МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
Социально-гуманитарных дисциплин
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа на промежуточную аттестацию
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
кфн, Доцент, Винокуров Егор Гаврильевич _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2019 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью изучения дисциплины «Философия» является обучение студентов теоретическим основам философии как способа познания и духовного освоения мира; развитие у них интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм, а также формирование у студентов навыков применения философских и общенаучных методов в профессиональной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Русский язык и культура речи
Художественная культура России
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Частично знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
В достаточном объеме знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
В полном объеме знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
Частично демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
В полном объеме демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
Частично владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В достаточном объеме владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В полном объеме владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Частично обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
В достаточном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
В полном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
Частично умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
В достаточном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
В полном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
Частично владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
В достаточном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
В полном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста;
оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста;
толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям;
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно- значимых профессиональных философских проблем и процессов;
навыками публичного выступления;
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере ФКиС;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предмет и специфика философии.
Философия – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия философии. Бытие. Сознание. Познание. Закон отрицания отрицания. /Лек/
Философия – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия философии. Бытие. Сознание. Познание. Закон отрицания отрицания. /Пр/
Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.
Основные части:
Онтология;
Гносеология;
Логика;
Социальная философия;
История философии;
Этика;
Эстетика;
/Ср/
Раздел 2. Философия Древнего Востока. Философия Средних веков
Философия Древней Индии. Веды.
Философия Древнего Китая. Конфуций – великий учитель.
/Лек/
Философия Древней Индии. Веды.
Философия Древнего Китая. Конфуций – великий учитель.
/Пр/
Основные идеи и исторические этапы развития философии:
-Философия Древнего Востока;
-Философская школа Древней Греции; /Ср/
Метод. Средства. Прием. Техника. Социально -философские технологии. Классификация социальной философии. /Лек/
Метод. Средства. Прием. Техника. Социально -философские технологии. Классификация социальной философии. /Пр/
-Эпикурейская школа;
/Ср/
-Средневековая философия;
/Ср/
-Философия Возрождения; /Ср/
Раздел 3. Философия Нового времени
Профессионально-личностный портрет философа. Николай Кузанский. Джордано Бруно. /Лек/
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Профессионально-личностный портрет философа. Николай Кузанский. Джордано Бруно. /Пр/
Профессионально-личностный портрет философа. Николай Кузанский. Джордано Бруно. /Ср/
Раздел 4. Немецкая классическая философия
Иммануил Кант. Философские произведения Гегеля. Материалистическая философия Карла Маркса. Третий том классического труда «Капитал». Фридрих Энгельс. /Лек/
Иммануил Кант. Философские произведения Гегеля. Материалистическая философия Карла Маркса. Третий том классического труда «Капитал». Фридрих Энгельс. /Пр/
Общество. Человек и общество. Познание как предмет философии. Наука и научное познание. /Ср/
Раздел 5. Русская философия
Владимир Сергеевич Соловьев- родоначальник русской религиозной философии.
Николай Александрович Бердяев.
Русская философская школа в эмиграции.
/Лек/
Владимир Сергеевич Соловьев- родоначальник русской религиозной философии.
Николай Александрович Бердяев.
Русская философская школа в эмиграции.
/Пр/
Современность и будущее человечества. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Задание 1.Проработать интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля
Вопросы:
1.Духовная революция Сократа.
2.Сущность человека – душа. Этика Сократа.
3.Диалектика Сократа.
4.Платон – выдающийся мыслитель античности.
5.Космология Платона.
6.Антропология Платона.
7.Аристотель – основатель логики.
8.Этика Аристотеля.
9.Политология Аристотеля.
Задание 2. Русская философия
Вопросы:
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1.М.А.Ломоносов.
2.А.Н.Радищев.
3.А.И.Герцен.
4.И.Я.Чаадаев.
5.Г.В.Плеханов.
6.В.И.Ленин.
7.И.В.Сталин.
8.А.А.Зиновьев.
9.А.Г.Спиркин.
Вопросы к экзамену
1.Понятие мировоззрения и его основные типы.
2.Философия как теоретическое ядро мировоззрения, ее специфика.
3.Основные проблемы философии, ее функции.
4.Человек как центральная проблема философии.
5.Античная философия, ее особенности.
6.Характерные черты раннегреческой философии.
7.Атомистический материализм Демокрита.
8.Проблема человека в философских учениях Сократа.
9.Платон и Аристотель как систематизаторы древнегреческой философии.
10.Особенности средневековой философии.
11.Проблема соотношения веры и разума в философии Ф.Аквинского.
12.Философия эпохи Возрождения.
13.Философия Нового времени.
14.Содержание эмпирической теории познания Ф.Бекона.
15.Философский рационализм Р.Декарта.
16.Философия эпохи Просвещения.
17.Немецкая классическая философия.
18.Познавательное и ценностное в философии И.Канта.
19.Философия Г.Гегеля, особенности системы и метода.
20.Антропологический материализм и гуманизм философии Л.Фейербаха.
21.Философия марксизма и ее место в мировой философской мысли.
22.Русская религиозная философия.
23.Философия ХХ века, ее основные направления и тенденции развития.
24.Герменевтика: проблемы социального познания.
25.Бытие как философская категория.
26.Движение, пространство и время как формы бытия материи.
27.Проблема сознания в философии.
28.Философское учение о развитии мира. Основные законы диалектики.
29.Проблема познаваемости мира в философии. Понятие истины.
30.Познание как процесс.
31.Общество как объект философского анализа.
32.Теоретические модели общества и их особенности.
33.Основные принципы материалистического понимания общества.
34.Категория «общественно – экономическое формация».
35.Цивилизация как философская категория.
36.Общество как целостная система.
37.Понятие социальной сферы общества, ее структура и сущность.
38.Актуальные проблемы социальной сферы общества и современность.
39.Исторические типы и формы государства.
40.Понятие духовной сферы общества, ее основные элементы, роль в обществе.
41.Понятие культуры.
42.Общественное сознание как важнейший элемент духовной сферы.
43.Формы общественного сознания, их единство и многообразие.
44.Общественная психология, идеология как элементы общественного сознания.
45.Историческая закономерность и сознательная деятельность людей.
46.Движущие силы и субъекты исторического процесса.
47.Интерес как детерминанта деятельности.
48.Народ как социальная общность и его роль в развитии общества.
49.Историческая тенденция возрастания роли народа в истории.
50.Роль исторических личностей в общественном развитии.
51.Личность как субъект и движущая сила истории.
52.Роль личности, индивидуальности в общественном развитии.
53. Человек как личность.
54. Смысл жизни человека.
55. Философия о сущности человека.
56.Человек в системе природы.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
57.Свобода и ответственность личности.
58. Моральные ценности и их роль в обществе.
59.Эстетические ценности в духовной культуре личности.
60.Глобальные проблемы современности.
Примерные тестовые задания по дисциплине
1. «Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»,- это:
а) цивилизация;
б) политическая надстройка;
в) общественно- экономическая формация;
г) государство;
д) базис.
2.Выберите суждение, наиболее полно раскрывающее содержание понятия «цивилизация»:
а ) совокупность людей, объединенных единством религий;
б) синоним культуры общества;
в) мировое сообщество государств и народов;
г) материальная культура общества;
д) целостность материальной и духовной жизни общества в определенных пространственных и временных границах.
3.Для идеалистической модели характерно утверждение:
а) выдающаяся личность не играет никакой роли в истории;
б) выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе;
в) выдающаяся личность может оказать существенное влияние на исторический процесс при определенных условиях.
4.Сущность натуралистической модели общества раскрывает следующее суждение:
а) природная среда- необходимое условие существования людей;
б) географическая среда может ускорять или замедлять процесс развития общества;
в) географическая среда определяет политический строй, культуру, экономику и мораль;
г) законы развития общества отличны от законов природы.
5.Основой общественного бытия с точки зрения материалистической модели являются:
а) мораль;
б) природная среда;
в) политические отношения;
г) материальные отношения;
д) религия.
6.Для идеалистической модели характерно утверждение:
а) законы развития общества отличны от законов природы;
б) в обществе отсутствуют объективные законы;
в) в природе действуют слепые, бессознательные силы;
г) в обществе законы реализуются через сознательную деятельность людей.
7.Сущность материалистического подхода к объяснению исторического процесса раскрывается в суждении:
а) общественное развитие всецело определяется общественным мнением людей, их моральными, религиозными, политическими взглядами;
б) основой всех социальных изменений является мировая воля;
в) общественное бытие определяет общественное сознание;
г) идеи, взгляды людей определяются уровнем развития техники.
8.Для материалистической модели общества характерно утверждение:
а) в природе действуют бессознательные, слепые силы;
б) общественные законы реализуются через сознательную деятельность людей;
в) законы природы имеют вероятностный характер.
9.Сущность плюралистической модели раскрываются в суждении:
а) история есть результат деятельности мирового разума;
б) жизнь общества определяется борьбой рационального и иррационального разума и инстинктов;
в) общество- продукт взаимодействия различных равноценных факторов;
г) основой общества является развитие науки и техники.
10.Социальные законы с точки зрения материалистической модели являются:
а) всеобщими;
б) динамическими;
в) статистическими.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
11.Тип государства определяет:
а) диктатура;
б) монархия;
в) унитаризм;
г) федерализм;
д) защита классовых интересов.
12.Форма политического режима- это:
а) унитаризм;
б) монархия;
в) республика;
г) демократия.
13.Цивилизационную сущность государства раскрывает признак:
а) подавление эксплуатируемых;
б) защита интересов господствующих классов;
в) регулирование общественных отношений в интересах всех социальных общностей.
14.Какая сфера духовной деятельности формируется в период распада первобытно- общинного общества:
а) религиозная;
б) политико- правовая;
в) нравственно- этическая;
г) художественно- эстетическая.
15.Раскройте соотношение идеологии в общественной психологии:
а) идеология и общественная психология- тождественны;
б) идеология включает общественную психологию;
в) общественная психология включает идеологию;
г) общественная психология и идеология – разные структурные элементы общественного сознания.
5.2. Темы письменных работ
Тематика рефератов.
1.Мировоззрение и его исторические типы.
2.Общественное сознание: уровни, формы.
3.Предмет, функции и особенности философии.
4.Познание: чувственное и рациональное.
5.Мнообразие философских учений. Философия и наука.
6.Научное и ненаучное знание.
7.Основной вопрос философии.
8.Философия Древнего Востока.
9.Понятие материи.
10.Философия Платона и Аристотеля.
11.И.Кант – основатель немецкой классической философии.
12.Религиозные ценности и свобода совести.
13.Свобода и ответственность человека.
14.Индивид, индивидуальность и личность.
15.Права человека и проблема справедливости.
16.Гражданское общество и государство.
17.Культура и цивилизация в современных условиях.
18.Свобода и необходимость в общественной жизни.
19.Глобальные проблемы и пути их решения.
20.Будущее человечества и проблемы гуманизма.
21.Основные идеи и исторические этапы развития философии:
22.Философия Древнего Востока;
23.Философская школа Древней Греции;
24.Эпикурейская школа;
25.Средневековая философия;
26.Философия Возрождения;
27.Философия Нового времени;
28.Немецкая классическая философия;
29.Русская философия;
5.3. Фонд оценочных средств
Реферат
Доклад (сообщение)
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Устный опрос.
Письменные ответы на контрольные вопросы.
Экзаменационные вопросы.
Образовательные технологии
Традиционные технологии:
Практические занятия.
Активные технологии:
• Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.
• Устные ответы на семинарских занятиях.
Интерактивные технологии:
• Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов.
• Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.
Устный опрос6 беседа, сообщение.
Письменные работы: тест, письменныеответы на вопросы.
реферат
конспект
Контроль с помощью техническихсредств и иформационных систем: электронные тесты.
экзамен.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Философия: Учебник для вузов
Общая философия: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Философия нового времени: Учебное пособие Для академического бакалавриата
Основы философии: учебник для студентов учрежд. сред. проф. образования
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
справочник химика – доступ свободный
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Научная электронная библиотека
Issuu – Publications All categories – Most popular
Деловые статьи и Интернет-сервисы
Архив учебных программ и презентаций
Диссертации и авторефераты
Поиск книг в электронных библиотеках
Библиотека РАН. Санкт-Петербург. Электронные ресурсы БАН
Магазин электронных и аудиокниг
официальный сайт Российской государственной библиотеки
официальный сайт Российской национальной библиотеки
официальный сайт Библиотеки Российской академии наук
официальный сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки
официальный сайт научной библиотеки МГУ им. Ломоносова
официальный сайт Московского государственного университета экономики, информатики и статистики
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы. Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров). В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией.Подготовка к лекциям.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
10.3. Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения.
Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись.
При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
пользоваться реферативными и справочными материалами;
контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).