МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
рабочая программа дисциплины (модуля)
Безопасность в сфере рекреации
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кпн, Доцент, Никитина Анстасия Егоровна _________________
Безопасность в сфере рекреации
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Целью преподавания дисциплины «Безопасность в сфере рекреации и туризма» является ознакомить студентов с основами и принципами организации поисково- спасательных работ в условиях природной среды при проведении туристских мероприятий и рекреационного отдыха
Учебный курс «Безопасность в сфере рекреации и туризма» направлена на подготовку бакалавров по направлению. Ведущей задачей курса является– создание у студентов максимально полного и реального представления об опасностях и угрозах в современном туризме, а также о методах их предотвращения и борьбы с последствиями.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
География рекреационных систем и туризма
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-8: Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
низкий уровень знания анализирования факторов вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений);
частичный уровень знания анализирования факторов вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений);
высокий уровень знания анализирования факторов вредного влияния на жизнедеятельность элементов среды обитания (технических средств, технологических процессов, материалов, зданий и сооружений, природных и социальных явлений);
низкий уровень умения идентифицирования опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности;
частичный уровень умения идентифицирования опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности;
высокий уровень умения идентифицирования опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности;
низкий уровень владения выявления проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций
частичный уровень владения выявления проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций
высокий уровень владения выявления проблемы, связанные с нарушениями техники безопасности на рабочем месте; предлагает мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций
ПК-7: Способен формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности
низкий уровень знания особенности формирования мотивации у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности;
частичный уровень знания особенности формирования мотивации у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности;
высокий уровень знания особенности формирования мотивации у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности;
низкий уровень умения формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности
частичный уровень умения формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
высокий уровень умения формировать и поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности
низкий уровень владения поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности .
частичный уровень владения поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности .
высокий уровень владения поддерживать мотивацию у населения к рекреационной деятельности, используя коммуникативные и организаторские способности .
ПК-9: Способен к организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
низкий уровень знания организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
частичный уровень знания организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
высокий уровень знания организации и обеспечению контроля качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
низкий уровень умения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
частичный уровень умения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
высокий уровень умения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
низкий уровень владения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
частичный владения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
высокий владения организовывать и обеспечивать контроль качества оказываемых рекреационно-оздоровительных и туристско-рекреационных услуг
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
-основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
-организовать защитные мероприятия при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечить техническую и коммерческую, а также информационную безопасность деятельности предприятий туристической индустрии, оказывать первую медицинскую помощь;
-законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы обеспечения безопасности в туризме.
Безопасность туризма». Закон РФ «Об основах туристской деятельности» о безопасности в туризме /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.5 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Безопасность туризма». Закон РФ «Об основах туристской деятельности» о безопасности в туризме /Лек/
Раздел 2. Безопасность туристического путешествия
угрозы геофизических воздействий во время путешествий. Экологические факторы. Биологические факторы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Питание в условиях автономного существования. Опасности в любых условиях похода /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Раздел 3. Воздействие окружающей среды
Воздействие окружающей среды /Лаб/
Воздействие окружающей среды /Ср/
Раздел 4. Техногенные опасности и безопасность перевозки
общую характеристику техногенных аварий и катастроф. Безопасность на транспорте /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Раздел 5. Медицинские аспекты безопасности
болезни адаптации туриста. Неотложные состояния. Инфекционные и иммунные заболевания /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6 Л1.7Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Рекомендации Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации гражданам России, выезжающим за рубеж /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Раздел 6. Личная безопасность и безопасность имущества
социальную безопасность /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Криминогенные факторы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Организационные факторы и коммерческие риски /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Раздел 7. Обеспечение безопасности при проектировании тура, туристических услуг и их осуществлении
безопасность экстремального туризма и спортивного отдыха /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Отдых на воде и его безопасность /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Безопасность въездного и выездного туризма /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Раздел 8. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения безопасности в рекреации и туризма
Федеральный закон «об основах туристической деятельности в Российской Федерации» /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Всемирная туристическая организация «Глобальный этический кодекс туризма» /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
Требование по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.6Л2.1Л3.1
Э1 Э2 Э3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Типовые контрольные задания (вопросы) для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов:
1 Примерный перечень вопросов к зачету.
2 Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
3 Основы физиологии труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
4 Влияние негативных факторов на безопасность жизнедеятельности человека в среде егообитания и защита от них.
5 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
6 Мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
7 Устойчивость функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях.
8 Организация управления безопасностью жизнедеятельности в Российской Федерации.
9 Чрезвычайные ситуации экологического характера
10 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Землетрясение.
11 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Наводнение. Цунами
12 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Обвалы, оползни, селии снежные лавины.
13 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Лесные и торфяныепожары.
14 Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Бури, ураганы и смерчи. 15 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Транспортные авариии катастрофы.
16 Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Пожарная, химическая и радиационная опасности.
17 Классификация чрезвычайных ситуаций социального характера. Массовые беспорядки.
18 Классификация чрезвычайных ситуаций социального характера. Чрезвычайные ситуации криминального характера.
19 Классификация чрезвычайных ситуаций социального характера. Терроризм.
20 Источники опасностей и понятие безопасности в сфере туризма
21 Психология безопасного туризма.
22 Требования безопасности при туристско-экскурсионном обслуживании.
23 Страхование и безопасность туристов.
24. Права и обязанности туристов.
25 Правовое регулирование и государственная поддержка безопасности туристской деятельности.
5.2. Темы письменных работ
Примерный перечень тем рефератов (докладов)
1. Состояние взаимодействия человека и среды обитания.
2. Среда обитания человека. Факторы риска среды обитания. Окружающая среда и организм человека.
3. Угроза геофизических воздействий во время путешествий.
4. Определение опасных и вредных факторов среды обитания. Классификация опасных и вредных факторов и причины возникновения. Аксиома потенциальной опасности.
5. Понятие и определение чрезвычайных ситуаций. Основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Катастрофы, аварии, стихийные бедствия
6. Классификация чрезвычайных ситуаций (по природе возникновения, по масштабу, по причине возникновения, по скорости развития, по возможности предотвращения, по ведомственной принадлежности).
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
7. Ориентирование по местности.
8. Характеристика ЧС природного характера (геологические, метеорологические, гидрологические, природные, биологические, космические), общие закономерности.
9. Безопасность мотоциклетного туризма.
10. Болезни адаптации туриста
11. Особенности автономного выживания в пустыне
12. Особенности автономного выживания в джунглях
13. Особенности автономного выживания в море
14. Особенности автономного выживания в арктических и субарктических зонах
15. Особенности автономного выживания в лесисто-болотистой местности
16. Инфекционные и иммунные заболевания
17. Горный туризм и его безопасность
18. Пешеходный туризм и его безопасность
19. Велосипедный туризм и его безопасность
5.3. Фонд оценочных средств
Вид выполняемой учебной работы
(контролирующие мероприятия) Количество баллов (min) Количество баллов (max)
Посещение лекционных и практических занятий: 5 10
посещение одного лекционного занятия – 0,5 баллов
посещение одного практического занятия– 0 баллов
ВыполнениеСРС заданий:
Обзор литературы, нормативных актов 1 5
Проведение, организация исследования 5 10
Научная статья 10 20
Количество баллов для допуска к экзамену(min-max) 45 70
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Рубис Л. Г., Тарасеня Т. Ю.
Безопасность в спортивном туризме: Учебное пособие
Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019
Биржаков М.Б., Казаков Н.П.
Безопасность в туризме: Учебно-метод. пособ.
М.-СПб: Изд-во "Невский фонд", " Издат. дом Герда", 2007
Айзман Р.И., Иашвили М.В.
Экологическая безопасность: учебное пособие
Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М.
Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф.: учебник
Михайлов Л.А., Соломин В.П., Русак О.Н. и др.
Пожарная безопасность: учебник
Безопасный отдых и туризм: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений
Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере : учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Методика воспитания безопасности жизнедеятельности учащихся. 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль подготовки "Безопасность жизнедеятельности" : рекомендовано методсоветом ВУЗа
6.1.3. Методические разработки
Безопасность жизнедеятельности. : Практикум.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Портал информационной поддержки охраны труда и техники
Всероссийский научно-исследовательский институтпротивопожарной обороны Свободный доступ
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
официальный сайт МЧС России Свободный доступ
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Поиск книг в электронных библиотеках
электронная библиотека ЧГИФКИС
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютерный класс.
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Оборудование: Монитор LG(1 шт), монитор Acer (5 шт), монитор Samsung (2 шт), системный блок Velton (9 штук), системный блок STR (2 шт), доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс, программный комплекс Лонгитюд-ЭДК, методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», методика интегральной диагностики и коррекции стресса, цветовой тест Люшера, факторный личностный опростник Р.Кетелла), Программная система для обнаружения текстовых взаимствований в учебных и научных работах «Антиплагиат.ВУЗ» (ЗАО «Анти-Плагиат» №Д 325 от 15.05.2018); ESETNOD32 AntivirusEditionдля 50 пользователей (ОО «Диджитал Трейд» №Д ES2472372 от 01.11.17).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методы обучения, направленные на первичное овладение знаниями:
1. Информационно-развивающие методы:
- лекция-визуализация (с применением мультимедийных средства обучения);
- лекция-беседа;
- лекция с разбором конкретных ситуаций в сфере ФКиС;
- демонстрация (демонстрация наглядных пособий, табличных материалов);
- объяснение материала;
2. Проблемно-поисковые методы:
- организация коллективной деятельности в работе малыми группами;
- групповой разборпо практикумам;
Методы обучения, направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков:
1. Репродуктивный метод обучения:
- разбор изучаемого материала в форме дебатов;
- разбор изучаемого материала с помощью мозгового штурма;
2. Групповой метод активного обучения, включающий анализ конкретных ситуаций, имитационные ситуации:
- разбор имитационных ситуаций;
3. Индивидуальный метод активного обучения:
- работа с кейс-технологиями;
- конспектирование материалов.
Описание последовательности действий студента обучающегося по дисциплинеДля понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
1. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
3. В течение недели выбрать время (1-час) для работы с литературой в библиотеке.
4. При подготовке к практическим занятиям следующего дня необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме домашнего задания.
5. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
5.1. При подготовке к лекционным занятиям. Дополнительно к изучению конспектов лекций необходимо пользоваться учебниками и специальной справочной литературой. Кроме этого, очень важно пониматьпрактическое применение изучаемых тем дисциплины, для этого не обходимопроводить обсуждение изученного материала не только среди однокурсников но своим тренером.
5.2. При подготовке к практическим занятиям. Нужно изучить теоретическую часть: знать определения всех ключевых понятий и подходы к оцениванию тех или иных движений. При решении задач всегда необходимо уметь качественно интерпретировать итог решения.При подготовке к занятиям дома необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме задания.
При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи, а затем приступить к расчетам и сделать качественный вывод.