МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Контактная работа на промежуточную аттестацию
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
кпн, декан ФДПО, Манасытова Марианна Алексеевна _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.05.2020 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2020-2025 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цели освоения дисциплины «История педагогики и образования» - формирование системы знаний и представлений о теоретических основах и исторических предпосылках общей педагогики и истории педагогики, формирование профессиональной направленности личности будущего педагога.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
современные инновационные технологии обучения в системе ВО
профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта
Содержание и структура обучения и воспитания
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
информационные технологии в науке и образовании
психология делового общения
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Частично знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
В достаточном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
В полном объеме знает источники информации, адекватные поставленным задачам и соответствующие научному мировоззрению
Частично демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
В достаточном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
В полном объеме демонстрирует умение осуществлять поиск информации для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения, рассматривать различные точки зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения
Частично владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
В достаточном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
В полном объеме владеет навыком выявления степени доказательности различных точек зрения на поставленную задачу в рамках научного мировоззрения, определения рациональных идей для решения поставленных задач в рамках научного мировоззрения
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Частично знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
В достаточном объеме знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В полном объеме знает информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах
Частично демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
В достаточном объеме демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
В полном объеме демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и
традициях различных социальных и национальных групп общества в социально- историческом, этическом и философском контекстах,
выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
Частично владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В достаточном объеме владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В полном объеме владеет навыком соблюдения требованияй уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
Частично знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В достаточном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В полном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
Частично умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
В достаточном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
В полном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
Частично владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
В достаточном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
В полном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
теоретические основы общей педагогики и истории педагогики как науки и практической деятельности
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Объяснить роль образования и воспитания в развитии общества, раскрыть и обосновать связи между основными категориями педагогики.
анализа образования как развивающегоеся общественного явления и педагогический процесс.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Методология обучения и воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока, Античности и раннего Средневековья
Методология обучения и воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Дидактические теории и системы Античности и раннего Средневековья /Лек/
Методология обучения и воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока, Античности и раннего Средневековья /Пр/
Методология обучения и воспитания в условиях цивилизаций Древнего Востока, Античности и раннего Средневековья /Ср/
Раздел 2. Методологические особенности обучения в эпоху Возрождения и Реформации
Эпоха Возрождения и Реформации /Лек/
Движение Реформации. Движение Контрреформации. /Лек/
Методологические особенности обучения в эпоху Возрождения и Реформации /Пр/
Методологические особенности обучения в эпоху Возрождения и Реформации /Ср/
Раздел 3. Образование Древней Руси и в Российской империи
Восточные славяне в VIII-IX веках /Лек/
История и методология образования
в Российской империи
История и методология образования
в Российской империи
/Лек/
Образование Древней Руси и в Российской империи /Пр/
Образование Древней Руси и в Российской империи /Ср/
Раздел 4. РАЗДЕЛ 4. Образование в 20-21 вв.
История российской педагогики 20-21 вв. /Лек/
Специфика зарубежной методологии образования в 20-21 вв. /Лек/
Образование в 20-21 вв.
/Пр/
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Образование в 20-21 вв. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Фонд оценочных средств
5.1.Контрольные вопросы и задания
Вопросы для проведения контроля заданий
1.Ритуал как механизм воспитания в первобытном обществе.
2.Мусульманское воспитание.
3.Буддистское воспитание.
4.Воспитательная практика иудаизма.
5.Проблемы православного воспитания.
6.Проблема здоровья детей и учителей в истории образования.
7.В. Мономах как воспитатель и автор «Поучения».
8.Система педагогических взглядов Г. Спенсера.
9.Домострой как педагогический документ Русского Средневековья.
10.Педагогические идеи Г.Гегеля.
11.И. Кант о воспитании.
12.Философско-педагогические взгляды Н.А. Бердяева.
13.Философско-педагогические взгляды И.А. Ильина.
14.В.В. Зеньковский о воспитании и обучении.
15.Педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева.
16.Система дошкольного воспитания от Платона до Монтессори.
17.Р. Штейнер о воспитании ребенка с позиций антропософии.
18.Гуманистические идеи педагогики К.Н. Вентцеля.
19.Сумерки просвещения и выход из них в педагогике В.В. Розанова.
20.В. Ключевский как педагог.
21.Педагогическая деятельность А.Г. Стоюнина.
22.Система работы с трудными подростками В.Н. Сороки-Росинского.
23.Гуманистическая педагогика С. Френе.
24.Я. Корчак и его концепция любви к детям.
25.Гуманистическая педагогика на Западе в ХХ столетии.
26.История женского образования в России.
27.Русская национальная школа и её возрождение.
28.Н.И. Новиков - просветитель 18 века.
29.Ученичество как тип обучения в Средние века.
30.Гуманистическая педагогика С. Френе.
31.Образование в средневековых университетах.
32. Царскосельский лицей: элитное учебное заведение России.
33. Д.И. Менделеев как педагог.
34. Античное педагогическое наследие в средневековой педагогике.
35. Рациональность и иррациональность средневековой педагогики.
36. Формирование духовно-интеллектуальной элиты в Средние века: монастырь, королевский двор, университет.
37. Воспитание личности в педагогике отцов церкви.
38. Образ учителя в представлении мыслителей Античности (Средних веков, Нового времени, ХХ столетия).
39. Образ ученика в художественной литературе.
40. Педагогические идеалы Ветхого Завета.
41. Педагогика Нового Завета.
42. Бог и Человек в раннехристианской педагогике.
43. Педагогическая мысль Византии.
44. Педагогика Древнего Китая.
45. Современная японская школа и педагогика.
5.2. Темы письменных работ
5.2. Темы письменных работ
1.История педагогической практики и развитие педагогической мысли в Древнем мире. 2.Педагогические идеи христианства.
3.Педагогические концепции эпохи реформации и Возрождения.
4.Выделение педагогики в самостоятельную отрасль знания. Я. А. Коменский – основоположник педагогической науки.
5.Школа и педагогика в странах Западной Европы (середина 17 – конец 18 вв.). 6.Конструирование научной педагогики в России (18 в).
7. Педагогические идеи немецких, французских и русских просветителей.
8.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и русском государстве до 18 века.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
9.Развитие педагогической теории в западной Европе и США в 19 – начале 20 вв. 10.Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци. Оригинальность педагогических исканий в России (19 – начале 20 вв).
11. К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России.
12.Народная педагогика.
13.Теория и практика «свободного воспитания» в России за рубежом.
14.Педагогика прагматизма Джона Дьюи.
15.Становление и первые шаги развития советской педагогики (1917 – 1941) гг.
16.А.С. Макаренко и современность.
17.Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого.
18.Педагогическая концепция Я. Корчака.
19.Развитие отечественной и зарубежной педагогики во второй половине 20 в.
20.Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.
5.3. Фонд оценочных средств
5.3. Фонд оценочных средств
Промежуточный контроль
После того, как заканчивается изучение разделов дисциплины студентам, выполнившим все требования, предъявляемые к дисциплине – ликвидация задолженностей по лекционным и практическим заданиям студенты допускаются к сдаче зачета.
Тестовые задания по дисциплине
ТЕСТ №1
1. Педагогика – это…
А) наука о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания.
Б) искусство воздействия на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.
В) наука об образовании, воспитании, обучении человека.
Г) наука, изучающая закономерности обучения подрастающего поколения.
2. Кто является основоположником педагогической науки?
А) швейцарский педагог И.Г. Песталоцци.
Б) немецкий педагог А. Дистерверг.
В) русский педагог К.Д. Ушинский.
Г) чешский педагог Я.А. Коменский.
3. Когда возникла наука педагогика?
А) в XVI веке.
Б) в XVII веке.
В) в XVIII веке.
Г) в XIX веке.
4. Кто является основателем научной педагогики в России?
А) П.Ф. Лесгафт.
Б) Л.Н. Толстой.
В) К.Д. Ушинский.
Г) Н.И. Пирогов.
5. Что определило развитие педагогики как науки?
А) прогресс науки и техники.
Б) объективная потребность в подготовке человека к жизни и созидательной деятельности.
В) забота родителей о счастье детей.
Г) биологический закон о сохранении рода
6. Что является предметом изучения педагогики?
А) закономерности сознательно и целенаправленно организуемого педагогического (образовательного) процесса.
Б) искусство воспитателя воздействовать на воспитанника.
В) особенности работы со взрослыми и пожилыми людьми.
Г) закономерности обучения подрастающего поколения.
7. Назовите функции педагогической науки.
А) образовательная, воспитательная, развивающая.
Б) теоретическая и технологическая.
В) информационная, методическая, образовательная.
Г) диагностическая, коррекционная, воспитательная.
8. Что из перечисленного относится к задачам педагогической науки?
А) воспитание, обучение подрастающего поколения.
Б) изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
В) формирование у людей заданных качеств.
Г) исследование человеческой природы.
9. Какие понятия относятся к основным педагогическим категориям?
А) личность, формирование личности, среда, наследственность.
Б) воспитание, самовоспитание, принципы воспитания, методы воспитания.
В) образование, обучение, закономерности обучения, принципы обучения.
Г) образование, воспитание, обучение, развитие.
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
10. Образование как социальное явление – это…
А) относительно самостоятельная система, функцией которой является воспитание и обучение членов общества, ориентированные на овладение личностью знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения.
Б) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
В) процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков.
Г) естественный процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием различных факторов.
11. Образование как педагогический процесс – это:
А) процесс и результат освоения в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Б) передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
В) целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
Г) организация самостоятельной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
12. Воспитание в широком педагогическом значении – это:
А) естественный процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием различных факторов.
Б) целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
В) процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.
Г) процесс и результат обучения.
13. Воспитание в узком педагогическом значении – это:
А) целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Б) процесс и результат воспитательной работы, направленный на формирование системы определенных качеств личности.
В) процесс и результат овладение системой научных знаний, умений и навыков.
Г) становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности.
14. Процесс и результат целенаправленного взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков – это:
А) обучение
Б) воспитание в широком его значении.
В) развитие.
Г) самообразование.
15. Естественный процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием различных факторов – это:
А) воспитание.
Б) образование.
В) самовоспитание.
Г) самообразование.
16. Активная, целенаправленная, познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей области – это6
А) воспитание.
Б) образование.
В) самовоспитание.
Г) самообразование.
17. Сознательная, самостоятельная деяте6льность человека, направленная на преодоление отрицательных и формирование у себя положительных качеств личности – это:
А) воспитание.
Б) образование.
В) самовоспитание.
Г) самообразование.
18. Укажите, в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических?
А) философия, этика, эстетика, социология, культурология.
Б) анатомия, физиология, гигиена, биохимия, биомеханика.
В) общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, история педагогики, прикладные отрасли (педагогика спорта, военная педагогика и др.), частные методики.
Г) психология, гносеология, физиология высшей нервной деятельности, логика.
19. Раздел педагогики, изучающий теоретико-методологические основы педагогики – это:
А) дидактика.
Б) теория воспитания.
В) управление образовательными системами.
Г) общие основы педагогики.
20. Отрасль педагогики, изучающая возрастные аспекты образования, воспитания, обучения и развития личности – это:
А) общая педагогика.
Б) возрастная педагогика.
В) коррекционная педагогика.
Г) история образования.
Тест №2
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Система образования и педагогическая мысль в античном мире
1. Автором книги «Образование оратора» являлся:
а) Сократ;
б) Демокрит;
в) Аристотель;
г) Квинтилиан
2. Главное направление спартанской системы воспитания - это:
а) воспитание джентльмена;
б) воспитание воина
в) гармоническое развитие личности;
г) воспитание рыцаря.
3. Создателем исторически первой возрастной периодизации был:
а) Платон
б) Квинтилиан;
в) Я.А. Коменский;
г) Сократ.
4. Высшие учебные заведения в Древнем Риме были представлены:
а) риторскими школами
б) эфебиями;
в) палестрой;
г) грамматическими школами.
5. Эвристический метод обучения был предложен:
а) Сократом
б) Квинтилианом;
в) Аристотелем;
г) Протагором.
6. Школа, основанная Аристотелем в окрестностях Афин, называлась:
а) ликей
б) академия;
в) палестра;
г) эфебия.
7. Гармония внешних и внутренних качеств, физических и духовных способностей как идеал человека в древнегреческой философии называлась:
а) майевтика;
б) агонистика;
в) калокагатия
г) софистика.
8. Идея дошкольного воспитания была впервые выдвинута:
а) Сократом;
б) Платоном
в) Аристотелем;
г) Демокритом.
9. Основными типами школ в Древнем Риме были:
а) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;
б) палестра, гимнасий, эфебия;
в) приходские, монастырские, соборные;
г) элементарные, грамматические, риторские школы
10. Идея всестороннего развития личности была впервые выдвинута в:
а) эпоху Средних веков;
б) эпоху Просвещения;
в) эпоху Реформации;
г) античную эпоху
Тест №3
Образование и педагогическая мысль в странах Западной Европы в эпоху Возрождения
1. Выберите название произведения, принадлежащего Ж.-Ж. Руссо:
а) «Воспитание человека»
б) «Великая дидактика»;
в) «Опыт о человеческом разуме»;
г) «Эмиль, или О воспитании».
2. Дж. Локк явился основоположником теории:
а) свободного воспитания;
б) воспитания джентльмена
в) коллективного воспитания;
г) воспитания рыцаря.
3. Белл-ланкас терская система обучения была создана в конце XVIII века педагогами:
а) Франции;
б) России;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
в) Англии
г) Германии.
4. В. Ратке (Ратихий) первым в XVII веке внес в педагогику термин:
а) развивающее обучение;
б) дидактика
в) педагогический процесс;
г) детское самоуправление.
5. Возрастная периодизация (от рождения до 2 лет, с 2 до 12 лет, с 12 до 15 лет, с 15 до 18 лет) была предложена:
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Я.А. Коменским;
в) Дж. Локком;
г) В. Ратке.
6. Теории материального и формального образования оформились в:
а) XV веке;
б) XVI веке;
в) XVII веке;
г) XVIII веке
7. Какие типы школ были предложены Я.А. Коменским:
а) тривиальные, элементарные, коллегиум, университеты;
б) школы начальные, средние, высшие;
в) материнская, родного языка, латинская, академическая
г) пропедиа, педиа, философские.
8. Неогуманизм оказал значительное влияние на содержание:
а) дошкольного образования;
б) начального образования;
в) среднего образования
г) высшего образования.
9. Известными учебными заведениями Франции в XVIII веке были:
а) школы Пор-Рояля
б) реальная школа пиетистов;
в) филантропин;
г) рыцарские академии.
10. Тезис «Мнение правит миром» стал центральным в общественной мысли в:
а) античную эпоху;
б) эпоху Возрождения;
в) эпоху Реформации;
г) эпоху Просвещения
Тест №4
Основные направления развития зарубежной школы и педагогической мысли в XIX веке
1. Общим в становлении национальных систем образования в странах Западной Европы и США в XIX веке было:
а) децентрализация школьного управления;
б) централизация школьного управления;
в) расширение участия государства в школьном деле
г) осуществление равного доступа к полному образованию.
2. Создателем института образования характера (Англия) был:
а) Р. Оуэн
б) Г. Спенсер;
в) И.Г. Песталоцци;
г) А. Дистервег.
3. Теория детской игры была впервые разработана:
а) Г. Гербартом;
б) Ф. Фребелем
в) Р. Оуэном;
г) А. Дистервегом.
4. Попытка дифференцировать дидактические принципы и правила по отношению к ученику, учителю, учебному материалу и внешним условиям принадлежит:
а) И.Г. Песталоцци;
б) А. Дистервегу
в) Р. Оуэну;
г) И. Гербарту.
5. Теория элементарного образования И Г Песталоцци включала:
а) умственное, физическое, нравственное воспитание
б) нравственное, поликультурное, трудовое воспитание;
в) трудовое, эстетическое, умственное воспитание;
г) эстетическое, умственное, нравственное воспитание.
6. Сословная школа была заменена классовой в:
а) XVII веке;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
б) XVIII веке;
в) XIX веке
г) XX веке.
7. Белл-ланкастерская система обучения широко использовалась в системе:
а) дошкольного воспитания;
б) начальной школе
в) средней школе;
г) высшей школе.
8. Основные принципы воспитания - природосообразностъ, культур ос ообразностъ, самодеятельность - были предложены:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Р. Оуэном;
в) И. Гербартом;
г) А. Дистервегом
9. Обучение в соответствии с пятью видами деятельности было предложено:
а) Г. Спенсером
б) Р. Оуэном;
в) А. Дистервегом;
г) И. Гербартом.
10. Составные компоненты педагогического процесса - управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание - были предложены:
а) Р. Оуэном;
б) И. Г. Песталоцци;
в) И. Ф. Гербартом
г) А. Дистервегом.
Тест №5 Реформаторская педагогика зарубежных стран (конец XIX- начало XX веков), ее основные течения
1. Такие направления, как свободное воспитание, экспериментальная педагогика, прагматическая педагогика, педагогика личности, входят в педагогику:
а) марксистскую;
б) традиционную;
в) авторитарную;
г) реформаторскую
2. Видные зарубежные педагогики (А. Ферьер, О Декроли, Э. Демолен и др.) возглавили в начале XXв.:
а) движение нового воспитания
б) экспериментальную педагогику;
в) прагматическую педагогику;
г) социальную педагогику.
3. Основоположником прагматической педагогики был:
а) Дж. Дьюи
б) Э. Мейман;
в) А. Лай;
г) Г. Кершенштейнер.
4. Движение свободного воспитания в рамках реформаторской педагогики представляли:
а) П. Наторп, Г. Кершенштейнер;
б) Н. К. Крупская, А. С. Макаренко;
в) Я. Корчак, Р. Штейнер;
г) Э. Кей, М. Монтессори
5. Идею создания школы действия вместо школы учебы выдвинул:
а) Дж. Дыощ,
б) Э. Кей;
в) А. Бине;
г) А. Лай
6. Теория врожденной умственной одаренности зародилась в недрах педагогики:
а) экспериментальной
б) функциональной;
в) прагматической;
г) социальной.
7. Метод проектов был создан в начале XX века:
а) У. Килпатриком
б) Н.К. Крупской;
в) Г. Кершенштейнером;
г) В. Лаем.
8. Е. Паркхерст была создателем:
а) Йена-плана;
б) метода проектов;
в) скаутизма;
г) Дальтон-плана
9. Педагогические инварианты (истины, не подлежащие пересмотру) разработаны:
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
а) Р. Штейнером;
б) С. Френе
в) Г. Кершенштейнером;
г) Дж. Дьюи.
10. Методика развития сенсорной культуры дошкольников была разработана:
а) М. Монтессори
б) Э. Кей;
в) Э. Мейманом;
Тест №6
«История образования и педагогической мысли»
Дайте ответы
1. «Домострой» кристианские книги
2. «Отцом Реформации» в Германии считается: Мартин Лютер
3. «Школа радости», одна из первых школ нового типа эпохи Возрождения, была создана в XV в. Витторино де Фельтре
4. А.С. Макаренко в воспитании личности делал акцент на: формировании личности в коллективе и через коллектив
5…Автором идеи необходимости образования просвещенных людей в закрытых учебных заведениях сословного характера является: Ж.Ж.Руссо
6..Автором концепции естественного воспитания является: Ж.Ж.Руссо
7. Автором педагогического труда «Великая дидактика» является: Я.А.Коменский
8. Автором теории «свободного воспитания» является: Ж.Ж. Руссо
9. В Афинах до 7 лет дети воспитывались и обучались: в семье ,часто с помощью кормилиц
10. В возрасте от 6 до 9 лет, по мнению М. Монтессори, ребенок: исследователь
11. В возрасте от 9 до 12 лет ребенок: считается препубертатным
12. В Китае было создано письмо на основе использования: иероглифов
13. В отдельную отрасль знания педагогику выделил: наука
14. В соответствии с Уставом 1828 г. гимназии в России становились образовательными учреждениями для детей: дворян и высшего чиновничества
15. В состав «семи свободных искусств» в средние века входили: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия
16. В Спарте слабых и больных новорожденных: умертвляли
17. В школах для гимнастических упражнений мальчики-спартиоты обучались и воспитывались с: 13 лет
18. В.П. Вахтеров был широко известен как: автор книг первоначального обучения
19. Ведущей идеей в педагогике К.Д. Ушинского является идея воспитания нравственности
20. Вольфганг Ратке — это: немецкий педагог
21. Воспитатель Александра Македонского: Аристотель
22. Впервые обосновал идею всеобщего обучения Я.А. Коменский
23. Все образование в средние века было сосредоточено в руках Церкви
24. Выдающийся английский философ, просветитель и педагог, автор педагогического трактата «Мысли о воспитании» — это:Дж.Локк
25. Главной целью воспитания А.Н. Радищев считал: формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа и с ненавистью относящегося к его притеснителям
26. Главным в формировании гуманистической личности в эпоху Возрождения было признано: воспитания гражданина
27. Методологической основой педагогики Я.А. Коменского является принцип: обучение и воспитания
28. Необходимость классно-урочной системы была впервые обоснована: Я.А. Коменским
29. Одним из инициаторов создания Московского университета, руководителем университетских гимназий был: М.В. Ломоносов
30. Основоположником лечебной гимнастики в России, создателем оригинальной системы физического воспитания является: П.Ф.Лесгафт
31. Основоположником русской школы научной педагогики является: К.Д.Ушинский
32. Осознание необходимости формирования элиты общества привело Александра I к идее создания: Царскосельского лицея
33. Принцип обучения школьников на родном языке впервые обосновал: Д.К.Ушинский
34. Тип взаимоотношений в семье, роде, общине, где доминирующее положение занимает женщина матриархат
35. Тип взаимоотношений в семье, роде, общине, где доминирующее положение занимает мужчина • создателем
36. Фундаментальный труд К.Д. Ушинского, в котором он синтезировал знания о развитии человека, называется:
Человек как предмет воспитания.
37. Школы эпохи Петра I носили преимущественно __________________ характер. профессиональный
38. Я.А. Коменский — это: великий чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель
Тест №7
Знаменитые педагоги.
1. Автор книги «История русской педагогики»? П.Ф. Каптерев
2. Основные идеи этого знаменитого российского психолога и педагога, касающиеся школы и процессов
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
образования и воспитания, были сформулированы в его книге 1926 года "Педагогическая психология" и в изданной в 1935 году книге "Умственное развитие ребенка в процессе обучения" (сейчас они переизданы). Кто он? Выготский Л.С.
3. Автор «Великой дидактики».Ян Амос Коменский
4. Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Кто он? Ж Ж Руссо
5. Кто первым создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами? Фридрих Фребель
6. Кто разработал? принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе. К.Д. Ушинский
7. В 1859 Он открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны Л.Н. Толстой
8. Автор книги написанный в 1918 году "Основные принципы единой трудовой школы".С.Т.Щайкий, П.П.Блонский
9. Она работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Кто она? Н.К. Крупская
10. Его произведения были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) Макаренко
11. «Гуманная педагогика и система обучения ___Амонашвили_______»
12. Кто автор «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности»? В.А. Сухомлинский
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.: Изд. центр "Академия", 2008
Педагогика физической культуры и спорта: Учебник
М.: Физическая культура, 2006
Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности.: учебное пособие
Никитина Н.Н., Кислинская Н.В.
Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика.: учеб. пособие
Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.
Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Психопедагогика спорта: Учебное пособие
Москва: Советский спорт, 2014
Орлов А.А., Агафонова А.С.
Введение в педагогическую деятельность: Практикум.: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр Академия, 2004
Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др.
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр "Академия", 2007
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Диссертации и авторефераты
Библиотека РАН. Санкт-Петербург. Электронные ресурсы БАН
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс, программный комплекс Лонгитюд-ЭДК).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочей программой дисциплины «История педагогики» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 40/60 часов. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по социальной психологии, необходимая для полного усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к зачету.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса социальной психологии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую психологическую и педагогическую подготовку невозможно.
Методическое обеспечение самостоятельной работы по социальной педагогике состоит из:
• определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
• Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
• Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес в данной теме;
• Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
• Организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу социальной психологии осуществляется в трех формах: текущий, рубежный и итоговый.
Рубежный в форме индивидуальных собеседований по ключевым темам курса и тестовых заданий по каждому разделу.
Итоговый контроль предусматривает зачет в конце 6 семестра обучения.
Методические рекомендации преподавателю
Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «История педагогики», является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей их профессиональной деятельности.
Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:
•Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
•Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
•Активное участие слушателей в учебном процессе;
•Проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;
•Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Данная дисциплина ведется в форме лекций с мультимедийным сопровождением учебного материала, практических занятий и самостоятельной работы студентов.С целью успешного освоения теоретических и практические основ дисциплины, а также для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в ходе занятий используются активные методы: психодиагностические, психогимнастические упражнения, тренинги, деловые и ролевые игры, разбор ситуаций. В процессе изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация, контроль знаний по отдельным темам - в виде письменного опроса. По окончании дисциплины «История педагогики» сдается зачет.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.
Рекомендуется работа с первоисточниками.
Для контроля знаний студентов по данной дисциплине необходимо проводить оперативный, рубежный, и итоговый контроль.
Оперативный контроль осуществляется путем наблюдения, опроса и экспресс - тестирования в ходе лекционных занятий.
Рубежный контроль в форме индивидуальных собеседований и тестирований по ключевым темам курса.
Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по окончании 1 семестра обучения. На зачете студентам предлагается тестовое задание по материалам учебной дисциплины.
Методические рекомендации по организации
обеспечения дисциплины
В ходе изучения предмета допускается изменение последовательности освоения курса, полный перенос тем отдельных семинаров.
В ходе изучения предмета допускается изменение последовательности освоения курса, подробности рассмотрения отдельных вопросов, полный перенос тем отдельных лекций, семинаров на самостоятельную работу, расширение объема часов на выполнение практических заданий, уделять большее внимание вопросам, касающимся специфики специальности.
По итогам освоения дисциплины в 7 семестре студенты сдают экзамен. Экзамен проводится в форме ответов на вопросы, систематизированные в билеты, а также по результатам выполненных контрольных работ и заданий методико-практического характера.
Методические указания к подготовке к семинару.
Значительная роль в учебном процессе отводится семинарским занятиям. Они являются эффективным средством закрепления знаний и проявления творческих способностей студентов. При подготовке к семинарам нужно учитывать формы их проведения и характер задания преподавателя. В практике учебных занятий, наибольшее распространение получили формы развернутой беседы и докладной системы (остальные либо дополняют их, либо являются их вариантами).
На занятиях типа вопросов и ответов или развернутых бесед задаются от 3 до 5 вопросов. По каждому из них выступает один студент с основным ответом, другие активно участвуют в обсуждении, дополнении, углублении ответа.
Самостоятельную работу над книгой мы рассматриваем как основной метод овладения гуманитарными знаниями.
Существует несколько форм ведения записей - план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
—План - краткая форма записей прочитанного в виде перечня вопросов, рассматриваемых в книге. Студент может составить его для ответа на семинарских занятиях, чтобы вспомнить логику автора, следовать за его мыслью.
Выписки - дословное воспроизведение в тетради или карточках того или иного отрывка первоисточника или книги, содержащие важные выводы или мысли. Они особенно необходимы при подготовке докладов, реферата, устного выступления, дают возможность избежать неточностей и ошибок.
Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения или подготовительного выступления. В тезисах сосредотачиваются наиболее важные выводы и обобщения, в них мало доказательств, пояснений аргументирующих материалов.
Аннотация - содержит очень краткое изложения содержания первоисточника. Она лишь позволяет сохранить общее представление о книге, и читатель намерен позже вернуться к изучаемому произведению.
Резюме - в отличие от всех вышеуказанных форм, не следует тексту, а дает краткую оценку прочитанного произведения, оценку ее выводов и главных итогов.
Наиболее подходящей формой записей источников является конспектирование (по-латински: обзор, изложение). Оно в большей мере способствует глубокому и прочному усвоению изучаемых первоисточников, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами.
Конспект может объединить план, выписки, тезисы или же два из этих видов записи, если они в целом отражают логику произведения. При этом одним из главных требований, предъявляемых к конспекту, является наличие систематической, логически связной записи. Потому одни только выписки, если между ними нет смысловой связи, не могут служить конспектом.
Главной нитью при составлении конспекта является внутренняя логика произведения. В отличие от тезисов и выписок конспекты содержат не только основные идеи, факты, но и систему доказательства, примеры. В них читатель также может записать свои мысли, мнение, оценку прочитанного. При всем этом к конспектам предъявляется требование обязательной краткости.
Различают 4 типа конспектов: плановые, текстуальные, тематические, свободные.
Методические указания по лекциям.
Основная форма аудиторных занятий в вузе - лекция. Общеизвестно, что лекцию не может заменить ни один учебник или учебное пособие, поскольку именно использование этой формы дает возможность вести преподавание на уровне новейших достижений науки. Отметим еще такие функциональные возможности лекции, как обеспечение гибкой связи в ней с профилем вуза и использование местного материала.
В лекции преподаватель в определенной научной и логической последовательности излагает основные вопросы курса. Он знакомит студентов не только с неоспоримыми фактами курса, но и с менее апробированными, даже дискуссионными проблемами.
Лекция должна возбудить интерес студентов к излагаемому предмету, дать запас мыслей и ставит перед студентами проблемные задачи, побуждая их к самостоятельным поискам и обобщениям. Огромное значение имеет умение подготовиться, слушать, записывать и использовать материал лекции.
Важнейшими функциями лекции как главной формы обучения в вузе можно считать: 1) информационную; 2) мировоззренческую; 30 методологическую; 4) воспитательную; 5) методическую; 6) организующую; 7) развивающую.
Работа студента на лекции требует определенного стиля учебной деятельности, особых навыков и умений. Наши
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
наблюдения за учебной деятельностью студентов показывают, что эти навыки или отсутствуют, или слабо сформированы не только на младших, но и на старших курсах. Уровень же указанных навыков непосредственно влияет на успеваемость, которая несмотря на известную относительность является абсолютным и единственным критерием успешности обучения.
Для предварительной подготовки к восприятию лекции необходимо: 1) просмотреть соответствующий раздел программы курса, мысленно следить за изложением темы; 2) предварительно ознакомиться с соответствующей частью учебника или учебного пособия, а в ходе лекции попытаться зафиксировать те данные или мысли, которые по тем или иным причинам в учебнике или отсутствует или освещены недостаточно; 3) технически и психологически подготовиться к слушанию лекции (без опоздания найти свое место, иметь под рукой тетрадь и ручку, слушать внимательно и сосредоточено, не мешать другим).
Лекция является одним из видов устной речи, поэтому студент должен воспринимать на слух излагаемый материал. Он приспосабливается к темпу речи лектора, ходу его мыслей.
Умение слушать лекцию – важнейшее условие правильного ее конспектирования. Записывать лекции необходимо, хотя бы по той простой причине, что человек не в состоянии удержать в памяти материал, излагаемый на лекции. К тому же в лекциях много фактов, сведений, выводов, которые просто невозможно найти в учебниках.
Необходимо соблюдение следующих правил записи: 1) обязательно полностью записывать название темы, план лекции и рекомендованную литературу; 2) записи должны быть краткими, дословная фиксация всего сказанного лектором практически невозможна; 3) постараться записывать те места, которые лектор выделяет голосом, повторяет или рекомендует записывать; 4) нужно писать не только выводы, но и аргументацию, пояснительный материал; 5) приведенные лектором цитаты или записываются кратко, или указывают только источники, чтобы затем найти эту выдержку и записать; 6) рекомендуется применять сокращения слов, но они должны быть понятными.