2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Безопасность на дороге и общественном транспорте
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность на дороге и общественном транспорте
______________ 2022 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
30,3
30,3
30,3
30,3
Сам. работа
8
8
8
8
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст преп, Турантаева Гарсия Гаврильевна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Безопасность на дороге и общественном транспорте
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 28.04.2022 протокол № 1.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2026 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2026-2027 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2026 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2024 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Т.А.

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2023 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формирование целостного представления об опасных процессах и явлениях на дороге и в общественном транспорте. Овладение культурой поведения на улице, на дороге, в транспорте.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Экология и безопасность жизнедеятельности
2.2.3
Опасные ситуации социального характера и защита от них
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами 
 
Уровень 3
В полном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
Уровень 3
В полном объеме умеет обеспечивать условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами, обеспечивать безопасность обучающихся и оказывать первую помощь, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью оценивать степень потенциальной опасности и использует средства индивидуальной и коллективной защиты
 
 
 
ПК-5: Способен к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности  
 
Знать:
 
Уровень 1
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 2
В достаточном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 3
В полном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий

 
Уровень 3
В полном объеме умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
Уровень 3
В полном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
 
 
ПК-9: Способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает социальные, культурные и личностные различия
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает социальные, культурные и личностные различия 
 
Уровень 3
В полном объеме знает социальные, культурные и личностные различия
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению
 
Уровень 3
В полном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению
 
Уровень 3
В полном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– права и обязанности граждан по обеспечению безопасности жизнедеятельности на дороге и общественном транспорте;
3.1.2
– государственную политику в области подготовки и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера;
3.1.3
– принципы и правила, требования безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– уметь прогнозировать ЧС и их последствия на дороге, на транспорте;
3.2.2
– уметь грамотно применять навыки безопасного поведения на дороге и в общественном транспорте.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– владеть основными способами, средствами и методами индивидуальной и коллективной защиты на дороге и в общественном транспорте;
3.3.2
– владеть навыками и умениями психологической диагностики в случаях мошенничества, террора и шантажа;
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
История развития транспорта и мер безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.2
Виды транспорта /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
1.3
История развития транспорта в России и РС(Я) /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
 
Раздел 2. 

 
2.1
Основы законодательства в сфере дорожного движения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
2.2
Понятие о дорожных знаках. Классификация дорожных знаков. Назначение. Требования к расстановке дорожных знаков.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
2.3
Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,5
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
2.4
Значение разметки в общей организации дорожного движения. Классификация разметки.

Значение сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,5
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
2.5
Общие правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

Требования к расположению  транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,5
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
 
Раздел 3. 

 
3.1
Человеческий фактор и культура транспортной безопасности /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2
Статистика ДТП  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

0,5
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
 
Раздел 4. 

 
4.1
Обеспечение безопасности дорожного движения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
4.2
Современные средства фиксации нарушений Правил дорожного движения РФ /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
4.3
Системы пассивной и активной безопасности современного автомобиле /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
4.4
Основные причины ДТП /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
4.5
Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
 
Раздел 5. 

 
5.1
Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
5.2
Психофизиологические качества водителя как фактор безопасности на дорогах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
5.3
Психофизиологические особенности детей и подростков и их поведение на дорогах и в транспорте /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Раздел 6. 

 
6.1
Безопасность на общественном транспорте /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
6.2
Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
6.3
Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возникновении /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
6.4
Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

1
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
6.5
/КрАт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

2,3
УК-8 ПК-9 ПК-5
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы 1. Участники дорожного движения и общие правила поведения. 2. Виды транспорта. Современный общественный транспорт. 3. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. 4. Правила безопасного поведения в железнодорожном, воздушном и водном транспорте. 5. Правила безопасного поведения в личном транспорте. 6. Правила перехода улиц и дорог. 7. Регулирование и обеспечение дорожного движения. 8. Элементы улиц и дорог, безопасное поведение на них. 9. Правила безопасного вождения автомобиля, мотоцикла, мопеда, велосипеда. 10. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков. 11. Опасности на дороге, основные причины ДТП. 12. Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях. 13. Способы защиты при ДТП. 14. Дорожные знаки и дорожная разметка. 15. Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), цели и задачи ГИБДД. 16. Аварийные ситуации в метрополитене и правила поведения при их возник¬новении. 17. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воз-душном транспорте. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Дорожное движение Дорожное движение — это: а) передвижение транспортных средств по дорогам; б) совокупность общественных отношений, возникающих в процессе переме¬щения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; в) передвижение транспортных средств и пешеходов. Участники дорожного движения и их безопасность 1. Участниками дорожного движения являются:
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
а) пешеходы и водители; б) водители и пассажиры; в) пассажиры и пешеходы; г) пешеходы, водители и пассажиры. 2. Дорожно-транспортная безопасность человека как пассажира и пешехода долж¬на обеспечиваться: а) нормативными документами Минтранса и ГИБДД; б) профессиональной подготовкой водителей; в) конструктивными свойствами транспортных средств; г) соблюдением пассажирами (пешеходами) правил пользования транспортными средствами и правил дорожного движения. 3. Правила дорожного движения обязаны выполнять: а) водители транспортных средств; б) пассажиры транспортных средств; в) пешеходы, велосипедисты; г) водители, пешеходы и пассажиры. Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков 1. Если на дорогу вылетел мяч, следует: а) пойти за мячом, только если на дороге нет машин; б) поднять мяч, только если машины далеко; в) побежать быстрее, пока машина не раздавила мяч. 2. Если на дорогу вылетел мяч, и вы подняли его, следует: а) как можно быстрее перейти на ближайшую обочину; б) перейти на обочину, подождав, пока проедут все автомобили; в) взяв мяч, сразу же побежать обратно. Опасности на дороге. Погодные условия. Время суток 1. Переходить дорогу в туманную погоду нужно: а) рассчитывая, что скорость машин на самом деле больше, чем кажется; б) осторожно и медленно, так как машины в тумане движутся медленнее, чем обычно; в) стараясь как можно быстрее преодолеть опасную зону 2. Во время тумана скорость машин кажется: а) меньше, чем в действительности; б) больше, чем в действительности; в) примерно такой же, как в действительности. 3. Во время гололедицы по нерегулируемому пешеходному переходу следует пере¬ходить дорогу: а) дождаться, когда все автомобили остановятся, и переходить дорогу в группе с другими пешеходами; б) как только пойдет большая часть стоявших пешеходов, не ожидая остановки движущегося транспорта; в) перебежать дорогу, выбрав подходящий момент. 4. Опасность гололеда в том, что: а) ухудшается видимость; б) увеличивается скорость автомобилей; в) увеличивается тормозной путь автомобилей. 5. При переходе через дорогу в сумерках безопаснее выбрать местом для перехода: а) освещенную улицу со светофором и интенсивным движением; б) освещенную улицу с нерегулируемым переходом и небольшим движением; в) тихую неосвещенную улицу с нерегулируемым переходом. 6. Сумерки. Около нерегулируемого перехода не горит фонарь. Переходить дорогу нужно: а) по переходу; б) по освещенной дороге вне перехода; в) по неосвещенной дороге вне перехода. 7. Пешеход в темное время суток собрался переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Ему нужно: а) переходить, только если машины достаточно далеко от него; б) переходить, если машины остановились перед переходом; в) переходить, только если вблизи нет автомобилей. 8. При переходе через дорогу в условиях снегопада нужно: а) смотреть на дорогу перед собой; б) снять капюшон, чтобы он не закрывал обзор; в) удостовериться, что поблизости нет автомобилей. 9. Какая деталь одежды является причиной ДТП во время сильного снегопада? а) обувь на высоких каблуках; б) длинные шубы; в) капюшоны. 10. Наиболее скользкой дорога бывает: а) в начале дождя; б) в середине дождя; в) в конце дождя. Основные причины ДТП. Анализ статистики ДТП в России 1. По данным ООН, ежегодно под колесами транспортных средств гибнет:
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
а) 100 тыс. чел.; б) 250 тыс. чел.; в) 500 тыс. чел.; г) 1 млн чел. 2. По данным. Росстата, ежегодно под колесами автомобилей гибнет: а) более 10 тыс. чел.; б) более 25 тыс. чел.; в) более 35 тыс. чел.; г) более 50 тыс. чел. 3. Назовите транспортные средства, являющиеся источником, опасности для чело¬века, пользующегося их услугами: а) легковые автомобили; б) грузовые автомобили; в) автобусы, троллейбусы, трамваи; г) любое транспортное средство. Правила дорожного движения 1. Правила дорожного движения — это: а) свод законов и инструкций; б) нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны; в) нормы, устанавливающие распорядок дня; г) нормы, устанавливающие правила поведения пешеходов. 2. При приближении к знаку «Стоп» водитель должен: а) замедлить движение, дать сигнал и продолжить движение; б) замедлить движение и, если путь свободен, продолжить движение; в) остановиться, дать сигнал и затем продолжить движение; г) остановиться, убедиться в безопасности, затем продолжить движение. 3. При приближении к перекрестку зеленый свет меняется на желтый: а) необходимо остановиться. Если это невозможно, безопасно, продолжить дви¬жение с осторожностью; б) следует проехать перекресток как можно быстрее; в) необходимо дать звуковой сигнал; г) продолжить движение, не замедляя скорости и не останавливаясь. 4. Разрешается ли водителю, лишенному прав, ездить? а) в особых случаях; б) с работы и на работу; в) можно, если тебя сопровождает человек с правами; г) нельзя ни при каких обстоятельствах. 5. ПДД предписывают обязательно пользоваться пристяжными ремнями безопас¬ности: а) да; б) нет; в) только в городе; г) только на магистрали. 6. Переходить дорогу в произвольном месте разрешается в случае: а) таких правил не существует; б) если нет специальной пешеходной разметки, где дорога хорошо просматрива¬ется в обе стороны; в) если вы торопитесь на встречу с друзьями или по другому важному делу; г) при отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка. 7. В произвольном месте дорогу следует переходить: а) как обычно: с риском для жизни; б) нельзя переходить дорогу в произвольном месте; в) убедившись в отсутствии транспорта; г) следует найти подземный переход. 8. Вам необходимо перейти на другую сторону улицы, выйдя из автобуса или трол-лейбуса: а) следует обойти автобус и троллейбус сзади; б) следует обойти автобус и троллейбус спереди; в) четких правил не существует; г) следует посоветоваться с друзьями. 9. Переходить дорогу вблизи стоящего на остановке автобуса следует: а) сзади автобуса; б) перед автобусом; в) можно обходить автобус с любой стороны. 10. Переходить дорогу около стоящего у обочины грузовика нужно: а) перед грузовиком; б) за грузовиком; в) можно обходить его с любой стороны. 11. Если на дороге перед пешеходным переходом остановился автобус, то перехо¬дить дорогу следует: а) позади автобуса, вне пешеходного перехода; б) перед автобусом, проверив, нет ли машин на полосе за автобусом; в) перед автобусом, ускорив шаг, чтобы освободить проезд как можно быстрее.
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
12. Пешеход уже начал переходить дорогу, когда перед пешеходным переходом остановился автобус. Пешеходу нужно: а) перейти дорогу позади автобуса, вне пешеходного перехода; б) подождать на месте, пока автобус проедет; в) перед автобусом, контролируя после перехода каждой полосы, что другие ма¬шины также остановились. 13. Переходя дорогу к стоящему на остановке автобусу, следует: а) остановиться, убедиться в отсутствии машин и перейти дорогу, посматривая налево и направо; б) остановиться, убедиться в отсутствии машин и побежать дальше к автобусу; в) побежать к автобусу, сигнализируя водителям машин рукой, чтобы они про-пустили. 14. Пешеход стоял у дороги с интенсивным движением, намереваясь перейти ее, когда будет удобный момент. Внезапно он увидел, что к остановке подъезжает нужный ему автобус. Пешеходу следует: а) перебежать дорогу; б) подождать подходящий для перехода момент, даже если автобус уйдет; в) сигнализировать водителям рукой и начинать переход. 15. Выходя из трамвая, стоящего на остановке посередине проезжей части, сле¬дует: а) перейти, убедившись в отсутствии приближающихся к трамваю машин; б) перейти через дорогу как можно быстрее, чтобы не стоять посередине доро¬ги; в) выйти из трамвая и перейти, сигнализируя водителям рукой о своем намере¬нии. 16. Пешеход уже начал переходить дорогу, когда услышал сирену полицейской ма¬шины. Пешеходу нужно: а) вернуться и подождать, пока не проедет машина с сиреной; б) быстрее перейти дорогу; в) остановиться и продолжить переходить дорогу после того, как проедет маши¬на с сиреной. 17. Действия пешехода при виде мчащегося на большой скорости автомобиля: а) сойти с обочины проезжей части и подождать, когда автомобиль проедет; б) пройти дальше к проезжей части, за стоящий на обочине автомобиль; в) остаться на обочине и перейти после автомобиля. 18. Вне населенных пунктов пешеходам нужно идти вдоль проезжей части: а) в направлении движения транспортных средств; б) навстречу движению транспортных средств; в) разрешается идти в любом направлении. 19. Пассажир, выйдя из трамвая, остановившегося на остановке посередине про¬езжей части, должен: а) как можно быстрее перейти через дорогу; б) перейти через дорогу вместе с основной массой пассажиров; в) подождать, пока автомобили проедут или остановятся, и тогда перейти до¬рогу. 20. Пассажир вышел из трамвая. Чтобы перейти через дорогу, нужно: а) обойти трамвай сзади; б) обойти трамвай спереди; в) обходить трамвай с любой стороны. 21. При отсутствии в салоне посадочных мест следует: а) стоять в любом месте, держась за поручень; б) стоять на передней площадке, держась за поручень; в) стоять в середине салона, держась за поручень; г) стоять в конце салона, держась за поручень. 22. Выезжать на велосипеде на дороги общего пользования разрешено: а) в 12 лет; б) в 14 лет; в) в 16 лет; г) в 18 лет. 23. При движении по дороге велосипедисту необходимо придерживаться: а) любой стороны дороги на усмотрение велосипедиста; б) правой стороны; в) левой стороны; г) лучше ехать по центру дороги. 24. Велосипедисту на тротуаре и пешеходных дорожках: а) запрещено ездить; б) разрешено ездить; в) таких правил не существует; г) по настроению. 25. Велосипедисту по отношению к быстро едущим транспортным средствам: а) разрешается ехать близко от быстро передвигающихся транспортных средств; б) разрешается цепляться за транспортные средства для быстроты передвижения; в) запрещается ехать близко от быстро передвигающихся транспортных средств; г) запрещается цепляться за транспортные средства. 26. Если велосипедисту надо срочно повернуть налево на дороге, где есть две боль¬шие полосы движения в каждом направлении, то ему: а) следует поступить как удобно велосипедисту; б) следует поступить только как пешеходы, ведя свои велосипеды рядом; в) следует занять левый ряд и, не слезая с велосипеда, повернуть налево;
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
г) следует выбраться между машин и повернуть в нужную сторону. 27. Если велосипедист едет по обочине дороги и впереди видит препятствие, ему нужно: а) сойти с велосипеда и обойти препятствие со стороны тротуара; б) объехать препятствие со стороны проезжей части; в) объехать препятствие со стороны тротуара. 28. На велосипеде безопаснее всего кататься: а) в специально отведенных местах; б) на ровной дороге, где мало машин; в) во дворе дома, так как скорость движения в жилой зоне ограничена. 29. Велосипедистам разрешается двигаться по проезжей части: а) в направлении движения транспортных средств; б) навстречу движению транспортных средств; в) разрешается ехать в любом направлении. 30. Переходить железнодорожные пути в районе станции (платформы) следует: - а) специальных правил не существует; б) следует переходить по специальному настилу; в) следует переходить, где меньше затрат времени; г) следует переходить, где удобно пешеходам. 31. Собираясь выехать на переезд при открытом шлагбауме и зеленом сигнале све-тофора, велосипедист должен: а) слезть с велосипеда и пересечь железнодорожный переезд; б) быстро переехать железнодорожный переезд; в) еще раз убедиться, что слева и справа нет приближающегося поезда; г) слезть с велосипеда и еще раз убедиться, что нет приближающегося поезда. 32. В случае аварийного отключения светофора пешеходу, стоящему на середине дороги, следует: а) как можно быстрее закончить переход; б) остановиться на месте и подождать включения светофора; в) показать рукой намерение перейти через дорогу и начать переходить, когда автомобили остановятся. 33. На перекрестке при зеленом сигнале светофора преимущество имеет: а) пешеход, идущий на зеленый свет; б) транспортное средство, поворачивающее направо; в) транспортное средство, поворачивающее налево. 34. Пешеход оказался на середине проезжей части, когда ему включился красный свет, его действия: а) сигнализировать руками водителям ближайших автомобилей и перейти до¬рогу; б) остаться на проезжей части и переждать, пока транспорт проедет; в) вернуться назад. 35. Пешеход при включении красного сигнала светофора оказался на «островке без-опасности» в середине проезжей части, его действия: а) сигнализировать руками водителям ближайших автомобилей и перейти до¬рогу; б) вернуться назад; в) остаться на «островке» и переждать, когда транспорт проедет. 36. На нерегулируемом перекрестке велосипедист: а) имеет право продолжать движение в любом случае; б) имеет право продолжить движение, если это не создает помех или опасности для пешеходов; в) не имеет право продолжать движение, должен обязательно остановиться; г) нет специальных правил. 37. В случае ограниченной видимости на перекрестке пешеход при переходе дол¬жен: а) контролировать возможное появление машины из непросматриваемой зоны; б) побежать, чтобы быстрее завершить переход дороги; в) остановиться посреди дороги и дождаться, пока автобус покинет перекре¬сток. 38. При переходе через перекресток наибольшую опасность представляют авто¬машины: а) двигающиеся прямо слева от пешехода; б) двигающиеся прямо справа от пешехода; в) поворачивающие направо слева от пешехода. 39. Наиболее опасным местом в жилой зоне является: а) середины двора; б) тротуары и дорожки; в) въезды и выезды со двора. 40. В жилой зоне скорость движения транспорта ограничена: а) 5 км/ч; б) 20 км/ч; в) 30 км/ч; г) 15 км/ч. Правила поведения пассажиров на городском общественном транспорте 1. Общественный транспорт необходимо ожидать: а) везде, где он проезжает; б) следует ожидать транспорт на середине улицы; в) следует ожидать транспорт на проезжей части, чтобы не пропустить; г) следует ожидать транспорт на остановках.
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2. Пассажирам в салоне общественного транспорта необходимо придерживаться следующим правил поведения: а) таких правил не существует; б) не следует стоять в проходе у дверей; в) не следует спать и громко разговаривать; г) следует быстро занять места для пассажиров с детьми и инвалидов. 3. Правила безопасного поведения в метро предусматривают: а) бегать по эскалатору; б) ставить вещи на ступеньки; в) стоять по ходу движения спиной; г) не бегать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной. 4. Правила безопасного поведения в метро предусматривают: а) не задерживаться на входе и выходе с эскалатора; б) создавать очередь; в) быстрей бежать по эскалатору. 5. Если какой либо предмет упал на рельсы метро, то правша безопасного поведе¬ния в метро предусматривают: а) сообщить о случившемся дежурному по станции; б) самому (-ой) поднять упавший на рельсы предмет; в) не подходить к краю платформы. 6. Во время движения поезда в метро запахло горелой резиной, вам следует: а) не предпринимать самостоятельных действий; б) быстрее выйти из вагона; в) сообщить машинисту по экстренной связи; г) самостоятельно найти источник запаха. Аварийные ситуации, возникающие в общественном транспорте 1. При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует: а) организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда; б) действовать решительно, без паники; в) звать на помощь прохожих или дежурных. 2. В условиях активизации террористической деятельности при обнаружении бес¬хозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т.д.) следует: а) немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или со-трудникам полиции и действовать в соответствии с их указаниями; б) действовать в соответствии с обстановкой; в) посмотреть, что там находится, и при необходимости сообщить сотрудникам полиции и действовать в соответствии с их указаниями. 3. Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного сред¬ства с другим объектом, то пассажиру следует: а) бежать к выходу; б) упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед; в) кричать и звать на помощь; г) упасть на пол и крепко держатся за ножки кресел. 4. Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, то пассажиру следует: а) бежать к выходу; б) упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед; в) кричать и звать на помощь; г) упасть на пол и крепко держатся за ножки кресел. 5. При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения элек-трическим током следует: а) только при наличии резиновых перчаток; б) только после команды водителя или кондуктора; в) только прыжком; г) только после обесточивания. Опасные ситуации и правила поведения на железнодорожном, водном и воздушном транспорте 1. Наиболее безопасным местом пригородного поезда или метро является: а) любой вагон; б) первый вагон; в) середина состава; г) последний вагон. 2. В поезде не рекомендуется садиться: а) в переполненный вагон; б) в полупустой вагон; в) в пустой вагон; г) в хвостовой вагон. 3. Безопасность полетов зависит: а) от климатических условий; б) от положения небесных светил и звезд; в) от профессионализма экипажа самолета и специалистов, обеспечивающих по¬лет;
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
г) от соблюдения правил пассажирами лайнера. 4. Поднявшийся в салон самолета пассажир должен: а) занять наиболее понравившееся место; б) занять любое свободное место; в) занять место, указанное в авиабилете; г) занять место для себя и своих друзей. 5. В соответствии с правилами безопасности в самолете лучшие места располо¬жены: а) рядом с кабиной экипажа; б) рядом с выходом, ближе к середине или хвосту самолета; в) рядом с кухней; г) рядом с бортпроводниками. 6. При взлете и посадке самолета каждый пассажир должен: а) принять снотворное и уснуть; б) крепко держаться за подлокотники кресла; в) застегнуть ремень безопасности; г) не следует ничего предпринимать. 7. Пассажирам можно расстегивать ремни безопасности: а) в любое время; б) после набора самолетом высоты; в) после полной остановки двигателей самолета при посадке; г) после выхода самолета из зоны облаков. 8. О правилах поведения пассажиров во время полета в самолете пассажиры узна¬ют: а) от других пассажиров; б) из надписей на аварийных выходах, памяток для пассажиров; в) из учебника по основам безопасности жизнедеятельности; г) из инструкций, полученных от бортпроводников. 9. При различных опасных ситуациях пассажирам авиалайнера следует: а) таких ситуаций практически не бывает; б) не следует выходить из самолета; в) сохранять спокойствие и выполнять указания экипажа и бортпроводников; г) кричать и звать на помощь. 10. Опасные для пассажиров аварийные ситуации на судах могут привести: а) к снижению скорости судна; б) к возможным спорам и выяснению отношений между пассажирами; в) к ушибам, травмам и гибели людей; г) к перебоям снабжения горячей и питьевой водой. 11. Для своевременного и организованного проведения работ по спасению пассажи¬ров и самого судна необходимо: а) предпринимать попытки к самоспасению; б) разрабатывать расписания по тревогам; в) разрабатывать маршруты побега с судна; г) разрабатывать схемы спасения пассажиров 1-го класса.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы докладов и рефератов: 1. Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. 2. Значение дорожной разметки в общей системе организации дорожного движения. 3. Отдельные вопросы дорожного движения, требующие согласования с ГИБДД. 4. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. 5. Анализ имеющихся статистических данных по условиям дорожного движения на дорогах РФ и республики Саха в частности. 6. Обучение дошкольников правилам дорожного движения. 7. Формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста 8. Административно-правовое регулирование дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности 9. Этика водителей при ДТП и несчастных случаях на дороге. 10. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. 11. Влияние дорожных условий на безопасность движения. 12. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости. 13. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков на безопасность движения. 14. Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров. 15. Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных. 16. Методика преподавания безопасности дорожного движения
 
5.3. Фонд оценочных средств
Общие критерии оценивания: • Знание и понимание основных моделей картин мира • Понимание научных методов
 
стр. 16
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
• Посещаемость лекций и семинарских занятий • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы Оценка  знаний  по дисциплине «Основы безопасности дорожного движения» на  экзамене  предполагает  дифференцированный  подход  к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей. Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.   «Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком  всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы  убедительно  и доказательно.  Студент  умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ  предмета,  но имеются  значительные  пробелы  в усвоении  материала,  затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. «Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы. 
 
Письменный опрос. Опрос - получение необходимой информации от студентов путем вопросов и ответов. Доклад Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию. Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут, ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей, самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении. Тест Тест – специально организованный набор заданий, позволяющий осуществить все наиболее важные функции процесса обучения: организующую, обучающую, развивающую. Более того, тестовый контроль имеет значительные преимущества перед другими технологиями обучения. Во-первых, он обеспечивает проверку знаний большого количества студентов одновременно, во-вторых, создает равные условия для всех тестируемых, в- третьих,занимает незначительное количество времени преподавателя и студентов и, наконец, обеспечивает возможность контроля как качества усвоения знаний, так и процесса формирования умений и навыков, использования их на практике Эссе Средство, позволяющее развивать умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Реферат Средство, позволяющее проводить самостоятельный поиск материалов по заданной теме, реферировать и анализировать их, правильно оформлять и, при необходимости, защищать свою точку зрения по проблематике реферата Презентация Презентации - это способ подачи информации, в котором присутствуют рисунки, фотографии, анимация и звук. Можно сказать, что это модернизированные слайды, так как принцип показа очень похож. Правильно сделанные презентации имеют чёткую структуру, и стиль для удобного восприятия информации. Опрос — метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные преподавателем в соответствии с целями и задачами данного направления.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Биржаков М.Б., Казаков Н.П.
Безопасность в туризме: учебно-методическое пособие
СПб.: Издательский дом Герда, 2007
 
Л1.2
Иашвили М.В., Петров С.В.
Безопасность на дорогах и в общественном транспорте: учебное пособие
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л1.3
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник
Академия, 2016
 
Л1.4
Бондарева Э. Д., Клековкина М. П.
Изыскания и проектирование автомобильных дорог: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.5
Киселевич И. В., Демидова Т. В., Беляев М. В.
Транспортно-трасологическая экспертиза: Учебное пособие Для вузов
Москва: Юрайт, 2017
 
стр. 17
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Напханенко И. П., Федоров А. В., Донченко Е. Г.
Правовое обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л2.2
Землин А. И., Козлов В. В.
Противодействие терроризму. Организационно-правовое обеспечение на транспорте: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л2.3
Землин А. И., Землина О. М., Козлов В. В., Холиков И. В.
Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Павлова Е. И., Новиков В. К.
Экология транспорта: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС;
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
Э3
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
 
Э4
Международная общественная организация «Наука и техника»
 
Э5
Научная электронная библиотека;
 
Э6
Поиск книг в электронных библиотеках;
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
chrome
6.3.1.4
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др. Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте 
 
стр. 18
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.   Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.