2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_ЛФК
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
естественных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
ЛФК
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
128
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
128
128
128
128
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
к.п.н, доцент,  Федоров Эдуард Павлович _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
ЛФК
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по применению физических упражнений для профилактики, лечения и восстановления (реабилитации) больных и пораженных.
1.2
Задачи:
1.3
-Краткое ознакомление с наиболее распространенными заболеваниями;
1.4
-изучение механизмов профилактического, лечебного и реабилитирующего действия физических упражнений;
1.5
-изучение общих основ организации и методики ЛФК;
1.6
-изучение особенностей ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях и их вторичной профилактики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Биомеханика двигательной активности
2.1.2
Курортология
2.1.3
Физическая реабилитация
2.1.4
Мониторинг физического состояния человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Массаж
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-6: Способен реализовать технологии турагентской и туроператорской деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
не достаточно знает

- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности; 

 
Уровень 2
достаточно знает

- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности; 

 
Уровень 3
знает в полном объеме

- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности; 

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
не достаточно умеет

- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия; 

 
Уровень 2
достаточно умеет

- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия; 

 
Уровень 3
умеет в полном объеме

- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия; 

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
не достаточно владеет

- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения) 

 
Уровень 2
достаточно владеет

- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения) 

 
Уровень 3
владеет в полном объеме

- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения) 

 
 
 
ПК-8: Способен организовывать и проводить туристско-экологические, туристско-спортивные и туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения
 
Знать:
 
Уровень 1
не достаточно знает

туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения

 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
Уровень 2
знает

туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения

 
Уровень 3
знает в полном объеме

туристско-оздоровительные мероприятия для различных групп населения

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
не достаточно умеет

- осуществлять рекреационную деятельность с различными группами населения, направленную на

обеспечение физического и психического здоровья,

социального благополучия и удовлетворенности 

 
Уровень 2
умеет

- осуществлять рекреационную деятельность с различными группами населения, направленную на

обеспечение физического и психического здоровья,

социального благополучия и удовлетворенности 

 
Уровень 3
умеет в полном объеме

- осуществлять рекреационную деятельность с различными группами населения, направленную на

обеспечение физического и психического здоровья,

социального благополучия и удовлетворенности 

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
не достаточно владеет

Организует и проводит массовые досуговые

мероприятия

 
Уровень 2
владеет

Организует и проводит массовые досуговые

мероприятия

 
Уровень 3
владеет в полном объеме

Организует и проводит массовые досуговые

мероприятия

 
 
 
ПК-15: Способен использовать комплекс мер осуществления мониторинга физического состояния индивида, его пригодность к занятиям одним из видов туризма и рекреационно-оздоровительной и реабилитационной деятельности
 
Знать:
 
Уровень 1
не достаточно знает

- основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию

 
Уровень 2
знает

- основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию

 
Уровень 3
знает в полном объеме

- основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
не достаточно умеет

- проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; 

 
Уровень 2
умеет

- проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; 

 
Уровень 3
умет в полном объеме

- проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; 

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
не достаточно владеет

- подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; 

 
Уровень 2
владеет

- подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; 

 
Уровень 3
владеет в полном объеме

- подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; 

 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- Строение, функции тела человека.
3.1.2
- Топографию органов и систем организма. 
3.1.3
- Функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
-Осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно – гигиенического режима в помещении.
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.2.2
-Вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
3.2.3
-Эффективно работать в команде, организовать работу инструктора ЛФК. 
3.2.4
-Правила сочетания разных типов лечебной физкультурой физиотерапевтическими процедурами и.т.д.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- Практикой проведения методики ЛФК при различных заболеваний. 
3.3.2
В результате прохождения дисциплины ЛФК студент должен знать основные проявления различных патологических состояний, показания и  противопоказания к применению ЛФК, усвоить средства и формы ЛФК, основы методики ЛФК и на этой основе знать особенности методики ЛФК при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях. Студент должен уметь определить задачи ЛФК на тот или иной период заболевания и составить комплекс физических упражнений, а также уметь оценить воздействие физических нагрузок на организм занимающегося и эффективность проведенного занятия.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Общие основы лечебной физической культуры. 

 
1.1
Понятие о ЛФК и реабилитации. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

1
4
0
 
1.2
Средства ЛФК. Общие требования к методике применения физических упражнений.Формы проведения ЛФК. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

1
4
0
 
1.3
Периоды ЛФК и режимы двигательной активности. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

16
4
0
 
 
Раздел 2. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания.

 
2.1
Основные причины заболеваний органов дыхания. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

2
4
0
 
2.2
Лечебная физическая культура при острой и хронической пневмонии. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

16
4
0
 
2.3
Лечебная физическая культура при бронхиальной астме. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

12
4
0
 
2.4
Лечебная физическая культура при остром и хроническом бронхите. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

12
4
0
 
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Раздел 3. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

 
3.1
Лечебная физическая культура при ишемической болезни сердца (ИБС). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

1
4
0
 
3.2
Лечебная физическая культура при гипертонической болезни (ГБ). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

1
4
0
 
 
Раздел 4. Заболевания органов пищеварения и расстройствах обмена веществ.

 
4.1
Лечебная физическая культура при ожирении. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

2
4
0
 
4.2
Лечебная физическая культура при сахарном диабете. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

14
4
0
 
 
 
Раздел 5. Лечебная физическая культура при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. (ЖКТ) и органов мочевыделения

 
5.1
Лечебная физическая культура при гастрите. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

16
4
0
 
 
Раздел 6. Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

 
6.1
Понятие о травматической болезни.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

10
4
0
 
6.2
Особенности применения лечебной физической культуры при травмах у спортсменов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

10
4
0
 
 
Раздел 7. Лечебная физическая культура при нарушениях осанки, сколиозе и плоскостопии.

 
7.1
Лечебная физическая культура при сколиозе. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

2
4
0
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
7.2
Лечебная физическая культура при плоскостопии. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

2
4
0
 
7.3
Организация лечебной физической культуры с детьми, имеющими нарушения осанки. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

6
4
0
 
7.4
Механизмы лечебного действия ЛФК при нарушениях осанки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

4
4
0
 
 
Раздел 8. Физическая культура в специальных медицинских группах. Физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста.

 
8.1
Занятия физической культурой в специальных медицинских группах школ и вузов. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

8
4
0
 
8.2
Оздоровительная физическая культура для лиц среднего и пожилого возраста. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Практические занятия и темы Понятие о травматизме, его виды и причины. Классификация травм. Общие принципы ЛФК в лечении травм. Механизм лечебного действия ЛФК при травмах. Переломы костей у детей. Переломы костей, первая помощь. Вывихи костей, первая помощь. Особенности спортивных травм. Первая помощь при спортивной травме. Нарушения осанки. Методы коррекции нарушений осанки. Сколиозы. Методы ЛФК при сколиозе. Плоскостопие. Методы ЛФК при плоскостопии. Понятие об артрозах, профилактика, ЛФК при артрозах. Понятие о заболеваниях легочной системы. Механизм лечебного действия ЛФК при заболеваниях легких. Методика ЛФК при пневмонии на поликлиническом этапе лечения.  Методика ЛФК при бронхитах. Методика ЛФК при бронхиальной астме. Метод биологической обратной связи для лечения больных с бронхиальной астмой. Понятие о заболеваниях сердца и сосудов. Заболевания сердца у спортсменов. Острое и хроническое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Механизм лечебного действия ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Методика ЛФК на поликлиническом этапе лечения инфаркта миокарда. Понятие о заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастриты, хронический толстокишечный копростаз, дискинезия желчевыводящих путей). Механизм лечебного действия ЛФК. Ожирение – механизм лечебного действия ЛФК. Физические методы снижения веса тела. Понятие о травмах и заболеваниях нервной системы. Механизм лечебного действия ЛФК при травмах и заболеваниях нервной системы. Методика ЛФК при инсульте на стационарном этапе лечения. Разделение детей на группы физического воспитания по состоянию здоровья. Особенности занятий физической культурой в специальной медицинской группе. Разделение на группы по состоянию здоровья лиц среднего и пожилого возраста (Апанасенко Г.А. и соавторы). Особенности занятий физической культурой в разных группах здоровья. Тестовые вопросы I вариант. 1. Специальные упражнения в иммобилизованной нижней конечности при переломе бедра включают все перечисленное, за исключением: а) динамических упражнений в коленном суставе + б) изометрического напряжения мышц стопы и голени
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
в) динамических упражнений для пальцев стопы 2. В качестве функциональных проб у детей 2-3 классов рекомендуется использовать: а) ортостатическую пробу, степ-тест + б) урок физкультуры в) пробу Мартине-Кушелевского 3. Температура воздуха в помещении для массажа должна быть не ниже: а) 22 rp.С б) 18rp.C в) 20гр.С + 4. Спортсмены, имеющие положительную динамику ЭКГ на прием блокаторов — адреноэгрических рецепторов назначают все перечисленное, кроме: а) изоптина и панангина + б) рибоксина в) индерала 5. Блокирование позвоночника это: а) ограничение подвижности по отношению к вертикальной оси б) ограничение подвижности по отношению к горизонтальной оси в) обратимое ограничение его подвижности в двигательном сегменте + 6. К особенностям методики лечебной гимнастики у больных неврозом с преобладанием процессов торможения относятся: а) общая активизация больного + б) физические упражнения направлены на активность больного во вне, а не на себя + в) физические упражнения направлены на активность больного на себя, а не во вне 7. Количество позвоночно-двигательных сегментов составляет: а) 22 б) 20 в) 23 + 8. Противопоказаниями к назначениями контрастного душа и местных ножных ванн является: а) гипертоническая болезнь 2 стадии с частыми кризами, состояние после инсульта б) тромбофлебит и повышенная свертываемость крови в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 9. Методика массажа при травматических повреждениях позвоночника в постиммобилизационном периоде включает все перечисленное, кроме: а) основные приемы классического массажа мышц спины вне очага поражения б) легкие сегментарно-рефлекторные воздействия на паравертебральные зоны пораженного отдела позвоночника в) энергичный массаж зоны травмы + 10. Рекомендуемыми видами физической активности для детей неврозом и психопатиями с преобладанием процессов возбуждения нервной системы относятся: а) гимнастика Йогов, плавание б) атлетическая гимнастика в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 11. Для усиления мышечной нагрузки при выполнение активных движений используются: а) сопротивления, оказываемого самим больным, движения с амортизатором + б) напряжение мышц сгибаемой или разгибаемой конечности упражнений на расслабление в) идеомоторные упражнения 12. Какова норма времени для врача ЛФК на обследование одного больного: а) 30 минут б) 20 минут + в) 15 минут 13. Каковы особенности методики ЛФК при шейном остеохондрозе в остром периоде: а) исключаются активные движения головой во все стороны + б) исключаются статические дыхательные упражнения в) исключаются упражнения для мышц шеи на дозированное сопротивление 14. Основные приемы массажа при артритах в периоде затухания обострения включают все перечисленные, кроме: а) растирания разгибательной поверхности сустава б) разминания близлежащих мышц и сухожилий в) растирания сгибательной поверхности сустава + 15. Устойчивое равновесие тела зависит от: а) проекции общего центра тяжести, которая должна падать ближе к центру площади опоры, увеличение площади опоры + б) проекции общего центра тяжести, которая должна падать ближе к краю площади опоры в) приподнимания общего центра тяжести над площадью опоры 16. Основной задачей лечебной гимнастики при плевритах является: а) профилактика пневмонии б) предупреждение образования спаек + в) улучшение настроения 17. Массаж при пояснично-крестцовом остеохондрозе предусматривает воздействие на следующие области, кроме: а) массаж области крестца
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
б) массаж поясничного и нижнегрудных спинномозговых сегментов в) массаж трапециевидных мышц + 18. Профессиональные обязанности врача по лечебной физкультуре включают: а) тестирование физической работоспособности больного б) специальное обследование больных, назначенных на ЛФК в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 19. Профессиональные обязанности врача ЛФК включают все, кроме: а) определения индивидуальной толерантности больного к физической нагрузке б) определения физической нагрузки, соответствующей функциональному состоянию больного в) изменения режима больного + 20. Профессиональные обязанности врача ЛФК включают: а) врачебный контроль за проведением процедур, консультации больных по вопросам ЛФК б) консультации лечащих врачей и среднего медперсонала по вопросам ЛФК, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест занятий ЛФК в) оба варианта верны + г) нет верного ответа II вариант. 1. Контингент спортсменов и физкультурников, подлежащий диспансеризации во врачебно-физкультурном диспансере, составляют: а) спортсмены сборных команд по видам спорта республик и городов и юные спортсмены, учащиеся спортшкол и ДСО + б) лица, занимающиеся массовой физкультурой в) учащиеся школ, вузов, отнесенные к спецгруппам для занятий физвоспитанием 2. Врач ЛФК санатория должен выполнять следующие обязанности, кроме: а) проведения коррекции режима движений больного б) определения методики проведения климатотерапевтических процедур при физических упражнениях + в) контроля проведения занятий ЛФК инструктором ЛФК 3. Врач ЛФК больницы должен выполнять все, кроме: а) уточнения клинического диагноза больного б) обходов больных по отделениям с целью своевременного назначения на ЛФК в) самостоятельного изменения режима движений больных + 4. Термин “спортивная медицина” включает в себя: а) система медицинского обеспечения всех контингентов занимающихся физкультурой и спортом, изучение состояния здоровья спортсменов и физкультурников б) метод определения функционального состояния спортсменов, метод наблюдений спортсменов на тренировках и соревнованиях в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 5. Врачебно-физкультурный диспансер имеет все следующие функции, кроме: а) диспансерного наблюдения спортсменов б) физической реабилитации спортсменов в) осмотра всех занимающихся физкультурой и спортом + 6. Система организации врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом включает в себя: а) врачебный контроль за спортсменами проводят врачи-терапевты поликлиник б) врачебный контроль за спортсменами проводят врачебно-физкультурные диспансеры, врачебный контроль за физвоспитанием учащихся проводят врачи по спорту ВФД и поликлиник + в) врачебный контроль за физвоспитанием учащихся проводят врачи-педиатры поликлиник 7. Задачами врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом являются: а) диагностика соответствия физических нагрузок функциональному состоянию занимающихся, выявление ранних признаков физического перенапряжения б) содействие физическому воспитанию населения, медицинское обеспечение всех спортивных мероприятий в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 8. Задачи врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом включают все перечисленное, кроме: а) участия в санитарном надзоре за спортсооружениями б) врачебно-педагогических наблюдений на тренировках в) лечения различных заболеваний у спортсменов + 9. Лечебная физкультура – это: а) научная дисциплина, лечебный метод б) медицинская специальность, составная часть реабилитационного процесса в) оба варианта верны + г) нет верного ответа 10. Для лечебной физкультуры характерны все перечисленные черты, исключая: а) активность больного в процессе лечения б) метод специфической терапии + в) метод патогенетической терапии 11. Выберите норму времени для врача ЛФК на обследование одного больного:
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
а) 10 минут б) 20 минут+ в) 30 минут г) 12 минут д) 15 минут 12. Выберите норму площади на 1 занимающегося больного в ЛФК: а) 2 кв.м б) 4 кв.м+ в) 8 кв.м г) 3 кв.м д) 5 кв.м 13. Характерная особенность метода ЛФК: а) использование лечебного массажа б) использование специальных исходных положений в) использование физических упражнений+ г) использование иглорефлексотерапия д) использование физиотерапевтического лечения 14. Данные функциональные тесты используются в ЛФК: а) антропометрия б) гониометрия+ в) соматоскопия г) спирография д) плантография 15. Средства ЛФК: а) физические упражнения+ б) подвижные игры в) закаливающие процедуры г) занятия на велотренажере д) плавание 16. Механизм лечебного действия физических упражнений: а) физические упражнения формируют специальные мышечные рефлексы б) физические упражнения повышают мышечный тонус в) физические упражнения оказывают универсальное действие+ г) психологический д) расслабляющий 17. Выберите, то относится к формам ЛФК: а) занятие дыхательной гимнастикой б) контрастное закаливание в) механотерапия+ г) массаж д) мануальная терапия 18. Отметьте упражнения малой интенсивности: а) динамические дыхательные упражнения б) активные упражнения в дистальных отделах конечностей+ в) упражнения на велотренажере г) идиомоторные упражнения д) упражнения с гантелями 19. Выберите двигательный режим, который относится к стационарному периоду лечения: а) свободный режим+ б) щадящий режим в) тренирующий режим г) госпитальный режим д) щадяще-тренирующий режим 20. Определите, что является единицей нормирования работы по ЛФК: а) процедура лечебной гимнастики+ б) процедурная единица в) время теста с физической нагрузкой г) количество пациентов д) количество групп ЛФК в смену
 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов. 1. ЛФК при пневмонии. 2. ЛФК при бронхиальной астме. 3. ЛФК при бронхитах. 4. ЛФК при инфаркте миокарда в поликлиническом этапе лечения. 5. ЛФК при остеохондрозе шейного отдела позвоночника.
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6. ЛФК при остеохондрозе поясничного отдела позвоночника. 7. ЛФК при переломе плечевой кости. 8. ЛФК при переломе лучевой кости. 9. ЛФК при переломе шейки бедренной кости. 10. ЛФК при компрессионных переломах тел поясничных позвонков. 11. ЛФК при плоскостопии у детей. 12. ЛФК при сколиозе I степени. 13. ЛФК при артрозе крупных суставов. 14. ЛФК при инсульте. 15. ЛФК при травме спинного мозга. 16. ЛФК при травмах  периферической нервной системы.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Физическая культура» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Белокрылов Н. М.
Лечебная физическая культура в ортопедии и травматологии: Учебник
Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
Л1.2
Андреев В. В., Морозов А. И., Школьникова Л. Е., Фоминых А. В.
Физическая реабилитация обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья средствами ЛФК на занятиях физической культурой: Методическое пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2017
 
Л1.3
Глазина Т. А., Кабышева М. И.
Лечебная физическая культура. Практикум для студентов специальной медицинской группы: Учебное пособие
Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
Л1.4
Налобина А. Н.
Лечебная физическая культура и массаж в детской неврологии: Учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
 
Л1.5
Попов С.Н., Валеев Н.М., Гарасева Т.С.
Лечебная физическая культура: учебник
М.: "Академия", 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д.
Лечебная физическая культура в детском возрастеv922
СПб.: Речь, 2007
 
Л2.2
С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др
Лечебная физическая культура: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений
М.: Изд. центр "Академия", 2005
 
Л2.3
А.А.Потапчук,С.В.Матвеев,М.Д.Дидур
Лечебная физическая культура в детском возрасте
, 2007
 
Л2.4
Гребова Л.П.
Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков: учебное пособие
М.: Академия, 2006
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 7
6.3.1.4
Windows 8
6.3.1.5
Windows 8.1
6.3.1.6
Windows 10
6.3.1.7
Libre Office
6.3.1.8
DoctorWeb
6.3.1.9
ПО «Визуальная студия тестирования».
6.3.1.10
Adobe Reader
6.3.1.11
ABBYY finereader
6.3.1.12
chrome
6.3.1.13
yandex
6.3.1.14
opera
6.3.1.15
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Поиск электронных книг
6.3.2.2
Магазин электронных и аудиокниг
6.3.2.3
Все для студента
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.3.2.4
Научные журналы
6.3.2.5
Научная библиотека
6.3.2.6
Диссертации и авторефераты
6.3.2.7
Google Книги
6.3.2.8
Научная электронная библиотека
6.3.2.9
Электронно-библиотечная система
6.3.2.10
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.11
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
6.3.2.12
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.13
Поисковая система "Google"
6.3.2.14
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий семинарского типа.

Оборудование: стол массажный реабилитационный, складной «Panda», стол массажный многофункциональный, стул массажный складной «Prestige-reh», вибромассажный матрац,  Банки Doctorra Массажные -6шт

Кабинет №108
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Лечебной физической культуры и спорта
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №104.
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционный курс по «Лечебная физическая культура» согласно требованиям и тематическому плану, лекции опережают практические занятия. Курс практических занятий по «Лечебная физическая культура»  делится  на  практику, они проводятся согласно тематическому плану курса. Участие в практической работе оценивается на каждом занятии от 0 до 5 баллов: проведение занятия по «Лечебная физическая культура»  по изучаемой теме, активное  участие в занятии, подготовка доклада или сообщения на заданную тему.   Контроли остаточных знаний студентов проводится на практических занятиях и проводятся они в виде реферата или опроса. За полный ответ на вопросы текущего контроля студент получает максимальное количество баллов – 5. «Лечебная физическая культура»  студент должен сдать реферат, оформленный в соответствии с установленными требованиями. Темы рефератов представлены в отдельном списке. Сроки сдачи реферата могут быть индивидуальными в зависимости от общей подготовленности студента, но не позднее недели до окончания полного курса «Лечебная физическая культура». Реферат оценивается от 3 баллов, до 5 баллов. Экзамен проводится по окончании изучения дисциплины. Вопросы для экзамена представлены в учебной программе. Если студент отвлекается на посторонние темы или разговаривает по мобильному телефону (мешает работе преподавателя), преподаватель в праве удалить студента с занятия. Во всех видах контроля знаний студентов оценивается  владение учебным материалом. Для получения максимальных баллов необходимо достаточно хорошо владеть материалом и  полностью соблюдать требования по выполнению заданий. Лекционные занятия. В процессе лекционного курса студенты знакомятся с теоретическими основами изучаемой дисциплины по «Лечебная физическая культура». Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций. При этом внимательное отношение должно быть проявлено к точной регистрации научных определений и  понятий «Лечебная физическая культура». Текстовую часть конспекта лекций желательно дополнять схемами, таблицами, представленными на доске или демонстрационном стенде. Материалы лекционного курса следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях в рамках самостоятельной работы.    Практические занятия
 
стр. 15
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе семинарских и групповых занятий, которые согласно тематическому плану соответствуют разделам лекционного курса. Практические занятия предполагают активное участие студентов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего студенты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к практическим занятиям студентам следует использовать не только основную, но и желательно дополнительную литературу по теме. Студенты, изъявившие желание заниматься научной деятельностью проходят обучение в кружке СНО на кафедре. Собранные научные материалы оформляются в виде письменного отчета, содержащего литературные сведения, протоколы исследований, обработку и анализ полученных результатов,  практические выводы. Результаты данного исследования докладываются и обсуждаются на специальном заседании кафедры по завершению цикла данного исследования. Лучшие доклады представляются на общеуниверситетскую конференцию. Такой подход помогает определиться студентам с выбором дальнейшего образования. Самостоятельная работа. Помимо обязательной занятий, проводимых под контролем преподавателя, предлагается самостоятельное изучение студентами всего программного материала курса «Лечебная физическая культура». Ознакомление с основной и дополнительной литературой, освоение рекомендованных методов проведения занятий «Лечебная физическая культура», овладение необходимыми умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов может осуществляться в форме выполнения домашних заданий, составления конспектов, написание рефератов. По результатам проведения лекционных, практических и самостоятельной работы студенты должны: Знать: общие вопросы профилактики болезней и спортивного травматизма; основные понятия «Лечебная физическая культура», терминологию; составлять приемы классического массажа при разных заболеваниях, принципы воздействия физиологические изменения на организм больного, особенностей лечебного  процесса в зависимости от периода заболевания;  методы определения  оценки эффективности и принципы дозирования упражнений ЛФК.     Уметь: проводить исследования в рамках учебной программы, определять степень физического развития лиц занимающихся лечебной физической культуре, составлять методику лечебной физической культуре, анализировать полученные данные исследования и использовать их на практике, а так же использовать свои знания в профессиональной деятельности. Методические рекомендации преподавателям. Данная программа предназначена для подготовки студентов к курсу «Лечебная физическая культура». Преподаватель должен уметь излагать в доступной форме учебный материал, увязывать их с запросами будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. В процессе проведения лекционных и практических занятий преподаватель должен использовать различные наглядные пособия, демонстрировать пациентов, проводить разбор истории болезни больного и самостоятельного проведенного студентов занятия. Преподаватель следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины проводить консультации для студентов, четко вести отчетность по посещаемости и успеваемости студентов. Преподаватель проводит контроль знаний студентов Основные задачи, которые стоят перед преподавателями: - Ознакомить студентов с основными требованиями дисциплины, как науки. Предоставить студентам необходимый объём знаний, касающихся гигиенического обеспечения физкультурной и спортивной деятельности. - Научить использовать полученные знания на занятиях физической культурой в школах, высших учебных заведениях, на занятиях в различных подростковых секциях и секциях оздоровительной физической культуры, а так же в процессе различных форм профессиональной деятельности студентов при работе  с населением. Методические указания студентам по написанию реферата. Общие требования: Реферат должен быть написан по стандартной схеме: - Титульный лист - Оглавление - Введение - Основная часть (каждый раздел с новой страницы) - Заключение - Список литературы (не менее 3 источников, можно интернет). Желательно включить в текст таблицы, рисунки: фото, схемы, графики.   Объём реферата: 10 – 20 страниц формата А4 компьютерной вёрстки в редакторе Times New Roman, через 1,5 интервала, 14 шрифтом. Вариант названия реферата должен полностью соответствовать выбранному варианту. Структура реферата должна соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к  написанию рефератов: описать нарушение и причины приводящие к этому нарушению, перечислить специальные задачи, описать упражнения которые решают специальные задачи. Реферат должен быть изложен студентом в виде доклада на кафедре или на учебной группе. Если студент хорошо ориентируется в представленном им материале, отвечает на задаваемые вопросы, он получает высший балл 5. Методические указания студентам по написанию контрольной работы. Общие требования: Контрольная работа должна быть написана по стандартной схеме, включающей:
 
стр. 16
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
- Титульный лист - Оглавление - Основную часть (каждый раздел с новой страницы) - Список литературы (не менее 3 источников, можно интернет). Желательно включить в текст таблицы, рисунки, фото, схемы, графики.   Объём работы: 10 – 12 страниц формата А4 компьютерной вёрстки в редакторе Times New Roman, через 1,5 интервала, 14 шрифтом. Вариант контрольной работы должен полностью соответствовать выбранному варианту.          Структура контрольной работы должна соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к  написанию контрольной работы: описать нарушение, причины приводящие к этому нарушению, перечислить специальные задачи, описать упражнения которые решают специальные задачи. ГЛОССАРИЙ Абсцесс — скопления гноя  в ограниченном пространстве. Адаптация — приспособление организма или отдельных его функций к новым раздражителям. Адинамия — бессилие, потеря сил, состояние, при котором невозможно вы-полнять активные движения. Аллергия — измененная реактивность организма. Аневризма — образование ограниченного расширения просвета сосуда вслед¬ствие изменения или повреждения его стенки. Анемия — уменьшение количества эритроцитов и снижение содержания ге-моглобина в крови. Анестезия — потеря болевой, температурной и некоторых других видов чув-ствительности. Анкилоз — костное или соединительно-тканное сращение суставных поверх-ностей, приводящее к неподвижности в суставе. Аномалия — то или иное отклонение от нормы в развитии организма; чаще всего является врожденной. Артикуляция — механизмы образования звуков с помощью движения губ, языка, мышц ротовой полости и носоглотки. Атаксия — один из видов расстройства координации движений; чаще всего проявляется при ходьбе. Ателектаз — спадение легкого или его части при нарушении проходимости бронхов. Атероматоз — изменения стенок артерий с образованием в них участков, по-полненных кашицеобразной жироподобной массой. Атония кишок — резкое ослабление перистальтики и тонуса мышечного слоя стенок кишок. Атрофия — уменьшение объема и размера тканей или органов, сопровождаю-щееся их качественными изменениями, вследствие недостаточного их питания или других причин. Бронхоэктазы — патологические расширения  бронхов. Викарная деятельность — усиление функции ткани или органа, замещающее ослабленную деятельность другого, чаще всего парного, органа. Вирулентность — способность микроорганизмов вызывать инфекционное забо-левание. Висцероптоз  (спланхноптоз) — опущение внутренних органов. Гангрена — некроз ткани или органа. Гемартроз — кровоизлияние в полость сустава. Гемодинамика — движение крови по сосудам в результате действия всех фак-торов,  участвующих  в  процессах  кровообращения. Геморрагии — истечение крови из сосудов в окружающие ткани. Генез — происхождение и последующее развитие. Гиалиноз — появление в тканях при патологических процессах плотного полу-прозрачного белкового вещества, гиалина. Гипервентиляция — усиленная легочная вентиляция, сопровождающаяся по-вышением насыщения крови кислородом. Гипертрофия — превышающее норму увеличение объема ткани или органа. Гипоксия — понижение содержания кислорода в тканях. Гипотония — 1 — понижение (по сравнению с нормой) артериального давле¬ния крови; 2 — понижение тонуса мышц. Гистотоксическая гипоксия — кислородное голодание тканей вследствие умень-шения их способности использовать кислород. Гомеостазис — относительное постоянство ряда показателей состояния внут-ренней среды организма: кислотно-щелочного равновесия, насыщения крови кис¬лородом, температуры тела и др. Гуморальный — относящийся к жидким средам организма. Дегенерация — перерождение и изменение структуры ткани, при которых уменьшается ее жизнеспособность и ухудшается функция. Деструктивный процесс — патологический процесс, вызывающий разрушение тканей. Десенсибилизация — уменьшение или устранение повышенной чувствитель¬ности организма к воздействиям каких-либо веществ. Дефекация — естественное освобождение кишечника от каловых  масс. Диатез — особое состояние организма, проявляющееся в атипичных реакци¬ях на различные раздражители и в склонности к ряду заболеваний. Диспепсия — нарушения  пищеварения. Дистрофия — расстройство питания тканей, органов или всего организма. Диурез — процесс образования и выделения мочи; суточный д. — количество мочи, выделяемой за 24 часа. Иммобилизация — создание неподвижности при различных повреждениях и заболеваниях. Интоксикация — отравление организма  ядовитыми  веществами. Инфаркт — омертвение участка ткани вследствие прекращения кровоснабже¬ния; наиболее часто наблюдается в сердце, 
 
стр. 17
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
легких, реже — в почках и других органах. Инфекция — внедрение болезнетворных микробов в организм и последующее развитие инфекционного процесса или заболевания. Ишемия — местное малокровие. Кальциноз — отложение солей кальция в различных тканях организма. Коллатерали — сосуды, сопровождающие крупные или среднего калибра ар¬терии или вены. Контрактура — резкое ограничение пассивной подвижности в суставе. К. может быть вызвана различными причинами: состоянием мышц, изменениями  в тканях сустава и др. Лапаротомия — оперативное вскрытие брюшной полости. Лейкоцитоз — увеличение количества лейкоцитов в периферическом Метаплазия — трансформация одного вида ткани в другой; происходит в порядке функционального приспособления. Метеоризм — избыточное скопление газов в пищеварительном тракте, сопровождающееся вздутием живота. Некроз — омертвение какого-либо участка ткани. Облитерация — патологическое заращение сосуда, полости. Онкотическое давление — осмотическое давление белков и  плазмы. Паллиативный — не устраняющий основной причины, приносящим временное улучшение состояния больного. Парабиоз — состояние, характеризующееся резким снижением процессов жизнедеятельности. Паралич — полная потеря способности производить произвольные движения Парез — резкое снижение  возможности  полноценно выполнять движения. Паренхима — специфические тканевые элементы  некоторых органов. Пастозность — разлитая   припухлость   и   уменьшении     члттпчноетм кожных покровов. Патогенез — механизмы возникновения и развитие болезни. Патология — наука  о  болезнях,  болезненных  состоянии органинов. Периартикулярные ткани — ткани, окружающие суета». Перибронхит — воспалительный процесс в тканях, окружающих бронх, Периостит — воспаление надкостницы. Перистальтика — сокращение мышц стенок полых органов, в частности же¬лудка и кишок, под влиянием которого перемещается их содержимое. Перфорация — прорыв, прободение стенки полого органа (например, желуд¬ка в брюшную полость)  на месте имеющейся язвы. Пилороспазм — длительно держащееся сокращение мышц привратника же¬лудка. Пиопневмоторакс — наличие гноя и газа в плевральной полости. Пневмоторакс — наличие воздуха в плевральной полости. Потенцирование — усиление эффекта  действия. Реактивность — способность организма отвечать определенным образом па действие различных раздражителей. Реанимация — совокупность методов оживления организма, находящегося и состоянии клинической смерти или близком к нему. Резекция — оперативное удаление части органа или ткани. Реконвалесцент—больной, находящийся в стадии выздоровления. Релаксация — полное расслабление всей скелетной  мускулатуры. Реципрокная иннервация — иннервация антагонистических групп мышц и мышц, симметрично расположенных на  другой  половине тела. Сенсибилизация — повышение чувствительности организма к различным воз-действующим на него факторам. Сепсис — развитие в крови или внутренних органах микроорганизмов, вызы-вающих общее тяжелое инфекционное заболевание. Симптоматическое действие — действие, направленное на временное устране¬ние того или иного проявления заболевания. Синкинезия – Склероз — болезненное уплотнение ткани или органов вследствие разраста¬ния в них соединительной ткани. Субфебрильная температура — температура тела, слегка повышенная по срав-нению с нормальной. Тромбоз — процесс прижизненного образования сгустка крови в просвете кро-веносного сосуда. Трофическая функция организма — функция, обеспечивающая полноценное течение процессов обмена веществ, питания тканей, постоянное приспособление тканевых структур к требованиям функции и физиологическую регенерацию тканей. Холангит – воспалительное  заболевание желчевыводящих путей. Шварты – сращение листков плевры после воспаления. Экссудат – воспалительный выпот. Эмболия – закупорка кровеносного сосуда попавшей в кровь какой-либо посторонней частицей – эмболом (тромб, бактериальная масса, частица опухоли, жир, пузырьки воздуха и др.).