МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа на промежуточную аттестацию
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
кбн, Препод., Абрамова ВР _________________
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 2022-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель изучения дисциплины состоит в том, чтобы дать студентам необходимые знания о специфике организма человека, закономерностях его биологического и социального развития, функциональных возможностях детского организма в разном возрасте, основных психофизиологических механизмах ориентировочной, познавательной и учебной деятельности как фундамента для изучения психологии и педагогики, а также дисциплин медико-биологического блока, содействовать становлению общекультурных и профессиональных компетенций посредством формирования систематизированных знаний с последующим их применением в педагогической деятельности и использованием для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания гуманного отношения к детям. Основные теоретические положения дисциплины излагаются на лекциях, освоение методик измерения функциональных показателей и их оценки осуществляется на лабораторных и семинарских занятиях, качество знаний оценивается по результатам выполнения контрольных тестов и заданий.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Гигиена труда и производственная санитария
Здоровьесберегающие технологии в среде молодежи
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
недостаточно знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно- гигиеническими
нормами
знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно- гигиеническими
нормами
в полном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно- гигиеническими
нормами
недостаточно Умеет обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении
чрезвычайных ситуаций
Умеет обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении
чрезвычайных ситуаций
в полном объеме умеет обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении
чрезвычайных ситуаций
недостаточно оценивает степень потенциальной опасности и
использует средства индивидуальной и коллективной защиты
Оценивает степень потенциальной опасности и
использует средства индивидуальной и коллективной защиты
в полном объеме оценивает степень потенциальной опасности и
использует средства индивидуальной и коллективной защиты
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
недостаточно демонстрирует знания психолого-
педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Демонстрирует знания психолого-
педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
в полном объеме демонстрирует знания психолого-
педагогических технологий в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
недостаточно демонстрирует умения
дифференцированного отбора психолого-
педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с
целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
Демонстрирует умения
дифференцированного отбора психолого-
педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с
целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
в полном объеме демонстрирует умения
дифференцированного отбора психолого-
педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с
целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
недостаточно применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями
Применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями
в полном объеме применяет психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся
с особыми образовательными потребностями
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
недостаточно демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
в полном объеме демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
недостаточно осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными
потребностями
Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными
потребностями
в полном объеме осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными
потребностями
недостаточно владеет методами научно-
педагогического исследования в предметной области
Владеет методами научно-
педагогического исследования в предметной области
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
в полном объеме владеет методами научно-
педагогического исследования в предметной области
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
характеристику общих, специфических (при разных типах нарушений) закономерностях и индивидуальных особенностях психического и психофизиологического развития, особенностях регуляции поведения детей дошкольного возраста
использовать общие, специфические сведения (при разных типах нарушений) о
закономерностях и индивидуальных особенностях психического и психофизиологического развития детей, особенностях регуляции поведения и деятельности школьника на различных возрастных ступенях для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся
технологиями применения общих, специфических сведений о закономерностях
и индивидуальных особенностях психического и психофизиологического развития, особенностях регуляции поведения и деятельности младших школьников
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предмет и содержание курса. Общие закономерности роста и развития организма. Возрастная периодизация.
Л1.4 Л1.3Л2.8 Л2.1 Л2.7 Л2.3
Э1
Раздел 2. Тема 2. Гуморальная регуляция функций организма. Строение, функции и возрастные особенности желёз внутренней секреции
Строение, функции и возрастные особенности желёз внутренней секреции /Лек/
Раздел 3. Тема 3. Нервная регуляция функций организма и её возрастные особенности
Тема 3. Нервная регуляция функций организма и её возрастные особенности /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2Л2.8 Л2.7 Л2.2 Л2.6 Л2.5 Л2.4
Э1 Э2 Э3
Раздел 4. Тема 4. Сенсорные системы
Тема 4. Сенсорные системы /Лек/
Л1.4 Л1.1 Л1.2 Л1.3
Э1 Э2 Э3
Раздел 5. Тема 5. Кровь. Сердечно-сосудистая система
Тема 5. Кровь. Сердечно-сосудистая система /Лек/
Раздел 6. Тема 7. Пищеварительная система Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Тема 7. Пищеварительная система
Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности. Значение печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание и моторная функция кишечника.
/Лек/
Раздел 7. Тема 8. Мочевыделительная и половая системы. Кожа Строение и функции почек, возрастные особенности. Строение нефрона. Механизм образования и выведения мочи. Регуляция деятельности почек. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика. Строение и функции кожи, её особенности у детей разного возраста. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
Тема 8. Мочевыделительная и половая системы. Кожа
Строение и функции почек, возрастные особенности. Строение нефрона. Механизм образования и выведения мочи. Регуляция деятельности почек. Ночное недержание мочи (энурез), его причины и профилактика. Строение и функции кожи, её особенности у детей разного возраста. Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.
/Лек/
Раздел 8. Тема 9. Высшая нервная деятельность, нейрофизиологические основы поведения и обучения. Основы современной общей теории поведения. Классификация форм поведения организма. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и механизм образования условных рефлексов.
Тема 9. Высшая нервная деятельность, нейрофизиологические основы поведения и обучения.
Основы современной общей теории поведения. Классификация форм поведения организма. Высшая нервная деятельность (ВНД) и её роль в формировании поведения. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Правила и механизм образования условных рефлексов.
/Лек/
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Раздел 9. тема 10.Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Центры речи. Развитие речи ребенка в онтогенезе. Экспрессивная и импрессивная речь.
Речь, нейрофизиологические и морфологические основы. Центры речи. Развитие речи ребенка в онтогенезе. Экспрессивная и импрессивная речь. /Лек/
Раздел 10. тема 1.Тема 1.Закономерности роста и развития детского организма
Тема 1.Закономерности роста и развития детского /Пр/
Раздел 11. тема 2.Тема 2. Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной/
Развитие регуляторных систем организма (гуморальной и нервной /Пр/
Раздел 12. Тема 3. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах
Тема 3. Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах /Пр/
Раздел 13. Тема 4. Возрастные особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции. Питание детей и подростков
Тема 4. Возрастные особенности обмена веществ, энергии и терморегуляции. Питание детей и подростков /Пр/
Раздел 14. Тема 5. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата
Тема 5. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата /Пр/
Раздел 15. Тема 6. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга
Тема 6. Анатомо-физиологические особенности созревания /Пр/
Раздел 16. Тема 7. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь
Тема 7. Психофизиологические аспекты поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь /Пр/
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Раздел 17. Тема 8. Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей
Гигиена среды развития, воспитания и обучения детей /Пр/
Раздел 18. тема 9.Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению
Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению /Пр/
Раздел 19. тема 1.Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных этапах
Изменение функции сенсорных, моторных, висцеральных систем на разных возрастных /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольные вопросы по теме: «Значение возрастной анатомии, физиологии и гигиены для педагогики. Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Влияние наследственности и среды на развитие ребенка»
1. Общие закономерности роста и развития организма.
2. Организм как организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой.
3. Закономерности роста и развития организма.
4. Клетки. Ткани организма, их структура.
5. Возбудимые ткани. Раздражимость, возбудимость. Процесс возбуждения. Мембранный потенциал. Потенциал действия.
6. Закономерности возрастного развития. Понятие о возрастной норме.
7. Рост и развитие, их соотношение, сроки развития и созревания детского организма, количественные и качественные изменения в деятельности физиологических систем.
8. Влияние наследственности на развитие организма.
9. Периоды развития организма.
10. Этапы индивидуального возрастного развития человека.
11. Возрастная периодизация. Схема возрастной периодизации.
12. Рост и пропорции тела на разных этапах развития.
13. Критические (сенситивные) периоды жизни ребёнка.
Контрольные вопросы по теме: «Онтогенетическое развитие опорнодвигательного аппарата. Возрастные изменения в строении скелета. Возрастные этапы и закономерности развития мышечной деятельности»
1.. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья человека. Размеры и форма тела.
2. Закономерности роста и развития детского организма.
3. Пренатальное развитие. Эмбриогенез. Плодный период.
4. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.
5. Постнатальное развитие. Период новорожденности. Грудной возраст.
6. Особенности развития ребенка в периоде первого детства. Возраст «кризиса 7 лет».
7. Характеристика особенностей морфофункционального развития детей в возрасте второго детства.
8. Возрастные особенности взаимоотношения структуры и функции в подростковом периоде онтогенеза.
9. Показатели и стандарты (нормативы) физического развития.
10. Возрастные изменения общего плана строения тела.
11. Морфологические критерии биологического возраста. Телосложение и конституция. 12. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Рост и развитие костей в онтогенезе.
13. Развитие моторной функции с возрастом и под влиянием внешней среды. Мышцы и связки. Возрастные этапы и закономерности развития мышечной деятельности.
14. Отклонения физического развития, их значение для здоровья.
15. Состояние здоровья современных детей и подростков.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Контрольные вопросы по теме: «Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития. Организм - как единое целое. Показатели физического развития и их оценка. Соматотипы»
1. Орган и его функция. Организм как единое целое.
2. Физиологическая система.
3. Функциональная система, ее динамичность.
4. Общий план строения, структурно-функциональный подход к изучению организма.
5. Организм как целостная система.
6. Основные структурно-функциональные блоки организма человека.
7. Соматотипы. Факторы формирования соматотипа.
8. Онтогенез. Этапы онтогенеза.
9. Возрастная периодизация. Этапы индивидуального развития человека.
10. Критические и сенситивные периоды онтогенеза.
11. Системный принцип организации физиологических функций в онтогенезе.
12. Единство организма и среды. Гомеостаз и регуляция функций в организме.
13. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития.
14. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья и социального благополучия. Биологическая акселерация.
15. Децелерация. 16. Оценка физического развития.
17. Прикладное значение антропометрических исследований.
18. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
Контрольные вопросы по теме: «Анатомо-физиологические особенности систем организма на разных этапах онтогенеза. Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Морфофункциональные и возрастные особенности системы дыхания»
1. Состав внутренней среды организма. Возрастные особенности состояния внутренней среды организма.
2. Кровь, состав и функции. Клетки крови – эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, их функции, плазма. Возрастные особенности крови.
3. Группы крови. Переливание крови.
4. Гемоглобин. Виды и соединения гемоглобина. Возрастные особенности гемоглобина.
5. Гомеостаз. Нарушения гомеостаза. Важнейшие биологические константы крови.
6. Специфические и неспецифические (гуморальные) защитные механизмы. Клеточные защитные механизмы.
7. Иммунитет, особенности иммунитета у детей. Аллергические реакции. Иммунизация. Прививки.
8. Значение дыхания для организма. Система кислородного обеспечения организма.
9. Дыхание, его основные этапы. Механизм внешнего дыхания.
10.Строение органов дыхания.
11.Газообмен в легких. Транспорт кислорода кровью. Газообмен в тканях.
12.Возрастные особенности органов дыхания.
13.Дыхательный центр. Рефлекторная саморегуляция дыхания.
14.Регуляторные влияния на дыхательный центр со стороны высших отделов головного мозга (гипоталамус, лимбическая система, кора больших полушарий).
15.Гуморальная регуляция дыхания. Механизм первого вдоха новорожденного ребенка. 16.Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении газовой среды.
17.Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.
Контрольные вопросы по теме: «Морфофункциональные и возрастные особенности системы кровообращения. Рефлекторные влияния на деятельность сердца и сосудов»
1. Сердечно-сосудистая система как индикатор состояния целостного организма.
2. Внешние проявления деятельности сердца.
3. Общая схема кровообращения.
4. Сердечно-сосудистая система. Малый и большой круги кровообращения.
5. Строение и работа сердца, возрастные особенности.
6. Сердечный цикл, частота сердечных сокращений, понятие сердечного выброса (систолического и минутного).
7. Значение системы кровообращения для роста и развития детей.
8. Артериальное давление. Методы измерения артериального давления.
9. Давление крови в покое, после физической нагрузки и в период восстановления к исходному уровню.
10. Типы кровообращения и типы реакций системы кровообращения на физическую нагрузку (нормотонический, гипотонический, гипертонический, ступенчатый).
11. Методы исследования сердечно-сосудистой системы.
12. Электрокардиография – метод регистрации возбуждений сердечной мышцы.
13. Регуляция деятельности сердца.
14. Значение физических тренировок для развития резервных возможностей сердечной мышцы.
Контрольные вопросы по теме: «Возрастные особенности пищеварительной системы. Обмен веществ и энергии. Возрастные особенности органов выделения»
1. Значение процесса пищеварения для организма.
2. Строение желудочно-кишечного тракта. Желудок, ферменты желудочного сока, моторная функция.
3. Печень. Роль желчи в пищеварении.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
4. Всасывание в тонкой кишке. Механизм всасывания. Регуляция пищеварения.
5. Питание. Структурные компоненты пищевых веществ. Белки, жиры, углеводы.
6. Макро- и микроэлементы. Полноценные и неполноценные белки.
7. Витамины, авитаминоз, нарушения обмена веществ.
8. Энергетическая ценность продуктов питания.
9. . Гигиена органов желудочно-кишечного тракта.
10. Обмен веществ и энергии. Энергетический баланс организма.
11. Основной обмен. Возрастная динамика основного обмена.
12. Энергетическая стоимость процессов роста и развития.
13. Терморегуляция. Особенности терморегуляции у детей.
14. Теплопродукция. Виды теплопродукции.
15. Теплоотдача. Способы отдачи тепла с поверхности тела.
16. Выделительная система. Органы выделения. Особенности выделительной функции у детей.
17. Почка - основной орган выделительной системы. Возрастные особенности функционирования почек.
18. Нефрон – структурно-функциональная единица почки.
19. Кожа. Потовые железы. Строение, функция.
20. Гигиена кожи как органа. Возрастные изменения кожи.
21. Энергетические затраты в процессе роста и развития. Темпы роста, «скачки роста». 22. Процесс мочеиспускания, его регуляция. Возрастные особенности.
Контрольные вопросы по теме: «Развитие регуляторных систем (гуморальной, нервной). Эндокринная система и её возрастные особенности. Анатомия и физиология нервной системы и её возрастные особенности. Вегетативная нервная система»
1. Железы внутренней секреции.
2. Гормоны. Возрастные особенности гормональной функции.
3. Гипоталамо-гипофизарная система, роль в регуляции эндокринных желез.
4. Понятие о половом созревании. Стадии полового созревания. Биологическая и социальная роль мужчины и женщины.
5. Строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы.
6. Рефлекс. Рефлекторная дуга – материальная основа рефлекса.
7. Строение спинного мозга. Спинномозговые рефлексы, их виды и значение.
8. Центры продолговатого мозга, проводящие пути.
9. Рефлекторная и проводниковая функция продолговатого мозга.
10. Средний мозг. Роль среднего мозга в поддержании равновесия тела, регуляции и перераспределения мышечного тонуса.
11. Ретикулярная формация.
12. Мозжечок. Роль мозжечка в регуляции двигательных функций.
13. Промежуточный мозг. Гипоталамус. Основные функции гипоталамуса.
14. Таламус. Специфические и неспецифические ядра таламуса.
15. Строение и функции лимбической системы. Роль гипоталамуса и лимбической системы в формировании эмоций, мотиваций, памяти.
16. Созревание мозга в онтогенезе ребенка.
17. Вегетативная нервная система – симпатический и парасимпатический отделы, ее влияния на функции внутренних органов.
Контрольные вопросы по теме: «Высшая нервная деятельность. Развитие речи. Память. Типы ВНД. Сенсорные системы организма и их возрастные особенности»
1. Нейронная организация коры больших полушарий.
2. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные (условные рефлексы) формы поведения человека Высшая нервная деятельность.
3. Учение И.П. Павлова о типах ВНД.
4. Индивидуальные типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка и его поведение.
5. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности. Развитие механизмов речи. Речь и ее мозговая ориентация.
6. Системная организация мозговой деятельности.
7. Эмоции и мотивации, особенности у детей.
8. Нарушения высшей нервной деятельности (неврозы), их профилактика и коррекция.
9. Зрительно-пространственное восприятие. Зрительно-моторная координация.
10. Слухо-моторная координация и развитие движений.
11. Соотношение эмоционального и интеллектуального развития.
12. Ориентировочный рефлекс и концентрация внимания.
13. Развитие памяти и объемов внимания. Виды и механизмы памяти. Память у детей.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Контрольные вопросы по теме: «Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению. Состояние здоровья детей и подростков. Гигиенические основы режима дня. Понятие об утомлении»
1. Самосознание и самооценка. Социальное развитие. Адаптация к бытовым условиям, окружающей жизни, к школе.
2. Индивидуальное, групповое, коллективное и общественное поведение.
3. Умственная и физическая работоспособность, факторы их определяющие.
4. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
5. Готовность к обучению.
6. Показатели состояния здоровья детского населения. Группы здоровья.
7. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность.
8. Влияние условий обучения и воспитания на состояние здоровья учащихся.
9. Понятие об утомлении. Переутомление. Профилактика переутомления.
10.Стресс, особенности последствий у детей.
11.Проявление утомления в детском возрасте.
12.Физическая и умственная работоспособность. Отдых, значение активного отдыха. 13.Возрастные уровни показателей умственной работоспособности.
14.Фазы работоспособности.
15.Физиолого-гигиенические нормативы общей учебной нагрузки.
16.Гигиенические требования к построению расписания.
17.Режим дня, его отдельные элементы и их значение.
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов
1. Физическое развитие – важный показатель состояния здоровья.
2. Нарушение опорно-двигательного аппарата школьника.
3. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом.
4. Функциональные возможности организма в связи с его возрастными
особенностями.
5. Особенности сердечно-сосудистой системы под влиянием физической
нагрузки.
6. Естественные факторы природы в системе физического воспитания.
7. Инфекционные заболевания у детей и их профилактика.
8. Особенности иммунной системы детей. Иммунопрофилактика.
9. Гигиена дыхания. Влияние углекислоты на дыхательную функцию.
10. Влияние лекарственных веществ на организм человека.
11. Негативное влияние курения на функциональное состояние организма.
12. Значение питательных веществ для организма.
13. Заболевания, вызванные неправильным питанием, их профилактика.
14. Роль нервной системы в обеспечении жизнедеятельности и здоровья организма.
15. Условные рефлексы - основа высшей нервной деятельности.
16. Врожденные (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенные
(условные рефлексы) формы поведения человека.
17. Речь как специфическая деятельность человеческого мозга. Организация речевой деятельности.
31
18. Развитие механизмов речи. Речь и мышление.
19. Типы высшей нервной деятельности (работы Гиппократа, Павлова и
др.). Методы определения типа ВНД.
20. Теории происхождения и функционального значения эмоций.
21. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
22. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности в процессе
учебной деятельности.
23. Режим дня, возрастные особенности и значение для здоровья.
5.3. Фонд оценочных средств
ОПК-6 готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Знать: закономерности физиологического и психического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды.Уметь:
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
формировать общие гигиенические навыки и бороться с вредными привычками.Владеть (иметь навык(и)): навыками обеспечения охраны жизни и здоровья
ПК-1 готовностью реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов
Собеседование, контрольная работа, тесты, ситуационные задачи, реферат, творческое задание
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Сапин М.Р., Брыскина З.Г.
Анатомия и физиология детей и подростковv922: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов
М.: Изд. центр "Академия", 2000
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И.
Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования
М.: Изд. центр "Академия", 2005
Иваницкий М.Ф., Никитюк Б.А.
Иваницкий М. Ф., Никитюк Б. А., Гладышева А. А., Судзиловский Ф. В.
Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник для институтов физической культуры
Москва: Издательство «Спорт», Человек, 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Физиология спорта: Учебное пособие
Томск: Томский политехнический университет, 2011
Физиология человекаv922: [Текст]: Учеб. для магистрантов и аспирантов
Солодков А.С., Сологуб Е.Б.
Физиология человека. Общая. Споривная. Возрастная.: Учебник
Анатомия человека: учебник
Анатомия, физиология, психология человека: Краткий иллюстрированный словарь
Дудель Й., Рюэгг Й. и др.
Физиология человека. В 3-х томах.: учебник
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник
Москва: Советский спорт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
официальный сайт Российской государственной библиотеки
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная аудитория на 100 мест
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебным планом на изучение дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций, а также семинарских и лабораторно - практических занятий. Формой контроля знаний по итогам освоения предмета является зачет. Одним из центральных звеньев в учебно-познавательной деятельности студентов является самостоятельная работа с учебным материалом. При самостоятельной проработке учебного материала необходимым элементом работы является конспектирование. Записи содействуют лучшему и прочному освоению знаний, по мере необходимости им можно пользоваться к зачету. Можно использовать следующие формы записей: цитирование, план, тезисы, аннотация, конспект. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по изучению того или иного учебного материала, необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом и списком рекомендуемой литературы, затем необходимо прочитать записи лекций, ознакомиться с материалами учебного пособия и прочитать учебный материал. При составлении конспектов необходимо исходить из последовательности изложения учебного материала, раскрывая содержание темы по вопросам, данным в тематическом плане. Содержание тематических планов совпадает с порядком изложения учебного материала в учебнике, пособии, обучающем тексте.
Конспекты рекомендуется вести в отдельной тетради. В начале конспектов лучше сделать оглавление, что впоследствии дает возможность быстро отыскать в тетради нужную тему. Кроме того, следует указывать источники, по которым составляется конспект , авторы, год написания. Для того, чтобы в процессе освоения учебных материалов больше участвовала зрительная память, подчеркивайте цветными маркерами выводы, формулы или наиболее важные мысли.
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля.
В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.
Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.