МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
Социально-гуманитарных дисциплин
рабочая программа дисциплины (модуля)
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кфн, Доцент, Винокуров Егор Гаврильевич; _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целями изучения дисциплины «История» являются способствовать студентам усвоить и осмыслить общие закономерности социального развития и целостную картину исторического развития России, ее место в мировом историческом процессе: характер, содержание, особенности и значение эпохальных событий и явлений, а также проблем и путей их решения.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Спортивно-прикладной туризм
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Знает как анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие.Определяет, интерпретирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи;
Хорошо знает как анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие.Определяет, интерпретирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи;
В полном объеме знает как анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие.Определяет, интерпретирует и ранжирует информацию, требуемую для решения поставленной задачи;
Умеет осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; При обработке информации отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок, формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои выводы и точку зрения.
Хорошо умеет осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; При обработке информации отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок, формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои выводы и точку зрения.
В полном объеме умеет осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов; При обработке информации отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок, формирует собственные мнения и суждения, аргументирует свои выводы и точку зрения.
Имеет опыт рассматривать и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
Имеет опыт хорошо рассматривать и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
В полном объеме имеет опыт рассматривать и предлагать возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
Хорошо знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
В полном объеме знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
Умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Хорошо умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
В полном объеме умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
Имеет опыт придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
Имеет опыт хорошо придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
В полном объеме имеет опыт придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
ОПК-5: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной, рекреационной и туристско-краеведческой деятельности, к природной среде, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
Знает как проектировать ситуации и события, формирующие осознанное отношение занимающихся к физкультурно спортивной деятельности.
Хорошо знает как проектировать ситуации и события, формирующие осознанное отношение занимающихся к физкультурно спортивной деятельности.
В полном объеме знает как проектировать ситуации и события, формирующие осознанное отношение занимающихся к физкультурно спортивной деятельности.
Уметь планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей.
Хорошо уметь планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей.
В полном объеме уметь планировать содержание и проводить лекции и беседы с занимающимися о пользе и значении здорового образа жизни с учетом возрастных и психофизических особенностей.
Имеет опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Имеет опыт хорошо развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В полном объеме имеет опыт развивать у занимающихся познавательную активность, ценностные ориентации и мотивацию на ведение здорового образа жизни.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
основные категории и понятия истории;
роль истории в жизни человека и общества;
основные этапы и закономерности исторического развития общества, способствующих формированию гражданской позиции;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
закономерностей и особенностей развития исторического процесса, его движущие силы, роль человека в нем;
основные исторические формы взаимодействий человека и общества, политических концепций;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
основные этапы и важнейшие события истории России;
роль в ихсторическом развитии России выдающихся деятелей отечественной истории;
роль и место российской цивилизации во всемирном историческом процессе;
анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
выделять стержень исторических фактов и событий и видеть причинно-следственные связи;
раскрывать суть исторического процесса: его закономерности, движущие силы;
давать объективную характеристику и интерпретацию исторического события, этапа, исторического деятеля;
формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
анализа исторических источников, политических программ, общественных процессов;
оценивания достижения культуры на основе знания исторического контекста;
толерантно воспринимать социальные и культурные различия;
уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям;
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
Владеть навыками и /или опытом:
гражданской позицией, сформированной в результате анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые профессиональные философские проблемы и процессы;
навыками публичного выступления;
способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере ФКиС;
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Предмет и специфика истории.
Тема 1 История – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории. Древняя Русь в межгосударственных отношениях раннего Средневековья.Тема 2.Проблема этногенеза восточных славян. Образование Древнерусского государства. Тема 3.Распад Киевской Руси и проблема татаро-монгольского ига: альтернатива Московской (татарской) и Литовской (европейской) Руси. Тема 4.Формирование многонационального Российского государства: проблема территориальной экспансии. /Лек/
История – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории. Древняя Русь в межгосударственных отношениях раннего Средневековья. Проблема этногенеза восточных славян. Образование Древнерусского государства.Распад Киевской Руси и проблема татаро-монгольского ига: альтернатива Московской (татарской) и Литовской (европейской) Руси.Основные идеи и исторические этапы развития истории:
Формирование единого Российского государства . Становление самодержавия в России.
/Пр/
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
История, ее предмет и роль в жизни человека и общества.
Основные части:
Древняя Русь;
Распад Древнерусского государства;
От Руси к России;
/Ср/
Проблема этногенеза восточных славян. Образование Древнерусского государства. /Ср/
Распад Киевской Руси и проблема татаро-монгольского ига: альтернатива Московской (татарской) и Литовской (европейской) Руси. /Ср/
Основные идеи и исторические этапы развития истории:
Формирование единого Российского государства . Становление самодержавия в России.
Ф
/Ср/
Раздел 2. Раздел 2. Россия в новое время (17 – до конца 19 вв.)
Тема 5. Зарождение новых капиталистических явлений в социально-экономической жизни России в 17 веке: бунташный век и становление абсолютизма.Тема 6.Рождение империи при Петре 1 и новая Россия.
Тема 7.Россия в 19 веке: утверждение капитализма и особенности государственно-политического развития и общественно-освободительного движения в России XIX века
/Лек/
Формирование Российской империи.
Рождение империи при Петре I и новая Россия. Российская империя в XIX веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
/Пр/
Основные идеи и исторические этапы развития истории:
Формирование единого Российского государства . Становление самодержавия в России.
Формирование Российской империи.
/Ср/
Рождение империи при Петре I и новая Россия. /Ср/
Российская империя в XIX веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
/Ср/
Раздел 3. Россия, СССР в новейшее время (20 в. – по наст. Время)
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Тема 8.Россия на рубеже 19-20 веков: варианты промышленного и общественно-политического развития.
/Ср/
Первая русская революция 1905- 1907 гг.пути /Ср/
Российская империя в XIX веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. /Ср/
Тема 9. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса. Национальная трагедия и новый путь исторического развития в XX веке. /Ср/
Гражданская война и интервенция в России. /Ср/
Гражданская война и интервенция в России. /Ср/
Тема 10.Советское государство и общество в 1921-41 гг. /Ср/
Советское государство и общество в 1921- 1941 гг. /Ср/
Советское государство и общество в 1921- 1941 гг. /Ср/
Тема 11.Великая Отечественная война советского народа. Победное совершение Великой Отечественной войны. /Ср/
Великая Отечественная война советского народа. Победное совершение Великой Отечественной войны. /Ср/
Великая Отечественная война советского народа. Победное совершение Великой Отечественной войны. /Ср/
Тема 12. Распад тоталитарного Советского Союза и Российская Федерация в новой геополитической ситуации. /Ср/
Развитие современной России: проблемы и поиск путей их решения. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
Цели самостоятельной работы:
- углубление знаний по предмету;
-формирование умений работы с научной литературой;
-развитие способности к анализу и обобщению объемного содержания учебного материала;
Формы самостоятельной работы:
-подготовка к семинарским занятиям;
-конспектирование философских источников;
-выполнение практических заданий (анализ ситуаций и пр.);
-составление схем и таблиц по самостоятельно изученному материалу;
-подготовка мини – сообщений и докладов к семинарским занятиям.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Задание 1. Реформы П.А. Столыпина: замыслы и результаты
Вопросы:
1.Реформа системы местного самоуправления.
2.Реформы образования.
3.Аграрная реформа.
4.Продажа земли через Крестьянский банк.
5.Переселение крестьян в восточные районы страны.
6.Юридическая основа столыпинской аграрной реформы.
7. Итоги реформы П.А.Столыпина.
Задание 2. Великая Отечественная война
Вопросы:
1. План «Барбаросса».
2. Начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 г.
3. Начало Великой Отечественной войны.
4. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
5. Битва за Москву.
6. Сталинградская битва.
7. Героическая оборона Ленинграда.
8. Курская битва.
9. Освободительная миссия Красной Армии в странах Европы.
10.Роль СССР в разгроме фашизма и его союзников.
Вопросы к экзамену
1.Материальные и письменные источники по древней истории Руси.
2.Проблема этногенеза восточных славян.
3.Древнерусское государство.
4.Феодальное раздробленность Руси.
5.Культура Древней Руси.
6.Монголо- татарское нашествие.
7.Битва на реке Калка.
8.Поход хана Батыя.
9.Правление Ивана Калиты.
10.Куликовская битва.
11.Русская культура в ордынский период.
12.Свержение ордынского ига.
13.Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
14.Внешняя политика Ивана Грозного.
15.Смутное время в России.
16.Церковные реформы Никона.
17.Правление Михаила Федоровича Романова.
18.Восстание Степана Разина.
19.Рождение Российской империи при Петре Великом.
20.Реформы Петра Великого.
21.Культура России при Петре Великом.
22.Восстание Емельяна Пугачева.
23.Внешняя политика при Екатерины Второй.
24.Отечественная война 1812 года.
25.Бородинское сражение.
26.Заграничный поход русской армии.
27.Восстание декабристов.
28.Культура России в начале XIX века.
29.Крымская война.
30.Крестьянская реформа 1861 года.
31.Реформы Александра Второго.
32.Народническое движение в России.
33.Россия в начале XX века.
34.Русско- японская война.
35.Первая русская революция 1905- 1907 годов.
36.Первая мировая война.
37.Опыт российского парламентаризма (1906- 1917).
38.Реформы П.А.Столыпина: замыслы и результаты.
39.Наступательная операция: Брусиловский прорыв 1916 года.
40.Февральская революция 1917 года.
41.Образование Временного правительства.
42.Октябрьская революция 1917 года.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
43.Советское государство.
44.Брестский мир.
45.Гражданская война в России.
46.Политика военного коммунизма.
47.Новая экономическая политика.
48.Коллективизация.
49.Конституция СССР.
50.Сталинские репрессии.
51.Личность как субъект и движущая сила истории.
52.Великая Отечественная война.
53.Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
54.Битва за Москву.
55.Сталинградская битва.
56.Героическая оборона Ленинграда.
57.Курская битва.
58.Освободительная миссия Красной Армии в странах Европы.
59.Хрущевский оттепель.
60.Л.И.Брежнев и его окружение.
61.СССР в эпоху перестройки (1985- 1991).
62.Современная Россия.
5.2. Темы письменных работ
Тематика рефератов
1.Мировоззрение и его исторические типы.
2.Общественное сознание: уровни, формы.
3.Предмет, функции и особенности истории.
4.Образование Древнерусского государства,
5.Древняя Русь в период Средневековья,
6.Распад Древнерусского государства,
7.Становление и развитие Российской империи,
8.Формирование единого российского государства,
9.Становление самодержавия в России,
10.Россия в XVII веке.
11. Российская империя в XVIII веке.
12.Религиозные ценности и свобода совести.
13.Свобода и ответственность человека.
14.Индивид, индивидуальность и личность.
15.Права человека и проблема справедливости.
16.Гражданское общество и государство.
17.Культура и цивилизация в современных условиях.
18. Общественная мысль и особенности общественного движения
19.Россия в начале XX века.
20. Первая русская революция 1905- 1907 гг,
21. Россия в 1917 г,: выбор исторического пути.
22.Гражданская война и интервенция в России.
23.Советское государство и общество в 1921- 1941 гг.
24.Великая Отечественная война советского народа,
25.Коренной перелом в Великой Отечественной войне.
26.Победоносное завершение Великой Отечественной войны.
27.СССР в 50- е годы.
28.СССР в 60-е годы.
29.СССР в 70- е годы,
30.СССР в 80-е годы.
31.Завершение исторического пути СССР.
32.Развитие современной России.
33.Формирование в России новых общественных отношений.
34.Глобальные проблемы и пути их решения.
35.Будущее человечества и проблемы гуманизма.
5.3. Фонд оценочных средств
Устное сообщение, доклад
Реферат
Тест
Конспект
Традиционные технологии:
Практические занятия.
Активные технологии:
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
• Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.
• Устные ответы на семинарских занятиях.
Интерактивные технологии:
• Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов.
• Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.
Текущий контроль знаний
Общие критерии оценивания:
• Знание и понимание основных моделей картин мира
• Понимание научных методов
• Посещаемость лекций и семинарских занятий
• Активность на семинарских занятиях, содержательность устных ответов, выполнение практических заданий.
• Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы
Оценка знаний по дисциплине «История» предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, знаний учебного курса, умения делать доказательные выводы и обобщения, формирования общекультурных и профессиональных компетентностей.
Оценивается не только глубина понимания основных проблем учебной дисциплины, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.
«Отлично» – оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа социальных процессов и решения задач профессиональной деятельности.
«Хорошо»– оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знаниях дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории учебной дисциплины и умело применяет их для оценки природных процессов и решения задач профессиональной деятельности.
«Удовлетворительно» – оцениваются ответы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в усвоении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.
«Неудовлетворительно» – оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программы, со- держание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы.
Устное сообщение, доклад
Реферат
Тест
Конспект
Традиционные технологии:
Практические занятия.
Активные технологии:
• Самостоятельная работа студентов с учебной литературой, электронными ресурсами.
• Устные ответы на семинарских занятиях.
Интерактивные технологии:
• Подготовка студентами презентаций по предлагаемым темам докладов.
• Дискуссии, обсуждение проблем, работа в малых группах.Устный опрос: беседа, ответы на вопросы, доклад (сообщение;
Письменные работы;тест, конспект, письменные ответы на вопросы, реферат
Контроль с помощью технических средств- компьютерное тестирование
Промежуточный контроль: устный кзамен по вопросам
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
А. Н. Сахаров, Боханов А.Н., Шестаков В.А.
История России с древнейших времен до наших дней : учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.
История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. 9-е изд., доп.: учебник
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Магазин электронных и аудиокниг
Библиотека РАН. Санкт-Петербург. Электронные ресурсы БАН
Поиск книг в электронных библиотеках
Диссертации и авторефераты
Архив учебных программ и презентаций
Деловые статьи и Интернет-сервисы
Issuu – Publications All categories – Most popular
Научная электронная библиотека
Энциклопедия: российские универсальные и тематические энциклопедии
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
справочник химика – доступ свободный
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по социальной психологии, необходимая для полного усвоения программы курса.
Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление занятий, полученных студентами на лекциях, подготовке к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию) и к экзамену.
Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с психологической и педагогической литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса социальной психологии, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и большого объема изучаемого материала. Отсюда следует, что без серьезной систематической самостоятельной работы получить требуемую психологическую и педагогическую подготовку невозможно.
Методическое обеспечение самостоятельной работы состоит из:
• определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;
• подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;
• поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес в данной теме;
• определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;
• организации консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.
Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу осуществляется в трех формах: текущий, рубежный и итоговый.
Рубежный в форме индивидуальных собеседований по ключевым темам курса и тестовых заданий по каждому разделу.
Итоговый контроль предусматривает экзамен в конце 3 семестра обучения.
Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (перечисление понятий) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (указать текст из источника и др.). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат/эссе/курсовая работа Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Эссе: Работа над эссе позволяет студенту самостоятельно размышлять над научной проблемой, прибегая к творческому использованию идей, концепций, ассоциативных образов из других областей науки, искусства, собственного индивидуального опыта, общественной практики. Эссе не предусматривает плана, но могут быть выделены такие структурные элементы как введение и заключение.
Курсовая работа: изучение научной, учебной, нормативной и другой литературы. Отбор необходимого материала; формирование выводов и разработка конкретных рекомендаций по решению поставленной цели и задачи; проведение практических исследований по данной теме. Инструкция по выполнению требований к оформлению курсовой работы находится в методических материалах по дисциплине.
Подготовка к экзамену (зачету) При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.
Методические рекомендации преподавателю
Процесс обучения студентов дисциплине «История» построен на основе использования междисциплинарного взаимодействия различных областей знания, раскрывающих сущность обучения, воспитания и образования. Ведущими подходами в освоении учебного материала студентами по данной дисциплине являются:
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
- активно-деятельностная форма освоения содержания обучения;
- диалоговый характер обучения;
- приоритет рефлексивного сознания.
Учебный курс ориентирован как на теоретическое освоение необходимого объема знаний, так и на развитие у студентов критичности мышления, обмен личностными суждениями и формирование социально-ролевой позиции в педагогической деятельности.
Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:
1. Выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;
2. Объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;
3. Активное участие слушателей в учебном процессе;
4. Проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;
5. Приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.
Данная дисциплина ведется в форме лекций с мультимедийным сопровождением учебного материала, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. С целью успешного освоения теоретических и практические основ дисциплины, а также для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, в ходе занятий используются активные методы: психодиагностические упражнения, тренинги, деловые игры, разбор ситуаций. В процессе изучения дисциплины проводится промежуточная аттестация, контроль знаний по отдельным темам - в виде тестирования и письменного опроса. По окончании дисциплины сдается экзамен.
Самостоятельная работа студента (СРС) – это требование ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Цель СРС: развитие у студентов творческого мышления, интереса к фундаментальным знаниям, выработки потребности к мировоззренческо - методологическому оцениванию, понимания и объяснения фактов, сущности и явлений действительности. СРС способствует более глубокому и детальному изучению дисциплины, развивает мышление, способности к анализу и синтезу информации, приучает к дисциплинированности и ответственности, способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста.
В числе основных проблем, характерных для СРС, следующие:
- установление причинно-следственных связей событий и явлений в возникновении тех или иных идей, концепций, гипотез, теорий;
- определение преемственности между научными фактами, явлениями, идеями, парадигмами;
- установление общих и частных закономерностей в развитии той или иной науки, соотношения факта и закономерности, эпохи и др.
В процессе самостоятельной работы с учебниками и другой литературой студент должен:
- выделить основные теоретические положения, факты, понятия;
- определить соотношения и последовательность фактов и теорий;
- разделить текст главы, параграфа на логически законченные части, исходя из структуры темы;
- сформулировать в каждой части главную мысль.
Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет студентам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины.
Рекомендуется работа с первоисточниками.
При подготовке лекций по данному курсу необходимо опираться на следующие принципы:
- научность и информативность;
- доказательность и аргументированность;
- эмоциональность формы изложения;
- постановка вопросов на размышление.
Посещение лекций и конспект позволяет формировать и оценивать умения студентов по переработке информации
Критерии оценивания:
Посещение и ведение конспекта лекций:
Записывать кратко, схематично, последовательно с фиксированием только основных положений, выводов, формулировок, обобщений. Помечать в конспекте важные мысли, выделять ключевые слова, термины.
Обозначать вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, помечать и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации или практическом занятии.
max -15 баллов (за семестр) Отлично: 91% - 100% (14 – 15 баллов);
Хорошо: 76% - 90% (12 – 13 баллов);
Удовлетворительно:61% - 75% (10 – 11 баллов);
Неудовлетворительно: 60% и менее (0 – 9 баллов)
Самостоятельная письменная работа является важнейшим элементом промежуточной аттестации по дисциплине. Целью выполнения контрольной работы является закрепление знаний, полученных на лекционных, семинарских и лабораторно-практических занятиях; углубление знаний путем использования дополнительной литературы и электронных ресурсов.
Самостоятельная письменная работа выполняется в течение семестра.
Критерии оценивания (КСр):
- соответствие предполагаемым ответам;
- логика рассуждений;
- соблюдения указанных требований к работе;
- своевременность сдачи работы на проверку. Работа оценивается:
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
max - 30 баллов (за семестр) Отлично- 100 -91 %
Хорошо- 90-76 %
Удовлетворительно- 75-61 %
Неудовлетворительно – менее 60%. Работа не зачтена и возвращается на доработку.
На экзамене учитываются следующие качественные показатели ответов:
- глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
- осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации из учебной литературы и других информационных источников);
- число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, студент неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или студент не смог применить теоретические знания для решения задач).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса).