МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
к.п.н, доцент, Федоров Эдуард Павлович _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины: Предмет изучает технику и методику приемов массажа, отдельных частей тела и методики сеансов частного массажа студенты осваивают в парах, поочередно занимая место массируемого и массирующего.
- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнение профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.
-выполнять лечебный классический массаж по и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
- выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии.
- выполнять спортивный массаж.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гигиенические основы ФКиС
Восстановительные средства в спорте
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Оздоровительные виды гимнастики
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Психология физической культуры
Педагогика физической культуры
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Основы менеджмента рекреации и туризма
Восстановительные средства в спорте
Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности
Профессиональная педагогическая этика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-5: Способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков в учебно-тренировочном, рекреационно-оздоровительном и реабилитационном процессах, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению
не достаточно знает
- основы межличностных отношений
- пути выбора средств развития достоинств и устранения недостатков в учебно-тренировочном, рекреационно-оздоровительном и реабилитационном процессах, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению
достаточно знает
- основы межличностных отношений
- пути выбора средств развития достоинств и устранения недостатков в учебно-тренировочном, рекреационно-оздоровительном и реабилитационном процессах, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
- основы межличностных отношений
- пути выбора средств развития достоинств и устранения недостатков в учебно-тренировочном, рекреационно-оздоровительном и реабилитационном процессах, проявляет готовность к самоорганизации и самоуправлению
не достаточно умеет
- подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся
критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
достаточно умеет
- подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся
критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
умеет в полном объеме
- подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся
критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
не достаточно владеет
подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся, с целью успешной реализации рекреационно-оздоровительного, спортивного и туристского продукта
достаточно владеет
подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся, с целью успешной реализации рекреационно-оздоровительного, спортивного и туристского продукта
владеет в полном объеме
подчинять личностные интересы общественным и корпоративным интересам, удовлетворять потребности занимающихся, с целью успешной реализации рекреационно-оздоровительного, спортивного и туристского продукта
ПК-6: Способен реализовать технологии турагентской и туроператорской деятельности
не достаточно знает
- основы теории и практики физического воспитания детей;
- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
- основы здорового образа жизни;
достаточно знает
- основы теории и практики физического воспитания детей;
- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
- основы здорового образа жизни;
знает в полном объеме
- основы теории и практики физического воспитания детей;
- гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
- основы здорового образа жизни;
не достаточно умеет
- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия;
достаточно умеет
- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия;
умеет в полном объеме
- разработать программу спортивно-оздоровительного мероприятия;
не достаточно владеет
- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения)
достаточно владеет
- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения)
владеет в полном объеме
- выполнения с занимающимися комплекса упражнений по общефизической подготовке (упражнения для гармоничного развития силы мышц; приобретения общей выносливости; формирования общих скоростных способностей; увеличения подвижности основных суставов; улучшения ловкости в разнообразных действиях, умения координировать простые и сложные движения)
ПК-9: Способен к организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
не достаточно знает организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
достаточно знает
организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
знгает в полном объеме
организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
не достаточно умеет
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
достаточно умеет
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
умеет в полном объеме
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
не достаточно владеет
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
достаточно владеет
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
владеет в полном объеме
организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
ПК-10: Способен практически осуществить маркетинг и реализовать технику продаж туристских и рекреационных услуг
не достаточно знает
- - основы маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
основы использования компьютерной техники и компьютерных программ;
достаточно знает
- - основы маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
основы использования компьютерной техники и компьютерных программ;
знает в полном объеме
- основы маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
основы использования компьютерной техники и компьютерных программ;
не достаточно умеет
-- маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
использовать компьютерную технику, компьютерные программы
достаточно умеет
- - маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
использовать компьютерную технику, компьютерные программы
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
- - маркетинга и технику продаж туристских и рекреационных услуг
использовать компьютерную технику, компьютерные программы
не достаточно владеетпрактически осуществить маркетинг и реализовать технику продаж туристских и рекреационных услуг
использования компьютерной техники, компьютерных программ для маркетиннговых исследований
достаточно владеет практически осуществить маркетинг и реализовать технику продаж туристских и рекреационных услуг
использования компьютерной техники, компьютерных программ для маркетиннговых исследований
в полном объеме владеет практически осуществить маркетинг и реализовать технику продаж туристских и рекреационных услуг
использования компьютерной техники, компьютерных программ для маркетиннговых исследований
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Использует нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности
Организует профессиональную деятельность с учетом саблюдения техники безопасности
Осуществелять профилактику травматизма и оказывает первую до врачебную помощь
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. История развития массажа.
Анатомо-физиологическое обоснование массажа /Лек/ /Лек/
Гигиенические основы массажа /Лек/ /Лек/
Раздел 2. Классификация видов массажа
Классификация видов косметического массажа /Ср/ /Ср/
Раздел 3. Классификация приемов классического массажа, физиологическое влияние на
ткани, органы и системы человека. Техника и методика выполнения приемов
Физиологическое влияние, техника и методика выполнения приема поглаживания /Пр/ /Пр/
Физиологическое влияние, техника и методика выполнения приема выжимания /Пр/ /Пр/
Физиологическое влияние, техника и методика выполнения приема разминания /Пр/ /Пр/
Методика проведения общего массажа по участкам тела /Ср/ /Ср/
Раздел 5. Особенности массажа в отдельных видах спорта
Особенности методики массажа в вольной борьбе /Ср/. /Ср/
Особенности методики массажа в боксе /Ср/ /Ср/
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Особенности методики массажа в тяжелой атлетике /Ср/ /Ср/
Раздел 6. Классификация видов гигиенического массажа
Методы проведения видов гигиенического массажа /Ср/ /Ср/
Методы проведения видов гигиенического массажа /Ср/ /Ср/
Особенности самомассажа в режиме рабочего дня /Ср/ /Ср/
Раздел 7. Классификация косметического массажа
Косметический массаж лица /Ср/ /Ср/
Раздел 8. Аппаратные методы массажа
Аппаратный метод массажа /Ср/ /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. История возникновения и развития массажа. Что означает слово “массаж”?
2. Чем характеризуется массаж греческого и римского периодов?
3. Что способствовало возрождению массажа в Европе? Назовите имена ученых, сыгравших ведущую роль в развитии массажа.
4. Что понимается под классическим “массажем”? Какова история возникновения и развития массажа до революции в России?
5. Какова судьба массажа на этапе от возникновения христианства до эпохи Возрождения?
6. Роль наших соотечественников в развитии и пропаганде массажа. Назовите имена советских ученых, сыгравших выдающуюся роль в обосновании и развитии массажа.
7. Роль профессора И.М. Саркизова-Серазини в развитии специального и лечебного массажа.
8. Благодаря кому и когда был включен массаж в учебную программу студентов институтов физкультуры.
9. Какое место занимает специальный массаж в системе физического воспитания?
10. Роль массажа в массовой физической культуре.
11. В каких сферах деятельности человека применяется массаж?
12. Каково определение массажа? Что является средством массажа?
13. К какой науке следует отнести массаж? Раскройте понятие “механизм массажа”.
14. Каков первый механизм действия массажа? От чего зависит характер влияния массажа на организм человека.
15. Какие вы знаете физиологические механизмы массажа? В чем проявляется местный физиологический эффект массажа?
16. Каким может быть общий физиологический эффект массажа?
17. Какие рефлекторные реакции возникают при массаже кожи? Как влияет массаж на выделительные функции и температуру кожи.
18. Какие приемы массажа применяются на коже? В каких видах массажа отводится больше времени на массаж кожи?
19. Каково влияние массажа на ЦНС и от чего это влияние зависит?
20. Как влияет массаж на периферическую нервную систему?
21. Какое влияние оказывает массаж на рецепторный аппарат мышц?
22. Каково влияние массажа на химические процессы в мышцах?
23. Чем характеризуется восстановление работоспособности мышц под влиянием массажа?
24. Каково влияние массажа на кровообращение мышц? Приведите пример.
25. Каково влияние массажа при болезненных ощущениях в мышцах после физической нагрузки?
26. Каково влияние массажа при затвердении или атрофировании мышц? Приведите пример из спортивной и лечебной практики.
27. Каково влияние массажа на кровоснабжение суставов, сухожилий, связок и т.д. Приведите применяемые приемы.
28. Каково влияние тепловых процедур на лечение суставов? Последовательность в сочетании массажа с тепловыми процедурами.
29. Какова последовательность в сочетании электропроцедур с массажем?
30. Какова роль движения и сочетания его с массажем? Назовите последовательность применяемых приемов массажа.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
31. Каково влияние массажа на повышение спортивного мастерства?
32. Какова роль массажа в восстановлении работоспособности суставов?
33. Какое влияние оказывает массаж на центральный аппарат кровообращения?
34. Каково влияние массажа на лимфатическую систему? Приведите цифровой пример.
35. Как массаж влияет на содержание в крови гемоглобина и эритроцитов?
36. Влияет ли массаж на кровяное давление (максимальное и минимальное).
37. Каково значение увеличения кровообращения на работоспособность?
38. Как влияет массаж на работу сердца? Массируется ли лимфатический узел? Каково влияние массажа на мочеотделение? Как влияет массаж на содержание молочной кислоты в организме?
39. Какое влияние массажа в сочетании с тепловыми процедурами на объем веществ после выполнения физических упражнений?
40. Какое влияние массажа на потовыделение при массаже в бане? Увеличивается ли в мышцах количество молочной кислоты под влиянием массажа?
41. Какое влияние оказывает массаж на функцию дыхания?
42. Какие приемы массажа понижают деятельность дыхательного центра? Какое рефлекторное действие оказывает массаж на дыхание?
43. Каковы гигиенические требования к освещению, температуре воздуха в массажной? Размеры массажного кабинета на 1-го человека общей массажной.
44. Почему массажисту не рекомендуется разговаривать во время работы? Почему массажист должен работать обеими руками?
45. В каких случаях массажист не имеет права делать массаж. Почему нельзя вызывать у массируемого боли; Для чего массажисту нужен перерыв между сеансами?
46. Какая роль биомеханических законов в проведении массажа. Когда массаж противопоказан?
47. Назовите смазывающие вещества и расскажите, с какой целью они применяются?
48. Назовите системы массажа и отличие одной системы от другой.
49. Какого отличие сегментарного массажа от точечного, классического и можно ли использовать приемы классического массажа в сегментарном?
50. Назовите методы, формы массажа и дайте им характеристику?
51. На какие области делится тело человека с массажано-прекладной точки зрения. Какова направленность массажных приемов на каждом звене?
52. Что обозначает понятие “прием” в ручном массаже. Как понять “перпендикулярное” положение по отношению массируемой части тела. Можно ли делать массаж в исходном положении пациента стоя, сидя?
53. Сколько приемов ручного, классического массажа? По какому физиологическому и анатомическому принципу можно разделить приемы массажа на группы?
54. Расскажите, что обозначает термин “поглаживание”, “выжимание” и на каких тканях тела они применяются?
55. Какие бывают отягощения при проведении приемов массажа, раскройте их особенности?
56. Каково рефлекторное влияние на организм приема разминания? Назовите циклические движения руки при проведении приема одинарного разминания и какие части кисти руки не должны принимать участие при одинарном, двойном кольцевом разминании?
57. На каких тканях проводится прием потряхивания, и каково его рефлекторное влияние на организм?
58. На каких тканях (участках) применяются приемы растирания и их физиологическое влияние на организм? Механические воздействия растирания.
59. Каково значение приемов растирания в спортивной и лечебной практике? Роль тепла в сочетании с растиранием.
60. С какими приемами массажа должны сочетаться растирания? Каково влияние движений на нервно-мышечную систему? Какие влияния оказывают движения на гибкость?
61. С какого движения следует начинать упражнения (пассивное, активное, с сопротивлением)? Чем определяется направление движений в суставе? Какие движения нельзя отнести к приемам массажа?
62. Раскройте понятие приема “ударный” и объясните их особенности применения на теле.
63. Что такое парный, квадромассаж и объясните методику их проведения?
64. Назовите виды механического массажа и дайте им краткую физиологическую характеристику. Сочетание аппаратного массажа с ручным, время продолжительности общего сеанса массажа?
65. Можно ли при механическом массаже использовать масло, лекарственные мази? Что такое баночный массаж? Дайте определение криомассажу.
66. Каково значение самомассажа в спортивной и лечебной практике, методика проведения по участкам тела, особенности самомассажа в условиях бани.
67. На какие виды классифицируется массаж, дайте краткую характеристику. Раскройте классификацию спортивного массажа.
68. Каковы особенности массажа при повреждениях и заболеваниях в практике спорта? Сочетание лечебного массажа с тепло-электро процедурами.
69. Что называется гигиеническим массажем? Физиологическое влияние и цель его применения. На какие виды он подразделяется?
70. Какой массаж называется лечебным? Классификация лечебного массажа. Цель применения лечебного массажа. Раскройте понятие “отсасывающий” массаж.
71. Дайте определение косметическому массажу, его место в спорте.
Тестовые задания по массажу
Выберите один правильный ответ
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. Поглаживание - это прием, когда рука массажиста:
1 Хорошо смещает кожу;
2 Растягивает кожу;
3 Скользит по коже, не смещая ее.
1. Плоскостное глубокое поглаживание используется для:
1 Воздействия на рецепторы дермы;
2 Воздействия на рецепторы мышц;
3 Воздействия на рецепторы сосудов.
1. При отеках глубокое поглаживание начинают с места:
1 Ниже отека;
2 На уровне отека;
3 С вышележащей области.
1. Поглаживание мышц следует начинать:
1 От сухожилия к проксимальному отделу;
2 От брюшка к дистальному отделу;
3 От сухожилия дистального отдела к проксимальному.
1. Глубокое поглаживание:
1 Увеличивает скорость движения крови и лимфы;
2 Успокаивающе действует на ЦНС (центральную нервную систему);
3 Уменьшает боль;
4 Усиливает процесс возбуждения ЦНС.
6. Поглаживание в каких областях оказывает выраженное действие на внутренние
органы:
1 В области волосистой части головы;
2 В области крестца;
3 В Зонах Захарьина-Геда.
1. Сила давления при массаже тем больше, чем:
1 Больше угол между рукой массажиста и массируемой тканью;
2 Острее угол между рукой массажиста и массируемой тканью.
1. Какие приемы не относятся к поглаживанию:
1 Спиралевидное;
2 Пиление;
3 Гребнеобразное;
4 Зигзагообразное.
1. Растирание способствует:
1 Растяжению рубцов и спаек;
2 Уменьшению притока крови;
3 Уплотнению рубцов.
1. Растирание является основным приемом при массаже:
1 Области живота;
2. Области суставов;
3 Области лица.
10. Что ослабляет действие растирания:
1 Быстрое выполнение приема;
2. Медленное выполнение приема;
3. Смазывающие вещества.
11.Растирание можно выполнять:
1 Во всех направлениях;
2 Долго на одном месте;
3. Только снизу вверх;
4. Только сверху вниз.
12.Приемы растирания включают:
1 Спиралевидное;
2 Раздельно-последовательное;
3 Валяние.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
13.При выполнении разминания руки массажиста:
1 Сдвигают кожу и подлежащие ткани;
2 Отжимают мышцы;
3 Скользят по мышцам.
14.Разминание больше действует на:
1 Кожу;
2 Мышцы;
3 Соединительную ткань;
4 Надкостницу.
15.Разминание, выполняемое в быстром темпе может вызвать:
1 Усиление боли;
2 Спазм мышц;
3 Расслабление мышц.
17.После приемов разминания следует выполнять приемы:
1 Растирания;
2 Вибрации;
3 Легкого поглаживания;
4 Глубокого поглаживания.
18.Смазывающие вещества и присыпки при выполнении разминания:
1 Применяется всегда;
2 По просьбе пациента;
3 По показаниям.
19. Цель приемов вибрации состоит в:
1. Обезболивающем действии;
2. Повышении пониженного тонуса мышц;
3. Усилении процессов возбудимости периферической нервной системы.
20. Прерывистая ручная вибрация:
1. Понижает мышечный тонус;
2. Снижает степень спазма;
3. Повышает мышечный тонус.
21. Болезненные ощущения, возникающие при выполнении вибрации снимаются:
1. Прекращением массажа;
2. Глубоким ритмичным растиранием;
3. Ритмичным поверхностным поглаживанием.
22. Приемы вибрации следующие, исключая:
1. Пунктирование;
2. Поколачивание;
3. Штрихование;
4. Валяние.
23. Оптимальная температура в кабинете массажа:
1. 18-20 градусов;
2. 20 - 23 градусов;
3. 16-20 градусов.
24. С какого возраста начинают массаж здорового ребенка 1-го года жизни:
1. С рождения;
2. С 1,5 месяцев;
3. С 6 месяцев.
25. В какой стадии заболевания ребенка массаж противопоказан?
1. В стадии обострения;
2. Вне обострения.
26. Массаж при нарушении сосудистого тонуса по гипертоническому типу включает:
1. Массаж ШВЗ и затылочной области головы;
2. Приемы мягкие, темп замедленный;
3. Приемы энергичные, темп средний и ускоренный;
4. Массаж нижних конечностей.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
27. Массаж при нарушении сосудистого тонуса по гипотоническому типу включает:
1. Массаж ШВЗ и затылочной области головы;
2. Приемы мягкие, темп замедленный;
3. Приемы энергичные, темп средний и ускоренный;
4. Массаж нижних конечностей.
28. Для сколиоза позвоночника характерны:
1. Гипертонус паравертебральных мышц внутри дуги;
2. Гипертонус паравертебральных мышц с наружной стороны дуги;
3. Гипотрофия мышц верхних конечностей;
4. Гипертонус одной ягодичной мышцы.
29. Массаж при сколиозе направлен на:
1. Повышение тонуса мышц внутри дуги;
2. Повышение тонуса мышц с наружной стороны дуги;
3. На улучшение психоэмоционального состояния.
30. Процедуру массажа при последствиях перелома костей верхних конечностей
начинают с:
1. Верхнегрудного отдела позвоночника;
2. Зоны перелома;
3. Дистальные зоны перелома;
4. Вибрационного массажа по гипсовой повязке.
31. Наиболее оптимальное время для отдыха после сеанса гигиенического
массажа:
1. 5-10 мин;
2. 20-30 мин;
3. 40-50 мин;
4. более 60 мин.
32. Под термином гигиенический массаж понимают:
1. Массаж для профилактики заболеваний и сохранения работоспособности;
2. Массаж, применяющийся с профилактической и лечебной целью;
3. Профилактический массаж лица, шеи, головы;
4. Сегментарный массаж.
33.Периостальный массаж воздействует на:
1. Мышечную ткань;
2. Связки и сухожилия;
3.Надкостницу;
4. Подкожную клетчатку.
34. Периостальный массаж является разновидностью массажа:
1. Классического;
2. Сегментарного;
3. Точечного;
4. Рефлекторного.
35. Ощущения, испытываемые пациентом при соединительно-тканном массаже:
1. Тепло;
2. Давление;
3. Царапание;
4. Онемение.
36. Соединительно-тканный массаж является разновидностью массажа:
1. Классического;
2. Лечебного;
3. Гигиенического;
4. Рефлекторного.
37. Сколько точек можно обрабатывать при тонизирующем методе точечного
массажа, за одну процедуру:
1. 1-2 точки;
2. до 5-7 точек;
3. до 12 точек;
4. не более 4 точек.
38. Основным обоснованием использования сегментарного массажа является:
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. Строение вегетативной нервной системы;
2. Сегментарное строение спинного мозга;
3. Строение микроциркуляторного русла;
4. Строение лимфатической системы.
39. Разновидностью какого массажа является вакуумный массаж:
1. Механомассаж;
2. Вибромассаж;
3. Пневмомассаж.
40. Укажите области требующие щадящей обработки при проведении подводного
душа массажа:
1. Спина;
2. Пояснично-ягодичная область;
3. Конечности;
4. Живот.
41. Укажите цели косметического массажа:
1. Лечебная;
2. Профилактическая;
3. Тренировочная;
4. Гигиеническая.
42. Противопоказанием к косметическому массажу является:
1. Множественные морщины;
2. Пигментные пятна;
3. Обильная угревая сыпь;
4. Дряблость и сухость кожи;
43. Укажите физиологические особенности мышечной системы у детей первых
месяцев жизни:
1. Гипертонус мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей;
2. Гипертонус мышц-разгибателей верхних и нижних конечностей;
3. Общая гипотония мышц;
4. Общая атрофия мышц конечностей и тела.
44. К приемам массажа, которые можно применять у детей первых трех месяцев
жизни, относятся:
1. Поглаживание:
2. Растирание;
3. Разминание;
4. Вибрация.
45. Основная задача массажа при ожогах является:
1. Снятие напряжения тканей;
2. Ликвидация болевого синдрома;
3. Предупреждение формирования грубых рубцов;
4. Общеукрепляющее действие.
46. На 2 день после ушиба предпочтительнее проводить:
1. Легкое поглаживание места ушиба;
2. Отсасывающий массаж от места отека;
3. Массаж поврежденного участка, нижележащих сегментов;
4. Массаж участка ниже места ушиба.
47. Больной назначен массаж пояснично-крестцовой области по поводу остеохондроза позвоночника, сопутствующее заболевание фибромиома матки:
1. Массаж противопоказан;
2. Противопоказаны приемы вибрации;
3. Массаж проводится по обычной методике.
48. Можно ли проводить классический массаж в начале острого периода при лечении остеохондроза позвоночника:
1. Да;
2. Нет.
49. При язвенной болезни 12-ти перстной кишки массаж назначается в периоды:
1. Остром:
2. Подостром;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
3. Ремиссии.
50. Больному микробной экземой рекомендуется массаж:
1. Классический отсасывающий;
2. Сегментарный;
3. Точечный;
4. Аппаратный;
5. Противопоказан.
51. Укажите особенность проведения классического массажа при мокнущей
экземе:
1. Массаж противопоказан;
2. Приемы проводят обходя пораженный участок;
3. Проводят отсасывающий массаж от места поражения.
52. Приемы массажа, противопоказанные при гипертонической болезни:
1. Глубокие приемы растирания;
2. Ударные приемы вибрации;
3. Глубокие приемы разминания.
53. Можно ли проводить массаж живота при гипертонической болезни:
1. Да;
2. Нет.
54. Укажите противопоказания к проведению массажа при бронхиальной астме:
1. Приступ удушья;
2. Незначительная одышка;
3. Сухие хрипы.
55. Показанием к проведению массажа, при воспалительных заболеваниях органов
дыхания является:
1. Субфебрильная температура;
2. Плохо отделяемая мокрота;
3. Одышка;
4. Сухой кашель.
56. Укажите приемы, проведение которых эффективно при трудно отделяемой
мокроте:
1. Глубокие приемы разминания;
2. Поверхностное растирание;
3. Ударная вибрация;
4. Только поглаживание.
57. Показания для назначения массажа при пневмонии:
1. Нормализация температуры;
2. Улучшение самочувствия;
3. Снижение СОЭ;
4. Все верно.
58. Основным объектом приема разминания являются:
1. Надкостница;
2. Кожа;
3. Подкожная клетчатка;
4. Суставы;
5. Мышцы.
59. Условие обязательное при проведении приема разминания:
1. Предварительные тепловые процедуры;
2. Максимальное расслабление мышц;
3. Общение с больным в ходе процедуры.
60. Отличие действия на организм приема вибрации, от воздействия других приемов массаж:
1. Длительность воздействия:
2. Сила воздействия;
3. Влияние на внутренние органы;
4. Влияние на центральную нервную систему.
61. Прием вибрации:
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. Пересекание;
2. Сотрясение;
3. Штрихование;
4. Строгание.
62. Прием «пунктирование» выполняется:
1. Ладонной поверхностью кисти;
2. Тыльной поверхностью кисти;
3. Основанием ладони;
4. Подушечками пальцев;
5. Локтевым краем кисти.
63. Основное действие приема «поглаживаниие»:
1. Возбуждающее;
2. Расслабляющее;
3. Нейтральное;
4. Согревающее.
64. Технической особенностью выполнения приема «поглаживание»: является:
1. Скольжение по коже без ее смещения;
2. Движение руки по коже со смещением ее;
3. Воздействие на отдаленные ткани и органы.
65. В каком направлении выполняются приемы поглаживания на конечностях:
1. По периферии к центру;
2. От центра к периферии;
3. Поперечно;
4. Продольно;
5. В любых направлениях.
66. Влияние массажа на кожу:
1. Удаление с кожи отживших клеток;
2. Улучшение кожного дыхания;
3. Усиление выделения продуктов распада;
4. Верно все.
67. При появлении гнойничковой сыпи на массируемой области массажист должен:
1. Массаж продолжить;
2. Массаж отменить;
3. Массаж продолжить после обработки гнойничков дезинфицирующим раствором.
68. Противопоказанием к назначению массажа являются:
1. Гнойничковые, воспалительные поражения кожи;
2. Наличие или угроза кровотечения;
3. Наличие тромбов сосудов;
4. Обширные нарушения целостности кожных покровов;
5. Верно все.
69. Частота обработки массажных столов в кабинете:
1. 1 раз в день;
2. 2 раза в день;
3. после каждого больного;
4. 1 раз в неделю.
70. Частота проведения текущей влажной уборки в массажном кабинете:
1. Перед началом смены;
2. Раз в 7 дней;
3. Через 3 часа работы;
4. Раз в день.
71. Укажите концентрацию раствора хлорамина применяющегося, для обработки массажных столов:
1. 1%;
2. 5%;
3. 3%;
4. 0,5%.
72. Укажите способ обработки рук массажиста:
1. Протираются спиртом после каждого больного;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
2. Протираются 0.5% раствором хлорамина;
3. Моются проточной водой, с 2-х кратным намыливанием;
4. Моются проточной водой, с однократным намыливанием.
73. Способ обработки резиновых насадок на вибромассажере:
1. Кипячение;
2. Протираются 0.5% раствором хлорамина;
3. Протираются 70% этиловым спиртом 2-х кратно с интервалом 15 мин;
4. Протираются 70% этиловым спиртом однократно.
74. Индивидуальные простыни или салфетки пациентов в массажном кабинете хранят:
1. В бельевом шкафу;
2. В индивидуальных полиэтиленовых пакетах.
75. Положение пациента при массаже волосистой части головы:
1. Лежа на спине;
2. Сидя на стуле с упором на спину;
3. Сидя на стуле с упором на подголовник;
4. Лежа на животе.
76. Назовите противопоказания к проведению массажа волосистой части головы:
1. Неврастения:
2. Гипертоническая болезнь;
3. Гипотоническая болезнь;
4. Острый арахноидит.
77. Из скольких этапов состоит план массажа волосистой части головы:
1. 1;
2. 2;
3. 3;
4. 5.
78. Нижней границей при массаже грудной клетки является:
1. Край реберной дуги;
2. VIII межреберье;
3. Уровень мечевидного отростка;
4. Линия соединяющая Х ребра.
79. Положение пациента при массаже грудной клетки спереди:
1. Лежа на животе, под колени валик;
2. Лежа на спине, под голеностоп валик: руки вдоль туловища;
3. Лежа на спине, под колени валик, руки вдоль туловища ладонями вниз, под головой подушка.
80. Положение больного при массаже спины:
1. Лежа на животе под голеностоп валик, руки вдоль туловища ладонями вверх;
2. Лежа на животе, руки под голову;
3. Лежа на животе, под колени валик;
4. Лежа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз.
81. Назовите нижнюю границу при массаже спины:
1. Нижние углы лопаток;
2. XII грудной позвонок;
3. Гребни подвздошных костей;
4. V поясничный позвонок.
82. Верхняя граница при массаже спины:
1. Затылочные бугры;
2. Линия, соединяющая ости лопаток;
3. Плечевые суставы;
4. Уровень седьмого шейного позвонка;
5. Нижние утлы лопаток.
83. Направление массажных движений при отсасывающем массаже верхней конечности:
1. От периферии к центру;
2. От центра к периферии;
3. Продольное;
4. Поперечное.
84. Массаж верхней конечности по классической методике начинают с:
1. Надплечья;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
2. Лопатки;
3. Плечевого сустава;
4. Лучезапястного сустава;
5. Пальцев рук.
85. Для массажа передней поверхности плечевого сустава рука должна:
1. Свободно свисать вниз;
2. Заведена за спину;
3. Заведена за затылок;
4. Лежать на противоположном плече, локоть приподнят.
86. Для массажа задней поверхности плечевого сустава рука пациента должна:
1. Свободно свисать вниз;
2. Заведена за поясницу;
3. Заведена за затылок;
4. Находиться на противоположном плече, локоть приподнят.
87. Направлении массажных движений при массаже живота:
1. Вокруг пупка по часовой стрелке;
2. Вокруг пупка против часовой стрелки;
3. От передней срединной линии к боковым границам;
4. От мечевидного отростка к симфизу.
88. Время проведения массажа живота:
1. Только натощак;
2. Через 2 часа после еды;
3. Сразу после еды;
4. Только перед едой.
89. Назовите нижнюю границу воротниковой области сзади:
1. Нижние углы лопаток (IV грудной позвонок);
2. Нижний край дельтовидной мышцы;
3. Ости лопаток;
4. XII грудной позвонок;
5. Линия ключиц.
90. Укажите верхнюю границу воротниковой области:
1. Затылочные бугры;
2. Край верхней челюсти;
3. Надплечья, VII шейный позвонок;
4. Край нижней челюсти.
Экзаменационные вопросы по массажу
1. Возникновение и развитие классического массажа.
2. Влияния массажа на нервную систему.
3. Какое место занимает массаж в системе физического воспитания и спорта.
4. Предварительный массаж и его классификация.
5. Системы массажа.
6. Методы массажа.
7. Преимущественные действия приемов массажа на кожу, на мышцы и сумочно-связочный аппарат.
8. Требования к массажисту.
9. Шведская система.
10. Влияние массажа сосудистую систему.
11. Физиологическое влияние на организм приема «поглаживание». Техника выполнения приема.
12. Виды поглаживания.
13. Физиологическое влияние на организм приема «выжимание». Техника выполнения приема.
14. Виды выжиманий.
15. Физиологическое влияние на организм приема «растирание» . Техника выполнения приема.
16. Виды растираний.
17. Физиологическое влияние на организм приема «разминание». Техника выполнения приема.
18. Виды разминания.
19. Физиологическое влияние на организм сотрясающих приемов. Техника выполнения.
20. Влияние массажа на мышечную систему.
21. Физиологическое влияние на организм приема «движения». Когда используются движения? Классификация приема «движения».
22. Виды движений.
23. Физиологическое влияние на организм ударных приемов. Техника выполнения.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
24. Виды ударных приемов.
25.Физиологическое влияние на организм приема «вибрация». Техника выполнения.
26. Ножной метод массажа.
27. Каковы гигиенические требования к освещению, температуре воздуха в массажном кабинете. Размеры массажного кабинета на одного человека, оборудование массажной.
26. Показания и противопоказания к массажу.
27. Комбинированный метод массажа.
28. Требования к массажисту, осмотр и пальпация массируемой области тела.
29. Аппаратный метод массажа.
30. Подготовка к массажу. Режим работы массажиста. Продолжительность процедуры массажа и длительность курсового лечения.
31. Восстановительный массаж и его классификация.
32. На какие участки делится тело человека с массажно-прикладной точки зрения. Какова направленность массажных приемов на отдельных участках.
33. Баночный массаж и его классификация.
34. Виды массажа, дайте характеристику.
35. Смазывающие средства.
36. Массаж спины и шеи.
37. Русская система массажа.
38. Методика и техника массажа подразумевает свои термины и специфические выражение, какие.
39. Массаж живота и груди.
40. Массаж нижних конечностей.
41. Ножной метод массажа.
42. Массаж верхних конечностей.
43. Парный массаж.
44. Раскройте классификацию и содержание спортивного массажа.
45. Сеанс частного массажа.
46. Какой массаж называется лечебным. Классификация лечебного массажа. Задачи лечебного массажа.
47. Сеанс общего массажа.
48. Сегментарный массаж. Особенности выполнения.
49. Массаж в бане.
50. Дайте определение гигиеническому и косметическому массажу, их отличие и место в спорте.
51. Сеанс парного массажа.
52. Массаж при сколиозе 1 степени.
53. Виды спортивного массажа.
54. Массаж при хроническом бронхите.
55. Термогидропроцедуры и мыльный массаж в практике спорта.
56. Массаж при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника.
57. Формы массажа
58. Китайский массаж.
5.2. Темы письменных работ
1. Возникновение и развитие классического массажа.
2. Какое место занимает массаж в системе физического воспитания и спорта.
3. Предварительный массаж и его классификация.
4. Системы массажа.
5. Методы массажа.
6. Шведская система.
7. Ножной метод массажа.
8. Каковы гигиенические требования к освещению, температуре воздуха в массажном кабинете. Размеры массажного кабинета на одного человека, оборудование массажной.
9. Комбинированный метод массажа.
10. Аппаратный метод массажа.
11. Восстановительный массаж и его классификация.
12. Баночный массаж и его классификация.
13. Виды массажа, дайте характеристику.
14. Смазывающие средства.
15. Русская система массажа.
16. Ножной метод массажа.
17. Парный массаж.
18. Спортивный массаж.
19. Сеанс частного массажа.
20. Какой массаж называется лечебным. Классификация лечебного массажа. Задачи лечебного массажа.
21. Сеанс общего массажа.
22. Сегментарный массаж. Особенности выполнения.
23. Массаж в бане.
24. Массаж при сколиозе 1 степени.
25. Виды спортивного массажа.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
26. Массаж при хроническом бронхите.
27. Термогидропроцедуры и мыльный массаж в практике спорта.
28. Массаж при остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника.
29. Формы массажа
30. Китайский массаж.
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:
Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К).
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних заданий с отчетом (защитой), тестирование по материалам дисциплины.
Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее изучения в форме зачета (экзамена).
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя:
- Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;
- Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания;
- Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;
- Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов.
При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Физическая культура» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством тестирования.
Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Ножной массаж (Техника и методика обучения)
Спортивный массаж: учебник
Эргономические и гигиенические основы русской системы классического массажа: методическое пособие
М.: Физическая культура, 2008
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Особенности русского классического массажа в различных видах спорта: Монография
М.: Физическая культура, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Егорова С. А., Белова Л. В., Петрякова В. Г.
Лечебная физкультура и массаж: Учебное пособие
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2014
Налобина А. Н., Таламова И. Г.
Основы классического массажа: Учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Диссертации и авторефераты
Научная электронная библиотека
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий семинарского типа.
Оборудование: стол массажный реабилитационный, складной «Panda», стол массажный многофункциональный, стул массажный складной «Prestige-reh», вибромассажный матрац, Банки Doctorra Массажные -6шт
Лечебной физической культуры и спорта
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
апаратуры, спортивные и медицинские
учебно-практическая лаборатория
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Лекционный курс по «Массаж» согласно требованиям и тематическому плану, лекции опережают практические занятия. Курс практических занятий по дисциплине «Массаж» делится на практику они проводятся согласно тематическому плану курса.
Участие в практической работе оценивается на каждом занятии от 0 до 5 баллов: проведение занятия по дисциплине «Массаж» изучаемой теме, активное участие в занятии, подготовка доклада или сообщения на заданную тему.
Контроли остаточных знаний студентов проводится на практических занятиях и проводятся они в виде реферата или опроса.
За полный ответ на вопросы текущего контроля студент получает максимальное количество баллов – 5. По дисциплине «Массаж» студент должен сдать реферат, оформленный в соответствии с установленными требованиями. Темы рефератов представлены в отдельном списке. Сроки сдачи реферата могут быть индивидуальными в зависимости от общей подготовленности студента, но не позднее недели до окончания полного курса «Массаж». Реферат оценивается от 3 баллов, до 5 баллов.
Экзамен проводится по окончании изучения дисциплины. Вопросы для экзамена представлены в учебной программе.
Если студент отвлекается на посторонние темы или разговаривает по мобильному телефону (мешает работе преподавателя), преподаватель в праве удалить студента с занятия. Во всех видах контроля знаний студентов оценивается владение учебным материалом. Для получения максимальных баллов необходимо достаточно хорошо владеть материалом и полностью соблюдать требования по выполнению заданий.
Лекционные занятия.
В процессе лекционного курса студенты знакомятся с теоретическими основами изучаемой дисциплины по «Массаж». Важным условием освоения теоретических знаний является ведение конспектов лекций. При этом внимательное отношение должно быть проявлено к точной регистрации научных определений и понятий. Текстовую часть конспекта лекций желательно дополнять схемами, таблицами, представленными на доске или демонстрационном стенде. Материалы лекционного курса следует своевременно подкреплять проработкой соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях в рамках самостоятельной работы.
Практические занятия
Закрепление и дополнительная проработка получаемых знаний проводится в ходе семинарских и групповых занятий, которые согласно тематическому плану соответствуют разделам лекционного курса. Практические занятия предполагают активное участие студентов в обсуждении учебных вопросов текущей темы, в результате чего студенты должны понять теоретические основы материала данной темы, уяснить значение полученных сведений для их практической деятельности. При подготовке к практическим занятиям студентам следует использовать не только основную, но и желательно дополнительную литературу по теме.
Студенты, изъявившие желание заниматься научной деятельностью проходят обучение в кружке СНО на кафедре. Собранные научные материалы оформляются в виде письменного отчета, содержащего литературные сведения, протоколы исследований, обработку и анализ полученных результатов, практические выводы. Результаты данного исследования докладываются и обсуждаются на специальном заседании кафедры по завершению цикла данного исследования. Лучшие доклады представляются на общеинститутскую конференцию. Такой подход помогает определиться студентам с выбором дальнейшего образования.
Самостоятельная работа.
Помимо обязательной занятий, проводимых под контролем преподавателя, предлагается самостоятельное изучение студентами всего программного материала дисциплины «Массаж». Ознакомление с основной и дополнительной литературой, освоение рекомендованных методов проведения занятий, овладение необходимыми умениями и навыками. Самостоятельная работа студентов может осуществляться в форме выполнения домашних заданий, составления конспектов, написание рефератов.
По результатам проведения лекционных, практических и самостоятельной работы студенты должны:
Знать: общие вопросы профилактики болезней и спортивного травматизма; основные понятия по дисциплине «Массаж», терминологию; составлять приемы классического массажа при разных заболеваниях, принципы воздействия физиологические изменения на организм больного, особенностей лечебного процесса в зависимости от периода заболевания; методы определения оценки эффективности и принципы дозирования приемов массажа.
Уметь: проводить исследования в рамках учебной программы, определять степень физического развития лиц занимающихся массажем, составлять методику классического массажа, анализировать полученные данные исследования и использовать их на практике, а так же использовать свои знания в профессиональной деятельности.
Методические рекомендации преподавателям.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Данная программа предназначена для подготовки студентов к дисциплине «Массаж».
Преподаватель должен уметь излагать в доступной форме учебный материал, увязывать их с запросами будущей профессиональной деятельности студентов, хорошо владеть речью. В процессе проведения лекционных и практических занятий преподаватель должен использовать различные наглядные пособия, демонстрировать пациентов, проводить разбор истории болезни больного и самостоятельного проведенного студентов занятия. Преподаватель следует на протяжении всего прохождения учебной дисциплины проводить консультации для студентов, четко вести отчетность по посещаемости и успеваемости студентов.
Преподаватель проводит контроль знаний студентов
Основные задачи, которые стоят перед преподавателями:
- Ознакомить студентов с основными требованиями дисциплины, как науки. Предоставить студентам необходимый объём знаний, касающихся гигиенического обеспечения физкультурной и спортивной деятельности.
- Научить использовать полученные знания на занятиях физической культурой в школах, высших учебных заведениях, на занятиях в различных подростковых секциях и секциях оздоровительной физической культуры, а так же в процессе различных форм профессиональной деятельности студентов при работе с населением.
Методические указания студентам по написанию реферата.
Общие требования: Реферат должен быть написан по стандартной схеме:
- Титульный лист
- Оглавление
- Введение
- Основная часть (каждый раздел с новой страницы)
- Заключение
- Список литературы (не менее 3 источников, можно интернет).
Желательно включить в текст таблицы, рисунки: фото, схемы, графики.
Объём реферата: 10 – 20 страниц формата А4 компьютерной вёрстки в редакторе Times New Roman, через 1,5 интервала, 14 шрифтом. Вариант названия реферата должен полностью соответствовать выбранному варианту.
Структура реферата должна соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к написанию рефератов: описать нарушение и причины приводящие к этому нарушению, перечислить специальные задачи, описать упражнения которые решают специальные задачи.
Реферат должен быть изложен студентом в виде доклада на кафедре или на учебной группе. Если студент хорошо ориентируется в представленном им материале, отвечает на задаваемые вопросы, он получает высший балл 5.
Глоссарий
Вибрационные приемы это массажные приемы, которые заключаются в передаче колебаний различной частоты и амплитуды на массируемую поверхность.
Вибрационные приемы по времени занимают секунды, т.е. это кратковременный прием.
Висцеральным массажем называется метод лечения, и профилактики заболеваний представляющий собой совокупность приёмов механического дозированного воздействия на внутренние органы человека лили животных через покровные ткани, производимого руками или специальными приспособлениями.
Возбуждающий массаж называется разновидность предварительного массажа, которая рекомендуется спортсменам, находящимся в подавленном, вялом состоянии, когда совершенно спортсмену не хочется соревноваться или тренироваться. Это состояние называется стартовой апатией.
Восстановительный массаж- это массаж, который применяется для более быстрого восстановления двигательной работоспособности и снятия чувства утомления.
Задачи восстановительного массажа:
восстановит двигательную работоспособность
снять чувство утомления
подготовить организм к предстоящей физической нагрузке
Восстановительный массаж проводится после соревнований или тренировок и в перерывах между ними. Длительность сеанса, а также глубина и интенсивность массажа должны быть индивидуальными для каждого спортсмена.
Гигиенический массаж- это массаж здорового человека. Цель этого вида массажа - укрепление здоровья, профилактика заболеваний. Часто гигиенический массаж сочетается с банными процедурами. Можно применять гигиенический массаж в виде самомассажа, например, после утренней гигиенической гимнастики.
Косметический массаж представляет собой массаж открытых участков тела - лица, шеи, кистей рук. С помощью косметического массажа можно улучшить внешний вид массируемого. Косметический массаж способствует уменьшению количества морщин, улучшению цвета и тургора кожи. Массаж омолаживает кожу.
Линейным массажем называется массаж при котором воздействие производится на энергетические каналы. При линейном массаже совершается нормализация циркуляции жизненной энергии по энергетическим каналам (меридианам). Если выявляется недостаток или избыток энергии в канале, то с помощью линейного массажа можно устранить эти нарушения.
Массаж – это комплекс научно обоснованных и практически проверенных приемов механического дозированного воздействия с помощью рук или специальных массажных аппаратов на ткани организма человека с целью укрепления и восстановления здоровья.
Пассивными движениями называются простые двигательные акты, совершаемые массажистом в том или ином суставе массируемого без какой-либо активной помощи или сопротивления со стороны массируемого. Пассивные движения входят в прием, называемый - движения.
Поглаживанием называется массажный прием, при выполнении которого ладонь и пальцы массажиста свободно скользят
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
по телу массируемого, не вызывая смещения кожи. С поглаживания обычно начинается массаж, и этим же он и заканчивается. Этот прием также широко используется как своеобразный переход от одного массажного приема к другому
Предварительный массаж- это кратковременный массаж, направленный на то, чтобы наилучшим образом подготовить спортсмена к соревнованию или тренировочному занятию.
Задачи предварительного массажа:
максимально мобилизовать функциональные возможности организма перед предстоящей двигательной деятельностью
исключить возможное охлаждение мышц перед соревнованием или тренировкой
повысить общий тонус организма или снять так называемую предстартовую лихорадку
Разновидности предварительного массажа:
разминочный
возбуждающий
успокаивающий
согревающий
Общие характеристики разновидностей предварительного массажа:
• сеанс занимает от 5 до 20 минут, т.е. предварительный массаж - кратковременный
• используют 2-3 массажных приема
• заканчивается массаж непосредственно перед началом соревнования или тренировки.
Разминанием называется массажный прием, состоящий в непрерывном захватывании, приподнимании, смещении и раздавливании мышцы.
Разминание относится к главным приемам спортивного массажа. Удельный вес этого приема составляет, в среднем, около 50% от всего времени массажа.
Разминочный массаж это разновидность предварительного массажа, которая применяется с целью мобилизации, усиления функции тех систем, которые будут выполнять большую нагрузку в предстоящей физической работе.
Растиранием называется массажный прием, при выполнении которого массируемые ткани сдвигаются, смещаются, растягиваются в различных направлениях.
В отличие от поглаживания рука массажиста не скользит по коже, а смещает ее, при этом, массируя подлежащие ткани (ткани, которые находятся под кожей, подлежат ей).
Удельный вес растирания - в среднем 30-40% от всего времени массажа.
Самомассаж - это проведение массажа на самом себе.
Согревающий массаж применяется с целью разогрева мышц спортсмена, повышения их сократительной способности, эластичности и устойчивости против травм, что бывает особенно важно при низкой температуре, когда мышцы быстро охлаждаются.
Су-джок терапия и Су-джок массаж. В Древнем Китае, Индии, Тибете целители воздействовали через кисть и стопу на организм человека. Корейский ученый доктор Пак Чжэ Ву обобщил все накопленные человечеством знания по подобным воздействиям и разработал свою целостную систему, которая получила название Су – Джок терапия. Су - означает кисть, а Джок- стопа, т.е. лечение через воздействие на кисть и стопу. В Су - джок терапии применяются различные методы воздействия – иглоукалывание, лечение магнитами, цветом, металлами, семенами и т.д. Также используется Су - Джок массаж.
Точечный массаж – это механическое воздействие пальцами рук или аппаратами на строго определенные участки тела-точки акупунктуры. Родиной точечного массажа считается Древний Китай.
Тренировочный массаж – это массаж, который применяется, как одно из дополнительных средств тренировки и направлен на повышение спортивной работоспособности. Задачи тренировочного массажа:
1. улучшить состояние мышц, на которые падает большая нагрузка
2. повысить спортивную работоспособность
3. содействовать быстрому вхождения в спортивную форму.
Ударные приемы заключаются в нанесении ударов различными частями кисти и пальцев по массируемой поверхности с максимальной частотой.
Ударные приемы по времени занимают секунды, т.е. это кратковременный прием.
Успокаивающий массаж это разновидность предварительного массажа, которая используется при повышенной возбудимости спортсмена. У таких спортсменов часто перед стартом развивается состояние предстартовой лихорадки.
ГЛОССАРИЙ
Абсцесс — скопления гноя в ограниченном пространстве.
Адаптация — приспособление организма или отдельных его функций к новым раздражителям.
Адинамия — бессилие, потеря сил, состояние, при котором невозможно вы-полнять активные движения.
Аллергия — измененная реактивность организма.
Аневризма — образование ограниченного расширения просвета сосуда вслед¬ствие изменения или повреждения его стенки.
Анемия — уменьшение количества эритроцитов и снижение содержания ге-моглобина в крови.
Анестезия — потеря болевой, температурной и некоторых других видов чув-ствительности.
Анкилоз — костное или соединительно-тканное сращение суставных поверх-ностей, приводящее к неподвижности в суставе.
Аномалия — то или иное отклонение от нормы в развитии организма; чаще всего является врожденной.
Артикуляция — механизмы образования звуков с помощью движения губ, языка, мышц ротовой полости и носоглотки.
Атаксия — один из видов расстройства координации движений; чаще всего проявляется при ходьбе.
Ателектаз — спадение легкого или его части при нарушении проходимости бронхов.
Атероматоз — изменения стенок артерий с образованием в них участков, по-полненных кашицеобразной жироподобной
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
массой.
Атония кишок — резкое ослабление перистальтики и тонуса мышечного слоя стенок кишок.
Атрофия — уменьшение объема и размера тканей или органов, сопровождаю-щееся их качественными изменениями, вследствие недостаточного их питания или других причин.
Бронхоэктазы — патологические расширения бронхов.
Викарная деятельность — усиление функции ткани или органа, замещающее ослабленную деятельность другого, чаще всего парного, органа.
Вирулентность — способность микроорганизмов вызывать инфекционное забо-левание.
Висцероптоз (спланхноптоз) — опущение внутренних органов.
Гангрена — некроз ткани или органа.
Гемартроз — кровоизлияние в полость сустава.
Гемодинамика — движение крови по сосудам в результате действия всех фак-торов, участвующих в процессах кровообращения.
Геморрагии — истечение крови из сосудов в окружающие ткани.
Генез — происхождение и последующее развитие.
Гиалиноз — появление в тканях при патологических процессах плотного полу-прозрачного белкового вещества, гиалина.
Гипервентиляция — усиленная легочная вентиляция, сопровождающаяся по-вышением насыщения крови кислородом.
Гипертрофия — превышающее норму увеличение объема ткани или органа.
Гипоксия — понижение содержания кислорода в тканях.
Гипотония — 1 — понижение (по сравнению с нормой) артериального давле¬ния крови; 2 — понижение тонуса мышц.
Гистотоксическая гипоксия — кислородное голодание тканей вследствие умень-шения их способности использовать кислород.
Гомеостазис — относительное постоянство ряда показателей состояния внут-ренней среды организма: кислотно-щелочного равновесия, насыщения крови кис¬лородом, температуры тела и др.
Гуморальный — относящийся к жидким средам организма.
Дегенерация — перерождение и изменение структуры ткани, при которых уменьшается ее жизнеспособность и ухудшается функция.
Деструктивный процесс — патологический процесс, вызывающий разрушение тканей.
Десенсибилизация — уменьшение или устранение повышенной чувствитель¬ности организма к воздействиям каких-либо веществ.
Дефекация — естественное освобождение кишечника от каловых масс.
Диатез — особое состояние организма, проявляющееся в атипичных реакци¬ях на различные раздражители и в склонности к ряду заболеваний.
Диспепсия — нарушения пищеварения.
Дистрофия — расстройство питания тканей, органов или всего организма.
Диурез — процесс образования и выделения мочи; суточный д. — количество мочи, выделяемой за 24 часа.
Иммобилизация — создание неподвижности при различных повреждениях и заболеваниях.
Интоксикация — отравление организма ядовитыми веществами.
Инфаркт — омертвение участка ткани вследствие прекращения кровоснабже¬ния; наиболее часто наблюдается в сердце, легких, реже — в почках и других органах.
Инфекция — внедрение болезнетворных микробов в организм и последующее развитие инфекционного процесса или заболевания.
Ишемия — местное малокровие.
Кальциноз — отложение солей кальция в различных тканях организма.
Коллатерали — сосуды, сопровождающие крупные или среднего калибра ар¬терии или вены.
Контрактура — резкое ограничение пассивной подвижности в суставе. К. может быть вызвана различными причинами: состоянием мышц, изменениями в тканях сустава и др.
Лапаротомия — оперативное вскрытие брюшной полости.
Лейкоцитоз — увеличение количества лейкоцитов в периферическом
Метаплазия — трансформация одного вида ткани в другой; происходит в порядке функционального приспособления.
Метеоризм — избыточное скопление газов в пищеварительном тракте, сопровождающееся вздутием живота.
Некроз — омертвение какого-либо участка ткани.
Облитерация — патологическое заращение сосуда, полости.
Онкотическое давление — осмотическое давление белков и плазмы.
Паллиативный — не устраняющий основной причины, приносящим временное улучшение состояния больного.
Парабиоз — состояние, характеризующееся резким снижением процессов жизнедеятельности.
Паралич — полная потеря способности производить произвольные движения
Парез — резкое снижение возможности полноценно выполнять движения.
Паренхима — специфические тканевые элементы некоторых органов.
Пастозность — разлитая припухлость и уменьшении члттпчноетм кожных покровов.
Патогенез — механизмы возникновения и развитие болезни.
Патология — наука о болезнях, болезненных состоянии органинов.
Периартикулярные ткани — ткани, окружающие суета».
Перибронхит — воспалительный процесс в тканях, окружающих бронх,
Периостит — воспаление надкостницы.
Перистальтика — сокращение мышц стенок полых органов, в частности же¬лудка и кишок, под влиянием которого перемещается их содержимое.
Перфорация — прорыв, прободение стенки полого органа (например, желуд¬ка в брюшную полость) на месте имеющейся
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
язвы.
Пилороспазм — длительно держащееся сокращение мышц привратника же¬лудка.
Пиопневмоторакс — наличие гноя и газа в плевральной полости.
Пневмоторакс — наличие воздуха в плевральной полости.
Потенцирование — усиление эффекта действия.
Реактивность — способность организма отвечать определенным образом па действие различных раздражителей.
Реанимация — совокупность методов оживления организма, находящегося и состоянии клинической смерти или близком к нему.
Резекция — оперативное удаление части органа или ткани.
Реконвалесцент—больной, находящийся в стадии выздоровления.
Релаксация — полное расслабление всей скелетной мускулатуры.
Реципрокная иннервация — иннервация антагонистических групп мышц и мышц, симметрично расположенных на другой половине тела.
Сенсибилизация — повышение чувствительности организма к различным воз-действующим на него факторам.
Сепсис — развитие в крови или внутренних органах микроорганизмов, вызы-вающих общее тяжелое инфекционное заболевание.
Симптоматическое действие — действие, направленное на временное устране¬ние того или иного проявления заболевания.
Синкинезия –
Склероз — болезненное уплотнение ткани или органов вследствие разраста¬ния в них соединительной ткани.
Субфебрильная температура — температура тела, слегка повышенная по срав-нению с нормальной.
Тромбоз — процесс прижизненного образования сгустка крови в просвете кро-веносного сосуда.
Трофическая функция организма — функция, обеспечивающая полноценное течение процессов обмена веществ, питания тканей, постоянное приспособление тканевых структур к требованиям функции и физиологическую регенерацию тканей.
Холангит – воспалительное заболевание желчевыводящих путей.
Шварты – сращение листков плевры после воспаления.
Экссудат – воспалительный выпот.
Эмболия – закупорка кровеносного сосуда попавшей в кровь какой-либо посторонней частицей – эмболом (тромб, бактериальная масса, частица опухоли, жир, пузырьки воздуха и др.).