2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Охрана труда на производстве и в учебном процессе
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
______________ 2022 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
79,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
79,8
79,8
79,8
79,8
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Ст. преп., Холмогорова Ньургуйана Егоровна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2024 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование представления об особенностях условий труда и различных факторах, влияющих на травматизм и заболеваемость человека на производстве и в учебном процессе.
1.2
Задачи: 
1.3
• Раскрыть особенности охраны труда на производстве и в учебном процессе;
1.4
• Рассмотреть механизмы защиты от опасных и вредных производственных факторов;
1.5
• Активизировать знания в области физики, химии, биологии;
1.6
• Изучить методы и средства обеспечения труда учащихся в учебном процессе;
1.7
• Показать необходимость охраны труда для экологии и для применения в современных производствах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения
2.2.2
Обеспечение и организация пожарной безопасности
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
 
Уровень 3
В полном объеме знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
нормами профессиональной деятельности
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Государственную политику в области обеспечения безопасности и защиты граждан на производстве и в учебном процессе;
3.1.2
права и обязанности граждан по обеспечению безопасности на производстве и в учебном процессе;
3.1.3
Российскую систему предупреждения и действия в ЧС на производстве;
3.1.4
Характеристика опасных и вредных производственных факторов;
3.1.5
Принципы, правила и требования охраны труда;
3.1.6
Основные СНиП для опасных производств
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Владеть навыками в области современных технологий и производства;
3.2.2
Понимать механизмы защиты от шума, вибрации и электромагнитных излучений;
3.2.3
Иметь представление о вредных веществах на производстве;
3.2.4
Уметь объяснить особенности возникновения пожароопасности на производстве;
3.2.5
Уметь проводить самостоятельные научные исследования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
О производственном травматизме;
3.3.2
О профессиональных заболеваниях;
3.3.3
О порядке учета и расследования несчастных случаев на производстве;
3.3.4
О требованиях охраны труда в образовательных учреждениях;
3.3.5
О возмещении вреда пострадавшим на производстве;
3.3.6
Об основах управления охраной труда на предприятиях;
3.3.7
О трудовом праве;
3.3.8
О правовых основах охраны труда в РФ.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общая характеристика трудовой деятельности человека

 
1.1
Содержание и характер труда. Формы и разделения труда. Основные характеристики производственного процесса и трудовой деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 2. Основные положения трудового права в Российской Федерации

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.1
Законодательство Российской Федерации о труде. Основные трудовые права и обязанности работников и работодателя. Порядок оформления и расторжения трудовых отношений.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
2.2
Трудовая дисциплина. Рабочее время и время отдыха.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-2 ОПК-1
3
0
 
2.3
Коллективные договоры и соглашения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Правовые основы охраны труда в Российской Федерации

 
3.1
Основные термины и определения в области охраны труда. Система законодательных актов Российской Федерации по охране труда. Обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий и охраны труда.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
3.2
Права и гарантии работников на охрану труда. Компенсации работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
3.3
Ответственность за нарушение требований охраны труда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 4. Основы управления охраной труда на предприятии (в организации)

 
4.1
Политика организации в области охраны труда. Структура системы управления охраной труда в организации. Комитеты (комиссии) по охране труда. Планирование мероприятий по охране труда. Контроль за состоянием охраны труда в организации. Разработка инструкций по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
4.2
Аттестация рабочих мест по условиям труда. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4.3
Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
4.4
Требования санитарно-гигиенического и эпидемиологического надзора.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
4.5
Пропаганда охраны труда. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 5. Обеспечение требований безопасности труда

 
5.1
Техническое обеспечение безопасности зданий и сооружений. Основные опасные и вредные производственные факторы. Производственный микроклимат и защита от вредных воздействий.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
5.2
Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
5.3
Обеспечение электробезопасности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
5.4
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 6. Производственный травматизм и профессиональные заболевания

 
6.1
Классификация и основные причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.2
Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
6.3
Профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

5
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 7. Возмещение вреда пострадавшим на производстве

 
7.1
Общие правовые принципы возмещения причиненного вреда. Виды возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. Формирование средств на обязательное социальное страхование. Назначение и выплата обеспечения по страхованию.  Учет и отчетность по страхованию. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-2 ОПК-1
3
0
 
7.2
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
7.3
Обязанности работодателя по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

8
УК-2 ОПК-1
3
0
 
 
Раздел 8. Охрана труда в образовательных учреждениях

 
8.1
Требования к условиям и режиму обучения. Особенности охраны труда молодежи.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-2 ОПК-1
3
0
 
8.2
Техника безопасности в образовательном учреждении. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

1
УК-2 ОПК-1
3
0
 
8.3
Трудовые отношения в системе образования.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6,8
УК-2 ОПК-1
3
0
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
8.4
/КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

0,2
УК-2 ОПК-1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету 1. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требова¬ния по охране труда. 2. Роль службы охраны труда на предприятии. 3. Обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда на предприятии. 4. Государственный и общественный контроль за охраной труда. 5. Обучение правилам безопасности работников на предприятии. Задачи аттестации ра¬бочих мест по условиям труда. 6. Опасные производственные факторы, их квалификация. 7. Требования безопасности при эксплуатации производственного оборудования, про-изводственных процессов. 8. Требования безопасности при эксплуатации электроустановок. 9. Вредные производственные факторы. Определения, классификация. 10. Гигиена труда. Определения, классификация факторов производственной сферы. 11. Основные гигиенические требования к микроклимату. Основные требования безо¬пасности к воздуху рабочей зоны. 12. Коллективные и индивидуальные средства защиты от шума, вредных веществ в воз¬духе рабочей зоны. 13. Нормативные документы по освещенности рабочих мест. 14. Требования безопасности при эксплуатации электроустановок. 15. Основные требования безопасности при работе на ЭВМ. 16. Производственный травматизм, причины травматизма. 17. Требования безопасности при выполнении огневых работ. 18. Льготы и компенсации за работы с вредными условиями труда. 19. Страхование от несчастных случаев, возмещение ущерба работнику, пострадавшему при несчастном случае. 20. Расследование несчастных случаев в учебном заведении.
 
5.2. Темы письменных работ
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.   Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме. Темы рефератов 1. Организация обучения безопасности труда на производстве. 2. Организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте. 3. Порядок разработки инструкций по охране труда на предприятии. 4. Организация медицинских профосмотров на предприятии. 5. Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии. 6. Обеспечение спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты работ¬ников предприятия. 7. Обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, спецпита¬нием, спецжирами.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Промежуточный контроль После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче зачета. На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий: 1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать. 2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка. 3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого. 4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества. Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом. Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела. Тестовые задания зачета роль проверки 1. Безопасность труда: - область научных знаний о законодательстве в области охраны труда, о требованиях к санитарно-гигиеническим условиям труда и технике безопасности; - состояние защищѐнности национальных интересов; - наука о развитии человека; - область научных знаний, изучающая техносферу. 2. Цель дисциплины: - приобретение студентами знаний и практических навыков, которые позволят им профессионально осуществлять управленческие функции по контролю за состоянием условий труда: - обучение студентов способам идентификации опасностей, реализации профилактических мероприятий по охране труда; - идентификации опасностей техносферы, эргономики и информации; - классификации опасностей природы, техносферы и биосферы. 3. Идентификация опасных факторов: - процесс распознавания образа опасности, установление возможных причин проявления и последствий опасности; - процесс оценки техногенной деятельности; - деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих; - последовательное достижение целей науки в области БЖД. 4. Основные понятия безопасности организации: - «безопасность организации», «угроза безопасности организации», «обеспечение безопасности организации», «система безопасности труда»; - «безопасность организации», «угроза безопасности организации», «обеспечение безопасности организации», «система качества труда»; - «безопасность организации», «угроза безопасности организации», «обеспечение менеджмента качества», «система безопасности организации»; - «безопасность организации», «угроза безопасности организации», «обеспечение безопасности организации», «система безопасности организации». 5. Безопасные условия труда: - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов; - условия труда, при которых воздействие на работающих опасных производственных факторов не превышают установленных нормативов; - условия труда, при которых воздействие на работающих опасных производственных факторов не превышают нормативов, установленных приложением №5 к Трудовому Кодексу РФ; - условия труда, определенные статьей 311 ТК России. 6. Сколько основных направлений государственной политики в области охраны труда предусмотрено в Трудовом кодексе Российской Федерации: - 20; - 17; - 15; - 10. 7. Государственное управление охраной труда осуществляется: - Правительством РФ непосредственно; - по поручению Правительства РФ федеральным органом исполнительной власти; - другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий; - независимым от правительства органом. 8. Государственная экспертиза условий труда осуществляется: - по просьбе работодателя; - по решению профсоюзных органов; - на основании определения судебного органа; - в порядке, определяемом Правительством РФ. 9. Служба охраны труда создается работодателем, если численность работников в организации превышает: - 100 человек; - 200 человек; - 150 человек; - 50 человек. 10. В состав комитета (комиссии) по охране труда входят представители работников и работодателя: - по договоренности;
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- на паритетной основе; - на основании разработанного положения; - на основании решения органа профсоюза. 11. Риск: - количественная оценка опасности; - результат реализации опасной производственной деятельности; - условия, при которых реализуются потенциальные опасности; - качественная оценка возможной опасности. 12. Суть концепции приемлемого (допустимого) риска состоит: - в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени; - в качестве оценки опасностей; - в устойчивости работника к действию повреждающих факторов; - в соотношении возможностей организма человека и силы воздействия опасного фактора. 13. По характеру воздействия на человека опасности делятся на группы: - физические, пассивные, априорные, биологические, электрические; - физические, химические, биологические, психофизиологические; - химические, активные, апостериорные, аналитические; - психофизиологические, физические, механические, материальные. 14. В соответствии с гигиенической классификацией труда, условия труда под разделяются на классы: - физические, умственные; - оптимальные, допустимые, вредные, опасные (экстремальные); - опасные, чрезвычайно опасные, допустимые, вредные; - классические, оптимальные, допустимые, вредные. 15. Травматизм на производстве имеет два пика: - у молодых работников и лиц, имеющих стаж более 30 лет; - у молодых работников и лиц, имеющих стаж более 10 – 15 лет; - у молодых работников и лиц, имеющих стаж более 8 лет; - у молодых работников и лиц, имеющих стаж более 5 лет. 16. Какие заболевания называют профессиональными: - инфекционные; - заболевания, связанные с воздействием на работающего вредных факторов; - заболевания, связанные с расстройством психики; - СПИД, нервное расстройство, лучевая болезнь и силикоз. 17. Работодатель при несчастном случае на производстве обязан: - организовать первую помощь; - вызвать службу МЧС; - сообщить в службу пожарной охраны; - составить акт. 18. В состав комиссии по расследованию несчастного случая в обязательном порядке включаются представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности, общероссийского объединения профсоюзов: - при гибели в результате несчастного случая более двух работников; - при групповом несчастном случае с числом погибших 5 и более человек; - если пострадало более 10 человек с возможным тяжелым инвалидным исходом; - при гибели в результате несчастного случая более трѐх работников. 19. Комиссию по расследованию несчастного случая формирует в срок: - работодатель, незамедлительно, в составе не менее 3-х человек; - специалист по охране труда, незамедлительно, в составе не менее 3-х человек; - государственный инспектор труда, в течение суток после получения извещения от организации независимо от тяжести несчастного случая; - работодатель, после оказания первой помощи пострадавшим, в составе не ме- нее 3-х человек. 20. Срок хранения акта по форме Н-1 и материалов расследования: - 25 лет; - 50 лет; - 45 лет; - бессрочно. 21. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: - работники, выполняющие работу на основании трудового договора; - работники, выполняющие работу по гражданско-правовому договору; - любые привлеченные на работу работники; - работники в зависимости от занимаемой должности. 22. Страхователем являются: - физические и юридические лица любой организационно-правовой формы; - только юридические лица; - физические лица в исключительных случаях; - специализированные кредитные учреждения.
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
23. При несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях застрахованные работники имеют право: - на получение пособия по временной нетрудоспособности; - на получение пособия по временной нетрудоспособности и единовременных и ежемесячных страховых выплат; - на получение пособия по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных страховых выплат, на оплату дополнительных расходов на реабилитацию; - выплаты осуществляются в соответствии с трудовым договором. 24. С какой периодичностью проводится внеплановый инструктаж по пожарной безопасности: - один раз в полгода; - один раз в 3 месяца; - по мере требований инспектора по пожарной безопасности; - только после пожара. 25. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности в подразделении несет: - начальник отдела охраны труда; - руководитель подразделения; - заместитель директора по хозяйственной работе; - начальник службы безопасности. 26. Работники за соблюдение ими требований пожарной безопасности: - не несут персональную ответственность; - несут персональную ответственность; - могут нести, а могут не нести персональную ответственность в зависимости от требований указанных в инструкции; - несут ответственность только при наличии соответствующего пункта в трудовом договоре. 27. Мероприятия по безопасности труда оформляются: - пунктом в трудовом соглашении; - разделом в коллективном договоре; - только на предприятиях повышенной опасности; - по соглашению между работодателем и работником. 28. Финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется: - из внебюджетных средств; - в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции; - государственного бюджета; - из профсоюзного фонда. 29. Особенности регулирования труда женщин и лиц в возрасте до 18 лет регламентируются: - Конституцией России; - нормами ТК РФ; - локальными актами по охране труда; - трудовым договором с работником. 30. К локальным нормативным актам по охране труда относятся: - стандарты организации, инструкции по охране труда, соглашение по охране труда, коллективный договор, ТК; - инструкции по охране труда, соглашение по охране труда, коллективный договор; - стандарты организации, инструкции по охране труда, соглашение по охране труда; - инструкции по охране труда, соглашение по охране труда, коллективный договор, трудовой договор. 31. Продолжительность рабочей недели для работников в возрасте от 16 до 18 лет составляет: - 30 часов в неделю; - 35 часов в неделю; - 36 часов в неделю; - 38 часов в неделю. 32. Ответственность за обеспечение безопасных условий труда на производстве несѐт: - работник; - работодатель; - начальник цеха; - инспектор по охране труда. 33. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства на территории России осуществляют: - органы внутренних дел; - прокуратура; - органы федеральной инспекции труда; - совместно профсоюзные уполномоченные и трудинспекция. 34. Создание кабинета охраны труда рекомендуется в организациях с численностью более: - 50 работников; - 100 работников; - 150 работников; - 200 работников. 35. Обучение по безопасности труда руководителей и специалистов организаций осуществляется: - при поступлении на работу, затем не реже одного раза в три года; - при поступлении на работу; - один раз в три года;
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- в порядке, определяемом работодателем. 36. По характеру и времени проведения различают следующие виды инструктажа по охране труда: - вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый; - вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой; - первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой; - первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, специальный. 37. Площадь на одно рабочее место пользователей персональных компьютеров с жидкокристаллическим монитором должна составлять не менее: - 3-х кв. м; - 4-х кв. м; - 4,5 кв. м; - 6 кв. м. 38. Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве являются: - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или смертью вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания; - компенсации физическим лицам, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или смертью вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания; - утрата физическими лицами здоровья и профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания; - недвижимое имущество организации. 39. Федеральным законом «О страховых тарифах…» для экономической деятельности в России количество классов профессионального риска составляет: - 20; - 25; - 30; - 32. 40. Экономическая эффективность мероприятий по улучшению безопасности труда оценивается: - натуральными и стоимостными показателями; - снижением случаев временной нетрудоспособности; - уменьшением частоты травматизма; - натуральными и стоимостными показателями.
 
тесты, контрольные вопросы по темам, рефераты
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Петров С.В., Айзман Р.И., Лысова Н.Ф.
Безопасность образовательного учреждения: учебное пособие
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л1.2
А.Д.Корощенко, Р.И. Айзман, А.В.Нифонова, С.В.Петров
Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие
Арта, 2011
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Махов С. Ю.
Организация и управление личной безопасностью: Дополнительная профессиональная программа
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2017
 
Л2.2
Давыдов В. Ю.
Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим
Москва: Издательство «Спорт», 2017
 
Л2.3
Давыдов В.Ю
Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим
М.: Советский спорт, 2007
 
Л2.4
Петров С.В., Корощенко А.Д.
Безопасность жизнедеятельности: словарь
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л2.5
Иашвили М.В., Петров С.В.
Безопасность на дорогах и в общественном транспорте: учебное пособие
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л2.6
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.
Безопасность жизнедеятельности: практикум : Учебное пособие
Академия, 2016
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Махов С. Ю.
Безопасность личности. Основы, принципы, методы: Монография
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2013
 
Л3.2
М. С. Бодня
Методика воспитания безопасности жизнедеятельности учащихся. 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль подготовки "Безопасность жизнедеятельности" : рекомендовано методсоветом ВУЗа
Чурапча : ЧГИФКиС, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС;
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
Э3
Академия Google
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 7
6.3.1.4
chrome
6.3.1.5
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.

Оборудование:  проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №2
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория на 100 мест
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др. Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов).