МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
спортивной подготовки и национальных видов спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
Нетрадиционные виды спорта
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кпн, Доцент, Федоров Эдуард Павлович _________________
Нетрадиционные виды спорта
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Алексеев Василий Николаевич
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Василий Николаевич
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Василий Николаевич
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Василий Николаевич
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Алексеев Василий Николаевич
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
- создание у студентов целостного представления о нетрадиционных видах спорта, широкое внедрение различных новых и национальных видов спорта как, наиболее доступного, массового и высокоэффективного средства оздоровления, физического и нравственного совершенствования различных возрастных групп населения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Русский язык и культура речи
Базовые виды физической рекреации
Научно-методическая деятельность
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Физическая культура и спорт
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-5: Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков в учебно-тренировочном, рекреационно-оздоровительном и реабилитационном процессах, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению
Недостаточно знает:
- правила соревнований по ИВС, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий;
- основные показатели эффективной соревновательной деятельности в ИВС (соревновательной дисциплине);
Знает:
-правила соревнований по ИВС, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий;
- основные показатели эффективной соревновательной деятельности в ИВС (соревновательной дисциплине);
Хорошо знает:
- правила соревнований по ИВС, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий;
- основные показатели эффективной соревновательной деятельности в ИВС (соревновательной дисциплине);
разрабатывать и реализовывать собственный индивидуальный план тренировочной и соревновательной деятельности
- нормировать спортивную нагрузку на основе индивидуального уровня функциональной подготовленности организма спортсмена;
- применять эффективные средства и методы физического развития, совершенствования техники и тактики соревновательной деятельности, психологической подготовленности с учётом собственных индивидуальных особенностей;
разработки и реализации плана индивидуализированной тренировочной и соревновательной деятельности;
осуществления индивидуализированного учета и анализа результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности на этапах спортивной подготовки;
- участие в показательных выступлений на различных спортивно-массовых мероприятиях в ИВС;
- участия в судействе соревнования по ИВС.
ПК-8: Способен организовывать и проводить туристско-экологические, туристско-спортивные и туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения
методические основы разработки и применения контрольно-измерительных и контрольно-оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания;
- способы оценивания результатов освоения образовательной программы;
- основных информационных ресурсов в области физической культуры и спорта;
- методов педагогического контроля.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
объективно оценивать знания и умения, степень развития физических качеств, обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- оценивать личностные компетенции обучающихся;
находить и применять актуальную информацию с применением информационных образовательных ресурсов;
- разрабатывать учебные задания для оценивания предметных и метапредметных компетенций.
оценивания предметных и метапредметных образовательных результатов, формируемых в преподаваемом предмете «Физическая культура»;
оценивания образовательных результатов обучающихся с учетом требований ФГОС
применять в физическом воспитании средства и методы контроля результатов освоения образовательной программы.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной деятельности;
- эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта, освоение которых происходит в ходе занятий нетрадиционными видами спорта;
- планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно¬гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;
- о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков при занятиях нетрадиционными видами спорта;
- подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам.
- использовать в профессиональной деятельности актуальные приемы обучения и воспитания, разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и психологических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности;
- уметь использовать нетрадиционные виды спорта как средство физической культуры для решения, оздоровительных, воспитательных, образовательных задач;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования, используя нетрадиционные виды спорта.
- средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности;
- методикой разработки программ, режимов занятий по физической культуре населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Нетрадиционные виды спорта как средство физического воспитания и спорта.
Феномен возникновения интереса к нетрадиционным видам спорта.
Широкое внедрение нетрадиционных видов спорта как, наи-более доступного, массового и высокоэффективного средства оздоровления, физического и нравственного совершенствования различных возрастных групп населения.
/Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Процесс становления нового вида спорта: выявление факторов, влияющих на процесс становления новых видов спорта, определение и характеристика этапов становления нового (нетрадиционного) вида спорта. Проблема определения этапов становления новых (нетрадиционных) видов спорта
Факторы, определяющие эффективность развития нового (нетрадиционного) вида спорта в нашей стране. «Олимпийская перспектива» вида спорта.
Реализация этапов становления на национальном и региональном уровнях.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности занятий нетрадиционными видами спорта с детьми различного возраста в связи с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 2. Процесс
становления
новых
(нетрадиционных) видов спорта в России
Процесс становления нового вида спорта: выявление факторов, влияющих на процесс становления новых видов спорта, определение и характеристика этапов становления нового (нетрадиционного) вида спорта. Проблема определения этапов становления новых (нетрадиционных) видов спорта
Факторы, определяющие эффективность развития нового (нетрадиционного) вида спорта в нашей стране. «Олимпийская перспектива» вида спорта.
Реализация этапов становления на национальном и региональном уровнях.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 3. Развитие нетрадиционных видов спорта среди населения.
Социальные интересы в сфере физической культуры и спорта. Уровень государственного финансирования спортивных интересов населения. Возможности населения по уровню оплаты спортивных услуг. Новые тенденции в развитии физкультуры и спорта. Условия развития нетрадиционных видов спорта в России. Социальные аспекты развития нетрадиционных и национальных видов спорта среди молодежи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 4. Нетрадиционные виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр (гольф, керлинг)
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
История возникновения, современное состояние и перспективы развития гольфа и керлинга в России и за рубежом.
Гольф и керлинг как вид спорта и средство физического воспитания.
Особенности занятий этими видами спорта. Место проведения, экипировка и инвентарь. Правила соревнований. Методика судейства соревнований.
Техника и тактика. Классификация технических приемов и тактических действий. Характеристика физической подготовки. Развитие основных и специальных физических качеств, необходимых для игр гольф и керлинг.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 5. Городошный спорт. Теория и методика обучения городошному спорту.
История возникновения, современное состояние и перспективы развития городошного спорта в России и за рубежом.
Городошный спорт как вид спорта и средство физического воспитания.
Особенности занятий городошным спортом. Место проведения, экипировка и инвентарь. Правила соревнований. Методика судейства соревнований по городошному спорту.
Техника и тактика. Классификация технических приемов и тактических действий. Характеристика физической подготовки. Развитие основных и специальных физических качеств городошников. Организация занимающихся в процессе физической подготовки.
Взаимосвязь физической подготовки с технической.
Методика обучения городошному спорту. Броски биты в цель, выбивание фигур. Способы бросков биты: локтевой и плечевой. Техника лобового удара. Броски с кона и полукона.
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по городошному спорту.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Развитие городошного спорта в России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 6. Технико-тактическая подготовка городошников. Организация и проведение соревнований по городошному спорту.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Организация и проведение соревнований по городошному спорту. Подготовка мест для соревнований.
Методика судейства соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Документация при проведении соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Правила ведения протокола соревнований. Таблицы соревнований.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Организация и проведение соревнований по городошному спорту /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 7. Русская лапта. Теория и методика обучения русской лапте.
История возникновения, современное состояние и перспективы развития русской лапты в России и за рубежом. Русская лапта как средство физического воспитания и вид спорта. Особенности занятий русской лаптой.Место проведения, экипировка и инвентарь. Правила соревнований.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий русской лаптой. Взаимосвязь физической подготовки с технической.
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий. Подвижные игры и эстафеты. Организация занимающихся в процессе физической подготовки.
Техника и тактика. Классификация технических приемов и тактических действий.
Методика обучения русской лапте.
Теория и методика обучения русской лапте. Последовательность обучения технике и тактике в русской лапте.
Организация соревнований по русской лапте. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по русской лапте.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Русская лапта на уроках физической культуры со школьниками разного возраста. Специфика задач, средств и методики обучения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Классификация технических приемов в русской лапте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Раздел 8. экипировка и инвентарь. Правила соревнований.
Развитие физических качеств, необходимых для занятий русской лаптой. Взаимосвязь физической подготовки с технической.
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий. Подвижные игры и эстафеты. Организация занимающихся в процессе физической подготовки.
Техника и тактика. Классификация технических приемов и тактических действий.
Методика обучения русской лапте.
Теория и методика обучения русской лапте. Последовательность обучения технике и тактике в русской лапте.
Организация соревнований по русской лапте. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по русской лапте.
Развитие физических качеств необходимых для выполнения технических приемов в лапте. Подготовительные и подводящие упражнения. Игры и игровые упражнения, способствующие овладению техникой. Применение подготовительных упражнений в процессе обучения техническим приемам лапты. Методика обучения стойкам и перемещениям, ловле мяча. Методика обучения передачам мяча, осаливанию игроков. Перебежки. Самоосаливание. Переосаливание. Методика обучения подачам мяча в лапте. Обучение хвату биты. Обучение ударам, снизу, сверху, сбоку /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика обучения техническим приемам в русской лапте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Тактика игры в русской лапте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 9. Тактическая подготовка в русской лапте.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Игровое поле. Площадка нападающего. Индивидуальные тактические действия при подаче. Групповые тактические действия в нападении: ловля, передача, осаливание. Командные тактические действия в нападении. Переход от нападения к защитным действиям.
Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в защите - перехват, передача - переход от защитных действий к нападению. Командные тактические действия
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика обучения тактическим действиям в русской лапте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 10. Организация и проведение соревнований по русской лапте. Методика судейства.
Организация и проведение соревнований по русской лапте. Подготовка мест для соревнований.
Методика судейства соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Документация при проведении соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Правила ведения протокола соревнований. Таблицы соревнований.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Гигиенические требования к инвентарю, оборудованию, к одежде занимающегося на занятиях по русской лапте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по русской лапте. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 11. Бадминтон.
Теория и методика
обучения
бадминтону.
История возникновения и развития бадминтона. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
История возникновения, современное состояние и перспективы развития бадминтона.
Характеристика бадминтона как вида спорта и средства физического воспитания. Особенности занятий бадминтоном. Место проведения занятий по бадминтону, экипировка и инвентарь. Правила соревнований. Методика судейства соревнований по бадминтону в одиночном и парном разрядах.
Техника и тактика. Методика обучения техническим приемам и тактическим действиям.
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по городошному спорту.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 12. Физическая
подготовка
бадминтонистов
Характеристика физической подготовки. Развитие основных и специальных физических качеств игроков в лапту. Взаимосвязь физической подготовки с технической.
Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий. Подвижные игры и эстафеты. Организация занимающихся в процессе физической подготовки.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Техника игры в бадминтон. Классификация /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Особенности проведения занятий по бадминтону в общеобразовательной школе, спортивной секции, вузе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 13. Техническая
подготовка
бадминтонистов.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Развитие физических качеств необходимых для выполнения ударов в бадминтоне. Подготовительные и подводящие упражнения. Игры и игровые упражнения, способствующие овладению техникой. Применение подготовительных упражнений в процессе обучения техническим приемам бадминтона. Обучение стойкам игровым, при подачах, при приемах; правосторонние и левосторонние; высокие, средние и низкие. Передвижения: вперед, назад, в сторону; переменным, приставным, скрестным шагом. Остановки шагом, скачком. Обучение технике подач и ударов. Удары: не фронтальные, фронтальные; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу; высокие, высокие атакующие, нападающие, плоские, короткие. Подачи: высокие, высокие атакующие, нападающие, плоские, короткие; закрытой, открытой стороной ракетки; сверху, сбоку, снизу. Техника ударов сверху (смеш) и снизу (свеча). Учебные одиночные и парные игры. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика обучения тактике игры в бадминтон. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Индивидуальные тактические действия при подаче. Индивидуальные тактические действия при приеме подач. Использование различных ударов (свеча, смеш, коротких, укороченных, длинных) в зависимости от игровой ситуации и возможностей соперника. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика обучения технике бадминтона. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 14. Тактическая подготовка бадминтонистов.
Индивидуальные тактические действия при подаче. Индивидуальные тактические действия при приеме подач. Использование различных ударов (свеча, смеш, коротких, укороченных, длинных) в зависимости от игровой ситуации и возможностей соперника. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Методика судейства в бадминтоне /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 15. Организация и проведение соревнований в одиночном и парном разряде.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Организация и проведение соревнований по бадминтону в одиночном и парном разряде. Подготовка мест для соревнований.
Методика судейства соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Документация при проведении соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Правила ведения протокола соревнований. Таблицы соревнований.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Организация и проведение соревнований по бадминтону. Составление положения, заявок на участие в соревнованиях. Заполнение протоколов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 16. Теннис. Теория и методика обучения теннису.
История возникновения, современное состояние и перспективы развития тенниса.
Характеристика тенниса как вида спорта и средства физического воспитания. Особенности занятий теннисом. Место проведения занятий по теннису, экипировка и инвентарь. Правила соревнований. Методика судейства соревнований по теннису в одиночном и парном разрядах.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
18. Методика обучения технике и тактике игры в теннис. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Методика обучения тактическим действиям в теннисе. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 17. Технико-тактическая и физическая подготовка теннисистов.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Характеристика физической подготовки теннисистов. Развитие основных и специальных физических качеств теннисистов. Взаимосвязь физической подготовки с технической. Развитие физических качеств необходимых для выполнения технических приемов в теннисе. Подготовительные и подводящие упражнения. Развитие скоростных качеств, быстроты ответных действий.
Методы тренировки целевой точности.
Игры и игровые упражнения, способствующие овладению техникой. Применение подготовительных упражнений в процессе обучения техническим приемам.
Тактические действия при подачах. Тактические действия при приеме подач. Тактика отбивания мяча слёта, с отскока. Применение различных ударов в зависимости от положения и возможностей соперника. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по теннису.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Тактика игры в теннис. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Техника игры в теннис. Классификация. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Раздел 18. Организация и проведение соревнований по теннису в одиночном и парном разряде. Методика судейства.
Организация и проведение соревнований по теннису. Особенности проведения соревнований в одиночном и парном разряде. Подготовка мест для соревнований.
Методика судейства соревнований. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Документация при проведении соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Правила ведения протокола соревнований. Таблицы соревнований.
/Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Документы для проведения соревнований по теннису. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Раздел 19. Дартс. Методика обучения.
Организация и проведение соревнований по сквошу.
История возникновения, современное состояние и перспективы развития игры в дартс.
Характеристика игры в дартс как вида спорта и средства физического воспитания.
Место проведения занятий, экипировка и инвентарь. Правила соревнований.
Развитие основных и специальных физических качеств, необходимых для игры в дартс.
Техника и тактика. Методика обучения техническим приемам и тактическим действиям.
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по дартсу.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 20. Сквош. Методика обучения.
Организация и проведение соревнований по сквошу.
История возникновения, современное состояние и перспективы развития игры в сквош.
Характеристика игры в сквош как вида спорта и средства физического воспитания. Место проведения занятий, экипировка и инвентарь. Правила соревнований.
Развитие основных и специальных физических качеств, необходимых для игры в сквош.
Техника и тактика. Методика обучения техническим приемам и тактическим действиям.
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по сквошу.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 21. Сепактакрау. Характеристика. Основные правила. Методика обучения.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
История возникновения, современное состояние и перспективы развития сепактакрау.
Характеристика сепактакрау как вида спорта и средства физического воспитания.
Особенности занятий сепактакрау. Место проведения занятий, экипировка и инвентарь. Правила соревнований.
Развитие основных и специальных физических качеств, необходимых для игры в сепактакрау.
Методы тренировки целевой точности.
Техника и тактика. Методика обучения техническим приемам и тактическим действиям.
Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по сепактакрау.
/Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 22. Защита рефератов
Каждый студент готовит реферат по виду спорта из перечня тем рефератов и выступает с докладом и презентацией в течение 5 мин. Коллективное обсуждение 3-4 мин. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2 Л3.3 Л3.4 Л3.5
Э1 Э2 Э3 Э4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень вопросов к зачету.
1. История возникновения и развития бадминтона.
2. Бадминтон как вид спорта и средство физического воспитания.
3. Организация и проведение соревнований по городошному спорту.
4. Городошный спорт. Место проведения занятий, инвентарь.
5. Техника игры в бадминтон. Классификация.
6. Техника игры в теннис. Классификация.
7. Методика обучения технике бадминтона.
8. Тактика игры в бадминтон.
9. Методика обучения тактике игры в бадминтон.
10. Тактика игры в теннис.
11. Методика обучения тактическим действиям в теннисе.
12. Тактика игры в русской лапте.
13. Методика обучения тактическим действиям в русской лапте.
14. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по русской лапте.
15. Городошный спорт. Основные правила соревнований.
16. Физическая подготовка бадминтонистов.
17. Методика обучения стойкам, перемещениям, передачам в русской лапте.
18. Обучение игровой и соревновательной деятельности теннисистов.
19. Физическая подготовка игроков в лапту.
20. Теннис. Основные правила игры.
21. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по теннису.
22. Гигиенические требования к инвентарю, оборудованию, к одежде занимающегося на занятиях по русской лапте.
23. Организация судейства соревнований по теннису. Работа секретариата и обязанности судей.
24. Организация и проведение соревнований по бадминтону. Составление положения, заявок на участие в соревнованиях. Заполнение протоколов.
25. Физическая подготовка теннисистов.
26. Обязанности тренера, капитана команды. Определение победителя игры в русской лапте.
27. Методика обучения технике и тактике игры в теннис.
28. Методика судейства в бадминтоне.
29. Организация и проведение соревнований по теннису.
30. Русская лапта на уроках физической культуры со школьниками разного возраста. Специфика задач, средств и методики обучения.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
31. Методика исправления ошибок при обучении технике нетрадиционных видов спорта.
32. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях и при проведении соревнований по городошному спорту.
33. Особенности проведения занятий по бадминтону в общеобразовательной школе, спортивной секции, вузе.
34. Особенности занятий нетрадиционными видами спорта с детьми различного возраста в связи с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в организме.
5.2. Темы письменных работ
Темы рефератов
1. Бейсбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
2. Гольф. История гольфа. Общая информация. Правила, инвентарь, поле для гольфа. Термины гольфиста. Методика обучения.
3. Сквош. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
4. Софтбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
5. Сепактакрау. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
6. Стритбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
7. Хитбол. История. Общая информация. Правила снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
8. Нетбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
9. Регбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
10. Русская лапта. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры.
11. Керлинг. Общие сведения. История керлинга. Правила игры. Игровая площадка, инвентарь и экипировка игроков. Терминологический словарь. Методика обучения.
12. Городошный спорт. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
13. Сокс (футбэг). История. Общая информация. Чем играть. Тонкости мастерства или «фишки». Снаряжение. Культура и этикет сокс.
14. Дартс. История. Общая информация. О дротиках и о мишенях игры в дартс. Правила игры. Этикет. Методика обучения.
15. Флорбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения
16. Хоккей на траве. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
17. Бич-гандбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
18. Ринкбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
19. Хоккей с мячом. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
20. Мини-волейбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
21. Мини-баскетбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
22. Корфбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
23. Кернтбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
24. Фаустбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
25. Пляжный футбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
26. Пляжный волейбол. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
27. Теннис. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
28. Настольный теннис. История. Общая информация. Правила, снаряжение, площадка для игры. Методика обучения.
29. Бадминтон. История. Характеристика игры. Правила, снаряжение, площадка для игры.
Объем работы - 10-15 страниц, работа сдается в бумажном варианте после защиты.
5.3. Фонд оценочных средств
Проверка знаний студентов осуществляется на практических занятиях (текущий контроль). Тестируются практические навыки и умения организации спортивно-оздоровительной работы среди различных возрастно-половых групп населения.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Под ред.Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова
Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ.вузов ФКиС
[верный путь к достижению наилучших результатов... Шаг за шагом: Искусство игры в теннис
М.,. АСТ Астрель 2004, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Готовцев Е. В., Германов Г. Н., Машошина И. В.
Русская лапта на уроках физкультуры в школе: Учебное пособие
Аветисян А. К., Сенглеев В. Б.
Олимпийский пьедестал России. Зимние виды спорта. 1908–2010 гг.: Справочник
Москва: Советский спорт, 2014
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Спортивные игры 2-е издание
Бадминтон Правила соревнований: : Физкультура и спорт
6.1.3. Методические разработки
Быченков С. В., Везеницын О. В.
Теннис: Методический сборник
Саратов: Вузовское образование, 2016
Москва: Белый город, 2014
Валетов М. Р., Наумова Н. П., Смородин В. В.
Настольный теннис в практике физического воспитания студентов вузов: Методические рекомендации
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2005
Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе: Учебное пособие
Москва: Издательство «Спорт», 2016
Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры(история и современность): Материалы 17 Олимпийск.научной сессии молодых ученых и студентов, посвящ. 110-летию современных Олимпийск. игр 1-2 февр. 2006 г. Москва.
М.: Советский спорт, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Спортивная Россия: Национальная информационная(все виды спорта)
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
официальный сайт Московского государственного университета экономики, информатики и статистики
Поиск книг в электронных библиотеках
Диссертации и авторефераты
Деловые статьи и Интернет-сервисы
Issuu – Publications All categories – Most popular
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Отличительной особенностью данного курса является то, что большинство положений специализированной подготовки студента требует базовых умений владения многообразием различных видов физкультурной рекреации.
В связи с этим необходимо использовать практические занятия на местности, в спортивном зале с использованием наиболее распространенных методик и инвентаря, обеспечивающих качественное выполнение учебных заданий.
В учебном процессе, помимо чтения лекций, широко используются активные и интерактивные формы (разбор конкретных ситуаций, обсуждение отдельных занятий), показ видео материалов. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.
На лекционных занятиях закладываются основы знаний по теории и методике нетрадиционных видов спорта, формируется фундамент для последующего усвоения студентами учебного материала, методики обучения.
Практические занятия формируют профессиональные умения и навыки. Они предусматривают овладение методическими приемами обучения, подбора игр и упражнений, основами методики тренировки. Основные задачи практической формы занятий - углубление профессиональных знаний и овладение навыками их применения в реальной практической деятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов направлена на изучение теоретических вопросов, подготовку к практическим занятиям, разработку планов-конспектов занятий, написание реферата по одному из нетрадиционных видов спорта.
Формы работы, формирующие у студента общекультурные компетенции:
- Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
- Самостоятельная работа с литературой, написание рефератов формируют способность анализировать социальные проблемы, умение использовать полученные навыки на практике в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
- Различные виды учебной работы, включая самостоятельную работу студента, способствуют овладению культурой мышления, способностью в письменной и устной речи логически правильно оформить его результаты; готовностью к формированию системного подхода к анализу информации, восприятию инноваций; формируют способность и готовность к самосовершенствованию, самореализации, личностной и предметной рефлексии.
- Различные виды учебной деятельности формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно¬образовательные технологии.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов, которая включает участие студентов в практической работе по организации и судейству соревнований, работе в спортивных кружках с детьми, спортивно-оздоровительных походах.
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа профессиональной информации;
2) формирование навыков реализации средств и методов нетрадиционных видов спорта физкультурно-рекреационной деятельности;
3) развитие и совершенствование способностей к принятию решений и их реализации;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении профессиональных проблем.
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу научные статьи по проблемам физкультурной рекреации. Результаты работы с текстами обсуждаются на практических занятиях.
Для развития навыков самостоятельной работы студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и научно-методической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется на практических занятиях при проведении студентами части занятия по разработанному плану-конспекту и его коллективного обсуждения.