2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Социология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Социология
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
79,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
79,8
79,8
79,8
79,8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кфн, Доцент, Винокуров Егор Гаврильевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Социология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины "Социология": ознакомление студентов с основными понятиями социологической теории, главными фигурами в истории социологии.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История науки
2.1.2
Культура народа Саха
2.1.3
Философия
2.1.4
История
2.1.5
Политология
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История науки
2.2.2
Социальная педагогика
2.2.3
Возрастная и педагогическая психология
2.2.4
Социальная психология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
достижения задач проекта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
знать: специфику наук об обществе;виды и закономерности  социальных процессов и явлений; основные тенденции формирования социальной структуры современного общества;   влияние  социального  окружения  на  формирование  личности  и  социальные  отношения; основы этносоциологии; основные методы измерения социологической информации, методы сбора социальной    информации и ее обработки;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
уметь: понимать и анализировать социально значимые проблемы (расслоение общества,    происходящие  социальные  изменения,  и  т.д.);  анализировать  социально  значимые процессы  (эволюционное  развитие  общества,  изменение  общественных  ценностей, изменение      социальной  структуры  общества,  межнациональные  конфликты  и  т.д.); работать в кроскультурных коллективах; 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеть: начальным  тезаурусом  социологических  категорий  и  понятий;  командной работой; навыками выявления причин социальных явлений и процессов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Социология как наука об обществе. Предмет, задачи и функции социологии.

 
1.1
Предпосылки возникновения социологии. Понятие социологии. Социология и другие общественные науки.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
1.2
Структура и уровни социологии. Функции социологического знания: познавательная, прогностическая,управленческая, воспитательная, развивающая. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
1.3
Социология как наука об обществе. Предмет, задачи и функции  социологии.

Социология и другие общественные науки.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

13
УК-1 ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 2. Возникновение общества. Исторические типы организации социальной жизни.

 
2.1
Общество: понятие и определение.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.2
Признаки общества и его классификация.

Системный, детерминистский и функционалистский анализ общественной жизни.

Типология обществ.

Развитие общества: прогресс и регресс, эволюция и революция. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
2.3
Возникновение общества.

Исторические типы организации социальной жизни.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

13
УК-1 ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 3. Социальная жизнь.Социология социальной жизни. Социология личности.

 
3.1
Социологическая концепция О.Конта. Теория функционализма Г.Спенсера, теория классовой борьбы К.Маркса. Теория  социальной солидарности Э.Дюркгейма. Социальная теория М.Вебера.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

3
УК-1 ОПК-8
3
0
 
3.2
Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Структура, формирование и социализация личности. Статусы и роли. Социальный контроль и социальные отклонения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

3
УК-1 ОПК-8
3
0
 
3.3
Теория социального действия М.Вебера.

Социология личности.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

13
УК-1 ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 4. Культура и ее влияние на общественную жизнь.

 
4.1
Понятие культуры. Культурные ценности. Особенности развития культуры в современном обществе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

3
УК-1 ОПК-8
3
0
 
4.2
Социальные проблемы общественного сознания. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

3
УК-1 ОПК-8
3
0
 
4.3
Культурные ценности.

Особенности развития культуры в современном мире.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

13
УК-1 ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 5. Социальная структура как объект социологии. Социальная политика как объект деятельности государства. Социальные институты.

 
5.1
Социальная структура и социальные отношения. Теория социальной стратификации. Проблема социальной мобильности.

Сущность социального государства и социальной политики.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
5.2
Основные  направления социальной политики государства и их реализации.

Национальная политика в современном мире.

Сущность социальных институтов. Развитие социальных институтов. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5.3
Социальные проблемы общественного сознания.

Социальная структура  и социальные отношения.

Теория социальной стратификации.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

14
УК-1 ОПК-8
3
0
 
 
Раздел 6. Глобализация социальной жизни.

 
6.1
Основные тенденции и противоречия современного мира.

Глобальный мир как философская проблема.  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
6.2
Сущность глобальных проблем.

Глобальные проблемы и перспективы движения к устойчивому  развитию цивилизации.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
6.3
Социальные институты.

Глобализация социальной жизни.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

Э1

13,8
УК-1 ОПК-8
3
0
 
6.4
/КрАт/

0,2
УК-1 ОПК-8
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к контрольной работе № 1  (по темам 1-10) • Основные функции социологии. • Основные методы социологического исследования. • Возникновение социологической науки. • Развитие социологии в США. • Основные этапы развития социологической науки в России. • Социология и другие общественные науки. • Структура и уровни социологии. • Функции социологического знания. • Общество: понятие, определение. • Признаки общества и  его классификация. • Типология обществ. • Развитие общества: прогресс и регресс, эволюция и революция. • Социологическая концепция О.Конта. • Теория функционализма Г.Спенсера. • Теория классовой борьбы К.Маркса. • Теория социальной солидарности Э.Дюркгейма. • Теория социального действия М.Вебера. • Социология личности. Контрольная работа проводится в виде тестовых заданий. Критерии оценки: правильных ответов  от 90 до 100% - «отлично», от 80 до 89%– «хорошо»,  от 70 до 79% – «удовлетворительно», меньше 70 % - «неудовлетворительно». Вопросы для подготовки к контрольной работе № 2 (по темам 11-24) • Понятие культуры. • Культурные ценности. • Особенности развития культуры в современном обществе. • Социальная структура и социальные отношения. • Теория социальной стратификации. • Проблемы социальной мобильности. • Сущность социального государства. • Основные направления социальной политики государства. • Национальная политика в современном мире. • Сущность социальных институтов. • Развитие социальных институтов. • Основные тенденции и противоречие современного мира. • Сущность глобализации. • Сущность глобальных проблем. • Осознание глобальных тенденций. • Мировые тенденции.
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
• К обновленному гуманизму. При проведении контрольной работы студент получает вариант билета с определенными вопросами из списка, на которые он долен дать развернутый письменный ответ. Критерии оценки: «отлично» - на все вопросы даны полные, четкие ответы, студент обнаруживает знание и понимание основных понятий и концепций; «хорошо» - даны достаточно четкие, но не полные ответы на вопросы, студент демонстрирует хорошее понимание основных понятий и концепций; «удовлетворительно» - даны ответы на большую часть вопросов, но не слишком четко и не в полном объеме; «неудовлетворительно» - ответы на поставленные вопросы отсутствуют, или свидетельствуют о непонимании сути основных понятий и концепций. Примерный список контрольных вопросов для проведения текущего и промежуточного контроля: • Социология и ее место в системе современных наук. • Основные функции социологии. • Основные методы социологического исследования. • Возникновение социологической науки. • Развитие социологии в США. • Основные этапы развития социологической науки в России. • Общество: понятие и определение. • Признаки общества и его классификация. • Типология обществ. • Развитие общества: прогресс и регресс, эволюция и революция. • Социологическая концепция О.Конта. • Теория функционализма Г.Спенсера. • Теория классовой борьбы К.Маркса. • Теория социальной солидарности Э.Дюркгейма. • Теория социального действия М.Вебера. • Социология личности. • Понятие культуры. • Культурные ценности. • Особенности развития культуры в современном обществе. • Социальные проблемы общественного сознания. • Социальная структура и социальные отношения. • Теория социальной стратификации. • Проблемы социальной мобильности. • Социальная политика. • Основные направления социальной политики государства. • Национальная политика в современном мире. • Национализм и его формы. • Понятие цивилизации. • Понятие социального поведения индивида. • Девиантное поведение. • Основные причины социальных конфлмктов. • Типы конфликтов и их роль в жизни людей.
 
5.2. Темы письменных работ
Примерные тестовые задания для самоконтроля роЗАЧЕТ № 1. Вариант 1. 1.Что изучает социология и каковы ее основные функции? 2.В чем суть марксистской концепции общественно- экономических  формаций?  Возможно ли, по- Вашему, осуществление коммунистической идеи в реальной  действительности? ЗАЧЕТ № 1. Вариант 2. 1.Дайте характеристику основных методов социологического исследования. 2. В чем суть таких разработок американских исследователей, как система Тейлора и концепция « человеческих отношений». ЗАЧЕТ № 1. Вариант 3. 1. Возникновение социологии. Социология  объясняющая и понимающая : в чем различие между ними? 2. Охарактеризуйте основные типы капитализма. К какому них, по-Вашему, наиболее близка нынешняя обстановка в России? ЗАЧЕТ № 1. Вариант 4. 1.В чем суть таких теоретических разработок американских исследователей, как теория иерархии потребностей и бихевиоризм? 2. Общество и его основные типы. Каковы различия понятий «общество», «страна» и «государство»? ЗАЧЕТ № 1. Вариант 5. 1.Раскройте ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии Х1Х- начала ХХ веков? 2. Каковы основные этапы развития социологии в России? ЗАЧЕТ № 2. Вариант 1.
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1. Какова суть теории трех стадий развития общества? 2. В чем Вы видите главные причины обострения межэтнических проблем на территории бывшего СССР? ЗАЧЕТ № 2. Вариант 2. 1. Модернизация и два ее вида. Каковы особенности процесса модернизации в России? 2. Охарактеризуйте основные страты современных обществ. В чем преимущества открытых элит перед закрытыми? ЗАЧЕТ № 2. Вариант 3. 1. Что такое социальная мобильность людей и каковы социальные  сдвиги в современных обществах? 2. Этнические общности и их формы. В чем проявляется процесс развития этносов и как, по- Вашему, избежать межнациональной розни между людьми? ЗАЧЕТ № 2. Вариант 4. 1.Каковы  особенности  социальной стратификации бывшего советского общества и сегодняшней России? 2. Что представляет собой национализм и каковы  две тенденции в развитии национальных отношений? ЗАЧЕТ № 2. Вари ант 5. 1.Прогресс и регресс в развитии общества. В чем проявляется мировой  социальный прогресс? 2. Социальные институты: сущность, структура и основные виды. Что понимают под институционализацией? ЗАЧЕТ № 2. Вариант 6. 1. Эволюция, революции и реформы : в чем их сущность и роль в обществе? Что, по- Вашему, дала социалистическая революция в России? 2. Социальные общности и их виды. Каковы сущность, основные системы и критерии социальной стратификации? ЗАЧЕТ № 3. Вариант 1. 1.Раскройте понятие и два  исторических типа цивилизации.  Каковы , по- Вашему, место и перспективы развития России в системе мировых цивилизаций? 2. Что означает социальный статус людей и каковы его основные виды? Социальная роль и статусно- ролевые конфликты. ЗАЧЕТ № 3. Вариант 2. 1.Охарактеризуйте основные формы культуры. Как Вы полагаете всегда ли контркультура заслуживает негативной оценки? 2. Что понимают под социальным поведением людей и какие основные факторы его определяют? ЗАЧЕТ № 3. Вариант 3. 1.Расскажите о социальных ценностях и нормах  общества.  Какова роль культуры в обществе? 2. Девиантное поведение и понятие аномии. Какие меры общественного воздействия, на  Ваш взгляд, наиболее уместны в отношении  поведенческих отклонений людей? ЗАЧЕТ № 3. Вариант 4. 1. Что в социологии называют культурой общества и каковы три основные тенденции во взаимоотношениях различных культур? 2. Дайте характеристику основных типов социальных конфликтов .В чем их положительная и отрицательная роль в жизни людей? ЗАЧЕТ № 3. Вариант 5. 1.Понятия  «человек», «индивид», «личность» и суть процесса социализации личности. 2. В чем сущность и основные причины социальных конфликтов? ЗАЧЕТ № 4. Вариант 1. 1.Что изучает и как развивалась политология? Каковы ее роль и значение в обществе? 2. Этатистская и деэтатистская тенденции в развитии современных государств. Чем вызывается  их действие? ЗАЧЕТ № 4. Вариант 2. 1. Почему с развитием  человечества  возникла потребность к политике? В чем суть политической деятельности? 2. Что такое государство как политический институт? Как , по- Вашему, и почему оно возникло? ЗАЧЕТ № 4. Вариант 3. 1.Согласны ли Вы с тем, что политика – «грязное дело» и что поэтому она не нужна? 2. В чем противоречивость роли государства в обществе? Каковы его плюсы и минусы ? ЗАЧЕТ № 4. Вариант 4. 1.Каковы основные формы политики? 2.Что понимают под гражданским обществом и каковы его основные элементы? ЗАЧЕТ № 5. Вариант 1. 1.Что представляет собой монархия и каковы ее основные формы? 2.Какие черты характерны для авторитарных государств и каково место таких государств в истории человечества? ЗАЧЕТ № 5. Вариант 2. 1.Что такое республика и каковы различия между президентской и парламентской ее формами? 2.В чем смысл понятия демократии и каковы ее возможные недостатки? Основные черты современных демократических государств. ЗАЧЕТ № 5. Вариант 3. 1.В чем особенности унитарного и федеративного государств и что такое конфедерация? Как в связи с этим можно охарактеризовать России и СНГ? 2.Правовое государство и его основные принципы. Каковы, по- Вашему, роль СМИ в демократическом обществе? ЗАЧЕТ № 5. Вариант 4. 1.Что понимают под политическим режимом? Каковы основные признаки  и историческая судьба тоталитарных государств? 2.Что отличает государства неустойчивые и стабильные, военные и полицейские? В чем особенность социального 
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
государства? ЗАЧЕТ №6. Вариант 1. 1.Что представляет собой политическая партия и каковы ее основные функции? 2.Партийные системы в обществах: понятие и типы, плюсы и минусы. В чем особенность многопартийности в современной России? ЗАЧЕТ № 6. Вариант 2. 1.Дайте характеристику таких типов партий, как кадровые и массовые, демократические и тоталитарные, правящие и оппозиционные. В чем различия между партиями по взглядам на характер развития общества? 2.Политический лидер и его функции. Каковы основные подходы к обоснованию природы лидерства? ЗАЧЕТ № 6. Вариант 3. 1.Раскройте принципы демократических выборов. Насколько совместимы с демократией избирательные цензы? 2.Каковы типы лидеров по их ролевому назначению, стилю руководства и психологии поведения? ЗАЧЕТ № 6. Вариант  4. 1. Каковы основные тенденции в идеологиях правых и левых партий? 2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. В чем их основные достоинства и недостатки? ЗАЧЕТ № 6. Вариант 5. 1. В чем общность и каковы ключевые различия в идеологических подходов либералов и консерваторов, коммунистов и социал – демократов? 2. Назовите различия между лидерами  формальными и неформальными, традиционными, рационально- легальными и харизматическими. ЗАЧЕТ № 6. Вариант 6. 1. Дайте характеристику общественно- политическим движениям и методам их деятельности. 2. Каковы основные типы и организационные формы работы политических  партий в парламенте? ЗАЧЕТ № 7.Вариант 1. 1.В чем суть глобальных проблем продовольствия и ресурсов? Каковы пути их решения? 2.Что такое футурология и каковы прогнозы ученых                                                        в отношении перспектив человечества? ЗАЧЕТ № 7. Вариант 2. 1.Организация Объединенных Наций:  история создания, цели и принципы. Каковы главные органы ООН? 2.Расскажите об основных факторах и путях преодоления экономической отсталости стран. ЗАЧЕТ № 7. Вариант 3. 1.Чем определяется политический вес страны в международных делах? Каков, по- Вашему, престиж сегодняшней России в мировом сообществе? 2.Каковы основные линии глобальных проблем ЧЕЛОВЕКА в мировом сообществе? В чем Вы видите возможности смягчения этих проблем? ЗАЧЕТ № 7. Вариант  4. 1.Мировое сообщество и международные  отношения. Каковы современные тенденции в развитии международных отношений? 2. В чем суть глобальных социально- политических проблем? ЗАЧЕТ № 7. Вариант 5. 1.В чем проявляется глобальная демографическая проблема  и каковы основные пути ее решения? 2.Глобальные социально- экологические проблемы, главные проявления и пути выхода. Темы реферата: 1.Предмет и метод социологии. 2.Уровни социологического знания. 3.Функции социологии и ее место в системе общественных наук. 4.Основные парадигмы социологии. 5.Основные этапы развития социологии. 6.Социальная мысль античности. 7.Социальная мысль эпохи Возрождения и Нового времени. 8.Позитивистская социология О.Конта. 9.Социология марксизма. 10.Социологический реализм Э. Дюркгейма. 11.Социология Макса Вебера. 12.Эмпирическая социология. 13.Свобода и ответственность человека. 14.Индивид, индивидуальность и личность. 15.Школа субъективной социологии. 16.Психологическая школа. 17.Понятие и признаки общества. 18.Социальная структура общества. 19.Факторы социального прогресса. 20. Формы социальных изменений., 21. Мировое сообщество и цивилизация. 22.Формы глобальных социокультурных изменений. 23.Понятие и содержание культуры. 24.Система культуры и ее структура.
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
25.Формы и виды культуры. 26.Культура как процесс. 27.Теория развития личности. 28.Сущность социального поведения. 29.Понимание цели и смысла жизни человека. 30.Социализация. 31.Социальная структура. 32.Понятие и типы социального взаимодействия. 33.Основные понятия теории стратификации. 34.Социальная группа и социальная общность. 35.Глобальные социальные группы. 36.Социальные институты. 37.Процесс формирования социального института. 38.Понятие, сущность и функции религии. 39.Мораль и нравственность. 40.Семья как социальный институт. 41.Политика как социальный институт. 42.Понятие политики. 43.Власть как социальное явление. 44.Понятие и сущность государства. 45.Признаки и функции государства. 46.Гражданское общество. 47.Понятие и функции политических партий. 48.Классификация типов партий. 49.Экономика и государство. 50.Маркетинг избирательной компании в России. Тестовые задания  по дисциплине    1.Предмет социологии- это: 1. социальные отношения и социальные взаимодействия; 2. межличностные взаимодействия людей; 3. личность.    2.Основные вехи истории развития социологической науки: 1.в начале XVII в.; 2.в середине XIX в.; 3.в первой половине XX в.     3.Кем впервые в научный оборот был введен термин «социология»: 1.М.Вебером; 2.О.Контом; 3.К.Марксом.     4.Какая школа рассматривает социологию как поведенческую науку: 1.европейская; 2.американская; 3.русская.    5.Как рассматривал социальный прогресс Г. Спенсер: 1.как результат возникновения социальных противоречий; 2.как степень развития производительных сил; 3.как уменьшение степени зависимости личности от общества.     6.Какое понятие подходит под определение «Способ регуляции и саморегуляции какой- либо социальной общности, обеспечивающий ее единство и целостность»?: 1.санкция; 2.социальный контроль; 3.принуждение.     7.Механизм, с помощью которого общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок: 1.социализация; 2.обучение; 3.социальный контроль.    8.Как называется процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков? 1.воспитание; 2.обучение;
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.образование.    9.Какая категория характеризуется данным определением: «Исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и отношения»? 1.брак; 2.семья; 3.сожительство.    10.Какая наука изучает религию как социальный институт, ее генезис, роль и место в обществе: 1.теология; 2.философия; 3.социология.     11.Как называется теория, разрабатывающая  проблемы функционирования в обществе различных социальных групп? 1.теория среднего уровня; 2.теория социокультурной динамики; 3.теория групповой динамики.    12. «Исторически возникший вид социальной группировки людей, представленный  племенем, народностью, нацией»- к какому понятию относится это определение: 1.община; 2.класс; 3.этнос.     13.Какое понятие объединяет следующие категории: разделение труда, семья, собственность, армия, брак, образование? 1.социальная структура; 2.социальные отношения; 3.социальные институты.     14.Результатом процесса социализации является: 1.формирование личности; 2.формирование темперамента; 3.получение образования.     15.Ожидаемое поведение индивида называется: 1.социальный статус; 2.социальная роль; 3.девиантное поведение.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Общие критерии оценивания: • Знание и понимание основных моделей картин мира • Понимание научных методов • Посещаемость лекций и семинарских занятий • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы Оценка  знаний  по дисциплине «Социология» на  зачете  предполагает  дифференцированный  подход  к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей. Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.   «Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком  всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы  убедительно  и доказательно.  Студент  умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ  предмета,  но имеются  значительные  пробелы  в усвоении  материала,  затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в 
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
содержании допущены теоретические ошибки. «Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы. Образовательные технологии Традиционные технологии: Лекции и семинарские (практические) занятия. Активные технологии: • Самостоятельная  работа  студентов с учебной литературой, электронными ресурсами. • Устные ответы на семинарских занятиях. Интерактивные технологии: • Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов. • Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования.

Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.

Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Хренов А. Е., Тургаев А. С., Белоусов К. Ю., Казаринова Н. В., Яшина М. Н., Завершинская Н. А., Грусман Я. В., Ахмерова Л. В., Кайбушева П. М., Белобородова И. Н.
Социология: Учебник Для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
 
Л1.2
Куканова Е. В., Павленок П. Д.
Социология: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.3
Кухарчук Д. В.
Социология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сирота Н. М.
Общая социология. Специальные социологические теории: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
moodle
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
chrome
6.3.1.4
yandex
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.1.5
opera
6.3.1.6
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Методические указания студентам Требования к выполнению самостоятельной работы Усвоение курса «Социология» предполагает организацию самостоятельной работы студентов. Содержание и виды самостоятельной  работы студентов представлены  в п.6 (содержание семинарских занятий) и 7,10 (методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины) рабочей программы. Методические указания по подготовке рефератов Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть  систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием  на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Студент обязан показать самостоятельную творческую работу.        Написание рефератов должно способствовать закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного мышления и умения решить поставленные перед  студентом задачи. Содержание выполненной работы дает возможность углубить уровень знания изучаемой проблемы, показать знание литературы и сведений, собранных студентом, выполняющим реферативные работы.        Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете ( с указанием точного адреса веб – страницы), а также  интервью, которое автор реферата взял  у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).        Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылки и сносок  монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.        Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.        Существует определенная форма, которой должен  придерживаться студент, выполняющую работу. Реферат пишется на листах формата А4. Объем реферата должен быть не менее 18 страниц рукописного или печатного текста (размер шрифта 14 при компьютерном наборе текста), из них 3 страницы – оформление реферата в соответствии с нормами ГОС (1 стр. – титульный лист, 2 стр.-  оглавление или план, последняя страница – список использованной литературы).        Реферат ложен иметь титульный лист, на котором на верхней части пишется название учебного заведения, кафедры, имя, отчество и фамилия студента, курс, группа, затем посередине название темы исследования, с правой стороны фамилия и инициалы, а также ученая степень и звание научного руководителя.        Внизу титульного листа – место т год написания работы.        Работа включает список литературы оглавление.        Список литературы должен включать, главным образом, новейшие источники: действующие законы и нормативные акты, монографии, статьи, учебники, другие первоисточники по проблемам дисциплины. Особое внимание  уделяется периодической печати, которое отражает проблематику, затронутую в реферате.        При написании работы обязательны ссылки на используемые источники, что придает работе основательность, научную ориентацию.        Реферат дает возможность не только убедиться в уровне знаний студентов по изучаемому предмету, но, что не менее важно, установить склонность студентов к научно – исследовательской работе. Рефераты могут быть представлены на конкурс НИРС института или для участия в студенческих конференциях.
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Методические указания к выполнению самостоятельной работы     Цели самостоятельной работы: - углубление знаний по предмету; -формирование умений работы с научной литературой; -развитие способности к анализу и обобщению объемного содержания учебного материала;      Формы самостоятельной работы: -подготовка к семинарским занятиям; -конспектирование философских источников; -выполнение практических заданий (анализ ситуаций и пр.); -составление схем и таблиц по самостоятельно изученному материалу; -подготовка мини – сообщений и докладов к семинарским занятиям. Задание 1. Общество как система.      Вопросы: 1.Что такое общество? Приведите тразличные толкования этого понятия в социологии. 2.Основные элементы общества как система. 3.Специфические черты общества. 4. Типология развития общества в социологии: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Приведите их характеристики. 5. Понятия, определяющие развитие общества, прогресс и регресс, эволюция и революция. Приведите их критерии. Задание 2. Социальные институты.       Вопросы: 1. Приведите различные толкования понятия «социальный институт»: общее и особенное в толкования отечественных и зарубежных социологов. 2. Основные признаки социальных институтов и этапы институционализации. 3. Основные функции социальных институтов. 4. Классификация социальных институтов. 5. Семья как социальный институт. 6. Государство как социальный институт. Методические рекомендации преподавателю   Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Социология», является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей их профессиональной деятельности.            Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения.  Принципами организации учебного процесса являются: - Выбор методов преподавания в зависимости от различных  факторов, влияющих на организацию учебного процесса; - Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения; -Активное участие слушателей в учебном  процессе; - Проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы; -Привидение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.          Данная дисциплина ведется в форме лекций с мультимедийным сопровождением учебного материала, практических занятий и самостоятельной работы студентов. С целью успешного освоения теоретических и практических основ дисциплины, а также для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в ходе занятий используются активные методы: психодиагностические, психогимнастические упражнения, тренинги, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций. В процессе изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация, контроль знаний по отдельным темам – в виде письменного опроса. По окончании дисциплины «Социология» сдается зачет.           Для более глубокого изучения предмета преподаватель  предоставляет студентам информации о возможности использования Интернет – ресурсов по разделам дисциплины.            Рекомендуется работа с первоисточниками.            Для контроля знаний студентов по данной дисциплине необходимо проводить оперативный, рубежный и итоговый контроль. Оперативный контроль осуществляется путем наблюдения, опроса и экспресс – тестирования в ходе лекционных занятий. Рубежный контроль в форме индивидуальных собеседований и тестирований по ключевым темам курса. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по окончании 1 семестра обучения. На зачете студентам предлагается тестовое задание по материалам учебной дисциплины.