2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_возрастная психология
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
возрастная психология
______________ 2021 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
49,8
аудиторные занятия
22
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
11 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
11
11
11
11
Практические
11
11
11
11
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
22
22
22
22
Кoнтактная рабoта
22,2
22,2
22,2
22,2
Сам. работа
49,8
49,8
49,8
49,8
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Ст. преподаватель, Явловская Прасковья Егоровна  _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
возрастная психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2021 протокол № 2.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Дать студентам необходимые научные знания о психолого-педагогических проблемах развития психики человека на разных этапах жизни, о методах исследования этих проблем и путях их решения, о закономерностях развития личности в условиях обучения, воспитания и образования, о содержании современных педагогических концепций и методах психолого-педагогических воздействий на личность в целях ее духовного и психического совершенствования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.03
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
Возрастная и педагогическая психология
2.1.3
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.4
Психология
2.1.5
Педагогика
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Конфликтология.
2.2.2
Социальная психология
2.2.3
Социальная педагогика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
 
ПК-4: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов 
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает:

- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;

 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;

- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;

 
Уровень 2
В достаточном объеме знает:

- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;

–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;

- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;

 
Уровень 3
В полном объеме знает:

- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;

– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;

–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;

- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;

- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет:

–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;

– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;

- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;

 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет:

–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;

– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;

- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;

 
Уровень 3
В полном объеме умеет:

–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;

– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;

- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет:

- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет:

- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

 
Уровень 3
В полном объеме владеет:

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;

- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;

 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
ПС 01.001. «Педагог»
3.1.2
А/01.6
3.1.3
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
3.1.4
А/03.6
3.1.5
- формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ПС 01.001. «Педагог»
3.2.2
А/01.6
3.2.3
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траектории жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.
3.2.4
А/03.6
3.2.5
- законы развития личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ПС 01.001. «Педагог»
3.3.2
А/02.6
3.3.3
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся здорового и безопасного образа жизни.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Возрастная психологяи как наука /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
1.2
Возрастная психологяи как наука /Пр/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.3
Возрастная психологяи как наука /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

10
УК-1 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Теории психического развития /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
2.2
Теории психического развития /Пр/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
2.3
Теории психического развития /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

10
УК-1 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 3. 

 
3.1
Психические проблемы развития личности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2
Теории психического развития /Пр/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

2
УК-1 ПК-4
5
0
 
3.3
Теории психического развития /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

10
УК-1 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 4. 

 
4.1
Периодизация психического раазвития /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

5
УК-1 ПК-4
5
0
 
4.2
Периодизация психического раазвития /Пр/
Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

5
УК-1 ПК-4
5
0
 
4.3
Периодизация психического раазвития /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10 Л2.11 Л2.12 Л2.13 Л2.14 Л2.15 Л2.16 Л2.17 Л2.18 Л2.19Л3.1

19,8
УК-1 ПК-4
5
0
 
4.4
/КрАт/
Л3.1

0,2
УК-1 ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный списокзачетных вопросов:

1. Предмет, задачи и проблемы возрастной психологии.

2. Понятие возраста, подходы к его изучению.

3. Методы возрастной психологии.

 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4. Биогенетические и социогенетические теории психического развития ребенка.

5. Культурно-историческая теория развития психики ребенка Л.С.Выготского.

6. Проблема взаимосвязи обучения и развития.

7. Проблема возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии (Д.Б.Эльконин и др.).

8. Проблема возрастной периодизации психического развития в западной психологии (Э.Эриксон, З.Фрейд).

9. Этапы развития мышления в детском возрасте по Ж.Пиаже.

10. Проблема кризисных и сензитивных периодов развития.

11. Новорожденность и младенческий возраст.

12. Ранний возраст, его психологические особенности.

13. Психология дошкольника. Содержание игровой  и других видов деятельности в дошкольном возрасте.

14. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

15. Особенности адаптации ребенка к школе, ее нарушения.

16. Содержание, функции, структура и развитие учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

17. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

18. Развитие личности в младшем школьном возрасте.

19. Индивидуально-типологические особенности личности младшего школьника.

20. Психология игровой деятельности. Специфика игры в младшем школьном возрасте.

21. Психологическая составляющая прав ребенка в младшем школьном возрасте.

22. Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Кризис подростничества.

23. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

24. Общая характеристика видов деятельности подростков и старших школьников.

25. Психологические особенности личности подростка и старшего школьника.

26. Психология «трудного» подростка.

27. Общая характеристика психологии человека зрелого возраста, задачи развития в этот период.

28. Общая характеристика психологии человека пожилого и старческого возраста, задачи развития в этот период.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика докладов.

1. Биогенетическая теория С.Холла.

2. Теория психического развития К.Бюлера.

3. Теория  конвергенции двух факторов в  развитии – наследственности и среды (В. Штерна).

4. Бихевиористические теории развития (Дж.Уотсон, Э.Торндайк, Б.Скиннер).

5. Современные теории научения (А.Бандура и др.).

6. Психоаналитические теории развития личности З.Фрейда (становление структуры личности на разных этапах онтогенеза, последовательность стадий психического развития).

7. Теория психосоциального развития личности Э.Эриксона.        

8. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

9. Периодизация личности по А.В.Петровскому.

10. Формирование сенсорных и моторных схем в течение первого года жизни

11. Средства совершенствования речи в раннем возрасте.

12. Развивающие игры детей раннего возраста

13. Характеристика трудовой и игровой деятельности младших школьников.

14. Акцентуации характера в подростков возрасте, «трудные подростки».

15. Формирование волевых качеств личности у подростков.

16. Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности.

17. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни.

18. Психологические факторы, помогающие человеку в подготовке к уходу на пенсию.

19. Психологический эффект групповой организации обучения.

20. Проблема формирования направленности личности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.

 
К перечню видов оценочных средств за ходом и качеством усвоения студентами данной дисциплины относятся следующие виды:

Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра.

К формам текущего контроля относятся: проверка составленной библиографии по темам дисциплины; проверка конспектирования по темам, проверка рефератов; подготовка к семинарским занятиям; устный опрос.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины.

Проводится в заранее определенные сроки. Проводится после освоения студентами каждого раздела дисциплины. В качестве форм контроля данной дисциплины выступают:

- самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада;

- итоговый анализ по практическим занятиям;

- разработка методологической основы по выбранной теме в рамках дисциплины, для более глубокого его освоения.

Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения. К итоговому контролю относится зачет.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Немов Р.С.
Психология: Словарь-справочник. В 2-х Ч.
М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
 
Л1.2
Штейнмец А.Э.
Общая психология: учебное пособие
М.: "Академия", 2014
 
Л1.3
Авдулова Т.П., Гавриченко О.В., Гармаева Т.В.
Возрастная психология: учебное пособие
М.: "Академия", 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сластенин В.А.
Психология и педагогикаv922: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр "Академия", 2006
 
Л2.2
Митина Л.М.
Психология труда и профессионального развития учителяv922: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.: Изд. центр Академия, 2004
 
Л2.3
Зеер Э.Ф.
Психология профессионального развитияv922: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр Академия, 2006
 
Л2.4
Андриенко Е.В.
Социальная психологияv922: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.: Изд. центр Академия, 2004, 2010
 
Л2.5
Ильин Е.П.
Психология волиv922
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.6
Изард К.Э.
Психология эмоцийv922: Пер. с англ.
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.7
Реанн А.А., Коломинский Я.Л.
Социальная педагогическая психологияv922
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.8
Квинн В.
Прикладная психологияv922
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.9
Немов Р.С.
Психологияv922: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
 
Л2.10
Экман П.
Психология лжиv922
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.11
Немов Р.С.
Психология. В 3-х кн. Кн.2. Психология образования. 3-е изд.v922: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.
М.: Владос, 2000
 
Л2.12
Кэррол Э.И
Мастера психологии Психология эмоций
СПб.: Питер, 2000
 
Л2.13
Дубровина И.В
Психология, Педагогическое образование
М.: Академия, 2003
 
Л2.14
Овчарова Р.В.
Психология родительства: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений
М.: Академия, 2005
 
Л2.15
Хухлаева О.В.
Психология подростка: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений
М.: Академия, 2005
 
Л2.16
А.Д. Кошелева,О.А. Шаграева, Т.В. Корнеева,О.В. Лобза, Т.А. Павленко, Е.М. Листик ,Е.А. Курганова, Н.Ю. Сухобокова; под ред. О.А. Шаграевой, А.М. Сергеева
Психология семейных отношений: Учеб. пособ.ля студ. высш. учеб. заведений
М.: Академия, 2008
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.17
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.
Социальная психология личности: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая
М.: Академия, 2009
 
Л2.18
Гребенникова Н.В., Гурова Е.В., Захарова Е.И.
Психология семьи: учебник
М.: "Академия", 2014
 
Л2.19
Мандель Б. Р
Психология зависимостей (аддиктология): учеб. пособие [для студентов вузов] 
ИНФРА-М, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Явловская П.Е.
Психология: методические указания
, 2013
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 10
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
chrome
6.3.1.6
yandex
6.3.1.7
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
6.3.2.5
Глоссарий.Ru
6.3.2.6
Google Книги
6.3.2.7
официальный сайт Российской государственной библиотеки
6.3.2.8
официальный сайт Российской национальной библиотеки
6.3.2.9
консультант +
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основной целью преподавания данной дисциплины, является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их специалистами в профессиональном сфере.

Рабочей программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий, необходимая для полного усвоения программы курса.

Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к итоговой аттестации.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую теоретическую и практическую подготовку невозможно.

 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 

К промежуточному контролю знаний относится самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада.

При его разработке необходимо опираться на следующие критерии.

Критерии оценки доклада.

Доклад — это вид самостоятельной работы, используется на учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада работу начинают, как правило, с того, что составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В настоящее время доклады, подготовленные в ученых заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой студента.

Требования к выполнению доклада

Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.

Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS Power Point.

Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).

Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.

Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.

Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.

Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.

Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.

Критерии оценки доклада

Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:  

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме доклада;

б) соответствие содержания теме и плану доклада;

в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников:

- оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько, верно, оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму доклада.