МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
рабочая программа дисциплины (модуля)
Профессионально-спортивное совершенствование (спортивный туризм). Часть 1
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
ст. преподаватель, Лукин Василий Васильевич _________________
Профессионально-спортивное совершенствование (спортивный туризм). Часть 1
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Освоение технологии профессиональной деятельности бакалавра в области физической
культуры и спорта на основе курса "Спортивный туризм".
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Базовые виды физической рекреации
Методика и практика судейства спортивного туризма
Спортивный пешеходный туризм (дистанция и маршрут)
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Спортивно-прикладной туризм
Профессионально-спортивное совершенствование (спортивный туризм). Часть 2
Базовые виды физической рекреации
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
низком использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей;
частично использует инструменты и методы управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей;
высоко использует инструменты и методы управления временем при выполнении кон-кретных задач, проектов, при достижении поставленных целей
низком определяет приоритеты собственной деятельности, с учетом требований рынка труда и предложений образователь-ных услуг для личностного развития и выстраивания траектории профессионального роста
частично определяет приоритеты собственной деятельности, с учетом требований рынка труда и предложений образователь-ных услуг для личностного развития и выстраивания траектории профессионального роста
высоко определяет приоритеты собственной деятельности, с учетом требований рынка труда и предложений образователь-ных услуг для личностного развития и выстраивания траектории профессионального роста
низком логически и аргументировано анализирует результаты своей деятельности
частичном логически и аргументировано анализирует результаты своей деятельности
высоко логически и аргументировано анализирует результаты своей деятельности
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
низком выбирает здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности
частично выбирает здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности
высоко выбирает здоровьесберегающие технологии для поддержания здорового образа жизни с учетом физиологических особенностей организма и условий реализации профессиональной деятельности
низком планирует свое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности
частично планирует свое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности
высоко планирует свое рабочее и свободное время для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности
низком соблюдает и пропагандирует нор-мы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях в профессиональной деятельности
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
частично соблюдает и пропагандирует нор-мы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях в профессиональной деятельности
высоко соблюдает и пропагандирует нор-мы здорового образа жизни в различных жизненных ситуациях в профессиональной деятельности
ПК-13: Способен на практике осуществлять комплекс мер, направленных на профилактику травматизма, разработку и соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности занимающихся в процессе тренировочной, соревновательной, рекреационно-оздоровительной и туристской
низком знает - методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, - методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
частично знает - методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, - методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
высоко знает - методы периодического, текущего контроля и правила охраны жизни и здоровья, - методы статистического учета и мониторинга выполнения нормативов результатов тренировочного и образовательного процессов
низко проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов
частично проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов
высоко проводить учет и обработку первичной информации, анализировать данные о выполнении нормативов и результатов, достигнутых занимающимися в секциях (группах) и осуществлять контроль соблюдения правил охраны жизни и здоровья, правил безопасности жизнедеятельности во время тренировочного и образовательного процессов
низко оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
частично оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
высоко оценки содержания и результатов тренировочного и образовательного процессов, организации контроля здоровья занимающихся в секциях (группах), заполнения форм статистического учета результатов работы образовательной организации в сфере физической культуры, спорта и туризма
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
- историю развития спортивного туризма в России;
- роль спортивного туризма как средства физической культуры и спорта;
- дидактические закономерности в спортивном туризме;
- методику оздоровительных, физкультурно-спортивных занятий туристической
направленности с различными возрастными группами населения;
- методику подготовки спортсменов в туризме;
- возрастно-половые особенности развития физических качеств и формирования
- основы научной и методической деятельности в сфере спортивного туризма.
азвития физических качеств в процессе занятий спортивным туризмом;
- планировать и проводить основные формы физкультурно-оздоровительных занятий
туристической направленности с детьми дошкольного и школьного возрастов, взрослыми
людьми с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных
- анализировать и оценивать эффективность физкультурно-спортивных занятий
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
туристической направленности;
- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния
организма в процессе проведения занятий;
- планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма;
- организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по
проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной
тренировки на основе спортивного туризма;
- овладевать новыми по отношению к полученному в вузе образованию видами
физкультурно-спортивной деятельности в процессе самообразования и
- применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач,
возникающих в процессе проведения физкультурно-спортивных занятий по туризму;
- определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и
развития физических качеств и находить методику их устранения на занятиях по туризму.
Навыками творческого обобщения полученных знаний, конкретного и объективного изложения
своих знаний в письменной и устной формам в области туризма. Навыками решения
учебно-воспитательных задач в спортивном туризме.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. место спортивного туризма в системе физического воспитания
спортивный туризм и его классификация /Лек/
формы и методы туристкой работы в школе /Пр/
спортивный туризм и его классификации /Ср/
Раздел 2. Топографическая подготовка туриста-спортсмена
план. карта. масштаб. /Ср/
Раздел 3. Обеспечение безопасности в спортивном походе, врачебный и гигиенический контроль, профилактика травматизма
Ответственность администрации и руководителя туристической группы за безопасное
проведение похода. /Ср/
Продолжительность похода в зависимости от возрастной ггруппы /Ср/
Обеспечение
безопасности в
спортивном походе,
врачебный и
гигиенический
контроль,
профилактика
травматизма /Ср/
Раздел 4. Правила соревнований в спортивном туризме
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Правила проведения соревнований по спортивным походам. Правила проведения
соревнований по туристскому многоборью. Единая всероссийская спортивная классификация
классификация. /Пр/
Правила проведения соревнований по спортивным походам. Правила проведения
соревнований по туристскому многоборью. Единая всероссийская спортивная классификация
классификация. /Ср/
Положение о соревнованиях. Календари соревнований. Организация и проведение
соревнований. Местность и дистанция в спортивном туризме. Судьи в спортивном туризме.
Зачетная книжка спортсмена. /Лек/
Раздел 5. Спортивный поход
Туристический маршрут. Маршрутный лист. Маршрутная книжка. Распределение
обязанностей в туристской группе. Организация ночлега в спортивном походе. Способы
преодоления естественных и искусственных препятствий на туристском маршруте. Туристское
снаряжение спортсмена. Основы теоретической, технической, тактической,
морально-волевой, физической подготовки спортсмена. /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7
Э1 Э4 Э5
Туристический маршрут. Маршрутный лист. Маршрутная книжка. Распределение
обязанностей в туристской группе. Организация ночлега в спортивном походе. Способы
преодоления естественных и искусственных препятствий на туристском маршруте. Туристское
снаряжение спортсмена. Основы теоретической, технической, тактической,
морально-волевой, физической подготовки спортсмена. /Ср/
Л1.3 Л1.4 Л1.5 Л1.6 Л1.7
Э2 Э5
Туристический маршрут. Маршрутный лист. Маршрутная книжка. Распределение
обязанностей в туристской группе. Организация ночлега в спортивном походе. Способы
преодоления естественных и искусственных препятствий на туристском маршруте. Туристское
снаряжение спортсмена. Основы теоретической, технической, тактической,
морально-волевой, физической подготовки спортсмена. /Ср/
Раздел 6. Туристическое многоборье
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Дистанция туристического многоборья. Распределение обязанностей в команде.
Организация туристского лагеря во время соревнований. Способы преодоления естественных
и искусственных препятствий на дистанции туристского многоборья. Туристское снаряжение
спортсмена-многоборца. Основы теоретической, технической, тактической, морально-волевой,
физической подготовки спортсмена-многоборца. /Ср/
Дистанция туристического многоборья. Распределение обязанностей в команде.
Организация туристского лагеря во время соревнований. Способы преодоления естественных
и искусственных препятствий на дистанции туристского многоборья. Туристское снаряжение
спортсмена-многоборца. Основы теоретической, технической, тактической, морально-волевой,
физической подготовки спортсмена-многоборца. /Ср/
Дистанция туристического многоборья. Распределение обязанностей в команде.
Организация туристского лагеря во время соревнований. Способы преодоления естественных
и искусственных препятствий на дистанции туристского многоборья. Туристское снаряжение
спортсмена-многоборца. Основы теоретической, технической, тактической, морально-волевой,
физической подготовки спортсмена-многоборца. /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
вопросы к зачету:
1. В чем заключается организация проведения соревнований.
2. Влияние занятия туризмом на организм занимающегося.
3. Движение по ледовому склону и скалам.
4. Действия участников при преодолении водной преграды различными способами.
5. Измерение расстояния по карте и на местности.
6. Календарный план соревнований по туризму.
7. Компас и способы работы с ним.
8. Комплектование туристской группы и их обязанности.
9. Методы контроля за состоянием организма спортсмена во время тренировочного процесса.
10. Назовите, что входит в бивачные работы.
11. Обязанности членов главной судейской коллегии (ГСК).
12. Описание местности по карте.
13. Определение масштаба карты.
14. Определение расстояния по карте.
15. Определение сложности дистанции.
16. Определение сторон горизонта по местным предметам.
17. Определение сторон горизонта по небесным светилам.
18. Организация и преодоление отдельных препятствий в туристском многоборье.
19. Организация и проведение соревнования по пешеходному туризму.
20. Организация ночлега в лыжном походе.
21. Организация питания на туристском маршруте.
22. Организация секции по туризму с детьми.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
23. Ориентирование карты и определение своего точки стояния.
24. Ориентирование на местности по компасу.
25. Основные правила поведения на природе в туристском походе.
5.2. Темы письменных работ
5.3. Фонд оценочных средств
Тема 1. Место спортивного туризма в системе физического воспитания
домашнее задание , примерные вопросы:
Влияние туризма на детский организм. Туризм как средство физического воспитания. Влияние
занятий туризмом на здоровье человека. Место туризма в системе воспитания школьников
Тема 2. Топографическая подготовка туриста-спортсмена
домашнее задание , примерные вопросы:
Повторить материал, изученный во время аудиторных занятий. Изучить дидактические
единицы, указанные в содержании темы " Топографическая подготовка туриста-спортсмена "
Тема 3. Обеспечение безопасности в спортивном походе, врачебный и гигиенический
контроль, профилактика травматизма
творческое задание , примерные вопросы:
Использовать творческий потенциал для решения задач в области теории и практики
спортивного туризма, в частности, в соответствии с дидактическими единицами темы "
Обеспечение безопасности в спортивном походе, врачебный и гигиенический контроль,
профилактика травматизма ". При решении задач необходимо учесть изменяющиеся условия
во время путешествий и соревнований.
Тема 4. Правила соревнований в спортивном туризме
домашнее задание , примерные вопросы:
Повторить материал, изученный во время аудиторных занятий. Изучить дидактические
единицы, указанные в содержании темы " Правила соревнований в спортивном туризме "
творческое задание , примерные вопросы:
Примерные вопросы к зачету:
1. В чем заключается организация проведения соревнований.
2. Влияние занятия туризмом на организм занимающегося.
3. Движение по ледовому склону и скалам.
4. Действия участников при преодолении водной преграды различными способами.
5. Измерение расстояния по карте и на местности.
6. Календарный план соревнований по туризму.
7. Компас и способы работы с ним.
8. Комплектование туристской группы и их обязанности.
9. Методы контроля за состоянием организма спортсмена во время тренировочного процесса.
10. Назовите, что входит в бивачные работы.
11. Обязанности членов главной судейской коллегии (ГСК).
12. Описание местности по карте.
13. Определение масштаба карты.
14. Определение расстояния по карте.
15. Определение сложности дистанции.
16. Определение сторон горизонта по местным предметам.
17. Определение сторон горизонта по небесным светилам.
18. Организация и преодоление отдельных препятствий в туристском многоборье.
19. Организация и проведение соревнования по пешеходному туризму.
20. Организация ночлега в лыжном походе.
21. Организация питания на туристском маршруте.
22. Организация секции по туризму с детьми.
23. Ориентирование карты и определение своего точки стояния.
24. Ориентирование на местности по компасу.
25. Основные правила поведения на природе в туристском походе.
26. Основные разделы спортивной тренировки туриста.
27. Особенности выбора и подготовки снаряжения в туристических походах.
28. Особенности организации и проведения работ по туризму в школе .
29. Особенности организации питания в лыжном походе.
30. Особенности организации соревнований на контрольно-туристическом маршруте.
31. Особенности передвижения по снежному склону.
32. Особенности пешего туризма.
33. Отличия спортивной карты от топографической карты.
34. Разработка "Положения" о соревнованиях.
35. Разработка "Условия" дистанция.
36. Разработка маршрута движения походной группы.
37. Разработка плана местности.
5.4. Перечень видов оценочных средств
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
38. Расчет абсолютной высоты точки местности.
39. Связь курса "Спортивный туризм" с другими предметами школьного и вузовского цикла.
40. Составление сметы похода.
41. Составьте план подготовки туристского похода.
42. Составьте положение о зимних (летних) соревнованиях по туризму для школьников.
43. Составьте программу летних соревнований по туризму.
44. Способы измерения расстояний до определенного предмета.
45. Способы изображения рельефа.
46. Технология подведения личных и командных результатов соревнований.
47. Топографическая карта. Масштаб карты.
48. Требования к месту проведения соревнований.
49. Туризм в системе воспитания школьников.
50. Туристские узлы и их назначение.
51. Туристское снаряжение.
52. Узлы на соревнованиях по туристскому многоборью.
53. Условные топографические знаки.
54. Факторы, влияющие на спортивную подготовку туриста.
55. Формы туристской работы с младшими школьниками.
56. Характеристика степенных и категорийных походов.
57. Характеристика условных топографических знаков.
58. Характеристика участка рельефа
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Спортивный туризм: Учебник
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
Туризм и профессионально-прикладная физическая подготовка студентов профессийv922
СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001
В.А. Таймазов, ред.: Ю.Н. Федотов
Теория и методика спортивного туризма
– М. : Советский спорт, 2014
Выживание в экстремальных ситуациях
М. : Физическая культура, 2009
М.: Физкультура и спорт, 1990
Организация и проведение туристских походов с учащимися : учебно-методическое пособие
М.: Советский спорт, 2011
Спортивно-оздоровительный туризм: учебник
М.: Советский спорт, 2008
Тарасов А.Е., Федотов Ю.Н., Шеманаев В.К., Черкашин И.А.
Спортивный туризм: научно-организационные основы: учебное пособие
Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014
Выживание в экстремальных ситуациях : учебное пособие
М.: Физическая культура, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Министерство образования и науки РФ.
Министерство спорта Российской Федерации. -
Научная электронная библиотека.
Туристско-спортивный союз России.
Федерация спортивного ориентирования России.
Электронная библиотечная система . -
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ПО «Визуальная студия тестирования».
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
официальный сайт научной библиотеки Российского государственного гуманитарного университета
доступ к образовательным ресурсам «Единое окно»
электронная библиотека ЧГИФКИС
Электронно-библиотечная система
справочник химика – доступ свободный
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Манеж (1938,4 кв.м): беговая дорожка, 2 игровых площадок; зал борцовский (615,1 кв.м), мат борцовский (комплект), зал тренажерный (147,5 кв.м.)
Оборудование: мат гимнаст. трехцветный (10 шт), лыжи (20 шт), палки (22 шт),стеллаж для хранения ботинок для лыж (4шт), шкаф раздевальный, ,вешалка настенная, антенны волейбольные с карманами (2 шт), сетка волейбольная (1шт), стойка баскетбольная передвижная складная SUPERSAM (2шт), барьер стальной (100 шт), козел гимнастический (1шт), конь прыжковый (1 шт), тренажер профессиональный: жим ногами по углом 45 (1шт), указатель расстояний для прыжков, канат (1 шт), мяч футзал (5 шт), мяч в/б (5 шт), гантели «Тorres», батут, весы, скакалка (20 шт); сооружение для мас-рестлинга (комплект)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Изучение дисциплины осуществляется по следующим формам: практические занятия и самостоятельная работа студента. В рамках изучения учебных дисциплин необходимо использовать передовые информационные технологии – компьютерную технику, электронные базы данных, Интернет. Целями самостоятельной работой студента является: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения использовать справочную литературу; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений. Самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, в соответствии с технологической картой дисциплины и содержит в себе следующее задания: изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции, изучение рекомендуемых литературных источников, конспектирование источников); выполнение контрольных работ; работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet (использование аудио- и видеозаписи); составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; написание тезисов, докладов, рефератов, конспектов занятий; подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (деловые игры); Изучение дисциплины предполагает наличие текущих контролей и промежуточной аттестации по дисциплине. Необходимым условием формирования компетенции является посещение практических занятий, на которых студент повысит свою физическую подготовленность и выполнит практические нормативы (контрольные упражнения). Важным условием для освоения дисциплины в процессе занятий является ведение конспектов, освоение и осмысление терминологии изучаемой дисциплины.