2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Мониторинг физического состояния человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
спортивной подготовки и национальных видов спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мониторинг физического состояния человека
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
161
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
161
161
161
161
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
ст .преподаватель, Шадрина О.В. _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Мониторинг физического состояния человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

спортивной подготовки и национальных видов спорта
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
здоровья человека, овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности различных групп населения на разных этапах онтогенеза. Также целью курса является формирование готовности творческого использования научно-методического, учебного и организационного опыта в работе будущего, преподавателя-исследователя, специалиста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Педагогическая
2.1.2
Теория и методика физической культуры
2.1.3
Общая экология
2.1.4
Ознакомительная
2.1.5
Анатомия и морфология человека
2.1.6
Организационная
2.1.7
Базовые виды физической рекреации
2.1.8
Математическая обработка данных
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Компьютерные технологии в науке и образовании
2.2.3
Спортивный пешеходный туризм (дистанция и маршрут)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-7: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
 
Знать:
 
Уровень 1
важнейшие методы проведения педагогического контроля
 
Уровень 2
понятие допинга, история борьбы с допингом в спорте, общие принципы борьбы с допингом, ущерб, наносимый допингом идее спорта;
 
Уровень 3
важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля, профилактику травматизма;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
ориентироваться в положениях нормативных актов, регулирующих принципы борьбы с допингом, процедуру допинг-контроля, правовые последствия применения допинга, способы защиты прав спортсмена;
 
Уровень 2
ориентироваться в списке запрещенных к использованию веществ и методов, самостоятельно отслеживать изменения "запрещенного списка";
 
Уровень 3
раскрывать проблему злоупотребления наркотиков и допинга в социальном, психолого-педагогическом и медико-биологическом контексте;
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
опыт анализа положений нормативных актов, отражающих антидопинговую работу международных и национальных организаций;
 
Уровень 2
опыт анализа проблем допинга применительно к отдельному виду спорта;
 
Уровень 3
опыт планирования мероприятий по профилактике применения допинга со спортсменами, учениками, родителями, студентами, формированию у обучающихся мотивации к занятиям избранным видом спорта на принципах честной спортивной конкуренции.
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять контроль программ, режимов занятий по спортивно-оздоровительному туризму, физической рекреации и реабилитации населения, подбирать на основе их анализа соответствующие средства и методы реализации программ
 
Знать:
 
Уровень 1
осуществлять контроль  занятий по спортивно-оздоровительному туризму
 
Уровень 2
программы занятий по физической рекреации и реабилитации населения
 
Уровень 3
соответствующие методы физической рекреации  и реабилитации населения
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
организовать режим занятий по спортивно-оздоровительному туризму
 
Уровень 2
организовать занятия по рекреации и реабилитации населения разного пола и возраста
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Уровень 3
подбирать на основе анализа соответствующие средства рекреации и спортивно-оздоровительного туризма
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
навыками составления режима занятий по восстановлению физических качеств ,занимающихся физической культуры
 
Уровень 2
планировать занятия по спортивно -оздоровительному туризму
 
Уровень 3
подбирать соответствующие средства и методы реализации программы
 
 
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
Уровень 1
методику замеров,расчетов измерения
 
Уровень 2
проводить тестирование занимающихся
 
Уровень 3
определить уровень физического развития
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
организовать комплексного мониторинга
 
Уровень 2
проводить проб и тестов по определению показателей физического развития
 
Уровень 3
провести расчет показателей физического состояния
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
навыками проведения мониторинга физического состояния
 
Уровень 2
анализ сравнить результатов мониторинга.дать оценку и проследить за динамикой
 
Уровень 3
дать рекомендации по состоянию физического состояния,
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
правильно понимать законы формирования, сохранения высокого уровня физического статуса человека на разных этапах онтогенеза;
3.1.2
знаний о возможностях и особенностях осуществления мониторинга физического развития, двигательных способностей человека в разнообразных формах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура, двигательная рекреация);
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
умений обрабатывать, анализировать, обобщать и интерпретировать материалы научной информации, полученной в результате осуществления мониторинга физического развития, физической подготовленности занимающихся физической культурой и спортом
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыков проведения научных исследований, помогающих оценить уровень физического развития, физической подготовленности, психомоторных параметров, а также уровня здоровья человека с учетом пола, возраста, характера двигательной активности;
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. лекция.Понятие, цель и задачи мониторинга в процессе занятий физической культурой и спортом. Программно-документационное обеспечение мониторинга.

 
1.1
Понятие, цель и задачи мониторинга в процессе занятий физической культурой и спортом. Программно-документационное обеспечение мониторинга. /Лек/

2
ОПК-7 ОПК-8
4
0
 
1.2
Методы оценки

показателей

физического

развития.

/Лек/

2
ОПК-7 ОПК-8
4
0
 
 
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Раздел 2. Основные разделы и направления единой системы оценки параметров здоровья и физического состояния при занятиях физической культурой и спортом

 
2.1
Основные разделы и направления единой системы оценки параметров здоровья и физического состояния при занятиях физической культурой и спортом /Пр/

2
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
2.2
Оценка уровня физического развития и конституциональных особенностей. /Пр/

2
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
2.3
Самостоятельное тестирование и самоконтроль уровня функционального состояния кардиореспираторной системы в процессе занятий физической культурой и спортом  /Пр/

1
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
2.4
Оценка индивидуально-типологических особенностей.  /Пр/

1
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
 
 
Раздел 3. Самостоятельное тестирование и самоконтроль уровня функционального состояния кардиореспираторной системы в процессе занятий физической культурой и спортом 

 
3.1
Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.2
Морфофункциональные характеристики и особенности мониторинга этих показателей у девушек и женщин в процессе занятий физической культурой и спортом /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.3
Обзор существующих методик оценки типа телосложения. Изменение параметров телосложения под влиянием спортивной тренировки /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.4
Мониторинг параметров, отражающих биологический возраст зрелых и пожилых людей в процессе занятий физической культурой /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.5
Ознакомление с методикой составления нормативных таблиц и шкал показателей физического развития для детей и подростков с учетом возраста, пола, региона проживания /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.6
Методика проведения массового тестирования различных групп населения в лабораторных и естественных условиях /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.7
Самостоятельное тестирование и самоконтроль уровня физического развития в процессе занятий физической культурой и спортом /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.8
Методика проведения лонгитьюдинальных исследований различных параметров физического состояния в процессе занятий физической культурой и спортом /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.9
Оценка уровня развития быстроты (методика педагогического тестирования) в различных возрастных группах /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.10
Оценка уровня развития силы (методика педагогического тестирования) в различных возрастных группах /Ср/

16
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.11
Оценка уровня развития выносливости (методика педагогического тестирования и функциональные пробы) в различных возрастных группах /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.12
Оценка уровня развития гибкости (методика педагогического тестирования) в различных возрастных группах /Ср/

10
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.13
Оценка уровня развития координационных способностей (методика педагогического тестирования) в различных возрастных группах /Ср/

9
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.14
Методика оценки психомоторных параметров в процессе занятий физической культурой и спортом (скорость реакции, точность, различительная чувствительность по параметрам движения, двигательная память) /Ср/

8
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.15
Методика определения психомоторных способностей в естественных и лабораторных условиях /Ср/

9
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
3.16
Мониторинг показателей физического и психологического состояния в течение соревновательного периода в различных видах спорта /Ср/

9
ОПК-7 ОПК-8 ОПК-9
4
0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету: 1. Механизмы адаптации организма человека к физическим нагрузкам. 2. Контроль функционального состояния спортсмена. Принципы физиологического тестирования в спорте. 3. Kлacсификация физических упражнений. Аналитические и синтетические классификации. 4. Физиологическая характеристика циклической работы максимальной и субмаксимальной мощности. 5. Физиологическая характеристика циклической работы большой и умеренной мощности 6. Физиологическая характеристика ациклических движений, их классификация. 7. Физиологическая характеристика предстартового состояния. Формы проявления предстартового состояния. Пути коррекции предстартового состояния. 8. Физиологическая характеристика разминки. Общая и специальная разминка. Физиологическая характеристика процесса врабатывания. 9. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности: устойчивое состояние. «Истинное» и «ложное» устойчивое состояние. «Мертвая точка», «Второе дыхание». 10. Утомление. Фазы утомления. Механизм развития утомления. Роль различных уровней регулирования в развитии утомления. 11. Механизмы развития утомления при физических упражнениях различной длительности. 12. Физиологическая характеристика процессов восстановления. Средства, ускоряющие восстановление. 13. Физиологические характеристики и общие механизмы развития двигательных качеств. 14. Физиологическая характеристика силы, виды силовой тренировки. Физиологическая характеристика быстроты. 15. Тренировка быстроты и ее компонентов. 16. Физиологическая характеристика скоростно-силовой тренировки. 17. Физиологическая характеристика ловкости, принципы тренировки. 18. Физиологическая характеристика гибкости, принципы тренировки. 19. Физиологическая характеристика выносливости. Аэробная и анаэробная производительность. Методы тренировки выносливости. Фартлек. 20. Спортивный отбор, его виды и этапы. Критерии и методы прогнозирования спортивных способностей. 21. Работоспособность человека в условиях пониженного атмосферного давления. Выполнение физических упражнений в условиях высокогорья. 22. Работоспособность человека при повышенной и пониженной температуре и влажности. 23. Физиологические основы спортивной тренировки женщин. Особенности двигательного аппарата и развития 
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
физических качеств. 24. Влияние биологического цикла на работоспособность спортсменок. 25. Физиологические основы спортивной тренировки детей и подростков. Возрастное развитие двигательных качеств. 26. Здоровье и здоровый образ жизни. Роль физической культуры в сохранении здоровья. Основные группы препаратов, разрешенные к применению в спорте. 27. Характеристика синдромов перенапряжения у спортсменов и меры их профилактики. 28. Фармакологическая поддержка спортсменов на различных этапах тренировочного процесса. 29. Основные группы допингов, их характеристика и последствия их применения для здоровья спортсмена. Понятие генетического допинга. 30. Основы антидопингового кодекса. Порядок осуществления антидопингового контроля.
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
-правильно понимать законы формирования, сохранения высокого уровня физического статуса человека на разных этапах онтогенеза; -  знаний о возможностях и особенностях осуществления мониторинга физического развития, двигательных способностей человека в разнообразных формах физической культуры (спорт, физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура, двигательная рекреация);
 
СРС опрос тест
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
chrome
6.3.1.4
ABBYY finereader
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №104.
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного осуществления необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование ее объема в учебных планах кафедры и методической службой вуза. Обычно под СРС понимается планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическим руководстве преподавателя, но  без его непосредственного участия. Она предназначена не только для овладения знаниями по определенным дисциплинам, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной и профессиональной деятельности, способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Дидактические задачи самостоятельной работы студентов состоят прежде всего в том, чтобы : - закреплять знания и умения, полученные в часы аудиторных занятий; - расширять и углублять их; - формировать умения и навыки самообразования; - развивать познавательную активность, самостоятельность мышления и    творческие способности обучаемых. Самостоятельная работа как бы завершает решение задач всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как некоторую совокупность  умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы – по9дготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, написание рефератов, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе – выполнение дипломного проекта т подготовка к сдаче государственного экзамена. Для того, чтобы эти и другие виды самостоятельной работы  были эффективными, они должны стимулироваться соответствующими временными и содержательными графиками, систематически контролироваться преподавателями, методически обеспечиваться учебными пособиями  учебно-методическими разработками. В настоящее время в вузах существует две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно СРС, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории. Другой вид самостоятельной работы, получающий все большее распространение – это аудиторная самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя. На таких занятиях, преподаватель не читает лекций, не проводит семинаров и лабораторных работ, т.е. не является источником первичной содержательной информации. Эту информацию студенты добывают сами, пользуясь рекомендованными пособиями и учебно-методическими материалами. В аудитории преподаватель присутствует для организации аудиторной работы студентов, оказания им научно-теоретической и методической помощи, проведения преимущественно индивидуальных консультаций, осуществления контроля. В некоторых случаях на таких занятиях  возможно обсуждение подготовленных студентами  рефератов, кратких научных сообщений и аннотаций.