МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
рабочая программа дисциплины (модуля)
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кпн, доцент, Гуляев Петр Дмитриевич _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Удовлетворение потребности туристской сферы в кадрах инструкторов - проводников, способных обеспечить качественные туристские услуги и поддерживать уровень требуемой безопасности на маршруте.
Программа рассчитана на 216 часа, предназначена для слушателей, имеющих непрофильное образование, желающих получить дополнительное специализированное образование.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы спортивно-оздоровительного туризма
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Базовые виды физической рекреации
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
не знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации) обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
частично знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации) обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
хорошо знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации) обусловленные различием этических, религиозных и ценностных систем;
не умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
частично умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
хорошо умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии.
плохо придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
частично придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
хорошо владеет придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной задачи.
ПК-13: Способен на практике осуществлять комплекс мер, направленных на профилактику травматизма, разработку и соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской
не знает методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
частично знает методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
хорошо знает методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
не умеет проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов;
частично умеет проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов;
хорошо умеет проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов;
не владеет оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
частично владеет оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
хорошо владеет оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Основные специальные виды туристской деятельности; существующие классификации видов туристской деятельности; основную терминологию и особенную терминологию, понятия по специальным видам туризма; нормативно-правовую основу функционирования специальных видов туризма; ресурсное обеспечение специальных видов туризма; основные тенденции перспектив развития туризма и специальных видов туризма в мировой практике и в России.
Выделять и различать различные виды туризма и их взаимосвязи; проводить комплексный анализ потенциала регионов с выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию для специальных видов туризма; определять возможности разработки и развития различных туристских продуктов в специальных видах туризма.
Профессиональной аргументацией при обсуждении вопросов, касающихся видов и тенденций развития туризма; решать различные и характерные производственные проблемы туристской деятельности; проявлять изобретательность и способность к восприятию и освоению инноваций в туризме; подбирать и использовать на практике рациональные и современные управленческие подходы.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Особенности и организация экологического и религиозного видов туризма
Понятие «экологический туризм». Виды экологического туризма. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Понятие «экологический туризм». Виды экологического туризма. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Влияние различных видов туризма на природу. Экологический менеджмент. География экологического туризма. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Особенности и организация религиозного туризма. Разновидности религиозного туризма.
Паломничество.
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Паломнический и религиозный виды туризма экскурсионно-познавательной направленности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Раздел 2. Особенности и организация социального и событийного видов туризма
Особенности и организация социального туризма. Понятие и объекты социального туризма, его виды и формы. Развитие социального туризма в России и за рубежом /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Особенности и организация событийного туризма. Классификация событийного туризма. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Организация и виды морских и речных круизов. Организация обслуживания туристов на морских и речных круизных судах. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Раздел 3. Особенности и организация экстремальных и экзотических видов туризма
Водные и наземные виды экстремального туризма. Особенности обеспечения безопасности при реализации данных видов туризма. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Горные и воздушные виды экстремального туризма. Особенности обеспечения безопасности при реализации данных видов туризма. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Водные и наземные виды экстремального туризма. Особенности обеспечения безопасности при реализации данных видов туризма. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
Экзотические виды туризма. Особенности обеспечения безопасности во время реализации различных экзотических туров. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов для зачета по дисциплине «Специальные виды туризма»
1. Понятие «социальный туризм». Объекты социального туризма.
2. Виды и формы социального туризма.
3. Развитие социального туризма в России и за рубежом.
4. Особенности социального туризма на региональном и муниципальном уровнях.
5. Организация и виды морских круизов.
6. Организация обслуживания туристов на морских и речных круизах.
7. Понятие «экологический туризм». Виды экологического туризма.
8. Влияние туризма на природу. Экологический менеджмент.
9. География экологического туризма.
10. Водные и наземные виды экстремального туризма (особенности, безопасность, цены).
11. Горные и воздушные виды экстремального туризма (особенности, безопасность, цены).
12. Особенности безопасности во время различных экстремальных туров.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
13. Экзотические виды туризма.
14. Особенности туристских фирм по обеспечению безопасности во время различных видов туризма.
15. Событийный туризм. Классификация.
16. Особенности организации событийных туров. Особенность составления программы событийных туров.
17. Определение и разновидности религиозного туризма.
18. Виды, особенности и география паломнического туризма.
19. Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
20. Индустрия и география религиозного туризма.
Тестовые задания по дисциплине «Специальные виды туризма»
(Тест содержат 15 вопросов и несколько вариантов ответов, из которых правильным может быть один или несколько)
1. Спелеодайвинг - это:
А. Погружение и осмотр кораллов
Б. Погружение и наблюдение за рыбами
В. Погружение в подводные пещеры
Г. Погружение к подводным лодкам
Д. Погружение и поиск затонувших кладов и сокровищ
Е. Погружение и спасение людей
2. Стационарные экскурсионные туры – это:
А. Туры с посещением минимум 3 городов
Б. Туры с посещением минимум 5 городов
В. Туры с пребыванием туристов в одном городе или туристическом центре
Г. Туры с посещением минимум 2 стран
Д. Туры с посещением минимум 3 стран
Е. Среди вышеперечисленных ответов нет правильного
3. Религиозное паломничество – это:
А. Посещение и осмотр памятников культовой архитектуры
Б. Посещение религиозных святынь с целью поклонения и участия в религиозных обрядах
В. Посещение и осмотр архитектурных памятников Ватикана
Г. Посещение Тибета
Д. Посещение древних китайских монастырей
Е. Посещение православных церквей и храмов на территории РФ и за ее пределами
4. К мировым религиям относятся:
А. Христианство
Б. Ислам
В. Индуизм
Г. Синтоизм
Д. Буддизм
Е. Сикхизм
5. Хадж – это:
А. Паломничество мусульман в Иерусалим
Б. Паломничество мусульман в Мекку
В. Паломничество буддистов в Китай
Г. Паломничество католиков в Ватикан
Д. Паломничество православных в Грецию
Е. Паломничество мусульман в Багдад
6. Экологический туризм – это:
А. Посещение ботанических садов и зоопарков в черте города
Б. Поездки в места с относительно нетронутой природой с целью наслаждения природой и, зачастую, добровольной помощи по ее охране
В. Посещение сельской местности
Г. Поездки на озера
Д. Поездки и восхождение на горы
Е. Посещение естественнонаучных городских музеев
7. Основными зонами экологического туризма являются:
А. Научный заповедник
Б. Заказник
В. Населенные пункты, расположенные в сельской местности
Г. Национальный парк
Д. Развлекательный тематический парк
Е. Ландшафтный и антропологический заповедники
8. Антропологический заповедник – это:
А. Заказник, созданный для сохранения отдельных видов животных
Б. Заказник, созданный для сохранения отдельных видов растений
В. Синоним термина «национальный парк»
Г. Природная биотическая «лаборатория», предназначенная для сохранения естественных
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
условий жизни конкретных этносов
Д. Синоним термина «ландшафтный заповедник»
Е. Зеленая зона в черте города
9. Заказник – это:
А. Синоним термина «антропологический заповедник»
Б. Особо охраняемая природная территория, созданная для сохранения отдельных видов животных и растений
В. Синоним термина «национальный парк»
Г. Природная биотическая «лаборатория», предназначенная для сохранения естественных условий жизни конкретных этносов
Д. Синоним термина «ландшафтный заповедник»
Е. Зеленая зона в черте города
10. К разновидностям делового туризма относятся:
А. Индивидуальные деловые поездки (командировки)
Б. Посещение спортивных мероприятий в качестве зрителей
В. Посещение международных кинофестивалей в качестве зрителей
Г. Конгрессно-выставочный туризм
Д. Инсентив-туризм
Е. Посещение музыкальных фестивалей и фестивалей искусств в качестве зрителей
11. Инсентив-туризм – это:
А. Форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них туристской поездки
Б. Индивидуальные деловые поездки (командировки)
В. Посещение спортивных мероприятий в качестве зрителей
Г. Посещение международных кинофестивалей в качестве зрителей
Д. Разновидность конгрессно-выставочного туризма
Е. Посещение музыкальных фестивалей и фестивалей искусств в качестве зрителей
12. Основным природным лечебным ресурсом бальнеологических курортов являются:
А. Лечебные грязи
Б. Лечебный воздух
В. Минеральные воды
Г. Лечебный климат
Д. Морской песок
Е. Морские водоросли 13. Талассотерапия – это:
А. Лечение и оздоровление морской водой, морским воздухом и продуктами моря
Б. Лечение и оздоровление лечебными грязями
В. Лечение и оздоровление минеральными водами
Г. Лечение и оздоровление продуктами пчеловодства
Д. Лечение и оздоровление кислородом
Е. Лечение и оздоровление в ингаляториях
14. Так называемые «гастрономические туры» относятся к:
А. Детскому туризму
Б. Тематическому туризму
В. Социальному туризму
Г. Молодежному туризму
Д. Сельскому туризму
Е. Ностальгическому туризму
15. Ностальгический туризм – это:
А. Разновидность сельского туризма
Б. Повторная поездка в последнее место отдыха
В. Разновидность религиозных туров
Г. Разновидность событийного туризма
Д. Туры на места исторического проживания, а также для встречи с родственниками
Е. Разновидность развлекательных туров.
5.2. Темы письменных работ
Темы для рефератов и самостоятельной работы студентов по курсу
«Специальные виды туризма»
1. Рекреационный туризм.
2. Санаторно-курортный туризм, курортное дело.
3. Экскурсионный туризм.
4. Профессионально деловой туризм: конгрессы, выставки, обучение и образовательные программы.
5. Этнический туризм.
6. Военный туризм.
7. Экстремальный туризм.
8. Автомобильный туризм.
9. Автобусные туры.
10. Морской круизный туризм.
11. Речной круизный туризм.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
12. Яхтинг.
13. Караваннинг.
14. Религиозный туризм.
15. Экологический туризм.
16. Сельский и агротуризм.
17. Дачный промысел.
18. Спортивный туризм.
19. Самодеятельный спортивный туризм.
20. Таймшер.
21. Социальный туризм.
22. Рафтинг.
23. Туризм с изучение садоводства.
24. Туры для фотографов.
25. Гастрономический туризм.
26. Винный туризм.
27. Челночный туризм (шоппинговые туры, например, шубные туры).
28. Рекламные туры.
29. Железнодорожные туры.
30. Сафари и охота.
31. Туры на рыбную ловлю.
32. Научный туризм.
33. Пешеходные (треккинг) туры.
34. Велосипедные туры.
35. Туры на лыжах, снегоходах.
36. Конные туры.
37. Туры на собачьих упряжках.
38. Озерный туризм.
39. Полярный туризм.
40. Космический туризм.
41. Приключенческий туризм.
42. Детский туризм.
43. Молодежный туризм.
44. Инсентив туризм.
45. Кроссинг туры.
46. Туры на мотоциклах.
47. Событийный туризм (карнавалы, фестивали, регаты и др.).
5.3. Фонд оценочных средств
- текущий контроль качества усвоения знаний проводится регулярно в течение всего семестра. Включает в себя: письменные работы; устный опрос; защита рефератов; тестирование; подготовка видеороликов и презентаций по темам дисциплины);
- итоговый контроль качества усвоения знаний: знать теоретический материал в соответствии с программой, сдать зачет по пройденным темам. Зачет 3 семестр
Опрос, подготовка реферата, презентации
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Введение в туризм: Учебник
СПб.: "Издетальский дом Герда", 2006
Специальные виды туризма: учебное пособие
М.: Советский спорт, 2008
Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие
Специальные виды туризма: учебное пособие
Специальные виды туризма : учебное пособие
6.1.2. Дополнительная литература
Этнокультурный туризм: учебное пособие
Безбарьерный туризм : учебное пособие
Теория и практика экологического туризма: учебное пособие
6.3.1 Перечень программного обеспечения
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Манеж (1938,4 кв.м): беговая дорожка, 2 игровых площадок; зал борцовский (615,1 кв.м), мат борцовский (комплект), зал тренажерный (147,5 кв.м.)
Оборудование: мат гимнаст. трехцветный (10 шт), лыжи (20 шт), палки (22 шт),стеллаж для хранения ботинок для лыж (4шт), шкаф раздевальный, ,вешалка настенная, антенны волейбольные с карманами (2 шт), сетка волейбольная (1шт), стойка баскетбольная передвижная складная SUPERSAM (2шт), барьер стальной (100 шт), козел гимнастический (1шт), конь прыжковый (1 шт), тренажер профессиональный: жим ногами по углом 45 (1шт), указатель расстояний для прыжков, канат (1 шт), мяч футзал (5 шт), мяч в/б (5 шт), гантели «Тorres», батут, весы, скакалка (20 шт); сооружение для мас-рестлинга (комплект)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы студентов
Дисциплина предполагает разные формы учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
На первых занятиях студентам бакалавриата даѐтся список источников, обязательной и дополнительной литературы. В ходе консультаций с преподавателем, студент получает рекомендации по работе с литературой, по подготовке к аудиторным занятиям и выполнению самостоятельной работы.
Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты бакалавриата могут пользоваться
УМК по дисциплине, который включает следующие методические материалы: краткие конспекты лекций по дисциплине, словари терминов и персоналий.
Формы самостоятельной работы студентов:
1. Работа с Интернет-ресурсами;
2. Работа в Научной библиотеке СГАФКСТ;
3. Работа с литературой в методкабинете кафедры ТиСО;
4. Работа с материалами УМК.
Виды самостоятельной работы студентов
Подготовка к практическим занятиям. Выполняется регулярно исходя из расписания занятий.
Подготовка рефератов, письменных работ, сообщений.
Подготовка к экзамену.
Преподаватель после первой лекции проводит собеседование со студентами и определяет тематику их будущих рефератов. Таким образом у студентов на подготовку рефератов не менее 2 месяцев. На консультации (проводятся еженедельно) студент получает список литературы, адреса сайтов, методические рекомендации. Далее студент самостоятельно готовит реферат. В случае необходимости он может проконсультироваться с преподавателем.
Список основной и дополнительной литературы по изучаемым темам студентами самостоятельно соответствует перечню основной и дополнительной литературы (раздел 8 рабочей программы).
В качестве основных форм организации учебного процесса по дисциплине «Курортология» в предлагаемой методике обучения выступают лекционные и практические (семинарские) занятия, а также самостоятельная работа студентов.
На лекциях излагаются темы дисциплины, предусмотренные рабочей программой, акцентируется внимание на наиболее принципиальных и сложных вопросах дисциплины, устанавливаются вопросы для самостоятельной проработки. Конспект лекций является базой при подготовке к семинарским занятиям, к экзаменам, а также самостоятельной научной деятельности.
Изложение лекционного материала рекомендуется проводить в мультимедийной форме (презентаций). Смысловая нагрузка лекции смещается в сторону от изложения теоретического материала к формированию мотивации самостоятельного
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных проблем в рамках той или иной темы. При этом основным методом ведения лекции является метод проблемного изложения материала
Семинарские занятия по дисциплине проводятся с целью приобретения практических навыков в решении задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, решению проблем профессиональной деятельности.
Семинарские занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов. Основой семинарских занятий выступают типовые задачи, которые должен уметь решать специалист в области рекреации и туризма.
В связи с ограниченным количеством часов и фундаментальным значением данного курса существенная нагрузка выпадает на самостоятельную работу студента. Эта работа выполняется в произвольном временном режиме без непосредственного участия преподавателя. Освоение дисциплины осуществляется посредством интеграции аудиторной (лекционных и семинарских занятий) и самостоятельной работы.
Для более углубленного изучения темы задания для самостоятельной работы рекомендуется выполнять параллельно с изучением данной темы.
Литература по дисциплине в учебно-методическом комплексе представлена главным образом учебниками и учебными пособиями. Необходимо также широкое использование интернет-источников, периодических отечественных и зарубежных изданий. При подготовке к практическим занятиям (семинарам) познакомься с темой, обрати внимание на рассмотрении данной темы в курсе лекций. Если тема на лекции не рассматривалась, изучите предлагаемую литературу (это позволит Вам найти ответы на теоретические вопросы). После этого приступайте к выполнению практических заданий.
При подготовке к зачету по теоретической части выделите в вопросе главное, существенное (понятия, признаки, классификации и пр.), приведите практические примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Варианты выполнения практических заданий предложите исходя из следующих критериев – «актуальность», «последовательность», «полнота», «креативность», «апробированность».
Объем самостоятельной работы может меняться самим студентом при изучении отдельных учебных элементов. В обязательную часть входит выполнение одного задания по каждому модулю (подготовка доклада, мультимедийного сообщения и т.д.).
В целях оптимизации образовательного процесса в рамках изучения дисциплины студентам предлагается следующая тактика:
- внимательно изучите программу дисциплины;
- оцените степень полезности освоения данной учебной дисциплины для своего профессионального роста;
- изучите материалы для аудиторной работы по дисциплине (тематическое содержание лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение занятий);
- изучите материалы для самостоятельной работы и сопоставьте предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (выполненные ранее работы по близкой теме, знакомство с конкретной технологией во время практики, наличие литературы по проблеме, предложенной в качестве предмета исследования, и т. д.);
- заведите электронную папку для Интернет-ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям, соотнесите темы электронных материалов с вопросами контрольных работ и экзамена (это поможет Вам подготовиться к промежуточной и итоговой аттестации);
- выберите из проблемного поля курса интересующую вас тему для углубленного изучения (она может быть связана с вашей исследовательской деятельностью);
- найдите партнеров из числа сокурсников для выполнения групповых учебных заданий;
- в конце изучения каждого учебного элемента курса постарайтесь оценить результаты своей деятельности и сформулировать пожелания преподавателю по совершенствованию образовательного процесса.
При анализе нормативно-правового документа необходимо выделить те ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества. Читая статью того или иного закона, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях ее реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать получ6енные знания.