44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1 Риторика как искусство, наука и предмет изучения.
2.Объект, предмет и задачи курса «Риторика»
4.Риторика Древней Греции и Древнего Рима.
5.Развитие риторических традиций в России.
6.Речевое общение и его единицы
7.Речевой акт и его структура. Типы речевых актов.
8.Соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность
9.Общение и его виды.
10.Жанры речевого общения
11.Правила речевого общения.
12.Коммуникативные качества речи и эффективность общения.
13.Роды и виды ораторской речи.
14.Педагогическая риторика.
15.Риторический канон:инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
16.Принципы и приемы подготовки публичного выступления.
17.Композиция ораторской речи.
18.Риторические фигуры и правила их использования.
19.Исполнительский этап публичного выступления (культура вербального и невербального поведения оратора; средства установления контакта с аудиторией).
20.Внешний вид оратора.
21.Беседа и ее важнейшие разновидности.
22.Принципы построения деловой и дружеской беседы.
23.Продуктивные и непродуктивные модели беседы и эффективность общения.
24.Основные тактики и приемы спора.
25.Конструктивная и конфликтная стратегия в споре.
26.Типы аргументов и правила их использования в споре.
27.Специфика тактик оппонента и пропонента.
28.«Коммуникативный портрет» конкурентоспособного специалиста.
Текущий контроль знаний
1. Подготовьте сообщение "Д.Карнеги и его представления об ораторском мастерстве".
2. Прочитайте текст (текст выступления предварительно раздается), проанализируйте его структуру и ответьте на вопросы:
1) Является ли, на ваш взгляд, актуальной, интересной тема выступления?
2)Какова идея (основная мысль) выступления?
3) Дайте оценку введению, каким еще может быть начало данного выступления?
4) Каковы принципы отбора материала?
5) Как строятся доказательства , продумана ли система аргументации,
6) Дайте оценку заключению.
3. Подготовьте творческий доклад, руководствуясь методическими рекомендациями:
1) выберите наиболее интересную, полезную, с вашей точки зрения, тему выступления;
2) определите круг вопросов, необходимых для раскрытия темы;
3) составьте подробный план выступления;
4) сдайте для проверки весь текст выступления.
4. При обсуждении докладов охарактеризуйте следующие особенности:
- степень подготовленности доклада, самостоятельность в осмыслении вопроса;
- актуальность, новизну, оригинальность темы выступления;
- структуру речи, последовательность, логику изложения;
- качество речи (стиль изложения);
- произнесение (правильное, технически грамотное, интонационно выразительное);
- поведение в аудитории, манеры, культуру общения со слушателями;
- ответы на вопросы.
5. В чем заключается сущность традиционного и нетрадиционного подхода к риторике?
6. В чем состоит различие в трактовке риторики в Древней Греции и Древнем Риме?
7. Что изучает общая риторика? Чем отличаются от неё частные риторики ?
8. Назовите основные разделы общей риторики.
9. Когда и где возникла риторика? Назовите имена первых известнейших риторов античности.
10.Какова роль «Краткого руководства к красноречию…» М.В. Ломоносова в истории русской речевой культуры?
11. Почему в судьбе русской риторики во второй половине XIX в. наступил кризис?
12. Какую речь называют эффективной и почему?
13. Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы?
14. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?
15.Дайте определение речевой ситуации. Каковы её главные составляющие?
16. Что такое речевой акт? Приведите собственные примеры речевого акта.
17. Что такое метасообщение? Приведите примеры. Назовите основные риторические формы метасообщений.
18.Каковы причины «актерской лихорадки»? В чем проявляется состояние стресса?
19.Соблюдение каких правил предполагает принцип коммуникативного сотрудничества?
20.Какие из известных вам рекомендаций к использованию риторических тропов и фигур кажутся вам наиболее важными? Почему?
21.Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.
23.Назовите характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Агитирующей речи?
24.Каковы основные принципы подготовки публичной речи?
25.Какие типы жестов вы знаете?
26.В чем суть и мастерство непринужденной дружеской беседы?
27.Каковы принципы организации деловой беседы?
28.Какие типы аргументов выделяют (по силе, по связи с тезисом)? Как они используются в споре?
29.Назовите источники рациональных аргументов.
30.В чем различие тактик пропонента и оппонента? Какие приемы используются в каждой тактике?
Пример тестовых вопросов
1. Риторика-это
а) теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае
б) одна из древнейших наук в истории человечества в) наука и искусство г) все указанное
2. Развитие римского красноречия связано с именем
а) Цицерона
б) Квинтилиана
в) Аристотеля
3. Соотнесите роды и виды красноречия
1) духовное красноречие
2) социально-бытовое красноречие
3) академическое красноречие
4) социально-политическое красноречие
5) судебное красноречие
а) застольная речь
б) лекция
в) защитительная речь
г) проповедь
д) агитаторская речь
4. Временем расцвета русской риторики считается
а) первая половина XIX века
б) конец XVII века
в) начало XVIII века
5. Аргументы делятся на
а) логические и психологические
б) эмпирические и теоретические
в) убедительные и неубедительные
6. Соотнесите определение и определяемое
1) документ, фиксирующий соглашения двух или нескольких сторон
2) документ, содержащий просьбу лица (лиц) учреждению или должностному лицу
3) документ, адресованный руководству, в котором излагается какой- либо вопрос с выводами и предложениями составителя
а) заявление
б) договор
в) докладная записка
7. К основным качествам речи относятся
а) содержательность
б) чистота
в) богатство и разнообразие
г) регламентированность
8. Назовите составляющие классической композиции речи
а) конец речи
б) главная часть
в) план
г) вступление
9. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам - это такая логическая форма изложения, как
а) анализ
б) сравнение
в) синтез
г) обобщение
10. Укажите основные законы формальной логики
а) тождества
б) противоречия
в) исключенного третьего
г) достаточного основания
11. Выберите истинное утверждение «Документ-это….»
а) деловые бумаги, имеющие правовую значимость
в) тексты, канцелярско-делового подстиля, регулирующие социальную жизнь человека
12. Отметьте экстралингвистический признак, не характерный для официально- делового текста
а) шаблонность
б) стандартизация
в) регламентированность
г) фамильярность
13. Укажите прием стилистического синтаксиса
а) антитеза
б) инверсия
в) эпифора
14. Определите функцию художественных средств языка и речи оратора
а) функция воздействия
б) функция сообщения
в) эстетическая функция
15. Повышает эффективность общения:
1) неотрывный взгляд в глаза;
2) отсутствие прямого взгляда;
3) заинтересованный взгляд, направленный на собеседника;
4) взгляд сквозь вас.
16. Деловое общение — это вид общения:
1) направленный на достижение предметной договоренности или определенной цели;
2) между коллегами по работе;
3) который люди используют в семейных отношениях.
17. К приемам формирования аттракции относят прием:
1) «зацепки»;
2) снятия напряженности;
3) «терпеливый слушатель»;
4) «нейтральной фразы».
18. Расположение к себе собеседника, его притяжение на эмоциональном уровне:
1) проекция;
2) рефлексия;
3) установка;
4) аттракция.
19. Прием «зацепки»:
1) выражается в необычном вопросе, сравнении, кратком изложении проблемы;
2) заключается в непосредственном переходе к делу сразу, без вступления;
3) заключается в использовании дружеских слов, личного обращения по имени и отчеству, который позволит установить контакт в начале разговора.
20. Антикульминационная структура изложения материала:
1) выводы делаются в конце выступления;
2) основная проблема раскрывается в середине выступления;
3) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется.
21. Прямое ускорение:
1) стимулируется за счет фраз с предложением принять сразу решение по интересующей проблеме;
2) предполагает в процессе деловой беды предлагать не одно, а несколько решений;
3) позволяет привести собеседника к окончательному решению постепенно.
22. Пирамидальная структура изложения материала:
1) выводы делаются в конце выступления;
2) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется;
3) основная проблема раскрывается в середине выступления.
23. В структуру речевого общения входит:
1) значение и смысл слов, фраз;
2) кинесика;
3) паралигвистика;
4) такесика.
24. Требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами:
1) убеждение;
2) принуждение;
3) заражение;
4) просьба.
25. Скрытое управление поведением партнера:
1) манипулирование;
2) принуждение;
3) заражение;
4) просьба.
26. Групповые нормы и ценности возникают в результате:
1) подражания;
3) внушения;
4) убеждения.
27. Неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации:
1) эмпатия;
2) идентификация;
3) установка;
4) проекция.
28. Функция общения, которая реализуется в возможности человека познать, утвердить себя, свою ценность в процессе общения, организация и поддержание межличностных отношений:
1) прагматическая:
2) внутриличностная;
3) подтверждения.
29. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией определяется понятием:
1) конформность;
2) заражение;
3) мода;
4) убеждение.
30. Бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям:
1) подражание;
2) заражение;
3) мода;
4) внушение.
31. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека:
1) эмпатия;
2) общение;
3) сотрудничество;
4) рефлексия.
32. Система средств общения, включающая в себя рукопожатие, поцелуй, похлопывание:
1) кинесика;
2) паралингвистика;
3) такесика;
4) проксемика.
33. Система средств общения, включающая в себя пространственно – временную организацию общения:
1) кинесика;
2) паралингвистика;
3) экстралингвистика;
4) проксемика.
34. Процесс расшифровки смысла сообщений представляет собой _____ слушание:
1) направленное;
2) рефлексивное;
3) эмпатическое;
4) нерефлексивное.
35. Психологический механизм самосознания:
1) эмпатия;
2) идентификация;
3) рефлексия;
4) атрибуция.
36. Система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику:
1) кинесика;
2) паралингвистика;
3) экстралингвистика;
4) проксемика.
37. Организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества – это _____ уровень общения;
1) интимно – личностный;
2) ритуальный, или социально – ролевой;
3) деловой;
4) прагматический.
38. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия:
1) убеждение;
2) принуждение;
3) заражение;
1.Риторика как искусство, наука и предмет изучения.
2.Объект, предмет и задачи курса «Риторика»
3.Понятие об общей и частной риторике.
4.Риторика Древней Греции и Древнего Рима.
5.Развитие риторических традиций в России.
6.Речевое общение и его единицы
7.Речевой акт и его структура. Типы речевых актов.
8.Соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность
9.Общение и его виды.
10.Жанры речевого общения
11.Правила речевого общения.
12.Коммуникативные качества речи и эффективность общения.
13.Роды и виды ораторской речи.
14.Педагогическая риторика.
15.Риторический канон:инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
16.Принципы и приемы подготовки публичного выступления.
17.Композиция ораторской речи.
18.Риторические фигуры и правила их использования.
19.Исполнительский этап публичного выступления (культура вербального и невербального поведения оратора; средства установления контакта с аудиторией).
20.Внешний вид оратора.
21.Беседа и ее важнейшие разновидности.
22.Принципы построения деловой и дружеской беседы.
23.Продуктивные и непродуктивные модели беседы и эффективность общения.
24.Основные тактики и приемы спора.
25.Конструктивная и конфликтная стратегия в споре.
26.Типы аргументов и правила их использования в споре.
27.Специфика тактик оппонента и пропонента.
28.«Коммуникативный портрет» конкурентоспособного специалиста.
Темы эссе
1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).
2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).
3. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).
4. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).
6. «Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).
7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)
8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).
9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).
10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон). 11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076 г.).
12. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).
13. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).
14. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).
15. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).
16. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).
17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель)
18. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл).
19. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).
20. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).
21. «Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
22. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо). 23. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).
24. «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии» (А. Смит).
25. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).
27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).
28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).
29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).
30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).
31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).
32. «Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И. Новгородцев).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.
Учебная мебель: 45 посадочных мест.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.