2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_История Якутии
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Социально-гуманитарных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История Якутии
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 1
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
9
самостоятельная работа
95
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
95
95
95
95
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кфн, Доцент, Винокуров Егор Гаврильевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
История Якутии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины «История Якутии» является формирование у обучающихся целостного представления о содержании, основных этапах и тенденциях исторического развития государств мира, места России (Якутии) в мировом сообществе, гражданской зрелости, чувства патриотизма, принципиальности и независимости в обеспечении своих прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Философия
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Топография и ориентирование на местности
2.2.2
Краеведение
2.2.3
Курортология
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
 
Уровень 2
Хорошо знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
 
Уровень 3
В полном объеме знает как отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
 
Уровень 2
Хорошо умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
 
Уровень 3
В полном объеме умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Имеет опыт придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
 
Уровень 2
Имеет опыт хорошо придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
 
Уровень 3
В полном объеме имеет опыт придерживаться принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Демонстрирует уважительное отношение к историческому и культурному
3.1.2
наследию различных этнических групп,
3.1.3
опираясь на знания этапов исторического и 
3.1.4
культурного развития России
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Выбирает форму взаимодействия с
3.2.2
другими социальными группами на основе
3.2.3
полученной информации об их культурных
3.2.4
и социально-исторических особенностях,
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.2.5
включая философские и этические учения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Осуществляет межкультурную
3.3.2
коммуникацию в соответствии с принятыми нормами и правилами в различных ситуациях межкультурного взаимодействия
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Предмет и специфика  истории Якутии

 
1.1
История Якутии – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории Якутии. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
1.2
Предмет и специфика  истории Якутии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
1.3
История Якутии – определение, предмет, объем, функции, прикладные задачи. Основные понятия истории Якутии.Предмет и специфика  истории Якутии. История Якутии, ее предмет и роль в жизни человека и общества.

Основные части:

Древняя Якутия; Эпоха палеометаллов.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

23
УК-5
1
0
 
 
Раздел 2. Происхождение аборигенного населения Якутии.

 
2.1
Присоединение Якутии к Российской империи. Формирование единого Российского государства. Реформы М.М.Сперанского. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
2.2
Присоединение Якутии к Российской империи. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
2.3
Присоединение Якутии к Российской империи. Формирование единого Российского государства. Реформы М.М.Сперанского.Присоединение Якутии к Российской империи.Основные идеи и исторические этапы развития истории Якутии:

Формирование единого Российского государства . Становление самодержавия в России.

Формирование Российской империи.

Российская империя в XIX  веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России  и Якутии в XIX в,

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

24
УК-5
1
0
 
 
Раздел 3. Распространение христианства.

 
3.1
Формирование Российской империи. Российская империя в XVIII веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России и Якутии в XIX веке. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
3.2
Политическая ссылка в Якутии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.3
Формирование Российской империи. Российская империя в XVIII веке. Общественная мысль и особенности общественного движения России и Якутии в XIX веке.Политическая ссылка в Якутии. Советское государство и общество в 1921- 1941 гг. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

24
УК-5
1
0
 
 
Раздел 4. Якутия в XX веке. Современная Якутия

 
4.1
Первая русская революция 1905- 1907 гг. Россия в 1917 г.; выбор исторического пути. Советский Союз в эпоху научно- технической революции. Завершение исторического пути СССР.

Формирование в России новых общественных отношений.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
4.2
XIX век в истории Российской империи и Якутии. Якутия в 1917 г.: выбор исторического пути. Великая Отечественная война советского народа (1941- 1945 гг.) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

0,5
УК-5
1
0
 
4.3
Первая русская революция 1905- 1907 гг. Россия в 1917 г.; выбор исторического пути. Советский Союз в эпоху научно- технической революции. Завершение исторического пути СССР.

Формирование в России новых общественных отношений.XIX век в истории Российской империи и Якутии. Якутия в 1917 г.: выбор исторического пути. Великая Отечественная война советского народа (1941- 1945 гг.)Советский Союз в эпоху научно- технической революции. Завершение исторического пути СССР.

Формирование в России новых общественных отношений.

Развитие современной Якутии: проблемы и поиск путей их решения.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

24
УК-5
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену 1.Каменные страницы истории Якутии. 2.Экономическое положение Якутии в конце XX века. 3.Ваш район в древности. 4.Эпоха палеометаллов. 5.Социально- культурные процессы и образование в 1990-х гг. 6.Археологические памятники в вашем районе. 7.Происхождение аборигенного населения Якутии. 8.Общественно- политическое положение Якутии в 1990-х гг. 9.Жизнь вашего района до революции 1917 года. 10.Якутия на этапе перехода России к новой истории. 11.Развитие образования и науки в Якутии в 1960-е годы. 12.Известный спортсмен из вашего района. 13.Реформы Первой ясачной комиссии. 14.Развитие образования и науки в Якутии в 1970-е годы. 15.Известный ученый из вашего района. 16.Якутская Степная Дума. 17.Известный краевед из вашего района. 18.Развитие образования и науки в Якутии в 1980-е годы.
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
19.Реформы М.М.Сперанского. 20.Развитие образования и науки в Якутии в 1990-е годы. 21.Известный ветеран гражданской войны из вашего района. 22.Вторая ясачная комиссия. 23.Развитие образования и науки в Якутии на рубеже XX- XXI вв. 24.Известный ветеран Великой Отечественной войны из вашего района. 25.Русское население Якутии. 26.Якутяне на фронтах Великой Отечественной войны. 27.Известный писатель из вашего района. 28.Культура Якутии в  начале XIX века. 29.Якутия в годы Великой Отечественной войны. 30.История краеведения вашего района. 31.Политическая ссылка в Якутии. 32.Народническое движение в России. 33.Развитие культуры в вашем районе. 34.Известный труженик села вашего района. 35.Первая русская революция 1905- 1907 годов. 36.Развитие культуры и спорта в вашем районе. 37.Опыт российского парламентаризма (1906- 1917). 38.Реформы П.А.Столыпина: замыслы и результаты. 39.Известный спортивный тренер из вашего района. 40.Февральская революция 1917 года. 41.Образование Временного правительства. 42.Октябрьская революция 1917 года. 43.Советское государство. 44.Известный учитель из вашего района. 45.Гражданская война в России и Якутии. 46.Политика военного коммунизма. 47.Новая экономическая политика. 48.Коллективизация. 49.Конституция СССР. 50.Национальный вопрос в годы гражданской войны. 51.Успехи и трудности сельского хозяйства вашего района. 52.Великая Отечественная война. 53.Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. 54.Битва за Москву. 55.Сталинградская битва. 56.Героическая оборона Ленинграда. 57.Курская битва. 58.Освободительная миссия Красной Армии в странах Европы. 59.Известный государственный политический деятель Якутии. 60.Автономия. Суверенитет. 61.Конституция Республики Саха (Якутия). 62.Современная Якутия. Тестовые задания  по дисциплине    1.Когда образовалась Якутская АССР: 1. 1 июля 1918 года; 2. 27 апреля 1922 года; 3. 15 мая 1921 года.    2.В 1926 году на Алдане был произведен пуск: 1.первой драги; 2.второй драги; 3. Незаметнинской электростанции.     3.Когда началась Великая Отечественная война: 1.1 сентября 1939 года; 2.22 июня 1941 года; 3.17 декабря 1940 года.     4.Самый большой призыв в армию из Якутии (21.449) состоялся в: 1.1941 г.; 2.1942 г.; 3.1943 г.    5.За годы войны было призвано в армию девушек:
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.550; 2.250; 3.418.     6.Когда началась Курская битва: 1.30 июня 1942г.; 2.5 июля 1943 г.; 3.5 августа 1944 г.     7.Трудовая повинность распространялась: 1.на всех граждан от 16 до 50 лет; 2.только на представителей интеллигенции; 3.на представителей советского аппарата; 4.беспартийных активистов.    8.На завершающем этапе войны воины- якутяне вступили в пределы европейских стран в составе разных фронтов в: 1.1944 г.; 2.1945 г.; 3.1943 г.    9.Наиболее целесообразным оказалось использование воинов- саха во время Великой Отечественной войны в: 1.кавалерии; 2.снайперском деле; 3.военно- морских силах.    10.До начала 1950-х гг. в составе НКВД, затем МВД СССР находилась добыча: 1.угля, слюды; 2.золота, олова; 3.соли.     11.Попытка реформ в сельском хозяйстве начались с: 1.1960 г.; 2.1953 г.; 3.1955 г.    12.Празднование 325- летия вхождения Якутии в состав России состоялась в: 1.1955 г.; 2.1957 г.; 3.1960 г.     13.Якутский государственный университет был образован в: 1.1954 г.; 2.1955 г.; 3.1956 г.     14.Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта был открыт в: 1.1998 г.; 2.1999 г.; 3.2000 г.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы реферата: 1.Каменный век в истории Якутии. 2.Эпоха палеометаллов. 3.Предмет, функции и особенности истории Якутии. 4.Происхождение аборигенного населения Якутии. 5.Присоединение Якутии в состав Российской империи. 6.Якутия в эпоху средневековья. 7.Происхождение народа саха. 8.Формирование единого российского государства, 9.Распространение христианства. 10.Политическая ссылка в Якутии. 11. Российская империя в XVIII веке. 12.Реформы М.М.Сперанского. 13.Степная Дума в Якутии. 14.Развитие культуры и образования в Якутии. 15.Народники в судьбах народа саха. 16.Революционер Н.Г.Чернышевский.
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
17.Традиционная культура народов Якутии. 18. Общественная мысль и особенности общественного движения 19.Россия в начале XX века. 20. Первая русская революция 1905- 1907 гг, 21. Россия в 1917 г,: выбор исторического пути. 22.Гражданская война и интервенция в России и Якутии. 23.Советское государство и общество в 1921- 1941 гг. 24.Великая Отечественная война советского народа, 25.Коренной перелом в Великой Отечественной войне. 26.Победоносное завершение Великой Отечественной войны. 27.СССР и Якутия в 50- е годы. 28.СССР и Якутия в 60-е годы. 29.СССР и Якутия в 70- е годы, 30.СССР  и Якутияв 80-е годы. 31.Завершение исторического пути СССР. 32.Развитие современной Якутии. 33.Формирование в России новых общественных отношений. 34.Глобальные проблемы и пути их решения. 35.Будущее человечества и проблемы гуманизма.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования.

Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.

Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция,лабораторная работа, практическое занятие, самостоятельная работа, электронное тестирование) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алексеев А.Н.   
Первые русские поселения 17-18 вв. на Северо-Востоке Якутии
, Новосибирск
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Башарин Г.П.
История Якутии
Якутск, 1992
 
Л1.3
Гоголев А.И. 
История Якутии
Якутск, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Я. А.Перехов
История России: учебное пособие.
2009, 
 
Л2.2
А.Н.Сахарова
История России с древнейших времен до наших дней: Учебник
М.: Проспект, 2011
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
chrome
6.3.1.4
yandex
6.3.1.5
opera
6.3.1.6
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система
6.3.2.2
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.3
Поисковая система "Google"
6.3.2.4
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №220
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Педагогики и психологии
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.  Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.  Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров).  В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией. Подготовка к лекциям. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.   10.3. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.  Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:  сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;  обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;  фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;  готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;  пользоваться реферативными и справочными материалами;  контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;  обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.  пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);  использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;  повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;  обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);  использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).