2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Психофизиологическая устойчивость в ЧС
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психофизиологическая устойчивость в ЧС
______________ 2021 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 7
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
12
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
18
18
18
18
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
26,3
26,3
26,3
26,3
Сам. работа
12
12
12
12
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.б.н., Доцент , Бодня Максим Сергеевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Психофизиологическая устойчивость в ЧС
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 31.05.2021 протокол № 2.
 
Протокол от __ __________ 2021 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2026 уч.г.

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2025 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2025-2026 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2025 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2024 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2024 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2023 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2023 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Изучение дисциплины направлено на приобретение студентом знаний, умений и навыков или опыта деятельности, что в целом отражает сформированность определенных компетенций, включающих в себя и знания, и умения, и проявляющиеся в практической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Законодательство в безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Опасные ситуации социального характера и защита от них
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме знает правовые нормы достижения, способы поиска необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 2
В достаточном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
Уровень 3
В полном объеме проводит декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, демонстрирует умение определять имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта поставленной цели в сфере реализации проекта, осуществляет поиск необходимой информации для достижения задач проекта
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления и анализа различных способов решения задач в рамках цели проекта и аргументирует их выбор
 
 
 
ПК-5: Способен к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности  
 
Знать:
 
Уровень 1
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 2
В достаточном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
Уровень 3
В полном объеме знает:

– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;

– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;

– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;

– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности,  сохранения и укрепления здоровья личности;

– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;

– принципы формирования здорового образа жизни;

- о видах социальных, техногенных и природных рисков;

- характер воздействия  вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека;  основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет:

 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
Уровень 3
В полном объеме умеет:

– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;

– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;

– выявлять признаки неотложных состояний;

– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;

– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;

-  рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
Уровень 3
В полном объеме владеет:

– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;

– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.

 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Цель, задачи и структуру службы медицины катастроф;  методы и приемы самопомощи, взаимопомощи и доврачебной помощи в ЧС природного, техногенного, социального и биолого-социального характера;  методы транспортировки поражённых и больных; знать основы ухода за больным. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Использовать все виды аптечек для оказания самопомощи, взаимопомощи и доврачебной помощи;  уметь пользоваться простейшими средствами индивидуальной защиты; пользоваться табельными средствами индивидуальной защиты;  осуществлять различные виды транспортировки поражённых и больных.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Приемами оказания доврачебной помощи при травмах; приемами оказания помощи в очаге бактериологического,  химического или радиационного поражения;  приемами использования простейших и табельных индивидуальных средств защиты.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Психофизиологические основы безопасности

 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.1
Основные процессы и свойства, определяющие деятельность мозга.

Психофизиологические основы адаптации и общий адаптационный синдром.

Ощущения и восприятия как основа адекватной адаптации к окружающему миру.Особенности личности и устойчивость  к воздействию экстремальных факторов.

Психологические состояния и поведение человека в экстремальных условиях.

Посттравматическое стрессовое расстройство.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
1.2
Психофизиологические причины, приводящие к возникновению опасных ситуаций и ошибок. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

5
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
1.3
Психофизиологические причины, приводящие к возникновению опасных ситуаций и ошибок. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

5
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
 
Раздел 2. Психологические проблемы опасных и экстремальных ситуаций

 
2.1
Психофизиологические особенности детей и формирование их безопасного поведения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

3
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
2.2
Психофизиологические особенности детей и формирование их безопасного поведения. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

8
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
 
Раздел 3. Психологические основы управления безопасностью в профессиональной деятельности

 
3.1
Психологические условия повышения безопасности.

Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
3.2
Основы психопоталогии в контексте безопасности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
3.3
Основы психопоталогии в контексте безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

5
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
 
Раздел 4. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4.1
Экстренная психологическая помощь в ЧС.

Психотерапевтические методы помощи людям в экстремальных ситуациях и в процессе реабилитации.Анализ внутренних и внешних факторов, обусловливающих ошибочные действия в опасных профессиях.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
4.2
Психофизиологические основы повышения безопасности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
4.3
/КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э7 Э9 Э10

2,3
УК-1 УК-2 ПК-5
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
• Знание и понимание основных моделей картин мира • Понимание научных методов • Посещаемость лекций и семинарских занятий • Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов • Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы Оценка  знаний  по дисциплине «Психофизиологическая устойчивость в ЧС» на  экзамене  предполагает  дифференцированный  подход  к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей. Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.   «Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком  всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы  убедительно  и доказательно.  Студент  умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности. «Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ  предмета,  но имеются  значительные  пробелы  в усвоении  материала,  затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки. «Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы. Образовательные технологии Традиционные технологии: Лекции и семинарские (практические) занятия. Активные технологии: • Самостоятельная  работа  студентов с учебной литературой, электронными ресурсами. • Устные ответы на семинарских занятиях. Интерактивные технологии: • Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов. • Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.
 
5.2. Темы письменных работ
Экзаменационные вопросы 1. Основные процессы и свойства, определяющие деятельность мозга. 2. Психофизиологические основы адаптации и общий адаптационный синдром. 3. Ощущения и восприятия как основа адекватной адаптации к окружающему миру. 4. Психофизиологические основы памяти и внимания. 5. Роль эмоций в деятельности человека.
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6. Психофизиологические причины, приводящие к возникновению опасных ситуаций и ошибок. 7. Психофизиологические особенности детей и формирование их безопасного поведения. 8. Особенности личности и устойчивость  к воздействию экстремальных факторов. 9. Психологические состояния и поведение человека в экстремальных условиях. 10. Посттравматическое стрессовое расстройство. 11. Психологические проблемы агрессивного поведения. 12. Поведение человека в условиях измененного сознания. 13. Основы психопоталогии в контексте безопасности. 14. Психофизиологические основы повышения безопасности. 15. Психологические условия повышения безопасности. 16. Современные взгляды на психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях. 17. Методологические основы и современные подходы к анализу ошибочных действий. 18. Анализ внутренних и внешних факторов, обусловливающих ошибочные действия в опасных профессиях. 19. Экстренная психологическая помощь в ЧС. 20. Психотерапевтические методы помощи людям в экстремальных ситуациях и в процессе реабилитации. Алгоритмы безопасного поведения. Тестовые задания Вариант 1 1. Катастрофическое природное явление, которое может вызватьмногочисленные человеческие жертвы и значительный материальныйущерб, называется бедствием: 1) стихийным; 2) биологическим; 3) национальным; 4) экологическим. 2. Область научных знаний, охватывающая теорию и практикузащиты человека от опасных и чрезвычайных ситуаций, называется: 1) охраной окружающей среды; 2) безопасностью жизнедеятельности; 3) рискологией; 4) охраной труда. 3. Потенциальной опасностью называется возможностьвоздействия на человека факторов: 1) производственных; 2) неблагоприятных или несовместимых с жизнью; 3) социальных; 4) личностных. 4. Ветер большой разрушительной силы, значительнойпродолжительности и скоростью 32 м/с называется: 1) смерчем; 2) торнадо; 3) вихрем; 4) ураганом. 5. Неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения,сопровождающийся уничтожением материальных ценностейи создающий опасность для жизни людей, называется: 1) вспышкой; 2) пожаром; 3) возгоранием; 4) огнем. 6. Ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон относительнодлительное повышение уровня воды в реках называется: 1) наводнением; 2) цунами; 3) паводком; 4) половодьем. 7. Взрыв плотины с образованием волн, прорываи катастрофического затопления относится к производственно опаснымявлениям с высвобождением энергии: 1) термической; 2) радиационной; 3) химической; 4) механической. 8. Объекты народного хозяйства, использующие в своейдеятельности источники ионизирующего излучения, называются: 1) химически опасными; 2) пожаровзрывоопасными; 3) военными;
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4) радиационно опасными. 9. Комплекс мероприятий по вывозу населения из зон, гдевозникла ЧС, и его временному размещению в безопасных районах,заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения,называется: 1) профилактическим мероприятием; 2) эвакуацией; 3) переселением; 4) эмиграцией. 10. К непрогнозируемым, внезапным относятся ЧС характера: 1) социального, экологического; 2) индивидуального; 3) природного; 4) техногенного. 11. Наука, изучающая землетрясения, называется: 1) геологией; 2) топографией; 3) гидрологией; 4) сейсмологией. 12. Вещества и смеси, поражающие высокой температурой,относятся к оружию: 1) зажигательному; 2) инфразвуковому; 3) биологическому; 4) химическому. 13. Средства индивидуальной зашиты предохраняют человека от: 1) попадания внутрь организма зараженного воздуха; 2) бытовых травм; 3) кровососущих насекомых; 4) радиоактивных отравляющих веществ. Вариант 2 1. Защита культурного наследия, исторических традиций,сохранение культурного достояния народов РФ, формированиегосударственной политики в области духовного и нравственноговоспитания населения определяется как: 1) сохранение политической, экономической независимости; 2) сохранение национальной целостности РФ; 3) повышение уровня политического и экономического руководства всех ветвей федеральной и региональной власти; 4) обеспечение национальной безопасности РФ. 2. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельностиявляется: 1) продолжительность жизни человека; 2) здоровье людей; 3) смертность людей; 4) уровень жизни человека. 3. Факторы, приводящие в определенных условияхк травматическим повреждениям или к внезапным и резкимнарушениям здоровья человека, называются: 1) опасными; 2) интенсивными; 3) вредными; 4) рискованными. 4. Предприятия пищевой промышленности и продовольственнаябаза, имеющая холодильные установки, относятся к объектам: 1) радиационно опасным; 2) пожароопасным; 3) взрывоопасным; 4) химически опасным. 5. Массовое распространение одноименных инфекционныхзаболеваний у животных, связанное с общими источниками инфекции,называется: 1) панфитотией; 2) эпифитотией; 3) эпидемией; 4) эпизоотией.
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6. Президент РФ, правительство РФ, Совет Безопасности РФ,федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительнойвласти субъектов РФ являются: 1) субъектами обеспечения национальной безопасности РФ; 2) объектами обеспечения национальной безопасности РФ; 3) законодательными органами РФ; 4) судебными органами РФ. 7. К социальным опасностям, связанным с физическимвоздействием на человека, относится: 1) заложничество; 2) воровство; 3) суицид; 4) венерические заболевания.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Дисциплина относится к базовой части образовательной программы. В соответствии с примерным учебным планом дисциплина изучается на _4_ курсе по очной форме обучения. Вид промежуточной аттестации: экзамен. 
 
После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену. На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий: 1.  Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать. 2.  Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка. 3.  Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого. 4.  Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества. Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями. Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом. Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из  раздела. Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО третьего поколения по направлению подготовки   – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.   Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины Психофизиологическая устойчивость в ЧС предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Н.И.Айзман, Р.И.Айзман, С.М.Зиньковская
Психологические основы безопасности человека: : учеб. пособие 
Новосибирск: АРТА, 2011
 
Л1.2
Н.Г.Осухова. 
Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 
М.: Издательский центр «Академия», , 2010
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Г.И.Попов
Научно-методическая деятельность в спорте : учебник для студ. учреждений высш. образования
«Академия», , 2015
 
Л2.2
Я.Д.Вишняков, Н.Н. Бурцева, С.П. Киселева и др 
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды : учеб. студ. учреждений высш. образования
«Академия», , 2015
 
Л2.3
Б.С.Мастрюков
. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования /
«Академия», , 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
электронная библиотека ЧГИФКИС
 
Э2
Электронно-библиотечная система
 
Э3
Федеральный портал «Российское образование»
 
Э4
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
 
Э5
Электронная библиотека диссертаций Российская Государственная Библиотека
 
Э6
Международная общественная организация «Наука и техника»
 
Э7
Электронная библиотечная система «Книгафонд»
 
Э8
Электронная библиотека «Научное наследие России»
 
Э9
Электронная гуманитарная библиотека
 
Э10
Академия Google
 
Э11
Мир энциклопедий
 
Э12
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
 
Э13
Энциклопедия культур
 
Э14
Энциклопедии & Словари
 
Э15
Российская национальная библиотека
 
Э16
Глоссарий.Ru
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 10
6.3.1.4
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.5
Adobe Reader
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
6.3.1.8
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.4
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система
6.3.2.6
Мир энциклопедий
6.3.2.7
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
6.3.2.8
Глоссарий.Ru
6.3.2.9
Google Книги
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию  Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор  геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0  1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.

Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,

дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5  3 шт, макет гранаты Ф-1  3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2  10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см  15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №111
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Безопасность жизнедеятельности
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др. Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.   Требования к выполнению доклада. При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме.