2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Экология и безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экология и безопасность жизнедеятельности
______________ 2022 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 4
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
24,7
самостоятельная работа
17
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
30,3
30,3
30,3
30,3
Сам. работа
17
17
17
17
Часы на контроль
24,7
24,7
24,7
24,7
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., Доцент, Бодня Максим Сергеевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Экология и безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2024 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Данная дисциплина является одной из дисциплиной профильной подготовки, посвященного
1.2
вопросам экологической безопасности. В ней рассматриваются основные экологические
1.3
понятия и закономерности функционирования природных систем, задачи экологии как науки,
1.4
основные её разделы (аут экология, популяционная экология, социальная экология.
1.5
Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды. Мониторинг
1.6
окружающей среды. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
1.7
Юридические и экономические санкции к производствам, загрязняющим среду. Правовые
1.8
аспекты охраны природы
1.9
В рамках данной дисциплины рассматриваются вопросы организация школьной и
1.10
внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды. Методика изучения
1.11
экологической безопасности человека и общества, проблем и методов охраны окружающей
1.12
среды в школе. Тематика и методика выполнения экологических проектов школьниками.
1.13
Определение школьного проекта и этапы его выполнения. Роль учителя и учащегося.
1.14
Презентация и оценка проектов. Методика подготовки, планирование и проведение урока по
1.15
экологии с учениками средней школы. Рассмотрение и обсуждение проекта непрерывного
1.16
экологического образования и воспитания населения Республики Татарстан. Экообразование
1.17
школьников.
1.18
Цель дисциплины - познакомить студентов с основными экологическими понятиями и
1.19
закономерностями функционирования природных систем, с задачами экологии как науки, с ее
1.20
основными разделами, с выводами экологии, которые находят применение в различных
1.21
областях практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Экономика образования
2.1.2
Источник загрязнения среды обитания
2.1.3
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.1.4
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Естественнонаучная картина мира
2.2.2
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.3
Опасные ситуации социального характера и защита от них
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами 
 
Уровень 3
В полном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Уровень 3
В полном объеме умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
 
 
ПК-5: Способен к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности  
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 2
В достаточном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 3
В полном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
климатических особенностей территорий.

 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
Уровень 3
В полном объеме умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
Уровень 3
В полном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
 
 
ПК-9: Способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает социальные, культурные и личностные различия
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает социальные, культурные и личностные различия 
 
Уровень 3
В полном объеме знает социальные, культурные и личностные различия
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровье сбережению.
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровье сбережению.
 
Уровень 3
В полном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровье сбережению.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
В результате освоения дисциплины студент:
3.1.2
1. должен знать:
3.1.3
- термины и понятия, раскрывающие основные признаки и свойства экосистем;
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.1.4
- иметь представление о сложных связях, существующих в природе, а также между обществом
3.1.5
и природой;
3.1.6
- причинно-следственные связи экологических явлений;
3.1.7
- основные понятия экологической безопасности;
3.1.8
- источники и характеристики загрязнений различных сфер;
3.1.9
- основные законодательные документы по экологической безопасности;
3.1.10
- экологические проблемы современности;
3.1.11
- условия возникновения экологически опасных и чрезвычайных ситуаций, закономерности их
3.1.12
проявления, классификацию, характеристику и прогнозирование экологических бедствий. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
2. должен уметь:
3.2.2
- сформировать у школьников экологическую культуру личности;
3.2.3
- давать оценку воздействия экологических факторов на состояние здоровья человека;
3.2.4
- давать экологическую оценку состояния региона;
3.2.5
- пропагандировать, полученные знания при работе во всех сферах своей деятельности;
3.2.6
- организовывать и проводить уроки и внешкольные мероприятия в школьном курсе основ
3.2.7
безопасности жизнедеятельности по теме "Охрана окружающей среды", "Нарушение
3.2.8
экологического равновесия";
3.2.9
- доходчиво для школьников объяснить происхождение тех или иных экологических бедствий; 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
3. должен владеть:
3.3.2
- способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты,
3.3.3
образовательные порталы);
3.3.4
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
3.3.5
- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
3.3.6
- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
3.3.7
- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
3.3.8
- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами
3.3.9
образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
3.3.10
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
3.3.11
- владеть навыками рационального применения учебного оборудования, аудиовизуальных
3.3.12
средств, компьютерной техники и специальной аппаратуры в процессе различных видов
3.3.13
занятий.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Тема 1. Основы общей экологии 

 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.1
Введение в экологическую безопасность (термины и определения). Введение в общую

экологию. Экологические факторы среды. Классификация экологических факторов.

Биотические факторы: климатические, эдафические, орографические, химические,

физические. Абиотические факторы: фитогенные, микогенные, зоогенные, микробиогенные.

Антропогенные факторы: физические, химические, биологические, социальные. Действие

экологических факторов на организм. Реакция организма на изменение экологических

факторов. Виды взаимоотношений. Симбиоз. Хищничество. Антибиоз. Основные

экологические законы. История становления экологии. Связь экологии с другими науками

Основы общей экологии. Экосистемы, их состав, свойства и функции. Круговорот веществ в

природе. Биогеоценоз. Агроценоз. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
1.2
Биогеоценоз. Экосистема. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевая цепь.

Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе. Круговорот кислорода. Круговорот

углерода. Круговорот воды. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 2. Тема 2. Экологические проблемы современности

 
2.1
Глобальные экологические проблемы. Загрязнения атмосферного воздуха. Кислотные дожди.

Изменение климата. Озоновые дыры. Загрязнения водных ресурсов. Утилизация и

захоронение твердых и жидких отходов. Сокращение биологического разнообразия видов.

Проблемы перенаселения, урбанизации, отходов, загрязнения окружающей природной

среды. Парниковый эффект. Парниковые газы, увеличение их концентрации. Последствия

парникового эффекта для Земли и России. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.2
Характеристика, возможные пути решения основных экологических проблем современности.

Причины возникновения глобальных экологических проблем и их влияние на экологическую

ситуацию региона в целом. Проблема твердых бытовых и промышленных отходов. Наука и

практика: экологический кризис и экологическая катастрофа, охрана природы и охрана

окружающей среды. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 3. Тема 3. Экология и здоровье человека

 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.1
Определение здоровья. Оценка воздействия факторов окружающей среды на здоровье

населения. Популяционное здоровье. Уровни здоровья. Влияние природных условий на

здоровье населения. Климат, погода и здоровье. Биоклиматолоия. Зона климатического

комфорта. Полярные и предполярные зоны. Высокогорье. Аридные зоны. Влажные тропики.

Периодические изменения в природе и их влияние на здоровье человека. Биологический

ритмы. Суточный ритм. Режим дня. Тепловой режим Земли. Сезонная изменчивость погодных

условий. Метеореакция. Эндемические микроэлементозы. Микро- и макроэлементы.

Классификация химических элементов. Пути поступления химических элементов в организм

человека. Основные источники поступления, превращение в организме, накопление,

выведение йода, фтора, селена, кальция, калия, магния, ртути. Содержание этих химических

элементов в продуктах питания. Радиационный фактор. Его роль в формировании экологии и

здоровья человека. Радиационный фактор. Естественный радиационный фон. Космические

лучи. Земная радиация. Внутренне облучение. Искусственный радиационный фон. Ядерное

оружие. Атомные электростанции. Использование ионизирующего излучения в медицинских

целях. Биологическое действие ионизирующего излучения. Экологические проблемы питания

современного человека. Проблемы безопасности пищевых продуктов, полученных с помощью

биотехнологии. Пищевые добавки и их гигиеническое регламентирование. Консерванты.

Антиокислители. Эмульгаторы,стабилизаторы. Кислоты, щелочи, соли, соли- и

сахарозаменители. Ароматизаторы. Вещества для отбеливания муки. Красители. Ферментные

препараты. Металлы и другие микроэлементы. Канцерогенные вещества. Компоненты,

попадающие в продукты питания из минеральных и других удобрений. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2
Факторы риска окружающей среды и здоровье человека. Концепция здоровья и болезни.

Здоровье населения и существующая экологическая ситуация. Пути сохранения здоровья в

условиях экологического кризиса. Экология и здоровье ребенка. Экопатология детского

возраста. Классификация основных клинических проявлений экопатологий у детей. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 4. Тема 4. Экология и проблемы народонаселения. 

 
4.1
Демографические процессы и демографическое поведение. Демография. Рождаемость.

Смертность. Воспроизводство населения. Продолжительность жизни. Миграция населения.

Типы воспроизводства населения. Архетип. Традиционный тип. Современный или

рациональный тип. Возрастная структура населения. Демографический взрыв /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
4.2
Демографическая ситуация в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 5. Тема 5. Урбоэкология: проблемы экологии человека в городе. 

 
5.1
Урбанизация. Особенности экологических проблем городов на различных исторических

этапах. Факторы формирования гродской среды. Промышленная зона. Санитарно-защитная

зона. Жилая зона. Коммунально-складская зона. Зона внешнего транспорта. Историческое

ядро города. Центральная зона города. Внешняя зона города. Пригородная зона. Городская

среда. Озеленение города. Декоративное озеленение. Мемориальное озеленение.

Церемониальное озеленение. Геосанитарное озеленение. Изоляционное озеленение.

Профилактическое озеленение. Фитотерапевтическое озелененение. Рекреационное озлелененние. Эколого-индикационное озеленение. Основные проблемы взаимодействия

человека и урбанизированной среды. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5.2
Воздействие городов на природные системы в городах и прилегающих к ним территориях.

Взаимосвязь структуры города и разнообразия его флоры и фауны. Воздействие загрязнения

окружающей среды на городские объекты. Изменение климатических характеристик на

урбанизированных территориях. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 6. Тема 6. Экология человека в условиях чрезвычайных ситуаций.

 
6.1
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Понятие о повреждающих факторах

чрезвычайных ситуаций и их классификация. Классификация чрезвычайных ситуаций

экологического характера. Природные катастрофы. Воздействие техногенных чрезвычайных

ситуаций на экологию и здоровье человека.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
6.2
Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных

ситуациях. Оценка санитарно-гигиенического состояния. Оценка санитарно-эпидемического

состояния зоны (района). Мероприятия по ограничению уровня загрязнения при ЧС.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
 
Раздел 7. Тема 7. Организация школьной и внешкольной работы в вопросах охраны окружающей среды. 

 
7.1
Методика изучения экологической безопасности человека и общества, проблем и методов

охраны окружающей среды в школе. Тематика и методика выполнения экологических проектов

школьниками. Определение школьного проекта и этапы его выполнения. Роль учителя и

учащегося. Презентация и оценка проектов. Методика подготовки, планирование и

проведение урока по экологии с учениками средней школы. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
7.2
Рассмотрение и обсуждение проекта непрерывного экологического образования и

воспитания населения. Экообразование школьников. Подготовка, планирование и проведение

урока по экологии для учеников средней школы. Содержание, этапы выполнения,

презентация и оценка экологического проекта. Определение роли учителя и учащегося.Характеристика, возможные пути решения основных экологических проблем современности.

Причины возникновения глобальных экологических проблем и их влияние на экологическую

ситуацию региона в целом. Проблема твердых бытовых и промышленных отходов. Наука и

практика: экологический кризис и экологическая катастрофа, охрана природы и охрана

окружающей среды.Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных

ситуациях. Оценка санитарно-гигиенического состояния. Оценка санитарно-эпидемического

состояния зоны (района). Мероприятия по ограничению уровня загрязнения при ЧС.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
7.3
/КрАт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

2,3
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
7.4
Биогеоценоз. Экосистема. Продуценты. Консументы. Редуценты. Пищевая цепь.

Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе. Круговорот кислорода. Круговорот

углерода. Круговорот воды. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6

Э1

17
УК-8 ПК-5 ПК-9
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа, примерные вопросы:

1. Какой вклад в развитие экологии внесли ученые Древнего Мира?

2. Кто ввел в науку термин экология?

Дайте его определение.

3. Кто ввел в науку термин ?экосистема? Определите

экосистему и приведите примеры.

4. Дайте определения биоценоза и биотопа.

5. Назовите

абиотические и биотические компоненты экосистемы.

6. Приведите примеры положительной и

отрицательной обратной связи в экосистемах.

7. Какие трофические уровни в пищевой цепи

занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядков?

8. Какой

трофический уровень занимает человек? Обоснуйте свой ответ и попробуйте ответить на

 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
вопрос ?Что такое человек? с биологической и социальной точек зрения.

9. Как формулируется

?правило пирамиды? Чем отличаются пирамиды энергии от пирамид чисел и биомассы?

10.

Что такое экологические сукцессии и какие типы сукцессий вы можете назвать?

11. Как влияет

человек на содержание углекислого газа в атмосфере?

12. Что называется экологическим

оптимумом, минимумом, максимумом?

Примерные вопросы к зачету:

1. Основные понятия экологии. История экологии. Структура и содержание экологии.

2. Защита атмосферы: основные загрязнения и методы очистки. Основные санитарные

требования к качеству атмосферного воздуха.

3. Проблема взаимоотношения человека и природы.

4. Практическая значимость экологии. Охрана природы и охрана окружающей среды.

5. Экологический кризис и экологическая катастрофа.

6. Защита гидросферы: загрязнения и методы очистки воды. Проблемы Каспия, Азовского

моря, Байкала.

7. Экологические проблемы современности.

8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

9. Глобальные проблемы человечества.

10. Уровни организации живой природы. Иерархия биологических систем разного уровня в

составе биосферы.

11. Экологическая безопасность. Понятие и терминология. Проект закона об экологической

безопасности.

12. Охрана литосферы. Твердые бытовые отходы и их утилизация. Твердые промышленные

отходы и их переработка.

13. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России.

14. Основные проблемы экологии России.

15. Методическая основа экологии (системный подход, натурные наблюдения, эксперимент и

моделирование). Методы экологии.

16. Приоритеты и задачи экологии.

17. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные). Лимитирующие

факторы: законы минимума и толерантности. Понятие экологической валентности.

18. Системный анализ и управление в экологии.

19. Понятие и структура популяции. Основные популяционные законы.

20. Строение и свойства биосферы. Распределение жизни в биосфере. Функции живого

вещества.

21. Круговорот веществ в биосфере (геологический, антропогенный, биологический).

22. Методика обучения экологии, цели и функции. Организационные формы обучения.

23. Круговорот воды, углерода, кислорода, азота, фосфора и серы.

24. Экологическая оценка состояния региона.

25. Экологическая экспертиза и экологическая сертификация.

26. Состояние и тенденции изменения экологической обстановки в России.

27. Основы рационального природопользования.

28. Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды: экономическое

стимулирование, юридические и экономические санкции, правовые аспекты.

29. Безотходные и малоотходные производства. Основные принципы создания безотходных

производств. Безотходное потребление.

30. Методы обучения и контроля знаний по экологии.

31. Методика подготовки и проведения урока по экологии.

32. Проблемы выхода из экологического кризиса. Экологические стратегии.

Программа дисциплины "Экология и безопасность жизнедеятельности"; 050100.62 Педагогическое образование; Ситдикова А.А.

Регистрационный номер 81371116

Страница 12 из 14.

33. Организация школьной и внешкольной работы по экологии. Тематика экологических

проектов.

34. Международные соглашения об охране биосферы.

35. Экология культуры.

36. Идея ноосферы.

37. Концепция экоразвития. Концепция устойчивого развития.

38. Экология и здоровье человека.

39. Мониторинг.

40. Экологическое страхование.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Тематика для реферативных.

1. Глобальный характер действия загрязнителей.

2. Виды загрязнителей и их классификация.

3.Взаимодействие загрязнителей (аддитивное, синергическое, антагонистическое).

4. Влияние электромагнитных полей на организм человека

6. СВЧ- радиация и ее воздействие на организм человека

7. Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия.

8. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу.

9. Лучистая энергия солнца и ее воздействие на организм человека.

10. Магнитное поле Земли и его влияние на организм человека.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

1.   Особенности экологической обстановки в России на современном этапе.

2.   Причины кризисных явлений в экологической обстановке в России.

3.   Основные положения государственной экологической политики России.

4.   Направления экологической безопасности в России.

5. Организационные меры по улучшению экологической обстановки в России.

6. Влияние абиотических (химических и физических) факторов среды на здоровье населения.

7.  Влияние магнитных бурь на состояние организма человека.

8.  Классификация адаптивных реакций человека.

9.  Механизмы формирования срочной и долговременной адаптации.

10. Стрессреакции организма и их значение в адаптации.

 
5.3. Фонд оценочных средств
После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену.

На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий:

1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать.

2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка.

3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого.

4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества.

Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.

Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом.

Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела.

 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки   – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования.

Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

  Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины Экология и безопасность жизнедеятельности предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.

Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 16
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бродский А.К.
Общая экология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр "Академия", 2007
 
Л1.2
Абрамова С. В., Буйнов Л. Г., Громов Ю. В., Киселева Э. М., Макарова Л. П., Маликова Т. В., Малков С. П., Молодцова Е. Ю., Попова Р. И., Ребко Э. М., Станкевич П. В., Соломин В. П.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум Для СПО
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.3
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.4
Белов С. В.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Учебник Для СПО
Москва: Юрайт, 2018
 
Л1.5
Павлова Е. И., Новиков В. К.
Общая экология: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.6
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Подунова Л.Г.
Гигиена и экология человека. : учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. 
М.: Академия, 2019
 
Л1.7
Астафьева О.Н., Питрюк А.В.
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: учебник
М.: Академия, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
•электронная библиотека ЧГИФКИС;
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 8
6.3.1.4
Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Мир энциклопедий
6.3.2.4
Глоссарий.Ru
6.3.2.5
Google Книги
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др.

Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы.

Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов).

Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые 

 
стр. 17
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля.

В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.  

Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.