44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2020-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим занятиям студенты допускаются к сдаче экзамену.
На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий:
1. Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать.
2. Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка.
3. Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого.
Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.
Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом.
Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из раздела.
Вопросы к экзамену
1. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ.
2. Методы и средства обеспечения безопасности спасателей
3. Нормативно-правовая база охраны труда спасателей
4. Порядок обучения охране труда спасателей
5. Организация работ повышенной опасности по наряду-допуску
6. Порядок расследования, оформления и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
7. Основные задачи аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова¬ний
8. Спасатели и их статус. Права и обязанности
9. Требования безопасности перед началом поисково-спасательных работ.
10. Меры и техника безопасности при разведке пожара
11. Меры и техника безопасности при спасании людей во время пожара.
12. Меры и техника безопасности при боевом развертывании во время пожара
13. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях лесных пожаров.
14. Меры и техника безопасности при тушении пожара.
15. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и катастрофах на транспорте.
16. Основные требование безопасности при работе на высоте.
17. Особенности аварий и катастроф на объектах машиностроения.
18. Назначение, состав, возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (кусачки).
19. Основные требование безопасности при работе с электроперфоратором.
20. Работа с инструментом. Меры безопасности при работе с электроинструментом
21. Возможные неисправности подъемно-транспортных приспособлений, способы их устранения.
22. Основные правила техники безопасности при работе на разрушенных зданиях и сооружениях.
23. Меры безопасности при работах на сетях электроснабжения, водоснабжения, канализа¬ции, газоснабжения и теплоснабжения.
24. Потенциальные опасности природного характера и способы защиты от них. Техника безопасности при разборке зданий и сооружений при ликвидации последствий землетрясений.
25. Способы усиления разрушенных конструкций зданий и сооружений.
26. Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений
27. Техника безопасности при спасении тонущего человека зимой
28. Техника безопасности при спасении пострадавших с применением технических спасательных средств
1. История становления поисково-спасательной службы России
2. Чрезвычайные ситуации: мифы и легенды
3. Организация и проведение поиска пострадавших
4. Основы выживания и жизнедеятельности спасателей
5. Поисково-спасательные работы в условиях эпидемий
6. Поисково-спасательные работы в горах
7. Поисково-спасательные работы на воде
8. Поисково-спасательные работы в условиях радиоактивного загрязнения
9. Поисково-спасательные работы с использованием вертолета
10. Организация, технология, приемы и способы ведения спасательных работ при пожарах
11. Спасательные работы по ликвидации химического заражения
12. Поисково-спасательные работы с применением специально обученных собак, их подготовка и содержание
13. Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений
14. Спасательные работы при ликвидации последствий затоплений
15. Высотные аварийно-спасательные работы на гражданских и промышленных объектах
Вопросы к зачету (экзамену)
1. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии при проведении аварийно-спасательных работ.
2. Методы и средства обеспечения безопасности спасателей
4. Порядок обучения охране труда спасателей
5. Организация работ повышенной опасности по наряду-допуску
6. Порядок расследования, оформления и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
7. Основные задачи аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирова¬ний
8. Спасатели и их статус. Права и обязанности
9. Требования безопасности перед началом поисково-спасательных работ.
10. Меры и техника безопасности при разведке пожара
11. Меры и техника безопасности при спасании людей во время пожара.
12. Меры и техника безопасности при боевом развертывании во время пожара
13. Безопасность действий спасателя при проведении работ в условиях лесных пожаров.
14. Меры и техника безопасности при тушении пожара.
15. Безопасные приемы и методы проведения аварийно-спасательных работ при авариях и катастрофах на транспорте.
16. Основные требование безопасности при работе на высоте.
17. Особенности аварий и катастроф на объектах машиностроения.
18. Назначение, состав, возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (кусачки).
19. Основные требование безопасности при работе с электроперфоратором.
20. Работа с инструментом. Меры безопасности при работе с электроинструментом
21. Возможные неисправности подъемно-транспортных приспособлений, способы их устранения.
22. Основные правила техники безопасности при работе на разрушенных зданиях и сооружениях.
23. Меры безопасности при работах на сетях электроснабжения, водоснабжения, канализа¬ции, газоснабжения и теплоснабжения.
24. Потенциальные опасности природного характера и способы защиты от них. Техника безопасности при разборке зданий и сооружений при ликвидации последствий землетрясений.
25. Способы усиления разрушенных конструкций зданий и сооружений.
26. Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений
27. Техника безопасности при спасении тонущего человека зимой
28. Техника безопасности при спасении пострадавших с применением технических спасательных средств
На последнем практическом занятии студентам предлагается выполнить итоговое тестовое задание, включающее все разделы дисциплины. Тест может состоять из разных форм заданий:
1. Закрытая форма нескольких видов. Студент должен выбрать из предложенного списка ответов – правильные. Количество правильных ответов может варьировать.
2. Открытая форма. Студент должен вписать ответ на месте прочерка.
3. Задание на соответствие. Студент должен установить соответствие элементов одного множества с элементами другого.
4. Задание на установление правильной последовательности. Студент должен установить последовательность элементов множества.
Тестовый контроль знаний и умений может проводиться с помощью персонального компьютера или бланков с заданиями.
Критерии оценки тестовых заданий. В основу критериев оценки знаний положена балльная система. За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов. Перевод результата осуществляется по следующей схеме: «удовлетворительно» - 60% правильных ответов, «хорошо» - 80% правильных ответов, «отлично» - не менее 90% правильных ответов. Необходимо учитывать, что каждое задание рассматривается как единое целое. Если допущена хотя бы одна ошибка (указаны не все правильные ответы, не все соответствия и последовательности установлены верно), студент получает 0 баллов как не знающий материал в целом.
Успешное выполнение итогового тестирования означает готовность студента к экзамену, который проводится в форме устного ответа на три теоретических вопроса, по одному из раздела.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Автоматизированное рабочее место психолога (ноутбук с установленным экземпляром программного обеспечения по психологическому диагностированию Effecton Studio) 1 шт, цифровая лаборатория «Наураша» полный комплект со стойкой научные развлечения 1 шт, комбинированные наглядные пособия: Интерактивный учебно-развивающий комплект "Социализация" в транспортировочном кейсе 1 шт, цифровые лаборатории для ДОУ: Releon Point для дошкольников, комплект исследовательский 1 шт, метеостанция для детского сада: Метеоплощадка «Стандарт» 1 шт, игровой набор Фребеля "Мозаика со шнуровкой" (серия "Эксперимент") 1 шт, настольные игры: игровой набор Фребеля "Цвет и форма" (серия "Эксперимент") 1 шт, игровой набор «Дары Фребеля» (14коробок) с комплектом методических пособий (6 штук) 2 шт, игровой набор «Дары Фребеля» « Мозаика игровая логопедическая» (с технологическими картами) 1 шт, образовательный конструктор по робототехнике MRT2 senior 1шт, мозаика «Геометрические фигуры» набор для класса 1 шт, конструктор геометрический 3D 1 шт, конструктор «Простые механизмы» 1шт, набор базовый «LEGO» WeDo 2.0 1шт, аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам дорожного движения "Осторожный пешеход" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, аппаратно- программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный" (для детей с ограниченными возможностями) 1 шт, интерактивный электрифицированный модуль "Правила безопасного поведения" 1 шт, интерактивный электрифицированный стенд "Веселые профессии" 1 шт игровой сенсомоторный комплекс "Городок" шт.
Ноутбук «Samsung» (1шт), доска, проектор, Войсковой прибор химической разведки (ВПХР) 1шт,
дозиметр 1шт, защитный костюм Л-1 1шт, защитный костюм ОЗК (плащ ОП-1, чулки, перчатки Л-1) 2 комплекта, компас-азимут 15 шт, линейка визирная (пластик) 3 шт, магазин 5,45 с патронами (макет) 1 шт, макет ММГ АКМ 2 шт, макет гранаты РГД-5 3 шт, макет гранаты Ф-1 3шт, макет пистолета Макарова 1 шт, гражданский противогаз ГП-7БТ 3 шт, респиратор Р-2 10 шт, аптечка универсальная 5 шт, бинт марлевый нестерильный, 5м*10 см 15 шт, бинт марлевый нестерильный, 7м*14 см 15 шт, булавка безопасная 1 упак, вата компрессная 15 шт, газодымозащитный комплект (ГДЗК) 3 шт, жгут кровоостанавливающий 3 шт, знак нарукавный Красного Креста 2 шт, имитаторы ранений и поражений 1 шт, индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1 15 шт, индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 15 шт, комплект индивидуальный медицинской гражданской защиты 3 комплекта, косынка перевязочная 3 шт, лямка носилочная (с хранения) 2 шт, ножницы медицинские глазные 4 шт, носилки санитарные 1 шт, пакет гипотермический охлаждающий 15 шт, повязка стерильная большая 45*29 см 15 шт, повязка стерильная малая 16*14 см 15 шт, покрывало спасательное изотермическое 3 шт, самоспасатель фильтрующий "Феникс-2" 2 шт, сумка санинструктора укомплектованная 5 шт, Т12 "Максим III-01" тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий, настенным табло и тестовыми режимами - манекен (170х55х25/20 кг) 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для ног 1 шт, шина «Крамера» (проволочная) лестничная для рук 1 шт, топографическая карта и условные знаки 1 шт, электронное наглядное пособие "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ.Основы безопасности личности, общества, государства" 1 шт, интерактивное пособие "ОБЖ. Основы военной службы" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы безопасности на воде" 1 шт, DVD "ОБЖ. Основы противопожарной безопасности" 1 шт, DVD "ОБЖ. Улица полна неожиданностей" 1 шт, DVD "ОБЖ. Чрезвычайные ситуации" 1 шт, DVD "Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия" 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Разбор структуры текста конкретной темы – это средство понимания данной темы. Составление плана раскрытия темы показывает, какие основные вопросы и в какой логической последовательности формулируется та или иная научная концепция, основная идея темы. Ориентировка в содержании и структуре текста, составление плана, четкая формулировка понятий и вопросов – основные требования при составлении конспекта изученной темы. Конспект должен быт содержательным, отражать главное в тексте и небольшим по объему. Записать текст кратко – значит изложить его сущность своими словами (за исключением определений, законов). Чтобы подготовиться к семинарскому занятию по определенной теме, студенту необходимо прочитать рекомендуемые главы и параграфы учебников из списка основной литературы и ответить на вопросы для самоконтроля. В качестве формы самостоятельной работы студентам также предлагается просмотр видеофильмов с последующим представлением письменных ответов на вопросы для самоконтроля.
Требования к выполнению доклада.
При подготовке к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты могут подготовить доклад по выбору из рекомендованных к семинарскому занятию тем. Продолжительность доклада на семинарском занятии – до 10 мин. В докладе должна быть четко раскрыта суть научной проблемы, представляемой докладчиком. Язык и способ изложения доклад должны быть доступными для понимания студентами учебной группы. Доклад излагается устно, недопустимо дословное зачитывание текста. Можно подготовить презентацию по выбранной теме. Методические рекомендации преподавателю Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Основы спасательного дела», является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей их профессиональной деятельности. Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения.
Принципами организации учебного процесса являются:
•Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
•Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
•Активное участие слушателей в учебном процессе;
•Проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;
•Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Данная дисциплина ведется в форме лекций с мультимедийным сопровождением учебного материала, практических занятий и самостоятельной работы студентов. С целью успешного освоения теоретических и практические основ дисциплины, а также для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в ходе занятий используются активные методы. В процессе изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация, контроль знаний по отдельным темам - в виде письменного опроса. По окончании дисциплины «Основы спасательного дела» сдается зачет. Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности