2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Художественная культура России
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Социально-гуманитарных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Художественная культура России
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
7,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
7,8
7,8
7,8
7,8
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Нач. фак., Артеменко Елена Викторовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Художественная культура России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
познакомить студентов с разнообразием видов культурной деятельности людей на протяжении всего развития человечества, с историей развития искусства как части культуры, классификацией видов культуры и ее местом в современной жизни;
1.2
-  освоение знаний о мировой художественной культуре, особенностей ее становления;
1.3
-  овладение умением анализировать произведения мировой художественной культуры;
1.4
-  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
2.1.3
Мировая художественная культура
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Мировая художественная культура
2.2.2
Политология
2.2.3
Культура народа Саха
2.2.4
Риторика
2.2.5
Философия
2.2.6
логика
2.2.7
Педагогика
2.2.8
Социология
2.2.9
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
2.2.10
Естественнонаучная картина мира
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-1: Способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения 
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ПК-8: Способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурнодосуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона  
3.1.2
A/02.6 Воспитательная деятельность.Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 
3.1.3
A/03.6 Развивающая деятельность.Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий  
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.1.4
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.  
3.2.2
A/02.6 Воспитательная деятельность.История, теория, закономерности и принципы построения и 
3.2.3
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества 
3.2.4
A/03.6 Развивающая деятельность.Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития. 
3.2.5
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования. Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. 
3.3.2
A/02.6 Воспитательная деятельность.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни 
3.3.3
A/03.6 Развивающая деятельность.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни  
3.3.4
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Художественная культура Киевской Руси

 
1.1
Крещение Руси. Архитектура: Д Живопись: иконографический канон,

иконы домонгольского периода  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Лекция беседа
 
1.2
Живопись: иконографический канон,

иконы домонгольского периода – «Спас

Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий

Солунский», «Архангел Гавриил», «Ангел Златые

Власы», «Богоматерь Владимирская».

Художественная культура  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Занятие- викторина
 
1.3
Живопись: иконографический канон,

иконы домонгольского периода – «Спас

Нерукотворный», «Великая Панагия», «Дмитрий

Солунский», «Архангел Гавриил», «Ангел Златые

Власы», «Богоматерь Владимирская».

Художественная культура  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
 
Раздел 2. Художественная культура периода феодальной раздробленности

 
2.1
Возникновение

художественных школ в условиях феодальной

раздробленности /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Лекция беседа
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.2
Распад Руси на отдельные

княжества и развитие искусства. Новгородская

школа и школа Владимиро-Суздальского

княжества: специфика художественного

творчества.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Занятие выставка
 
2.3
Художественная культура Пскова.

Художественные традиции Полоцка, Смоленска,

Галицко-Волынской земли. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
 
Раздел 3. Художественная культура Московской Руси. 

 
3.1
Утверждение Москвы в качестве

политического и религиозного центра Руси.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
 
3.2
Формирование единого общерусского

художественного стиля. Специфика иконописи.

Андрей Рублев («Троица»). Даниил Черный.

Дионисий. Иконостасы: история появления и

специфика оформления (пять основных рядов,

царские врата). /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Занятие экскурсия
 
3.3
Учение старца Филофея о Москве

как о «третьем Риме». Архитектура: перестройка

московского Кремля, Успенский собор

(Аристотель Фиораванти), Архангельский собор

(Алевиз Новый), Благовещенский собор. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
 
Раздел 4. Художественная культура XVII века. 

 
4.1
Церковная реформа патриарха Никона и раскол

церкви. Гражданское (светское) строительство. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
 
4.2
Храмовое строительство: «узорочье», московское

(нарышкинское) барокко. Иконопись. Парсуна.

Музыкальное искусство.Храмовое строительство: «узорочье», московское

(нарышкинское) барокко. Иконопись. Парсуна.

Музыкальное искусство.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Работа в малых группах
 
4.3
Художественная культура

30-50-х гг. XVIII века: архитектура, живопись,

скульптура.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1,8
1
0
 
 
Раздел 5. XVIII век в истории художественной культуры. 

 
5.1
Разделение русской культуры на

светскую и религиозную. Просветительские идеи

и крепостническая система деспотического

государства.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5.2
Художественная культура эпохи

Петровских реформ (формирование новых видов

и жанров светского искусства): архитектура,

живопись, скульптур.  /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Занятие-путешествие
 
5.3
Художественная культура второй

половины XVIII века: архитектура, скульптура,

живопись. Русская дворянская усадьба. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
 
Раздел 6. Серебряный век в художественной культуре

 
6.1
Художественная культура

первой половины XIX века: /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
6.2
Художественная

культура второй половины XIX века: критический

реализм, изобразительное искусство (В. Перов, И.

Крамской, И. Репин, И. Шишкин) /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
Диспут
 
6.3
Творческое объединение «Мир

искусства»: В. Серов, М. Врубель, А. Бенуа, К.

Коровин, М. Нестеров, Б. Кустодиев, Л. Бакст.

Универсализм мирискусников. Русский авангард

изобразительного искусства: В. Кандинский

(абстракционизм), К. Малевич (супрематизм), П.

Филонов, М. Шагал /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
 
Раздел 7. Художественная культура XX век

 
7.1
Современная художественная культура.

Социокультурные основания отечественной

художественной культуры XX века.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Лекция беседа
 
7.2
Культурные

преобразования в 20-30-х гг.: изобразительное

искусство (Товарищество передвижных выставок,

Ассоциация пролетарских художников,

Ассоциация художников революционной России),

архитектура. Особенности культурных процессов

в 40-е гг. Культура в 50-90-х гг. /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

2
1
0
Занятие - дебаты
 
7.3
Социокультурные основания

отечественного современного искусства.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
7.4
Нонспектакулярное искусство. Бодиарт. Изобразительное искусство. Искусство

инсталляции. Стрит-арт: граффити (спрей-арт),

некоммерческие постеры, трафареты,

скульптурные инсталляции. Superflat. Нет-арт. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
7.5
Итоговое занятие /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

1
1
0
 
7.6
/КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

0,2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.

Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки.

Самостоятельная работа студента (СРС) – это требование ФГОС ВО по направлению подготовки   – «Педагогическое образование». Цель СРС: развитие у студентов творческого мышления, интереса к фундаментальным знаниям, выработки потребности к мировоззренческо - методологическому оцениванию, понимания и объяснения фактов, сущности и явлений действительности. СРС способствует более глубокому и детальному изучению дисциплины, развивает мышление, способности к анализу и синтезу информации, приучает к дисциплинированности и ответственности, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

В числе основных проблем, характерных для СРС, следующие:

-  установление причинно-следственных связей событий и явлений в возникновении тех или иных идей, концепций, гипотез, теорий;

-  определение преемственности между научными фактами, явлениями, идеями, парадигмами;

-  установление общих и частных закономерностей в развитии той или иной науки, соотношения факта и закономерности, эпохи и др.

В процессе самостоятельной работы с учебниками и другой литературой студент должен:

-  выделить основные теоретические положения, факты, понятия;

-  определить соотношения и последовательность фактов и теорий;

-  разделить текст главы, параграфа на логически законченные части, исходя из структуры темы;

-  сформулировать в каждой части главную мысль.

Методические указания студентам

Требования к выполнению самостоятельной работы

Усвоение курса «Художественная культура России» предполагает организацию самостоятельной работы студентов. Содержание и виды самостоятельной работы студентов представлены в п. 3 (содержание семинарских занятий) и 5 (методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины) рабочей программы.

Методические указания по подготовке рефератов

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.

Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решать поставленные перед студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим реферативные работы.

Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.

Существует определенная форма, которой должен придерживаться студент, выполняющий работу. Реферат пишется на листах формата А4. Объем реферата должен быть не менее 18 страниц рукописного или печатного текста (размер шрифта 14 при компьютерном наборе текста), из них 3 страницы – оформление реферата в соответствии с нормами ГОС (1 стр. – титульный лист, 2 стр. – оглавление или план, последняя страница реферата – список использованной литературы).

Реферат должен иметь титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа,  затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя.

Внизу титульного листа – место и год написания работы.

Работа включает список литературы и оглавление.

Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты, 

 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам дисциплины. Особое внимание уделяется периодической печати, которая отражает проблематику, затронутую в реферате.

При написании работы обязательны ссылки на используемые источники, что придает работе основательность, научную ориентацию.

Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно-исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС института или для участия в студенческих конференциях.

Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Цели самостоятельной работы:

- углубление знаний по предмету;

- формирование умений работы с научной литературой;

- развитие способности к анализу и обобщению объемного содержания  учебного материала.

Формы самостоятельной работы:

- подготовка к семинарским занятиям;

- конспектирование педагогических источников;

- выполнение практических заданий (анализ ситуаций, разработка программ и др.);

- составление схем и таблиц по самостоятельно изученному материалу;

- подготовка мини-сообщений и докладов к семинарским занятиям.

 
5.2. Темы письменных работ
Требования к выполнению доклада

Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.

Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS PowerPoint.

Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).

Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.

Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.

Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.

Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.

Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.

Критерии оценки доклада

Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:  а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме доклада; б) соответствие содержания теме и плану доклада; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)

Соблюдение требований к оформлению: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму доклада.

Тематика докладов:

1.Прикладное творчество раннего средневековья.

2.Романский стиль.

3.Шедевры романского зодчества.

4.Каролингское Возрождение.

5.Миниатюра.

6.Эпос Бретони.

7.Искусство зрелого средневековья.

8.Готика и готические соборы.

9.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.

10.Стили и периодизация.

11.Главные элементы готических конструкций.

12.Витраж.

13.Основной тип готической пластики.

14.Живопись как «немая проповедь».

15.Литература, музыка.

16.Григорианские хоралы.

 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
17.Героический эпос.

18.Баллады.

19.Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.

20.Рыцарский роман.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Л. М. Баженова
Мировая художественная культура 20 век. Кино, театр, музыка (Серия "Мировая художественная культура" : учебное пособие
СПб. : Питер, 2009
 
Л1.2
Г. В. Драч 
Культурология: конспект лекций (Зачет и экзамен) :  курс лекций
Ростов н/Д : Феникс, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Н. Маркова
Культурология в схемах и определениях  : учебное пособие
М : Проспект,  2012.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 8
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
ABBYY finereader
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
6.3.1.8
opera
6.3.1.9
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.4
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система
6.3.2.6
Мир энциклопедий
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
Библиотека
Аудитория
Оснащенность
Назначение
читальный зал 
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.

Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.

Учебная мебель: 45 посадочных мест.

Лаборатория №105. 
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Кабинет №212
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная лаборатория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1. Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.  Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, 
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.  Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров).  В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией.   10.2. Подготовка к лекциям. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.   10.3. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.   10.4. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.  Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности 
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:  сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;  обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;  фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;  готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;  работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;  пользоваться реферативными и справочными материалами;  контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;  обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.  пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);  использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;  повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;  обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);  использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).