2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Риторика
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Социально-гуманитарных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Риторика
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 2
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
79,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
14 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
79,8
79,8
79,8
79,8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Нач. фак., Артеменко Елена Викторовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Риторика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Алексеева Галина Гаврильевна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель курса: повышение уровня речевой культуры студентов и формирование коммуникативной компетенции.  
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Русский язык и культура речи
2.1.2
Философия
2.1.3
Русский язык и культура речи
2.1.4
Художественная культура России
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
логика
2.2.2
Основы специальной педагогики
2.2.3
возрастная психология
2.2.4
Социальная психология
2.2.5
Социальная педагогика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Знать:
 
Уровень 1
На низком уровне  строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
Уровень 2
На достаточном уровне строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
Уровень 3
На высоком уровне грамотно и ясно строит диалогическую речь в рамках межличностного и межкультурного общения на иностранном языке
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На низком уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей. Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
Уровень 2
На достаточном уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей. Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
Уровень 3
На высоком уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей. Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и  электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
На низком уровне создает на русском языке грамотные и Непротиворечивые письменные тексты реферативного характера. Демонстрирует умение осуществлять деловую Переписку на русском языке, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных.Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. Осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.   
 
Уровень 2
На достаточном уровне создает на русском языке грамотные и Непротиворечивые письменные тексты реферативного характера. Демонстрирует умение осуществлять деловую Переписку на русском языке, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных.Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. Осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.   
 
Уровень 3
На высоком уровне создает на русском языке грамотные и Непротиворечивые письменные тексты реферативного характера. Демонстрирует умение осуществлять деловую Переписку на русском языке, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных.Осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Осуществляет выбор коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.   
 
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
Знать:
 
Уровень 1
На низком уровне определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
Уровень 2
На достаточном уровне определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
Уровень 3
На высоком уровне определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На низком уровне проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
Уровень 2
На достаточном  уровне проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
Уровень 3
На высоком уровне проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
На низком уровне планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
Уровень 2
На достаточном уровне планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
Уровень 3
На высоком уровне планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
А /01.6. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.1.2
А/02.6. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
3.1.3
А/03.6. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума.
3.1.4
В /03.6 Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
А /01.6.Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
3.2.2
А/02.6 Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
3.2.3
А/03.6.Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
3.2.4
В /03.6.Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности     
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
А /01.6 Формирование навыков, связанных с информационнокоммуникационными технологиями.
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.3.2
А/02.6. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
3.3.3
А/03.6.
3.3.4
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, детисироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
3.3.5
В /03.6. Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения.
3.3.6
Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Понятие о риторике как науке и искусстве.

 
1.1
Понятие о риторике как науке и искусстве.Конспект 3 вопроса лекции Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-4 ОПК-7
2
0
 
1.2
Этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном речевом общении /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
1.3
Риторика как наука. Риторика как искусство. Ораторское искусство. Общая риторика. Частная риторика.  /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
1.4
Ранний этап развития риторика в Древней Греции и Древнем Риме (VI в. до н.э. – VII в. н.э.) Эпоха Ренессанса. Риторика в России  /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
1.5
Ранний этап развития риторика в Древней Греции и Древнем Риме (VI в. до н.э. – VII в. н.э.) Эпоха Ренессанса. Риторика в России. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
 
Раздел 2. Риторика и речевое поведение человека

 
2.1
Речевое общение и его  единицы. Речевой акт и его структура. Типы речевых актов. Соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
2.2
Риторика и речевое поведение человека. Образ идеального оратора  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
2.3
Ораторская речь, её роды и виды. Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
2.4
Конспект 3 вопроса лекции Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-4 ОПК-7
2
0
 
 
Раздел 3. Ораторская речь, её роды и виды. 

 
3.1
Каналы восприятия информации аудиторией и правила работы с ними.Средства активизации интереса слушателей: композиционные, речевые, методические /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2
Закон потери информации в публичной речи.Риторические каноны /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
3.3
Этапы и методика подготовки публичного выступления. Невербальное поведение оратора. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
3.4
Этапы и методика подготовки публичного выступления  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
3.5
Конспект 3 вопроса лекции Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-4 ОПК-7
2
0
 
 
Раздел 4. Подготовка и произнесение речей разных жанров

 
4.1
Этапы и методика подготовки публичного выступления. Использование экспрессивного синтаксиса: параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, смещение конструкции, присоединительные конструкции, парцелляция и т.д /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
4.2
Невербальное поведение оратора. Техника речи. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
4.3
Подготовка и произнесение речей разных жанров.  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
4.4
Конспект 3 вопроса лекции Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

16
УК-4 ОПК-7
2
0
 
 
Раздел 5. Специфика педагогического общения. Профессионально значимые речевые жанры.

 
5.1
Основы теории аргументации. Культура дискутивно-полемической речи. Основы мастерства беседы.беседы. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.2
Подготовка и проведение деловой игры «Аргументация». Особенности современного риторического пространства. Контрольные пробы речи. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.3
Специфика педагогического общения. Профессионально значимые речевые жанры. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.4
Подготовка и проведение игры «Аргументация». Контрольные пробы речи. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.5
Особенности современного риторического пространства /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.6
Конспект 3 вопроса лекции Выполнение практических заданий /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

15,8
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5.7
/КрАт/

0,2
УК-4 ОПК-7
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к зачету

1 Риторика как искусство, наука и предмет изучения.

2.Объект, предмет и задачи курса «Риторика»

 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.Понятие об общей и частной риторике.

4.Риторика Древней Греции и Древнего Рима.

5.Развитие риторических традиций в России.

6.Речевое общение и его  единицы

7.Речевой акт и его структура. Типы речевых актов.

8.Соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность

9.Общение и его виды.

10.Жанры речевого общения

11.Правила речевого общения.

12.Коммуникативные качества речи и эффективность общения.

13.Роды и виды ораторской речи.

14.Педагогическая риторика.

15.Риторический канон:инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

16.Принципы и приемы подготовки  публичного выступления.

17.Композиция ораторской речи.

18.Риторические фигуры и правила их использования.

19.Исполнительский этап публичного выступления (культура вербального и невербального поведения оратора; средства установления контакта с аудиторией).

20.Внешний вид оратора.

21.Беседа и ее важнейшие разновидности.

22.Принципы построения деловой и дружеской беседы.

23.Продуктивные и непродуктивные модели беседы и эффективность общения.

24.Основные  тактики и приемы спора.

25.Конструктивная и конфликтная стратегия в споре.

26.Типы аргументов и правила их использования в споре.

27.Специфика тактик оппонента и пропонента.

28.«Коммуникативный портрет» конкурентоспособного специалиста.

Текущий контроль знаний

1. Подготовьте сообщение "Д.Карнеги и его представления об ораторском мастерстве".

2. Прочитайте текст (текст выступления предварительно раздается), проанализируйте его структуру и ответьте на вопросы:

1) Является ли, на ваш взгляд, актуальной, интересной тема выступления?

2)Какова идея (основная мысль) выступления?

3) Дайте оценку введению, каким еще может быть начало данного выступления?

4) Каковы принципы отбора материала?

5) Как строятся доказательства , продумана ли система аргументации,

6) Дайте оценку заключению.

3. Подготовьте творческий доклад, руководствуясь методическими рекомендациями:

1)  выберите наиболее интересную, полезную, с вашей точки зрения, тему выступления;

2) определите круг вопросов, необходимых для раскрытия темы;

3) составьте подробный план выступления;

4) сдайте для проверки весь текст выступления.

4. При обсуждении докладов охарактеризуйте следующие особенности:

- степень подготовленности доклада, самостоятельность в осмыслении вопроса;

- актуальность, новизну, оригинальность темы выступления;

- структуру речи, последовательность, логику изложения;

- качество речи (стиль изложения);

- произнесение (правильное, технически грамотное, интонационно выразительное);

- поведение в аудитории, манеры, культуру общения со слушателями;

- ответы на вопросы.

5. В чем заключается сущность традиционного и нетрадиционного подхода к риторике?

6. В чем состоит различие в трактовке риторики в Древней Греции и Древнем Риме?

7. Что изучает общая риторика? Чем отличаются от неё частные риторики ?

8. Назовите основные разделы общей риторики.

9. Когда и где возникла риторика? Назовите имена первых известнейших риторов античности.

10.Какова роль «Краткого руководства к красноречию…» М.В. Ломоносова в истории русской речевой культуры?

11. Почему в судьбе русской риторики во второй половине XIX в. наступил кризис?

12. Какую речь называют эффективной и почему?

13. Что такое речевое событие? Каковы его важнейшие элементы?

14. Как вы понимаете термин «дискурс»? Каково его происхождение?

15.Дайте определение речевой ситуации. Каковы её главные составляющие?

16. Что такое речевой акт? Приведите собственные примеры речевого акта.

17. Что такое метасообщение? Приведите примеры. Назовите основные риторические формы метасообщений.

18.Каковы причины «актерской лихорадки»? В чем проявляется состояние стресса?

19.Соблюдение каких правил предполагает принцип коммуникативного сотрудничества?

20.Какие из известных вам рекомендаций к использованию риторических тропов и фигур кажутся вам наиболее важными? Почему?

21.Назовите общие принципы выбора материала для публичного выступления.

 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
22.Назовите общие принципы расположения материала в публичной речи.

23.Назовите характерные особенности введения и заключения аргументирующей речи? Агитирующей речи?

24.Каковы основные принципы подготовки  публичной речи?

25.Какие типы жестов вы знаете?

26.В чем суть и мастерство непринужденной дружеской беседы?

27.Каковы принципы организации деловой беседы?

28.Какие типы аргументов выделяют (по силе, по связи с тезисом)? Как они используются в споре?

29.Назовите источники рациональных аргументов.

30.В чем различие тактик пропонента и оппонента? Какие приемы используются в каждой тактике?

Пример тестовых вопросов

1. Риторика-это

а) теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо, так, как нужно в данном случае

б) одна из древнейших наук в истории человечества в) наука и искусство г) все указанное

2. Развитие римского красноречия связано с именем

а) Цицерона

б) Квинтилиана

в) Аристотеля

3. Соотнесите роды и виды красноречия

1) духовное красноречие

2) социально-бытовое красноречие

3) академическое красноречие

4) социально-политическое красноречие

5) судебное красноречие

а) застольная речь

б) лекция

в) защитительная речь

г) проповедь

д) агитаторская речь

4. Временем расцвета русской риторики считается

а) первая половина XIX века

б) конец XVII века

в) начало XVIII века

5. Аргументы делятся на

а) логические и психологические

б) эмпирические и теоретические

в) убедительные и неубедительные

6. Соотнесите определение и определяемое

1) документ, фиксирующий соглашения двух или нескольких сторон

2) документ, содержащий просьбу лица (лиц) учреждению или должностному лицу

3) документ, адресованный руководству, в котором излагается какой- либо вопрос с выводами и предложениями составителя

а) заявление

б) договор

в) докладная записка

7. К основным качествам речи относятся

а) содержательность

б) чистота

в) богатство и разнообразие

г) регламентированность

8. Назовите составляющие классической композиции речи

а) конец речи

б) главная часть

в) план

г) вступление

9. Мысленное установление сходства или различия предметов по существенным и несущественным признакам - это такая логическая форма изложения, как

а) анализ

б) сравнение

в) синтез

г) обобщение

10. Укажите основные законы формальной логики

а) тождества

б) противоречия

в) исключенного третьего

г) достаточного основания

11. Выберите истинное утверждение «Документ-это….»

а) деловые бумаги, имеющие правовую значимость

 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
б) паспорт, удостоверение

в) тексты, канцелярско-делового подстиля, регулирующие социальную жизнь человека

12. Отметьте экстралингвистический признак, не характерный для официально- делового текста

а) шаблонность

б) стандартизация

в) регламентированность

г) фамильярность

13. Укажите прием стилистического синтаксиса

а) антитеза

б) инверсия

в) эпифора

14. Определите функцию художественных средств языка и речи оратора

а) функция воздействия

б) функция сообщения

в) эстетическая функция

15. Повышает эффективность общения:

1) неотрывный взгляд в глаза;

2) отсутствие прямого взгляда;

3) заинтересованный взгляд, направленный на собеседника;

4) взгляд сквозь вас.

16. Деловое общение — это вид общения:

1) направленный на достижение предметной договоренности или определенной цели;

2) между коллегами по работе;

3) который люди используют в семейных отношениях.

17. К приемам формирования аттракции относят прием:

1) «зацепки»;

2) снятия напряженности;

3) «терпеливый слушатель»;

4) «нейтральной фразы».

18. Расположение к себе собеседника, его притяжение на эмоциональном уровне:

1) проекция;

2) рефлексия;

3) установка;

4) аттракция.

19. Прием «зацепки»:

1) выражается в необычном вопросе, сравнении, кратком изложении проблемы;

2) заключается в непосредственном переходе к делу сразу, без вступления;

3) заключается в использовании дружеских слов, личного обращения по имени и отчеству, который позволит установить контакт в начале разговора.

20. Антикульминационная структура изложения материала:

1) выводы делаются в конце выступления;

2) основная проблема раскрывается в середине выступления;

3) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется.

21. Прямое ускорение:

1) стимулируется за счет фраз с предложением принять сразу решение по интересующей проблеме;

2) предполагает в процессе деловой беды предлагать не одно, а несколько решений;

3) позволяет привести собеседника к окончательному решению постепенно.

22. Пирамидальная структура изложения материала:

1) выводы делаются в конце выступления;

2) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется;

3) основная проблема раскрывается в середине выступления.

23. В структуру речевого общения входит:

1) значение и смысл слов, фраз;

2) кинесика;

3) паралигвистика;

4) такесика.

24. Требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами:

1) убеждение;

2) принуждение;

3) заражение;

4) просьба.

25. Скрытое управление поведением партнера:

1) манипулирование;

2) принуждение;

3) заражение;

4) просьба.

26. Групповые нормы и ценности возникают в результате:

1) подражания;

 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2) заражения;

3) внушения;

4) убеждения.

27. Неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации:

1) эмпатия;

2) идентификация;

3) установка;

4) проекция.

28. Функция общения, которая реализуется в возможности человека познать, утвердить себя, свою ценность в процессе общения, организация и поддержание межличностных отношений:

1) прагматическая:

2) внутриличностная;

3) подтверждения.

29. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией определяется понятием:

1) конформность;

2) заражение;

3) мода;

4) убеждение.

30. Бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям:

1) подражание;

2) заражение;

3) мода;

4) внушение.

31. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека:

1) эмпатия;

2) общение;

3) сотрудничество;

4) рефлексия.

32. Система средств общения, включающая в себя рукопожатие, поцелуй, похлопывание:

1) кинесика;

2) паралингвистика;

3) такесика;

4) проксемика.

33. Система средств общения, включающая в себя пространственно – временную организацию общения:

1) кинесика;

2) паралингвистика;

3) экстралингвистика;

4) проксемика.

34. Процесс расшифровки смысла сообщений представляет собой _____ слушание:

1) направленное;

2) рефлексивное;

3) эмпатическое;

4) нерефлексивное.

35. Психологический механизм самосознания:

1) эмпатия;

2) идентификация;

3) рефлексия;

4) атрибуция.

36. Система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику:

1) кинесика;

2) паралингвистика;

3) экстралингвистика;

4) проксемика.

37. Организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества – это _____ уровень общения;

1) интимно – личностный;

2) ритуальный, или социально – ролевой;

3) деловой;

4) прагматический.

38. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия:

1) убеждение;

2) принуждение;

3) заражение;

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Примерные темы рефератов

1.Риторика как искусство, наука и предмет изучения.

2.Объект, предмет и задачи курса «Риторика»

3.Понятие об общей и частной риторике.

4.Риторика Древней Греции и Древнего Рима.

5.Развитие риторических традиций в России.

6.Речевое общение и его  единицы

7.Речевой акт и его структура. Типы речевых актов.

8.Соотношение понятий речь, язык и речевая деятельность

9.Общение и его виды.

10.Жанры речевого общения

11.Правила речевого общения.

12.Коммуникативные качества речи и эффективность общения.

13.Роды и виды ораторской речи.

14.Педагогическая риторика.

15.Риторический канон:инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

16.Принципы и приемы подготовки  публичного выступления.

17.Композиция ораторской речи.

18.Риторические фигуры и правила их использования.

19.Исполнительский этап публичного выступления (культура вербального и невербального поведения оратора; средства установления контакта с аудиторией).

20.Внешний вид оратора.

21.Беседа и ее важнейшие разновидности.

22.Принципы построения деловой и дружеской беседы.

23.Продуктивные и непродуктивные модели беседы и эффективность общения.

24.Основные  тактики и приемы спора.

25.Конструктивная и конфликтная стратегия в споре.

26.Типы аргументов и правила их использования в споре.

27.Специфика тактик оппонента и пропонента.

28.«Коммуникативный портрет» конкурентоспособного специалиста.

Темы эссе

1. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В.Ключевский).

2. «Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

3. «Руководитель должен наперед считаться с возможностью, как успеха, так и неудачи» (П. Сир).

4. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

5. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескье).

6. «Большая политика - это всего лишь здравый смысл, примененный к большим делам» (Наполеон I).

7. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)

8. «Правителями становятся ловкие подбиратели голосов» (К.Победоносцев).

9. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

10. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж.Актон). 11. «Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желаньям не станет служить» (Изборник, 1076 г.).

12. «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин).

13. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).

14. «Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (В. Короленко).

15. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.-Ж. Руссо).

16. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Б. Шоу).

17. «Человек по природе своей есть существо политическое». (Аристотель)

18. «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все» (Перикл).

19. «Целью политики является общее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

20. «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У. Шекспир).

21. «Политика - это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).

22. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж. Ж. Руссо). 23. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-то одно» (Ф. Бэкон).

24. «Лучшее лекарство от болезней демократии - больше демократии» (А. Смит).

25. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).

26. «Всякая политика сводится к тому, чтобы сделать сносной жизнь возможно большему числу людей» (Ф. Ницше).

27. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш.Монтескье).

28. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

29. «Силой удерживается правительство, установленное силой» (П.Гольбах).

30. «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу» (Б.Спиноза).

31. «Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам» (И.Кант).

32. «Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны» (П.И. Новгородцев).

 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
33. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зверев С. Э., Ефремов О. Ю., Шаповалова А. Е.
Риторика: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.2
Ивин А. А.
Риторика: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Адамова Л.К.
Риторика: учебное пособие: учебное пособие
Чурапча: ЧГИФКиС, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
moodle
 
Э2
 
Э3
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Project Expert
6.3.1.4
Windows 7
6.3.1.5
Windows 8
6.3.1.6
Windows 8.1
6.3.1.7
Windows 10
6.3.1.8
Astra Linux
6.3.1.9
Libre Office
6.3.1.10
DoctorWeb
6.3.1.11
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.12
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.13
Adobe Reader
6.3.1.14
ABBYY finereader
6.3.1.15
chrome
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.1.16
yandex
6.3.1.17
opera
6.3.1.18
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
Пр
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
учебно-методические пособия, раздаточный материал, ситуационные задачи, видеофильмы.
1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать: 
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
Лек
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.

Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.

Учебная мебель: 45 посадочных мест.

Лаборатория №105. 
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
Ср
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
Зачёт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рабочей программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 79,8 часа. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к экзамену. Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую теоретическую и практическую подготовку невозможно. Освоение программы курса предполагает, что на самостоятельное изучение этих дисциплин студент должен предусматривать в среднем по два часа в неделю на протяжении всего семестра. Методическое обеспечение самостоятельной работы состоит из:
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно; - подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения; - поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес в данной теме; - определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний; - организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала. Методические рекомендации преподавателю Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Риторика», является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей их профессиональной деятельности. Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются: •Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса; •Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения; •Активное участие слушателей в учебном процессе; •Проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы; •Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям. Данная дисциплина ведется в форме лекций с мультимедийным сопровождением учебного материала, практических занятий и самостоятельной работы студентов. С целью успешного освоения теоретических и практические основ дисциплины, а также для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в ходе занятий используются активные методы: дискуссии, презентации. В процессе изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация, контроль знаний по отдельным темам  - в виде письменного опроса. По окончании  дисциплины  «Мировая художественная культура»» сдается зачет. Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины. Рекомендуется работа с первоисточниками. Для контроля знаний студентов по данной дисциплине необходимо проводить оперативный, рубежный, и итоговый контроль. Оперативный контроль осуществляется путем наблюдения, опроса и экспресс - тестирования в ходе лекционных занятий. Рубежный контроль в форме индивидуальных собеседований и тестирований по ключевым темам курса. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по окончании 1 семестра обучения. На зачете студентам предлагается тестовое задание по материалам учебной дисциплины.