2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_методика проведения социологических исследований
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Педагогики и психологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
методика проведения социологических исследований
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 3
Виды контроля  в семестрах:
часов на контроль
33,7
самостоятельная работа
80
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
2,3
2,3
2,3
2,3
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
30,3
30,3
30,3
30,3
Сам. работа
80
80
80
80
Часы на контроль
33,7
33,7
33,7
33,7
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
_________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
методика проведения социологических исследований
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична

Педагогики и психологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Данилова Анна Ильинична

Педагогики и психологии
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
дисциплины "Методика проведения социологических исследований" являются формирование у студентов теоретико-методологических оснований разработки Программы социологического исследования.Курс имеет теоретико-прикладную направленность. Занятия направлены как на изучение методологических основ эмпирической социологии, как самостоятельной отрасли знаний, так и на приобретение навыков практической работы. 
1.2
ЦЕЛИ КУРСА 
1.3
Предметные:
1.4
1. Студент должен иметь представление об истории эмпирической социологии, ее роли в управлении социальными процессами и ее взаимосвязи с другими отраслями научного знания. 
1.5
2. Студент должен уметь разрабатывать Программу СИ как теоретико-методологический и стратегический документ, уметь составлять вопросы анкеты в соответствии с поставленными задачами и предложенными гипотезами. 
1.6
3. Студент должен знать основные способы составления выборочных совокупностей и уметь применять их на практике. 
1.7
4. Студент должен знать специфику методов качественной социологии, и аргументировано доказывать обоснованность применения каждого из них. 
1.8
5. Студент должен знать шкалирование как метод измерения социальных характеристик и способы статистической проверки гипотез. 
1.9
6. Студент должен овладеть начальными приемами обработки социологической информации на компьютере. 
1.10
Интеллектуальные: 
1.11
7. Надо уметь видеть проблемы общества, грамотно описать первопричины их возникновения. 
1.12
8. Уметь находить примеры из окружающей жизни общества.
1.13
9. Уметь делать аргументированные выводы по результатам исследований, отстаивать собственное суждение, видеть перспективы совершенствования социума.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История науки
2.1.2
логика
2.1.3
Основы математической обработки информации
2.1.4
Социология
2.1.5
Информационные технологии
2.1.6
Учебная (ознакомительная) практика
2.1.7
История
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Научно-методическая деятельность в образовании
2.2.2
Технологии внеклассных мероприятий
2.2.3
Учебная (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) практика
2.2.4
Опасные ситуации социального характера и защита от них
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 2
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
Уровень 3
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 2
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения 
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
Уровень 3
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения

 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
Знать:
 
Уровень 1
Частично обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
 
Уровень 2
В достаточном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
 
Уровень 3
В полном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Частично умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
Уровень 2
В достаточном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
Уровень 3
В полном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Частично владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
Уровень 2
В достаточном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
Уровень 3
В полном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области,  анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению;
3.1.2
- методы поиска информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
3.2.2
- Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- Владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.3.2
- Навыками определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Введение в изучаемую науку

 
1.1
Предмет, содержание и задачи курса.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

1
3
0
 
1.2
Прикладная социология как самостоятельная отрасль социологического знания. Структура прикладной социологии как общественной дисциплины. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

1
3
0
 
1.3
Факторы, определяющие актуальность и значимость прикладных социологических исследований в XXI в. Чикагская школа социологии. Метод восхождения от абстрактному к конкретному как основа социологического знания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

12
3
0
 
1.4
Направления развития эмпирических исследований в России и в РС(Я) на современном этапе.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

10
3
0
 
1.5
Место и значение прикладных исследований в жизни общества  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
 
Раздел 2. Опросные методы прикладной социологиидействительности.

 
2.1
Программа социологического исследования  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.2
Области применения различных типов опросов. Примеры из региональной социологии. действительности. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

12
3
0
 
2.3
Метод социологического опроса.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.4
Правила составления опросника и типы вопросов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.5
Метод интервью /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.6
Этика интервьюера.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.7
Разновидности метода анкетирования и особенности метода. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.8
Выбор формата для ответа, макет и дизайн анкеты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.9
Фокус-группа /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.10
Организация работы фокус-групп: составление программы, селекция участников, обработка методики фокус- группы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
2.11
Ошибки в формулировке вопросов (разбор анкет студентов предыдущих курсов)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

12
3
0
 
2.12
Контрольная работа, консультация /КрАт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2,3
3
0
 
 
Раздел 3. Неопросные методы прикладной социологии

 
3.1
Метод наблюдения  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

1
3
0
 
3.2
Монографический метод «анализа случая» (case-study).   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

12
3
0
 
3.3
Обработка данных наблюдения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
3.4
Анализ документов  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

1
3
0
 
3.5
Классификация документов: по форме фиксации информации, по степени персонализации, по степени фальсифицируемости.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

12
3
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.6
Этапы контент-анализа. Определение категории анализа, единицы анализа и единицы счета.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

2
3
0
 
3.7
Биографический метод  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1

10
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Тест для самопроверки знаний

1. Выделите из списка 2 ученых, которые принадлежали к первой волне Чикагской школы социологии:

1. М. Вебер

2. Э. Берджесс

3. Э. Мэйо

4. Р. Парк

5. О. Конт

2. Какие структуры были открыты на советских предприятиях в 20х годах XX века по изучению коллектива:

1. социологическая лаборатория

2. отдел кадров

3. орга-станция

4. кабинет психологической разгрузки

3. Каково назначение структурно-логической схемы, представленной в Программе СИ:

1. в графической форме выразить актуальность исследования

2. иллюстративное оформление Программы

3. предварительный анализ объекта

4. помочь выработать цель исследования

4. Назовите виды опросов по характеру исследовательской задачи:

1. Пилотажный

2. Телефонный

3. Общенациональный

4. Описательный

5. Мониторинговый

6. Аналитический

7. Прессовый

5. Выберите правильное суждение: вопрос на доказательство – это…

1. вопрос-фильтр

2. вопрос на деликатную тему

3. содержательный вопрос

4. вопрос с использованием научных фактов

5. контрольный вопрос

6. Выделите из списка те вопросы, которые используются только в интервью и крайне редко – при опросе (2 варианта):

1. открытый вопрос

2. провокационный вопрос

3. вопрос-ловушка

4. наводящий вопрос

5. полузакрытый вопрос

6. вопрос-зарисовка

7. Назовите автора метода этнографического наблюдения:

1. Ф. Знанецкий

2. Б. Малиновский

3. Р. Парк

4. Э. Мэйо

8. Выберите 2 стиля поведения модератора, которые могут быть уместны при проведении фокус-группы на тему наркомании:

1. эксгибиционист

2. комедиант

3. авторитарный тип

4. «наивный»

5. позитивно-ориентированный

6. попустительствующий

9. Напишите формулу коэффициента Яниса:

_______________________________________________

 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
10. Напишите формулу, по которой высчитывается позитивный социометрический статус

_______________________________________________

11. Уберите лишнее утверждение из списка. «Категория анализа при формализованном анализе документов должна быть…

1. выраженной в емкой словесной формуле

2. уже единицы анализа

3. единой для всего текста»

12. Укажите, как разделяются социальные эксперименты по характеру экспериментальной ситуации (2 выбора):

1. полевые

2. лабораторные

3. мысленные

4. прикладные

5. параллельные

Проверочные тесты №2

1. Метод сбора первичной социологической информации, путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, называется…

a. Опрос

b. Наблюдение

c. Интервью

d. Эксперимент

2. Не относится к количественным социологическим методам …

a. контент-анализ

b. наблюдение

c. стандартизированное интервью

d. опрос

3. Два вида экспертного опроса – это…

a. Метод «Дельфи»

b. Почтовый опрос

c. Метод прогнозных сценариев

d. Телефонный опрос

4. Шкала – это…

a. понятие философии

b. номинальная шкала, применяемая для оценки социологической информации

c. понятие математики

d. измерительный инструмент в социологии для оценки социологической информации

5. К количественным методам исследования относятся два следующих метода…

a. Телефонный опрос

b. Массовый опрос

c. Нарративное интервью

d. Глубинное интервью

6. Эксперимент, в котором нарушаются требования, предъявляемые к научным экспериментам, называется….

a. Квазиэксперимент

b. Мысленный эксперимент

c. Натурный эксперимент

d. Лабораторный эксперимент

7. Тип анкетного вопроса, требующий от респондента только самостоятельного формулирования ответа, называется _____.

a. открытым

b. полуоткрытым

c. закрытым

d. полузакрытым

8. Неразрывная связь исследователя с объектом, которая накладывает отпечаток на его восприятие действительности и интерпретацию сути явлений, характерна для метода..

a. включенного наблюдения

b. документального метода

c. не включенного наблюдения

d. эксперимента

9. Два вида опросов, используемых для оценки популярности политических лидеров, партий, политических движений и т.п….

a. Праймериз

b. Свободное интервью

c. Глубинное интервью

d. Exit-Poll

10. К социологическим методам анализа документов НЕ относится…

a. Ивент-анализ

b. Когнитивное картирование

c. Контент-анализ

d. Кластерный анализ группы

11. Выдвижение гипотез исследования является обязательной процедурой _________ раздела программы исследования.

a. методического

 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
b. организационного

c. методологического

d. финансового

12. К качественным методам исследования относятся два следующих метода…

a. Глубинное интервью

b. Нарративное интервью

c. Массовый опрос

d. Телефонный опрос

13. Контент-анализ – это…

a. вид опроса

b. включенное наблюдение

c. эксперимент

d. анализ письменных источников на основе выделения единиц информации

14. На проверку качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации направлено _______________ исследование.

a. описательное

b. пилотажное

c. монографическое

d. аналитическое

15. Мини-моделью генеральной совокупности, разработанной для проведения исследования  по специально отобранным характеристикам, является...

a. рабочий план исследования

b. программа исследования

c. единица анализа

d. выборка

16. Для анализа документов используют метод..

a. PEST-анализ

b. контент-анализ

c. SWOT-анализ

d. риск-анализ

17. Два вида исследования, позволяющих сравнивать элементы поведения или признаки определенного множества случаев, взятых в разные моменты времени - это…

a. Интервальное измерение

b. Панельное обследование

c. Экспертный опрос

d. Лонгитюдный опрос

18. К социологическим методам анализа документов НЕ относится…

a. Ивент-анализ

b. Когнитивное картирование

c. Контент-анализ

d. Кластерный анализ группы

19. К качественным методам социологического опроса относится

a. контент-анализ

b. тестирование

c. анкетирование

d. фокус-группа

20. Закрытыми называются такие вопросы анкеты, которые…

a. Дают возможность респонденту самому сформулировать ответ

b. Предлагают сделать выбор из нескольких готовых вариантов ответа

c. Дают возможность получения дополнительной информации

d. Раскрывающие содержание гипотезы социологическое исследование

21. Документом в социологии является…

a. Кино и фотодокументы

b. Статистические документы

c. Специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации

d. Письменные документы

22. По типам логической связи исследования бывают…

a. Сравнительно-панельные и комплексные

b. Долгосрочные и среднесрочные

c. Фундаментальные и прикладные

d. Поисковые и пилотажные

23. Видами наблюдения как метода социологического исследования являются…

a. Включенное и невключенное

b. Целенаправленное и независимое

c. Открытое и закрытое

d. Прямое и косвенное

24. Вопрос анкеты, не сопровождаемый предлагаемыми альтернативами ответа, на который респондент должен отвечать своими словами:

 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
a. открытый вопрос;

b. закрытый вопрос;

c. полузакрытый вопрос;

d. альтернативный вопрос.

25. Эмпирическое исследование, в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точках:

a. экспериментальное исследование;

b. пилотажное исследование;

c. точечное исследование;

d. панельное исследование.

26. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:

a. невероятностная выборка;

b. стихийная выборка;

c. квотная выборка;

d. вероятностная выборка.

27. Социальное явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения:

a. экспериментальная модель;

b. переменная;

c. вариация;

d. корреляция.

28. Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос отвечать будут только те, для кого он предназначается:

a. вопрос-ловушка;

b. косвенный вопрос;

c. вопрос-фильтр;

d. контактный вопрос.

29. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования:

a. выборка;

b. группировка;

c. классификация;

d. ковариация.

30. Наглядное графическое отображение объяснительной схемы исследователя:

a. гистограмма;

b. пузырьковая диаграмма;

c. стрелочная диаграмма;

d. полигон распределений.

31. Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере:

a. прогноз;

b. гипотеза;

c. диагноз;

d. регрессия.

32. Та часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы:

a. генеральная совокупность;

b. каркас выборки;

c. выборочная совокупность;

d. проблемная группа.

33. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:

a. выборка «снежного кома»;

b. стихийная;

c. систематическая;

d. квотная.

34. Совокупность рабочих документов, с помощью которых  осуществляется сбор первичной информации в соответствии с разработанными в рабочей программе требованиями:

a. анкета;

b. бланк наблюдения;

c. инструментарий;

d. карточка контент-анализа.

35. Ограниченное правилами отбора число единиц наблюдения, отбираемых из генеральной совокупности, призванное в качестве своеобразной микромодели воспроизводить структуру объекта:

a. выборочная совокупность;

b. контрольная группа;

c. экспериментальная группа;

d. единичная группа.

 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
36. Тип действующего лица (индивида, группы, института, страны), конкретизируемый в исследовательской гипотезе:

a. объект исследования;

b. фигурант;

c. представитель выборки;

d. единица анализа.

37. Присвоение числовых значений вопросам и значениям переменных (т.е. вопросам анкеты и вариантам ответов на них):

a. шифровка;

b. кодировка;

c. оцифровка;

d. факторизация.

38. Вопрос, который подталкивает респондента к выбору конкретного ответа, вследствие чего информация приобретает предубежденный характер:

a. косвенный;

b. закрытый;

c. наводящий;

d. альтернативный.

39. Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса:

a. респондент;

b. анкетер;

c. информатор;

d. интервьюер.

40. Метод сбора социологической информации, заключающийся в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации, социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся проверке и контролю:

a. наблюдение;

b. анализ документов;

c. анкетирование;

d. интервьюирование

Примерный перечень зачетных вопросов:

1. Чикагские социологи и их роль в науке.

2. Начало развития практической социологии в России.

3. Схема получения нового знания в социологии.

4. Структура Программы КСИ, назначение Программы.

5. Достоинства и недостатки опросного метода.

6. Виды опросов по характеру исследовательской задачи.

7. Виды опросов исходя из техники сбора информации.

8. Типы вопросов в анкете.

9. Требования к составлению анкеты.

10. Виды интервью.

11. Экспертное интервью.

12. Различия между журналистским и социологическим интервью.

13. Гипотезы, их значение в социологическом исследовании.

14. Этнографическое наблюдение.

15. Невключенное наблюдение: примеры использования.

16. Виды анализа документов.

17. Специфика метода контент-анализа.

18. Социальный эксперимент.

19. Примеры использования эксперимента в социологии и других науках.

20. Фокус-группа: определение.

21. В каких областях жизни применяются фокус-группы.

22. Метод социометрии: определение.

23. Монолитный коллектив по социометрии.

24. Типы шкал.

25. Научное назначение аналитического отчета.

26. Практическое назначение научного отчета.

27. Имидж-функция эмпирической социологии.

28. Практически-преобразовательная функция эмпирической социологии.

29. Контрольно-аналитическая функция эмпирической социологии.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы докладов

1. Влияние телерекламы на формирование образа фирмы в сознании россиян.

2. Информационное воздействие и социальная защищенность молодежи России.

3. Компьютер как ценность в сознании российской молодежи.

4. Образы профессионального и статусного будущего в сознании российской молодежи.

5. Образ органов власти среди россиян и его влияние на стабильность общества.

 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6. Образ будущей власти и будущей России среди российского населения.

7. Образ экономических организаций в сознании российской молодежи.

8. Особенности этнического взаимодействия среди населения России.

9. Отношение населения России к богатству и богатым.

10. Отношение российского населения к эмиграции и эмигрантам.

11. Политическая реклама и политическое поведение российского населения.

12. Потребительская реклама и потребительское поведение российского населения.

13. Потребительское поведение и целевые группы потребителей.

14. Социальная эффективность телевизионной рекламы в России.

15. Социальное расслоение и социальная защищенность российского населения.

16. Социальные факторы безработицы населения России.

17. Социальные причины распространения идеи гражданского брака в России.

18. Социальные черты современной молодежной культуры в России.

19. Социальные и социально-психологические характеристики бедности в России.

20. Социальные и социально-психологические факторы репродуктивного поведения российского населения.

21. СМИ как инструмент формирования ценностной структуры российского населения.

22. Структура материальных и духовных ценностей населения России.

23. Труд и семья в сознании населения современной России.

24. Ценностные ориентации российской молодежи и их родителей на армию.

25. Опрос как главный количественный метод: преимущества, недостатки, критика метода

26. Исследования основных проблем якутского социума методом опроса

27. Чувствительность молодежи к изменениям в российском обществе.

28. Исследование молодежной безработицы в РС (Я) методом опроса

29. Студенческая семья и проблемы обучения в вузе (с использованием анкетирования)

30. Я – высокоорганизованный студент (исследование с помощью серии параллельных точечных наблюдений)

31. Досуг студента (анкетирование и наблюдение)

32. Количественная и качественная методологии: линии сравнения и различий

33. Культурный досуг молодежи (исследование методом контент-анализа прессы)

34. Молодежная преступность в РС (Я) (исследование методом контент-анализа прессы)

35. Имидж известного политика в РС (Я) ( контент-аналитическое исследование)

36. Внедрение практико-ориентированного обучения (проект эксперимента)

37. Перевоспитание трудных подростков (проект эксперимента)

38. Совершенствование транспортной схемы столицы РС (Я) (проект эксперимента)

39. Общество и наркотики (исследование методом фокус-групп)

40. Распространение американских ценностей по всему миру: за и против (фокус-групповое интервью)

41. Общественно-политические движения современной якутской молодежи

42. Герой нашего времени: кто он?

43. Формальное и неформальное лидерство в среде молодежи (социометрический замер)

44. Перспективы развития прикладной социологии в ХХ1 веке

45. Организация досуга молодежи столицы республики.

46. Политическая активность студенческой молодежи.

47. Конфликт поколений как социальная проблема в новом российском контексте.

48. Эволюция социальной позиции женщины в современном российском обществе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Система  контроля  за  ходом  и  качеством  усвоения  студентами  содержания  данной дисциплины включает следующие виды:

Текущий  контроль – проводится  систематически  с  целью   установления  уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам  текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К).

Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты  являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.

Промежуточный  контроль – оценка    уровня    освоения    материала    по  самостоятельным  разделам  дисциплины. Проводится  в  заранее  определенные сроки.  Проводится  два   промежуточных  контроля  в  семестр.  В  качестве  форм контроля     применяют      коллоквиумы,       контрольные       работы,    самостоятельное выполнение  студентами домашних заданий    с  отчетом  (защитой),  тестирование  по материалам дисциплины.

Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена).

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:

- Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;

- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.

 
- Подготовка к практическим работам

- Устный опрос

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
- Конспект

- Реферат

- Тестирование

- Работа с учебной литературой

- Подготовка к экзамену

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Зерчанинова Т. Е.
Социология: методы прикладных исследований: Учебное пособие Для вузов
Москва: Юрайт, 2018
 
Л1.2
Зерчанинова Т. Е.
Социология: методы прикладных исследований: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сирота Н. М.
Общая социология. Специальные социологические теории: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л2.2
Осипов Г. В., Шереги Ф. Э.
Социология науки и образования. Интеграция университетской науки и производства: Учебное пособие Для вузов
Москва: Юрайт, 2019
 
Л2.3
Рыбцова Л. Л., Меренков А. В., Гречухина Т. И., Усачева А. В., Вороткова И. Ю.
Социология воспитания: Учебное пособие Для бакалавриата и магистратуры
Москва: Юрайт, 2019
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.4
Зарубин В. Г., Семенов В. А., Агапова Е. Н., Артюшин С. М., Белоусов К. Ю., Бондарев С. И., Борисов С. В., Винокурова Е. П., Винокурова У. А., Волковицкая Г. А., Вторушин С. И., Гусев Е. В., Джабборова Л. В., Добряк И. В., Жилкин В. В., Жилкина Н. В., Жуков А. В., Казаку О. В., Комарова А. В., Лаврикова В. Н., Лебедева Л. Г., Лига М. Б., Маврина И. А., Макаридина В. А., Мартьянов Д. С., Мартьянова Н. А., Местникова А. Е., Микляева Е. В., Павенков О. В., Павлова Н. С., Петрова О. С., Печерская Э. П., Полевая Р. П., Репин Д. А., Рубцова М. В., Русанова А. А., Рыжов Р. О., Савин И. В., Смирнов В. А., Тумалев В. В., Тюрина И. А., Тюрина Ю. А., Ургалкин Ю. А., Филипова А. Г., Цикалюк Е. В., Чеджемов Г. А., Щеткина И. А.
Отраслевая социология: Учебное пособие для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л2.5
Зарубин В.Г.
Социология: концепции, отраслевые теории и методика прикладного исследования.: учебно-методическое пособие
Ростов н/Д: Легион; СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Долгоруков А. М., Лапин Н. И.
Общая социология. Практикум: Учебное пособие Для бакалавриата и специалитета
Москва: Юрайт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
комплексный анализ политической, экономической, социальной обстановки в России.Центр стратегических разработок
 
Э2
Информационно-аналитический журнал "Форсайт"
 
Э3
Российские социологические журналы 
 
Э4
Журнал «Социологические исследования» 
 
Э5
Экономика, Социология, Менеджмент
 
Э6
-Социологический форум
 
Э7
Журнал «Социология: методология, методы, математические модели» 
 
Э8
Журнал "Экономическая социология
 
Э9
Обзорно-аналитический журнал по социальным наукам «Социологическое обозрение»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
 
стр. 16
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Project Expert
6.3.1.4
Windows 10
6.3.1.5
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.6
Adobe Reader
6.3.1.7
chrome
6.3.1.8
yandex
6.3.1.9
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поисковая система "Яндекс"
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
6.3.2.4
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.5
справочник химика – доступ свободный
6.3.2.6
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
6.3.2.7
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.8
Электронно-библиотечная система
6.3.2.9
Мир энциклопедий
6.3.2.10
Глоссарий.Ru
6.3.2.11
Google Книги
6.3.2.12
Все для студента
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.

Оборудование:  проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №2
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория на 100 мест
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
Библиотека
Аудитория
Оснащенность
Назначение
читальный зал 
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная подготовка студентов предусматривает более детальную проработку вопросов курса при подготовке к семинарским занятиям, деловым играм и для изучения тех вопросов, которые не выносятся согласно учебному плану на лекционные и практические занятия.

Основные цели проведения семинарских занятий можно сформулировать следующим образом:

- закрепление знаний, полученных во время лекций;

- самостоятельная работа с учебной и периодической литературой;

- на основе полученных знаний расширение и углубление знаний у студентов;

- сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессии;

- осуществление контроля за качеством усвоения студентами учебной дисциплины.

Подготовку к семинару следует начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. 

 
стр. 17
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Изначально необходимо изучить план семинара, содержание основных вопросов, список рекомендованной литературы и дополнительные  задания. Затем следует спланировать самостоятельную работу по проходимой теме семинарского занятия, то есть проблематику данного семинара, источники информационной базы, список вопросов, по которым следует подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Следующий этап – это подготовка в библиотеке по рекомендованной литературе и ознакомление с ними по проблематике семинарского занятия, при этом тщательно проработать те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются более подробно и на полях плана семинара сделать пометку: номер литературного источника и номер страницы в нём.

По определённому кругу проблем следует подобрать дополнительную литературу.

Её поиск осуществляется в соответствующих библиографических справочниках,  систематическом каталоге, периодической печати и Интернет ресурсах. В тетрадь необходимо выписать план семинара и по каждому вопросу составить библиографию, которая в дальнейшем будет использована для решения коммерческих задач в профессиональной деятельности.

Возникающие на каждом этапе работы мысли следует записывать. Анализ документа следует сделать составной частью проработки вопросов семинара и выступления студента на занятии. Общее знание проблемы, обсуждаемой на семинарском занятии, должно сочетаться с глубоким знанием источников.

Некоторые вопросы раскрываются через заслушивание на семинарах докладов и сообщений, подготовленных студентами (не менее двух на один вопрос). Это могут быть теоретические, историографические и недостаточно обеспеченные опубликованными источниками вопросы. В этом случае следует подготовить письменный текст доклада, который может быть зачитан перед группой. В остальных случаях следует составить сложный план, схему ответа на каждый вопрос плана семинарского занятия.

Формы самостоятельной работы разнообразны: работа с учебниками, первоисточниками, внимательное изучение текста лекций, подготовка докладов, контрольных работ по конкретным темам, подбор литературы, составление аннотаций к ним, составление развернутых планов выступлений, конспектирование дополнительной литературы по конкретной теме, составление схем, графиков по раскрытию содержания узловых понятий, философских категорий, ответы на вопросы для проверки усвоенного раздела (темы), которые часто приводятся в конце главы, выполнение тестовых заданий и др.

Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы.

Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов).    Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля.