2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
______________ 2021 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 6 зачеты 5 курсовые работы 6
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
85,8
аудиторные занятия
55
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
11 2/6
11 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
11
11
11
11
22
22
Практические
11
11
22
22
33
33
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
5,3
5,3
5,5
5,5
Итого ауд.
22
22
33
33
55
55
Кoнтактная рабoта
22,2
22,2
38,3
38,3
60,5
60,5
Сам. работа
49,8
49,8
36
36
85,8
85,8
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Программу составил(и):
 
 
ст преп, Турантаева Гарсия Гаврильевна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2021 протокол № 2.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 4
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целями освоения дисциплины (модуля) «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» являются: обобщить знания о способах и приёмах безопасного взаимодействия с окружающей средой, обществом, государством; способствовать формированию у студентов личностных качеств безопасного типа поведения и стать теоретической основой для формирования культуры безопасности жизнедеятельности. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экология и безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
Организационно-правовые основы допризывной подготовки граждан по основам военной службы в РФ
2.2.3
Гражданская оборона и органы управления в кризисных ситуациях
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения

 
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Уметь:
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 1
Частично проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами 
 
Уровень 3
В полном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
Уровень 3
В полном объеме умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
Уровень 3
В полном объеме знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки  сформированности образовательных результатов обучающихся
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки  сформированности образовательных результатов обучающихся
 
Уровень 3
В полном объеме умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки  сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
 
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями 
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
Уровень 3
В полном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
Уровень 3
В полном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
-основы профессиональной педагогической деятельности;взаимосвязь педагогической деятельности в сфере физической культуры с другими гуманитарными и естественными науками;особенности физического воспитания различных категорий населения;особенности физического воспитания в  семье;
3.1.2
- методы обеспечения национальной, общественной и личной безопасности.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2.1
определять необходимые взаимосвязи профессиональной педагогической деятельности со смежными научными дисциплинами;определять основные направления физического воспитания различных социально-демографических групп населения;вести разъяснительную работу по пропаганде здорового образа жизни;определять приоритетные направления физического воспитания населения;
3.2.2
- пользоваться основными средствами индивидуальной и коллективной защиты.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
-навыками проведения разъяснительной работы о значимости физического воспитания для различных категорий населения;
3.3.2
навыками самовоспитания и самообразования;
3.3.3
- навыками формирования у учащихся патриотизма и безопасного поведения в период воинской службы;  навыками поиска необходимой информации.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Безопасность как необходимое условие дальнейшего развития цивилизации и коренная потребность человека. Способы обеспечения безопасности. Преобразовательная жизнедеятельность человека как способ повышения своей безопасности. Показатели уровня безопасности (продолжительность жизни, численность населения Земли). Безопасность сообщества и духовное здоровье. Угроза безопасности от жизнедеятельности человека. Безопасность жизнедеятельности и сценарии будущего (В.И.Вернадский, Д.И.Менделеев, В.Г.Горшков и др.). Особенности проблем безопасности в новой эпохе (В.В.Сапронов). Общая характеристика глобальных, планетарных проблем современного мира: разрыв в уровнях социаль¬но-экономического развития между развитыми и развивающимися странами, межцивилизационные и конфессиональные расколы; проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды. Понятие «устойчивое развитие» общества.. Основные принципы устойчивого развития применительно к России (Ю.Л. Воробьев и др.).  Необходимость формирования культуры безопасности как нового миропонимания в сознании личности и общества.

Основные процессы и свойства, определяющие деятельность мозга.

Психофизиологические основы адаптации и общий адаптационный синдром.

Ощущения и восприятия как основа адекватной адаптации к окружающему миру.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

11
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
5
0
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.2
Теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

49,8
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
5
0
 
1.3
Теоретическое обоснование необходимости формирования культуры безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

11
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
5
0
 
1.4
/КрАт/
Л1.1Л2.1Л3.2

0,2
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
5
0
 
 
Раздел 2. Воспитание культуры безопасности школьников

 
2.1
Содержание понятия культуры безопасности жизнедеятельности. Характеристика различных подходов к определению понятия «культура» (функциональный, качественный, аксиологический, креативный, нормативный, духовно-личностный).  Определение культуры безопасности жизнедеятельности как процесс, как состояние, как основы мировоззрения. Уровни формирования культуры безопасности жизнедеятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
2.2
Воспитание культуры безопасности школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

20
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
2.3
Воспитание культуры безопасности школьников /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

10
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
 
Раздел 3. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения

 
3.1
Критерии классифика¬ции объектов формирования культуры безопасности жизнедеятель¬ности: на индивидуальном уровне (образовательный, социальный, моральный, физический, этнический, кри¬терий по месту пребывания); на корпоративном уровне (наличие опасности масштабных потерь населения и материаль¬ного ущерба, время воздействия присущих объектам опасностей, важность объектов для экономики страны, специфика деятельности объектов); на общественно-государственном уровне – отношение к мировым цивилизациям. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

7
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
3.2
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

16
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
3.3
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.2

Э1 Э2

12
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.4
/КрАт/
Л1.1Л2.1Л3.2

5,3
УК-1 УК-2 ОПК-2 ОПК-5 ОПК-6
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену. На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий: 1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать. 2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка. 3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого. 4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества. Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями. Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом. Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела. Промежуточный контроль После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену. На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий: 1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать. 2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка. 3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого. 4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества. Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера в рабочей электронной тетради или бланков с заданиями. Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом. Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела. Курсовая работа способствует формированию и развитию научных интересов студента, навыков самостоятельной работы и является подготовительным этапом к выполнению выпускной квалификационной работы. Курсовая работа выполняет следующие задачи:   1. Систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические и практические знания по дисциплинам специальности и вырабатывает навыки самостоятельной работы с научной литературой. 2. Развивает навыки систематизации знаний, полученных в процессе самостоятельного изучения литературы; а также навыки научно- исследовательской деятельности: применение методов анализа и синтеза, формулирование самостоятельных выводов.   3. Углубляет изучение наиболее актуальных проблем управления информацией и способствует установлению связи теоретических знаний с практикой. Написание курсовой работы должно продемонстрировать умение студента собирать, анализировать и лаконично излагать основные положения своего исследования, раскрывая при этом суть проблемы.   Выбранная тема курсовой работы согласовывается с руководителем и утверждается на заседании кафедры в соответствии с планом выполнения и защиты курсовых работ. Курсовая работа сдается в бумажном и электронном варианте (на диске). Бумажный вариант помещается в папку-скоросшиватель с прозрачной обложкой, диск подшивается к папке. Текстовой материал курсовой работы выполняется компьютерным способом. Объем выпускной квалификационной работы составляет не менее 50 стр. Курсовой работы не менее 30 стр. Курсовые работы набираются шрифтом TimesNewRoman 14 
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
кеглем с 1,5 интервалом. Поля страниц с левой стороны 3 см, с правой 1,5 см, с верхней 2 см и с нижней стороны 2 см. данные требования являются обязательными для всех работ. Абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 5 знакам. Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точки в конце заголовков не ставятся и переносы в них не рекомендуются. Каждая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению (выводам), библиографическому списку и приложениям. Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. Нумерация страниц рекомендуется ставить на верхней стороне поля. В связи с тем, что некоторые главы составляются в курсовой работе 2-3 страницы, целесообразнее их называть разделами. В случае если курсовая работа носит реферативный характер, то допустимо изменить название главы I и III. Литературных источников должно быть не менее 30. Литературные источники оформляются по ГОСТ Р 7.0.5 – 2008, библиографическая ссылка по ГОСТу Р 7.0.5. – 2008 «Библиографическая ссылка». Любая научно-исследовательская работа выполняется в единой стилевой манере научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.
 
5.2. Темы письменных работ
Перечень зачетных/экзаменационных вопросов/заданий. 1. Структура воспитания  культуры безопасности школьников. 2. Компоненты воспитания культуры безопасности (цели, содержание, результаты). 3. Содержание функций управления в воспитании культуры безопасности (диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция). 4. Особенности воспитания культуры безопасности в начальной, основной, средней школе. 5. Цели воспитания культуры безопасности школьников (процессуальные и результатные; стратегические, тактические и оперативные). 6. Необходимость соблюдения баланса интересов государства, общества, учителей и учащихся в постановке целей воспитания    культуры безопасности. 7. Содержание воспитания культуры безопасности школьников. 8. Отражение культуры безопасности в содержании школьных учебных предметов. 9. Средства и методы воспитания культуры безопасности школьников. 10. Диагностика культуры безопасности школьников (диагностика, взаимодиагностика, самодиагностика). 11. Функции диагностики, структура диагностики культуры безопасности (анализ, оценка, учет). 12. Критерии диагностики культуры безопасности по параметру – компоненты деятельности (мотивация, знания, умения, творчество, самоконтроль). 13. Педагогические средства диагностики. 14. Средства анализа и средства оценки культуры безопасности школьников. 15. Психолого-педагогические условия эффективной диагностики. Возрастные и  особенности культуры безопасности школьников. Темы курсовых работ 1. Методика формирования комплексной готовности учащихся к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; 2. Функциональные обязанности учителя ОБЖ по вопросам организации гражданской обороны в образовательном учреждении; 3. Содержание учебных программ курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, их структура, этапы изучения курса ОБЖ, учет природных, техногенных, социальных факторов и особенностей региона; 4. Основные формы проведения занятий по курсу ОБЖ в школе, учебном заведении; 5. Структура занятия (урока) ОБЖ и основные требования к его проведению; 6. Учебно-методическое обеспечение подготовки учащихся по ОБЖ в школе, учебном заведении; 7. Методика проведения занятий по курсу ОБЖ; 8. Движение юных патриотов, как профилактика подростковых правонарушений; 9. Воспитание культуры безопасности в общеобразовательных учреждениях; 10. Роль военно-патриотического воспитания в формировании личности учащихся. 11.  Методы, активизирующие учебную деятельность. 12.  Игра в учебном процессе по БЖД. 13.  Использование Т.С.О. в учебном процессе. 14.  Нетрадиционные формы контроля облученности учащихся. 15.Организация деятельности на предмет сохранения здоровья за период обучения в школе и вузе.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки   – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и 
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
уровень приобретенных компетенций.   Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем
 
Самостоятельная работа студента (СРС) – это требование ФГОС ВО по направлению подготовки  – «Педагогическое образование». Цель СРС: развитие у студентов творческого мышления, интереса к фундаментальным знаниям, выработки потребности к мировозренческо-методологическому оцениванию, понимания и объяснения фактов, сущности и явлений действительности. СРС способствует более глубокому и детальному изучению дисциплины, развивает мышление, способности к анализу и синтезу информации, приучает к дисциплинированности и ответственности, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Самостоятельная работа студентов по курсу «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» – это органический компонент единого процесса обучения и воспитания студентов. Объем, сложность, интенсивность научно-технической информации непрерывно возрастают, повышается культурно-воспитательная, методологическая функции курса «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся». Все это предъявляет более высокие требования к специалисту с высшим образованием. Студент обязан четко понимать структуру и логику раскрытия каждой темы по предмету «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся». Осознанным ориентиром могут служить планы лекций и практических (семинарский) занятий, контрольных работ, предлагаемых преподавателем. В числе основных проблем, характерных для СРС, следующие: -  установление причинно-следственных связей событий и явлений в возникновении тех или иных идей, концепций, гипотез, теорий; -  определение преемственности между научными фактами, явлениями, идеями, парадигмами; -  установление общих и частных закономерностей в развитии той или иной науки, соотношения факта и закономерности, эпохи и др. В процессе самостоятельной работы с учебниками и другой литературой студент должен: -  выделить основные теоретические положения, факты, понятия; -  определить соотношения и последовательность фактов и теорий; -  разделить текст главы, параграфа на логически законченные части, исходя из структуры темы; -  сформулировать в каждой части главную мысль. Самостоятельная работа по темам курса «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» поможет будущим специалистам расширить кругозор, научное мировосприятие и познакомиться с конкретными экологическими проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными, и другими проблемами современного человечества, овладеть знаниями и навыками противостояния современным угрозам безопасности человека. Общие критерии оценивания: • Знание и понимание основных моделей картин мира • Понимание научных методов • Посещаемость лекций и семинарских занятий • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы Оценка  знаний  по дисциплине «Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» на  экзамене  предполагает  дифференцированный  подход  к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей. Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.   «Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком  всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы  убедительно  и доказательно.  Студент  умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ  предмета,  но имеются  значительные  пробелы  в усвоении  материала,  затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. «Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
или отказывается отвечать на поставленные вопросы. Образовательные технологии Традиционные технологии: Лекции и семинарские (практические) занятия. Активные технологии: • Самостоятельная  работа  студентов с учебной литературой, электронными ресурсами. • Устные ответы на семинарских занятиях. Интерактивные технологии: • Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов. • Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Михайлов Л.А., Киселёва Э.М., Русак О.Н. и др.
Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
М.: Академия, 2009
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мисюк М. Н.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Рубис Л. Г., Тарасеня Т. Ю.
Безопасность в спортивном туризме: Учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л3.2
Бодня М.С.
Методика воспитания безопасности жизнедеятельности учащихся. 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль подготовки "Безопасность жизнедеятельности": рекомендовано методсоветом ВУЗа
Чурапча: ЧГИФКиС, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС;
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 10
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
chrome
6.3.1.6
yandex
6.3.1.7
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
6.3.2.4
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.5
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
При подготовке к практическим занятиям по предложенным темам студенты готовятся самостоятельно по рекомендованной литературе, указанной в списке. Дополнительно студентам заранее предлагается список вопросов и 
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
заданий по указанной теме. В холе изучения дисциплины главное внимание уделяется практической направленности подготовки студентов к социально значимой деятельности учителя, формированию необходимых знаний навыков и умений, воспитанию ответственности.