46. Как при склонении изменяются части русских двойных фамилий?
47. Каковы основные трудности и особенности русского ударения?
48. Почему проблемы культуры устной речи актуальны на современном этапе?
49. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
50. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
Критерии оценки:
«отлично» - на все вопросы даны полные, четкие ответы, студент обнаруживает знание и понимание основных понятий и концепций, выполнены все практические задания;
«хорошо» - даны достаточно четкие, но не полные ответы на вопросы, студент демонстрирует хорошее понимание основных понятий и концепций, выполнены все практические задания, но имеются незначительные ошибки в правильности написания;
«удовлетворительно» - даны ответы на большую часть вопросов, но не слишком четко и не в полном объеме, практические задания выполнены не в полном объеме;
«неудовлетворительно» - ответы на поставленные вопросы отсутствуют, или свидетельствуют о непонимании сути основных понятий и концепций, практические задания не выполнены или допущено большое количество ошибок.
1. Самостоятельная работа №1 по разделу «Русский литературный язык»
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи:Учебное пособие для вузов.- Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
А. Ознакомиться со словарными минимумами, предложенными в учебном пособии (С. 501-516).
Б. Выполните следующие практические задания:
1. Спишите, расставляя ударение в словах в соответствии с нормами литературного произношения. В случае затруднений обращайтесь к словарям. Подчеркните слова, которые вы используете в профессиональной деятельности.
Августовский, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, оптовый, переходный, сливовый, титульный, премированный, мышление, обеспечение, ознакомление, процент, приданое, пуловер, свекла, средства, статуя, столяр, таможня, танцовщик, цемент, цыган, щавель, электропривод, вчистую, завидно, издавна, издали, грейдировать, звонишь, копировать, маркировать, облегчить, принять, премировать
2. Вспомните, от чего зависит род сложносокращённых слов и аббревиатур. Составьте и запишите словосочетания, подбирая к каждому данному ниже слову прилагательное. В скобках дайте расшифровку каждой аббревиатуры и сложносокращённого слова. Определите и подпишите род у каждого существительного.
РФ, БАМ, дзот, СМИ, СибАДИ, НХЛ, КВН, кофе, кашне, пальто, лебедь, рояль, портмоне, капризуля, пони, авеню, тюль.
3. Запишите данные сочетания в родительном и творительном падежах. Цифры запишите прописью.
210 тысяч, 87 градусов, 9 человек, 90 студентов, 47 квартира, 5/7 заработка, 220 вольт, 800 рублей, 1000 метров, 150 ампер, 365 дней, 600 секунд, 1500 преподавателей, 2134 жителя, 4000 тонн, 7543 километра, 24932 предмета, 34 000 лет, 2 567 900 кубометров, 87 576 450 рабочих.
Самостоятельная работа №2 по разделу «Культура речи»
А. Подготовить устные сообщения на 3 минуты по следующим темам:
• О словарях русского языка.
• Требования к речи педагога.
• Невербальные средства общения.
• Речевой этикет. Формулы речевого этикета.
• Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.
• Приемы привлечения и удержания внимания в устном выступлении.
• Основные виды аргументов в устном выступлении.
• Правила ведения спора.
• Изобразительно-выразительные средства языка.
Б. Выполните следующие практические задания:
Определите (с помощью толкового словаря) различия в значении следующих слов.
Грант, дотация, преференция, пенсия, стипендия, субсидия, субвенция. Аннотация, дайджест, введение, контекст, конспект, преамбула, реферат, рецензия, резюме, тезисы. Благотворитель, импресарио, меценат, спонсор, продюсер.
5. Спишите, исправляя ошибки в следующих фразеологизмах. В скобках укажите значение каждого фразеологического оборота.
Бить баклушу; вытачивать лясу; ни заря ни свет; все меняется, все течет; не мудрствуя долго; поймать на честном слове; в одну ногу со временем; убелен сединой; несолоно нахлебавшись; прятать топор за пазухой; скрепя сердцем; в голове идет кругом; скатерть на дорогу; семи пядей на лбу; власти предержащие; ставить точку на и; не из робкой
десятки; заморить червячков.
Самостоятельная работа №3 по разделу «Стилистика».
А. Работа с текстом. Выполнить задания:
Проанализируйте данные предложения, определите вид ошибок и причину возникновения. Спишите, внося необходимые исправления.
1. Некоторые статистические данные я хотел бы вам опубликовать. 2. Бога в душе должен иметь каждый, безотносительно того, верующий он человек или нет. 3. Через неделю мы будем говорить в нашей программе о том, кто был эти люди.4. Районы целинных земель преобразовали свое
лицо до неузнаваемости. 5. Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. 6.