44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
ции
ракт.
экологию. Экологические факторы среды. Классификация экологических факторов.
Биотические факторы: климатические, эдафические, орографические, химические,
физические. Абиотические факторы: фитогенные, микогенные, зоогенные, микробиогенные.
Антропогенные факторы: физические, химические, биологические, социальные. Действие
экологических факторов на организм. Реакция организма на изменение экологических
факторов. Виды взаимоотношений. Симбиоз. Хищничество. Антибиоз. Основные
экологические законы. История становления экологии. Связь экологии с другими науками
Основы общей экологии. Экосистемы, их состав, свойства и функции. Круговорот веществ в
природе. Биогеоценоз. Агроценоз. /Лек/
Э1
Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе. Круговорот кислорода. Круговорот
углерода. Круговорот воды. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора.
/Пр/
Э1
Изменение климата. Озоновые дыры. Загрязнения водных ресурсов. Утилизация и
захоронение твердых и жидких отходов. Сокращение биологического разнообразия видов.
Проблемы перенаселения, урбанизации, отходов, загрязнения окружающей природной
среды. Парниковый эффект. Парниковые газы, увеличение их концентрации. Последствия
парникового эффекта для Земли и России. /Лек/
Э1
Причины возникновения глобальных экологических проблем и их влияние на экологическую
ситуацию региона в целом. Проблема твердых бытовых и промышленных отходов. Наука и
практика: экологический кризис и экологическая катастрофа, охрана природы и охрана
окружающей среды. /Пр/
Э1
населения. Популяционное здоровье. Уровни здоровья. Влияние природных условий на
здоровье населения. Климат, погода и здоровье. Биоклиматолоия. Зона климатического
комфорта. Полярные и предполярные зоны. Высокогорье. Аридные зоны. Влажные тропики.
Периодические изменения в природе и их влияние на здоровье человека. Биологический
ритмы. Суточный ритм. Режим дня. Тепловой режим Земли. Сезонная изменчивость погодных
условий. Метеореакция. Эндемические микроэлементозы. Микро- и макроэлементы.
Классификация химических элементов. Пути поступления химических элементов в организм
человека. Основные источники поступления, превращение в организме, накопление,
выведение йода, фтора, селена, кальция, калия, магния, ртути. Содержание этих химических
элементов в продуктах питания. Радиационный фактор. Его роль в формировании экологии и
здоровья человека. Радиационный фактор. Естественный радиационный фон. Космические
лучи. Земная радиация. Внутренне облучение. Искусственный радиационный фон. Ядерное
оружие. Атомные электростанции. Использование ионизирующего излучения в медицинских
целях. Биологическое действие ионизирующего излучения. Экологические проблемы питания
современного человека. Проблемы безопасности пищевых продуктов, полученных с помощью
биотехнологии. Пищевые добавки и их гигиеническое регламентирование. Консерванты.
Антиокислители. Эмульгаторы,стабилизаторы. Кислоты, щелочи, соли, соли- и
сахарозаменители. Ароматизаторы. Вещества для отбеливания муки. Красители. Ферментные
препараты. Металлы и другие микроэлементы. Канцерогенные вещества. Компоненты,
попадающие в продукты питания из минеральных и других удобрений. /Лек/
Э1
Здоровье населения и существующая экологическая ситуация. Пути сохранения здоровья в
условиях экологического кризиса. Экология и здоровье ребенка. Экопатология детского
возраста. Классификация основных клинических проявлений экопатологий у детей. /Пр/
Э1
Смертность. Воспроизводство населения. Продолжительность жизни. Миграция населения.
Типы воспроизводства населения. Архетип. Традиционный тип. Современный или
рациональный тип. Возрастная структура населения. Демографический взрыв /Лек/
Э1
Э1
этапах. Факторы формирования гродской среды. Промышленная зона. Санитарно-защитная
зона. Жилая зона. Коммунально-складская зона. Зона внешнего транспорта. Историческое
ядро города. Центральная зона города. Внешняя зона города. Пригородная зона. Городская
среда. Озеленение города. Декоративное озеленение. Мемориальное озеленение.
Церемониальное озеленение. Геосанитарное озеленение. Изоляционное озеленение.
Профилактическое озеленение. Фитотерапевтическое озелененение. Рекреационное озлелененние. Эколого-индикационное озеленение. Основные проблемы взаимодействия
человека и урбанизированной среды. /Лек/
Э1
Взаимосвязь структуры города и разнообразия его флоры и фауны. Воздействие загрязнения
окружающей среды на городские объекты. Изменение климатических характеристик на
урбанизированных территориях. /Пр/
Э1
чрезвычайных ситуаций и их классификация. Классификация чрезвычайных ситуаций
экологического характера. Природные катастрофы. Воздействие техногенных чрезвычайных
ситуаций на экологию и здоровье человека.
/Лек/
Э1
ситуациях. Оценка санитарно-гигиенического состояния. Оценка санитарно-эпидемического
состояния зоны (района). Мероприятия по ограничению уровня загрязнения при ЧС.
/Пр/
Э1
охраны окружающей среды в школе. Тематика и методика выполнения экологических проектов
школьниками. Определение школьного проекта и этапы его выполнения. Роль учителя и
учащегося. Презентация и оценка проектов. Методика подготовки, планирование и
проведение урока по экологии с учениками средней школы. /Лек/
Э1
воспитания населения. Экообразование школьников. Подготовка, планирование и проведение
урока по экологии для учеников средней школы. Содержание, этапы выполнения,
презентация и оценка экологического проекта. Определение роли учителя и учащегося.Характеристика, возможные пути решения основных экологических проблем современности.
Причины возникновения глобальных экологических проблем и их влияние на экологическую
ситуацию региона в целом. Проблема твердых бытовых и промышленных отходов. Наука и
практика: экологический кризис и экологическая катастрофа, охрана природы и охрана
окружающей среды.Санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайных
ситуациях. Оценка санитарно-гигиенического состояния. Оценка санитарно-эпидемического
состояния зоны (района). Мероприятия по ограничению уровня загрязнения при ЧС.
/Пр/
Э1
Э1
Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе. Круговорот кислорода. Круговорот
углерода. Круговорот воды. Круговорот азота. Круговорот серы. Круговорот фосфора.
/Ср/
Э1
1. Какой вклад в развитие экологии внесли ученые Древнего Мира?
2. Кто ввел в науку термин экология?
Дайте его определение.
3. Кто ввел в науку термин ?экосистема? Определите
экосистему и приведите примеры.
4. Дайте определения биоценоза и биотопа.
5. Назовите
абиотические и биотические компоненты экосистемы.
6. Приведите примеры положительной и
отрицательной обратной связи в экосистемах.
7. Какие трофические уровни в пищевой цепи
занимают продуценты и консументы первого, второго и третьего порядков?
8. Какой
трофический уровень занимает человек? Обоснуйте свой ответ и попробуйте ответить на
9. Как формулируется
?правило пирамиды? Чем отличаются пирамиды энергии от пирамид чисел и биомассы?
10.
Что такое экологические сукцессии и какие типы сукцессий вы можете назвать?
11. Как влияет
человек на содержание углекислого газа в атмосфере?
12. Что называется экологическим
оптимумом, минимумом, максимумом?
Примерные вопросы к зачету:
1. Основные понятия экологии. История экологии. Структура и содержание экологии.
2. Защита атмосферы: основные загрязнения и методы очистки. Основные санитарные
требования к качеству атмосферного воздуха.
3. Проблема взаимоотношения человека и природы.
4. Практическая значимость экологии. Охрана природы и охрана окружающей среды.
5. Экологический кризис и экологическая катастрофа.
6. Защита гидросферы: загрязнения и методы очистки воды. Проблемы Каспия, Азовского
моря, Байкала.
7. Экологические проблемы современности.
8. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
9. Глобальные проблемы человечества.
10. Уровни организации живой природы. Иерархия биологических систем разного уровня в
составе биосферы.
11. Экологическая безопасность. Понятие и терминология. Проект закона об экологической
безопасности.
12. Охрана литосферы. Твердые бытовые отходы и их утилизация. Твердые промышленные
отходы и их переработка.
13. Экологическая безопасность как составляющая национальной безопасности России.
14. Основные проблемы экологии России.
15. Методическая основа экологии (системный подход, натурные наблюдения, эксперимент и
моделирование). Методы экологии.
16. Приоритеты и задачи экологии.
17. Экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные). Лимитирующие
факторы: законы минимума и толерантности. Понятие экологической валентности.
18. Системный анализ и управление в экологии.
19. Понятие и структура популяции. Основные популяционные законы.
20. Строение и свойства биосферы. Распределение жизни в биосфере. Функции живого
вещества.
21. Круговорот веществ в биосфере (геологический, антропогенный, биологический).
22. Методика обучения экологии, цели и функции. Организационные формы обучения.
23. Круговорот воды, углерода, кислорода, азота, фосфора и серы.
24. Экологическая оценка состояния региона.
25. Экологическая экспертиза и экологическая сертификация.
26. Состояние и тенденции изменения экологической обстановки в России.
27. Основы рационального природопользования.
28. Управление в сфере обеспечения безопасности окружающей среды: экономическое
стимулирование, юридические и экономические санкции, правовые аспекты.
29. Безотходные и малоотходные производства. Основные принципы создания безотходных
производств. Безотходное потребление.
30. Методы обучения и контроля знаний по экологии.
31. Методика подготовки и проведения урока по экологии.
32. Проблемы выхода из экологического кризиса. Экологические стратегии.
Программа дисциплины "Экология и безопасность жизнедеятельности"; 050100.62 Педагогическое образование; Ситдикова А.А.
Регистрационный номер 81371116
Страница 12 из 14.
33. Организация школьной и внешкольной работы по экологии. Тематика экологических
проектов.
34. Международные соглашения об охране биосферы.
35. Экология культуры.
36. Идея ноосферы.
37. Концепция экоразвития. Концепция устойчивого развития.
38. Экология и здоровье человека.
39. Мониторинг.
40. Экологическое страхование.
1. Глобальный характер действия загрязнителей.
2. Виды загрязнителей и их классификация.
3.Взаимодействие загрязнителей (аддитивное, синергическое, антагонистическое).
4. Влияние электромагнитных полей на организм человека
6. СВЧ- радиация и ее воздействие на организм человека
7. Человек как элемент биосферы. Хозяйственная деятельность человека: обратимые и необратимые последствия.
8. Непосредственные и опосредованные воздействия на биосферу.
9. Лучистая энергия солнца и ее воздействие на организм человека.
10. Магнитное поле Земли и его влияние на организм человека.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
1. Особенности экологической обстановки в России на современном этапе.
2. Причины кризисных явлений в экологической обстановке в России.
3. Основные положения государственной экологической политики России.
4. Направления экологической безопасности в России.
5. Организационные меры по улучшению экологической обстановки в России.
6. Влияние абиотических (химических и физических) факторов среды на здоровье населения.
7. Влияние магнитных бурь на состояние организма человека.
8. Классификация адаптивных реакций человека.
9. Механизмы формирования срочной и долговременной адаптации.
10. Стрессреакции организма и их значение в адаптации.
На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий:
1. Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать.
2. Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка.
3. Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого.
4. Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества.
Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.
Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом.
Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из раздела.
Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины
При изучении дисциплины Экология и безопасность жизнедеятельности предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем
Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0 1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.
Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,
дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5 3 шт, макет гранаты Ф-1 3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2 10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см 15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы.
Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов).
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые
В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.
Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.