2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Рекреалогия
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Рекреалогия
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
экзамены 4 зачеты 4
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
13
самостоятельная работа
147
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
147
147
147
147
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
Лукин Василий Васильевич _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Рекреалогия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- ознакомление студентов с междисциплинарной наукой о рекреационных системах, основанной на парадигме экологии человека, а так¬же с основными теоретическими концепциями и терминологическим аппа¬ратом науки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
География рекреационных систем и туризма
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Физическая реабилитация
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
Знать:
 
Уровень 1
Плохо знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
 
Уровень 2
Частично знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
 
Уровень 3
На высоком уровне знает: методы определения круга задач в рамках поставленной цели, а также связи между ними.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Плохо умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых 
 
Уровень 2
Частично умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.
 
Уровень 3
На высоком уровне умеет: предлагать способы решения поставленных задач и правильно прогнозировать результаты, оценивать предложенные способы с точки зрения соответствия цели проекта, планировать реализацию задач с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Плохо владеет: навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с

запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.

 
Уровень 2
Частично владеет: навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с

запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.

 
Уровень 3
На высоком уровне владеет: навыками выполнения (а также корректировки способов решения) задач в зоне своей ответственности в соответствии с

запланированными результатами и точками контроля, оценки возможности использования результатов проекта.

 
 
 
ОПК-12: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры, спорта и туризма и нормами профессиональной этики
 
Знать:
 
Уровень 1
Плохо знает: систему отечественного законодательства в сфере спорта и физической культуры, основные положения международных документов и договоров, Конституции РФ; нормативно-правовое обеспечение  в области физической культуры и спорта.
 
Уровень 2
Частично знает: систему отечественного законодательства в сфере спорта и физической культуры, основные положения международных документов и договоров, Конституции РФ; нормативно-правовое обеспечение  в области физической культуры и спорта.
 
Уровень 3
На высоком уровне знает: систему отечественного законодательства в сфере спорта и физической культуры, основные положения международных документов и договоров, Конституции РФ; нормативно-правовое обеспечение  в области физической культуры и спорта.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Плохо умеет: оценивать и анализировать законодательные инициативы; анализировать конкретные ситуации, возникающие в

повседневной практике образовательных и спортивных учреждений, с позиций правовых норм.

 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Уровень 2
Частично умеет: оценивать и анализировать законодательные инициативы; анализировать конкретные ситуации, возникающие в

повседневной практике образовательных и спортивных учреждений, с позиций правовых норм

 
Уровень 3
На высоком уровне умеет: оценивать и анализировать законодательные инициативы; анализировать конкретные ситуации, возникающие в

повседневной практике образовательных и спортивных учреждений, с позиций правовых норм.

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Плохо владеет: навыками использования в профессиональной практике положений российских и международных документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; осуществления физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с нормами профессиональной этики.
 
Уровень 2
Частично владеет: навыками использования в профессиональной практике положений российских и международных документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; осуществления физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с нормами профессиональной этики.
 
Уровень 3
На высоком уровне владеет: навыками использования в профессиональной практике положений российских и международных документов, нормативно-правовых актов, рекомендательных документов; осуществления физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с нормами профессиональной этики.
 
 
 
ОПК-14: Способен внедрять инновационные технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг
 
Знать:
 
Уровень 1
Плохо знает: инновационные направления и технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
Уровень 2
Частично знает: инновационные направления и технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
Уровень 3
На высоком уровне знает: инновационные направления и технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Плохо умеет: анализировать и предлагать способы внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг, а также определять необходимые для этого задачи.
 
Уровень 2
Частично умеет: анализировать и предлагать способы внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг, а также определять необходимые для этого задачи.
 
Уровень 3
На высоком уровне умеет: анализировать и предлагать способы внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг, а также определять необходимые для этого задачи.
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Плохо владеет: навыками внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
Уровень 2
Частично владеет: навыками внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
Уровень 3
На высоком уровне владеет: навыками внедрения инновационных направлений и технологий в сфере туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
– знать основные понятия рекреалогии, виды рекреационных потребностей человека и общества и условия их формирования;  – знать виды рекреационной деятельности и соответствующие им рекреационные ресурсы;  – знать структуру рекреационной системы и взаимодействие ее компонентов;  – знать систему государственного регулирования рекреации и туризма и охрану рекреационных ресурсов, основы менеджмента и маркетинга рекреационных и туристских услуг;  – знать особенности организации и функционирования рекреационных систем на различных территориях. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
– уметь описывать факторы развития туризма и рекреации различных территориальных рекреационных систем РФ;  – уметь строить модель функционирования рекреационной системы;  – уметь разрабатывать концепции развития туризма и рекреации с учетом территориальных особенностей. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
– владеть навыками моделирования рекреационной деятельности;  – владеть навыками оценки рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив развития туризма в различных регионах.
 
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Рекреалогия и рекреация:  основные понятия и определения.

 
1.1
Рекреация: обзор основных понятий и определений. Рекреация как объект исследования рекреалогии и рекреационной географии. Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии, экономике, правоведении и ряде других наук. Исследование рекреации как комплексное научное направление и задача.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
1.2
Рекреация как объект исследования рекреалогии и рекреационной географии. Изучение феномена рекреационной деятельности в социологии, психологии, экономике, правоведении и ряде других наук. Исследование рекреации как комплексное научное направление и задача.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
1.3
Рекреация:  основные понятия и определения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 2. Рекреация как социально-экономическое явление  

 
2.1
Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Пассивный и активный пространственные стандарты рекреации. Рекреация как социокультурный феномен (по Д.В. Николаенко).    /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
2.2
Анализ смысла рекреации. Рекреация как атрибут человеческой деятельности. Пассивный и активный пространственные стандарты рекреации. Рекреация как социокультурный феномен (по Д.В. Николаенко).  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
2.3
Рекреация как социально-экономическое явление. Анализ смысла рекреации.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 3. Отдых и рекреация: общее и особенное 

 
3.1
Классификация деятельности человека во время отдыха. Социальноэкономическая сущность и основные функции рекреации. Классификация общественных функций рекреации. Общие тенденции развития рекреации в мире и России.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
3.2
Классификация деятельности человека во время отдыха. Социальноэкономическая сущность и основные функции рекреации. Классификация общественных функций рекреации. Общие тенденции развития рекреации в мире и России.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.3
.Отдых и рекреация: общее и особенное. Классификация деятельности человека во время отдыха.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 4. Время свободное и рекреационное. Нерабочее время и его функции  

 
4.1
Категории рабочее, нерабочее и свободное время и их соотношение. Время рекреационное и социальное. Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени. Время отдыхающих и время организаторов отдыха. Свойства рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени. Структура социального времени. Суточный, недельный, месячный, квартальный, годовой и жизненный периоды. Индивидуальное и групповое время. Рекреационное пространство. Элементы деятельности по организации пространства. Многомерность рекреационного пространства и ее причины.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
4.2
Нерабочее время и его функции. Структурные особенности свободного времени. Значимость свободного времени. Структура рекреационного времени и типы рекреации ей соответствующие. Функции рекреационного времени. Пространственно-временная динамика поведения людей и рекреация. Временные ритмы перемещения людей в пространстве. Категории рабочее, нерабочее и свободное время и их соотношение. Время рекреационное и социальное. Соотношение рекреационного времени с другими категориями социального времени. Время отдыхающих и время организаторов отдыха. Свойства рекреационного времени. Иерархичность рекреационного времени. Структура социального времени. Суточный, недельный, месячный, квартальный, годовой и жизненный периоды. Индивидуальное и групповое время. Рекреационное пространство. Элементы деятельности по организации пространства. Многомерность рекреационного пространства и ее причины.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
4.3
. Время свободное и рекреационное,  их соотношение. Нерабочее время и его функции. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 5. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал 

 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
5.1
Рекреационная деятельность. Структурные особенности рекреационной деятельности. Функции свободного времени. Рекреационные занятия. Основные типы рекреационных занятий. Рекреационно-лечебные и рекреационнооздоровительные занятия. Рекреационно-спортивные и рекреационнопознавательные занятия. Циклы рекреационной деятельности: их функции и технология. Основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности. Эволюция пространственно-активной рекреационной деятельности. Типы рекреации, выделяемые на основании критерия повторяемости рекреационной деятельности. Классификация рекреационной деятельности. Основания классификации рекреационной деятельности. Типология рекреационной деятельности по общественным функциям и технологии. Виды рекреационной деятельности. Лечебно-курортная рекреация: ее

10 разновидности и особенности организации. Условия лечебно-курортной рекреации. Оздоровительная и спортивная рекреация. Пляжно-купальный отдых. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых. Маршрутный туризм. Познавательный краеведческий туризм. Водный туризм. Подводный спортивный туризм. Рыболовный и охотничий туризм. Горнолыжный туризм и альпинизм. Деление свободного времени. Типология рекреационной деятельности по: характеру организации, числу участников, признаку подвижности, характеру используемых видов транспорта, правовому статусу, продолжительности пребывания и т.д. Сезонность рекреационной деятельности. Климат и погода как основные факторы сезонности в туризме. Понятия «экскурсия» и «туризм» и их соотношение. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве. Условия и факторы развития рекреационной деятельности. Основы рекреационного проектирования. Принцип B.C. Преображенского. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. Функциональная ориентация рекреационной деятельности. Лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность. Целевые, дополнительные или сопутствующие 

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

31
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
элементарные рекреационные занятия. Основные характеристики элементарных рекреационных занятий. Рекреационный режим. Понятие об аттрактивности элементарных рекреационных занятий. Пространственно-временная организация рекреационной деятельности и элементарных рекреационных занятий. Интенсивность рекреационной деятельности. Комбинации циклов рекреационной деятельности. Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий. Иерархия циклов рекреационных занятий. Основные требования к циклам рекреационных занятий. Отношения между циклами рекреационных занятий. Конструирование циклов рекреационных занятий.  /Ср/
 
5.2
Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства. Типы рекреационных учреждений. Величина рекреационных комплексов и методы ее определения. Тенденции проектирования и строительства рекреационных объектов и систем. Проблема выбора места размещения для рекреационного объекта. Оценка территорий для рекреационного использования. Рекреационное качество территории: понятие, проблемы, методы анализа и оценки. Методика рекреационной оценки территорий. Метод факторного анализа. Аттрактивные и репеллентные свойства местности. Аттрактивность места и рекреационной деятельности. Эстетические, топологические и функциональные качества места. Пейзаж и его основные элементы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
5.3
.Рекреационное время и рекреационное пространство.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 6.  Рекреационные потребности как основа рекреационной деятельности 

 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.1
Рекреационные потребности человека и общества. Общественные, групповые и индивидуальные рекреационные потребности и их соотношение. Группы рекреационных потребностей и их целевая ориентация. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей. Факторы, влияющие на формирование рекреационных по

требностей. Рекреационные стандарты и предпочтения и их изменчивость. Экономическая оценка рекреационных потребностей. Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей. Социальные и социальнопсихологические исследования рекреационных потребностей.  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
6.2
Рекреационные потребности человека и общества. Общественные, групповые и индивидуальные рекреационные потребности и их соотношение. Группы рекреационных потребностей и их целевая ориентация. Пространственно-временная динамика рекреационных потребностей. Факторы, влияющие на формирование рекреационных потребностей. Рекреационные стандарты и предпочтения и их изменчивость. Экономическая оценка рекреационных потребностей. Медико-биологический аспект изучения рекреационных потребностей. Социальные и социальнопсихологические исследования рекреационных потребностей.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
6.3
Рекреационное время и рекреационное пространство.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 7. Проблемы оценки природно-ресурсного потенциала территории 

 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
7.1
Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала. Сложность определения рекреационных ресурсов. Влияние рекреационных ресурсов на развитие туризма. Особенности рекреационных ресурсов. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационная освоенность. Природные предпосылки рекреации. Рекреационное землепользование и его типы. Рекреационные и туристские ресурсы и их соотношение. Разновидности и особенности рекреационных и туристских ресурсов. Составление территориальных балансов отдыха и рекреационного кадастра. Кадастр туристских ресурсов. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения. Ресурсная составляющая рекреационной и туристической деятельности.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
7.2
Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 8. Рекреационная оценка природных ресурсов  

 
8.1
Основные положения рекреационной оценки природных ресурсов. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов. Типы оценки природных рекреационных ресурсов. Медико-биологический тип. Метод условных (эффективных) температур. Метод комплексной климатологии. Классификация и режимы погоды. Комфортное состояние и зона комфорта. Зависимость организма человека от климатопогодных факторов. Психологоэстетическая оценка. Понятие «пейзажное разнообразие». Внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность». Технологическая оценка рекреационных ресурсов.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
8.2
Проблемы оценки природно-ресурсного потенциала территории  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 9. Территориальные природные системы 

 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
9.1
Понятие о рекреационной системе. Территориальные рекреационные системы. Подсистемы рекреационных систем и характер взаимосвязей между ними. Свойства рекреационных систем. Оценка эффективности функционирования рекреационной системы. Типы структуры рекреационных систем. Иерархическая и территориальная структуры рекреационных систем. Композиционные и структурные элементы территориальных рекреационных систем.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
9.2
Рекреационная оценка природных ресурсов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
 
Раздел 10. Рекреационные объекты и системы 

 
10.1
Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования и строительства. Типы рекреационных учреждений. Величина рекреационных комплексов и методы ее определения. Тенденции проектирования и строительства рекреационных объектов и систем. Проблема выбора места размещения для рекреационного объекта. Оценка территорий для рекреационного использования. Рекреационное качество территории: понятие, проблемы, методы анализа и оценки. Методика рекреационной оценки территорий. Метод факторного анализа. Аттрактивные и репеллентные свойства местности. Аттрактивность места и рекреационной деятельности. Эстетические, топологические и функциональные качества места. Пейзаж и его основные элементы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
УК-2 ОПК-12 ОПК-14
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Контрольная работа №1. 1. Понятие и структура социального времени. 2. Дайте определение понятию «свободное время». 3. Выделите структурные особенности внерабочего и свободного времени. 4. Каково соотношение понятий «рекреационное время» и «свободное время»? 5. В чем заключается значимость категории «рекреационное время» для современ¬ных рекреационно-географических исследований? 6. Перечислите структурные компоненты рекреационного времени и типы рекреации им соответствующие. 7. Какие функции выполняют рекреационное и свободное время? 8. Раскройте содержание понятия «рекреационная деятельность». В чем заключает¬ся отличие туристской деятельности от экскурсионной? 9. Чем объясняется многообразие точек зрения на содержание понятия «рекреаци¬онный потенциал»? Какая из них является, на ваш взгляд, наиболее приемле¬мой и точной? 10. Выявите основные особенности организации рекреационного пространства. Контрольная работа №2 . 11. Каково соотношение понятий «рекреационное время» и «свободное время»? 12. Какие выделяются виды деятельности человека во время отдыха? 13. Выявите основные особенности организации рекреационного пространства. 14. Каково соотношение понятий рекреационные ресурсы и туристические ресурсы? 15. Что включают природные рекреационные ресурсы и в каких видах рекреационной и туристской деятельности они используются?
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
16. Чем объясняется обилие точек зрения на определение сущности рекреационных ресурсов? Какое влияние оказывают рекреационные ресурсы на развитие туризма и террито¬риальную организацию рекреационной отрасли? 17. Каковы особенности составления территориальных балансов отдыха и рекреаци-онного кадастра? 18. Каково соотношение понятий «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы»? 19. Назовите основные этапы оценивания природных условий и ресурсов. 20. В чем заключается сущность метода условных (эффективных) температур? 21. Какие существуют объективные методы оценки воздействия на организм климато-погодных условий? 22. Что понимается под пейзажным разнообразием и его составляющими? 23. Рекреационная система и подсистемы ее составляющие. 24. Назовите основные компоненты и свойства территориальных рекреационных систем. 25. Определение территориальных рекреационных систем (по Т.В. Николаенко и B.C. Преображенскому). 26. Изобразите схематически базисную модель рекреационной системы. 27. По каким критериям производится оценка эффективности функционирования рек реационной системы? 28. Как классифицируют рекреационные учреждения? 29. Выявите основные мировые и российские тенденции строительства рекреационных учреждений и их комплексов. 30. Как проводится оценка территорий для дальнейшего рекреационного использова ния? 31. Какие существуют методики рекреационной оценки территории? Кратко раскрой те содержание одной из таких методик. 32. Какие выделяют критерии оптимальности размещения объектов рекреационной инфраструктуры? 33. Аттрактивность как фундаментальная характеристика природных и культурных комплексов и ее роль при проектировании рекреационных объектов и систем. Вопросы к экзамену   1. Предмет и объект исследования рекреалогии.  2. Основные понятия рекреалогии.  3. История развития рекреалогии. Взаимосвязь рекреалогии с другими науками. 4. Понятие отдыхающие.  5. Рекреационные потребности отдыхающих.  6. Рекреационная культура. Рекреационное поведение.  7. Характеристики отдыхающих: избирательность, адаптация, самоорганизация.  8. Рекреационная деятельность.  9. Самоорганизация и самоценность рекреационной деятельности.  10. Факторы ограничения рекреационной деятельности.  11. Циклы рекреационных занятий.  12. Понятие рекреационных ресурсов.  13. Методы исследования рекреационных ресурсов.  14. Природные рекреационные ресурсы  15. Рекреационная оценка природных комплексов.  16. Дифференциальная оценка ландшафтов.  17. Характеристика биоклимата.  18. Характеристика гидроминеральных ресурсов.  19. Характеристика территорий регламентированного рекреационного использования.  20. Культурные комплексы (КК).  21. Оценка культурных комплексов.  22. Методы включения КК в рекреационную деятельность.   20 23. Технические подсистемы.  24. Понятие инфраструктуры туризма.  25. Рекреационная сеть – материальная база туризма.  26. Рекреационные учреждения кратковременного отдыха.  27. Рекреационные учреждения длительного отдыха.  28. Рекреационная освоенность территории.  29. Обслуживающий персонал рекреационных учреждений.  30. Требования к обслуживающему персоналу.  31. Система управления рекреацией и туризмом.  32. Маркетинг в сфере рекреационной деятельности.  33. Методы оценки качества услуг и эффективности рекреационной деятельности в различных рекреационных учреждениях.  34. Стратегии развития и организации рекреационной деятельности в различных туристских регионах.  35. Нормативно–правовое обеспечение рекреации и туризма.  36. Принципы составления рекреационного реестра.  37. Рекреационный кадастр.  38. Понятия «рекреационная система» и «территориальная рекреационная система».  39. Рекреационный каркас территории.  40. Принципы организации рекреационных территорий.  41. Рекреационное районирование.  42. Принципы рекреационного зонирования на урбанизированных территориях.  43. Конфликтные ситуации между рекреацией и другими отраслями хозяйства.  44. Конфликтные ситуации внутри рекреации (на рекреационных территориях).  45. Обзор основных концепций рекреалогии.  46. Концепция устойчивого развития рекреации и туризма.  47. Концепции развития природно-исторических территорий.  48. Медико-биологические и социально-экономические концепции развития территорий.  49. Рекреационное моделирование. Базисная модель. Функциональные модели.  50. Современные модели управленческих структур в рекреации и туризме. Примерные тесты по дисциплине: 11. Установите соответствие между регионом и наибо¬лее характерными чертами природы: Западно-Сибирская равнина 1) число памятников культурно- и природного наследия 2) климат континентальный 3) климат умеренноконтинентальный 4) расположены самые большие по площади болота нашей страны 5) в основании лежит древняя платформа 6) обилие поверхностных вод 7) основная природная зона - тайга 8) преобладают смешанные и широколиственные леса 12. Укажите, какие черты природы соответствуют тому или иному региону: a. Северный Кавказ        b. Урал 1) средневысотные  хребты  и  кряжи
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
2) молодые горы 3) расположена самая высокая вершина России 4) протяженность в меридио¬нальном направлении более 2000 км 5) отчетливо выражена высот¬ная поясность, большой на¬бор поясов 6) четко выражены природные комплексы межгорных до¬лин и высокогорий 7) южную часть гор академик А.Е. Ферсман называл «ми¬нералогическим раем» 8) лидирует по количеству экологически неблагопри¬ятных промышленных цен¬тров 9) район долгожителей России 13. Крупнейшие бальнеологические курорты Северного Кавказа: 1) Пятигорск 2) Анапа 3) Ессентуки 4) Железноводск 5) Сочи 6) Нальчик 14. Самая высокая вершина России: 1) Народная 2) Белуха 3) Эльбрус 4) Ключевская Сопка 5) плато Путорана 15. В чем состоит уникальность и ценность озера Бай¬кал? 1) содержит 1/3 часть запасов пресной воды Земли 2) расположен в сейсмоактивной зоне 3) большое количество эндемичных животных 4) чистота и вкусовые качества воды 5) самое глубокое озеро планеты 6) необычная конфигурация озера 16. Основные причины экологических бед Байкала: 1) небольшой речной сток 2) суровость климата 3) туризм 4) вырубка лесов 5) сброс в реки, впадающие в озеро, промышлен¬ных отходов 17. Острова   России,   относящиеся   к  Восточной   Сибири: 1) Новосибирские 2) Новая Земля 3) Северная Земля 4) Курильские 18. Типичные черты природы Дальнего Востока: 1) однообразие рельефа 2) контрастность климата и рельефа 3) муссонный климат 4) сейсмоактивность 5) крупные равнинные реки 19. В состав Восточной Сибири входят республики: 1) Хакасия;                                         2) Алтай; 3) Тыва;        4) Коми. 20. Какие   природные   уникумы   Дальнего   Востока    включены в список Всемирного природного на¬следия? 1) вулканы Камчатки 2) Уссурийская тайга 3) острова Амура 4) озеро Ханка 5) Курильские острова 6) остров Сахалин 21. Укажите, какие из природных ресурсов Дальнего Востока до сих пор недостаточно хорошо изучены и освоены: 1) минерально-сырьевые 2) водные 3) лесные 4) биологические, в том числе и морепродукты 5) рекреационные 6) агроклиматические 22. Острова России относящиеся к Восточной Сибири 1) Новосибирские 2) Новая Земля 3) Северная Земля
 
стр. 15
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
4) Курильские 23. Какие природные уникумы Дальнего Востока включены в список Всемирного природного на¬следия? 1) вулканы Камчатки 2) Уссурийская тайга 3) острова Амура 4) озеро Ханка 5) Курильские острова 6) остров Сахалин 24. Расположите   озера   России   в   порядке   убывания площади: 1) Ханка 2) Онежское 3) Ладожское 4) Байкал 5) Телецкое 6) Таймыр 25. Укажите крупнейшее в мире озеро по объему за¬ключенной в нем пресной воды: 1) Ладожское 2) Титикака 3) Онтариог 4) Байкал 5) Танганьика 6) Каспийское, море-озеро 26. Озера России - центры расселения древних славян 1) Неро 2) Эльтон 3) Плещеево 4) Чудское 5) Телецкое 6) Белое 27. Крупное высокогорное озеро России, обладающее значительными рекреационными ресурсами: 1) Валдайское 2) Баскунчак 3) Телецкое 4) Байкал 28. Наиболее заболоченные территории России: 1) Мещера 2) Карелия 3) Западная Сибирь 4) Ставрополье 29. Огромный заболоченный район - Васюганье  расположен в: 1) Поволжье 2) долине реки Печора 3) Западной Сибири 4) Приморском крае 30. Рекреационные ресурсы - это часть природных ресурсов, которые обеспечивают: 1) отдых 2) промышленное производство 3) сельскохозяйственное производство 4) расселение населения Примерный перечень вопросов к зачёту по всему курсу 1. Рекреа¬логия  как междисциплинарная наука о рекреационных системах. Основные задачи на современном этапе. 2. Дайте современную трактовку понятия рекреация. Рекреация и туризм: общее и особенное. 3. Каковы важнейшие особенности рекреации и отдыха? 4. Назовите основные фазы рек¬реации и кратко охарактеризуйте их. 5. Какие  функции выполняет рекреация? 6. Понятие  социального времени и понятие «свободного времени». 7. Структурные компоненты рекреационного времени и типы рекреации им соответствующие. 8. Раскройте содержание понятия рекреационная деятельность. В чем отличие туристкой деятельности от экскурсионной? 9. Понятие о рекреационных ресурсах как важнейшей составной части рекреацион¬ного потенциала. 10. Структурные элементы рекреационных ресурсов. Понятие и свойства рекреационных ресурсов (по Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебову). 11. Емкость рекреационных ресурсов и ее нормативы. 12. Туристские ресурсы — определение и значение. 13. Назовите основные этапы оценивания природных условий и ресурсов. 14. Методические приемы и способы основных типов оценивания природных рекреа¬ционных ресурсов.
 
стр. 16
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
15. Сущность медико-биологического типа оценивания природных условий и ресурсов. 16. Меры аттрактивности, экзотичности и уникальности объектов и явлений. 17. Рекреационная система и подсистемы ее составляющие. 18. Приведите примеры иерархической и территориальной структур рекреационных систем. 19. Назовите основные компоненты и свойства территориальных рекреационных систем. 20. Определение территориальных рекреационных систем (по Т.В. Николаенко и B.C. Преображенскому). 21. Как классифицируют рекреационные учреждения? 22. Оценка рекреационного качества территории (по А.С. Кускову). 23. Рекреация и туризм: общее и особенное. Определите сферы пересечения рекреа¬ции и туризма. 24. Каковы важнейшие особенности рекреации и отдыха? Являются ли понятия «рек¬реация» и «отдых» синонимами? 25. Раскройте содержание понятия «рекреационная деятельность». В чем заключает¬ся отличие туристской деятельности от экскурсионной? 26. Чем объясняется многообразие точек зрения на содержание понятия «рекреаци¬онный потенциал»? Какая из них является, на ваш взгляд, наиболее приемле¬мой и точной? 27. Выявите основные особенности организации рекреационного пространства. 28. Чем объясняется обилие точек зрения на определение сущности рекреационных ресурсов? Из предложенных определений данного понятия выберите, на ваш взгляд, наиболее точное. Поясните свой выбор. 29. Какие существуют объективные методы оценки воздействия на организм климато-погодных условий? 30. Определите сущность и значение рекреационных потребностей. 31. Каковы особенности оценки рекреационных потребностей? 32. Рекреационные занятия и особенности их типологии.
 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика рефератов по дисциплине 1. Рекреация как социокультурный феномен современности. 2. Методы оценки рекреационного качества территории и его применение в отечественной практике турбизнеса. 3. Эволюция понимания рекреационных ресурсов. 4. Экологические проблемы рекреационной деятельности и освоения территорий. 5. Факторы и условия пространственной организации рекреационной деятельности. 6. Пространственно-временые  исследования поведения рекреантов. 7. Территриально-рекреационные системы: понятие, структура, особенности развития. 8. Методы оценки рекреационного качества территории и его применение в отечественной практике турбизнеса. 9. Теория социокультурных систем и миров Д.В. Николаенко. 10. Туристко-рекреационный потенциал. 11. Рекреация и отдых. Основные концепции рекреации и отдыха. 12. Социальное время и его структура. Понятие свободного и рекреаци¬онного времени. Иерархичность рекреационного времени. 13. Рекреационное время и пространство. 14. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал. 15. Структурные особенности рекреационной деятельности. 16. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рек¬реационная освоенность. Природные рекреационные ресурсы. 17. Методология и методика рекреационной оценки природных ресурсов. 18. Культурно-исторические рекреационные ресурсы. Памятники истории и культуры и их разновидности. 19. Методика оценки историко-культурного потенциала.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы. Процедура оценивания производится в форме устного ответа на вопросы по дисциплине. Семестровый курс предлагается оценивать по шкале в 100 баллов. Для экзамена предлагается следующая шкала, обеспечивающая сопоставимость с международной системой оценок: Вид аттестации Допуск к аттестации Зачёт Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок) Удовл. Хорошо Отлично рейтинговая система 40 баллов 61 балл 61-72 баллов 73-86 баллов 87-100 баллов
 
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 17
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Никишкин В. А., Зайцев В. П., Крамской С. И., Манучарян С. В., Бондаренко Т. В., Мулик Е. В., Сосин И. К., Волков А. С., Бумарскова Н. Н., Никишкин В. А, Зайцев В. П.
Физическая рекреация в высших учебных заведениях: Учебно-методическое пособие
Москва: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015
 
Л1.2
Ворожбитова А. Л.
Двигательная рекреация для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Практикум
Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Лукьянова Н. А.
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Мировая культура и искусство» (направление 49.03.03 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» профиль «Спортивно-оздоровительный туризм»): Методические указания
Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
рекреалогия
 
Э2
рекреалогия
 
Э3
рекреалогия
 
Э4
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ЭО moodle
6.3.1.2
Windows 10
6.3.1.3
Adobe Reader
6.3.1.4
chrome
6.3.1.5
yandex
6.3.1.6
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Диссертации и авторефераты
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система
6.3.2.3
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.4
Поисковая система "Google"
6.3.2.5
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.

Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.

Учебная мебель: 45 посадочных мест.

Лаборатория №105. 
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дисциплина «Рекреалогия » предназначена для студентов высших учебных заведений, Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему. Индивидуальное занятие не является аудиторным.        Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с 
 
стр. 18
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
определенными разделами курса по рекомендован¬ным материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.        Изучение дисциплины на дневном и заочном отделениях осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов. Для проверки эффективности преподавания дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля: •     текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий и написание модулей с последующей оценкой проделанной работы •     рубежный контроль, состоящий из выполнения программы занятий и сдачи зачета.       В рекрелогии рассматривается деятельность человека, которая носит социологический характер.  Она определяется как пограничная наука, «располагающаяся» на стыке географии, экономики и культурологии. В отечественной практике принято выделять три основных подхода к определению проблемного поля ее исследований: •     средовой подход (изучаются физико-географические направления) •     деятельностный подход (изучаются характер и деятельность людей) •   субъективный подход (изучается восприятие людей и его особенности).      В числе первых за разработку рекреационных проблем в географии взялся коллектив отделов физической географии (заведующий отделом - B.C. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом А.А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 1960 годов ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает МГУ им. М.В. Ломоносова.     Изучение предмета целесообразно осуществлять на основе обязательной учебной литературы, которую можно найти при помощи сети Интернет. Все работы указанных  в списке литературы авторов можно прочитать на персональном сайте Д.В. Николаенко (www.nikolaenko.ru.) В частности, на данной интернет-странице «выставлены» избранные главы курса лекций по рекреационной географии. Особую ценность здесь представляет, по нашему мнению, солидный библиографический список, содержащий более 400 источников. На порталах «Рекреационные ресурсы Острова», «Русский архипелаг» и «Остров Крым» представлены оригинальные учебные пособия Т.В. и Д.В. Николаенко «Введение в рекреационную географию», «История и региональные особенности мирового туризма» и некоторые другие, а также ряд научных публикаций по проблемам рекреационной географии. Среди других порталов сети, затрагивающих проблематику рекреационной географии и туризма, следует отдельно отметить сайт Таврического националь¬ного университета (представлены электронные публикации по рекреационной географии в журнале Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География») и сайт www.itravel.ru. Некоторые учебные материалы можно найти на официальном (и неофициальном) сайте МГУ им. М.В. Ломоносова. Некоторые учебные и научные работы студентов представленного университета можно посмотреть на сайте Ю. Росича «Учебные материалы по экономической географии» (www.rosich.ru). В частности, на данном сайте представлены работы по природно-культурным комплексам, а также вопросам, касающимся понятий «бюджет времени», «свободное время», «рекреационные ресурсы» и др. Достаточно показателен и информати-вен пример неофициального сайта Омского государственного университета сервиса (www.ogis.ru), на котором представлены учебные и методические работы по вопросам рекреационной географии и туризма (в частности, работа доцента П.В. Большаника «Региональные туристические центры России»). Для практической деятельности  студента, когда практических занятий не предусмотрено, можно использовать задания для самостоятельной работы. Поэтому тематика заданий включает разработку моделей, схем, их анализ с применением географических карт. Работа с картой- важный этап подготовки студент Организация рекреационной деятельности носит комплексный характер, так как в любой рекреационной системе во взаимодействие вступают: группа отдыхающих, природные комплексы, техническая инфраструктура, сфера обслуживания, производственная сфера, трудовые ресурсы, системы расселения. Междисциплинарные исследования рекреаионных проблем в современных условиях превращения интеграции научных знаний из тенденции в закономерность ускорили процесс выявления специфического объекта научного познания и формирования на его основе предметной сущности новой дисциплины - рекреалогии.       Студент может использовать интернет-ресурсы и возможности компьютерных технологий: со следующими видами обучающих программ: демонстрационные программы, мультимедийные программы, электронные учебники, программы- тренажеры, моделирующие программы, контролирующие программы