МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Производственная (научно-исследовательская работа) практика
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
к.п.н., Доцент кафедры , Макарова Татьяна Алексеевна _________________
Производственная (научно-исследовательская работа) практика
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 28.05.2020 протокол № 1.
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Срок действия программы: 2023-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2024 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2024-2025 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2023 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Научно-исследовательская практика проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, совершенствования навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического овладения методами и методиками научного исследования. В ходе практики у практикантата формируются основы профессиональной культуры; совершенствуются навыки самоанализа и оценки результатов собственной деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Законодательство в безопасности жизнедеятельности
Опасные ситуации социального характера и защита от них
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
Основы обороны государства и военной службы
Профессиональный иностранный язык
Психофизиологическая устойчивость в ЧС
Гражданская оборона и органы управления в кризисных ситуациях
медико-социальные проблемы наркотизма
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
Теория обучения безопасности жизнедеятельности
Элективные курсы по физической культуре
Возрастная и педагогическая психология
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения
Организационно-правовые основы допризывной подготовки граждан по основам военной службы в РФ
Основы медицинских знаний знаний и оказания первой медицинской помощи
получение первичных навыков научно-исследовательской работы
Технологии внеклассных мероприятий
Научно-методическая деятельность в образовании
Безопасность на дороге и общественном транспорте
Безопасный отдых и туризм
Источник загрязнения среды обитания
методика проведения социологических исследований
Опасные ситуации природного характера и защита от них
Основы математической обработки информации
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
Современные средства оценивания результатов обучения
Информационные технологии
Безопасность жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Национальная безопасность и оборона государства
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Обеспечение и организация пожарной безопасности
Основы безопасности дорожного движения
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-1: Способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения
Частично знает:
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;
– основные модели речевого поведения;
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
В достаточном объеме знает:
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;
– основные модели речевого поведения;
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;
– основные модели речевого поведения;
– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
Частично умеет:
– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;
– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;
– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;
В достаточном объеме умеет:
– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;
– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;
– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;
В полном объеме умеет:
– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;
– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;
– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;
Частично владеет навыками использования средств в различных ситуациях педагогического общения
В достаточном объеме владеет навыками использования средств в различных ситуациях педагогического общения
В полном объеме владеет навыками использования средств в различных ситуациях педагогического общения
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
Частично знает:
– алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательных программ и методов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;
– содержание, организационные формы, технологии воспитательной работы в школе; систему планирования и организации воспитательной работы с детским коллективом; этапы подготовки и проведения
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел; особенности формирования и функционирования детского коллектива, органов ученического самоуправления; деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
В достаточном объеме знает:
– алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательных программ и методов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;
– содержание, организационные формы, технологии воспитательной работы в школе; систему планирования и организации воспитательной работы с детским коллективом; этапы подготовки и проведения воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел; особенности формирования и функционирования детского коллектива, органов ученического самоуправления; деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
В полном объеме знает:
– алгоритм постановки воспитательных целей, проектирования воспитательных программ и методов их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;
– содержание, организационные формы, технологии воспитательной работы в школе; систему планирования и организации воспитательной работы с детским коллективом; этапы подготовки и проведения воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел; особенности формирования и функционирования детского коллектива, органов ученического самоуправления; деятельность Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
Частично умеет:
– проектировать способы организации различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
– организовывать деятельность в области подготовки и проведения воспитательных мероприятий;
– оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления, разновозрастных детско-взрослых общностей;
– защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях;
– анализировать реальное состояние дел в группе детей, поддерживать в детском коллективе позитивные межличностные отношения;
В достаточном объеме умеет:
– проектировать способы организации различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
– организовывать деятельность в области подготовки и проведения воспитательных мероприятий;
– оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления, разновозрастных детско-взрослых общностей;
– защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях;
– анализировать реальное состояние дел в группе детей, поддерживать в детском коллективе позитивные межличностные отношения;
В полном объеме умеет:
– проектировать способы организации различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
– организовывать деятельность в области подготовки и проведения воспитательных мероприятий;
– оказывать помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления, разновозрастных детско-взрослых общностей;
– защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях;
– анализировать реальное состояние дел в группе детей, поддерживать в детском коллективе позитивные межличностные отношения;
Частично знает
– технологиями реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ;
– методикой подготовки, организации и проведения коллективно-творческих мероприятий в детском объединении; навыками проведения индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками разных возрастных категорий;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
– способами регулирования поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды;
– способами реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации экскурсий, походов и экспедиций и других воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ.
В достаточном объеме знает:
– технологиями реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ;
– методикой подготовки, организации и проведения коллективно-творческих мероприятий в детском объединении; навыками проведения индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками разных возрастных категорий;
– способами регулирования поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды;
– способами реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации экскурсий, походов и экспедиций и других воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ.
В полном объеме знает:
– технологиями реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ;
– методикой подготовки, организации и проведения коллективно-творческих мероприятий в детском объединении; навыками проведения индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками разных возрастных категорий;
– способами регулирования поведения воспитанников для обеспечения безопасной образовательной среды;
– способами реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации экскурсий, походов и экспедиций и других воспитательных мероприятий;
– методами организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся, способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, в том числе родителям, имеющим детей с ОВЗ.
ПК-3: Способен реализовывать образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Частично знает:
–методологию практической педагогической деятельности;
– методики и технологии формирования образовательной среды школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами;
– принципы организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения, в т.ч. в условиях инклюзивного образования;
В достаточном объеме знает:
–методологию практической педагогической деятельности;
– методики и технологии формирования образовательной среды школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами;
– принципы организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения, в т.ч. в условиях инклюзивного образования;
В полном объеме знает:
–методологию практической педагогической деятельности;
– методики и технологии формирования образовательной среды школы в целях достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами;
– принципы организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения, в т.ч. в условиях инклюзивного образования;
Частично умеет:
– проводить диагностические мероприятия психолого-педагогической направленности;
– моделировать педагогические ситуации;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
– проектировать педагогическое взаимодействие;
– обосновывать необходимость включения различных компонентов социокультурной среды в образовательный процесс;
В достаточном объеме умеет:
– проводить диагностические мероприятия психолого-педагогической направленности;
– моделировать педагогические ситуации;
– проектировать педагогическое взаимодействие;
– обосновывать необходимость включения различных компонентов социокультурной среды в образовательный процесс;
В полном объеме умеет:
– проводить диагностические мероприятия психолого-педагогической направленности;
– моделировать педагогические ситуации;
– проектировать педагогическое взаимодействие;
– обосновывать необходимость включения различных компонентов социокультурной среды в образовательный процесс;
– Частично владеет:
навыками анализа форм активного психолого-педагогического взаимодействия;
– методами определения содержания и структурно-организационных форм осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях, в т.ч. при реализации программ инклюзивного образования;
– навыками использования образовательного потенциала социокультурной среды в учебной и внеурочной деятельности;
В достаточном объеме владеет:
– навыками анализа форм активного психолого-педагогического взаимодействия;
– методами определения содержания и структурно-организационных форм осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях, в т.ч. при реализации программ инклюзивного образования;
– навыками использования образовательного потенциала социокультурной среды в учебной и внеурочной деятельности;
В полном объеме владеет:
– навыками анализа форм активного психолого-педагогического взаимодействия;
– методами определения содержания и структурно-организационных форм осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях, в т.ч. при реализации программ инклюзивного образования;
– навыками использования образовательного потенциала социокультурной среды в учебной и внеурочной деятельности;
ПК-4: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
Частично знает:
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
В достаточном объеме знает:
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
В полном объеме знает:
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
– значение каждого возрастного этапа для развития психических и личностных достижений;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
–психолого-педагогические закономерности организации образовательного процесса;
- закономерности развития детско-взрослых сообществ, социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- современные технологии индивидуализации в образовании, формы образования детей с трудностями в обучении в общеобразовательных учреждениях;
Частично умеет:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
В достаточном объеме умеет:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
В полном объеме умеет:
–осуществлять (совместно с психологом и др. специалистами) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и организацию субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных особенностей;
– подбирать и применять психодиагностический инструментарий для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
- применять на практике технологии индивидуализации в образовании;
Частично владеет:
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
В достаточном объеме владеет:
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
В полном объеме владеет:
- психодиагностическими инструментариями для оценки показателей уровня и динамики развития ребенка, первичного выявления отклонений в его развитии;
- способностью выявлять в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития;
ПК-5: Способен к обеспечению безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности
Частично знает:
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В достаточном объеме знает:
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
В полном объеме знает:
– общие закономерности роста и анатомо-физиологические особенности развития организма детей в разные возрастные периоды;
– санитарно-гигиенические правила и нормы организации учебно-воспитательного процесса;
– здоровьесберегающие технологии в организации безопасной и комфортной образовательной среды;
– основополагающие факторы и принципы безопасности жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья личности;
– принципы и алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях;
– принципы формирования здорового образа жизни;
- о видах социальных, техногенных и природных рисков;
- характер воздействия вредных и опасных природных, техногенных и социальных факторов на человека; основные принципы защиты; коллективные и индивидуальные средства защиты;
Частично умеет:
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
В достаточном объеме умеет:
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
В полном объеме умеет:
– применять полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности;
– организовывать безопасные и комфортные условия в построении учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбирать методы защиты от опасностей природного характера; оценивать риск их реализации– использовать здоровьесберегающие технологии в организации образовательного пространства;
– выявлять признаки неотложных состояний;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях и чрезвычайных ситуациях;
– проводить профилактические мероприятия по предупреждению детского травматизма;
- рассчитывать уровни рисков и разрабатывать мероприятия по их минимизации с учетом природно-климатических особенностей территорий.
Частично владеет:
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
В достаточном объеме владеет:
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения,
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
В полном объеме владеет:
– навыками использования здоровьесберегающих технологий в образовательно-воспитательном процессе;
– приемами и технологиями проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, по минимизации рисков при возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций.
ПК-8: Способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп
Частично знает:
-возрастную педагогику и психологию,
-основы акмеологии;
-современные информационные технологии и основы использования социальных сетей;
-социально-культурные особенности воспитания и образования.
В достаточном объеме знает:
-возрастную педагогику и психологию,
-основы акмеологии;
-современные информационные технологии и основы использования социальных сетей;
-социально-культурные особенности воспитания и образования.
В полном объеме знает:
-возрастную педагогику и психологию,
-основы акмеологии;
-современные информационные технологии и основы использования социальных сетей;
-социально-культурные особенности воспитания и образования.
Частично умеет:
-использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся;
-использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни;
-использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.
В достаточном объеме умеет:
-использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся;
-использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни;
-использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.
В полном объеме умеет:
-использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся;
-использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни;
-использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.
Частично владеет навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно-воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся.
В достаточном объеме владеет навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно-воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся навыками использования средств в различных ситуациях педагогического общения
В полном объеме владеет навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно-воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся.
ПК-9: Способен формировать культуру безопасного поведения и здоровьесбережения
Частично знает социальные, культурные и личностные различия
В достаточном объеме знает социальные, культурные и личностные различия
В полном объеме знает социальные, культурные и личностные различия
Частично умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В достаточном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению.
В полном объеме умеет выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп по безопасному поведению и здоровьесбережению.
Частично владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению
В достаточном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
В полном объеме владеет способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы по безопасному поведению и здоровьесбережению.
ПК-6: Способен проектировать содержание образовательных программ и их элементов
Частично знает:
-современные научные достижения в избранной профессиональной деятельности;
-основы планирования научно-исследовательской работы;
-методы педагогических исследований;
-современные информационные технологии;
-основы использование методов математической статистики в педагогических исследованиях;
-способы представления результатов научных исследований.
В достаточном объеме знает:
-современные научные достижения в избранной профессиональной деятельности;
-основы планирования научно-исследовательской работы;
-методы педагогических исследований;
-современные информационные технологии;
-основы использование методов математической статистики в педагогических исследованиях;
-способы представления результатов научных исследований.
В полном объеме знает:
-современные научные достижения в избранной профессиональной деятельности;
-основы планирования научно-исследовательской работы;
-методы педагогических исследований;
-современные информационные технологии;
-основы использование методов математической статистики в педагогических исследованиях;
-способы представления результатов научных исследований.
Частично умеет:
-планировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся;
-осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы;
-анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися;
-консультировать обучающихся по проведению научных исследований;
-использовать результаты научных исследований обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
В достаточном объеме умеет:
-планировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся;
-осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы;
-анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися;
-консультировать обучающихся по проведению научных исследований;
-использовать результаты научных исследований обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
В полном объеме умеет:
-планировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся;
-осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися при проведении ими научно-исследовательской работы;
-анализировать результаты научных исследований совместно с обучающимися;
-консультировать обучающихся по проведению научных исследований;
-использовать результаты научных исследований обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Частично владеет:
-навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся;
-навыками использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.
В достаточном объеме владеет:
-навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
-навыками использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.
В полном объеме владеет:
-навыками руководства научно-исследовательской деятельностью различных категорий обучающихся;
-навыками использования результатов научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.
ПК-7: Способен проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся по преподаваемым учебным предметам
Частично знает:
– психологию деятельности;
– психологию индивидуальных различий;
– психологию развития (механизмы, факторы);
– методы влияния и управления командой;
В достаточном объеме знает:
– психологию деятельности;
– психологию индивидуальных различий;
– психологию развития (механизмы, факторы);
– методы влияния и управления командой;
В полном объеме знает:
– психологию деятельности;
– психологию индивидуальных различий;
– психологию развития (механизмы, факторы);
– методы влияния и управления командой;
Частично умеет:
– диагностировать особенности развития детей (совместно с психологом);
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
В достаточном объеме умеет:
– диагностировать особенности развития детей (совместно с психологом);
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
В полном объеме умеет:
– диагностировать особенности развития детей (совместно с психологом);
– проектировать индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с образовательными потребностями детей и особенностями их развития;
Частично владеет:
– методами проектной деятельности;
– методами влияния и управления командой.
В достаточном объеме владеет:
– методами проектной деятельности;
– методами влияния и управления командой.
В полном объеме владеет:
– методами проектной деятельности;
– методами влияния и управления командой.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- методологию научного исследования, основы организации научных исследований, основные методы научного исследования, методы анализа и обработки экспериментальных данных (качественных и количественных)
-использовать основы методологии педагогической науки, ее место в общей системе знаний и ценностей; - использовать основы организации научных исследований; - применять основные методы научного исследования; - использовать отечественные и зарубежные источники по разрабатываемой теме исследования с целью их применения при выполнении научно-исследовательской работы; - выбирать и применять эффективные методы исследования при проведении научно-исследовательской работы (экспериментальных работ); - использовать методы анализа и обработки экспериментальных данных (качественных и количественных) -проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою научно-исследовательскую деятельность; -- осуществлять текущее и перспективное планирование научно-исследовательской деятельности.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
-современными методами научных исследований, основами научно-методической работы и организацией коллективной научно-исследовательской работы.
-способами представления результатов исследования научному сообществу; Уметь: - проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою научно-исследовательскую деятельность; - осуществлять поиск необходимой научной информации и эффективно работать с ней, свободно ориентироваться в изучаемой проблеме; - осуществлять текущее и перспективное планирование научно-исследовательской деятельности; - ставить исследовательские цели и задачи, планировать, организовывать и проводить исследование; - адекватно и обоснованно применять на практике исследовательский инструментарий; - анализировать и интерпретировать факты, формулировать гипотезы для объяснения тех или иных фактов, предлагать пути их проверки.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. 1. Ознакомление с целями, задачами и содержанием научно-исследовательской практики; установление графика консультаций, видов отчетности и сроков их предоставления.
1. Выполнение задания на научно-исследовательскую практику: освоение и апробация научных методов и методик /Пр/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Цель, задачи и содержание научно-исследовательской практики. График консультаций, видов отчетности, сроки их предоставления /Пр/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Составление индивидуального плана научно-исследовательской практики /Ср/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Раздел 2. 1. Выполнение задания на научно-исследовательскую практику: освоение и апробация научных методов и методик
1. Выполнение задания на научно-исследовательскую практику: освоение и апробация научных методов и методик /Ср/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Раздел 3. Обработка, анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных
Методы сбора, обработки и анализа результатов исследования /Пр/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Обработка, анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных /Ср/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
Раздел 4. Составление отчета по научно-исследовательской практике
Составление отчета о выполнении задания /Ср/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Раздел 5. Подготовка статьи научного характера по теме исследования.
Подготовка статьи научного характера по теме исследования. /Ср/
ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-8 ПК-9 ПК-6 ПК-7
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Как Вы оцениваете объект и предмет вашего исследования?
2. На какой теоретико-методологической основе строится Ваше исследование?
3. На основе каких методов научного исследования Вы проводите в своем исследовании педагогический анализ?
4. На каких социально - экономических процессы и явления вы опираетесь в процессе проведения исследования?
5. Какие учебные дисциплины (модули) Вы выбрали для разработки методического сопровождения и почему?
6. Какой практический и теоретический опыт вы получили в процессе преподавания учебных дисциплин (модулей)?
7. Укажите основные компоненты самооценки, в проделанной Вами, работе в ходе научно-исследовательской практики.
8. Какие результаты разработки и оценки объекта и предмета диссертационного исследования вошли в материалы Вашей научной статьи?
5.2. Темы письменных работ
1. Дневник
2. Отчет практиканта
3. Отзыв научного руководителя
5.3. Фонд оценочных средств
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Способен осуществлять критический анализ и оценку научных достижений в области экономической теории.- 8
Способен генерировать новые идеи при решении исследовательских практических задач, в том числе в междисциплинарных областях. -10
Способен проектировать и осуществлять комплексные исследования с использованием знаний истории и философии науки -10
Способен использовать современные методы исследования и информационно-коммуникационные технологии. -8
Способен следовать этическим нормам в исследовательской деятельности. -8
Готов к преподавательской деятельности по программам высшей школы. -9
Понимает цели и задачи своего профессионального и личностного развития. -8
Способен понимать истоки и прогнозировать возможные сценарии развития социально-экономических процессов. -9
Активное участие в различных видах работы -5
Оценочные средства (контрольно-измерительные материалы)
ЗАДАНИЕ 1: Разработка и оценка объекта и предмета исследования
Для выполнения данного задания необходимо осуществить: - разработку объекта и предмета исследования; - оценку объекта и предмета исследования; - критический анализ полученных результатов исследования; - систематизацию полученных научных результатов. На основе полученных результатов практикант разрабатывает и оценивает объект и предмет своего исследования; анализирует и систематизирует полученные результаты, использует их для написания научной статьи.
ЗАДАНИЕ 2: Планирование и организация эмпирических исследований
Для выполнения данного задания практиканту необходимо: - выбрать методы и методики проведения эмпирических исследований; - составить план эмпирических исследований; - провести эмпирические исследования; - провести оценку полученных результатов. В результате проведенной работы практикант осуществляет выполнение аналитического и проектного разделов исследования.
ЗАДАНИЕ 3: Методология педагогических исследований
Для успешного выполнения данного задания практиканту необходимо - определиться с методами научного исследования; - использовать их в процессе научного исследования; - провести педагогический анализ по теме диссертации; - осуществить самостоятельное научное исследование в рамках работы; - представить и аргументировать результаты самостоятельного исследования. Правильный выбор методов научного исследования и их применение имеет важное значение для проведения педагогического анализа в рамках исследования.
ЗАДАНИЕ 4: Методическое сопровождение педагогических дисциплин и учебных практик Неотъемлемой частью научно-исследовательской практики практиканта является разработка методических элементов курсов дисциплин и практик, реализуемых соответствующей кафедрой. Выбор учебных дисциплин (модулей) определяется научным интересом практиканта и не может не соответствовать теме исследования. В соответствии с темой исследования практикант: - выбирает учебные курсы и практики по направлениям подготовки ведущей кафедры; - разрабатывает по ним методические материалы; - апробирует методические элементы в процессе практики; - осуществляет критический анализ достижений и недочетов практического внедрения методических разработок; - готовит аргументированное представление методических элементов учебных курсов на соответствующих конференциях. Таким образом практикант демонстрирует свою готовность
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
к разработке учебных курсов по областям профессиональной деятельности, подготовку методических пособий, учебных материалов и учебников на основе результатов проведенных педагогических исследований и способность преподавать педагогические дисциплины.
ЗАДАНИЕ 5: Составление отчета по практике практикант составляет отчет по научно-исследовательской практике, в котором: - верно определяет содержание отчета; - верно использует методы исследования; - представляет краткое изложение достигнутых результатов и самооценку проделанной работы; - составляет предложение по организации и проведению практики. Полученные в ходе научно-исследовательской практики результаты используются практикантом для составления тезисов доклада на конференцию или для написания научной статьи по проблеме исследования. Научная статья.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Шестеркин О.Н., Космина И.П.
Практикум по курсу "Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учеб. пособ. для студ. вузов физической культуры
М.: СпортАкадемПресс, 2001
Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта: Учебник
Москва: Советский спорт, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Железняк Ю.Д., Петров П.К.
Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте.: учебник
6.1.3. Методические разработки
Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А.
Теория и методика развития речи детей. Пособие для самостоятельной работы: учебное пособие для студ. учрежд. высш. образования: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Научная электронная библиотека
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
Научная электронная библиотека
Диссертации и авторефераты
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
официальный сайт Российской государственной библиотеки
официальный сайт Российской национальной библиотеки
официальный сайт Парламентской библиотеки
официальный сайт Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина. Тематический каталог
официальный сайт Библиотеки Администрации Президента РФ
официальный сайт Библиотеки Российской академии наук
официальный сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки
официальный сайт научной библиотеки МГУ им. Ломоносова
официальный сайт Государственной общественно-политической библиотеки
официальный сайт научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета
официальный сайт Московского государственного университета экономики, информатики и статистики
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная аудитория на 100 мест
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Научная публикация - основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации - сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Можно выделить несколько видов научных публикаций: монографии, статьи и тезисы докладов. Монография - это научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема, поэтому монографии пишутся редко. Тезисы докладов - это краткие публикации, как правило, содержащие 1-2 страницы, вследствие чего они не позволяют в должной мере ни отразить результаты, ни обсудить их и не представляют большого интереса для научного мира. Во многих случаях, например, при написании заявки на поддержку исследований тезисы докладов вообще не учитываются как публикации. Наибольший интерес представляют научные статьи, которые включают в себя как рецензируемые статьи (перед опубликованием статья проходит рецензирование) и нерецензирумые статьи, так и труды (или материалы) конференций.
Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу. Написать хорошую статью - значит достичь этих целей.
Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.
Основная задача этих рекомендаций - практическая помощь в написании и оформлении Ваших научных трудов (статей, тезисов).
Основная структура содержания статьи:
В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Статья, как правило, включает в себя: 1) аннотацию; 2) введение; 3) методы исследований; 4) основные результаты и их обсуждение; 5) заключение (выводы); 6) список цитированных источников.
Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова», а в конце статьи также могут приводиться слова благодарности.
Название (заглавие) является очень важным элементом статьи, поскольку по названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать ее содержание. Правильнее будет, если Вы начнете работу над названием после написание статьи, когда уловили саму суть статьи, его основную идею. Некоторые авторы предпочитают поработать над названием статьи в начале своей работы, но такое подвластно только опытным исследователям. В любом случае помните, что удачное название работы - это уже полдела.
Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует об основном содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Неудачно написанная аннотация может испортить все впечатление от хорошей статьи.
Во Введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса (что Вы рассматриваете и зачем?), новизна работы; если позволяет объем статьи, можно конкретизировать цель и задачи исследования, а также привести известные способы решения вопроса и их недостатки.
Актуальность темы - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса). Это способность ее результатов быть применимыми для решения достаточно значимых научнопрактических задач.
Новизна - это то, что отличает результат данной работы от результатов работы других авторов. Цели и задачи исследований: при выборе темы важно четко осознавать цели и задачи работы, которые автор перед собой ставит. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, которой и посвящается само исследование. При формулировке цели исследования нужно ответить на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?” Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д.
Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов: • выяснить... • выявить... • сформировать... • обосновать... • проверить... • определить... • создать... • построить...
Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели.
Основная часть включает в себя само исследование, его результаты, практические рекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение: • пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства. • разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование. В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если этого не сделано, то достоверность представленных результатов окажется под сомнением. В этом случае чтение такой статьи становится занятием бессмысленным.
Важнейшим элементом работы над статьей является наглядное представление результатов работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы.
В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Если статья основана на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда, то вместо заключения пишутся выводы, обычно три-пять наиболее ценных. Выводы представляются в форме тезисов. Следует помнить, что выводы нельзя отождествлять с аннотацией, поскольку они различаются функционально: выводы показывают то, что получено, а аннотация - что сделано.
Список литературы - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).
Ссылки в статье на литературные источники можно оформить тремя способами: 1) выразить в круглых скобках внутри самого текста (это может быть газетный или журнальный материал); 2) опустить в нижнюю часть страницы с полными выходными данным; 3) указать в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы. В целом, литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».
При отправлении статьи для публикации в академический журнал необходимо соблюдать общую структуру составления статьи с выделением подзаголовков основных разделов статьи. При опубликовании статей в сборниках материалов конференций ее текст идет целиком отдельными абзацами, если ее объем не позволяет делить ее содержание на разделы.