44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
иконы домонгольского периода /Лек/
Э1
иконы домонгольского периода – «Спас
Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий
Солунский», «Архангел Гавриил», «Ангел Златые
Власы», «Богоматерь Владимирская».
Художественная культура /Пр/
Э1
иконы домонгольского периода – «Спас
Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий
Солунский», «Архангел Гавриил», «Ангел Златые
Власы», «Богоматерь Владимирская».
Художественная культура /Ср/
Э1
художественных школ в условиях феодальной
раздробленности /Лек/
Э1
княжества и развитие искусства. Новгородская
школа и школа Владимиро-Суздальского
княжества: специфика художественного
творчества. /Пр/
Э1
Художественные традиции Полоцка, Смоленска,
Галицко-Волынской земли. /Ср/
Э1
политического и религиозного центра Руси. /Лек/
Э1
художественного стиля. Специфика иконописи.
Андрей Рублев («Троица»). Даниил Черный.
Дионисий. Иконостасы: история появления и
специфика оформления (пять основных рядов,
царские врата). /Пр/
Э1
как о «третьем Риме». Архитектура: перестройка
московского Кремля, Успенский собор
(Аристотель Фиораванти), Архангельский собор
(Алевиз Новый), Благовещенский собор. /Ср/
Э1
церкви. Гражданское (светское) строительство. /Лек/
Э1
(нарышкинское) барокко. Иконопись. Парсуна.
Музыкальное искусство.Храмовое строительство: «узорочье», московское
(нарышкинское) барокко. Иконопись. Парсуна.
Музыкальное искусство.
/Пр/
Э1
30-50-х гг. XVIII века: архитектура, живопись,
скульптура. /Ср/
Э1
светскую и религиозную. Просветительские идеи
и крепостническая система деспотического
государства. /Лек/
Э1
Петровских реформ (формирование новых видов
и жанров светского искусства): архитектура,
живопись, скульптур. /Пр/
Э1
половины XVIII века: архитектура, скульптура,
живопись. Русская дворянская усадьба. /Ср/
Э1
первой половины XIX века: /Лек/
Э1
культура второй половины XIX века: критический
реализм, изобразительное искусство (В. Перов, И.
Крамской, И. Репин, И. Шишкин) /Пр/
Э1
искусства»: В. Серов, М. Врубель, А. Бенуа, К.
Коровин, М. Нестеров, Б. Кустодиев, Л. Бакст.
Универсализм мирискусников. Русский авангард
изобразительного искусства: В. Кандинский
(абстракционизм), К. Малевич (супрематизм), П.
Филонов, М. Шагал /Ср/
Э1
Социокультурные основания отечественной
художественной культуры XX века. /Лек/
Э1
преобразования в 20-30-х гг.: изобразительное
искусство (Товарищество передвижных выставок,
Ассоциация пролетарских художников,
Ассоциация художников революционной России),
архитектура. Особенности культурных процессов
в 40-е гг. Культура в 50-90-х гг. /Пр/
Э1
отечественного современного искусства. /Ср/
Э1
инсталляции. Стрит-арт: граффити (спрей-арт),
некоммерческие постеры, трафареты,
скульптурные инсталляции. Superflat. Нет-арт. /Лек/
Э1
Э1
Э1
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это требование ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование». Цель СРС: развитие у студентов творческого мышления, интереса к фундаментальным знаниям, выработки потребности к мировоззренческо - методологическому оцениванию, понимания и объяснения фактов, сущности и явлений действительности. СРС способствует более глубокому и детальному изучению дисциплины, развивает мышление, способности к анализу и синтезу информации, приучает к дисциплинированности и ответственности, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В числе основных проблем, характерных для СРС, следующие:
- установление причинно-следственных связей событий и явлений в возникновении тех или иных идей, концепций, гипотез, теорий;
- определение преемственности между научными фактами, явлениями, идеями, парадигмами;
- установление общих и частных закономерностей в развитии той или иной науки, соотношения факта и закономерности, эпохи и др.
В процессе самостоятельной работы с учебниками и другой литературой студент должен:
- выделить основные теоретические положения, факты, понятия;
- определить соотношения и последовательность фактов и теорий;
- разделить текст главы, параграфа на логически законченные части, исходя из структуры темы;
- сформулировать в каждой части главную мысль.
Методические указания студентам
Требования к выполнению самостоятельной работы
Усвоение курса «Художественная культура России» предполагает организацию самостоятельной работы студентов. Содержание и виды самостоятельной работы студентов представлены в п. 3 (содержание семинарских занятий) и 5 (методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины) рабочей программы.
Методические указания по подготовке рефератов
Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.
Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решать поставленные перед студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим реферативные работы.
Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).
Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.
Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.
Существует определенная форма, которой должен придерживаться студент, выполняющий работу. Реферат пишется на листах формата А4. Объем реферата должен быть не менее 18 страниц рукописного или печатного текста (размер шрифта 14 при компьютерном наборе текста), из них 3 страницы – оформление реферата в соответствии с нормами ГОС (1 стр. – титульный лист, 2 стр. – оглавление или план, последняя страница реферата – список использованной литературы).
Реферат должен иметь титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа, затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя.
Внизу титульного листа – место и год написания работы.
Работа включает список литературы и оглавление.
Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты,
При написании работы обязательны ссылки на используемые источники, что придает работе основательность, научную ориентацию.
Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно-исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС института или для участия в студенческих конференциях.
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
Цели самостоятельной работы:
- углубление знаний по предмету;
- формирование умений работы с научной литературой;
- развитие способности к анализу и обобщению объемного содержания учебного материала.
Формы самостоятельной работы:
- подготовка к семинарским занятиям;
- конспектирование педагогических источников;
- выполнение практических заданий (анализ ситуаций, разработка программ и др.);
- составление схем и таблиц по самостоятельно изученному материалу;
- подготовка мини-сообщений и докладов к семинарским занятиям.
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.
Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS PowerPoint.
Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).
Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.
Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.
Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.
Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.
Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.
Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме доклада; б) соответствие содержания теме и плану доклада; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)
Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму доклада.
Тематика докладов:
1.Прикладное творчество раннего средневековья.
2.Романский стиль.
3.Шедевры романского зодчества.
4.Каролингское Возрождение.
5.Миниатюра.
6.Эпос Бретони.
7.Искусство зрелого средневековья.
8.Готика и готические соборы.
9.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.
10.Стили и периодизация.
11.Главные элементы готических конструкций.
12.Витраж.
13.Основной тип готической пластики.
14.Живопись как «немая проповедь».
15.Литература, музыка.
16.Григорианские хоралы.
18.Баллады.
19.Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.
20.Рыцарский роман.
Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.
Учебная мебель: 45 посадочных мест.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.