МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
рабочая программа дисциплины (модуля)
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
кпн, Доцент, Никитина Анастасия Егоровна _________________
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
своениеосновополагающих методологических приемов, знакомство снормативно―правовыми документами и изучение особенностей организациии проведения различных типов экскурсий. В курсе рассматриваютсяосновные опорные элементы комплексных характеристик экскурсионныхпрограмм, а также характеристика основных маршрутов на рынкевнутреннего и въездного туризма РФ.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
География рекреационных систем и туризма
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
Плохо знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
Частично знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
На высоком уровне знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
Плохо умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.
Частично умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.
На высоком уровне умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.
Плохо владеет: навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.
Частично владеет:навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.
На высоком уровне владеет:навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.
ОПК-15: Способен осуществлять материально техническое сопровождение рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий
Плохо знает: методы анализа материально-технической и финансовой стороны рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий.
Частично знает: методы анализа материально-технической и финансовой стороны рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий.
На высоком уровне знает: методы анализа материально-технической и финансовой стороны рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий.
Плохо умеет: выявлять способы сотрудничества ответственных групп при организации рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий для эффективного профессионального взаимодействия с участниками спортивно-массовых мероприятий.
Частично умеет: выявлять способы сотрудничества ответственных групп при организации рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий для эффективного профессионального взаимодействия с участниками спортивно-массовых мероприятий.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
На высоком уровне умеет: выявлять способы сотрудничества ответственных групп при организации рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий для эффективного профессионального взаимодействия с участниками спортивно-массовых мероприятий.
Плохо владеет: навыками составления основных документов, необходимых для материально- технического оснащения рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий в соответствии с правовыми и санитарно- гигиеническими нормами проведения данных мероприятий.
Частично владеет: навыками составления основных документов, необходимых для материально- технического оснащения рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий в соответствии с правовыми и санитарно- гигиеническими нормами проведения данных мероприятий.
На высоком уровне владеет: навыками составления основных документов, необходимых для материально- технического оснащения рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий в соответствии с правовыми и санитарно- гигиеническими нормами проведения данных мероприятий.
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
основные понятия экскурсоведения;
теорию экскурсионной работы;
сущность и содержание экскурсионной деятельности;
этапы подготовки экскурсии;
методику проведения экскурсии;
анализировать экскурсионные ресурсы в масштабах локальной и региональной
применять экскурсионную методику к составлению экскурсии;
оперировать техникой проведения экскурсии;
разрабатывать экскурсионные проекты;
устанавливать контакт с экскурсионной группой;
оценивать качество работы и уровень профессиональной подготовки
терминологией изучаемой дисциплины;
навыками разработки экскурсий;
навыками экскурсионной работы с туристами;
приемами экскурсионного рассказа и показа.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Основы экскурсионной деятельности. Экскурсоведение как наука
Научные определения экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. Признаки экскурсии. Сущность экскурсии. Место экскурсии в мировой культуре. Экскурсия в истории русской культуры. Экскурсия в современном обществе. Цели и задачи экскурсионной работы. Основные методические принципы, разработанные российской экскурсионной школой. /Лек/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Экскурсионная составляющая туров. Информационно-образовательный, развлекательный и эстетический аспекты экскурсии. /Пр/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Понятие экскурсоведения. Проблема досуга в современном обществе. Развлечение и просвещение. Экскурсия как составная часть туризма. Реализация информационного и эстетического потенциала экскурсии как формы досуга. Эстетическое воспитание на экскурсии. Роль и место экскурсии среди форм просветительной работы. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 2. История экскурсионного дела в России и за рубежом
1850-е годы семейные традиции путешествий и экскурсионных дневников, экскурсии в природу, краеведческая связь экскурсии с педагогикой и психологией;
1920-е годы экскурсия как важное средство идеологической, партийной пропаганды, средство отдыха и развлечения;
1950-е годы Экскурсия как средство воспитания национальной гордости неотъемлемая часть агитационно-пропагандистской работы;
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Рекреационная основа экскурсоведения. Экологические и природоведческие экскурсии.
Основы современной методологии экскурсионного дела.
История экскурсионного дела за рубежом. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
1980-90-е годы - Экскурсия как феномен прикладной культурологи, современные анимационные процессов экскурсионной деятельности.
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 3. Виды экскурсий. Классификации экскурсий
Критерии классификации экскурсий: по содержанию, по составу и количеству участников, по месту проведения, по форме проведения, по способу передвижения, по продолжительности. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Особенности обзорных и тематических экскурсий
Обзорная городская экскурсия. Тематические экскурсии (исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные).
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Культурно-исторические экскурсии. Географические и природоведческие экскурсии. Экскурсионное обслуживание зарубежных гостей. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Раздел 4. Экскурсионная методика. Основная методическая документация и экскурсионные материалы
Методическая документация экскурсионной организации. Методическая разработка экскурсии (методические указания). /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Контрольный текст экскурсии. Каталоги экскурсионных объектов. Список литературы по теме. Индивидуальная методическая документация. Индивидуальный текст экскурсии. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Конспекты и цитатники. «Портфель экскурсовода». Изобразительные материалы. Аудиоматериалы. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 5. Профессиональное мастерство экскурсовода
Составляющие экскурсоводческого мастерства. Умения и навыки экскурсовода. Речь экскурсовода. Внеречевые средства общения. Личностные качества экскурсовода. Знакомство с психодиагностическими методами профессиональной подготовки и проверки готовности к работе экскурсовода. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Требования к экскурсоводу. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации экскурсоводов. Групповое и индивидуальное повышение квалификации работников экскурсионного сервиса.
Основные черты личности. Задатки и способности. Характер и темперамент. Эмоции и формы их выражения. Самооценка и самоконтроль своей деятельности, достигнутых в работе результатов. Пути совершенствования профессионального мастерства.
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Педагогическое мастерство экскурсовода. Экскурсия как специфическая форма общения. Развитие коммуникативных способностей экскурсовода. Психологические аспекты работы экскурсовода.
Культура и техника речи экскурсовода. Техника речи: темп, ритм, дыхание, голос, дикция. Культура речи. Образность языка. Исторические и литературные образы в речи. Приемы оживления речи. Значение жестов и мимики.
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 6. Технология разработки экскурсии
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Этапы подготовки экскурсии: определение цели и задачи экскурсии; выбор темы; отбор и изучение экскурсионных объектов; отбор литературы; ознакомление с экспозициями и фондами музеев; /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
составление и утверждение маршрута экскурсии; объезд (обход) маршрута; подготовка текста экскурсии; комплектование "Портфеля экскурсовода"; /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
разработка технологической карты экскурсии; проведение пробной экскурсии и ее утверждение. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 7. Методика проведения экскурсии. Показ в экскурсии
Показ в экскурсии: задачи, условия, виды и ступени показа. Особенности показа. Средства показа экскурсионных объектов. Виды жестов: иллюстративные, подчеркивающие, реконструктивные, побудительные, наглядные, эмоциональные. Недопустимые жесты. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Прием предварительного осмотра. Экскурсионный анализ. Прием зрительной реконструкции. Прием локализации событий. Прием зрительного сравнения. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Показ наглядных пособий. Показ объектов по ходу движения. Показ мемориальной доски. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 8. Техника ведения экскурсии
Знакомство экскурсовода с группой. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов. Возвращение экскурсантов в автобус. Место экскурсовода. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Техника проведения рассказа и показа при движении автобуса. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы экскурсантов. Паузы в экскурсии. Техника использования портфеля экскурсовода.
Протяженность и продолжительность различных видов экскурсий.
Понятия темы, сюжета и композиция экскурсии. Композиционные элементы экскурсии. Зрительный ряд. Тема и подтемы. Тематические блоки и опорные объекты. Введение и заключительная часть. Логические переходы и их роль в изложении экскурсионного материала. Паузы. Вариации экскурсионной темы.
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Структура обзорной экскурсии. Структура политематической экскурсии. Структура комплексной экскурсии и путевой информации.
Экскурсия как методическое единство показа и рассказа. Сущность приемов показа и рассказа. Соотношение показа и рассказа в экскурсии.
/Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 9. Основы экскурсионно-выставочной деятельности
Роль и место музеев в социокультурной сфере. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности. Проблемы музейной педагогики. Специфика детского и подросткового восприятия музейных экспозиций. Психология восприятия экспонатов фонда. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Современные тенденции формирования экспозиций. Изменение роли музея в современном мире: отказ от традиций. Концепция Открытого музея.
Выставочная деятельность. Определения. Классификация выставок. Концепция выставочной деятельности в РФ. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Цели экспозиционной деятельности фирмы. Цели посетителей выставки. Эффективность выставки. Организация участия в выставке. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Раздел 10. Практическая подготовка экскурсионной темы
Основные этапы разработки и освоения экскурсионной темы. Определение темы и формулировка названия экскурсии. Определение целей и задач конкретной экскурсии. Обусловленность целеполагания в различных видах экскурсий. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Методика отбора экскурсионного материала. Формирование зрительного ряда экскурсионной темы. Наглядность в экскурсии. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
Описание экскурсионного объекта при подготовке экскурсии. Форматы описания объектов. Ведение каталогов и баз данных по экскурсионным объектам. Основные виды экскурсионных объектов. /Ср/
Л1.3 Л1.2 Л1.1Л2.3 Л2.2 Л2.1
Э1 Э2 Э3 Э4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для итогового контроля успеваемости
1. Определение экскурсии. Основные признаки экскурсии.
2. Роль экскурсии в туриндустрии.
3. Правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности.
4. Цели и задачи экскурсии.
5. Функции экскурсии.
6. Экскурсионный метод познания.
7. Виды и классификация экскурсий.
8. Особенности проведения обзорной экскурсии.
9. Исторические экскурсии.
10. Архитектурно-градостроительные экскурсии.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
11. Литературные экскурсии.
12. Искусствоведческие экскурсии.
13. Производственные экскурсии.
14. Природоведческие экскурсии.
15. Музейные экскурсии.
16. Музеи и их место в структуре экскурсионно-выставочной деятельности.
17. Технология подготовки экскурсии. Основные этапы.
18. Выбор объектов экскурсии и составление маршрута экскурсии.
19. Структура индивидуального и контрольного текстов.
20. Особенности комплектования «Портфеля экскурсовода».
21. Методическая разработка экскурсии (Технологическая карта).
22. Утверждение экскурсии. Анализ и оценка разработанной экскурсионной услуги.
23. Показ в экскурсии.
24. Методические приемы показа.
25. Рассказ в экскурсии.
26. Методические приемы рассказа.
27. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
28. Критерии дифференциации экскурсионных групп.
29. Особенности экскурсионного обслуживания молодежных и детских групп.
30. Специфика профессии экскурсовода. Мастерство экскурсовода.
Перечень вопросов к зачету
1.Экскурсоведение как наука. Понятие и сущность экскурсии.
2.Экскурсоведение как наука. Функции и признаки экскурсии.
3.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в учебных заведениях
Российской империи.
4.История развития экскурсионного дела. Экскурсионное дело в современной России
(90-е гг. XX в. – начало XXI в.).
5.Основные подходы к классификации экскурсий.
6.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Предварительный этап
подготовки экскурсии.
7.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Виды экскурсионных
объектов.
8.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Карточка объекта – назначение
и содержание.
9.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Маршрут экскурсии –
требования и составление.
10.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Портфель экскурсовода –
назначение, содержание и методы составления.
11.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Технологическая карта
экскурсии.
12.Экскурсоведение как наука и педагогический процесс. Контрольный и
индивидуальный тексты экскурсии.
13.Элементы психологии и логики в экскурсии. Познание в экскурсиях.
14.Элементы психологии и логики в экскурсии. Воображение в экскурсии.
15.Элементы психологии и логики в экскурсии. Специфика показа экскурсионных
объектов: основные методы и приемы.
16.Элементы психологии и логики в экскурсии. Рассказ на экскурсии и его основные
приемы.
17.Элементы психологии и логики в экскурсии. Особые методические приемы
проведения экскурсий.
18.Элементы психологии и логики в экскурсии. Экскурсоводческое мастерство.
19.Элементы психологии и логики в экскурсии. Умения и навыки экскурсовода.
20.Элементы психологии и логики в экскурсии. Речь экскурсовода.
21.Элементы психологии и логики в экскурсии. Внеречевые средства общения.
22.Элементы психологии и логики в экскурсии. Контакт экскурсовода с группой.
23.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения городских
обзорных экскурсий.
24.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на
исторические темы.
25.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий на
архитектурно-градостроительные темы.
26.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения литературных
экскурсий.
27.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения
природоведческих экскурсий.
28.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения
искусствоведческих экскурсий.
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
29.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения
производственных экскурсий.
30.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения музейных
экскурсий.
31.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения краеведческих
экскурсий.
32.Технология экскурсионной деятельности. Особенности и методика проведения
детских экскурсий.
33.Технология экскурсионной деятельности. Экскурсионное обслуживание одиночных
посетителей.
34.Технология экскурсионной деятельности. Методика экскурсионной работы.
35.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: выбор темы
экскурсии, отбор литературы.
36.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: отбор и
изучение экскурсионных объектов.
37.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: составление
и утверждение маршрута экскурсии, объезд (обход) маршрута.
38.Технология экскурсионной деятельности. Этап подготовки экскурсии:
комплектование «Портфеля экскурсовода».
39.Технология экскурсионной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: разработка
технологической карты, проведение пробной экскурсии.
40.Технология экскурсионной деятельности. Критерии дифференциации
экскурсионных групп.
41.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для
школьников.
42.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для
молодежи.
43.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для
сельских жителей.
44.Технология экскурсионной деятельности. Особенности проведения экскурсий для
отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях.
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика итоговых проектов
1. Деревянная архитектура города.
2. Многоконфессиональный город.
3. Вузы города.
4. Экскурсия по Томскому государственному университету.
5. Обзорная экскурсия по городу.
6. История возникновения города.
7. Театральная жизнь города.
8. Любимые места отдыха жителей и гостей города.
9. Предприятия города.
10. Парки и сады города.
11. Легенды и предания о городе.
12. Природные ресурсы края.
13. Научный потенциал города.
14. Обычаи и традиции.
15. Возможности экстремального и активного отдыха в области.
16. Развитие музейного дела.
17. История одной или нескольких улиц.
18. Места жизни и творчества известных людей.
19. Направления и стили в искусстве.
Вопросы для самопроверки:
1. Что может выступать в качестве экскурсионного объекта? Назовите принципы
классифицирования экскурсионных объектов.
2. Какие классификации экскурсий вы знаете?
3. В чем состоят особенности обзорной экскурсии?
4. Какие основные группы тематических экскурсий вы знаете?
5. Что такое экскурсионная программа? Какие услуги включаются в экскурсионные
программы?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать экскурсионные программы по маршрутам «Золотое кольцо
России» и «Большое Сочи».
Вопросы для самопроверки:
1. Раскройте сущность понятия «тема» в экскурсии.
2. Что называют композицией экскурсии?
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
3. Какова роль ведущей подтемы в экскурсии?
4. Какие требования предъявляются к названию экскурсии?
5. Чем отличаются обзорные экскурсии от тематических? Какие виды тематических
экскурсий вы знаете?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подобрать примеры исторических, производственных, природоведческих,
искусствоведческих, литературных, архитектурно-градостроительных
тематических экскурсий.
2. Разработать проект на тему «Устно-исторические опросы как экскурсионный
материал». Этапы: 1) Определение мотивации для разработки инициативного
интервьюирования, разработка концепции проекта; определение этапов работы и
распределение обязанностей. 2) Сбор необходимого материала, его систематизация
и отбор, оформление результатов работы.
5.3. Фонд оценочных средств
Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы: «2» - 60 баллов
и менее, «3» - 61-80 баллов, «4» - 81-90 баллов, «5» - 91-100 баллов.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Курило Л.В., Смирнова Е.В.
Основы экскурсионной деятельности: учебное пособие
М.: Советский спорт, 2012
Экскурсоведение: Учебное пособие для вузов
Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учебное пособие
М.: Высшее образование, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ
М.: Советский спорт, 2008
Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук
Тамбов, гос. ун-т им. Тамбов, 2009
Булыгина И.И., Гаранин Н.И.
Об анимационной деятельности в туристских и спортивно- оздоровительных учреждениях // Теория и практика физической культуры. : Научно- теоретический журнал.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Научно-популярный географический портал.
Информационный портал Русского географического общества.
ЭБС Университетская библиотека онлайн
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
ПО «Визуальная студия тестирования».
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
EBSCO - универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний
Поисковая система "Google"
Поисковая система "Яндекс"
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.
Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.
Учебная мебель: 45 посадочных мест.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно
ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы.
Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий.
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной
литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины
зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной
литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и
семинарские занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее
сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические
проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную
работу.
Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной
дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и
навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных
выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а
также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой
дисциплине.
Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он
начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и
характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются
сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением
намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным
вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется
выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове
преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим
студентам. В целя х контроля подготовленности студентов и привития им навыков
краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться
консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по
согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.
Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием
технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Задача самостоятельной работы студентов состоит в формировании четких
представлений о требованиях, предъявляемых к профессии. Виды самостоятельной
работы студентов: внеаудиторная работа с источниками информации, решение типовых
задач по алгоритму (оформление карточек объектов, методической разработки
экскурсии с учетом продолжительности маршрута и социально-демографических
особенностей группы и пр.), разработка экскурсии методом проекта.
Метод проекта при организации, подготовке и проведению экскурсии
предусматривает следующие этапы:
1.Определение мотивации для разработки проекта.
2. Разработка концепции проекта.
3. Определение этапов работы и распределение обязанностей.
4. Сбор необходимого материала, его систематизация и отбор.
5. Оформление результатов работы.
Оценка выполнения методической разработки экскурсии осуществляется в
процессе её презентации. Задания для выполнения проекта индивидуальны. Студент
выбирает тему будущей экскурсии из предложенных, либо формулирует ее
самостоятельно и согласует с преподавателем