2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Основы медицинских знаний знаний и оказания первой медицинской помощи
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
естественных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы медицинских знаний знаний и оказания первой медицинской помощи
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 5
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
14
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
11
11
11
11
Практические
11
11
11
11
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
24,3
24,3
24,3
24,3
Сам. работа
14
14
14
14
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Программу составил(и):
 
 
кандидат педагогических наук, доцент, Коркин Евгений Васильевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Основы медицинских знаний знаний и оказания первой медицинской помощи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 4
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель дисциплины - создание целостного представления, что от своевременного оказания первой медицинской помощи зависит дальнейшее состояние пострадавшего. Неотложные состояния требуют немедленного вмешательства, так как угрожают человеку либо потерей жизни, либо инвалидностью. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Физиология человека
2.1.2
Анатомия человека
2.1.3
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Тренерская практика
2.2.2
Профессионально-ориентированная
2.2.3
тренерская
2.2.4
педагогическая
2.2.5
профессионально-ориентированная
2.2.6
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.7
Основы безопасности дорожного движения
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основы работы в экстремальных условиях;
3.1.2
- признаки (симптомы) нарушений жизненно важных систем организма;
3.1.3
- правила, методы, приемы оказания ПДНП  применительно к особенностям   конкретного человека в зависимости от ситуации;
3.1.4
- способы транспортировки пострадавших и др.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- оценивать состояние пострадавшего, диагностировать вид, особенности поражения (травмы), определять вид необходимой первой медицинской помощи, последовательность проведения соответствующих мероприятий;
3.2.2
- правильно осуществлять весь комплекс экстренной реанимационной помощи, контролировать эффективность и при необходимости корректировать реанимационные мероприятия с учетом состояния пострадавшего;  
3.2.3
- останавливать кровотечение путем наложения жгута, давящих повязок и др.;
3.2.4
- накладывать повязки, косынки, транспортные шины при переломах костей скелета, вывихах, тяжелых ушибах;
3.2.5
- оказывать помощь при поражениях электрическим током, в том числе в экстремальных условиях (на опорах ЛЭП и пр.), при утоплениях, тепловом, солнечном ударе, при острых отравлениях;
3.2.6
- использовать подручные средства при оказании ПДНП, при переносе, погрузке, транспортировке пострадавшего;
3.2.7
- определить необходимость вызова скорой медицинской помощи, медицинского работника, эвакуировать пострадавшего попутным (неприспособленным) транспортом, пользоваться аптечкой скорой помощи.
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.3.1
- полностью правилами наложения шины,
3.3.2
- способами остановки наружного кровотечения,
3.3.3
- правилами бинтования,
3.3.4
- техники искусственной вентиляции легких,
3.3.5
- техники наружного массажа сердца
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение в курс. Принципы и порядок оказания первой медицинской помощи. Раны. Первая медицинская помощь при ранах. Десмургия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

1
5
0
 
1.2
Первая медицинская помощь как комплекс мероприятий само- и взаимопомощи, направленный на спасение человека при угрожающих его жизни состояниях. Понятие неотложного состояния. Классификация травм от воздействия внешних факторов.

Мероприятия в рамках первой медицинской помощи, порядок их проведения при травмах и внезапных заболеваниях. Понятие этапности при оказании первой медицинской помощи. Первый этап: максимально быстрое устранение действия повреждающих факторов. Второй этап: оказание первой медицинской помощи в соответствии с характером повреждения. Третий этап: транспортировка с места бедствия и госпитализация в лечебное учреждение.

Понятие об асептике и антисептике. Перевязочные материалы. Представления о транспортной иммобилизации. Медицинская аптечка: укомплектованность и назначение. Подручные перевязочные и иммобилизационные средства. Раны: понятие, виды, основные признаки различных видов ран, возможные осложнения.

Оказание первой медицинской помощи при ранах. Первичная обработка раны. Классификация повязок. Бинтовые повязки, их виды, правила наложения. Варианты бинтовых повязок на различные части тела.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

1
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.3
Безопасность работы при оказании помощи пострадавшим. Права

пациента при оказании ему неотложной помощи.

Правила использования аптечки первой помощи при «аварийной ситуации».

Организация ПМП в условиях чрезвычайной ситуации. Поражающие факторы, их

характеристика. Взаимодействие с бригадами скорой медицинской помощи и

спасателей. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

3
5
0
 
1.4
Терминальные состояния. Клиническая смерть. Принципы и методы реанимации.Асфиксия (удушение). Первая медицинская помощь при различных вариантах асфиксии. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.5
Понятие терминальных состояний. Их виды и проявления. Клиническая и биологическая смерть, их признаки. Длительность периода клинической смерти в зависимости от условий окружающей среды и состояния организма человека. Основные причины внезапной остановки сердечной деятельности и дыхания.

Понятие реанимации. Противопоказания к проведению реанимационных мероприятий. Алгоритм действий реаниматоров. Принципы и методы восстановления проходимости дыхательных путей. Техника проведения искусственной вентиляции легких способом изо рта в рот, изо рта в нос. Методика проведения непрямого массажа сердца. Особенности техники непрямого массажа сердца у детей. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий. Асфиксия: понятие, классификация, основные признаки.

Странгуляционная асфиксия (повешение, удавление петлей, руками). Признаки данного вида асфиксии и первая медицинская помощь.

Обтурационная асфиксия (попадание инородного тела в дыхательные пути). Признаки перекрытия верхних дыхательных путей. Первая медицинская помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.

Утопление. Виды утопления: истинное, «сухое», вызванное внезапной остановкой сердца и дыхания. Оказание первой помощи при утоплении.

Компрессионная асфиксия от сдавливания грудной клетки и живота (в толпе, при придавливании тяжелыми предметами и др.). Первая медицинская помощь при компрессионной асфиксии.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
1.6
Определение понятий: терминальные состояния, биологическая смерть. Понятие о сердечно-легочной реанимации (СЛР). Показания и противопоказания к проведению СЛР. Продолжительность реанимации. Восстановление проходимости дыхательных путей. Проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ), непрямого массажа сердца. Определение эффективности проведения ИВЛ, непрямого массажа сердца.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

1
5
0
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.7
Раны. Первая медицинская помощь при ранах. Десмургия.

Кровотечение. Первая медицинская помощь при наружном и внутреннем кровотечении.

Механическая травма. Первая медицинская помощь при повреждениях мягких тканей, костей и суставов.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.8
Раны: понятие, виды, основные признаки различных видов ран, возможные осложнения.

Оказание первой медицинской помощи при ранах. Первичная обработка раны. Классификация повязок. Бинтовые повязки, их виды, правила наложения. Варианты бинтовых повязок на различные части тела.  Кровотечение: понятие, причины (заболевания, механические повреждения). Виды кровотечений: наружное и внутреннее, артериальное, венозное, смешанное, капиллярное, паренхиматозное. Основные проявления различных видов наружного кровотечения. Основные признаки внутреннего кровотечения в зависимости от места локализации: в полость груди (плевральную), брюшную полость, в просвет полых органов.

Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Основные виды остановки кровотечений: пальцевое прижатие, сосуда на его протяжении, наложение давящей повязки, форсированное сгибание конечности, наложение медицинского жгута и закрутки из подручных средств. Первая медицинская помощь при внутреннем кровотечении различной локализации.

Особенности транспортировки пострадавшего с кровотечением.

Механическая травма: понятие, основные причины. Признаки закрытых повреждений мягких тканей организма: ушиба, растяжения и разрыва связок, разрывов мышц. Первая медицинская помощь при таких повреждениях. Понятие синдрома длительного раздавливания. Первая медицинская помощь при синдроме сдавливания.

Признаки вывиха, первая медицинская помощь при вывихах суставов.

Переломы костей конечностей. Виды, ориентировочные и достоверные признаки. Транспортная иммобилизация (наложение шин, фиксирующие повязки) при различных переломах костей конечностей.

Черепно-мозговые травмы. Переломы костей свода и основания черепа. Повреждения мозга: сотрясение, ушиб, сдавление. Признаки черепно-мозговой травмы. Первая медицинская помощь при открытой и закрытой черепно-мозговой травме.

Травмы позвоночника с повреждением и без повреждения спинного мозга. Правила транспортировки пострадавших с повреждением головы и позвоночника на щите и носилках. Правила укладывания пострадавшего на носилки. Правила переноски пострадавшего на носилках.

Перелом костей таза, ребер, способы 

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
транспортировки пострадавших в зависимости от характера травмы.

Очередность транспортировки в очаге массового поражения.

Травматический шок: основные проявления, методы профилактики.

/Пр/

 
1.9
Асептика и антисептика. Оказание первой медицинской помощи при ранах.

Наложение мягких бинтовых повязок. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях и острой кровопотере. Способы временной остановки наружных кровотечений. Использование индивидуального перевязочного пакета по алгоритму. Объем первой медицинской помощи пострадавшим при травмах опорно-двигательного аппарата, ампутационной травме.

Травматический шок - признаки, комплекс элементарных противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

1
5
0
 
1.10
Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах.

Отморожения. Первая медицинская помощь при отморожении и общем замерзании. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.11
Ожоги. Классификация ожогов по повреждающему фактору (термические, химические, лучевые) и глубине поражения (четыре степени). Определение площади ожога. Ожоговый шок. Понятие ожоговой болезни.

Порядок оказания и объем мероприятий первой помощи. Первая медицинская помощь при термических ожогах. Особенности химических ожогов. Первая медицинская помощь при химических ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах слизистой оболочки глаз, рта, пищевода. Отморожения: понятие, значение метеорологических факторов и состояния организма в развитии отморожения, классификация отморожения по глубине поражения. Первая помощь при отморожении в полевых и домашних условиях. Доставка пострадавшего в медицинское учреждение.

Общее охлаждение организма. Признаки, первая медицинская помощь при общем замерзании.

Тепловой и солнечный удар. Причины возникновения, признаки. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
1.12
Оказание первой медицинской помощи при воздействии на организм низких и высоких температур. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
5
0
 
1.13
Электротравма. Первая медицинская помощь при травме от воздействия технического и атмосферного электричества. Радиационные поражения. Первая медицинская помощь при лучевых поражениях. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
1.14
Электротравма. Механизм действия электрического тока на организм. Признаки поражения электрическим током. Тактика первой медицинской помощи. Меры безопасности при оказании помощи пострадавшему от действия электрического тока.

Признаки поражения атмосферным электричеством, первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавшего от действия атмосферного электричества.  Радиационные поражения. Основные источники радиации. Действие ионизирующего излучения на организм человека. Понятие острой лучевой болезни, ее формы, степени тяжести. Периоды острой лучевой болезни. Принципы первой медицинской помощи в период первичных реакций острой лучевой болезни.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.15
Местные и общие изменения при электротравме. Первая медицинская помощь при

поражении электрическим током. Особенности реанимационных мероприятий при

электротравме. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

3
5
0
 
1.16
Отравления. Первая медицинская помощь при отравлении. Укусы змей и ужаления членистоногих. Первая медицинская помощь при укусах и ужалениях.  Первая медицинская помощь при развитии состояний, угрожающих жизни, у лиц с различными заболеваниями. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.17
Отравления: понятие, классификация ядов. Принципы первой медицинской помощи при отравлении неизвестным ядом.

Признаки наиболее часто встречающихся отравлений: пищевых, лекарственными препаратами, алкоголем, антифризом, анилином, ядовитыми грибами, кислотами и щелочами. Принципы первой медицинской помощи при отравлениях в зависимости от яда и пути его попадания в организм человека.

Укусы змей. Признаки действия нейротоксического яда, геморрагического, свертывающего кровь и местного отечно-некротизирующего яда. Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего.

Ужаления членистоногих. Признаки укуса пчелы, осы, скорпиона, каракурта. Аллергические реакции на ужаления. Первая медицинская помощь при ужалениях.  Острая сосудистая недостаточности (коллапс): причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Гипертонический криз: причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Мозговой инсульт: виды, причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Инфаркт миокарда: причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Приступ удушья при бронхиальной астме: причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Пищеводное, желудочно-кишечное кровотечение: причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Легочное кровотечение: причины возникновения, признаки, первая медицинская помощь.

Комы при сахарном диабете: основные проявления, первая медицинская помощь.

Судорожный припадок при эпилепсии: признаки, оказание медицинской помощи.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

2
5
0
 
1.18
Понятие об обследовании больного. Виды, способы обследования. Субъективные и объективные методы обследования. Перкуссия, пальпация, аускультация. Измерение температуры тела человека. Интерпретация результатов. Измерение артериального давления. Способы введения лекарственных средств. Парентеральное введение лекарственных средств. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

3
5
0
 
1.19
Промежуточная аттестация /КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

2,3
5
0
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
7.2.3. Вопросы к экзамену 1. Химические ожоги. Порядок оказания первой помощи. 2. Перечислите средства, которые можно применить для иммобилизации при переломе конечностей. 3. Виды, признаки переломов, достоверные признаки открытых переломов. Порядок оказания первой помощи 4. Наложить повязку на рану живота с выпадением внутренних органов. 5. Порядок осмотра пострадавшего. 6. Виды кровотечений. Признаки большой кровопотери. 7. Порядок оказания первой помощи при судорогах ( в том числе при эпилептическом припадке), опасных аллергических реакциях, укусах ядовитых змей и насекомых. 8. Выполнить иммобилизацию нижней конечности при переломе бедра табельной и импровизированной шиной. 9.  Первоочередные мероприятия первой помощи. 10. Понятие «травма опорно-двигательной системы». Общие принципы оказания первой помощи. 11. Последовательность мероприятий первой помощи при открытом переломе сильным кровотечением 12. Провести искусственное дыхание способом «рот ко рту». 13. Признаки клинической смерти, достоверные признаки биологической смерти, способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей. 14. Частота дыхания, пульса, величина артериального давления у здорового человека в покое. 15. Порядок остановки носового кровотечения, вызванного травмой, и носового кровотечения без видимой причины. 16. Придать транспортное положение пострадавшему с подозрением на Внутреннее кровотечение при травме живота. 17. Понятие «травма опорно-двигательного аппарата», общие принципы оказания первой помощи. 18. Порядок оказания первой помощи при болях в области сердца. 19. Осложнения ранений, опасные для жизни. 20. Придать пострадавшему «противошоковое» положение. 21. Критерии нарушения дыхания, сознания, кровообращения. 22. Виды носилочных средств, показания для их использования. 23. Перечислите манипуляции, которые нельзя проводить при оказании первой помощи пострадавшим с термическими ожогами. 24. Выполнить временную остановку кровотечения способом максимального сгибания конечности в коленном суставе. 25. Признаки отморожения. Порядок оказания первой помощи. 26. Критерии нарушения сознания, дыхания, кровообращения. 27. Травма живота. Виды, проявления, порядок оказания первой помощи. 28. Наложить кровоостанавливающий жгут на плечо. 29. Транспортные положения при травматическом шоке, травмах груди, головы, живота ( в сознании и без сознания) 30. Порядок оказания первой помощи пострадавшему, получившему электротравму. 31. Изготовить и наложить давящую повязку. 32. Основные проявления травмы таза. Порядок оказания первой помощи. 33. Достоверные признаки биологической смерти. 34. Признаки гипертермии. Порядок оказания первой помощи. 35. Осложнения ранений, опасные для жизни. 36. Подручные материалы, используемые для остановки кровотечения, наложения повязок, иммобилизации, транспортировки. 37. Придать транспортное положение пострадавшему в сознании с травмой головы. 38. Виды кровотечений. Признаки большой кровопотери 39. Перечислите органы, расположенные в грудной полости. 40. Наложить повязку, фиксирующую инородное тело в ране живота. 41. Виды ожогов. Порядок оказания первой помощи. 42. Травма груди. Виды, проявления, порядок оказания первой помощи. 43. Выполнить пальцевое прижатии сонной артерии. 44. Порядок оказания первой помощи при судорогах (в том числе при эпилептическом припадке), опасных аллергических реакциях, укусах ядовитых змей и насекомых. 45.  Клиническая смерь. Признаки, время, отведенное на проведение реанимационных мероприятий. Порядок проведения СЛР. 44. Перечислите простейшие приемы обезболивания. 45. Наложить бинтовую повязку на область сустава. 46 . Порядок остановки носового кровотечения, вызванного травмой и носового кровотечения без видимой причины. 47. Признаки гипертермии. Порядок оказания первой помощи. 48. Виды носилочных средств. Показания для их использования. 49. Выполнить контроль дыхания приемом «видеть», «слышать», «чувствовать». 50. Подручные материалы, используемые для остановки наружного кровотечения, наложения повязок, иммобилизации, транспортировки. 51. Правила наложения кровоостанавливающего жгута. 52. Наложить повязку на ожоговую рану в области верхних и нижних конечностей.
 
стр. 16
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
53. Порядок проведения сердечно- легочной реанимации. Признаки успешной сердечно-легочной реанимации, осложнения сердечно-легочной реанимации. 54. Порядок оказания первой помощи пострадавшему с проникающим ранением грудной клетки. 55. Наложить пращевидную повязку на область носа. 56. Признаки клинической смерти. 57. Назовите наиболее опасное кровотечение. Порядок оказания первой помощи. 58. Мероприятия первой помощи при остром сердечном приступе. 59. Удалить видимое инородное тело из ротовой полости пострадавшего, находящегося без сознания. 60. Порядок оказания первой помощи при травматическом шоке. 61.  Перечислите средства, которые можно применить для иммобилизации при переломе конечностей. 62. Перечислите признаки передозировки наркотических веществ (опиатов). 63. Выполнить базовый реанимационный комплекс одним, двумя спасающими. 64. Признаки утомления водителя, появляющиеся в процессе вождения. 65. Перечислите кости, составляющие скелет верхней конечности. 66. Приемы удаления инородного тела из верхних дыхательных путей при обструкции у взрослого пострадавшего. 67. Придать пострадавшему «противошоковое положение». 68. Признаки переохлаждения. Порядок оказания первой помощи. 69. Порядок остановки носового кровотечения, вызванного травмой, и носового кровотечения без видимой причины. 70. Изготовить и наложить термоизолирующую повязку при отморожении. 71. Перечислите возможные проявления острых аллергических реакций. 72. Способы временной остановки наружного кровотечения. Показания и места для наложения кровоостанавливающего жгута, последовательность остановки сильного наружного кровотечения. 73. Перечислите, какие опасные состояния могут возникнуть при травме костей таза. 74. Выполнить пальцевое прижатии бедренной артерии. 75. Травма головы. Виды, проявления, порядок оказания первой помощи. 76. Приемы удаления инородного тела из верхних дыхательных путей у взрослого пострадавшего. 77. Осложнения ранений, опасные для жизни. 78. Придать транспортное положение пострадавшему с болями в области сердца. 79. Основные проявления травмы таза. Порядок оказания первой помощи. 80. Признаки переохлаждения, порядок оказания первой помощи. 81. Порядок оказания помощи при болях в области сердца. 82. Изготовить и наложить окклюзионную повязку на рану груди. 83. Перечислите возможные реакции организма пострадавшего на укусы ядовитых насекомых. 84. Виды носилочных средств, показания для их использования. 85. Частота дыхания, пульса, величина артериального давления у здорового взрослого человека в покое. 86. Выполнить простейшие приемы общего согревания пострадавшего. 87. Признаки гипертермии. Порядок оказания первой помощи. 88. Порядок оказания помощи при болях в области сердца. 89. Назовите признаки, по которым можно заподозрить внутреннее кровотечение. 90. Фиксировать шейный отдел позвоночника табельной шиной и изготовленной из подручного материала. 91. Какое химическое вещество вызывает наиболее глубокие повреждения тканей? 92. При оказании первой помощи на поврежденный участок кожи спасающего случайно попала кровь пострадавшего. Укажите верную последовательность мер профилактики инфекций, передающихся с кровью ( ВИЧ – инфекция, гепатиты и т. д. 93. Перечислите критические состояния, которые можно всегда отнести к «травме, несовместимой с жизнью». 94. Наложить бинтовую повязку на голову. 95. Основные проявления травмы таза. Порядок оказания первой помощи. 96. Критерии нарушения дыхания, сознания, кровообращения. 97. Виды, признаки переломов. Достоверные признаки открытых переломов. Порядок оказания первой помощи. 98. Выполнить иммобилизацию нижней конечности при травме голени штатной и импровизированной шиной. 99. Перечислите причины, приводящие к острой дыхательной недостаточности. 100. Порядок осмотра пострадавшего. 101. Порядок оказания первой помощи при длительной потере сознания. 102. Изготовить и наложить давящую повязку. 103. Виды ожогов. Порядок оказания первой помощи. 104. Первоочередные мероприятия первой помощи. 105. Травма головы. Виды, проявления, порядок оказания первой помощи. 106. Выполнить базовый реанимационный комплекс одним, двумя спасающими. 107. Основные проявления травмы позвоночника с повреждением и без повреждения спинного мозга. Порядок оказания первой помощи. 108. Признаки клинической смерти. Достоверные признаки биологической смерти. 109. Перечислите мероприятия первой помощи при укусах ядовитых насекомых. 110. Придать транспортное положение пострадавшему без сознания с травмой головы. 111. Перечислите состояния, при которых может развиться шок. 112. Травма груди. Виды, проявления, порядок оказания первой помощи. 113. Признаки отморожения. Порядок оказания первой помощи. 114. Отравление угарным газом. Признаки, порядок оказания первой помощи.
 
стр. 17
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
115. Определить признаки нарушения сознания, дыхания, кровообращения. 116. Способы восстановления проходимости верхних дыхательных путей. 117. Выполнить аутоиммобилизацию при травме верхней конечности. 118. Перечислите мероприятия первой помощи при судорожном припадке. 119. Перечислите пути попадания отравляющих веществ в организм человека. 120. Перечислите способы остановки кровотечения, которые нельзя выполнять при открытом переломе. 121. Выполнить пальцевое прижатии сонной артерии. 122. Укажите угрожающие для жизни пострадавшего состояния, встречающиеся при травме груди. 123. Перечислите признаки, характерные для черепно-мозговой травмы. 124. Осложнения ранений, опасные для жизни. 125. Придать транспортное положение пострадавшему с травмой позвоночника. 126. Порядок оказания помощи при травматическом шоке. 127. Виды, признаки переломов, достоверные признаки открытых переломов, порядок оказания помощи. 128. Назовите вещества, при отравлении которыми у пострадавшего может наступить слепота. 129.  Придать транспортное положение пострадавшему без сознания. 130. Порядок оказания помощи при травматическом шоке. 131. Определить признаки нарушения сознания, дыхания, кровообращения. 132. Отморожения. Степени тяжести. Порядок оказания первой помощи. 133. Изготовить и наложить на плечо импровизированный кровоостанавливающий жгут. 134. Переохлаждение. Способы согревания пострадавшего при переохлаждении. 135. Критерии оценки тяжести состояния пострадавшего при черепно-мозговой травме. 136. Какими проявлениями обычно сопровождаются боли за грудиной при остром сердечном приступе? 137. Выполнить иммобилизацию нижней конечности при травме голени импровизированной шиной. 138. Основные проявления травмы позвоночника с повреждением, без повреждения спинного мозга. Порядок оказания первой помощи. 139. Перечислите признаки, по которым можно заподозрить ожог верхних дыхательных путей. 140. Перечислите признаки низкого содержания сахара в крови (гипогликемическое состояние). 141. Перевести пострадавшего в «стабильное боковое положение» из положения «на спине». 142. Порядок оказания первой помощи при травлении метиловым спиртом. 143. Последовательность мероприятий по оказанию первой помощи пострадавшему с проникающим ранением живота. В ране находится нож. 144. Признаки острых отравлений. Порядок оказания первой помощи. 145. Наложить повязку на область головы при открытом переломе костей черепа.
 
5.2. Темы письменных работ
1. Терминальные состояния. Клиническая смерть. Принципы и методы реанимации. 2. Асфиксия (удушение). Первая медицинская помощь при различных вариантах асфиксии. 3. Первая медицинская помощь при развитии состояний, угрожающих жизни, у лиц с различными заболеваниями. 4. Раны. Первая медицинская помощь при ранах. Десмургия. 5. Кровотечение. Первая медицинская помощь при наружном и внутреннем кровотечении. 6. Механическая травма. Первая медицинская помощь при повреждениях мягких тканей, костей и суставов. 7. Ожоги. Первая медицинская помощь при ожогах. 8. Отморожения. Первая медицинская помощь при отморожении и общем замерзании. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. 9. Электротравма. Первая медицинская помощь при травме от воздействия технического и атмосферного электричества. 10. Отравления. Первая медицинская помощь при отравлении. Укусы змей и ужаления членистоногих. Первая медицинская помощь при укусах и ужалениях 11. Радиационные поражения. Первая медицинская помощь при лучевых поражениях
 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта 
 
стр. 18
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Физическая культура» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Мальков О. А., Говорухина А. А., Новоселова А. А., Багнетова Е. А.
Первая помощь: Учебное пособие. Направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 49.03.02 Адаптивная физическая культура, направленность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019
 
Л1.2
Мисюк М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лытаев С.А.
Основы медицинских знаний: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования
М.: Академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
DoctorWeb
6.3.1.4
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.5
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.6
Adobe Reader
6.3.1.7
ABBYY finereader
6.3.1.8
chrome
6.3.1.9
yandex
 
стр. 19
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.1.10
opera
6.3.1.11
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
6.3.2.4
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.5
справочник химика – доступ свободный
6.3.2.6
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
6.3.2.7
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.8
Электронно-библиотечная система
6.3.2.9
Мир энциклопедий
6.3.2.10
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
6.3.2.11
Глоссарий.Ru
6.3.2.12
Научная электронная библиотека
6.3.2.13
Google Книги
6.3.2.14
Issuu – Publications All categories – Most popular
6.3.2.15
Деловые статьи и Интернет-сервисы
6.3.2.16
Архив учебных программ и презентаций
6.3.2.17
Диссертации и авторефераты
6.3.2.18
Научная библиотека
6.3.2.19
Научные журналы
6.3.2.20
Поиск книг в электронных библиотеках
6.3.2.21
Библиотека РАН. Санкт-Петербург. Электронные ресурсы БАН
6.3.2.22
Все для студента
6.3.2.23
Магазин электронных и аудиокниг
6.3.2.24
Поиск электронных книг
6.3.2.25
официальный сайт Российской государственной библиотеки
6.3.2.26
официальный сайт Российской национальной библиотеки
6.3.2.27
официальный сайт Парламентской библиотеки
6.3.2.28
официальный сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Тематический каталог
6.3.2.29
официальный сайт Библиотеки Администрации Президента РФ
6.3.2.30
официальный сайт Государственной общественно-политической библиотеки
 
стр. 20
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.2.31
официальный сайт Библиотеки Российской академии наук
6.3.2.32
официальный сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки
6.3.2.33
официальный сайт научной библиотеки МГУ им. Ломоносова
6.3.2.34
официальный сайт научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета
6.3.2.35
официальный сайт Московского государственного университета экономики, информатики и статистики
6.3.2.36
консультант +
6.3.2.37
гарант
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №104.
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина  «Основы медицинских знаний и оказания первой помощи» предлагается студентам в5-ом семестре и завершается экзаменом. Допуск к экзамену предполагает: - обязательное посещение лекций, семинарских, практических занятий по курсу; - ведение конспектов лекций; - активное участие, выступление в семинарсих занятиях; - качественную самостоятельную работу. Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций, точная регистрация научных определений и понятий. Семинарские занятия предполагают закрепление полученных в ходе лекций знаний и получение практических навыков в соответствии с изучаемой темой. При подготовке к зачету рекомендуется ориентироваться на полученные в ходе лекционных и практических занятий знания, а также на научную литературу по экологии. Самостоятельную работу необходимо выполнять в форме изучения рекомендуемой основной и дополнительной литературы, самостоятельных занятий по подбору и анализу литературных источников, решения задач, подготовки к написанию контрольной работы и выступлению с сообщением. Самостоятельная работа может осуществляться в виде домашней проработки теоретических и практических материалов, работы в библиотеках и поисков информации в Интернете, и т.п. В результате подготовки студенты должны овладеть навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности.