2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Основы ориентирования на местности с навигационными приборами
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы ориентирования на местности с навигационными приборами
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
64
аудиторные занятия
4
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
2
2
2
2
Итого ауд.
4
4
4
4
Кoнтактная рабoта
4
4
4
4
Сам. работа
64
64
64
64
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Гуляев Петр Дмитриевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Основы ориентирования на местности с навигационными приборами
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Дисциплина «Топография и ориентирование на местности»:
1.2
1. Цель дисциплины: Формирование у обучающихся по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
1.3
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Топография и ориентирование на местности», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы – компетенциями
1.4
Рабочая программа дисциплины «Топография и ориентирование на местности». Рабочая программа дисциплины «Топография и ориентирование на местности» составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.03 «Рекреация и спортивно- оздоровительный  туризм» профиль – «Рекреационно-оздоровительная деятельность» и содержит: наименование дисциплины, перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы, указание места дисциплины в структуре образовательной программы, объема дисциплины в зачетных единицах с указанием часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них часов и видов учебных занятий, перечень основной и дополнительной учебной литературы, учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, ресурсов сети «Интернет», информационных технологий, необходимых для освоения дисциплины, фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся, описание материально технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.08
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы спортивно-оздоровительного туризма
2.1.2
Основы спортивно-оздоровительного туризма
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организационная
2.2.2
Учебная (организационная) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ПК-14: Способен определять величину нагрузок, адекватную психофизическим возможностям индивида в различных климатогеографических условиях мест проведения занятий и мероприятий по циклам различной продолжительности
 
Знать:
 
Уровень 1
на низком уровне знает основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию
 
Уровень 2
частично знает основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию
 
Уровень 3
на высокомуровне знает основные положения теории и методики проведения занятия по физическому воспитанию
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
на низком уровне уметь разрабатывать документацию для проведения занятий по физическому воспитанию; проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; проводить учебно-тренировочные занятия; организовывать туристские походы; 
 
Уровень 2
частично уметь разрабатывать документацию для проведения занятий по физическому воспитанию; проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; проводить учебно-тренировочные занятия; организовывать туристские походы; 
 
Уровень 3
на высоком уровне уметь разрабатывать документацию для проведения занятий по физическому воспитанию; проводить практические и теоретических занятия по физическому воспитанию; проводить учебно-тренировочные занятия; организовывать туристские походы; 
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
на низком уровне владеть навками подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; проведения учебно-тренировочных занятий по развитию физических качеств; прохождения туристского похода.
 
Уровень 2
частично владеть навками подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; проведения учебно-тренировочных занятий по развитию физических качеств; прохождения туристского похода.
 
Уровень 3
на высоком уровне владеть навками подготовки и проведения занятия по физическому воспитанию; проведения учебно-тренировочных занятий по развитию физических качеств; прохождения туристского 
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
похода.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
01.001 «Педагог»:  А/02.6 – Воспитательная функция; А/03.6 – Развивающая деятельность; основные положения теории и методики проведения занятия 
3.1.2
по физическому воспитанию
3.1.3
 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: 5.005 Инструктор методист E/04.6 Планирование развития методического обеспечения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в физкультурно-спортивной организации:
3.2.2
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами 
3.2.3
Методы сбора и первичной обработки информации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
05.005 Инструктор методист E/03.6 Организация и руководство проведением мероприятий по укреплению и развитию материальнотехнической базы физкультурноспортивной организации для занятия физической культурой и спортом :
3.3.2
Проведение совместно с инструкторами-методистами разъяснительной работы со спортсменами и занимающимися о необходимости бережного отношения к имуществу физкультурно-спортивной организации
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основы ориентирования на местности 

 
1.1
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния по карте.

/Лек/

Л1.2

2
ПК-14
3
0
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.2
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщённые, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

Определение условных знаков спортивных карт, общих топографических знаков, специальных топографических знаков.

Изучение темы направлено на приобретение знаний основ ориентирования на местности по карте и без неё.

/Пр/

Л1.4 Л1.5

2
ПК-14
3
0
 
1.3
Ориентирование по горизонту, азимут. Способы ориентирования на местности.

Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам, по местным признакам. Алгоритм снятия азимута на ориентир, по карте.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.

Изучение темы направлено на приобретение знаний основ ориентирования на местности по карте и без неё; факторов, определяющие профессиональное мастерство, специалиста по спортивно-оздоровительному туризму.

Изучение темы направлено на приобретение умений определять цели и задачи туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности; использовать в профессиональной деятельности передовые приёмы обучения и воспитания; использовать весь арсенал знаний по вопросам ориентирования на местности в естественных условиях  /Ср/

10
ПК-14
3
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.4
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута по Солнцу в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров, о выходе к ближайшему жилью.  

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, Солнцу, Луне, Полярной звезде.  

Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.

Изучение темы направлено на приобретение знаний основ ориентирования на местности по карте и без неё; факторов, определяющие профессиональное мастерство, специалиста по спортивно-оздоровительному туризму; санитарно-гигиенических основы деятельности в сфере туризма, профилактику травматизма.

Изучение темы направлено на приобретение умений определять цели и задачи туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности; использовать в профессиональной деятельности передовые приёмы обучения и воспитания; использовать весь арсенал знаний по вопросам ориентирования на местности в  естественных условиях.

/Ср/

10
ПК-14
3
0
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.5
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по прохождению минимаршрута, движение по легенде.

Преодоление дистанции в заданном направлении, по выбору (2 варианта), маркированная трасса.

Изучение темы направлено на приобретение знаний основ ориентирования на местности по карте и без неё; факторов, определяющие профессиональное мастерство, специалиста по спортивно-оздоровительному туризму; санитарно-гигиенических основы деятельности в сфере туризма, профилактику травматизма.

Изучение темы направлено на приобретение умений определять цели и задачи туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности; использовать в профессиональной деятельности передовые приёмы обучения и воспитания; использовать весь арсенал знаний по вопросам ориентирования на местности в естественных условиях.

Изучение темы направлено на приобретение опыта обобщения и использования информации в области туризма, приёмами агитационно пропагандистской работы по вовлечению населения к занятиям физкультурно-рекреационной и туристской деятельности; умениями использовать полученную информацию при построении и планировании занятий; методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях в области рекреации, туризма и краеведения приёмами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям физкультурно-рекреационной и туристско-краеведческой деятельности 3 семестр

/Ср/

10
ПК-14
3
0
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
1.6
Изучение темы направлено на приобретение знаний основ ориентирования на местности по карте и без неё; факторов, определяющие профессиональное мастерство, специалиста по спортивно-оздоровительному туризму; санитарно-гигиенических основы деятельности в сфере туризма, профилактику травматизма.

Изучение темы направлено на приобретение умений определять цели и задачи туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности; использовать в профессиональной деятельности передовые приёмы обучения и воспитания; использовать весь арсенал знаний по вопросам ориентирования на местности в естественных условиях.

/Ср/

8
ПК-14
3
0
 
1.7
Темы для самостоятельного изучения:

1. Сущность ориентирования.

2. Общее и детальное ориентирование на местности.

3. Принцип общего ориентирования.

4. Принципы детального ориентирования.

5. Ориентирование по карте, аэроснимкам, приборам наземной навигации, при движении по азимуту.

6. Определение расстояния на местности.

7. Простейшие способы ориентирования: по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов.

8. Нанесение на карту или схему разведанных объектов и целей, при определении достигнутых рубежей.

9. Определение направлений на стороны горизонта по небесным светилам.

10. Определение направлений на стороны горизонта по признакам местных предметов, по таянию снега, по тени, по постройкам.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.5Л2.2 Л2.3

10
3
0
 
 
Раздел 2. Спутниковая система навигации

 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
2.1
1. Спутниковая система навигации

Спутниковая система навигации – комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скороти и направлення движения и т.д.) для наземных, водных и воздушных объектов.

1.1 Что такое GPS?

Спутниковая навигационная система GPS была изначально разработана США для использования в военных целях. Другое известное название системы – «NAVSTAR». Ставшее уже нарицательным название «GPS» является сокращением от Global Positioning System, которое переводится, как Глобальная Навигационная Система. Это название полностью характеризуется предназначение системы – обеспечение навигации на всей территории Земного шара. Не только на суше, но и на море и в воздухе. Используя навигационные сигналы системы GPS, любой пользователь может определить свое текущее местоположение с высокой точностью.

/Ср/

Л1.3Л2.1

Э1

8
ПК-14
3
0
 
2.2
2.Оff line GPS навигация посредством приложений мобильного телефона вне покрытия сотовой связи.

3. Навигатор туристический (Гармин 64). Руководство использования туристического навигатора

/Ср/

Л1.2 Л1.5

Э1

2
ПК-14
3
0
 
2.3
Практические занятия по использованию навигационных приборов в природной среде /Ср/

Э1

2
ПК-14
3
0
 
2.4
Темы самостоятельных работ.

1.Принципы работы GPS-навигатора

2. Определение координат и абсолютной высоты местности с помощью GPS приемника.

3. Движение по заданному треку маршрута с использованием навигационного прибора.

4. технология и овладение практическими навыками отправки координат по Интернету с точки места нахождения туриста в аврийных ситуациях.

5. Практические навыки чтения топографической и спутниковой карты

/Ср/

Л1.5

Э1

4
ПК-14
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
6.2.2 Тестовые задания    Тестовые задания для студентов направления  «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» по дисциплине 
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
«Топография и ориентирование на местности» Выберите, пожалуйста, один из предложенных вариантов, который является правильным ответом   1. Топография – это а. – наука, которая занимается изучением местности с целью составления карт и планов ее; б. – дисциплина, которая занимается рисовкой карт; в. – предмет, который наносится на лист картографического материала при рисовки карт;   г. – наука, которая занимается – изменением местности, согласно картографическому материалу. 2. Какой масштаб крупнее: а. – М 1: 10000; б. – М 1: 250000;   в. – М 1: 7500; г. – М 1: 1000000. 3. Расстояние между двумя точками на карте пятидесятитысячного масштаба равно 12,6 см. Какое расстояние между этими точками на местности: а. – 3150 м б. – 6300 м в. – 9450 м г. – 12600 м 4. Дано направление – ЮЗ. Какое получиться направление, если от него отнять 90°: а. – СЗ; б. – ЮВ; в. – СВ; г. – Ю. 5. Карта масштаба М 1:25000, к какому виду эта карта относится: а. – микромасштабная; б. – мелкомасштабная; в. – среднемасштабная; г. – крупномаштабная 6. Исключить лишний знак:          а                  б                в                 г 7. Способы определения сторон горизонта: а. – по времени пробуждения птиц; б. – по Солнцу и звёздам; в. – по растениям и поведению животных; г. – по рельефу, почвам, ветру, снегу. 8. Азимут – это: а. – это фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки б. – это угол, образованный направлением на север и направлением на ориентир; в. – это угол, делящий азимутальное кольцо пополам; г. – это фигура, образованная двумя основными направлениями. 9. Наблюдатель стоит лицом на запад. Какая у него сторона горизонта слева а. – север; б. – юг; в. – восток; г. – запад. 10. Прибор для измерения расстояния по карте: а. – линейметр; б. – картометр; в. – курвиметр; г. – приборометр. Ответы на вопросы для студентов направления «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» по дисциплине «Топография и ориентирование на местности» 1. – а 6. – в; 2. – в; 7. – б; 3. – б; 8. – б; 4. – б; 9. – б; 5. – г; 10. – в. ВОПРОСЫ К  ЗАЧЕТУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКРЕАЦИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ»: 1. Определение понятий «топография», «топографическая карта», «спортивная карта». 2. Понятия «ориентирование карты», «опознание ориентиров», «определение точки стояния», «сличение карты с местностью». 3. История возникновения и развития спортивного ориентирования. 4. История развития спортивной и туристской карты. 5. Виды спортивного ориентирования и их краткая характеристика. 6. Смысл и содержание туристского ориентирования. 7. Особенности и отличия спортивной карты от топографической карты 8. Психологическая подготовка спортсмена - ориентировщика.
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
9. Психологическая подготовка туриста - походника. 10. Виды спортивного ориентирования и их краткая характеристика. 11. Классификация и назначение топографических карт. 12. Виды топографических карт и их масштабы. 13. Понятие номенклатуры. Разграфка карт. 14. Использование условных знаков спортивных карт, общих топографических и специальных топографических знаков в туристской практике. 15. Рельеф и способы его изображения. Понятия сечения рельефа и набор высоты. 16. Ориентирование на местности по Солнцу, по Полярной звезде, по Луне, по Звездам. 17. Ориентирование на местности по местным предметам, в различных условиях. 18. Ориентирование по легенде, движение по абрису, маршрутной ленте. 19. Компас. Строение компаса. Правила обращения с компасом. 20. Алгоритм снятия азимута на ориентир и по карте. Понятие азимутальный ход. 21. Рогейн и его характеристика. 22. Определение расстояний: по слышимости звука, глазомерное определение расстояний, при помощи пар шагов, геометрический способ измерения расстояний, при помощи курвиметра. 23. Использование GPS-навигаторов в туристской практике. 24. Понятие «Роза ветров» и ее применение в туристской практике. 25. Действия туриста и спортсмена ориентировщика в случае потери ориентировки.
 
5.2. Темы письменных работ
6.2.4 Кейсы, ситуационные задачи   1. Какой из двух данных масштабов крупнее? 1:10 000 или 1:100 000? 2. Преобразовать численные масштабы в натуральный вид: а) 1:50000; б) 1:200000; в) 1:1000000. 3. Определить на учебной топографической карте с помощью полоски бумаги и линейного масштаба расстояния между а) двумя заданными точками; б) между тремя заданными точками; в) то же по карте другого масштаба. 4. Расстояние между двумя точками на карте пятидесятитысячного масштаба равно 12,6 см. Вычислить расстояние между этими точками на местности. 5. Расстояние между двумя точками на карте стотысячного масштаба равно 7,8 см. Вычислить расстояние между этими точками на местности. 6. На местности от пункта «А» до пункта «Б» 5,5км. Какую длину будет иметь это расстояние на карте: а) масштаба 1:25000? б) масштаба 1:50000? 7. Дано направление — ЮЮЗ. Чему равно оно в градусах? 8. Дан азимут 315°. Какая это сторона горизонта? 9. Если к азимуту 45° прибавить угол равный 180°, какая получится сторона горизонта? 10. Дано направление — ЮЗ. Если от него отнять 90°, какое получится направление? 11. Наблюдатель стоит лицом на запад. Какая у него сторона горизонта слева? справа? 12. Определите сторону горизонта по сумме азимутов: 135° + 45° + 180° - 90° = ? 13. Наблюдатель докладывает: «Прямо перед собой вижу завод с трубой, справа — тригопункт, а справа-сзади наблюдаю хутор. Озеро находится точно на севере. Если повернуться к нему лицом, то хутор будет сзади». Определите азимут на завод с трубой и на тригопункт. 14. Нарисуйте условные спортивные топографические знаки, обозначающие рельеф, искусственные сооружения, растительность, гидрографию 15. Нарисуйте судейские топографические знаки ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «РЕЛЬЕФ» Упражнение 1. Подберите к описанию графическое изображение рельефа:  а) холм с двумя вершинами, причем восточная выше западной; б) холм с двумя одинаковыми вершинами; в) холм с пологим спуском на юг; г) холм с крутым западным склоном; д) холм с пологим северо-западным склоном.    Упражнение 2.   Ориентирования по силуэтам. В океане 5 островов. Найдите соответствующие их силуэтам изображения на карте.      
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
ЗАДАНИЯ ТОПОГРАФИЧЕСКОГО ДИКТАНТА Первый маршрут Описание фотографий Кадр №1 Начало похода: группа туристов на железнодорожной платформе. Ребята надевают рюкзаки, готовятся в путь. В кадре видна часть павильона ж.-д. станции и конец ее названия — «...ино». Кадр №2 Цепочка туристов движется по улице поселка. В правой части снимка виден пруд и церковь на его берегу. Кадр №3 Группа расположилась на привал у опушки леса на углу вырубки возле грунтовой дороги. Кадр №4 Сфотографирован хуторок на лесной поляне. Кадр №5 Туристы идут по тропе вдоль узкой полосы кустарника. Кадр №6 Привал. Справа в поле примерно в 150 м виден тригонометрический пункт (вышка) Кадр №7 Ребята осматривают памятник, расположенный на обочине шоссе у края леса. Кадр №8 Группа на плотине любуется видом водохранилища. Кадр №9 Туристы, похоже, встали на ночлег в излучине реки. Видны палатки, костер, а метрах в 150 от них — металлическая опора высоковольтной ЛЭП. Длинные тени от освещенных предметов направлены влево. Кадр №10 Поход продолжается. Цепочка туристов идет по грунтовой дороге вдоль изгороди фруктового сада. Туристы сфотографированы со спины (уходят от объектива), и в спину им светит солнце. Кадр №11 Группа идет полевой дорогой. Слева от нее видна водонапорная башня, а за нею крыши изб деревни. Кадр №12 Туристы, двигаясь по широкой лесной просеке вдоль ЛЭП, выходят на поляну с отдельно стоящими деревьями. Кадр №13 Группа на привале на берегу большого озера. Рядом родник, оформленный в виде сказочной избушки, а за ним видна часовня. Кадр №14    Группа идет по гати. Кадр №15    Группа на поляне у домика лесника. Кадр №16 Группа приближается по проселку к деревне. Слева вдоль дороги идет линия связи. Кадр №17    Туристы на железнодорожной платформе в ожидании электрички. Второй маршрут Описание фотографий Кадр №1 Начало похода, группа туристов на ж.-д. платформе. Надевают рюкзаки, готовятся в путь. В кадре видна часть павильона ж.-д. станции и конец ее названия: «...ино». Кадр №2 Группа идет цепочкой по улице поселка, уходя от объектива (снята фотографом сзади). Слева впереди видна церковь. Туристы освещены солнцем справа. Кадр №3 Первый привал? группа расположилась на опушке леса. Левую часть снимка занимает старый, «вековой» лес, а правую — светлый прогал. Это, очевидно, молодая поросль на старой вырубке. Солнце справа и чуть сзади объектива. Кадр №4 Два туриста с компасом и картой стоят на развилке лесной дороги. Здесь сумеречно — солнце скрыто за деревьями. Видны две дороги, расходящиеся вправо и влево. Судя по жестам и позам проводников, они намерены вести группу по левой дороге. Кадр №5 Цепочка туристов уходит от объектива вдоль по лесной просеке, насквозь освещаемой солнцем сзади. На дальнем плане видна поляна и на ней хутор. Кадр №6      Сфотографирован памятник на обочине улучшенной грунтовой дороги. Кадр №7 Туристы по бревнышку переходят через лесной ручей. В кадре слева — столб с проводами, идущими параллельно лесной тропе, выводящей к ручью. Кадр №8 Туристы осматривают курганы, расположенные в лесу близ опушки. Кадр №9 Группа переходит ручей по деревянному мостику и уходит вперед по лесной дороге. Кадр №10     Привал на лесной вырубке. Кадр №11     Туристы идут редколесьем по грунтовой дороге. Кадр №12 Спуск по песчаному склону карьера. На заднем плане виден шоссейный мост через речку. Кадр №13 Смеркается. Стоят палатки, горит костер. Видна широкая гладь водоема, на противоположном берегу которого деревня с церковью. Кадр №14 На том же месте. Утро. Туристы готовятся в путь. Кадр №15 Цепочка туристов идет вдоль зарослей камыша. Солнце светит туристам в спину. Кадр №16 Туристы проходят мимо кирпичного завода. Кадр №17 Туристы преодолевают склоны карьера. Кадр №18 Цепочка туристов движется полем по проселочной дороге, обсаженной березами. Солнце освещает их справа. Впереди видна деревушка. Кадр №19 Привал. Туристы осматривают глубокую впадину — карстовый провал. Вокруг лес. Кадр №20 Широкая лесная поляна. Туристы пересекают ее на фоне тригонометрической вышки. Кадр №21 Цепочка туристов пересекает шоссе около АЗС. Кадр №22 Группа расположилась на привал у небольшого лесного озера. Кадр №23 Туристы идут полевой грунтовой дорогой к поселку с водонапорной башней. Кадр №24 Группа расположилась на железнодорожной платформе в ожидании поезда. Третий маршрут Описание фотографий Кадр №1 Группа туристов уходит от объектива по обочине шоссе через деревню. Справа на снимке за крайней избой виден большой фруктовый сад. Солнце освещает группу слева. Кадр №2      В поле какие-то длинные строения, а за забором около них много коров. Кадр №3 Цепочка туристов шагает полевой грунтовой дорогой. Впереди на опушке леса виден продолговатый курган. Кадр №4      Группа идет вдоль края сплошных зарослей кустарника. Кадр №5      Привал в поле у большого камня-валуна. Кадр №6   Сфотографирована вышка тригонометрического пункта на поляне. Кадр №7 Туристы столпились в лесу, у края карстового провала. Рюкзаки лежат возле лесной тропы.
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Кадр №8 Туристы в нерешительности остановились на перекрестке двух просек. Хорошо видно, что просеки вскоре кончаются — сквозь деревья просвечивают поля. Судя по позам туристов, они намерены пойти по просеке, имеющей заметный уклон вниз. Кадр №9 Переправа вброд через речку. На другом берегу в конце просеки за редкими деревьями виднеется поле. Кадр №10     Группа движется краем поля по опушке леса навстречу солнцу. Кадр №11 Бивуак на берегу залива. Палатки стоят в лесу, костер — на луговине. На снимке видно, что залив узкой лентой среди лесов уходит далеко и там переходит в широкий разлив водохранилища. Кадр №12 В кадре деревянный мост через речку. За ним видны лесная поляна и хутор. Кадр №13 Туристы шагают навстречу солнцу лесной грунтовой дорогой. Впереди виднеется церковь, кресты кладбища, а за ними — избы деревни. Кадр №14    Обочина шоссе. Туристы, сняв рюкзаки, осматривают какой-то памятник.   Кадр №15     Группа идет по плотине водохранилища. Кадр №16 42 шоссейной дороги (видна проходящая автомашина) туристы сворачивают на грунтовую дорогу, разграничивающую лес и вырубку с редколесьем. Кадр №17 Обеденный привал на луговине на берегу лесного ручья. В кадре виден квартальный столбик, обозначающий начало просеки. Здесь же проходит и тропа вдоль опушки леса. А чуть дальше виден широкий заболоченный луг. Кадр №18 Туристы вышли на широкую лесную просеку, вдоль которой идет высоковольтная ЛЭП. Кадр №19 Привал у часовни на берегу озера. Кадр №20 Группа переходит ручей по пешеходному мостику. Кадр №21 Туристы идут по улочке дачного поселка почти точно навстречу солнцу. Кадр №22 Привал на узкой лесной просеке в том месте, где ее пересекает линия связи. Кадр №23 Туристы выходят из леса по небольшой луговине и сворачивают налево по улучшенной грунтовой дороге. Кадр №24 Цепочка туристов входит в поселок. На дальнем плане видна заводская труба и водонапорная башня. Кадр №25    Группа на железнодорожной платформе в ожидании электрички.
 
5.3. Фонд оценочных средств
6.2.1 Формы текущего, промежуточного и итогового контроля   Итоговый контроль: экзамен – 4 семестр. Критерии оценивания компетенций (результатов) Оценивается по 4-хбалльной шкале. В критерии оценки компетенций по экзамену входят: 1.уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой; 2. полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного; 3. обоснованность, четкость, краткость изложения ответа; 4. ответы на дополнительные вопросы. При проектировании ожидаемых результатов следует предусмотреть различные уровни оценки ожидаемых результатов: • Пороговый – предполагает отражение тех ожидаемых результатов, которые определяют минимальный и достаточный набор знаний и умений для решения профессиональных задач в соответствии с уровнем квалификации.   • Стандартный – предполагает отражение сформированных заданных компетенций, позволяющих выполнять профессиональные задачи и совершенствовать квалификационную подготовку на последующих уровнях. • Эталонный – предполагает отражение приобретенных студентом компетенций, позволяющих креативно решать профессиональные задачи, самостоятельно использовать потенциал интегрированных знаний для освоения новых областей и совершенствования уровня своей квалификационной подготовки. Примерный перечень оценочных средств в соответствии с иерархией целей по Блуму № Уровень сложности Глаголы для формулировки заданий Оценочные средства 1. Знание Цитировать, перечислить, дать определение, изобразить, идентифицировать, составить список, назвать, указать, записать, повторить, выбрать, сформулировать, свести в таблицу, рассказать, воспроизвести, упорядочить, соотнести, отметить Тест Опрос устный Письменные ответы на вопросы Собеседование (индивидуальное, групповое) Коллоквиум Портфолио-коллектор (накопительное) 2. Понимание Определить, выделить, объяснить, находить различия, характеризовать, обсуждать, рассматривать в деталях, сделать сообщение, интерпретировать, сделать обзор, связать, уточнить, построить, преобразовать, расшифровать, выразить, переформулировать, рецензировать, привести примеры, описать Тест Решение типовых ситуаций Эссе
 
стр. 15
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Портфолио оценочный 3 Применение Применять, рассчитать, классифицировать, демонстрировать, доказать, инсценировать, модифицировать, исследовать, изменить, иллюстрировать, интерпретировать, разработать, упорядочивать выполнять, использовать, обнаруживать, устанавливать, завершить, составить (отчет, план, график и т.п.), решать (задачу, проблему), раскрыть Наблюдение Кейс-задания Игра ролевая Компетентсностно-ориентированные задания(КОЗ) Практические контрольные задания (ПКЗ) Портфолио достижений Тренажер Расчетно-графическая работа Метод Дельфи («мозговой атаки») 4 Анализ Анализировать, оценивать, сравнить, распределять по категориям(категорировать), полемизировать, оспаривать, вывести, подразделить, изобразить схематически, различать, (проводить различие), находить различия, исследовать, изучать, применять, осуществлять эксперимент, идентифицировать, собрать сведения, резюмировать, выделять, отсеять, отсортировать, измерить, разделить Кейс-задание Игра организационномыслительная Реферат Портфолио Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Проект 5 Синтез Систематизировать, собирать (монтировать), осуществить компиляцию, производить сборку, сочинять (писать), конструировать (придумывать), создавать, производить, разрабатывать модель, алгоритмизировать, управлять, организовать, спланировать, подготовить, предлагать, изобретать, обобщать, компоновать, строить, интегрировать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная Профессионально-исследовательские задания (ПИЗ) Портфолио Проект 6 Оценка осуществлять оценку, убедить, выбрать, сравнивать и находить отличия, критиковать, определять (устанавливать, принимать решение), определять стоимость, составлять мнение, градировать (разбивать на этапы), сделать вывод, соизмерять (соотносить), осуществлять ранжирование, рекомендовать (предлагать), проверять (исправлять, видоизменять), обосновать, составить мнение, прогнозировать, защищать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная Портфолио Проект Описание шкалы оценивания Отметка «отлично» ставится, если: - знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные, исчерпывающие ответы, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные, заданные экзаменатором; - студент при ответах на вопросы демонстрирует способность к анализу положений существующих научных теорий, оперирует научными понятиями; - при ответе на вопросы используются данные из дополнительной литературы; - ответ иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические положения; - студент демонстрирует умение вести научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: - знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание билета, однако имеются определённые затруднения в ответе на уточняющие вопросы; – в ответе имеют место несущественные фактические неточности; - недостаточно раскрыто содержание по одному из вопросов билета; – в ответе делаются не вполне законченные выводы или обобщения. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: – знания имеют фрагментарный характер, имеются определённые неточности и погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие вопросы; – при ответе на вопросы билета студент не может обосновать закономерности, принципы, объяснить суть явления; допущены фактические ошибки; – студент продемонстрировал слабое умение формулировать выводы и обобщения, приводить примеры практического использования научных знаний. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: – не раскрыто содержание вопросов билета, обнаружено незнание или непонимание сущности вопросов; – допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы; – студент обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание положений существующих научных теорий; – в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний; – на большую часть дополнительных вопросов экзаменатора студент затрудняется дать ответ или даёт неверные 
 
стр. 16
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
ответы. Задания в рамках индикаторов достижения компетенций оцениваются в процессе текущего контроля и являются обязательными в соответствии с утверждёнными в образовательной организации порядком промежуточной аттестации (как допуск к зачёту).
 
Примерный перечень оценочных средств в соответствии с иерархией целей по Блуму № Уровень сложности Глаголы для формулировки заданий Оценочные средства 1. Знание Цитировать, перечислить, дать определение, изобразить, идентифицировать, составить список, назвать, указать, записать, повторить, выбрать, сформулировать, свести в таблицу, рассказать, воспроизвести, упорядочить, соотнести, отметить Тест Опрос устный Письменные ответы на вопросы Собеседование (индивидуальное, групповое) Коллоквиум Портфолио-коллектор (накопительное) 2. Понимание Определить, выделить, объяснить, находить различия, характеризовать, обсуждать, рассматривать в деталях, сделать сообщение, интерпретировать, сделать обзор, связать, уточнить, построить, преобразовать, расшифровать, выразить, переформулировать, рецензировать, привести примеры, описать Тест Решение типовых ситуаций Эссе Портфолио оценочный 3 Применение Применять, рассчитать, классифицировать, демонстрировать, доказать, инсценировать, модифицировать, исследовать, изменить, иллюстрировать, интерпретировать, разработать, упорядочивать выполнять, использовать, обнаруживать, устанавливать, завершить, составить (отчет, план, график и т.п.), решать (задачу, проблему), раскрыть Наблюдение Кейс-задания Игра ролевая Компетентсностно-ориентированные задания(КОЗ) Практические контрольные задания (ПКЗ) Портфолио достижений Тренажер Расчетно-графическая работа Метод Дельфи («мозговой атаки») 4 Анализ Анализировать, оценивать, сравнить, распределять по категориям(категорировать), полемизировать, оспаривать, вывести, подразделить, изобразить схематически, различать, (проводить различие), находить различия, исследовать, изучать, применять, осуществлять эксперимент, идентифицировать, собрать сведения, резюмировать, выделять, отсеять, отсортировать, измерить, разделить Кейс-задание Игра организационномыслительная Реферат Портфолио Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Проект 5 Синтез Систематизировать, собирать (монтировать), осуществить компиляцию, производить сборку, сочинять (писать), конструировать (придумывать), создавать, производить, разрабатывать модель, алгоритмизировать, управлять, организовать, спланировать, подготовить, предлагать, изобретать, обобщать, компоновать, строить, интегрировать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная Профессионально-исследовательские задания (ПИЗ) Портфолио Проект 6 Оценка осуществлять оценку, убедить, выбрать, сравнивать и находить отличия, критиковать, определять (устанавливать, принимать решение), определять стоимость, составлять мнение, градировать (разбивать на этапы), сделать вывод, соизмерять (соотносить), осуществлять ранжирование, рекомендовать (предлагать), проверять (исправлять, видоизменять), обосновать, составить мнение, прогнозировать, защищать Кейс-задание Игра деловая Игра организационно-мыслительная
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 17
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Портфолио Проект Описание шкалы оценивания Отметка «отлично» ставится, если: - знания отличаются глубиной и содержательностью, даны логично построенные, полные, исчерпывающие ответы, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные, заданные экзаменатором; - студент при ответах на вопросы демонстрирует способность к анализу положений существующих научных теорий, оперирует научными понятиями; - при ответе на вопросы используются данные из дополнительной литературы; - ответ иллюстрируется примерами из практики, подтверждающими теоретические положения; - студент демонстрирует умение вести научную дискуссию. Отметка «хорошо» ставится, если: - знания имеют достаточный содержательный уровень; раскрыто содержание билета, однако имеются определённые затруднения в ответе на уточняющие вопросы; – в ответе имеют место несущественные фактические неточности; - недостаточно раскрыто содержание по одному из вопросов билета; – в ответе делаются не вполне законченные выводы или обобщения. Отметка «удовлетворительно» ставится, если: – знания имеют фрагментарный характер, имеются определённые неточности и погрешности в формулировках, возникают затруднения при ответе на уточняющие вопросы; – при ответе на вопросы билета студент не может обосновать закономерности, принципы, объяснить суть явления; допущены фактические ошибки; – студент продемонстрировал слабое умение формулировать выводы и обобщения, приводить примеры практического использования научных знаний. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если: – не раскрыто содержание вопросов билета, обнаружено незнание или непонимание сущности вопросов; – допущены существенные фактические ошибки при ответах на вопросы; – студент обнаруживает неумение оперировать научной терминологией, незнание положений существующих научных теорий; – в ответе не приводятся примеры практического использования научных знаний; – на большую часть дополнительных вопросов экзаменатора студент затрудняется дать ответ или даёт неверные ответы. Задания в рамках индикаторов достижения компетенций оцениваются в процессе текущего контроля и являются обязательными в соответствии с утверждёнными в образовательной организации порядком промежуточной аттестации (как допуск к зачёту).
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Моргунова Т.В.
Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию
М.: Советский спорт, 2008
 
Л1.2
Штыкова
Топография и ориентирование на местности : учебное пособие
Издательство СибГУФК, 2008
 
Л1.3
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В.
Туризм и спортивное ориентирование: учебник
Издательский цент Академия, 2013
 
Л1.4
Куликов В.М., Константинов Ю.С.
Топография и ориентированиеее в туристком путешествии: Учебное пособие
ЦДЮТиК МО РФ, 2004
 
Л1.5
Гуляев П.Д.
Методические указания по дисциплинам «Топография и ориентирование на местности» и «Основы ориентирования на местности навигационными приборами».: Методические указания
ФГБОУ ВО ЧГИФКиС, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Куликов В.М., Константинов Ю.С.
Топография и ориентирование в туристском путешествииv922
М., 2004
 
Л2.2
Черенцов Г.П.
Ориентирование: Курс лекций
Челябинск : УралГУФК, 2010
 
Л2.3
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В.
Туризм и спортивное ориентирование: учебник для студ. учрежд. высш. образования
М.: Академия, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Гуляев П.Д. Методические указания по дисциплинам «Топография и ориентирование на местности» и «Основы ориентирования на местности навигационными приборами».
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
Windows 10
 
стр. 18
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.3.1.3
ESET Endpoint Antivirus
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
ABBYY finereader
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютерный класс.

Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Оборудование: Монитор LG(1 шт), монитор Acer (5 шт), монитор Samsung (2 шт), системный блок Velton (9 штук), системный блок STR (2 шт), доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс, программный комплекс Лонгитюд-ЭДК, методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», методика интегральной диагностики и коррекции стресса,                                                                     цветовой тест Люшера, факторный личностный опростник Р.Кетелла), Программная система для обнаружения текстовых взаимствований в учебных и научных работах «Антиплагиат.ВУЗ» (ЗАО «Анти-Плагиат» №Д 325 от 15.05.2018); ESETNOD32 AntivirusEditionдля 50 пользователей (ОО «Диджитал Трейд» №Д ES2472372 от 01.11.17).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №107
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
(беговая дорожка 400  м по кругу, площадка:  футбольная, баскетбольная, волейбольная)
Стадион
Аудитория
Оснащенность
Назначение
спортивный объект
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта" Кафедра «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» Методические указания студенту выполнения тестового задания практической работы на местности по дисциплине «Топография и ориентирование на местности».; Чурапча, 2020, 4 стр.