44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
/Лек/
1. Выделите из списка 2 ученых, которые принадлежали к первой волне Чикагской школы социологии:
1. М. Вебер
2. Э. Берджесс
3. Э. Мэйо
4. Р. Парк
5. О. Конт
2. Какие структуры были открыты на советских предприятиях в 20х годах XX века по изучению коллектива:
1. социологическая лаборатория
2. отдел кадров
3. орга-станция
4. кабинет психологической разгрузки
3. Каково назначение структурно-логической схемы, представленной в Программе СИ:
1. в графической форме выразить актуальность исследования
2. иллюстративное оформление Программы
3. предварительный анализ объекта
4. помочь выработать цель исследования
4. Назовите виды опросов по характеру исследовательской задачи:
1. Пилотажный
2. Телефонный
3. Общенациональный
4. Описательный
5. Мониторинговый
6. Аналитический
7. Прессовый
5. Выберите правильное суждение: вопрос на доказательство – это…
1. вопрос-фильтр
2. вопрос на деликатную тему
3. содержательный вопрос
4. вопрос с использованием научных фактов
5. контрольный вопрос
6. Выделите из списка те вопросы, которые используются только в интервью и крайне редко – при опросе (2 варианта):
1. открытый вопрос
2. провокационный вопрос
3. вопрос-ловушка
4. наводящий вопрос
5. полузакрытый вопрос
6. вопрос-зарисовка
7. Назовите автора метода этнографического наблюдения:
1. Ф. Знанецкий
2. Б. Малиновский
3. Р. Парк
4. Э. Мэйо
8. Выберите 2 стиля поведения модератора, которые могут быть уместны при проведении фокус-группы на тему наркомании:
1. эксгибиционист
2. комедиант
3. авторитарный тип
4. «наивный»
5. позитивно-ориентированный
6. попустительствующий
9. Напишите формулу коэффициента Яниса:
_______________________________________________
_______________________________________________
11. Уберите лишнее утверждение из списка. «Категория анализа при формализованном анализе документов должна быть…
1. выраженной в емкой словесной формуле
2. уже единицы анализа
3. единой для всего текста»
12. Укажите, как разделяются социальные эксперименты по характеру экспериментальной ситуации (2 выбора):
1. полевые
2. лабораторные
3. мысленные
4. прикладные
5. параллельные
Проверочные тесты №2
1. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется…
a. Опрос
b. Наблюдение
c. Интервью
d. Эксперимент
2. Не относится к количественным социологическим методам …
a. контент-анализ
b. наблюдение
c. стандартизированное интервью
d. опрос
3. Два вида экспертного опроса – это…
a. Метод «Дельфи»
b. Почтовый опрос
c. Метод прогнозных сценариев
d. Телефонный опрос
4. Шкала – это…
a. понятие философии
b. номинальная шкала, применяемая для оценки социологической информации
c. понятие математики
d. измерительный инструмент в социологии для оценки социологической информации
5. К количественным методам исследования относятся два следующих метода…
a. Телефонный опрос
b. Массовый опрос
c. Нарративное интервью
d. Глубинное интервью
6. Эксперимент, в котором нарушаются требования, предъявляемые к научным экспериментам, называется….
a. Квазиэксперимент
b. Мысленный эксперимент
c. Натурный эксперимент
d. Лабораторный эксперимент
7. Тип анкетного вопроса, требующий от респондента только самостоятельного формулирования ответа, называется _____.
a. открытым
b. полуоткрытым
c. закрытым
d. полузакрытым
8. Неразрывная связь исследователя с объектом, которая накладывает отпечаток на его восприятие действительности и интерпретацию сути явлений, характерна для метода..
a. включенного наблюдения
b. документального метода
c. не включенного наблюдения
d. эксперимента
9. Два вида опросов, используемых для оценки популярности политических лидеров, партий, политических движений и т.п….
a. Праймериз
b. Свободное интервью
c. Глубинное интервью
d. Exit-Poll
10. К социологическим методам анализа документов НЕ относится…
a. Ивент-анализ
b. Когнитивное картирование
c. Контент-анализ
d. Кластерный анализ группы
11. Выдвижение гипотез исследования является обязательной процедурой _________ раздела программы исследования.
a. методического
c. методологического
d. финансового
12. К качественным методам исследования относятся два следующих метода…
a. Глубинное интервью
b. Нарративное интервью
c. Массовый опрос
d. Телефонный опрос
13. Контент-анализ – это…
a. вид опроса
b. включенное наблюдение
c. эксперимент
d. анализ письменных источников на основе выделения единиц информации
14. На проверку качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации направлено _______________ исследование.
a. описательное
b. пилотажное
c. монографическое
d. аналитическое
15. Мини-моделью генеральной совокупности, разработанной для проведения исследования по специально отобранным характеристикам, является...
a. рабочий план исследования
b. программа исследования
c. единица анализа
d. выборка
16. Для анализа документов используют метод..
a. PEST-анализ
b. контент-анализ
c. SWOT-анализ
d. риск-анализ
17. Два вида исследования, позволяющих сравнивать элементы поведения или признаки определенного множества случаев, взятых в разные моменты времени - это…
a. Интервальное измерение
b. Панельное обследование
c. Экспертный опрос
d. Лонгитюдный опрос
18. К социологическим методам анализа документов НЕ относится…
a. Ивент-анализ
b. Когнитивное картирование
c. Контент-анализ
d. Кластерный анализ группы
19. К качественным методам социологического опроса относится
a. контент-анализ
b. тестирование
c. анкетирование
d. фокус-группа
20. Закрытыми называются такие вопросы анкеты, которые…
a. Дают возможность респонденту самому сформулировать ответ
b. Предлагают сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа
c. Дают возможность получения дополнительной информации
d. Раскрывающие содержание гипотезы социологическое исследование
21. Документом в социологии является…
a. Кино и фотодокументы
b. Статистические документы
c. Специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации
d. Письменные документы
22. По типам логической связи исследования бывают…
a. Сравнительно-панельные и комплексные
b. Долгосрочные и среднесрочные
c. Фундаментальные и прикладные
d. Поисковые и пилотажные
23. Видами наблюдения как метода социологического исследования являются…
a. Включенное и невключенное
b. Целенаправленное и независимое
c. Открытое и закрытое
d. Прямое и косвенное
24. Вопрос анкеты, не сопровождаемый предлагаемыми альтернативами ответа, на который респондент должен отвечать своими словами:
b. закрытый вопрос;
c. полузакрытый вопрос;
d. альтернативный вопрос.
25. Эмпирическое исследование, в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точках:
a. экспериментальное исследование;
b. пилотажное исследование;
c. точечное исследование;
d. панельное исследование.
26. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:
a. невероятностная выборка;
b. стихийная выборка;
c. квотная выборка;
d. вероятностная выборка.
27. Социальное явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения:
a. экспериментальная модель;
b. переменная;
c. вариация;
d. корреляция.
28. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос отвечать будут только те, для кого он предназначается:
a. вопрос-ловушка;
b. косвенный вопрос;
c. вопрос-фильтр;
d. контактный вопрос.
29. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования:
a. выборка;
b. группировка;
c. классификация;
d. ковариация.
30. Наглядное графическое отображение объяснительной схемы исследователя:
a. гистограмма;
b. пузырьковая диаграмма;
c. стрелочная диаграмма;
d. полигон распределений.
31. Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере:
a. прогноз;
b. гипотеза;
c. диагноз;
d. регрессия.
32. Та часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы:
a. генеральная совокупность;
b. каркас выборки;
c. выборочная совокупность;
d. проблемная группа.
33. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:
a. выборка «снежного кома»;
b. стихийная;
c. систематическая;
d. квотная.
34. Совокупность рабочих документов, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации в соответствии с разработанными в рабочей программе требованиями:
a. анкета;
b. бланк наблюдения;
c. инструментарий;
d. карточка контент-анализа.
35. Ограниченное правилами отбора число единиц наблюдения, отбираемых из генеральной совокупности, призванное в качестве своеобразной микромодели воспроизводить структуру объекта:
a. выборочная совокупность;
b. контрольная группа;
c. экспериментальная группа;
d. единичная группа.
a. объект исследования;
b. фигурант;
c. представитель выборки;
d. единица анализа.
37. Присвоение числовых значений вопросам и значениям переменных (т.е. вопросам анкеты и вариантам ответов на них):
a. шифровка;
b. кодировка;
c. оцифровка;
d. факторизация.
38. Вопрос, который подталкивает респондента к выбору конкретного ответа, вследствие чего информация приобретает предубежденный характер:
a. косвенный;
b. закрытый;
c. наводящий;
d. альтернативный.
39. Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса:
a. респондент;
b. анкетер;
c. информатор;
d. интервьюер.
40. Метод сбора социологической информации, заключающийся в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации, социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся проверке и контролю:
a. наблюдение;
b. анализ документов;
c. анкетирование;
d. интервьюирование
Примерный перечень зачетных вопросов:
1. Чикагские социологи и их роль в науке.
2. Начало развития практической социологии в России.
3. Схема получения нового знания в социологии.
4. Структура Программы КСИ, назначение Программы.
5. Достоинства и недостатки опросного метода.
6. Виды опросов по характеру исследовательской задачи.
7. Виды опросов исходя из техники сбора информации.
8. Типы вопросов в анкете.
9. Требования к составлению анкеты.
10. Виды интервью.
11. Экспертное интервью.
12. Различия между журналистским и социологическим интервью.
13. Гипотезы, их значение в социологическом исследовании.
14. Этнографическое наблюдение.
15. Невключенное наблюдение: примеры использования.
16. Виды анализа документов.
17. Специфика метода контент-анализа.
18. Социальный эксперимент.
19. Примеры использования эксперимента в социологии и других науках.
20. Фокус-группа: определение.
21. В каких областях жизни применяются фокус-группы.
22. Метод социометрии: определение.
23. Монолитный коллектив по социометрии.
24. Типы шкал.
25. Научное назначение аналитического отчета.
26. Практическое назначение научного отчета.
27. Имидж-функция эмпирической социологии.
28. Практически-преобразовательная функция эмпирической социологии.
29. Контрольно-аналитическая функция эмпирической социологии.
1. Влияние телерекламы на формирование образа фирмы в сознании россиян.
2. Информационное воздействие и социальная защищенность молодежи России.
3. Компьютер как ценность в сознании российской молодежи.
4. Образы профессионального и статусного будущего в сознании российской молодежи.
5. Образ органов власти среди россиян и его влияние на стабильность общества.
7. Образ экономических организаций в сознании российской молодежи.
8. Особенности этнического взаимодействия среди населения России.
9. Отношение населения России к богатству и богатым.
10. Отношение российского населения к эмиграции и эмигрантам.
11. Политическая реклама и политическое поведение российского населения.
12. Потребительская реклама и потребительское поведение российского населения.
13. Потребительское поведение и целевые группы потребителей.
14. Социальная эффективность телевизионной рекламы в России.
15. Социальное расслоение и социальная защищенность российского населения.
16. Социальные факторы безработицы населения России.
17. Социальные причины распространения идеи гражданского брака в России.
18. Социальные черты современной молодежной культуры в России.
19. Социальные и социально-психологические характеристики бедности в России.
20. Социальные и социально-психологические факторы репродуктивного поведения российского населения.
21. СМИ как инструмент формирования ценностной структуры российского населения.
22. Структура материальных и духовных ценностей населения России.
23. Труд и семья в сознании населения современной России.
24. Ценностные ориентации российской молодежи и их родителей на армию.
25. Опрос как главный количественный метод: преимущества, недостатки, критика метода
26. Исследования основных проблем якутского социума методом опроса
27. Чувствительность молодежи к изменениям в российском обществе.
28. Исследование молодежной безработицы в РС (Я) методом опроса
29. Студенческая семья и проблемы обучения в вузе (с использованием анкетирования)
30. Я – высокоорганизованный студент (исследование с помощью серии параллельных точечных наблюдений)
31. Досуг студента (анкетирование и наблюдение)
32. Количественная и качественная методологии: линии сравнения и различий
33. Культурный досуг молодежи (исследование методом контент-анализа прессы)
34. Молодежная преступность в РС (Я) (исследование методом контент-анализа прессы)
35. Имидж известного политика в РС (Я) ( контент-аналитическое исследование)
36. Внедрение практико-ориентированного обучения (проект эксперимента)
37. Перевоспитание трудных подростков (проект эксперимента)
38. Совершенствование транспортной схемы столицы РС (Я) (проект эксперимента)
39. Общество и наркотики (исследование методом фокус-групп)
40. Распространение американских ценностей по всему миру: за и против (фокус-групповое интервью)
41. Общественно-политические движения современной якутской молодежи
42. Герой нашего времени: кто он?
43. Формальное и неформальное лидерство в среде молодежи (социометрический замер)
44. Перспективы развития прикладной социологии в ХХ1 веке
45. Организация досуга молодежи столицы республики.
46. Политическая активность студенческой молодежи.
47. Конфликт поколений как социальная проблема в новом российском контексте.
48. Эволюция социальной позиции женщины в современном российском обществе.
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К).
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних заданий с отчетом (защитой), тестирование по материалам дисциплины.
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения в форме зачета (экзамена).
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:
- Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;
- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
- Устный опрос
- Реферат
- Тестирование
- Работа с учебной литературой
- Подготовка к экзамену
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Основные цели проведения семинарских занятий можно сформулировать следующим образом:
- закрепление знаний, полученных во время лекций;
- самостоятельная работа с учебной и периодической литературой;
- на основе полученных знаний расширение и углубление знаний у студентов;
- сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессии;
- осуществление контроля за качеством усвоения студентами учебной дисциплины.
Подготовку к семинару следует начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя.
По определённому кругу проблем следует подобрать дополнительную литературу.
Её поиск осуществляется в соответствующих библиографических справочниках, систематическом каталоге, периодической печати и Интернет ресурсах. В тетрадь необходимо выписать план семинара и по каждому вопросу составить библиографию, которая в дальнейшем будет использована для решения коммерческих задач в профессиональной деятельности.
Возникающие на каждом этапе работы мысли следует записывать. Анализ документа следует сделать составной частью проработки вопросов семинара и выступления студента на занятии. Общее знание проблемы, обсуждаемой на семинарском занятии, должно сочетаться с глубоким знанием источников.
Некоторые вопросы раскрываются через заслушивание на семинарах докладов и сообщений, подготовленных студентами (не менее двух на один вопрос). Это могут быть теоретические, историографические и недостаточно обеспеченные опубликованными источниками вопросы. В этом случае следует подготовить письменный текст доклада, который может быть зачитан перед группой. В остальных случаях следует составить сложный план, схему ответа на каждый вопрос плана семинарского занятия.
Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др.
Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы.
Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля.