философия, биология   и математика, математической статистикой и теорией вероятности. 
2.1.3
Философия
2.1.4
Биология
2.1.5
Математика 
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
проектно-технологическая
2.2.2
Социальная педагогика
2.2.3
научно-исследовательская работа
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.
 
Уровень 2
хорошо основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.
 
Уровень 3
в полном объеме знать основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности.
 
Уровень 2
хорошо применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности
 
Уровень 3
в полном объеме   применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
основными методами обработки информации.
 
Уровень 2
достаточном уровне основными методами обработки информации
 
Уровень 3
в полном объеме владеет основными методами обработки информации
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Знать:
 
Уровень 1
Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
Уровень 2
полностью демонстрирует специальные научные знания в

т.ч. в предметной области

 
Уровень 3
в полном объеме демонстрирует специальные научные знания в

т.ч. в предметной области

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными

потребностями

 
Уровень 2
полностью осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными

потребностями

 
Уровень 3
полном объеме осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет методами анализа педагогической ситуации,  профессиональной  рефлексии на основе

специальных научных знаний

 
Уровень 2
хорошо владеет методами анализа педагогической ситуации,  профессиональной  рефлексии на основе

специальных научных знаний

 
Уровень 3
полном объеме осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять естественнонаучные знания в профессиональной деятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основными методами обработки информации.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Естествознание и окружающий мир. /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
Конспект лекций
 
1.2
Естественнонаучное познание /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.3
История естествознания /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.4
Естество¬знание и нравственные нормы /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.5
Фундаментальные принципы и законы физики /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
Конспект лекций
 
1.6
Свойства пространства и времени /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.7
Современная физика /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

0
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.8
Естественнонаучные знания о веществе /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
Конспект лекций
 
1.9
Развитие химических знаний.  /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.10
Основные понятия и законы химии. Реакционная способность веществ. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.11
Современная химия. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.12
Концепции развития и эволюции Вселенной /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.3

3
УК-1 ОПК-8
6
0
Конспект лекций
 
1.13
Масштабы раз¬меров и расстояний во Все¬ленной. Методы оценки и измерения времени. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.14
Современные науки о космосе и Земле. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.15
Концепции биологических систем /Лек/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
Конспект лекций
 
1.16
Особенности биологического уровня организации материи. Принципы воспроизводства и развития живых систем.  /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

4
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.17
Основные понятия генетики. Кон¬цепции возникновения жизни. Теория эволюции. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

4
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.18
Современная биология. /Пр/
Л1.1Л2.4

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.19
Человек как предмет естествознания /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

2
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.20
Концепции экологии. Организм, популя¬ция, биоценоз, экосистема. Биосфера и ноосфера. Глобализация биосферных процессов. /Пр/
Л1.1Л2.4 Л2.3

3
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.21
самостоятельная работа /Ср/
Л1.1Л2.4 Л2.3 Л2.2 Л2.1

64
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.22
/Экзамен/

33,7
УК-1 ОПК-8
6
0
 
1.23
/КрАт/

2,3
УК-1 ОПК-8
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Текущий контроль знаний Вопросы для подготовки к контрольной работе № 1    • Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь. • Особенности естественнонаучного познания. Естественнонаучная картина мира. • Структура естественнонаучного познания. • Методы естественнонаучного познания. Границы научного метода. • Научное объяснение. Объяснение и понимание. • Становление естественнонаучных программ  в древнегреческой культуре. • Особенности естественнонаучных воззрений в эпоху Средневековья. Схоластическая картина природы. • Познание природы в эпоху Возрождения. Коперниканская революция. • Научная революция XVII в. Мировоззренческие основания науки Нового времени. Возникновение экспериментального естествознания. • Формирование предпосылок классической механики. Открытия Кеплера и Галилея. • Ньютонианская революция. Создание теории тяготения. • Особенности естествознания XVIII -  первой половины XIX в. • Научная революция в физике начала  XX в. • Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира. • Особенности понимания пространства и времени в классической механике. Принцип относительности. Абсолютное пространство и абсолютное время. • Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Философские выводы из теории относительности. • Свойства пространства и времени. • Физика микромира. Развитие представлений о строении атома. Планетарная модель атома Резерфорда. Теория атома Н. Бора. • Принцип неопределенности Гейзенберга. Проблема интерпретации в квантовой механике. Принцип дополнительности. • Фундаментальные физические взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия). • Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Основные характеристики  элементарных частиц. Контрольная работа проводится в виде тестовых заданий. Критерии оценки: правильных ответов  от 90 до 100% - «отлично», от 80 до 89%– «хорошо»,  от 70 до 79% – «удовлетворительно», меньше 70 % - «неудовлетворительно». Примерный список контрольных вопросов для проведения текущего и промежуточного контроля: 1.Основные закономерности развития естествознания. • Предмет естествознания. Основная терминология. • Роль практики и относительная самостоятельность развития естествознания. • Основные этапы развития естествознания. • Панорама и тенденции развития естествознания. • Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. • Критика и борьба мнений в науке. • Взаимодействие естественных наук. Научный метод. • Дифференциация и интеграция естественных наук. • Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность». • Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации. • Проблема материи – один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания. • Корпускулярная концепция описания природы. • Континуальная концепция строения материи. • Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов.
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
• Структурность и системная организация материи как важнейший ее атрибут. • Проявление структурной бесконечности материи. • Системная организация материи. • Структурные уровни различных сфер. • Структура живой природы. • Законы сохранения. • Законы взаимодействия, близкодействия, дальнодействия. • Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. • Пространство, время. Классический принцип относительности. • Релятивистская механика. Теория относительности Эйнштейна. • Фундаментальные физические законы. • Динамические закономерности в природе. • Статистические закономерности в природе. • Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. • Закон возрастания энтропии. Принцип минимума диссипации энергии. • Современная модель Вселенной. • Структура Вселенной. • Теория большого взрыва и инфляционная теория. • Рождение и эволюция планет, звезд, галактик. • Внутреннее строение и история геологического развития Земли. • Современные концепции развития геосферных оболочек. • Литосфера как абиотическая основа жизни. • Географическая оболочка земли. • Основные законы химии. • Концепция структурной химии. • Химические системы. • Энергетика химических процессов. • Проблемы эволюционной химии. • Основные этапы становления идеи развития в биологии. • Концепции происхождения живого. • Значения работ Л.Пастера для понимания особенностей мирового эволюционного процесса. • Гипотеза Опарина. • Биоэнергоинформатика. Триединство Вселенной: материя, энергия, информация. • Эволюция как развитие изучаемого процесса. • Биосфера как живая самоорганизующаяся система. • Общие черты мирового эволюционного процесса. • Учение В.И.Вернадского о биосфере. • Генетика и эволюция. • Законы генетики Менделя. Хромосомная теория Т.Моргана. • Мутации. • Генная инженерия как новый этап биологической эволюции. • Биоэтика, сущность и основные проблемы. • Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы. • Биосфера и космические циклы. Концепция А.Л.Чижевского. • Концепция происхождения человека. • Ноосферный гуманизм и проблемы экологии. • Законы экологии. • Основы синергетики. • Сущность проблемы самоорганизации в свете современной науки. • Механизмы самоорганизации. • Характеристики процесса самоорганизации. • Понятие о гомеостазе. • Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. • Теория двойственности обратной связи. • От классической термодинамики к синергетике. • Экология человека и медицина. • Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой. • Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. • Мозг как орган сознания. • Валеоология – новая наука о здоровье души и тела, направленная на поддержание стабильной жизнедеятельности организма. • Неординарные способности и возможности человека. • Здоровье без лекарств. • Эволюционно – экологические основы феномена здоровья. • Человек как часть монолита живого вещества. • Биологическая целостность мира. Общие критерии оценивания: • Знание и понимание основных моделей картин мира
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
• Понимание научных методов • Посещаемость лекций и семинарских занятий • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы Оценка  знаний  по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» на  экзамене  предполагает  дифференцированный  подход  к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей. Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.   «Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком  всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы  убедительно  и доказательно.  Студент  умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ  предмета,  но имеются  значительные  пробелы  в усвоении  материала,  затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. «Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы. Образовательные технологии Традиционные технологии: Лекции и семинарские (практические) занятия. Активные технологии: • Самостоятельная  работа  студентов с учебной литературой, электронными ресурсами. • Устные ответы на семинарских занятиях. Интерактивные технологии: • Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов. • Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах. Промежуточный контроль После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену. На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий: 1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать. 2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка. 3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого. 4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества. Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями. Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом. Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы для доклада • Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь. • Особенности естественнонаучного познания. Естественнонаучная картина мира. • Структура естественнонаучного познания. • Методы естественнонаучного познания. Границы научного метода. • Научное объяснение. Объяснение и понимание. • Становление естественнонаучных программ  в древнегреческой культуре. • Особенности естественнонаучных воззрений в эпоху Средневековья. Схоластическая картина природы.
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
• Познание природы в эпоху Возрождения. Коперниканская революция. • Научная революция XVII в. Мировоззренческие основания науки Нового времени. Возникновение экспериментального естествознания. • Формирование предпосылок классической механики. Открытия Кеплера и Галилея. • Ньютонианская революция. Создание теории тяготения. • Особенности естествознания XVIII -  первой половины XIX в. • Научная революция в физике начала  XX в. • Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира. • Особенности понимания пространства и времени в классической механике. Принцип относительности. Абсолютное пространство и абсолютное время. • Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Философские выводы из теории относительности. • Свойства пространства и времени. • Физика микромира. Развитие представлений о строении атома. Планетарная модель атома Резерфорда. Теория атома Н. Бора. • Принцип неопределенности Гейзенберга. Проблема интерпретации в квантовой механике. Принцип дополнительности. • Фундаментальные физические взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия). • Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи. Основные характеристики  элементарных частиц.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Система  контроля  за  ходом  и  качеством  усвоения  студентами  содержания  данной дисциплины включает следующие виды: Текущий  контроль – проводится  систематически  с  целью   установления  уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам  текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты  являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный  контроль – оценка    уровня    освоения    материала    по  самостоятельным  разделам  дисциплины. Проводится  в  заранее  определенные сроки.  Проводится  два   промежуточных  контроля  в  семестр.  В  качестве  форм контроля     применяют      коллоквиумы,       контрольные       работы,    самостоятельное выполнение  студентами домашних  заданий    с  отчетом  (защитой),  тестирование  по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
При изучении дисциплины ЕНКМ предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В.К.Воронов М.В.Гречнева Р.З.Сагдеев
Основы современного естествознания
, 1999
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л.Б.Рыбалов,Т.Е.Россолимо
Концепции современного естествознания
, 1997
 
Л2.2
В.Н.Лавриненко,В.П.Ратникова
Концепции современного естествознания
, 1997
 
Л2.3
А.А.Горелов
Концепции современного естествознания
, 1999
 
Л2.4
Лычагина С.Н
Естественные науки Астраханский гос. университет
Астрахань: Астраханский университет, 2007
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Windows 8
6.3.1.2
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.3
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
Библиотека
Аудитория
Оснащенность
Назначение
читальный зал 
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
учебно-методические пособия, раздаточный материал, ситуационные задачи, видеофильмы.
1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать: 
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Одно из средств формирования самостоятельной работы – это работа над контрольной работой, что требует не только понимания задания (темы), но и обобщения, умения делать выводы, кратко излагать содержание прочитанной литературы, из справочников, словарей,  из средств массовой информации. В круге наук естествознанию принадлежит особое место. Возрастающее влияние естествознания на все сферы жизни человека, общества определяет непреходящую актуальность изучения концепций современного естествознания. В процессе самостоятельной работы студенты должны вырабатывать адекватное отношение к окружающей среде, творческое диалектическое мышление, осознать естественнонаучные основы современных технологий, энергетики, экологии, глобальных проблем. Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др. Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте 
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.   Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклада должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.