2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Базовая подготовка гида - проводника туристического маршрута
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Базовая подготовка гида - проводника туристического маршрута
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Гуляев Петр Дмитриевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Базовая подготовка гида - проводника туристического маршрута
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
1. Цель дисциплины: Формирование у обучающихся по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
1.2
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Базовая подготовка гида проводника», соотнесенных с  планируемыми результатами освоения образовательной программы – компетенциями
1.3
Рабочая программа дисциплины «Основы спортивно оздоровительного туризма». Рабочая программа дисциплины «Основы спортивно-оздоровительного туризма» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно оздоровительный туризм» профиль – «Рекреационно-оздоровительная деятельность» и содержит: наименование дисциплины, перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, указание места дисциплины в структуре образовательной программы, объема дисциплины в зачетных единицах с указанием часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них часов и видов учебных занятий, перечень основной и дополнительной учебной литературы, учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, ресурсов сети «Интернет», информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины, фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся, описание материально технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гигиенические основы ФКиС
2.1.2
ЗОЖ
2.1.3
Информатика
2.1.4
Основы спортивно-оздоровительного туризма
2.1.5
Топография и ориентирование на местности
2.1.6
Безопасность жизнедеятельности
2.1.7
Профессионально-спортивное совершенствование (спортивный туризм)
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы ориентирования на местности с навигационными приборами
2.2.2
Краеведение
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-14: Способен определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности
 
Знать:
 
Уровень 1
Пороговый уровень: методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма;
 
Уровень 2
Стандартный уровень: методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма;
 
Уровень 3
Эталонный уровень: методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма; циклы учебно-тренировочных занятий по спортивно-оздоровительному туризму
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Пороговый уровень: применять методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; 
 
Уровень 2
Стандартный уровень:применять методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма; 
 
Уровень 3
Эталонныйй уровень:применять методику определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма; циклы учебно-тренировочных занятий по спортивно-оздоровительному туризму
 
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Владеть:
 
Уровень 1
Пороговый уровень: методикой определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; к
 
Уровень 2
Стандартный уровень: методикой определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма; 
 
Уровень 3
Эталонный уровень: методикой определения величину физических нагрузок в мероприятиях спортивно-оздоровительного туризма; климатогеографические особенности мест проведение мероприятий в спортивно-оздоровительного туризма; циклы учебно-тренировочных занятий по спортивно-оздоровительному туризму
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
05.005 «Инструктор-методист»: А/01.4 – Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утверждённым программам; 05.003 «Тренер»: А/01.5 – Разработка планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; А/02.5 – Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; 
3.1.2
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 
3.1.3
- технологию разработки программ, режимов занятий по физической культуре, физическому воспитанию, спортивно-оздоровительному 
3.1.4
туризму, физической рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности;
3.1.5
05.007 «Спортивный судья»: А/01.3 – Визуальный контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований в соответствии с правилами вида спорта, положением (регламентом) о спортивном соревновании; 
3.1.6
С/01.4 – Обеспечение готовности спортивного и технологического оборудования, инвентаря и экипировки к проведению спортивного соревнования; 
3.1.7
D/01.5 – Организация работы секретариата спортивного соревнования;  
3.1.8
05.005 «Инструктор-методист»: С/01.5 – организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации; 
3.1.9
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;ности; 
3.1.10
- цели и задачи, методы, средства и приемы туристско-краеведческой, спортивной, рекреационно-оздоровительной деятельности; 
3.1.11
- основные документы для проведения рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристских, краеведческих и спортивных мероприятий; 
3.1.12
- правила соревнований по спортивному туризму; 
3.1.13
- регламент группы спортивных дисциплин «дистанции-
3.1.14
- пешеходные»; 
3.1.15
D/01.7 – Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
05.005 «Инструктор-методист»: А/01.4 – Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утверждённым программам; 05.003 «Тренер»: А/01.5 – Разработка планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; А/02.5 – Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; 
3.2.2
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 
3.2.3
- рационально планировать, организовывать и контролировать работу учебно-воспитательного процесса; 
3.2.4
05.007 «Спортивный судья»: А/01.3 – Визуальный контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований в соответствии с правилами вида спорта, положением (регламентом) о спортивном соревновании; 
3.2.5
С/01.4 – Обеспечение готовности спортивного и технологического оборудования, инвентаря и экипировки к проведению спортивного соревнования; 
3.2.6
D/01.5 – Организация работы секретариата спортивного соревнования;  
3.2.7
05.005 «Инструктор-методист»: С/01.5 – организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации; 
3.2.8
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 
3.2.9
- использовать занятия спортивно-оздоровительным туризмом для формирования гармонически развитой личности; 
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.2.10
- решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи в процессе проведения занятий спортивно-оздоровительным туризмом; 
3.2.11
- проводить судейство отдельного технического этапа в туристских соревнованиях; 
3.2.12
- составлять программу рекреационно-оздоровительного, физкультурно-массового, туристского, краеведческого, спортивного мероприятия; 
3.2.13
D/01.7 – Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
5.005 «Инструктор-методист»: А/01.4 – Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утверждённым программам; 05.003 «Тренер»: А/01.5 – Разработка планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; А/02.5 – Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся; 
3.3.2
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 
3.3.3
-   разработки программ, режимов занятий по физической культуре, физическому воспитанию. спортивно-оздоровительному туризму, физической рекреации и реабилитации населения, подбора соответствующих средств и методов их реализации по циклам занятий различной продолжительности; 
3.3.4
05.007 «Спортивный судья»: А/01.3 – Визуальный контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований в соответствии с правилами вида спорта, положением (регламентом) о спортивном соревновании; 
3.3.5
С/01.4 – Обеспечение готовности спортивного и технологического оборудования, инвентаря и экипировки к проведению спортивного соревнования; 
3.3.6
D/01.5 – Организация работы секретариата спортивного соревнования;  
3.3.7
05.005 «Инструктор-методист»: С/01.5 – организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации; 
3.3.8
01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 – Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 
3.3.9
- организации и проведения рекреационно-оздоровительного, физкультурно-массового, туристского, краеведческого и спортивного мероприятия; 
3.3.10
- судейства соревнований по спортивному туризму и спортивному ориентированию. 
3.3.11
D/01.7 – Определение концепции и стратегии развития экскурсионной организации 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПОХОДОВ

 
1.1
Организация, подготовка и проведение похода.Особенности подготовки и проведения планового маршрута.  /Ср/

2
3
0
 
1.2
Разработка походной документации. Маршрутный лист. Маршрутная книжка.План похода. Смета расходов. Расчет графика движения группы. Туристические узлы. /Лек/

Э1

1
ПК-14
3
0
 
1.3
Организация питания в походе. Энергозатраты в походе. Составление меню и сметы похода. /Ср/

4
3
0
 
1.4
Снаряжение для пешеходного туризма.Разновидности снаряжения для туристских маршрутов.Подбор личного снаряжения.Одежда.Спальные принадлежности.Групповое снаряжение.Специальное снаряжение (для страховки и самостраховки)Основные требования к снаряжению.

Главные эксплуатационные качества снаряжения /Ср/

10
ПК-14
3
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.5
Практические занятия на местности по спортивному туризму:Учебно-тренировочный туристический Поход №1 по упрошенным правилам пешеходной дисциплины "Маршрут"  (проведение практических занятий в природной среде, в условиях похода организованное с учетом климато-географических условий Севера). Турслет 2 дня с выходом в учебный полигон с выполнением норм ВФСК ГТО "Туризм" по выборной дисциплине. /Ср/

17
3
0
 
 
Раздел 2. Виды спортивно-оздоровительного туризма и их особенности

 
2.1
Водный туризм

Особенности водного туризма, снаряжение,

питание, организация водных походов. Горный туризм

Особенности горного туризма, формы горного рельефа.Особенности ориентирования в горных походах. Страховка и самостраховка при передвижении в горах.Лыжный туризм.Обеспечение безопасности в лыжном походе. /Ср/

1
3
0
 
2.2
Практические занятия по лыжной и пешеходной подготовке туриста /Пр/

1
3
0
 
 
Раздел 3. Туристкая подготовка гида-проводника

 
3.1
Специальная физическая подготовка

туристов-спортсменов к походу.Физическая подготовленность туристов спортсменов /Ср/

1
3
0
 
3.2
Участие в соревнованиях по спортивному туризму и спортивному ориентированию в качестве судьи /Ср/

2
3
0
 
3.3
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию и спортивному и туризму в  качестве участника.  /Ср/

2
3
0
 
3.4
1. Участие в многодневных походах спортивного туризма по пешеходным и водным дисциплинам "Маршрут" 1-2 категории сложности в качестве участника - не менее 2 раз

/Пр/

1
3
0
 
3.5
2. Участие в многодневных походах спортивного туризма по пешеходным и водным дисциплинам "Маршрут" 1-2 категории сложности в качестве руководителя - 1 раз /Ср/

24
3
0
 
 
Раздел 4. Поисково-спасательная подготовка гида-проводника

 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
4.1
Понятие поисково-спасательных работ и их характеристика (2 часа)

Понятие поисково-спасательной операции. Структура поисково-спасательной службы МЧС России. Разновидности поисково-спасательных и транспортировочных работ. Общая схема поисково-спасательных работ (ПСР). Этика ПСР.

Изучение темы направлено на приобретение знаний по определению и структуре поисково-спасательных работ. /Лек/

1
3
0
 
4.2
Занятие 1-2 (4 часа). Основные понятия встречающиеся в аварийно- и поисково-спасательных работах.

Основные требования к проведению ПСР. Специфика организации и проведения поисково-спасательных работ. Кодовая система жестов и сигнализация.

Изучение темы направлено на приобретение знаний по специфике поисково-спасательных работ.

Изучение темы направлено на приобретение умений проведения поисково-спасательных работ.

8

Изучение темы направлено на приобретение опыта использования кодовой системы жестов и сигнализацию. /Ср/

1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
7.2.2 Вопросы к зачёту для студентов направления «Рекреация и спортивно¬оздоровительный туризм» по дисциплине: «Организация и проведение поисково-спасательных работ в туризме» 1. Понятие поисково-спасательных работ и их характеристика 2. Общие принципы ПСР, этика 3. Поиск заблудившихся и пропавших в лесу 4. Транспортировка пострадавших силами группы 5. ПСР на акваториях 6. ПСР на болоте 7. ПСР в горной местности 8. ПСР в условиях завалов 9. Организация и проведение ПСР при ЧС на ж/д транспорте 10. ПСР в условиях пожаров 11. ПСР с использованием вертолета 12. ПСР в условиях эпидемий. Карантин. 13. Особенности работы спасателей с пострадавшими детьми и подростками. 14. Международная кодовая таблица 15. Организация и поведение ПСР при ЧС на автомобильном транспорте 16. ПСР при возникновении ЧС на водном транспорте 17. Знаки международной авиационной жестовой сигнализации 18. ПСР в зимнем путешествии 19. Виды средств и способы подачи сигналов бедствия (сигнальные костры, информационные сигналы, сигнальные знаки) 20. Организация ПСР в экологическом и приключенческом туризме 7.2.3 Тестовые задания для студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» по дисциплине «Организация и проведение поисково- спасательных работ в туризме» Выберите, пожалуйста, один из предложенных вариантов, который является правильным ответом 1. Расшифруйте аббревиатуру ПСР:
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
а - поисково-спасательная разработка; б - поисково-сервисные работы; в - поисково-спасательные работы; г - поиск, спасение, реанимация. 2. Поисково-спасательные работы - это: а - вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия - человека; б - действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; в - работы, которые включают: разведку маршрутов движения к районам выполнения работ, очагов поражения (зон заражения, районов разрушений, пожаров, завалов, затоплений); локализацию и тушение пожаров; розыск и извлечение поражённых из разрушенных, повреждённых, загазованных, задымленных, горящих сооружений, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию из очагов поражения; вскрытие заваленных и разрушенных защитных сооружений (убежищ);вывод населения жилых городков в безопасные районы; специальную обработку войск и обеззараживание районов их расположения, участков дорог, продовольствия, воды; г - комплекс мероприятий по спасению людей и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при различного рода авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, а также в очагах массовых потерь при применении противником оружия массового поражения. 3. Что входит в состав снаряжения при организации: ПСР на болоте: а - топор, молоток, веревка; б - шест, резиновые сапоги, спасжилет; в - лопата, бревно, каска; г - нож, гвозди, дождевик. 4. При ПСР на воде в первую очередь следует: а - спасать людей; б - спасать ценный груз; в - спасать судно; г - спасать продовольствие. 5. Наиболее эффективный способ поиска пропавших в лесу: а - поиск с использованием авиации; б - поиск с использованием снаряжения; в - поиск по азимуту; г - поиск на автотранспорте. 6. Из каких вещей состоит минимальный комплект снаряжения спасателя: а - аптечка, верёвка, нож, сало; б - фонарь, ракетница, каска, спасжилет; в - индивидуальные средства связи, фонарь, нож, индивидуальный перевязочный пакет; г - все перечисленные верны. 7. Способ транспортировки пострадавшего одним человеком: а - вперёд ногами; б - на носилках; в - на руках; г - вперед головой. 8. Каким образом можно оказать помощь пострадавшему, находящемуся под автомобилем: а - вытянуть пострадавшего; б - приподнять автомобиль; в - использовать специальный грузоподъемный механизм; г - использовать средства аутогенной тренировки. 9. При ПСР на снежной поверхности применяют: а - скоростные, спортивные снегоходы с узкой гусеницей и узкими лыжами; б - снегоходы с широкой гусеницей и широкими лыжами; в - мототранспорт с закреплёнными санями; г - внедорожник. 10. Спасатель - это: а - гражданин, оказывающий помощь и обладающий достаточной физической подготовленностью; б - гражданин, имеющий спортивный разряд или звание и участвовавший в соревнованиях по поисково-спасательным работам; в - гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ; г - гражданин, имеющий опыт прохождения локальных и протяженных препятствий и знающий основы медицинских знаний. Ответы на вопросы для студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» по дисциплине «Организация и проведение поисково-спасательных работ в туризме» 1.- в 6. - в 2. - а 7. - в 3. - б 8. - в 4. - а 9. - б 5. - а 10. - в
 
5.2. Темы письменных работ
 
5.3. Фонд оценочных средств
7.1 Показатели и критерии оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины Компетенция Трудовые функции (при наличии) Индикаторы достижения УК-8 - способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельн ости, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций 05.005 «Инструктор-методист»: С/03.5 - Обеспечение безопасности и профилактика травматизма занимающихся в физкультурно-спортивной организации; 05.003 «Тренер»: А/02.5 - Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся;
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: профилактике спортивного травматизма; использовать в профессиональной деятельности передовые приёмы обучения и воспитания; владеть приёмами выживания в природной среде в условиях аварийных ситуаций; Владеет опытом (эталонный уровень): соблюдения техники безопасности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;профилактики травматизма в спортивно- оздоровительном туризме В/01.6 - Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих; С/01.6 Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО; 05.007 «Спортивный судья»: А/02.3 - Взаимодействие с участниками спортивных соревнований для организации и координации их действий; Знает (пороговый уровень): - правила безопасности при проведении практических занятий в спортивном зале, в естественных условиях; - знает основные направления профилактики травматизма в физкультурно-спортивной деятельности; - особенностей действий в аварийных ситуациях; Владеет опытом (эталонный уровень): - организации и судейства соревнований по программе ОБЖ В/01.4 - Информирование и контроль размещения зрителей при проведении спортивного соревнования; С/02.4 Обеспечение надлежащей Эксплуатации и сохранности спортивного и технологического инвентаря, экипировки во время проведения спортивного соревнования; 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: А/01.6 - Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; 05.005 «Инструктор-методист»: А/01.4 - Планирование, организация и проведение занятий по физическому воспитанию, тренировочных занятий по утверждённым программам; А/02.4- Проведение спортивно¬ оздоровительной работы; В/05.5 - Проведение физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, занимающимися во время занятий физической культурой в спортивном сооружении и на его территории; С/01.5 - Организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации; С/03.5 - Обеспечение безопасности и травматизма профилактика занимающихся в физкультурно--спортивной организации ПК-4 - способен осуществлять организацию судейства спортивных соревнований по отдельному виду спорта или спортивной дисциплине или этапа спортивного соревнования 05.007 «Спортивный судья»: А/01.3 - Визуальный контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований в соответствии с правилами вида спорта, положением (регламентом) о спортивном соревновании; С/01.4 - Обеспечение готовности спортивного и технологического оборудования, инвентаря и экипировки к проведению спортивного соревнования; D/01.5 - Организация работы секретариата спортивного соревнования; Знает (пороговый уровень): - правила соревнований по спортивному туризму; - регламент группы спортивных дисциплин «дистанции- пешеходные»; Умеет (стандартный уровень): проводить судейство отдельного технического этапа в туристских соревнованиях в должности «судья этапа»; проводить судейство отдельного технического этапа в туристских соревнованиях в должности «секретарь этапа»; проводить судейство отдельного технического этапа в туристских соревнованиях в должности контролёр дистанции; Владеет опытом (эталонный уровень): - организации и судейства соревнований по программе ОБЖ № Уровень сложности Глаголы для формулировки заданий Оценочные средства 1. Знание Цитировать, перечислить, дать определение, изобразить, идентифицировать, составить список, назвать, указать, записать, повторить, выбрать, сформулировать, свести в таблицу, рассказать, воспроизвести, упорядочить, соотнести, отметить Тест Опрос устный Письменные ответы на вопросы Собеседование (индивидуальное, групповое) Коллоквиум Портфолио-коллектор (накопительное) 2. Понимание Определить, выделить, объяснить, находить различия, характеризовать, обсуждать, рассматривать в деталях, сделать сообщение, интерпретировать, сделать обзор, связать, уточнить, построить, преобразовать, расшифровать, выразить, переформулировать, рецензировать, привести примеры, описать Тест Решение типовых ситуаций Эссе Портфолио оценочный 3 Применение Применять, рассчитать, классифицировать, демонстрировать, доказать, инсценировать, 
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
модифицировать, исследовать, изменить, иллюстрировать, интерпретировать, разработать, упорядочивать выполнять, использовать, обнаруживать, устанавливать, завершить, составить (отчет, план, Наблюдение Кейс-задания Игра ролевая Компетентсностно- ориентированные задания(КОЗ) Практические контрольные задания (ПКЗ) Портфолио достижений Тренажер график и т.п.), решать (задачу, проблему), раскрыть Расчетно-графическая работа Метод Дельфи («мозговой атаки») 4 Анализ Анализировать, оценивать, сравнить, распределять по категориям(категорировать), полемизировать, оспаривать, вывести, подразделить, изобразить схематически, различать, (проводить различие), находить различия, исследовать, изучать, применять, осуществлять эксперимент, идентифицировать, собрать сведения, резюмировать, выделять, отсеять, отсортировать, измерить, разделить Кейс-задание Игра организационно¬мыслительная Реферат Портфолио Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Проект 5 Синтез Систематизировать, собирать (монтировать), осуществить компиляцию, производить сборку, сочинять (писать), конструировать (придумывать), создавать, производить, разрабатывать модель, алгоритмизировать, управлять, организовать, спланировать, подготовить, предлагать, изобретать, обобщать, компоновать, строить, интегрировать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная Профессионально-исследовательские задания (ПИЗ) Портфолио Проект 6 Оценка осуществлять оценку, убедить, выбрать, сравнивать и находить отличия, критиковать, определять (устанавливать, принимать решение), определять стоимость, составлять мнение, градировать (разбивать на этапы), сделать вывод, соизмерять (соотносить), осуществлять ранжирование, рекомендовать (предлагать), проверять (исправлять, видоизменять), обосновать, составить мнение, прогнозировать, защищать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная Портфолио Проект Описание шкалы оценивания Отметка «отлично» ставится, если: - знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные, исчерпывающие ответы, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные, заданные экзаменатором; - студент при ответах на вопросы демонстрирует способность к анализу положений существующих научных теорий, оперирует научными понятиями; - при ответе на вопросы используются данные из дополнительной литературы; - ответ иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические положения; - студент демонстрирует умение вести научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: - знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание билета, однако имеются определённые затруднения в ответе на уточняющие вопросы; - в ответе имеют место несущественные фактические неточности; - недостаточно раскрыто содержание по одному из вопросов билета; - в ответе делаются не вполне законченные выводы или обобщения. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: - знания имеют фрагментарный характер, имеются определённые неточности и погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие вопросы; - при ответе на вопросы билета студент не может обосновать закономерности, принципы, объяснить суть явления; допущены фактические ошибки; - студент продемонстрировал слабое умение формулировать выводы и обобщения, приводить примеры практического использования научных знаний. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: - не раскрыто содержание вопросов билета, обнаружено незнание или непонимание сущности вопросов; - допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы; - студент обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание положений существующих научных теорий; - в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний; - на большую часть дополнительных вопросов экзаменатора студент затрудняется дать ответ или даёт неверные ответы. Задания в рамках индикаторов достижения компетенций оцениваются в процессе текущего контроля и являются обязательными в соответствии с утверждёнными в образовательной организации порядком промежуточной аттестации (как допуск к зачёту).
 
7.2.1 Формы текущего, промежуточного и итогового контроля Промежуточная аттестация: зачет - 6 семестр. Критерии оценивания компетенций (результатов) Оценивается по 4-х балльной шкале. В критерии оценки компетенций по экзамену входят: 1. уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой; 2. полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного; 3. обоснованность, четкость, краткость изложения ответа; 4. ответы на дополнительные вопросы. При проектировании ожидаемых результатов следует предусмотреть различные уровни оценки ожидаемых результатов:
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
• Пороговый - предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации. • Стандартный - предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять профессиональные задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях. • Эталонный - предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. Описание шкалы оценивания Отметка «отлично» ставится, если: - знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные, исчерпывающие ответы, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные, заданные экзаменатором; - студент при ответах на вопросы демонстрирует способность к анализу положений существующих научных теорий, оперирует научными понятиями; - при ответе на вопросы используются данные из дополнительной литературы; - ответ иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические положения; - студент демонстрирует умение вести научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: - знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание билета, однако имеются определённые затруднения в ответе на уточняющие вопросы; - в ответе имеют место несущественные фактические неточности; - недостаточно раскрыто содержание по одному из вопросов билета; - в ответе делаются не вполне законченные выводы или обобщения. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: - знания имеют фрагментарный характер, имеются определённые неточности и погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие вопросы; - при ответе на вопросы билета студент не может обосновать закономерности, принципы, объяснить суть явления; допущены фактические ошибки; - студент продемонстрировал слабое умение формулировать выводы и обобщения, приводить примеры практического использования научных знаний. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: - не раскрыто содержание вопросов билета, обнаружено незнание или непонимание сущности вопросов; - допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы; - студент обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание положений существующих научных теорий; - в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний; - на большую часть дополнительных вопросов экзаменатора студент затрудняется дать ответ или даёт неверные ответы. Задания в рамках индикаторов достижения компетенций оцениваются в процессе текущего контроля и являются обязательными в соответствии с утверждёнными в образовательной организации порядком промежуточной аттестации (как допуск к зачёту).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Туристичекие узлы приложение в смартфоне Справочник узлов. Узлы хtremr
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
Windows 10
6.3.1.3
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
ABBYY finereader
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Поисковая система "Яндекс"
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
Лек
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютерный класс.

Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Оборудование: Монитор LG(1 шт), монитор Acer (5 шт), монитор Samsung (2 шт), системный блок Velton (9 штук), системный блок STR (2 шт), доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс, программный комплекс Лонгитюд-ЭДК, методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», методика интегральной диагностики и коррекции стресса,                                                                     цветовой тест Люшера, факторный личностный опростник Р.Кетелла), Программная система для обнаружения текстовых взаимствований в учебных и научных работах «Антиплагиат.ВУЗ» (ЗАО «Анти-Плагиат» №Д 325 от 15.05.2018); ESETNOD32 AntivirusEditionдля 50 пользователей (ОО «Диджитал Трейд» №Д ES2472372 от 01.11.17).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №107
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по организации и проведению некатегорийного похода    Тема: Организация, подготовка и проведение похода Общее положение Учитывая доступность и оздоровительный эффект походов выходного дня и некатегорийных походов для населения, будущим специалистам спортивно-оздоровительного туризма очень важно иметь знания, умения и навыки в организации маршрутов с активными способами передвижения. В связи с этим в учебном плане специальности по формированию у студентов навыков организации маршрутов по спортивно-оздоровительному туризму запланировано прохождение трехдневного похода выходного дня.   Цель практики: закрепить знания полученного теоретического материала по организации и подготовке туристского похода и приобрести умения по организации пешеходного маршрута. Задачи:   1) сформировать профессиональные умения по технологии организации, подготовки и проведения походов пешеходного туризма;   2) закрепить теоретический материал в практической деятельности основ технологии организации пешеходного туризма;  3) развивать умение работать самостоятельно. Учебный поход является обязательным и проводится по графику учебного плана на первом семестре. Полученные во время прохождения похода, умения и навыки по организации пешеходного туризма являются базовыми для походов по лыжному, горному, водному туризму и организации походов выходного дня. В процессе прохождения учебно-тренировочных занятий по организации, подготовке и проведению похода по пешеходному туризму студент должен: знать:   • правила организации, подготовки и проведения туристских маршрутов по спортивно-оздоровительному туризму; • виды снаряжения; • планирование графика движения; • программу проведения учебной практики; уметь: • оформлять маршрутную документацию; • подбирать картографический материал; • составлять план подготовки похода; • составлять меню, выполнять раскладку продуктов и сохранять их в походе; приобрести опыт: • преодоления естественных препятствий на маршруте; • использования способов страховки во время прохождения маршрута; • организации места бивака; • ориентирования на местности; • оформления отчетной документации. Место проведения: учебный полигон – туристский маршрут   Продолжительность учебно-тренировочных занятий – 6 дней, в объеме 36 часов; из них 12 часов отводится на организацию и подготовку к маршруту. Состав участников: учебное подразделение включает не более 15 человек, включая преподавателя. Материальное обеспечение 1. Личное снаряжение (рюкзак, спальник, коврик, личные вещи). 2. Групповое снаряжение (палатки, хозяйственный инвентарь, аптечка). 3. Специальное снаряжение (веревка 40 м). Форма проведения: учебно-тренировочный поход. Указания по обеспечению техники безопасности: перед выходом на маршрут пройти медицинское обследование в физкультурном диспансере. Повторить правила проведения походов (кодекс туриста). Обязательно посещать все организационные собрания, на одном из которых проводится инструктаж по технике безопасности. Перед выходом на 
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
маршрут проверить необходимое снаряжение.       Таблица 15 Задание на поход № п/п дни Содержание Методические указания Время проведения (ч) 1день Проведение собрания; распределение по подразделениям; выбор заместителя руководителя; выбор командиров подразделений; разработка маршрута; распределение обязанностей в группе; составление и заполнение маршрутной документации; составление сметы Командиры подразделения должны иметь туристский опыт. Распределить между участниками группы работу по сбору информации о районе, где будет проходить трасса маршрута   2 день  Сбор личного и группового снаряжения. Проверка наличия снаряжения. Оформление маршрутной документации в МКК, ПСС. Закупка продуктов питания. Распределение и расфасовка продуктов питания. Проведение инструктажа по технике безопасности. Студентам самостоятельно подготовить снаряжение и картографический материал. Выполнить индивидуальное задание руководителя 3-5 дни Выход на маршрут. Режим движения по маршруту. Строй на маршруте. Ориентирование по карте. Разведка. Организация привалов и ночлегов. Преодоление естественных препятствий (водные, стланик, подъемы, спуски, снежный наст). Организация питания. Документирование на маршруте (хронометраж, дневник). Ведение общественно полезной работы (установка стоянок, маркировка маршрута, очистка бивака и др.) Во время передвижения по маршруту студентам заполнить самостоятельно дневники практики согласно требованиям отчета; заполнить таблицы графика движения; выполнять фото- или видеосъемки трассы маршрута для оформления отчета 6 день Выход с маршрута. Организация выезда с маршрута на транспорте.  Во время проезда соблюдать правила поведения и технику безопасности в транспорте 7 день   Подготовка отчетной документации, защита отчета. Подготовить дневники, описание по дням, издать газету