МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа на промежуточную аттестацию
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
к.п.н., Доцент, Данилова Анна Ильинична _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2026 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
• постоянно вводить в научный и культурный оборот новое фактическое и концептуальное историко-научное и историко-техническое знание;
• создавать фактологическую и концептуальную основу для разработки вероятностных моделей различного уровня для прогнозирования научно-технического и социального развития общества;
• служить естественной основой для интеграции естественнонаучной, технической и гуманитарной форм знания;
• служить основой для создания новой концепции знания — истории как формы теории;
• создавать и поддерживать историко-научную и историко-техническую среду как органическую часть современных социальных институтов — образования, науки, экономики, музейного дела и др.;
• обеспечить постоянное повышение качества общекультурного и научно-технического потенциала общества.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Частично знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
В достаточном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В полном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
Частично проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
В достаточном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
В полном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
Частично владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
В достаточном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
В полном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; Основные принципы защиты;
Коллективные и индивидуальные средства защиты.
Выбирать методы защиты от опасностей природного характера;
Оценивать риск их реализации.
Профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предмет и специфика истории науки.
История науки – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории науки. История и философия науки. /Лек/
Предмет и специфика истории науки. /Пр/
История науки – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории науки. История и философия науки. /Ср/
Предмет и специфика истории науки. /КрАт/
Раздел 2. Наука древнего мира и традиционного Востока
Традиционная наука Китая. Традиционная наука Индии. Наука Древней Греции. Византийская наука.Арабо- мусульманская нака. /Лек/
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Наука древнего мира и традиционного Востока /Пр/
Традиционная наука Китая. Традиционная наука Индии. Наука Древней Греции. Византийская наука.Арабо- мусульманская нака. /Ср/
Раздел 3. Средневековая наука
Европейская наука раннего и развитого Средневековья. Наука эпохи Возрождения
/Лек/
Европейская наука раннего и развитого Средневековья.
Наука эпохи Возрождения
/Ср/
Раздел 4. Наука Нового времени
Зарождение и триумф классической науки.
Зарождение неклассической науки.
/Лек/
Наука Нового времени /Пр/
Зарождение и триумф классической науки.
Зарождение неклассической науки.
/Ср/
Раздел 5. Наука Новейшего времени
Неклассическая наука Постнеклассическая наука /Лек/
Наука Новейшего времени /Пр/
Неклассическая наука Постнеклассическая наука /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Содержание зачета
1.Какое положение занимает история науки среди естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.
2.Движущие силы развития науки..
3.Каковы критерии научности?.
4.Чем отличается естествознание от гуманитарных наук?
5.Чем различаются парадигма и научная программа?
6.Что дает история науки для философии науки?
7.Что такое наука?
8.Что такое понятие физической картины мира?
9.Основные черты древнекитайской науки.
10.Астрономические достижения Китая.
11. Основные математические достижения Индии.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
12.Какие научные дисциплины возникли в Древней Греции?
13.Первые античные научные программы.
14.Предпосылки возникновения науки в древней Греции.
15.Научно- технические достижения Древнего Рима.
16.Как звали первую женщину, посвятившую себя изучению наук?
17.Раскройте происхождения слова «Византия».
18. Важнейший труд по медицине Ибн Сины.
19.Назовите современные научные термины, имеющие арабское происхождение.
20. Назовите имена крупнейших арабо- мусульманских ученых.
21. Какое место в средневековой науке занимали идеи Аристотеля.
22.В чем выразилась революционность идей Николая Коперника.
23.Роль Галилео Галилея в становлении классической науки.
24.Роль Френсиса Бекона в развитии науки.
25.Основные черты классической науки.
26.Главные направления развития химии в XIX в.
27.Какой вклад в научную картину мира внесла электромагнитная теория?
28.Основные типы физических взаимодействий..
29.Как формулируются принципы дополнительности и соответствия.
30.Основные итоги научной революции конца XIX- начала XX в.
31.В чем заключается переход от неклассической к постнеклассической науке?
32.В чем заключаются особенности развития науки в современный период?
33.Основные черты современной науки.
34.Этапы становления современной науки.
35.Статус дарвиновской теории эволюции на современном этапе.
Вопросы для тестирования
При тестировании студентам раздаются билеты с тремя вопросами из нижеуказанных списков, на каждый из которых приводятся по три предполагаемых ответа. Надо отметить в билете правильный ответ. При правильных ответах на три вопроса студент получает оценку «отлично»(5), на два «хорошо»(4), на один- «удовлетворительно»(3). При неправильных ответах на три вопроса студент получает оценку «неудовлетворительно»(2).
5.2. Тестовые вопросы по дисциплине
1.В чем заключается «принцип соответствия» Нильса Бора?
2. Из каких уровней состоит структура естественнонаучного знания?
3. Как называется три основные модели истории науки.
4. Назовите характерную черту, которая появилась в познании в «осевое время».
5.Назовите наиболее общую классификацию наук.
6.Назовите последовательность возникновения трех основных моделей истории наки.
7.Когда была создана первая кафедра по истории науки?
8.Кому принадлежит фраза : «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа»?
9.Кто автор книги «Структура научных революций»?
10.Кто автор концепции «эпистемологического анархизма»?.
11.Кто высказал следующее утверждение: «Словесное выражение имеет значение лишь в потоке жизни»?
12.Кто из историков науки следовал кумулятивистской модели истории науки?
13.Кто разработал закон трех стадий развития человечества: теологической, метафизической, позитивной?
14.Кому принадлежит следующее утверждение: «История науки – не драма людей, а драма идей».
15.Назовите имя мыслителя, являющегося основателем позитивизма.
16.Назовите имя первого историка науки.
17.Чем отличается эксперимент от наблюдения?
18.Что такое «интернализм» в методологии истории науки.
19.Что такое «нормальная наука» в концепции Томаса Куна?
20.Что такое «презентизм»?
21.Что такое «референциальная неопределенность»?
22.Главнейший научный центр эпохи эллинизма.
23.Как называется система центрального отопления, изобретенная древними римлянами?
24.Какая из идей Конфуция стимулировала развитие логики в древнем Китае?
25.Назовите древнеиндийскую философскую школу, в которой развивались идеи атомизма.
26.Назовите науку, получившую наибольшее развитие в древней Индии.
27.Какие изобретения были сделаны в Китае?
28.Перечислите основные понятия, использовавшиеся в древнеиндийской науке.
29.В чес состоит особенность исследования анатомии Галеном?
30.В чем заключались ограничения древнегреческой науки?
31.Какое влияние оказала иероглифическая письменность на развитие науки в древнем Китае?
32.Какое значение для древнегреческой науки имело открытие пифагорейцами иррациональных чисел?
33.Назовите количество свитков, которые находились в Александрийской библиотеке в период ее расцвета.
34.Какое открытие принадлежит древним китайцам в области биологии.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
35.Какую из геометрических фигур греки считали наиболее совершенной.
36.Назовите модель движения планет, которую использовал Птолемей.
37.Кому из античных ученых принадлежит идея о множестве миров?
38.Кто был первым врачом, который рассматривал медицину отдельно от религии?
39.Кто первый предложил гелиоцентрическую модель мира?
40.Кто первый предложил мозгоцентрическую модель мышления?
41.Кого часто именуют «отцом современной медицины»?
42.Назовите имена великих астрономов античности.
43.Когда в Европе возникло книгопечатание?
44.Когда появляется алхимия в Западной Европе?
45.Кому из ученых принадлежит изречение «Знание- сила»?
46.Кто изобрел паровой насос?
47.Кто открыл планету Уран?
48.Кто открыл существование биологических клеток?
49.Кто первым сконструировал точные часы с маятником?
50.Кто доказал, что молния является электрическим разрядом?
51.Кто высказал утверждение: «Каждая клетка рождается из клетки»?
52.Когда была открыта Периодическая система элентов?
53.Когда были получены первые синтетические анилиновые красители?
54.Кто начал использовать буквы как символы химических элементов?
55.Назовите имя основателя гомеопатии?
56.Что сближает современную физику с физикой Платона?
57.Что такое «архимедов винт»?
58.Что характерно для науки Римской империи?
59.Назовите астрономическую модель, созданную Тихо Браге.
60.Чем была логика для Аристотеля?
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К).
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних заданий с отчетом (защитой), тестирование по материалам дисциплины.
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения в форме зачета (экзамена).
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:
- Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;
- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством тестирования.
Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Бряник Н. В., Томюк О. Н., Стародубцева Е. П., Ламберов Л. Д.
История и философия науки: Учебное пособие Для бакалавриата и магистратуры
Липкин А. И., Визгин В. П., Казакова А. Е., Медведь А. Н., Нуреев Р. М., Сокулер З. А., Уманская Ж. В., Шапошников В. А., Печенкин А. А., Скворчевский К. А., Никишкин В. А., Федоров В. С., Храмов О. С., Пронских В. С., Гороховская Е. А., Розин В. М.
Философия науки: Учебник для вузов
Мамзин А. С., Алексеев Б. Т., Антонова О. А., Бавра Н. В., Бранский В. П., Зобов Р. А., Зобова М. Р., Иванов А. Ф., Караваев Э. Ф., Кауфман И. С., Положенцев А. М., Разеев Д. Н., Чеботарева Е. Э., Шапошникова Ю. В., Шиповалова Л. В., Сиверцев Е. Ю.
История и философия науки: Учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
История науки. Сочинения: -
6.1.3. Методические разработки
История науки : учебно-методический комплекс по дисциплине направление 040700 "Организация работы с молодежью": учебно-методический комплекс
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
электронная библиотека ЧГИФКИС;
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студента (СРС) - это требование ФГОС 3++ ВО : развитие у студентов творческого мышления, интереса к фундаментальным знаниям, выработки потребности к мировоззренческо - методологическому оцениванию, понимания и объяснения фактов, сущности и явлений действительности. СРС способствует более глубокому и детальному изучению дисциплины, развивает мышление, способности к анализу и синтезу информации, приучает к дисциплинированности и ответственности, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Самостоятельная работа студентов по курсу «История науки» – это органический компонент единого процесса обучения и воспитания студентов. Объем, сложность, интенсивность научно-технической информации непрерывно возрастают, повышается культурно-воспитательная, методологическая функции курса «История науки». Все это предъявляет более высокие требования к специалисту с высшим образованием. Студент обязан четко понимать структуру и логику раскрытия каждой темы по предмету «История науки». Осознанным ориентиром могут служить планы лекций и практических (семинарский) занятий, контрольных работ, предлагаемых преподавателем.
В числе основных проблем, характерных для СРС, следующие:
- установление причинно-следственных связей событий и явлений в возникновении тех или иных идей, концепций, гипотез, теорий;
- определение преемственности между научными фактами, явлениями, идеями, парадигмами;
- установление общих и частных закономерностей в развитии той или иной науки, соотношения факта и закономерности, эпохи и др.
В процессе самостоятельной работы с учебниками и другой литературой студент должен:
- выделить основные теоретические положения, факты, понятия;
- определить соотношения и последовательность фактов и теорий;
- разделить текст главы, параграфа на логически законченные части, исходя из структуры темы;
- сформулировать в каждой части главную мысль.
Самостоятельная работа по темам курса «История науки» поможет будущим специалистам расширить кругозор, научное мировосприятие и познакомиться с конкретными естественнонаучными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными, экологическими и другими проблемами современного человечества, от решения которых зависит качество жизни каждого человека. Только человек, обладающий хотя бы общими естественнонаучными знаниями, знаниями о природе, научной картины мира может дать оценку характера и значения открытий, основополагающих идей в науке для практики и будет действовать так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе.
Образовательные технологии
Традиционные технологии:
Практические занятия.
Активные технологии:
• Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.
• Устные ответы на семинарских занятиях.
Интерактивные технологии:
• Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов.
• Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.