МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рабочая программа дисциплины (модуля)
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кбн, доцент, Нач. каф., Абрамова Владилена Романовна _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Физиология является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры и спорта, тренеров и педагогов. Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки – необходимое условие успешной работы специалистов. Физиология служит теоретической основой таких предметов, как спортивная медицина, гигиена, лечебная и адаптивная физическая культура, массаж. Физиология наряду с биохимией и анатомией широко используется специалистами в области биомеханики, теории и методики физической культуры.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Анатомия и морфология человека
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Биомеханика двигательной активности
Теория и методика физической культуры
Мониторинг физического состояния человека
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-2: Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
недостаточно знает технологии
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
знает технологии
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
в полном объеме знает технологии
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
недостаточно умеет анализировать
эффективность технологий
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
умеет анализировать
эффективность технологий
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
в полном объеме умеет анализировать
эффективность технологий
двигательного и когнитивного
обучения и физической
подготовки.
недостаточно имеет опыт организовывать и
осуществлять контроль и оценку
физкультурно-спортивных
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
имеет опыт организовывать и
осуществлять контроль и оценку
физкультурно-спортивных
достижений обучающихся.
в полном объеме имеет опыт организовывать и
осуществлять контроль и оценку
физкультурно-спортивных
достижений обучающихся.
ОПК-3: Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью
недостаточно знает планирование
учебных и тренировочных
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
знает планирование
учебных и тренировочных
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
в полном объеме знает планирование
учебных и тренировочных
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
недостаточно умеет планировать
учебные и тренировочные
занятия по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
умеет планировать
учебные и тренировочные
занятия по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
в полном объеме умеет планировать
учебные и тренировочные
занятия по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
имеет недостаточный опыт проведения
учебных и тренировочных
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
имеет опыт проведения
учебных и тренировочных
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
имеет достаточный опыт проведения
учебных и тренировочных
занятий по обучению
двигательным действиям,
связанным с учебно-
тренировочной, рекреационно-
оздоровительной и туристско-
краеведческой деятельностью
ОПК-5: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной, рекреационной и туристско-краеведческой деятельности, к природной среде, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
недостаточно знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
в полном объеме знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
недостаточно умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
в полном объеме умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
имеет недостаточный опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные
ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни
имеет опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные
ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни
имеет достаточный опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные
ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
основные понятия и общие закономерности деятельности организма, механизмы регуляции функций в процессе жизнедеятельности и выполнении мышечной работы различного вида, характера, мощности; фазы и механизмы формирования двигательных навыков; физиологические особенности развития организма людей различного возраста;
проводить оценку функционального состояния человека в покое и при работе; тестировать функциональную подготовленность спортсменов; контролировать динамику морфофункциональных изменений в организме человека при выполнении физической деятельности;
методами исследований функционального состояния человека в покое и при работе.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Нервно-мышечная система /Лек/
Система кровообраще-
ния
/Лек/
Система пищеварения. /Лек/
Обмен веществ и энергии /Лек/
Эндокринная система /Лек/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Тема 1 Нервная система
1. Значение иобщие функции ЦНС
2. Периферическая нервная ситема
3. Виды рефлексов
4. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС
5. Характеристика нейронов
6. Функциональная организация головного мозга
7. Функциональная организация спинного мозга
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
8. ВНС, ее роль в регуляции двигательных функций. Функции симпатического и парасимпатического отделов ВНС
Тема 2. Нервно – мышечная система
1. Функциональная организация скелетных мышц
2. Строение мышечного волокна
3. Механизмы сокращения и расслабления мышечного
4. Двигательные мышечные единицы
5. Режимы работы мышц
6. Виды гипертрофии мышцы
7. Энергетика мышечного сокращения
Тема. 3. Сенсорные системы
1. Состав и функции сенсорных системы.
2. Виды рецепторов
3. Физиологическая организация зрительной сенсорной системы.
4. Преломление света (рефракция и аккомодация).
5. Фоторецепция (функция палочек и колбочек).
6. Функции наружного, среднего и внутреннего уха.
7. Функция вестибулярной сенсорной системы.
8. Общая функциональная организация двигательной сенсорной системы.
9. Разновидности и функции проприорецепторов.
Тема 4. Система крови
1. Объем и функции крови
2. Состав крови
3. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты их функции
4. Свертывание крови
5. Состав и значение плазмы крови
Тема 5Система кровообращения
1. Свойства сердечной мышцы
2. Фазы сердечного цикла в покое
3. Методы исследования сердечной деятельности
4. Частота сердечных сокращений в покое и при мышечной работе. Методики измерения ЧСС
5. Систолический, резервный и остаточный объем крови в желудочках
6. Минутный объем крови, изменение ударного и минутного объемов крови при мышечной работе
7. Артериальное давление, факторы его определяющие
8. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца
Тема6 Система дыхания
1. Внешнее дыхание, его механизмы и основные показатели
2. Обмен газов в легких и тканях
3. Легочная и альвеолярная вентиляция
4. Транспорт кислорода и углекислого газа
5. Изменения дыхания при мышечной работе
6. Нервная и гуморальная регуляция дыхания
7. Потребление кислорода, кислородный запрос и долг, МПК
Тема 7. Пищеварительная система
1. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике
2. Ферменты и их свойства
3. Процессы пищеварения в 12-перстной кишке
4. . Процессы пищеварения, осуществляющиеся под влиянием ферментов поджелудочного сока
5. . Значение желчи в пищеварении
6. Процессы пищеварения, всасывания в тонкой кишке
Тема 8 Выделительная система
1. Органы выделения. Функции почек
2. Функциональная единица почки, нефрон и его строение
3. Мочеобразование, его механизмы
4. Изменения мочеобразования и потовыделения при мышечной работе
5. Процессы, происходящие в клубочках и в канальцах нефрона
Тема 9. Обмен веществ и энергии
1. Значение белков для организма
1. Значение углеводов для организма
2. Регуляция уровня сахара в крови
3. Значение жира для организма
4. Суточная потребность организма в жирах, белках, углеводах
5. Значение для организма воды и минеральных солей
6. Методы исследования обмена энергии в организме.
7. Понятие об основном обмене
8. Энергообмен при мышечной работе
Тема Железы внутренней секреции
1. Железы внутренней и внешней секреции. Понятие о гормонах и нейрогормонах
2. Функции гормонов гипофиза
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
3. Функции гормонов щитовидной железы
4. Функции гормонов надпочечников
5. Гормон инсулин, физиологический механизм его действия
6. Действие на организм гормонов адреналина и норадреналина
7. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организм
8. Физиологическое значение эпифиза
9. Роль желез внутренней секреции в развитии мышечной силы, повышении работоспособности и в процессах восстановления
Тема Теплообмен
1. Значение для организма постоянства температуры тела
2. Механизмы образования тепла в организме
3. Химическая и физическая терморегуляция
4. Механизмы теплоотдачи
5. Нервная и гуморальная регуляция
6. Регуляция процессов теплообразования в организме
7. Регуляция процессов теплоотдачи в организме
8. Функции потовых желез и количества пота, выделяемого в условиях комфорта и при интенсивной физической работе
5.2. Темы письменных работ
Значение физиологии человека для профессиональной деятельности.
2. Периоды развития человека.
3. Особенности строения и функции клетки.
4. Физиологические особенности костной ткани
5. Физиологические особенности мышечной системы.
6. Физиологические особенности нервной системы.
7. Физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.
8. Физиологические особенности кровеносной системы.
9. Физиологические особенности лимфатической системы.
10. Физиологические особенности дыхательной системы.
11. Физиологические особенности пищеварительной системы.
12. Физиологические особенности мочеполовой системы
13. Физиологические особенности эндокринной системы
14. Физиология памяти и сна.
15. Состав и значение плазмы крови.
16. Иммунитет организма человека.
17. Свертывание крови. Значение для организма.
18. Функциональные свойства сердечной мышцы.
19. Артериальные и венозные сосуды: функции и особенности кровотока в них.
20. Физиологическое значение микроциркуляции.
21. Значение слуховой сенсорной системы для человека.
22. Белковый обмен в организме и его регуляция.
5.3. Фонд оценочных средств
студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К).
Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Физическая культура» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством тестирования.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник
Москва: Издательство «Спорт», 2018
6.1.2. Дополнительная литература
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Общая и спортивная психофизиология: Учебное пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2004
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
официальный сайт Российской государственной библиотеки
Диссертации и авторефераты
Научная электронная библиотека
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Привлечение студентов к самостоятельной учебно – познавательной деятельности в области физиологии, к активному сотрудничеству во время лабораторно-практических занятий является непременным условием их профессионального становления как педагогов – воспитателей. Согласно учебному плану включает в себя два курса общая физиология – на 2 курсе, физиология спорта – на 3 курсе, обучаются студенты профиля «спортивная тренировка». Основные задачи курса: познакомить студентов с закономерностями деятельности организма; физиологическими процессами и механизмами, обеспечивающими мышечную деятельность и определяющими развитие различных состояний организма; сформировать научные представления о формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств; способствовать пониманию физиологических особенностей деятельности организма в зависимости от возраста и пола, а также в особых условиях внешней среды, умения и навыки, необходимые для использования физиологических знаний в практике. При обучении курса используются различные формы занятий: лекции, лабораторные и практические занятия, а также семинарские занятия, консультации.
Лекция призвана помочь студентам в их самостоятельной работе над учебными материалами, направить по нужному руслу, пробудить интерес к более детальному и глубокому изучению предмета.
Семинарские занятия служат дополнением к лекционному курсу. Он посвящен детальному изучению отдельной темы и проводится отдельно по учебным группам. Отличительной особенностью семинара является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем и вопросов; преподаватель должен дать возможность свободно высказываться по обсуждаемому вопросу, помочь им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель требует тщательной подготовки к семинару, в противном случае не будет действенным и превратится в скучный обмен вопросами и ответами. Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обсуждаются заранее поставленные вопросы. Нужно заблаговременно ознакомить с планом семинарского занятия и рекомендуемой литературой. Можно проводить семинары в форме обсуждения докладов или рефератов. При этом для того, чтобы активно обсуждать проблему, аргументировано высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями и
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
спорить в поисках истины – к нему должны готовиться все.
Лабораторные и практические занятия являются одной из основных форм передачи знаний человека. На этих занятиях используются наглядные пособия и муляжи, специальное оборудование и технические средства. Освоение знаний стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом практических экспериментов и их результатов, собственного опыта студентов, подготовкой творческих докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др. Успешность лабораторных занятий зависит от следующих требований, которые необходимо помнить и выполнять каждому студенту: 1). Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная домашняя работа. Она заключается во внимательном изучении соответствующих глав учебника, методического пособия и рекомендованной литературы.2). Условия работы должны быть изложены в каждом задании. Их необходимо строго придерживаться. В целях учета текущей успеваемости студентов выполнение каждого задания оценивается по пятибалльной системе. Также необходимо проводить контрольные занятия для подведения итогов работы по окончанию одного раздела курса.
Методические рекомендации студентам:
Учебным планом на изучение дисциплины «Физиология человека» предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций, а также семинарских и лабораторно - практических занятий. Формой контроля знаний по итогам освоения предмета является зачет. Одним из центральных звеньев в учебно – познавательной деятельности студентов является самостоятельная работа с учебным материалом. При самостоятельной проработке учебного материала необходимым элементом работы является конспектирование. Записи содействуют лучшему и прочному освоению знаний, по мере необходимости им можно пользоваться к зачету. Можно использовать следующие формы записей: цитирование, план, тезисы, аннотация, конспект. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по изучению того или иного учебного материала, необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом и списком рекомендуемой литературы, затем необходимо прочитать записи лекций, ознакомиться с материалами учебного пособия и прочитать учебный материал. При составлении конспектов необходимо исходить из последовательности изложения учебного материала, раскрывая содержание темы по вопросам, данным в тематическом плане. Содержание тематических планов совпадает с порядком изложения учебного материала в учебнике, пособии, обучающем тексте.
Конспекты рекомендуется вести в отдельной тетради. В начале конспектов лучше сделать оглавление, что впоследствии дает возможность быстро отыскать в тетради нужную тему. Кроме того, следует указывать источники, по которым составляется конспект, авторы, год написания. Для того, чтобы в процессе освоения учебных материалов больше участвовала зрительная память, подчеркивайте цветными маркерами выводы, формулы или наиболее важные мысли.