44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Чрезвычайные ситуации социального характера на территории региона. Их определение, расчет возможных последствий. Средняя продолжительность жизни. Зависимость средней продолжительности жизни населения региона от воздействия чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия и категории темы: опасность, демографический императив, межэтническое противостояние, религиозная нетерпимость.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16 Э17
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Криминализация общественных отношений как последствие реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности. Просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности. Ослабление системы государственного регулирования и контроля. Терроризм, политический и религиозный экстремизм как причина локальных и региональных конфликтов. Вооруженные локальные конфликты как следствие «разборок» криминальных структур (организованной преступности), проявление межнациональной экспансии.
Организация работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации конкретных мер, направленных на предотвращение и преодоление локальных и региональных конфликтов.
Меры по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, подъему благосостояния народа. Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества за счет совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации.
Основные понятия и категории темы: социально-экономический кризис, локальные вооруженные конфликты и массовые беспорядки
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Психологические проблемы критических ситуации в социуме. Влияние социальных катаклизмов на формирование психосоматического типа личности. «Психические эпидемии» как симптом «смутного времени». Криминальные толпы, их свойства: спонтанность, страх, ажитированность, агрессия, аффект, дисфория. Паника, как один из видов психосоциальных эпидемий. Психологические особенности поведения человека во время чрезвычайной ситуации. Психологическая уравновешенность в Ч С.Мотивационная и психологическая регуляция поведения в экстремальных условиях: теории мотивации (бихевиористические, психоаналитические, гуманистические, когнитивные) и мотивационный контроль действий.
Психологическая надежность человека: готовность к опасности (установка, черты характера, темперамент, способность, специальная подготовленность). Психологические особенности поведения человека после чрезвычайной ситуации. Суицид. Профилактика социальных отклонений. Эмоционально-стрессовая психотерапия.
Основные понятия и категории темы: психические эпидемии, криминальные толпы, паника, психологическая надежность человека, суицид, эмоционально-стрессовая психотерапия
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Возможность решения проблем инструментами культуры, с помощью ценностного, этического, идеологического воздействия. «Идеи могут быть обезврежены только идеями» Оноре де Бальзак.1
Религиозная безопасность. Мировые религии и секты. Защита своей воли и имущества от сект. Мировые религии, исламский фундаментализм, протестантский экспансионизм, нетрадиционные культуры в Российской Федерации.
Права человека и свобода совести в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о религиозных объединениях. Защита воли и имущества граждан от посягательств религиозных сект.
Религиозный экстремизм и его проявление в Российской Федерации. Понятие и особенности религиозного экстремизма. Экстремистские движения и секты в Российской Федерации. Современные данные по распространенности сект в России( насчитывается около тысячи сектантских организаций).
Права человека и их защита от религиозного экстремизма в законодательстве Российской Федерации. Конституция Российской Федерации о свободе совести. Правовая защита граждан от посягательств религиозных экстремистов.
Основные понятия и категории темы: межэтнические конфликты, межэтническое согласие, религиозный экстремизм, основные сценарии развития национального противостояния и конфликтов, религиозная безопасность.
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Ознакомление и изучение готовности систем жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Основные понятия и категории темы: эвакуация населения, локальная эвакуация, местная эвакуация, региональная эвакуация
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э13 Э14 Э15 Э16
1. Факторы, способствующие употреблению подростками психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ и др.).
2. Влияние образа жизни на развитие вредных привычек.
3. Семья и вредные привычки.
4. Психофизиологические особенности подростков, употребляющих психоактивные вещества.
5. Влияние школьной среды на формирование мотивации к ЗОЖ у детей и подростков.
6. Влияние вредных привычек на здоровье.
7. Различные виды социальных опасностей, связанных с психическим и физическим воздействием на человека, и защита от них.
8. Социально опасные явления характерные для различных групп населения.
9. Средства и способы защиты и самозащиты в чрезвычайных ситуациях социального характера.
10. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
11. Поведение человека в состоянии стресса. Проблемы эмоциональной саморегуляции.
12. Суицидальный синдром: причины возникновения и предупреждения его.
13. Организация социальной и психолого-педагогической работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков.
14. Причины делинквентного поведения подростков и профилактика преступности среди несовершеннолетних.
15. Криминальное поведение и профессиональная преступность.
16. Факторы, влияющие на распространение инфекций, передающихся половым путем, профилактика ИППП.
17. Опасное влияние информационных воздействий на человека.
18. Опасности, связанные с компьютерными играми.
19. Защита современного потребителя от шарлатанства в медицине.
20. Причины возникновения терроризма и защита от него.
21. Подростковая агрессивность и ее профилактика.
22. Межнациональные конфликты как социально опасные явления.
23. Современная семья: проблемы и их решение.
24. Роль семьи и общества в воспитании безопасного типа поведения детей и подростков.
25. Социальные проблемы вынужденной миграции.
26. Обеспечение социальной защиты и помощи беспризорным детям со стороны государства.
27. Нравственное воспитание человека как важнейшее условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
28. Секты как зоны риска.
Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины
При изучении дисциплины Опасные ситуации социального характера и защита от них предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0 1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.
Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,
дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5 3 шт, макет гранаты Ф-1 3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2 10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см 15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.