МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная (ознакомительная) практика
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
44.03.01 Педагогическое образование
______________И.И. Готовцев
Виды контроля в семестрах:
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
ассистент, Дьячковский Михаил Владимирович _________________
Учебная (ознакомительная) практика
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 2022-2026 уч.г.
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Макарова Татьяна Алексеевна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целями педагогической практики по основам безопасности жизнедеятельности являются:
- подготовка будущего бакалавра к профессиональной практической деятельности в условиях образовательных учебных заведений различного типа;
- формирование специальной компетентности студентов в процессе решения профессионально-педагогических задач в условиях реального взаимодействия с учащимися и воспитанниками;
- овладение основами педагогической культуры учителя, приобщение к педагогическому творчеству.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Опасные ситуации природного характера и защита от них
Элективные курсы по физической культуре
Этика и психология делового общения
Безопасность жизнедеятельности
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов
Информационные технологии
Опасные ситуации природного характера и защита от них
основы спасательного дела
Элективные курсы по физической культуре
Этика и психология делового общения
Безопасность на дороге и общественном транспорте
Безопасный отдых и туризм
Источник загрязнения среды обитания
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
Современные средства оценивания результатов обучения
Гигиена труда и производственная санитария
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Теория и методика базовым и новым видам спорта
Экология и безопасность жизнедеятельности
Возрастная и педагогическая психология
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
Обеспечение комплексной безопасности образовательного учреждения
Основы медицинских знаний знаний и оказания первой медицинской помощи
Технологии внеклассных мероприятий
Технология разрешения конфликтов
Гражданская оборона и органы управления в кризисных ситуациях
Опасные ситуации социального характера и защита от них
Теория обучения безопасности жизнедеятельности
Законодательство в безопасности жизнедеятельности
Здоровьесберегающие технологии в среде молодежи
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
Основы обороны государства и военной службы
Психофизиологическая устойчивость в ЧС
Национальная безопасность и оборона государства
Обеспечение и организация пожарной безопасности
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Основы безопасности дорожного движения
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
Частично знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
В достаточном объеме знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
В полном объеме знает нормативно-правовые акты в сфере образования и норм профессиональной этики
Частично умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
В достаточном объеме умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
В полном объеме умеет демонстрировать знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики, строить образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
Частично владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
В достаточном объеме владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
В полном объеме владеет способностью организовать образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности, выстраивать образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
Частично знает основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ
В достаточном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
В полном объеме знает условия безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей сохранению жизни и здоровья обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами
Частично умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
В достаточном объеме умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
В полном объеме умеет разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой (ых) учебных дисциплин, планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки), программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
Частично владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
В достаточном объеме владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
В полном объеме владеет способностью разработки программ отдельных учебных предметов, в том числе
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
Частично знает формы, методы, приемы, средства и технологии организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
В достаточном объеме знает формы, методы, приемы, средства и технологии организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
В полном объеме знает формы, методы, приемы, средства и технологии организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
Частично умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
В достаточном объеме умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
В полном объеме умеет определять и формулировать цели и задачи учебной и воспитательной деятельности обучающихся, применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС
Частично владеет подходами, различными приемами мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
В достаточном объеме владеет подходами, различными приемами мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
В полном объеме владеет подходами, различными приемами мотивации и рефлексии при организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
Частично знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В достаточном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
В полном объеме знает духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
Частично умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
В достаточном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
В полном объеме умеет применять способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
Частично владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
В достаточном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
В полном объеме владеет способностью отбирать диагностические средства для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
Частично знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
В достаточном объеме знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
В полном объеме знает диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Частично умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
В достаточном объеме умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
В полном объеме умеет осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
Частично владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
В достаточном объеме владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
В полном объеме владеет способностью формулировать образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки, а также формулировать выявленные трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Частично знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В достаточном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В полном объеме знает психолого- педагогических технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
Частично демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
В достаточном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
В полном объеме демонстрирует умения дифференцированного отбора психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью эффективного осуществления профессиональной деятельности
Частично владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
В достаточном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
В полном объеме владеет психолого-педагогическими технологиями в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
Частично знает формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
В достаточном объеме знает формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
В полном объеме знает формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
Частично умеет определять состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, проводить отбор и применять формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной и внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
В достаточном объеме умеет определять состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, проводить отбор и применять формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной и внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
В полном объеме умеет определять состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, проводить отбор и применять формы, методы и технологии взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной и внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
Частично владеет способностью планировать и организовывать деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
В достаточном объеме владеет способностью планировать и организовывать деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
В полном объеме владеет способностью планировать и организовывать деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
Частично обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
В достаточном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
В полном объеме обладает специальными научными знаниями в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями и в предметной области
Частично умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
В достаточном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
В полном объеме умеет осуществлять трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
образовательными потребностями, урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
Частично владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
В достаточном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
В полном объеме владеет методами научно-педагогического исследования в предметной области, анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Частично знает основные экономические понятия: экономические ресурсы, товары и услуги, спрос , предложение , доходы, расходы, цена , деньги, прибыль, процент , риск , собственность, рынок , фирма, домохозяйство, государство, налог и, трансферы, инфляция, валовый внутренний продукт, экономический рост, сбережения , инвестиции и др.
В достаточном объеме знает основные экономические понятия: экономические ресурсы, товары и услуги, спрос , предложение , доходы, расходы, цена , деньги, прибыль, процент , риск , собственность, рынок , фирма, домохозяйство, государство, налог и, трансферы, инфляция, валовый внутренний продукт, экономический рост, сбережения , инвестиции и др.
В полном объеме знает основные экономические понятия: экономические ресурсы, товары и услуги, спрос, предложение , доходы, расходы, цена , деньги, прибыль, процент , риск , собственность, рынок , фирма, домохозяйство, государство, налог и, трансферы, инфляция, валовый внутренний продукт, экономический рост, сбережения , инвестиции и др.
Частично умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида (выбрать товар или услугу с учетом реальных финансовых возможностей, найти работу и согласовать с работодателем условия контракта, рассчитать процентные ставки, определить целесообразность взятия
кредита, определить способ хранения или инвестирования временно свободных денежных средств, определить целесообразность страхования и др)
В достаточном объеме умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида (выбрать товар или услугу с учетом реальных финансовых возможностей , найти работу и согласовать с работодателем условия контракта, рассчитать процентные ставки , определить целесообразность взятия
кр едита, определить способ хранения или инвестирования временно свободных денежных средств, определить целесообразность страхования и др)
В полном объеме умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла индивида (выбрать товар или услугу с учетом реальных финансовых возможностей , найти работу и согласовать с работодателем условия контракта, рассчитать процентные ставки , определить целесообразность взятия
кр едита, определить способ хранения или инвестирования временно свободных денежных средств, определить целесообразность страхования и др)
Частично владеет методами сбора и анали за информации, необходимой для принятия обоснованных решений в сфере управления личными финансами
В достаточном объеме владеет методами сбора и анали за информации, необходимой для принятия обоснованных решений в сфере управления личными финансами
В полном объеме владеет методами сбора и анали за информации, необходимой для принятия обоснованных решений в сфере управления личными финансами
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
Частично знает основные понятия, определения и принципы работы, используемые в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;
В достаточном объеме знает основные понятия, определения и принципы работы, используемые в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;
В полном объеме знает основные понятия, определения и принципы работы, используемые в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Частично умеет применять прикладное программное обеспечение, программные средства для решения задач профессиональной деятельности;
В достаточном объеме умеет применять прикладное программное обеспечение, программные средства для решения задач профессиональной деятельности;
В полном объеме умеет применять прикладное программное обеспечение, программные средства для решения задач профессиональной деятельности;
Частично владеет навыками поиска, сбора, хранения, обработки информации на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности.
В достаточном объеме владеет навыками поиска, сбора, хранения, обработки информации на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности.
В полном объеме владеет навыками поиска, сбора, хранения, обработки информации на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- организационные основы деятельности классного руководителя, учителя ОБЖ, воспитателя;
- формы, методы и методики организации учебной и досуговой деятельности детей.
использовать различные формы, методы и методики организации учебной и досуговой деятельности детей.
использовать различные формы, методы и методики организации учебной и досуговой деятельности детей.
к применению знаний основных положений педагогических теорий и концепций образования для построения оптимальной индивидуальной траектории развития школьника;
- к применению знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей и методов их исследования в практической деятельности;
- к реализации технологий воспитания при организации досуговой деятельности школьников;
- к взаимодействию с субъектами педагогического процесса;
- к непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности посредством формирования личностно и профессионально значимых компетенций
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Подготовительный этап:
– анализ психолого-педагогический литературы и Интернет-ресурсов по организационно-правовым аспектам деятельности учителя;
– составление педагогической копилки материалов, необходимых для выполнения заданий учебной практики (игры, конспекты клубных часов, спортивные и оздоровительные мероприятия, конкурсные программы, диагностические методики);
– создание комплекса диагностических материалов для изучения интересов и склонностей школьников, уровня их воспитанности и развития социальной сферы личности
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Проверка комплекса документов и материалов, необходимых для проведения практики (пакет нормативно-правовых документов, копилка игровых форм работы, перечень информационных ресурсов и литературных источников, копилка диагностических методик) /Пр/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Раздел 2. Организационный этап:
- для руководства деятельностью студентов назначаются координаторы из числа преподавателей кафедры.
– знакомство со спецификой деятельности в школе и группе;
– проведение инструктажа по организации жизнедеятельности школьников;
– анализ системы работы педагога и изучение документации
Проверка перспективного и индивидуального планов практиканта. /Пр/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Заполнение отчета и дневника практиканта /Ср/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Раздел 3. Исследовательский этап:
– анализ физиолого-гигиенического и педагогического аспектов учебно-воспитательного процесса;
– изучение интересов и склонностей школьников, уровня их воспитанности и развития социальной сферы личности
Проверка результатов диагностического исследования. /Пр/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Заполнение отчета и дневника практиканта /Ср/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Раздел 4. Основной этап:
– проектирование и реализация различных форм учебной (самоподготовка) и воспитательной (беседа, игра, конкурсная программа) работы в классе или группе продленного дня;
– реализация здоровьесберегающих технологий;
– организация режимных моментов в классе (прогулка, спортивный час, клубный час).
Контроль проектирования и реализации различных форм учебно-воспитательной работы /Пр/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Заполнение отчета и дневника практиканта /Ср/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Раздел 5. Заключительный этап:
– оформление и защита портфолио практики.
Защита портфолио практики. /Пр/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
Заполнение отчета и дневника практиканта /Ср/
ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ОПК-4 ОПК-5 ОПК-6 ОПК-7 ОПК-8
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Знакомство с образовательным учреждением
Задание 1.1. Во время первой встречи с администрацией выясните:
- К какому типу относится данное образовательное учреждение (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа с продленным днем и т.д.).
- Какие задачи по реализации процессов обучения и воспитания стоят перед педагогическим коллективом?
- Каковы основные идеи, реализуемые в педагогическом процессе учебного учреждения?
- Осуществляется ли связь учебного учреждения с учреждениями дополнительного образования? Каким образом?
- Каковы традиции школы?
2. Развитие педагогической наблюдательности и
коммуникативных умений
Задание 2.1. В 1-ый (2-ой) день практики проведите встречу – знакомство с детьми «Давайте познакомимся». Продумайте, как представитесь детям, что расскажите о себе, что спросите у них.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Задание 2.2. Понаблюдайте за поведением детей в классе, постарайтесь определить:
- кто в группе признан эрудитом;
- кто отличается завышенными притязаниями;
- кто – излишней застенчивостью;
- кто занимается с увлечением;
- кто потерял интерес к учению;
- есть ли в группе дети, играющие особые неофициальные роли (роль весельчака-юмориста и т.д.)
Свои наблюдения и выводы зафиксируйте в портфолио и побеседуйте с классным руководителем, задав ему вышеперечисленные вопросы, выясните правильность своих суждений:
• Если ваши выводы полностью совпали с мнением классного руководителя (воспитателя), вы обладаете педагогической наблюдательностью, умением анализировать поведение учащихся. Необходимо дальнейшее совершенствование этих умений.
• Если ваши выводы частично совпали с мнением классного руководителя – ваш уровень педагогической наблюдательности недостаточен. Возможно, для вас характерна интуитивность, выражающаяся в недостаточном умении анализировать особенности поведения учащихся. Необходима работа по развитию педагогической наблюдательности и умению анализировать педагогические явления.
• Если ваши выводы не совпали с мнением классного руководителя – для вас характерно отсутствие педагогической наблюдательности. Причиной этого может быть отсутствие сосредоточенности на педагогическом явлении, неумение анализировать педагогическое явление. Необходима серьезная работа по формированию вышеперечисленных умений. Поставьте перед собой задачу по самосовершенствованию в этом направлении, стремитесь к её реализации.
Задание 2.3. В беседе с классным руководителем выясните, кого он считает самым воспитанным, а кого – самым невоспитанным учеником в классе. Почему? После этого понаблюдайте за поведением этих учащихся в разных ситуациях. Зафиксируйте наблюдения в Портфолио. Дайте обоснованные комментарии оценкам классного руководителя.
Задание 2.4. Понаблюдайте в течение некоторого времени за 1-2 учениками в классе. Записывайте свои наблюдения. Сделайте выводы об уровне воспитанности и развитии тех или иных качеств личности, например, об их дисциплинированности, ответственности, коллективизме и т.д. Свои выводы сверьте с мнением учителей, которые хорошо знают этих учащихся.
Задание 2.5. Вспомните сложную педагогическую ситуацию, свидетелем которой вы стали. Проанализируйте эту реальную ситуацию с точки зрения мотивов её участников. Оцените, был ли оптимальным со стороны взрослого предпринятый выход их ситуации. Как бы вы поступили?
Задание 2.6. Понаблюдайте за собой, удается ли вам в ходе общения с учащимися вставать в рефлексивную позицию, т.е. посмотреть на себя глазами учеников. Какие выводы при этом вы делаете?
Задание 2.7. Составьте свой «коммуникативный портрет», какие вы предпочитаете задачи в общении, какие приемы и средства педагогических воздействий на учащихся для вас более характерны, охарактеризуйте свой стиль общения со школьниками.
5.2. Темы письменных работ
. Изучение реализации теории педагогического процесса на практике
Задание 3.1. Сделайте фотографию* трех уроков по следующей схеме:
Урок ________________________________________ в ___________ классе
Дата проведения _______________________________
Тема урока ________________________________________________
Цель, задачи урока __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
оборудование урока (наглядность, доска, ТСО, раздаточный материал и др.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
далее четко фиксируйте действия учителя и учащихся, отведенное на них время
→ По проведенным фотографиям уроков ответьте на вопросы, ответы сравните с изученной теорией педагогического процесса, сделайте выводы.
1 урок
- С чего начался урок? Что предпринял учитель для организации порядка в классе? Как прошла мобилизация внимания учащихся? Быстро ли включились учащиеся в познавательную деятельность?
- Какие методы обучения использованы учителем? Соответствуют ли они цели урока, возрастным особенностям учащихся, содержанию материала. Использовал ли учитель оригинальные методические приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся? Какие?
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
2 урок
- На какие принципы обучения опирался учитель в ходе урока? Чему это способствовало?
3 урок
- Какие функции педагогического процесса реализованы на уроке? В чем это выражалось?
→ На основе полученных выводов сформулируйте и обоснуйте свои предложения по организации и проведению урока.
Задание 3.2. Изучите класс на основе:
→ Бесед с учителем;
→ Бесед с учащимися;
→ Наблюдений за учащимися;
→ Анализа классной документации (журнала успеваемости)
Выясните:
- Как давно работает учитель с классом и насколько знает его;
- Как относятся учащиеся друг к другу;
- Интересуются ли они делами класса;
- Каков актив класса: кто входит в его состав, насколько авторитетны его члены, каковы взаимоотношения учителя с активом, кто из ребят помогает лучше других, кто вызывает тревогу, почему;
- Есть ли традиции в коллективе;
- Привлекает ли учитель родителей учащихся к своей работе;
- Какие интересные дела проведены (планируются провести в этом году).
→ На основе полученных данных попытайтесь составить первичную характеристику класса по образцу:
Общие сведения о коллективе (количество мальчиков и девочек); успеваемость (отличники, учащиеся требующие особой заботы); состояние дисциплины; краткая характеристика коллектива (сложился ли он, этап развития коллектива, дружный, трудолюбивый и т.д.); краткая характеристика актива.
Задание 3.3. Выясните характер отношения школьников к учебе (методом анкетирования, интервьюирования, беседы или др.), развития их познавательных интересов.
Вопросы для выяснения интересов, увлечений, склонностей могут быть самыми разными.
Например:
- Чем занимается школьник в свободное время?
- Какое у него любимое занятие?
- Чем больше всего он увлекается?
- Какие профессии привлекают его внимание и почему?
- Какие профессии не нравятся и почему?
- Какие книги он любит читать и почему?
- Какие фильмы (спектакли) смотрел в последнее время?
- Какой предмет ему больше всего нравится и почему?
- Если бы ему предложили на выбор: экскурсию по городу, в музей изобразительного искусства, посещение детского сада, поездку за город, экскурсию на завод, спортивное состязание, встречу с учащимися соседней школы – какое мероприятие он выбрал бы и почему?
Вопросы адаптируйте к возрасту учащихся. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы.
Задание 3.4. Проведите профориентационную работу с учащимися:
• Беседа об ФГБОУ ВО ЧГИФКиС
• Конференция «Учителем рождаются или становятся?»
• Проведение игры по теме ОБЖ.
5.3. Фонд оценочных средств
По итогам учебной практики проводится отчет практики. Защита практики перед комиссией. Зачет с оценкой представляет собой публичную защиту студентов. Защита проводится группой студентов в присутствии руководителей практики и студентов.
Знакомство с образовательным учреждением, администрацией школы.
Экскурсия по школе.
Распределение по классам. Знакомство с классным руководителем и классной документацией.
Знакомство с основными идеями, реализуемыми в педагогическом процессе, с задачами по реализации процессов обучения и воспитания и традициями образовательного учреждения.
Знакомство с классом.
Наблюдение за классом, составление первичной характеристики класса, беседа с классным руководителем, анализ собственных умений наблюдать и делать правильные выводы.
Наблюдение за собой в ходе общения с учащимися.
Фотография и анализ первого урока.
Оформление выводов.
Посещение уроков. Организация досуга детей на переменах.
Наблюдение за некоторыми учениками (анализ уровня их воспитанности и развития тех или иных качеств личности). Беседы с разными учителями и классным руководителем, сравнение своих выводов с их мнением.
Продолжение анализа собственного общения и поведения с учащимися (выделить задачи общения с учениками, приемы и средства характерные для вашего общения и педагогического воздействия на учеников)
Изучение и анализ успеваемости учащихся по классному журналу.
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Фотография второго урока, анализ принципов обучения, используемых учителем.
Организация досуга детей на переменах.
Характеристика собственного стиля общения с учащимися.
Беседа с учителем.
Подготовить анкету, интервью, вопросы для бесед с целью выяснения характера отношения школьников к учебе и их познавательных интересов.
Индивидуальные беседы с учащимися
Анализ информации, полученной в беседах с учащимися, оформление выводов.
Анализ сложной педагогической ситуации, обсуждение с классным руководителем.
Фотография третьего урока, анализ функций педагогического процесса, реализованных на уроке.
Проведение профориентационной работы с учащимися
Составление полной характеристики класса на основе всех собранных ранее сведений
Составление своего «коммуникативного портрета» на основе самонаблюдения.
1. Портфолио практики (Приложение 1)
2. Итоговый лист по учебной практике (Приложение 2)
3. Отчет–самоанализ (Приложение 3)
Приложение 1
ПОРТФОЛИО ПРАКТИКИ
Студента___________________________________________________________
Группы ___________________
Практика проводится в школе № __________ с. Чурапча
В ____________ классе
С _____________________________ по __________________________________
Координатор практики ________________________________________________
Классный руководитель _______________________________________________
Директор ____________________________________________________________
Завуч _______________________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________
Телефон ______________________
Приложение к Портфолио (фотографии* уроков, материалы по организации досуга детей: игры, конспекты клубных часов, спортивные и оздоровительные мероприятия, конкурсные программы, диагностические методики).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ СТУДЕНТА НА НЕДЕЛЮ
1 неделя
Дата Содержание деятельности студента Оценка выполненной работы
выводы и рекомендации
2 неделя
Дата Содержание деятельности студента Оценка выполненной работы
выводы и рекомендации
Приложение 2
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
Итоговый лист по учебной практике
Студента ___________________________________________________________
Допущен к практике (дата) ____________
Подпись координатора (кафедра безопасности жизнедеятелности)________
База практики _______________________________________________________
Класс_________________
Посещено уроков____________________
Воспитательных мероприятий ________________________
Проведено бесед с классным руководителем ___________________
Осуществлялось взаимодействие с учащимися на переменах (в группе продленного дня)___________________________________ (да, нет)
Классный руководитель ___________________________________
Ф.И.О. Подпись
Директор (Завуч) школы _______________________________________________
Рекомендации (отзыв о работе студента) ________________________________
Дата Место печати
Приложение 3
Отчет-самоанализ
1. Как вы думаете, чем интересна и чем сложна практика?
2. Какие виды работ, которые вызвали у вас затруднения?
3. Назовите наиболее удачные формы и методы работы в период практики.
4. Какие теоретические положения педагогики были реализованны в период практики?
5. Какие компетенции были закреплены вами в период практики.
6. Выскажите предложения по совершенствованию организации учебной практики.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Газина О. М., Яшина В. И., Алексеева М. М., Андрюшина И. И., Богданова В. В., Буллер Е. И., Буянова Т. А., Комиссарова Л. Н., Лебедева Е. Л., Павлова Л. И., Парамонова М. Ю., Радынова О. П., Степаненкова Э. Я., Фокина В. Г.
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: Учебное пособие для вузов
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Научная электронная библиотека
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поисковая система "Яндекс"
Поисковая система "Google"
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
официальный сайт Российской государственной библиотеки
официальный сайт Российской национальной библиотеки
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа.
Оборудование: проектор, экран, мультимедийный комплекс, колонка RBT (2шт), микрофон ArtthurForty (4 шт).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная аудитория на 100 мест
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Во время практики студент работает над составлением портфолио практики.
Портфолио практики содержит список учащихся, расписание звонков в школе расписание уроков класса, а также отражает содержание выполняемой работы и её оценку классным руководителем. Кроме того, портфолио используется студентом для ведения записей по наблюдению за учащимися, анализа педагогических ситуаций, по изучению организации педагогического процесса, фиксации хода проведенных бесед, их анализа, формулировки собственных выводов, анализа собственных педагогических качеств и постановки задач по саморазвитию и самосовершенствованию.
Оформление 1-ой страницы портфолио практики представлено в Приложении 1.
По итогам практики студентам выставляется дифференцированный зачет.
На протяжении всей практики студент выполняет систему заданий, направленных на решение задач педагогической практики.
В процессе учебной практики студенты используют следующие педагогические технологии: гуманно-личностные, технологии развивающего образования, воспитательные технологии (технология игры, конкурсной программы, прогулки), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, диагностические технологии, технологии анализа образовательного процесса, социально-педагогические технологии.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
• инновационность образовательного учреждения;
• соответствие действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области;
• наличие высококвалифицированных педагогических кадров;
• наличие в образовательном учреждении необходимой инфраструктуры (технической, материальной и т.д.).