МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа на промежуточную аттестацию
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Ст. препод , Явловская Прасковья Егоровна _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2021 протокол № 2.
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Срок действия программы: 2021-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2025 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель курса – обеспечить студента комплексом теоретических знаний и практических технологий и методов по анализу и управлению конфликтом. В процессе обучения студенты познакомятся с основными понятиями конфликтологии, различными видами конфликтов в зависимости от включенных субъектов и сфер возникновения, структурой и динамикой конфликта. Учебный курс предусматривает обучение методам диагностики, анализа и управления конфликтными ситуациями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Возрастная и педагогическая психология
Технология разрешения конфликтов
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Частично знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде, последовательность шагов для достижения заданного результата
В достаточном объеме знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде, последовательность шагов для достижения заданного результата
В полном объеме знает стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде, последовательность шагов для достижения заданного результата
Частично умеет выявлять эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, планировать последовательность шагов для достижения заданного результата
В достаточном объеме умеет выявлять эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, планировать последовательность шагов для достижения заданного результата
В полном объеме умеет выявлять эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, планировать последовательность шагов для достижения заданного результата
Частично способен осуществлять обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды, выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
В достаточном объеме способен осуществлять обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды, выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
В полном объеме способен осуществлять обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды, выбор стратегий и тактик взаимодействия с заданной категорией людей (в зависимости от целей подготовки – по возрастным особенностям, по этническому и религиозному признаку, по принадлежности к социальному классу)
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Частично знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В достаточном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности,
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В полном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Частично демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
В достаточном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
В полном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
Частично владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В достаточном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В полном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
- формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий.
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траектории жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.
- законы развития личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ;
- социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
- развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся здорового и безопасного образа жизни.
- формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Раздел 1. Методология, история и теоретические основы конфликтологии
Конфликтология: предмет, цели, значение в обществе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Возникновение и развитие конфликтологических идей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Общая теория конфликта /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Методология, история и теоретические основы конфликтологии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Раздел 2. Конфликты в различных сферах социального взаимодействия
Внутриличностные конфликты: специфика, формы проявления /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Межличностные и групповые конфликты: многообразие сфер существования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Организационные конфликты: особенности протекания /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Методы исследования и диагностики конфликтов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Конфликты в различных сферах социального взаимодействия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Раздел 3. Основы предупреждения и регулирования конфликтов
Прогнозирование и предупреждение конфликтов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Управление социальными конфликтами /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Переговорный процесс как технология регулирования конфликтов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Основы предупреждения и регулирования конфликтов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7 Л2.8 Л2.9
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный список зачетных вопросов:
1. Исторические особенности отношения общества к конфликту. Предмет конфликтологии.
2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.
3. Задачи конфликтологии в различных сферах че¬ловеческого взаимодействия.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
4. Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.
5. Этапы развития конфликтологии.
6. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля.
7. Социал-дарвинистская концепция конфликта: представители, особенности.
8. Равновесная и конфликтная модели: сравнительный анализ.
9. Диалектическая теория конфликта К. Маркса.
10. Функциональная концепция конфликта Т. Парсонса.
11. Особенности изучения конфликта в теории Л. Козера.
12. Концепция конфликта Р. Дарендорфа.
13. Общая теория конфликта Р. Боулдинга.
14. Конфликт как форма воспроизводства общества А. Турена.
15. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.
16. Структура социального конфликта.
17. Источники и причины возникновения социальных конфликтов.
18. Динамическая модель конфликта.
19. Функции социальных конфликтов.
20. Проблема типологии конфликтов.
21. Диагностика конфликтов.
22. Причины и источники внутриличностных конфликтов и формы их проявления.
23. Основные подходы к пониманию внутриличностного конф¬ликта.
24. Виды внутриличностных конфликтов.
25. Основные способы разрешения внутриличностных конфлик¬тов.
26. Понятие межличностных конфликтов, их причины.
27. Особенности межличностных конфликтов, их динамика.
28. Характеристика основных стилей поведения, их положи¬тельные и отрицательные стороны.
29. Групповой процесс: особенности, динамика.
30. Причины возникновения групповых конфликтов и их клас¬сификация.
31. Групповые нормы, ценности и стереотипы поведения.
32. Последствия и функции внутригруппового конфликта.
33. Предупреждение межличностных и групповых конфликтов.
34. Конфликты в организациях: особенности возникновения и протекания.
35. Конфликты между руководителями и подчиненными, их предупреждение, регулирование.
36. Трудовые конфликты и пути их разрешения.
37. Особенности инновационных конфликтов.
38. Причины возникновения, структура и функции педагоги¬ческих конфликтов.
39. Особенности педагогических конфликтов.
40. Конфликты между учениками, их характер, возрастные особенности.
41. Предупреждение и регулирование педагогических конф¬ликтов.
42. Супружеские конфликты. Социально-психологические и ролевые различия супругов.
43. Причины и источники супружеских конфликтов.
44. Способы разрешения супружеских конфликтов.
45. Причины возникновения, типология и структура семейных конфликтов.
46. Функции и последствия конфликтов в семье.
47. Природа этнонационалъных конфликтов, их причины и участники.
48. Особенности этнонационалъных конфликтов, роль культурных и религиозных факторов.
49. Проблема конфликта в организации. Роль и задачи руководителя в регулировании конфликтных ситуаций.
50. Регулирование современных национальных противоречий в России.
51. Понятие и типология политического конфликта.
52. Социальные и психологические причины политических конфликтов.
53. Конфликты власти, их специфика. Проблемы достижения социально-политического согласия в обществе.
54. Переговоры как один из основных методов разрешения конфликта. Посредничество в переговорах.
55. Переговорные стили, их особенности.
56. Предпосылки и механизмы разрешения конфликтов: общие положения.
57. Этические моменты в деятельности руководителя при разрешении конфликтов.
58. Субъективные аспекты конфликта, типы участников конфликта, их психология.
59. Место конфликтологии в системе наук об обществе.
60. Движущие силы и мотивация конфликтов. Конфликты потребностей, интересов, ценностей, норм.
61. Источники и причины конфликтов в социально-экономической сфере.
62. Охарактеризуйте основные субъекты конфликтного взаимодействия в социально-экономической сфере.
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика докладов:
1. Системная природа конфликта
2. Формирование теории конфликта
3. Структурный анализ конфликтов современного общества
4. Структурно-игровой анализ сказок А.С. Пушкина
5. Социокультурная динамика современного общества и конфликты
6. Роль корпоративной культуры в регулировании конфликтов в организации
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
7. Психоаналитическая интерпретация внутриличностных конфликтов
8. Динамическая модель конфликта (ситуация по выбору студента)
9. Теоретико-игровая модель конфликта
10. Влияние стрессов на возникновение и развитие конфликтов
11. Самоменеджмент как профилактика конфликтного взаимодействия
12. Роль стереотипов в возникновении конфликтов
13. Технологии разрешения конфликтов.
14. Модели поведения в конфликте и их влияние на завершение конфликта
15. «Управленческая решетка» Р. Блейка и Дж. С. Мутон как технология управления внутригрупповыми конфликтами
16. Психотипологические особенности личности и их влияние на управление конфликтными взаимодействиями
17. Молодежный сленг как причина конфликтов
18. Молодежная субкультура и ее влияние на межпоколенные конфликты
19. Специфика современных семейных конфликтов
20. Культура спора и бесконфликтное поведение
21. Информационные потоки в бесконфликтном и конфликтном общении
22. Конфликты в системе «человек-машина»
23. Конфликты в системе «человек-природа»
24. Имидж руководителя как средство конструктивного влияния на конфликты
25. Значение конфликтологических знаний в профессиональной и управленческой деятельности
26. Особенности управления в экстремальных ситуациях
27. Сущность концепции позитивно-функционального конфликта Л. Козера
28. Основные этапы, характеризующие становление конфликтологии как теории и практики
29. Консенсус в современном обществе: проблемы и пути достижения
30. Групповые интересы и цели в современном обществе как фактор конфликтов
31. Роль инновационных конфликтов в развитии организации
32. Социально-психологический климат трудового коллектива как основа конструктивного развития конфликтов
33. Межнациональные противоречия и конфликты в Российской Федерации
34. Проблемы национальных диаспор в России
35. СНГ как форма интеграции на постсоветском пространстве
36. Процессы глобализации и общемировые проблемы современности
37. Формы конфликтов в развитии обществ: социальные эволюции и революции
38. Цивилизационнные конфликты
39. Социально-экономические конфликты в современной России
40. Социально-политические конфликты в современной России
41. Религиозное противостояние: конфликт или консенсус мировых религий
42. Роль религий в регулировании конфликтного противостояния
43. Война как форма конфликта в современном мире
44. Становление правового государства и его роль в регулировании конфликтов
Примерная тематика рефератов:
1. Природа, феноменология и динамика конфликтов в современном мире.
2. Социологические подходы к анализу конфликтов. Перспективные направления современной социологической теории конфликтов.
3. Теоретические предпосылки возникновения и этапы развития конфликтологии.
4. Социальные конфликты в современной России.
5. Эволюция научных воззрений на конфликт: К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Боулдинг.
6. Природа человека и социальный конфликт: концепция Аристотеля и Гоббса.
7. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России.
8. Особенности отношения к конфликту в отечественной науке.
9. Причины и факторы конфликтов.
10. Проблема типологии конфликтов.
11. Функциональность конфликта.
12. Социальные дилеммы как ключ к пониманию природы социальных конфликтов.
13. Межнациональные конфликты: содержание, признаки, динамика развития, методы разрешения.
14. Межнациональные конфликты на постсоветском пространстве.
15. Конфликты в системе государственного управления.
16. Конфликт как тип трудных ситуаций.
17. Движущие силы развертывания конфликта и его мотивация.
18. Особенности взаимосвязи конфликтов на макро- и микроуровнях.
19. Конфликты становления рыночных отношений и предпринимательства.
20. Роль руководителя в прогнозировании и профилактике конфликтов в организации.
21. Динамика межгрупповых конфликтов.
22. Понятие эскалации конфликта: механизм и сущность. Поведенческие и структурные изменения сторон конфликта на этапе эскалации.
23. Понятие конфликтогена, типология конфликтогенов, механизм возникновения конфликтов.
24. Понятие управления конфликтом, факторы неуправляемости.
25. Прогнозирование конфликтов как форма стратегического управления.
26. Способы предупреждения конфликтов.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
27. Социальные технологии регулирования конфликтов.
28. Динамика политического конфликта в России.
29. Участие руководителя в разрешении организационных конфликтов.
30. Отражение конфликтов в искусстве и СМИ.
31. Проблема насилия в конфликтах.
32. Основные причины и формы проявления внутриличностного конфликта (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер).
33. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение.
34. Регуляция, коррекция, разрешение внутриличностного конфликта.
35. Проблема посредничества в социальном конфликте.
36. Психологические методы общения и их роль в предупреждении конфликтов.
37. Проблема посредничества в международных конфликтах.
38. Юридические способы разрешения конфликтов.
39. Конструктивные технологии регулирования и разрешения конфликтов.
40. Деструктивные формы разрешения конфликтов и их последствия.
41. Конфликт в организации: содержание, признаки, динамика развития, методы разрешения.
42. Влияние типа управленческой деятельности на возникновение конфликтов в организации.
43. Регулирование экономического конфликта на промышленном предприятии.
44. Семейный конфликт: понятие, стадии развития, функции.
45. Социально-психологические аспекты конфликтов.
46. Влияние совместимости и срабатываемости на возникновение конфликта в производственной группе.
47. Роль органов власти в регулировании социальных конфликтов.
48. Политические конфликты: причины, формы, способы регулирования.
49. Социальная напряженность и социальные конфликты.
50. Типология и специфика конфликтов в организации.
51. Понятие стиля поведения в конфликте, его влияние на завершение противостояния.
52. Понятие группового конфликта: специфика, формы регулирования.
53. Социально-трудовые конфликты.
54. Конфликты в сфере культуры.
55. Конфликты в сфере образования.
56. Конфликты в армии.
57. Конфликты в правоохранительных органах.
58. Межнациональные конфликты в регионе.
59. Социально-политические конфликты в регионе.
60. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:
- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;
- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
К перечню видов оценочных средств за ходом и качеством усвоения студентами данной дисциплины относятся следующие виды:
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра.
К формам текущего контроля относятся: проверка составленной библиографии по темам дисциплины; проверка конспектирования по темам, проверка рефератов; подготовка к семинарским занятиям; устный опрос.
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины.
Проводится в заранее определенные сроки. Проводится после освоения студентами каждого раздела дисциплины. В качестве форм контроля данной дисциплины выступают:
- самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада;
- итоговый анализ по практическим занятиям;
- разработка методологической основы по выбранной теме в рамках дисциплины, для более глубокого его освоения.
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения. К итоговому контролю относится зачет.
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Психология, словарь-справочник
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.
Социальная психология личности: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая
Психология: Словарь-справочник. В 2-х Ч.
Общая психология: учебное пособие
Конфликтология : учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Социальная психологияv922: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.: Изд. центр Академия, 2004, 2010
Реанн А.А., Коломинский Я.Л.
Социальная педагогическая психологияv922
Социальная психология в образованииv922: Учеб. пособ.
Психологияv922: В 3 кн. 3 кн.
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Общая психология (Курс лекций)
Конфликтология в социальной работе: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений
Педагогическая психология воспитания: учебное пособие
М.: Институт практической психологии, 1997
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
электронная библиотека ЧГИФКИС
Научная электронная библиотека
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная аудитория на 100 мест
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основной целью преподавания данной дисциплины, является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их специалистами в профессиональном сфере.
Рабочей программой дисциплины предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий, необходимая для полного усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к итоговой аттестации.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую теоретическую и практическую подготовку невозможно.
К текущему контролю знаний по данной дисциплине относится написание студентом реферата.
При его написании необходимо опираться на следующие критерии.
Критерии оценки реферата.
Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автора раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявлять и студент.
Прежде, чем выбрать тему реферата, автору необходимо уточнить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.
Структура реферата:
план-оглавление;
введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение цели и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);
основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);
заключение (выводы автора, область применения результатов работы);
список литературы.
план работы;
систематизация полученных сведений;
выводы и обобщения
Этапы работы над рефератом
1. Формулирование темы, которая должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке реферата используется не менее 8–10 различных источников).
3. Составление списка литературы.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
Указание студентам по написанию и оформлению реферата:
• Выбрав тему реферата, студент должен зарегистрировать ее у преподавателя..
• Литературу по теме студент должен подобрать самостоятельно по имеющемуся в библиотеке каталогу. Количество литературных источников должно быть не менее пяти. Список литературы должен быть составлен по правилам библиографии.
• Реферат обязательно должен иметь план. В плане должно быть от трех до пяти пунктов, введение и заключение.
• Студент должен самостоятельно раскрыть содержание всех вопросов, предусмотренных планом, на основании описания, анализа и обобщения данных, полученных при использовании литературных источников, сформулировать выводы, вытекающие из содержания реферата.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
• Реферат должен быть выполнен на бумаге формата А4; работа может быть написана от руки или выполнена на компьютере.
Анализируя реферат, проверьте свою работу по следующим критериям:
Новизна текста:
- актуальность темы исследования;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта известной проблемы, в установлении новых связей – межпредметных, внутрипредметных, интегративных;
- наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
- стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сути вопроса:
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий темы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с исследованиями, критической литературой; умение систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу.
Обоснованность выбора источников:
- полнота использования работ по проблеме, привлечение наиболее известных исследований, последних статистических данных и т.д.
Соблюдение требований к оформлению:
- насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
- оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией;
- соблюдение требований к объему реферата и культура оформления.
Объем реферата обычно зависит от содержания и находится в примерных пределах 25-40 рукописных страниц или 15-20 печатных. В объем не включается приложение.
К промежуточному контролю знаний относится самостоятельная разработка студентами по разделам итоговой работы и защитой в виде доклада.
При его разработке необходимо опираться на следующие критерии.
Критерии оценки доклада.
Доклад — это вид самостоятельной работы, используется на учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада работу начинают, как правило, с того, что составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения. К докладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В настоящее время доклады, подготовленные в ученых заведениях, по содержанию практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачётной работой студента.
Требования к выполнению доклада
Студенту предоставляется время для выступления в сумме 15 минут: 10 минут - доклад, 5 минут - ответы на вопросы.
Студент предоставляет доклад в форме компьютерной презентации, выполненной в MS Power Point.
Для надежности желательно, чтобы доклады были записаны на двух стандартных носителях информации (CD/R , Flash-drive).
Студенты обеспечиваются только проекторами для компьютерных презентаций. Доклад сопровождается показом слайдов компьютерной презентации.
Презентация должна иметь первый титульный слайд, содержащий полное название доклада, ФИО автора и научного руководителя, полное название организации (ВУЗа) с названием кафедры, город, год.
Необходимо, чтобы на втором слайде была четко сформулирована решаемая задача.
Несколько слайдов должны описывать решение. Последний слайд должен содержать краткие выводы из работы.
Особое внимание к подготовке доклада, рассчитанного именно на 10 минут.
Критерии оценки доклада
Изложенное понимание доклада как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста:
а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;
д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса:
а) соответствие плана теме доклада;
б) соответствие содержания теме и плану доклада;
в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников:
- оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.)
Соблюдение требований к оформлению:
а) насколько, верно, оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму доклада.