2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Физиология человека
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
естественных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физиология человека
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
100
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
100
100
100
100
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кбн, доцент, Нач. каф., Абрамова Владилена Романовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Физиология человека
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Абрамова Владилена Романовна

естественных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Физиология является одной из основных дисциплин, формирующих стратегию и тактику деятельности специалистов в области физической культуры и спорта, тренеров и педагогов. Знание физиологических функций человека, механизмов их развития, а также способов и методов оценки – необходимое условие успешной работы специалистов. Физиология служит теоретической основой таких предметов, как спортивная медицина, гигиена, лечебная и адаптивная физическая культура, массаж. Физиология наряду с биохимией и анатомией широко используется специалистами в области биомеханики, теории и методики физической культуры.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная морфология
2.2.2
Экология человека
2.2.3
Биомеханика двигательной активности
2.2.4
Психология
2.2.5
Теория и методика физической культуры
2.2.6
Массаж
2.2.7
Мониторинг физического состояния человека
2.2.8
Физическая реабилитация
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-2: Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
 
Знать:
 
Уровень 1
недостаточно знает технологии

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки.

 
Уровень 2
знает технологии

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки. 

 
Уровень 3
в полном объеме знает технологии

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки.

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
недостаточно умеет  анализировать

эффективность технологий

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки. 

 
Уровень 2
умеет  анализировать

эффективность технологий

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки. 

 
Уровень 3
в полном объеме умеет  анализировать

эффективность технологий

двигательного и   когнитивного

обучения и физической

подготовки. 

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
недостаточно имеет опыт организовывать и

осуществлять контроль и оценку

физкультурно-спортивных

 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
достижений обучающихся.

 
Уровень 2
имеет опыт организовывать и

осуществлять контроль и оценку

физкультурно-спортивных

достижений обучающихся.

 
Уровень 3
в полном объеме имеет опыт организовывать и

осуществлять контроль и оценку

физкультурно-спортивных

достижений обучающихся.

 
 
 
ОПК-3: Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью
 
Знать:
 
Уровень 1
недостаточно знает планирование

учебных и тренировочных

занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 2
знает планирование

учебных и тренировочных

занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 3
в полном объеме знает планирование

учебных и тренировочных

занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
недостаточно умеет планировать

учебные и тренировочные

занятия по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 2
умеет планировать

учебные и тренировочные

занятия по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 3
в полном объеме умеет планировать

учебные и тренировочные

занятия по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
имеет недостаточный опыт проведения

учебных и тренировочных

 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 2
имеет  опыт проведения

учебных и тренировочных

занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
Уровень 3
имеет достаточный опыт проведения

учебных и тренировочных

занятий по обучению

двигательным действиям,

связанным с учебно-

тренировочной, рекреационно-

оздоровительной и   туристско-

краеведческой деятельностью

 
 
 
ОПК-5: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной, рекреационной и туристско-краеведческой деятельности, к природной среде, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
Знать:
 
Уровень 1
недостаточно знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
Уровень 2
знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
Уровень 3
в полном объеме знает о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
недостаточно умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
Уровень 2
умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
Уровень 3
в полном объеме умеет планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
имеет недостаточный опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные

ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни

 
Уровень 2
имеет опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные

ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни

 
Уровень 3
имеет достаточный опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные

ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни

 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия и общие закономерности деятельности организма, механизмы регуляции функций в процессе жизнедеятельности и выполнении мышечной работы различного вида, характера, мощности; фазы и механизмы формирования двигательных навыков; физиологические особенности развития организма людей различного возраста;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить оценку функционального состояния человека в покое и при работе; тестировать функциональную подготовленность спортсменов; контролировать динамику морфофункциональных изменений в организме человека при выполнении физической деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами исследований функционального состояния человека в покое и при работе.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение в предмет /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.2
/Ср/
Л1.1Л2.1

5
3
0
 
1.3
Нервная система /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.4
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.5
/Пр/
Л1.1Л2.1

1
3
0
 
1.6
Сенсорные системы /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.7
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.8
Нервно-мышечная система /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.9
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.10
Система крови /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.11
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.12
Система кровообраще-

ния

/Лек/

Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.13
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.14
/Пр/
Л1.1Л2.1

1
3
0
 
1.15
Система дыхания /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.16
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.17
Система пищеварения.  /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.18
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.19
/Пр/
Л1.1Л2.1

0
3
0
 
1.20
Система выделения /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.21
/Ср/
Л1.1Л2.1

5
3
0
 
1.22
Обмен веществ и энергии /Лек/
Л1.1Л2.1

1
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.23
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.24
Эндокринная система /Лек/
Л1.1Л2.1

0
ОПК-2 ОПК-3 ОПК-5
3
0
 
1.25
/Ср/
Л1.1Л2.1

10
3
0
 
1.26
/Пр/
Л1.1Л2.1

0
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Тема 1 Нервная система 1. Значение иобщие функции ЦНС 2. Периферическая нервная ситема 3. Виды рефлексов 4. Рефлекторный механизм деятельности ЦНС 5. Характеристика нейронов 6. Функциональная организация головного мозга 7. Функциональная организация спинного мозга
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
8. ВНС, ее роль в регуляции двигательных функций. Функции симпатического и парасимпатического отделов ВНС Тема 2. Нервно – мышечная система 1. Функциональная организация скелетных мышц 2. Строение мышечного волокна 3. Механизмы сокращения и расслабления мышечного 4. Двигательные мышечные единицы 5. Режимы работы мышц 6. Виды гипертрофии мышцы 7. Энергетика мышечного сокращения Тема. 3. Сенсорные системы 1. Состав и функции сенсорных системы. 2. Виды рецепторов 3. Физиологическая организация зрительной сенсорной системы. 4. Преломление света (рефракция и аккомодация). 5. Фоторецепция (функция палочек и колбочек). 6. Функции наружного, среднего и внутреннего уха. 7. Функция вестибулярной сенсорной системы. 8. Общая функциональная организация двигательной сенсорной системы. 9. Разновидности и функции проприорецепторов. Тема 4. Система крови 1. Объем и функции крови 2. Состав крови 3. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты их функции 4. Свертывание крови 5. Состав и значение плазмы крови Тема 5Система кровообращения 1. Свойства сердечной мышцы 2. Фазы сердечного цикла в покое 3. Методы исследования сердечной деятельности 4. Частота сердечных сокращений в покое и при мышечной работе. Методики измерения ЧСС 5. Систолический, резервный и остаточный объем крови в желудочках 6. Минутный объем крови, изменение ударного и минутного объемов крови при мышечной работе 7. Артериальное давление, факторы его определяющие 8. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца Тема6 Система дыхания 1. Внешнее дыхание, его механизмы и основные показатели 2. Обмен газов в легких и тканях 3. Легочная и альвеолярная вентиляция 4. Транспорт кислорода и углекислого газа 5. Изменения дыхания при мышечной работе 6. Нервная и гуморальная регуляция дыхания 7. Потребление кислорода, кислородный запрос и долг, МПК Тема 7.  Пищеварительная система 1. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике 2. Ферменты и их свойства 3. Процессы  пищеварения в 12-перстной кишке 4. . Процессы пищеварения, осуществляющиеся под влиянием ферментов поджелудочного сока 5. . Значение желчи в пищеварении 6. Процессы пищеварения, всасывания в тонкой кишке Тема 8 Выделительная система 1. Органы выделения. Функции почек 2. Функциональная единица почки, нефрон и его строение 3. Мочеобразование, его механизмы 4. Изменения мочеобразования и потовыделения при мышечной работе 5. Процессы, происходящие в клубочках и в канальцах нефрона Тема 9.  Обмен веществ и энергии 1. Значение белков для организма 1. Значение углеводов для организма 2. Регуляция уровня сахара в крови 3. Значение жира для организма 4. Суточная потребность организма в жирах, белках, углеводах 5. Значение для организма воды и минеральных солей 6. Методы исследования обмена энергии в организме. 7. Понятие об основном обмене 8. Энергообмен при мышечной работе Тема Железы внутренней секреции 1. Железы внутренней и внешней секреции. Понятие о гормонах и нейрогормонах 2. Функции гормонов гипофиза
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3. Функции гормонов щитовидной железы 4. Функции гормонов надпочечников 5. Гормон инсулин, физиологический механизм его действия 6. Действие на организм гормонов адреналина и норадреналина 7. Мужские и женские половые гормоны, их влияние на рост и развитие организм 8. Физиологическое значение эпифиза 9. Роль желез внутренней секреции в развитии мышечной силы, повышении работоспособности и в процессах восстановления Тема Теплообмен 1. Значение для организма постоянства температуры тела 2. Механизмы образования тепла в организме 3. Химическая и физическая терморегуляция 4. Механизмы теплоотдачи 5. Нервная и гуморальная регуляция 6. Регуляция процессов теплообразования в организме 7. Регуляция процессов теплоотдачи в организме 8. Функции потовых желез и количества пота, выделяемого в условиях комфорта и при интенсивной физической работе
 
5.2. Темы письменных работ
Значение  физиологии  человека для профессиональной деятельности.   2.   Периоды развития человека. 3. Особенности строения и функции клетки. 4. Физиологические особенности костной ткани 5. Физиологические особенности мышечной системы. 6. Физиологические особенности нервной системы. 7. Физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. 8. Физиологические особенности кровеносной системы. 9. Физиологические особенности лимфатической системы. 10. Физиологические особенности дыхательной системы. 11. Физиологические особенности пищеварительной системы. 12. Физиологические особенности мочеполовой системы 13. Физиологические особенности эндокринной системы 14. Физиология памяти и сна. 15. Состав и значение плазмы крови. 16. Иммунитет организма человека. 17. Свертывание крови. Значение для организма. 18. Функциональные свойства сердечной мышцы. 19. Артериальные и венозные сосуды: функции и особенности кровотока в             них. 20. Физиологическое значение микроциркуляции. 21. Значение слуховой сенсорной системы для человека. 22. Белковый обмен в организме и его регуляция.
 
5.3. Фонд оценочных средств
студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Физическая культура» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Солодков А. С., Сологуб Е. Б.
Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник
Москва: Издательство «Спорт», 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Фомина Е. В.
Общая и спортивная психофизиология: Учебное пособие
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2004
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
chrome
6.3.1.4
yandex
6.3.1.5
opera
6.3.1.6
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
официальный сайт Российской государственной библиотеки
6.3.2.2
Поиск электронных книг
6.3.2.3
Научная библиотека
6.3.2.4
Диссертации и авторефераты
6.3.2.5
Google Книги
6.3.2.6
Научная электронная библиотека
6.3.2.7
Глоссарий.Ru
6.3.2.8
Мир энциклопедий
6.3.2.9
Электронно-библиотечная система
6.3.2.10
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.11
Поисковая система "Google"
6.3.2.12
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор; экран; мультимедийный комплекс с подробным атласом человека; плакаты, модели внутренних органов человека (33 шт.), скелет, программный диагностический комплекс РУНО (в комплектации с ноутбуком) договор № АС – 000100/100-102 от 26 апреля 2012 г.; Робот-тренажер «Гоша-06» с программным обеспечением -1 шт; Торс человека (Разборная модель), набор для оказания скорой травматической помощи НИТсп-01-«Мединт-М/С/П» - 1 шт.

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №104.
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Привлечение студентов к самостоятельной учебно – познавательной деятельности в области физиологии, к активному сотрудничеству во время лабораторно-практических занятий является непременным условием их профессионального становления как педагогов – воспитателей. Согласно учебному плану включает в себя два курса общая физиология – на 2 курсе, физиология спорта – на 3 курсе, обучаются студенты профиля «спортивная тренировка».  Основные задачи курса: познакомить студентов с закономерностями деятельности организма; физиологическими процессами и механизмами, обеспечивающими мышечную деятельность и определяющими развитие различных состояний организма; сформировать научные представления о формировании двигательных навыков и воспитании физических качеств; способствовать пониманию физиологических особенностей деятельности организма в зависимости от возраста и пола, а также в особых условиях внешней среды, умения и навыки, необходимые для использования физиологических знаний в практике. При обучении курса используются различные формы занятий: лекции,  лабораторные и практические занятия, а также семинарские занятия, консультации. Лекция призвана помочь студентам в их самостоятельной работе над учебными материалами, направить по нужному руслу, пробудить интерес к более детальному и глубокому изучению предмета. Семинарские занятия служат дополнением к лекционному курсу. Он посвящен детальному изучению отдельной темы и проводится отдельно по учебным группам. Отличительной особенностью семинара является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем и вопросов; преподаватель должен дать возможность свободно высказываться по обсуждаемому вопросу, помочь им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель требует тщательной подготовки к семинару, в противном случае не будет действенным и превратится в скучный обмен вопросами и ответами. Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обсуждаются заранее поставленные вопросы. Нужно заблаговременно ознакомить с планом семинарского занятия и рекомендуемой  литературой. Можно проводить семинары в форме обсуждения докладов или рефератов. При этом для того, чтобы активно обсуждать проблему, аргументировано высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями и 
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
спорить в поисках истины – к нему должны готовиться все. Лабораторные и практические занятия являются одной из основных форм передачи знаний человека. На этих занятиях используются наглядные пособия и муляжи, специальное оборудование и технические средства. Освоение знаний стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом практических экспериментов и их результатов, собственного опыта студентов, подготовкой творческих докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др. Успешность лабораторных занятий зависит от следующих требований, которые необходимо помнить и выполнять каждому студенту: 1). Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная домашняя работа. Она заключается во внимательном изучении соответствующих глав учебника, методического пособия и рекомендованной литературы.2). Условия работы должны быть изложены в каждом задании. Их необходимо строго придерживаться. В целях учета текущей успеваемости студентов выполнение каждого задания оценивается по пятибалльной системе. Также необходимо проводить контрольные занятия для подведения итогов работы по окончанию одного раздела курса. Методические рекомендации студентам: Учебным планом на изучение дисциплины «Физиология человека» предусмотрено проведение учебных занятий в форме лекций, а также семинарских и лабораторно - практических занятий. Формой контроля знаний по итогам освоения предмета является зачет. Одним из центральных звеньев в учебно – познавательной деятельности студентов является самостоятельная работа с учебным материалом. При самостоятельной проработке учебного материала необходимым элементом работы является конспектирование. Записи содействуют лучшему и прочному освоению знаний, по мере необходимости им можно пользоваться к зачету. Можно использовать следующие формы записей: цитирование, план, тезисы, аннотация, конспект. Прежде чем приступить к самостоятельной работе по изучению того или иного учебного материала, необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом и списком рекомендуемой литературы, затем необходимо  прочитать записи лекций, ознакомиться с материалами учебного пособия и прочитать учебный материал. При составлении конспектов необходимо исходить из последовательности изложения учебного материала, раскрывая содержание темы по вопросам, данным в тематическом плане. Содержание тематических планов совпадает с порядком изложения учебного материала в учебнике, пособии, обучающем тексте. Конспекты рекомендуется вести в отдельной тетради. В начале конспектов лучше сделать оглавление, что впоследствии дает возможность быстро отыскать в тетради нужную тему. Кроме того, следует указывать источники, по которым составляется конспект, авторы, год написания. Для того, чтобы в процессе освоения учебных материалов больше участвовала зрительная память, подчеркивайте цветными маркерами выводы, формулы или наиболее важные мысли.