44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
ции
ракт.
1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии.
2. Понятие возраста, подходы к его изучению.
3. Методы возрастной психологии.
5. Культурно-историческая теория развития психики ребенка Л.С.Выготского.
6. Проблема взаимосвязи обучения и развития.
7. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин и др.).
8. Проблема возрастной периодизации психического развития в западной психологии (Э.Эриксон, З.Фрейд).
9. Этапы развития мышления в детском возрасте по Ж.Пиаже.
10. Проблема кризисных и сензитивных периодов развития.
11. Новорожденность и младенческий возраст.
12. Ранний возраст, его психологические особенности.
13. Психология дошкольника. Содержание игровой и других видов деятельности в дошкольном возрасте.
14. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
15. Особенности адаптации ребенка к школе, ее нарушения.
16. Содержание, функции, структура и развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
19. Индивидуально-типологические особенности личности младшего школьника.
20. Психология игровой деятельности. Специфика игры в младшем школьном возрасте.
21. Психологическая составляющая прав ребенка в младшем школьном возрасте.
22. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Кризис подростничества.
23. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.
24. Общая характеристика видов деятельности подростков и старших школьников.
25. Психологические особенности личности подростка и старшего школьника.
26. Психология «трудного» подростка.
27. Общая характеристика психологии человека зрелого возраста, задачи развития в этот период.
28. Общая характеристика психологии человека пожилого и старческого возраста, задачи развития в этот период.
1. Биогенетическая теория С.Холла.
2. Теория психического развития К.Бюлера.
3. Теория конвергенции двух факторов в развитии – наследственности и среды (В. Штерна).
4. Бихевиористические теории развития (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер).
5. Современные теории научения (А.Бандура и др.).
6. Психоаналитические теории развития личности З.Фрейда (становление структуры личности на разных этапах онтогенеза, последовательность стадий психического развития).
7. Теория психосоциального развития личности Э.Эриксона.
8. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
9. Периодизация личности по А.В.Петровскому.
10. Формирование сенсорных и моторных схем в течение первого года жизни
11. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.
12. Развивающие игры детей раннего возраста
13. Характеристика трудовой и игровой деятельности младших школьников.
14. Акцентуации характера в подростков возрасте, «трудные подростки».
15. Формирование волевых качеств личности у подростков.
16. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.
17. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.
18. Психологические факторы, помогающие человеку в подготовке к уходу на пенсию.
19. Психологический эффект групповой организации обучения.
20. Проблема формирования направленности личности.
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра.
К формам текущего контроля относятся: проверка составленной библиографии по темам дисциплины; проверка конспектирования по темам, проверка рефератов; подготовка к семинарским занятиям; устный опрос.
Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины.
Проводится в заранее определенные сроки. Проводится после освоения студентами каждого раздела дисциплины. В качестве форм контроля данной дисциплины выступают:
- самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада;
- итоговый анализ по практическим занятиям;
- разработка методологической основы по выбранной теме в рамках дисциплины, для более глубокого его освоения.
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения. К итоговому контролю относится зачет.
Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0 1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.
Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,
дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5 3 шт, макет гранаты Ф-1 3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2 10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см 15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Рабочей программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий, необходимая для полного усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к итоговой аттестации.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую теоретическую и практическую подготовку невозможно.
К промежуточному контролю знаний относится самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада.
При его разработке необходимо опираться на следующие критерии.
Критерии оценки доклада.
Доклад — это вид самостоятельной работы, используется на учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада работу начинают, как правило, с того, что составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В настоящее время доклады, подготовленные в ученых заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой студента.
Требования к выполнению доклада
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.
Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS Power Point.
Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).
Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.
Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.
Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.
Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.
Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.
Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме доклада;
б) соответствие содержания теме и плану доклада;
в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
- оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько, верно, оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму доклада.