Оба процесса взаимосвязаны и имеют свои закономерности. Понимание начинается с выделения главного. Существенного. Это то, что характеризирует материал с точки зрения теоретической или практической значимости.
Далее – установление логических связей между главными положениями. Логические связи – это причинно- следственные связи. Например, одно понятие является следствием другого. Связи могут быть по сходству и различиям, по противоположностям.
И еще – увязать новый материал с ранее изученным. Запоминание – трудоемкий процесс. Необходимо научиться таким приемам продуктивного запоминания:
а) повторение понятого материала до запоминания. Различают логическое и механическое запоминание;
б) при повторении предпочтение отдают припоминанию, т.е. воспроизведению в памяти учащегося материала, а не узнаванию, т.е. воспроизведению читаемого текста в памяти при повторном его восприятии. Припоминание всегда более эффективно, чем узнавание;
в) на прочность запоминания оказывает влияние полнота воспроизведения, т.е. количество органов чувств, участвующих в восприятии (зрительных, слуховых, двигательных органов чувств)
Существует три способа повторения:
- концентрированный способ, когда одно повторение следует за другим, пока материал не запомнится;
- повторение с разделением на части, когда читается полный текст, затем содержание разбивается на логические части, затем запоминается каждая из частей, далее - текст воспроизводится целиком;
- комбинированный способ, когда совмещаются два предыдущих, т.е. заучивание в целом и по частям. Текст читается полностью (уясняется его общий смысл). Выделяются существенные положения, между которыми устанавливаются логические связи. Проводится членение текста на смысловые части и заучивание каждой части. После этого – Воспроизведение в памяти материала в целом. Учащемуся необходимо помнить, что через 1 час в памяти остается 44% заученных слогов. Через 2 дня – 25%. Оставшаяся в памяти часть слогов забывается медленнее.
Опытами американских ученых показано: через 3-4 дня у учащихся в памяти остается только 45, 3% материала, усвоенного на лекции. Через неделю 34,6%. Через 2 недели 30,6%. Через 8 недель – 24,1%.
2.2.3. Конспектирование, составление плана тезисов.
Важным этапом самостоятельной работы учащихся является составление плана прочитанного. Он оказывает влияние на выделение главного, установление связи между частями. Существуют следующие типы планов:
1. Структурный план, который составляется в соответствии со структурой изучаемого материала. За основу принимается перечень основных разделов, глав, параграфов.
2. Предметный или логический план, который может быть в форме перечня названий основных вопросов.
3. Тематический (сводный) план, который составляется на основе изучения нескольких литературных источников по теме.
Конспектирование книги является необходимым условием правильной организации самостоятельного учебного труда. Это творческий, мыслительный процесс, он помогает выработать навыки стройного, логического изложения мыслей в письменной форме. Необходимы тщательный анализ содержания, выделения главного, краткое его изложение. Конспект должен быть в 7-15 раз меньше объема изучаемого текста книги. Многословие конспекта – недостаток, который свидетельствует о недостаточной четкости мышления
Конспектирование учебного материала может быть продолжением, дополнением и развитием записей, сделанных на лекциях. Может быть и такой вариант. В тетради на одной стороне листа записи на лекции, с другой - учебника.
Конспект должен быть хорошо оформлен, а это значит:
- записи должны быть разборчивы;
- должны быть выделены основные места;
- должны быть ссылки на литературные источники;
- отделены разные по содержанию разделы;
- пользоваться абзацами и так называемыми уступами (важное положение может быть записано с оставлением более широкого поля слева и справа).
- применять подчеркивание различного цвета фломастерами, шариковыми ручками, карандашами.
Конспектирование - наиболее распространенная форма краткого, связанного и последовательного письменного пересказа содержания с аргументами и личными замечаниями. Особенность его в том, что в него входят различные формы записей (план, тезисы, выписки, цитаты, расчеты, выводы…).
Наиболее распространенными формами конспектирования являются:
1. Текстуальная – сокращенная запись всех главных положений, выводов и обобщений.
2. Свободная – сжатая форма записи основных положений, выводов и обобщений.
3. Сложная - используются различные виды конспектирования ( план, тезисы по каждому пункту плана, иллюстрации, примеры, доказательства, критические замечания, цитаты, выводы и т. д.).
При конспектировании книги целее сообразно придерживаться следующей методики ведения записей:
1. Внимательно прочитать текст, усвоить его и затем вести записи. Если учащийся не может изложить материал своими словами, то это означает, что материал еще не усвоен. Необходимо продолжить изучение текста.
2. Записи следует вести четко, сжато, понятно. Общий объем в среднем в 7-15 раз меньше прочитанного текста. Многословные записи - результат недостаточно осмысленной работы. Такие записи малопригодны.
3. Конспект требует правильного оформления. Он должен вестись по плану, составленному перед началом записи.
4. Записи располагаются в строгой последовательности, соответствующей логике текста в целом, а также отдельных его глав, параграфов.
5. С целью уточнения записей необходимо оставлять поля, а иногда и страницу для записи собственных мыслей, ссылок на учебники.
6. 6 Новая мысль с красной строки.