2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Странаведение с основми регионоведения
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Странаведение с основми регионоведения
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 5 зачеты 5
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
147
147
147
147
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
_________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Странаведение с основми регионоведения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Область профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность:
1.2
– Образование и наука (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
1.3
– Культура, искусство (в сфере туризма, в сфере санаторно-курортного отдыха и лечения);
1.4
– Физическая культура и спорт (в сфере физической рекреации, в том числе спортивно-оздоровительного туризма; в сфере физического воспитания; в сфере физической культуры и массового спорта, в том числе фитнеса; в сфере спортивной подготовки; в сфере управления деятельностью и развитием рекреационно-оздоровительной и (или) физкультурно-спортивной организации).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.04
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Рекреалогия
2.1.2
Основы спортивно-оздоровительного туризма
2.1.3
География рекреационных систем и туризма
2.1.4
Курортология
2.1.5
Экономика рекреации и туризма
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Краеведение
2.2.2
Спортивный пешеходный туризм (дистанция и маршрут)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
на низком уровне знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
Уровень 2
частично знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
Уровень 3
на высоко уровне знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
на низком уровне умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
Уровень 2
частично умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
Уровень 3
на высоком уровне умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
на низком уровне придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
Уровень 2
частично придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
Уровень 3
на высоком уровне придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
 
 
ПК-2: Способен самостоятельно определять цели и задачи педагогического процесса спортивной, рекреационно-оздоровительной, туристско-краеведческой, рекреационнодосуговой и рекреационно- реабилитационной деятельности
 
Знать:
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Уровень 1
на низком уровне знает:- основные положения теории и методики организации образовательного процесса в образовательной организации; 
 
Уровень 2
частично знает:- основные положения теории и методики организации образовательного процесса в образовательной организации; 
 
Уровень 3
на высоком уровне знает:- основные положения теории и методики организации образовательного процесса в образовательной организации; 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
на низком уровне умеет: разрабатывать документацию для проведения мероприятий по программам;проводить теоретические и практические занятия по физическому воспитанию;подбирать средства для организации и проведения образовательного процесса; 
 
Уровень 2
частично умеет: разрабатывать документацию для проведения мероприятий по программам;проводить теоретические и практические занятия по физическому воспитанию; подбирать средства для организации и проведения образовательного процесса; 
 
Уровень 3
на высоком уровне умеет  разрабатывать документацию для проведения мероприятий по программам; проводить теоретические и практические занятия по физическому воспитанию; подбирать средства для организации и проведения образовательного процесса; 
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
на низком уровне владеет планирования образовательного процесса; подготовки документации по проведению занятия; проведения практического и теоретического занятия
 
Уровень 2
частично владеет планирования образовательного процесса; подготовки документации по проведению занятия; проведения практического и теоретического занятия
 
Уровень 3
на высоком  владеет планирования образовательного процесса; подготовки документации по проведению занятия; проведения практического и теоретического занятия
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
характеристики туристских и рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм и происходит формирование основных туристских потоков
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Уметь свободно ориентироваться по физическим, социально-экономическим и политическим картам;
3.2.2
Давать страноведческую характеристику туристским районам, используя природные и культурно-исторические комплексы территории;
3.2.3
Устанавливать систему взаимосвязей между природной средой, хозяйственной деятельностью субъекта и туристской индустрией.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
исследования на практике рынка туристских и рекреационных услуг, интересов и потребностей потребителей; разработки и реализации программ рекреационно-оздоровительных туристских продуктов
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Страноведение как наука. Основные компоненты туристских страноведческих характеристик

 
1.1
Основные понятия и методология страноведения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.2
Ресурсная составляющая туристской деятельности. Географическое положение в страноведении /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.3
Климат как условие развития туризма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.4
Характеристика природы страны /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.5
Воды как условие развития туризма. Воды Мирового океана. Воды суши /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.6
Природные зоны, растительность и животный мир /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.7
Особенности изучения и характеристики народов в страноведении. История как условие развития туризма /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.8
Культура страны как условие развития туризма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.9
Религии территории как компонент художественной культуры /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.10
Традиции и народное творчество /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.11
Искусства территории. Архитектура. Изобразительное искусство. Музыка. Современное театральное искусство /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

10
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.12
Музейное дело /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.13
Политические условия развития туризма в стране /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.14
Экономика страны как условие развития туризма /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
1.15
Инфраструктурная составляющая туристской деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
 
Раздел 2. География основных направлений туризма. Туристские характеристики отдельных стран

 
2.1
Комплексные страноведческие характеристики как развернутое социальное и экономико-географическое описание стран /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.2
Скандинавские страны /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.3
Западная Европа.   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.4
Южная Европа. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.5
Страны Восточной Европы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.6
Юго-Западная Азия.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.7
Восточная Азия. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.8
Юго-Восточная Азия.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.9
Южная Азия /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.10
Государства СНГ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

6
УК-5 ПК-2
5
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
2.11
Северная Африка.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.12
Страны Центральной Африки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.13
Государства Южной Африки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.14
Государства Северной Америки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.15
Государства Латинской Америки /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-2
5
0
 
2.16
Австралийский Союз /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3

Э1 Э2 Э3

7
УК-5 ПК-2
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные тестовые задания: 1. Туристское страноведение осуществляет следующие функции: а) просветительскую, информационную, развивающую, учебную б) исследовательскую, научную, учебную в) развивающую, политическую, историческую г) культурную, социальную, религиозную 22 2. Географическое положение страны характеризуется: а) положением страны относительно других государств б) оценкой местности страны в) взаимоотношением объекта с его внешней средой г) общностью рельефа 3. Под географическим объектом понимается отношение данной страны к любым другим объектам, взятым вне ее территории и оказывающим влияние на возможности развития туризма а) нет б) да 4. Как связаны между собой комплексное и туристское страноведение а) рассматривают общие взаимосвязи между целостной природой, хозяйством и населением б) изучают те компоненты природы и пространственные различия, которые оказывают влияние на развитие туризма в) имеют общий объект исследования и являются разделами одной области знания г) определяют развитие хозяйства в целом 5. Рельеф – это … а) обширные малоподвижные участки земной коры б) совокупность всех неровностей земной поверхности в) обширное поднятие с единым складчатым основанием г) линейно вытянутые поднятия с четко выраженными склонами и гребнем 6. Состояние нижнего слоя атмосферы за длительный промежуток времени – это а) погода б) климат в) давление г) воздушные массы 7.2.3. Вопросы к зачету 1. Предмет и объект изучения страноведения в туризме. 2. Цели и задачи страноведения в туризме. 3. Описательная и информационная функции страноведения. 4. Особенности понятия географического положения в туризме. 5. План характеристики географического положения территории. 6. План характеристики природы страны. 7. Страноведческая сущность природы как условия развития туризма. 8. Влияние природных условий на туризм. 9. Взаимосвязь понятий «природа – народонаселение – хозяйство – история – культура - окружающая среда». 10. Основные формы рельефа страны. 11. Оценка основных форм рельефа как условий развития туризма.
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
12. План характеристики климата территории. 13. Оценка степени благоприятности климатических условий для туризма. 14. План характеристики вод. 15. Роль вод страны в развитии туризма. 16. Понятие о природной зоне. План характеристики природной зоны. 17. Характеристика растительного и животного мира как условие развития туризма. 18. Особенности понятия «народонаселение» в страноведении. 19. Население как условие развития туризма. 20. Своеобразие исторических туристских характеристик в страноведении. 21. Роль исторического наследия в развитии туризма. 22. Особенности хозяйства и туризм. Отрасли хозяйства, связанные с туризмом. 23. Туристская инфраструктура: транспорт, сферы гостеприимства и питания. 24. Окружающая среда как совокупность условий для развития туризма. 25. Значение туризма в развитии экономики. 26. Оценка направлений и видов туризма, связанных со спецификой продукции, производимой в стране. 36 27. Язык как условие развития туризма. 28. Религия как условие развития туризма. 29. Понятие традиции в страноведении. Оценка традиций как условие развития туризма. 30. Понятие о народном творчестве. Оценка народного творчества как условия развития туризма. 31. Понятие искусства территории. Искусство как главное условие развития туризма. 32. Общественно-политическое устройство и туризм. Государственная политика в сфере туризма. 33. Какую роль играет международный туризм в Европе? 34. Туристско-рекреационный потенциал Восточноевропейской зоны 35. Страноведческая характеристика Североевропейской туристско-рекреационной зоны. 36. Страноведческая характеристика Западноевропейской туристско-рекреационной зоны. 37. Туристско-рекреационный потенциал Германии. 38. Туристско-рекреационный потенциал Франции. 39. Туристско-рекреационный потенциал Турции, Кипра. 40. Туристско-рекреационный потенциал Арабских стран Юго-западной Азии (Ливан, Сирия, ОАЭ). 41. Туристско-рекреационный потенциал Китая и Монголии. 42. Туристско-рекреационный потенциал США. 43. Туристско-рекреационный потенциал Мексики и Бразилии. 44. Современное состояние международного туризма в Африке. 45. Основные туристские центры и курорты Австралии. 46. Туристско-рекреационный потенциал Японии и Кореи. 47. Дать характеристику географии туризма в Российской Федерации. 48. Дать характеристику рекреационным и бальнеологическим ресурсам Черноморско-Кавказского региона. 49. Страноведческая характеристика Большого Сочи. 50. Каковы причины популярности Алтая у туристов из различны х стран? 51. Туристско-рекреационный потенциал Абхазии. 52. Туристско-рекреационный потенциал Крымского района. 7. Соответственно величине солнечной радиации различают 4 типа воздушных масс а) экваториальная, тропическая, умеренная, арктическая б) экваториальная, субтропическая, умеренная, арктическая в) субэкваториальная, тропическая, умеренная, арктическая г) экваториальная, тропическая, умеренная, субарктическая 8. Какой климат преобладает непосредственно на побережье а) субэкваториальный б) континентальный в) тропический г) морской (океанический) 9. Явление, когда с высотой температура воздуха повышается, называется а) амплитудой температур б) амплитудой колебаний 23 в) годовым ходом температур г) температурной инверсией 10. Количество выпадающих осадков зависит от а) влажности воздуха б) атмосферного давления в) температуры воздуха г) направления ветра 11. Линии, соединяющие точки с одинаковыми температурами, называются: а)изолиниями б)изотермами в) изобарами г) изоволнами 12. Ветер, возникающий в результате разницы давления между сушей и океаном, - это а) пассат
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
б) муссон в) тайфун г) ураган 13. К элементам погоды относятся а) климат, циклоны, температура б) влажность воздуха, давление, климат в) температура, влажность воздуха, атмосферное давление г) циклон, атмосферное давление, климат 14. Территория, расположенная вдоль атмосферного фронта, а) неблагоприятна для туризма б) способствует развитию туризма в) не влияет на развитие туризма 15. Воды Земли включают а) воды Мирового океана б) воды суши в) множество заливов и проливов г) воды Мирового океана и воды суши 16. Что влияет на развитие различных видов водного туризма а) полноводность рек б) маловодность рек 24 в) падение реки г) уклон реки 17. Наибольшую ценность для туризма представляют а) грунтовые воды б) артезианские воды в) напорные воды г) ненапорные воды 18. В зависимости от способа образования и состава грязи делятся на следующее количество типов а) два б) четыре в) пять г) три 19. Характеристика любой природной зоны в туристском страноведении включает в себя а) характеристику флоры б) характеристику фауны в) характеристику флоры и фауны г) группу живых организмов 20. Какой из элементов характеристики населения имеет более значительное воздействие на турбизнес а) тип воспроизводства населения б) численность населения в) половой состав населения г) плотность населения 21. Какие из основных блоков имеют наибольшее значение в туристской инфраструктуре а) транспортная система б) индустрия гостеприимства в) общественное питание г) все вышеперечисленные 22. К числу важнейших социально-экономических явлений современности, оказывающих большое влияние на туризм относится а) миграция б) кочевничество 25 в) урбанизация г) расселение 23. Важное условие, определяющее уровень жизни и социально- экономическое развития населения а) половой состав населения б) структура занятости населения в) «качество» населения г) естественный прирост населения 24. Факторы, влияющие на размещение населения а) природные, исторические, политические б) политические, исторические, экономические в) социальные, природные, исторические г) природные, исторические, экономические 25. Наиболее значительным потенциалом турбизнеса являются а) сельские населенные пункты б) хутора
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
в) поселки г) крупные города 26. К сложным групповым формам расселения относятся а) агломерации, мегаполисы, субурбанизированные пригородные зоны б) агломерации, мегаполисы в) мегаполисы, субурбанизированные пригородные зоны г) агломерации, субурбанизированные пригородные зоны 27. По способу реализации в настоящее время преобладают а) внешние миграции б) внутренние миграции в) добровольные миграции г) временные миграции 28. Составной частью характеристики народонаселения является а) характеристика этносов, племени, народности б) характеристика народов, рас, конфессий в) характеристика наций, народов , рас г) характеристика этносов, племени, рас 26 29. Главным признаком этноса в современном мире, по мнению большинства ученых, является а) цвет кожи б) язык в) особенности волосяного покрова г) строение лицевой части головы 30. Историческая характеристика в страноведении составляется с помощью хронологии а) да б) нет 31. На сколько уровней разворачивается написание исторического раздела в туристской характеристике а) один б) два в) три г) четыре 32. К какому типу исторической характеристики относится «мемориальная история» а) история государства б) история народов в) история знаменательных событий г) история в лицах 33. Какие типы исторического повествования используются в туристском историческом страноведении а) очерк и эскиз б) повесть и картина в) рассказ и картина г) рассказ и эскиз 34. Что наряду с природой является важнейшим условием, определяющим развитие всех без исключения видов и направлений туризма а) культура б) история в) этнос г) язык 27 35. Какая из областей культуры представляет главный интерес для туризма а) художественная культура б) религия в) экономика г) обычаи 36. Назовите основные типы художественной культуры а) этнический, национальный, традиционный б) исторический, этнический, традиционный в) архаический, традиционный, национальный, современный г) традиционный, национальный, современный 37. Совокупность всех слов, образов представлений и понятий данного народа, служащая для передачи мыслей – это а) этнос б) язык в) миф г) все варианты верны 38. Религия – это… а) особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение б) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в 
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
существование Бога или богов, сверхъестественного. в) оба варианта верны г) оба варианта неверны 39. Какие понятия объединят в себе «церковь» а) вера, вероучение, храм б) вера, культ, храм в) вероучение, вера, культ г) вероучение, культ, храм 40. Какой религии НЕ присущ монотеизм а) иудаизму б) даосизму в) христианству 28 г) исламу 41. Мировыми религиями называются а) универсальные религии б) национальные религии в) этнические религии г) нетрадиционные религии 42. Искусство – это… а) отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека – любви к прекрасному б) особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни в) совокупный способ и продукт художественной деятельности людей г) верно только А и Б д) все варианты верны 43. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона искусство подразделяется на три группы а) тонические, пластические, смешанные б) тонические, образные, смешанные в) пластические, временные, образные г) образные, смешанные, временные 44. Три основных проблемы: художественная задача, техническая задача, идеологическая задача стоят перед а) культурными ценностями б) художественным каноном в) художественным стилем г) художественным направлением 45. Многочисленные церкви, храмы, монастыри, часовни относят к а) объектам светского назначения б) объектам культового назначения в) археологическим сооружениям г) монументальным сооружениям 46. Явления и события в мире искусства… а) имеют огромное значение для туризма б) не влияют на туризм в) способствуют подавлению туризма 29 г) нет верного варианта 47. Выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах – это… а) традиция б) обычай в) обряд г) ритуал 48. Сколько видов традиций различают а) два б) три в) четыре г) пять 49. Главное свойство народного (традиционного) творчества а) оригинальность б) символичность в) образность г) коллективность 50. Массовая культура – это… а) это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение б) результат формирования общенациональных культур в) порождение рыночной экономики
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
г) все варианты верны 51. Преобладающая часть стран на политической карте мира относится к… а) демократическим государствам б) авторитарным государствам в) тоталитарным государствам г) нет верного ответа 52. Под государственной политикой в сфере туризма подразумевается регулирование туристской деятельности с помощью национального права а) да 30 б) нет 53. В основной базовый блок экономических условий развития туризма в любой стране входят а) индустрия здравоохранения и индустрия спорта б) индустрия развлечений и индустрия досуга в) индустрия досуга и индустрия образования г) индустрия спорта и индустрия досуга 54. Сфера услуг включает а) блок информационно-технологических отраслей экономики: финансы, маркетинг, рекламу, страховое дело, гостеприимство, туризм и пр. б) коммунальные, бытовые, ремонтные и прочие службы в) оба варианта верны г) оба варианта неверны 55. Какие из основных блоков имеют наибольшее значении в туристской инфраструктуре а) транспортная система б) индустрия гостеприимства в) общественное питание г) все выше перечисленные 56. Что входит в состав государства а) собственно участок суши, воды (внутренние и территориальные), находящееся над ними воздушное пространство б) все острова, расположенные в пределах территориальных вод, и все острова и архипелаги, расположенные вне территориальных вод, но юридически находящиеся под суверенитетом этого государства. в) оба варианта верны г) оба варианта неверны Раздел 2 Тест 1 (Тест содержит 10 вопросов и несколько вариантов ответов, из которых правильным может быть один или несколько). 1.Уровень преобразования изначального пространства в процессе рекреационной деятельности. 1. туристская освоенность 2. рекреационная освоенность 3. туристическая освоенность 4. не рекреационная освоенность 31 2.Суточный, недельный, квартальный, годовой и жизненный это 1. циклы рекреации 2. циклы туризма 3. циклы спорта 4. циклы курортологии 2. К культурным рекреационным ресурсам не относятся 1. памятники 2. музеи 3. солнечное затмение 4. археологические комплексы 3.Форма организации рекреационной деятельности на определенной территории, в рамках которой достигается максимальная взаимосвязь, пространственная и функциональная координация различных подсистем, участвующих в реализации рекреационной функции данной территории 1. территориальная рекреационная система 2. организационная рекреационная система 3. функциональная рекреационная система 4. экстенсивная рекреационная система 4.Человек, использующий рекреационные ресурсы с целью оздоровления организма 1. раритет 2. реципиент 3. рекреант 4. пациент 5.Разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своего социо-культурного образования это 1. психологическая деятельность 2. стимулирующая деятельность 3. физиологическая деятельность
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
4. рекреационная деятельность 6.К природным рекреационным ресурсам не относятся 1. реки 2. горы 3. архитектура 4. моря 7.Курс рекреалогии в вузах преподается с 1. 1974 г. 2. 1900 г. 3. 1890 г. 4. 2006 г. 8.Цикл жизненного отдыха в рекреалогии охватывает 1. 50-55 лет 32 2. 1-2 года 3. 10-15 лет 4. 70-90 лет 9.Приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком в рекреалогии это 1. Неизвестное пространство 2. Место 3. Периферия 4. Свое пространство 10.Любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами это 1. отдых 2. стимул 3. приработок 4. работа Тест 2 (Тест содержат 20 вопросов и четыре варианта ответа, из которых правильным может быть один) 1.Страна-лидер по международным туристским прибытиям a. Суринам b. Франция c. Куба d. Россия 2.Страна - лидер выездного туризма a. Канада b. Россия c. Италия d. Германия 3.Страна - лидер въездного туризма a. Китай b. Мексика c. Россия d. Чехия 4.Количество средств размещения Центрального туристско-рекреационного района РФ, составляет a. 730 b. 590 c. 100 d. 950 5.Туристско-рекреационнный анклав России 33 a. Приморский край b. Вологодская область c. Калининградская область d. Краснодарский край 6. В состав Центрального туристско-рекреационного района входят a. Смоленская область b. Воронежская область c. Курская область d. Архангельская область 7. В состав Центрально-Черноземного туристско-рекреационного района входят a. Ленинградская область b. Новгородская область c. Псковская область d. Липецкая область 8. В состав Северного туристско-рекреационного района входят a. Самарская область b. Мурманская область c. Свердловская d. Республика Адыгея 9. В состав Южного туристско-рекреационного района входят a. Краснодарский край b. Красноярский край c. Иркутская область
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
d. Читинская область 10. В состав Уральского туристско-рекреационного района входят a. Саратовская область b. Самарская область c. Пензенская область d. Пермская область 11. В состав Западно-Сибирского туристско-рекреационного района входят a. Алтайский край b. Костромская область c. Орловская область d. Астраханская область 12. В состав Восточно-Сибирского туристско-рекреационного района входят a. Краснодарский край b. Республика Бурятия c. Псковская область d. Орловская область 13. В состав Дальневосточного туристско-рекреационного района входят a. Сахалинская область 34 b. Ульяновская c. Республика Татарстан d. Тульская область 14. Основными туристскими объектами и видами отдыха Южного региона являются a. Москва, объекты Подмосковья, старинные города Золотого Кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах b. Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области c. Курорты Черноморского побережья, санатории и дома отдыха Северного Кавказа, горнолыжный и горный туризм d. Курортные зоны Жигулей, волжские санатории и дома отдыха Самарской и Саратовской областей, круизы по средней и верхней Волге, Каме 15. Основными туристскими объектами и видами отдыха Центрального региона являются a. Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области b. Горнолыжный и горный туризм c. Дома отдыха в Красноярских столбах, на Енисее и Ангаре d. Старинные города Золотого Кольца, пансионаты и дома отдыха на реках и озерах 16. Основными туристскими объектами и видами отдыха Северного района являются a. Курорт Белокуриха, пансионаты и дома отдыха на берегах рек, озер и водохранилищ b. Озера Карелии, Валаам, Кижи, Соловецкие острова, поморские города, поселки Архангельской области c. Горный и экстремальный туризм в Саянах d. Пансионаты и дома отдыха в Красноярских столбах, на Енисее и Ангаре 17. Основными туристскими объектами и видами отдыха Дальне-Восточного региона являются a. Пансионаты и здравницы на берегу Тихого океана, горный и экзотический туризм на Камчатке, Сахалине, экстремальные маршруты по Уссурийской тайге b. Старинные города Новгород и Псков, Ладожское, Ильменское и Онежское озера c. Санатории горного и полярного Урала Свердловской и Челябинской областей d. Лесные и речные пансионаты Республики Башкортостан 18. Основными туристскими объектами и видами отдыха являются a. Курортные зоны Жигулей b. Озера Карелии c. Телецкое озеро d. Дома отдыха в Красноярских столбах 35 19. Индустрия туризма состоит a. Индустрии промышленности b. Индустрии гостеприимства c. Индустрии АПК d. Индустрии экономики 20.Потребители туруслуг a. Туроператоры b. Гостиницы c. Рестораны d. Транспорт
 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика  рефератов и итоговых проектов 1.      Процесс мировой глобализации 2.      Мировые полюса развития и депрессивные макрорегионы 3.      Североамериканское региональное развитие 4.      Центральноамериканское региональное развитие 5.      Южноамериканское региональное развитие
 
стр. 15
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.      Современное состояние и перспективы Европейского союза 7.      Современное состояние и перспективы блока НАТО 8.      Западноевропейское региональное развитие 9.      Характеристика Скандинавского региона 10.  Характеристика региона Восточной Европы 11.  Столкновение цивилизаций в Балканском регионе 12.  Современное состояние и перспективы развития постсоветского пространства 13.  Евразийское экономическое сообщество 14.  Современное состояние и перспективы российско-белорусских взаимоотношений 15.  Современное состояние и перспективы российско-украинских взаимоотношений 16.  Дальневосточная политика Российской Федерации 17.  Характеристика российско-китайских взаимоотношений
 
5.3. Фонд оценочных средств
Оценка письменных работ. Письменная работа является индивидуальной для каждого студента, состоит из двух вопросов по приведенной ниже тематике. Письменная работа может проводится в качестве контрольной работы на практическом занятии в течение одного академического часа с разбором результатов на следующем занятии и с выставлением оценки в журнале учета занятий. Кроме того, письменная работа является важной формой самостоятельного изучения конкретных проблем учебной дисциплины и отчѐтности по ней. Она имеет целью углубить, систематизировать и закрепить полученные студентом теоретические знания, совершенствовать навыки применения теоретических знаний при анализе общественных явлений. Написание работы позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрой ориентации в современной классификации источников. Эта работа инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта. Письменная работа не только углубляет и расширяет уровень культурологической подготовки студентов, но и прививает им вкус, навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения теоретических вопросов и обобщения реальных фактов. Подготовка такой работы имеет и большое воспитательное значение. Она способствует формированию у студентов научного мировоззрения, методологической дисциплины мышления и практического действия. Эта работа также оценивается и оценки выставляются в журнале учета занятий. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС). Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с требованиями соответствующего раздела УМК. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом практическом занятии. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно-экзаменационной сессии. Тестирование по результатам Тестирование в процессе и по результатам изучения тем ставит целью оценить уровень освоения студентами дисциплины в целом, либо еѐ отдельных тем, а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной либо компьютерной форме. Соответственно тестовые задания могут быть либо на бумажных носителях, либо в компьютерной программе. Сама процедура тестирования занимает часть учебного занятия (20 - 30 минут). И При проведении текущего контроля знаний студентов на семинарах и практических занятиях тесты и практические задания предлагаются студентам по одной изучаемой теме. При итоговом контроле – тестовые задания предлагаются по всем темам курса. По результатам текущего контроля методом тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено». При итоговом контроле – соответствующая оценка (от 2 до 5 баллов) выставляется в зачетную ведомость и в зачетную книжку. Оценочные фонды для тестирования приведены в пункте Приложение. Преподаватель вправе дополнить перечень приведенных тестов. 7. Зачет Зачет проводятся в период зачетной сессии. Расписание зачетов, утвержденное проректором по учебной работе, доводится до студентов не позднее, чем за месяц до начала сессии. Форма проведения зачета (устный,либо методом тестирования) определяется в деканате по представлению заведующего кафедрой. К зачету допускаются студенты, выполнившие все требования учебной программы (выполнившие с положительными оценками все виды контроля, предусмотренные графиком учебных заданий).
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Г.Г.Неустроевой
Национальнай художественный музей республика саха (Якутия)
, 1999
 
Л1.2
Косолапов, А.Б.
Туристское страноведение: Европа и Азия: уч.пособие
М.: КноРус,, 2017
 
Л1.3
Лукьянова, Н.С.
География туризма: туристские регионы мира и России.: Практикум: учебное пособие
М.: КноРус,, 2019
 
стр. 16
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система «Руконт» [Электронный ресурс].
 
Э2
Электронно-библиотечная система «BOOK.ru» [Электронный ресурс].
 
Э3
Электронная библиотека научных публикаций –
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Project Expert
6.3.1.4
Windows 10
6.3.1.5
Astra Linux
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
6.3.1.8
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.

Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.

Учебная мебель: 45 посадочных мест.

Лаборатория №105. 
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оценивание текущей успеваемости осуществляется посредством оценки устного ответа на практических занятиях или собеседовании (ответа на вопрос задания, выступления с докладом, решения комплексного ситуационного задания), письменных ответов при написании терминологических диктантов, контрольных работ, тестов, рефератов, эссе. Процедура оценивания на зачете производится в форме устного ответа на вопросы по дисциплине. По результатам итогового оценивания знаний, умений и навыков студент получает балл от 2 до 5. В процессе текущего контроля оценивается работа студентов на практических занятиях и подготовленные студентами рефераты, доклады, презентации, эссе. Текущая аттестация осуществляется в непосредственной включенности слушателей в контекст учебного процесса: обратная связь в формах диалога, ответов на вопросы, участия в создании и разрешении проблемных ситуаций, включенность в группе. Практические занятия позволяют проверить степень усвоения материала, умение, анализировать конкретные ситуации, работать с текстами: оценивать, анализировать, интерпретировать, комментировать, давать рекомендации. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала по дисциплине с использованием конспектов лекций, учебных пособий и дополнительной литературы; подготовку докладов и презентаций; подготовку к круглому столу; написание эссе, итогового реферата. Доклад по теме семинара представляет собой сообщение на 10-15 минут, изложенное устно (с использованием плана). Доклады могут быть представлены в форме презентаций, с использованием видео- и аудиоматериалов. Итоговый реферат представляет собой самостоятельное исследование обучающимися выбранной темы. Реферат включает в себя план, основную часть, список литературы. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий 1.Общие организационно-методические указания Практические занятия проводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии,делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Занятие проводится в реферативно-докладной и вопросно-ответной форме. В ходе занятия создаются игровые дискуссии с целью творческого обсуждения поставленных вопросов. Добровольные выступления студентов сочетаются с 
 
стр. 17
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
вызовом отдельных из них по усмотрению преподавателя. Подготовка преподавателя к практическому занятию включает разработку плана занятия и задания студентам на подготовку к нему. Задание на подготовку к практическому занятию должно выдаваться студентам не позднее, чем за неделю до его проведения. Задание на подготовку реферата выдается не менее, чем за 2 недели. Перед началом обсуждения вопросов заслушивается реферат (доклад), который по указанию преподавателя готовит один из студентов. Тема реферата вынесена в отдельный вопрос, который обсуждается на занятии в случае наличия желающего его подготовить. Подготовка реферата (доклада) предполагает его оформление в письменном виде. Тема реферата носит обзорный характер и требует от докладчика высокой степени творческой инициативы. Оценка реферата объявляется в конце занятия с учетом эффективности работы докладчика в ходе обсуждения других вопросов практического занятия. Объем реферата должен соответствовать не менее 4-5 машинописным листам с интервалом между строками 1,5 печатных знака (12-15 мин). Занятие проводится в форме широкой дискуссии, творческого обсуждения реферата (доклада) и поставленных вопросов. Руководитель должен умело направлять обсуждение вопросов, нацеливать студентов на более глубокое раскрытие содержания обсуждаемых проблем. Допущенные в ходе дискуссии ошибки (неточности) студентов не должны оставаться без внимания. Необходимо добиваться, чтобы сами студенты их выявляли и устраняли. Преподавателю необходимо знать конкретную аудиторию (психологический климат в коллективе, уровень успеваемости и общей подготовки по специальности, наличие формальных и неформальных лидеров и т.д.), а также быть готовым к тому, что студенты могут задать вопросы не по теме занятия (в том числе отвлекающие вопросы). Рефератно-докладная и вопросно-ответная форма проведения практического занятия не исключает элементы игры, например, игровые дискуссии. В этом плане заслуживает внимания решение тестовых заданий, рассмотрение в ходе занятия конкретных ситуаций будущей профессиональной деятельности. Активизации обсуждения способствует постановка проблемных вопросов. Главная задача руководителя в ходе занятия - создание атмосферы творческой активности всех студентов учебной группы, предоставление возможности каждому из них свободно высказывать свои взгляды,ненавязчиво включать в творческую дискуссию всех или большую часть студентов группы, тактично, путем уточнений и небольших подсказок добиваться аргументированных обоснований самими студентами выводов по обсуждаемым вопросам. Особенно важно не подавлять инициативу студентов, побуждать их выступать с добавлениями и уточнениями по ходу обсуждения вопросов. Для обеспечения необходимой динамичности занятия следует ограничивать выступления студентов 4-5 минутами, а добавления и уточнения 2-3 минутами. Искусство управления занятием включает также постоянный контроль за временем и правильным его распределением по обсуждаемым вопросам. 2. Методические рекомендации по вводной части (вступительному слову) Проведение занятия должно начинаться вступительным словом руководителя, который напоминает тему, содержание занятия, его основные цели, значение рассматриваемых вопросов для профессиональной подготовки студентов. Отдельные вопросы базируются на знаниях, полученных студентами в предшествующих учебных дисциплинах. Ряд вопросов требует от студентов самостоятельной работы по их изучению согласно перечню рекомендованной литературы. Поэтому одна из целей практического занятия - обобщение и конкретизация знаний. 3. Методические рекомендации по заключительной части (подведению итогов). В конце обсуждения каждого вопроса или в конце всего занятия руководитель подводит итоги обсуждения, уточняет отдельные положения, недостаточно раскрытые в ходе занятия, отмечает положительные стороны и недостатки в выступлениях каждого студента, дает оценку по 4-х бальной системе каждому участнику занятия и выставляет эти оценки в журнал учета занятий.