2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_География рекреационных систем и туризма
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
География рекреационных систем и туризма
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 3
Виды контроля на курсах:
часов на контроль
4
самостоятельная работа
132
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
132
132
132
132
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Доцент, Никитина Анастасия Егоровна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
География рекреационных систем и туризма
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
 
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевч

рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины«Основы рекреационной географии и туризма» является формирование у географов целостной системы знаний о рекреации и туризме, территориальных особенностях развития туризма в России и в зарубежных странах.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История стран Востока
2.1.2
История Якутии
2.1.3
История
2.1.4
Иностранный язык
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Общая экология
2.2.3
Профессиональный иностранный язык (гид-переводчик туристических маршрутов)
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
на низком уровне знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
Уровень 2
частично знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
Уровень 3
на высоко уровне знает отмечать и анализировать особенности межкультурного взаимодействия (преимущества и возможные проблемные ситуации), обусловленные различием этических, религиозных и ценностных 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
на низком уровне умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
Уровень 2
частично умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
Уровень 3
на высоком уровне умеет предлагать способы преодоления коммуникативных барьеров при межкультурном взаимодействии
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
на низком уровне придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
Уровень 2
частично придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
Уровень 3
на высоком уровне придерживается принципов недискриминационного взаимодействия, основанного на толерантном восприятии культурных особенностей представителей различных этносов и конфессий, при личном и массовом общении для выполнения поставленной 
 
 
 
ОПК-3: Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью
 
Знать:
 
Уровень 1
на низком уровне планирует и проводит учебные и тренировочные занятия по обучению двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и   туристско-краеведческой деятельностью
 
Уровень 2
частично планирует и проводит учебные и тренировочные занятия по обучению двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и   туристско-краеведческой деятельностью
 
Уровень 3
на высоком уровне планирует и проводит учебные и тренировочные занятия по обучению двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и   туристско-краеведческой 
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
деятельностью
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
на низком уровне умеет проектировать, анализировать и презентовать собственную методическую и практическую деятельность при реализации базовых видов физкультурно-спортивной деятельности; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;

нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития и физической подготовленности обучающихся

 
Уровень 2
на частичном уровне умеет проектировать, анализировать и презентовать собственную методическую и практическую деятельность при реализации базовых видов физкультурно-спортивной деятельности; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;

нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития и физической подготовленности обучающихся

 
Уровень 3
на высоком уровне умеет проектировать, анализировать и презентовать собственную методическую и практическую деятельность при реализации базовых видов физкультурно-спортивной деятельности; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;

нормировать и регулировать нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; применять методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития и физической подготовленности обучающихся

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
на низком уровне владеет проведением комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся; проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура»; проведения внеурочных занятий (кружков физической культуры, групп ОФП, спортивных секций); организации.
 
Уровень 2
на частичном уровне владеет проведением комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся; проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура»; проведения внеурочных занятий (кружков физической культуры, групп ОФП, спортивных секций); организации.
 
Уровень 3
на высоком уровне владеет проведением комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся; проведения занятий по учебному предмету «Физическая культура»; проведения внеурочных занятий (кружков физической культуры, групп ОФП, спортивных секций); организации.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- понятийно-терминологический аппарат рекреационнойгеографии;
3.1.2
- методологию и методику рекреационно-географическихисследований;
3.1.3
 
3.1.4
- общие и региональные закономерности развития и размещения рекреационногохозяйства;
3.1.5
- - географию размещения курортов, курортных зон и курортных агломераций, специфики их функционирования на территорииРоссии;
3.1.6
- географию туристских центров и их ресурсный потенциал;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- самостоятельно осваивать дополнительную литературу по учебной дисциплине,
3.2.2
- применять методы рекреационно-географических исследований для оценки туристско-рекреационногопотенциала;
3.2.3
- устанавливать общие и региональные закономерности развития и размещения рекреационногохозяйства;
3.2.4
- выявлять предпосылки и основные этапы развития рекреационно- географическогопроцесса;
3.2.5
- выявлять проблемы и оценивать перспективы развития отрасли, обеспечивающей удовлетворение рекреационных потребностейнаселения.
3.2.6
- - выявлять и понимать суть природных, историко-культурных, социально-экономических и политических факторов, сдерживающих и стимулирующих рекреационную деятельностьлюдей;
3.2.7
- - уметь ориентироваться в физических, экономических географических картах и картографических материалах для организации рекреационной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- знаниями о закономерностях размещения рекреационных природных, лечебных, историко-культурных, инфраструктурных и других компонентов территориальных рекреационных системРоссии;
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.3.2
- навыками использования знаний рекреационной географии в формировании туристских пакетов, туристских маршрутов, планировании и организации мест рекреационной туристскойдеятельности;
3.3.3
- навыками зонирования и выделения территорий для организации отдыха и туризма на основе изучения рекреационныхресурсов.
3.3.4
 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Основы рекреационной географии

 
1.1
Рекреационная география как наука понятие о

рекреации. Рекреация и отдых

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-5 ОПК-3
3
0
 
1.2
Основные понятия и термины, характеризующие

рекреацию

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
1.3
Ресурсный потенциал рекреационной деятельности. Природные рекреационные

ресурсы и их оценка

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
1.4
Культурно- исторические рекреационные

ресурсы

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-5 ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 2. Территориально-рекреационные системы. Принципы организации рекреационной деятельность

 
2.1
Учение о

территориальных рекреационных системах.

Инфраструктурная составляющая рекреационной деятельности Рекреационная деятельность:особенности и принципы организации.

Основы рекреационного проектирования

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
2.2
Рекреационное и туристское природопользование /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

12
УК-5 ОПК-3
3
0
 
2.3
Особо охраняемые природные территории и экологический

туризм

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
 
Раздел 3. Туризм и туристическая деятельность

 
3.1
Туризм как вид рекреационной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-5 ОПК-3
3
0
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
3.2
Программный туризм: понятие, общие основы и

разновидности

Рекреационное и туристское районо образование и

районирование туристские центры: понятие, типология

и методика

оценивания

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
3.3
Международный туризм: факторы и условия развития, пространственная картина /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

2
УК-5 ОПК-3
3
0
 
3.4
География

туристского спроса

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4 Л1.5Л2.1 Л2.2 Л2.3

20
УК-5 ОПК-3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к зачету 1. Объект, предмет и методы курса. Основные задачи рекреационной географиина современномэтапе. 2. Место рекреационной географии в системе географическихнаук. 3. Картографический метод исследования в рекреационной географии. 4. Терминологический аспект рекреационной географии. Проблемы терминологии в рекреационной географии итуризме. 5. Рекреация как социокультурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации. 6. Отдых и рекреация: общее иособенное. 7. Время свободное и рекреационное: понятие, соотношение, структура ифункции. 8. Рекреационное время и пространство и их соотношение. Хозяйственный потенциал рекреации. Рекреационное освоение и рекреационнаяосвоенность. 9. Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция. Рекреационный потенциал. Оценка туристско-рекреационного потенциалатерриторий. 10. Рекреационные и туристскиересурсы. 11. Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха. 12. Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация и этапы оценивания. 13. Памятники истории и культуры и их разновидности. 14. Историко-культурный потенциал и методика егооценки. 15. Основные принципы рекреационного освоения природного и историческогонаследия. 16. Природное и культурное наследие в туризме. Объекты всемирного наследия в России и развитиетуризма. 17. Историко-культурный и природный потенциал в системе международного туризма. Понятие о культурномтуризме. 18. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия: современные представления и подходы к типологии. 19. Рекреационные и территориальные рекреационныесистемы. 20. Основные подсистемы территориальных рекреационных систем и взаимосвязи между ними. 21. Рекреационные объекты и системы: особенности проектирования истроительства. 22. Рекреационная и туристская сеть. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха и туристские учреждения. 23. Проблемы размещения рекреационной инфраструктуры. Современные особенности развития рекреационно-оздоровительнойсферы. 24. Рекреационное и туристское природопользование. Функциональная модель и основные типы туристскогоприродопользования. 25. Рекреационное природопользование и охрана природы. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика ихопределения. 26. Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия. 27. Влияние туризма на природную и культурнуюсреду. 28. Особо охраняемые природные территории: классификация и рекреационное использование. 29. Экологическийтуризм. 30. Национальные парки и ихвиды. 31. Экология и туризм: аспектывзаимодействия. 32. Рекреационные потребности как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности.
 
стр. 8
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
33. Структурные особенности и классификация рекреационнойдеятельности. 34. Понятие о рекреационном проектировании. Принцип В.С.Преображенского. 35. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности. Циклы рекреационных занятий и ихмоделирование. 36. Понятие отуризме. 37. Формы туризма. Классификация и видытуризма. 38. Основы программного туризма. 39. Разновидности программноготуризма. 40. Рекреационное районообразование и районирование. 41. Рекреационное районирование и районообразующие признаки. Определение рекреационного района и его характерныечерты. 42. Особенности рекреационной оценки территории как основа для проведения рекреационногорайонирования. 43. Основные понятия о туристском регионе. Региональныйтуризм. 44. Особенности и принципы районирования в международномтуризме. 45. Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкойспециализации. 46. Туристские центры: понятие, типология и методикаоценивания. 47. Международный туризм: глобальное социально-экономическое явлениесовременности. 48. Условия развития и проблемы сезонности в международномтуризме. 49. Развитие и география международноготуризма. 50. География туризма с целью отдыха иразвлечений. 51. География деловоготуризма. 52. География религиозноготуризма. 53. География лечебно-оздоровительноготуризма. 54. Международный туризм в Европе: современное состояние, проблемы иперспективы. 55. Восточно-Европейская туристско-рекреационная зона: общаяхарактеристика. 56. Северо-Европейская туристско-рекреационная зона: общаяхарактеристика. 57. Южно-Европейская туристско-рекреационная зона: общаяхарактеристика. 58. Западноевропейская туристско-рекреационная зона: общаяхарактеристика. 59. Международный туризмвЗарубежнойАзии: современноесостояние, проблемы и перспективы. 60. Туризм и отдых в странах Юго-ЗападнойАзии. Туристско-рекреационный потенциал регионов и стран ЮжнойАзии. 61. Туризм и отдых в странах Юго-ВосточнойАзии. 62. Международный туризм в Африке: современное состояние, проблемы иперспективы. 63. Туристско-рекреационный потенциал стран Африканского Средиземноморья (Тунис, Марокко, Алжир, Ливия, Египет). Туризм и отдых вЮАР. 64. Международныйтуризм вСеверной Америке:современноесостояние, проблемы и перспективы. Туризм и отдых в США иКанаде. 65. Международный туризм в Латинской Америке: современное состояние, проблемы и перспективы. 66. Туризм и отдых в странах Карибскогобассейна. Туристско-рекреационный потенциал государств Центральной Америки. 67. ЮжноАмериканская зона: общая характеристика. Туристско-рекреационный потенциал государств Южной Америки. 68. Международный туризм в Австралии и Океании: современное состояние, проблемы и перспективы. Туризм и отдых в Австралии и НовойЗеландии. 69. Международный туризм в РоссийскойФедерации. 70. Туристские районы Северного Кавказа. Кавказские МинеральныеВоды. 71. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зонаРоссии. 72. Туристские районы Центральной России. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма. Золотое кольцоРоссии. 73. Туристские районы Северо-запада и Европейского Севера России. Серебряное кольцо России. 74. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районыРоссии. 75. Туристские районы Сибири и ДальнегоВостока. 76. Кавказско-Черноморский рекреационныйрайон. 77. Туристско-рекреационный потенциал государствЗакавказья. 78. Туристско-рекреационный потенциал Украины. Крымский район. Южный берег Крыма – основной рекреационный районУкраины. 79. Туристско-рекреационный потенциал Беларуси и Молдовы: сравнительныйанализ. 80. Туристские и рекреационные ресурсы Казахстана и Среднеазиатскихгосударств. Контрольные измерительные материалы - номенклатура Контрольные измерительные материалы – рекреационно-географическая номенклатура З А Р У Б Е Ж Н А Я   Е В Р О П А Моря: Адриатическое, Азовское, Балтийское, Ионическое, Лигурийское, Мраморное, Северное, Средиземное, Тирренское, Черное, Эгейское.
 
стр. 9
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Заливы: Бискайский, Ботнический, Лионский, Рижский, Финский. Проливы: Босфор, Гибралтар, Дарданеллы, Каттегат, Керченский, Ла-Манш, Мессинский, Па-де-Кале, Скагеррак,Тунисский. Острова: Балеарские, Британские (Великобритания и Ирландия), Гренландия, Ионические, Исландия, Киклады, Корсика, Крит, Мальта, Сардиния, Сицилия, Северные и Южные Спорады, Эвбея. Полуострова: Апеннинский, Балканский, Истрия, Калабрия, Крымский, Пелопоннес, Скандинавский, Ютландия. Горы и равнины: Альпы, Апеннины, Балтийская гряда, Карпаты, Крымские, Пиренеи, Родопы, СевероШотландское нагорье, Скандинавские, Стара-Планина, Судеты, Татры. Горные вершины и вулканы: пик Ането, Бен-Невис, Ботев, влк. Везувий, Галлхёпигген, Герлаховски-Штит, Говерла, Гросглокнер, Корно, Монблан, Мусала, Олимп, Роман-Кош, Снежка, влк. Этна. Реки: Висла, Днепр, Днестр, Дунай, Луара, Майн, Неман, Одра, По, Рейн, Рона, Сена, Темза, Эльба. Озера: Балатон, Боденское, Венерн, Веттерн, Гарда, Женевское, Меларен, Озерный край (Финляндия). Государства: Австрия, Андорра, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Польша, Румыния, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. Важнейшие курорты: Австрия: Китцбюэль, Зеефельд, Отцталь, Циллерталь, Сан-Антон, Лех, Цель-ам-Зее, Бадгастайн, Баден, Карнише, Заальбах, Хинтерглемм, Инсбрук, Баден-бай-Вин, Гальтюр, Штубайталь, Сант-Йохан, Пицталь, Каринтия, Зальцкаммергут, Сант-Вольфганг, Хинтертукс. Андорра: Андорра-ла-Велья, Аринсаль, Аркалис, Эль-Татер, Пас-де-ла-Каса-Грау-Руж, Пал. Белоруссия: Нарочь, Бобруйск, Ждановичи, Рогачев. Бельгия: Спа, Брюгге, Рошфор, Бастонь, Динан и др. Болгария: Варна, Бургас, Золотые Пески, Солнечный Берег, Албена, Солнечный День, Хисаря, Кюстендил, Пампорово, Боровец, Витоша, Банско. Босния и Герцеговина: Илидже, район Сараево, Баня-Лука. Великобритания: Бат, Брайтон, Борнемут. Венгрия: Будапешт, Хевиз, Балатонфюред. Германия: Гармиш-Партенкирхен, Бертехсгаден, Висбаден, Кюлунгборн, БадЗальциг, Баден-Баден, БадГодсберг, БадХеннинген, Оберхоф, Обервизенталь. Греция: о-ва Киклады, о. Эвбея, п-ов Халкидики, о. Родос, Лутраки, арх. Додеканес, о. Корфу, Парнас, КамменаВурла, о. Санторин. Исландия: Тингведлир, Миватн-ог-Лахсау, Скафтафедль, Йекюльсаургльюрвюр. Испания: Сантандер, Пальма, Ибица, Малага, Канарские о-ва, Коста-Брава, Коста-Дорада, Коста-Бланка, Коста-дель-Соль, Коста-де-Валенсия, Коста-де-Асаар, о. Мальорка, Балеарские о-ва. Италия: о. Капри, о. Искья, о. Сицилия, о. Сардиния, Лигурийская Ривьера, Римини, МиланоМариттима, Пезаро, Алассио, Сан-Ремо, Террачина, Гаэта, Формия, Позитано, Амальфи, Сан Мартино диКастроцца, КортинадАмпеццо, Бормио, Мурано и многие другие. Латвия: Юрмала, Сигулда. Литва: Клайпеда, Паланга, Неринга, Друскининкай Мальта: Слима, Сент-Джулианс, заливы Сент-Джордж, Сент-Паул, Голубой Грот, о. Гозо, о. Комина, Ла-Валлетта идр. Польша: Закопане, Сопот, Крыница, Ивонич-Здруй, Щавница, Свиноуйсьце, Камень- Поморски, Колобжег. Португалия: Кошта дуСол, Алгарве, Вилароша, о-ва Мадейра, Азорские о-ва,Эшториал, Кашкаши, Калдам даРаинья. Румыния: Мамайя, Эфория, Синая, Предял, Пояна-Брашов, Констанца, Мангалия, Буштени, Бэйле-Феликс, Бэйле-Еркулане, Эфори-Норд. Словакия: Штрбске-Плесо, Ясна, БардежовскеКупеле, Тренчианске Теплице, Лучки, Коритница, Любохня, Пиештяны, Дудинце, Бардейов, Новый Смоковец, пещераБистра. Словения: Постойна, Бленд, Бохин, Бовец, Краинска Гора, Портороз, Рогашка, Слатина, Чатеж. Украина: Ялта,  Алупка, Алушта, Трускавец, Моршин, Миргород, Гурзуф, Ливадия, Планерское, Судак, Кореиз, Форос, Мисхор, Гаспра, Симеиз, Партенит,Судак. Финляндия: Химос, Вуокатти, Рука, Тахко, Юлляс, Леви, Саарисельга, Катинкулта и др. Франция: Ницца, Канны, Сен-Тропез, Антиб, Биарриц, Байонна, Шамони, Гренобль, Лазурный берег, Сен-мало, Сен-Жерве, Грас, Вильфранш-Сюр-Мер, Жуан-ле-Пэн, Гольф-Жуан, Сан-Рафаэль, Куршевель, Валь д'Изер, Межев, Мерибель, Виши и др. Хорватия: Пула, Ровинь, Опатия, Шибеник, Дубровник, Пореч, Риека, Трогир, Сплит, Умаг, Примоштен, Макарска Ривьера, острова: Крка, Хвар, Вис, Корчула, Шипан и др., Доленьске, Шмарьешке, ЧатежкеТоплице, Иванич-Град. Чехия: Карловы-Вары, Подебрады, Марианске-Лазне, Франтишков-Лазне, Крконоше, Шумава, Бескиды, Яхимов, Теплице. Швейцария: Санкт-Мориц, Кран-Монтана, Давос, Лезен, Саас-Фе, Вербье, Виллар, Церматт, Баден, Бад-Рагац, Ивердон. Эстония: Пярну, Хаапсалу, Нарва-Йыэсуу, Курессааре. Югославия: Будва, Светы Стефан, Герцег Нови, Ульцинь, Петровац-На-Море, Сутоморе, Ада, Милочер, Цетинье о. Мамула, Игало, Котор. Туристские центры: Австрия: Вена, Зальцбург, Инсбрук, Грац, Линц. Андорра: Андорра-ла-Велья. Белоруссия: Минск, Полоцк, Витебск, Могилев, Гродно, Мир, Брест, Гомель. Бельгия: Брюссель, Антверпен, Андерлехт, Гент, Брюгге. Болгария: София, Перник, Пловдив, Несебыр, Габрово, Велико-Тырново, Копривштица, Мелник, Созопол, Варна, Бургас.
 
стр. 10
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Босния и Герцеговина: Сараево, Мостар, Баня-Лука. Великобритания: Белфаст, Глазго, Эдинбург, Лондон, Кардифф, Оксфорд, Кембридж, Кентербери, Йорк, Честер, Бат, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер. Венгрия: Будапешт, Эстергом, Эгер, Секешфехервар, Сегед, Мишкольц, Вишеград. Германия: Берлин, Дрезден, Любек, Киль, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Кельн, Лейпциг, Майнц, Кобленц, Мюнхен, Гамбург, Потсдам, Бранденбург, Дюссельдорф. Греция: Афины, Салоники, Ираклион, Лутраки, Коринф, Дания: Копенгаген, Орхус, Оденсе, Ольборг, Хельсингере, о. Борнхольм. Испания: Мадрид, Барселона, Сантьяго-де-Компостела, Саламанка, Авила, Сеговия, Севилья, Валенсия, Сарагоса, Малага, Кордова, Толедо, Аликанте, Бильбао, Памплона, Леон, Гранада, Бургос. Италия: Рим, Милан, Генуя, Неаполь, Флоренция, Венеция, Пиза, Верона, Турин. Латвия: Рига, Юрмала, Сигулда. Литва: Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Паланга, Неринга, Тракай, Друскининкай. Македония: Скопье, Охрид, Битола, Прилеп, Куманово. Мальта: Валлетта, Мдина. Молдавия: Кишинев, Тирасполь, Бельцы, Бендеры. Нидерланды: Амстердам, Роттердам, Гаага, Утрехт, Делфт, Лейден, Харлем. Норвегия: Осло, Тронхейм, Тромсё, Берген. Польша: Варшава, Лодзь, Краков, Познань, Люблин, Вроцлав, Гданьск, Мальборк, Белосток, Торунь, Гнезно, Величка. Португалия: Лиссабон, Коимбра, Сетубал, Эвора, Порту, Брага, Авейру, Эшториал. Румыния: Бухарест, Брашов, Яссы, Орадя, Клуж-Напока, Тимишоара, Тыргу-Муреш. Словакия: Братислава, Трнава, Нитра, Банска-Стявница, Словения: Любляна, Марибор, Целе. Украина: Киев, Харьков, Одесса, Львов, Симферополь, Севастополь, Евпатория, Полтава, Керчь, Ялта, Феодосия, Алупка, Алушта. Финляндия: Хельсинки, Турку, Тампере, Рованиеми, Ювяскюля, арх. Суоменлинна, Ловиса, Порвоо. Франция: Париж, Ницца, Канн, Лион, Версаль, Антиб, Биарриц, Марсель, Авиньон, Шартр, Клермон-Ферран, Лилль. Хорватия: Пула, Хвар, Ровинь, Шибеник, Дубровник, Пореч, загреб, Риека, Трогир, Сплит. Чехия: Прага, Брно, Острава, Чески-Крумлов, Ческе-Будеевице, Кутна-Гора, Оломоуц, Кромержиж, Табор, Тэльч, Конопиште. Швейцария: Женева, Цюрих, Базель, Лозанна, Люцерн, Берн, Монтре, Лугано, Локарно, Аскона. Швеция: Стокгольм, Гетеборг, Мальме, Уппсала, Лунд, Вастерас, Йенчепинг, Линчепинг, Норчепинг, Кальмар, о. Готланд. Эстония: Таллин, Тарту, Выру, Нарва, Пярну, Хаапсалу, Курессааре. Югославия: Белград, Подгорица, Котор. З А Р У Б Е Ж Н А Я А З И Я Моря: Андаманское, Аравийское, Арафурское, Восточно-Китайское, Желтое, Каспийское, Красное, Мертвое, Мраморное, Средиземное, Сулавеси, Тиморское, Черное, Южно- Китайское, Яванское, Японское. Заливы: Аденский, Бенгальский, Оманский, Персидский, Сиамский. Проливы: Баб-эль-Мандебский, Босфор, Дарданеллы, Зондский, Каримата, Корейский, Лаперуза, Макасарский, Тайваньский. Острова: Зондские (Калимантан, Новая Гвинея, Сулавеси, Суматра, Ява), Мальдивские, Молуккские, Тайвань, Филиппинские (Лусон, Минданао), Цейлон (Шри-Ланка), Японские (Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, Хонсю). Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Корейский, Малакка, Малая Азия, Синайский. Горы и равнины: Алтай, Большой и Малый Кавказ, Большой и Малый Хинган, Восточно-Китайская равнина, Восточные и Западные Гаты, Гималаи, Гиндукуш, Индо- Гангская низменность, Казахский мелкосопочник, Каракорум, Колхида, Куньлунь, Куро- Араксинская низменность, Малоазиатское нагорье, Месопотамская низменность, Памир, Плато Устюрт, Тибетское нагорье, Туранская низменность, Турфанская впадина, Тянь- Шань, Ферганская долина, Эльбрус. Горные вершины и вулканы: Большой Арарат, влк. Демавенд, Джая, Джомолунгма, Казбек, пик Коммунизма, пик Ленина, пик Победы, Улугмузтаг, влк. Фудзияма, Чогори, Эльбрус. Пустыни: Алашань, Гоби, Каракумы, Кызылкум, Руб-эль-Хали, Сирийская, Такла-Макан, Тар. Реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Ганг, Евфрат, Инд, Меконг, Салуин, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ,Янцзы. Озера: Аральское море, Балхаш, Ван, Иссык-Куль, Кукунор, Лобнор, Сарезское, Севан, Тенгиз, Туз, Убсу-Нур. Государства: Азербайджан, Армения, Бруней, Бутан, Вьетнам, Грузия, Израиль и Палестина, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Йемен, Казахстан, Кипр, Киргизия, Китай, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Мьянма, Непал, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Северная и Южная Корея, Сингапур, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Туркмения, Турция, Узбекистан, Филиппины, Шри-Ланка,Япония. Важнейшие курорты: район Апшеронского полуострова (Азербайджан), район оз. Севан, Арзни, Джермук (Армения), Пицунда, Гудаута, Сухуми, Гагра, Батуми, Бахмаро, Боржоми, Цхалтубо, Кобулети (Грузия), район Мертвого моря, Эйлат, Эйн-Бокек, Эйн- Букек, Эйн-Геди, Нове-Зохар (Израиль), о. Бали (Индонезия), о. Боровое, Медео, Сарыагач, Алма-Арасан (Казахстан), Лимасол, Ларнака, Пафос, Фамагуста, Протараса (Кипр), район о. Иссык-Куль, Чолпон-Ата (Киргизия), Дубай, Хата, Мереджа (ОАЭ), Паттайя, о. Пхукет (Таиланд), Анталья, Кемер, Белек, Аланья, Измир, Мармарис, Бодрум, Фетхие, Памуккале, Кушадасы (Турция). Туристские центры: Азербайджан: Баку, Гянджа, Нахичевань.
 
стр. 11
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Армения: Ереван, Кумайри. Грузия: Тбилиси, Гори, Сухуми, Новый Афон, Кутаиси, Батуми, Мцхета. Израиль и Палестина: Тель-Авив, Иерусалим, Яффа, Наблус, Иерихон, Хайфа, Назарет, Вифлеем. Индия: Дели, Бомбей, Калькутта, Агра, Мадрас. Казахстан: Алма-Ата, Караганда, Астана, Туркестан. Кипр: Никосия, Лимасол, Ларнака, Пафос, Фамагуста, Протараса, Троодос. Киргизия: Бишкек, Джалал-Абад, Ош. Китай: Пекин, Сиань, Харбин, Гуанчжоу, Шанхай, о. Хайнань, о. Тайвань. Малайзия: Куала-Лумпур, о. Пинанг. Пакистан: Карачи, Лахор, Мохенджодаро, Равалпинди. Саудовская Аравия: Джидда, Мекка, Медина, Эр-Рияд. Сирия: Дамаск, Халеб, Латакия, Пальмира. Таджикистан: Душанбе, Пенджикент, Ходжент, Ура-Тюбе, Исфара, Канибадам. Таиланд: Бангкок, Паттайя, о. Пхукет. Турция: Стамбул, Анкара, Анталья, Кемер, Белек, Аланья, Измир, Мармарис, Бодрум, Фетхие, Памуккале, Кушадасы. Узбекистан: Ташкент, Фергана, Коканд, Хива, Ургенч, Самарканд, Бухара, Маргилан, Шахрисабз, Термез. Шри-Ланка: Коломбо, Канди, Ратнапура, Анурадхапура. Южная Корея: Сеул, Кенджу, о. Канхвадо. Япония: Токио, Киото, Нара, Камакура, Саппоро, Осака, Нагоя, Хиросима, Нагасаки. АФРИКА Моря: Красное, Средиземное. Заливы: Аденский, Гвинейский, Сидра. Проливы: Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Мозамбикский, Суэцкий канал.  Острова: Азорские, Занзибар, Зеленого Мыса, Канарские, Коморские, Маврикий, Мадагаскар, Мадейра, Маскаренские, Реюньон, Сейшельские. Полуострова: Синайский, Сомали. Горы и равнины: Атлас, Бассейн Конго, Восточно-Африканское нагорье, впадина Боделе, впадина Каттара, Драконовы горы, Капские горы, Мозамбикская низменность, Нагорье Ахаггар, Нагорье Тибести, Эфиопскоенагорье. Горные вершины и вулканы: влк. Камерун, влк. Карисимби, влк. Килиманджаро, влк. Меру, Кения, пик Маргерита, Рас-Дашен, Тубкаль, Эми-Куси. Пустыни: Большой Восточный Эрг, Большой Западный Эрг, Калахари, Ливийская, Намиб, Нубийская,Сахара. Реки: Замбези, Конго, Нигер, Нил, Оранжевая, Сенегал. Озера: Виктория, вдхр. Кариба, Мверу, Мобуту-Сесе-Секо, Ньяса, Тана, Танганьика, Чад. Водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли. Государства: Алжир, Гвинея, Египет, Заир (Конго), Замбия, Зимбабве, Камерун, Коморские острова, Конго, Кения, Ливия, Мадагаскар, Марокко, Нигерия, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Танзания, Тунис, Уганда, Эфиопия, ЮАР. Важнейшие курорты: Хургада, Сафага, Шарм-эль-Шейх (Египет), Бизерта, Хаммамет, Набель, Монастир (Тунис), Туристские центры: Каир, Эль-Гиза, Александрия, Луксор, Асуан (Египет, Найроби, Момбаса (Кения), Дар-эс-Салам, о. Занзибар, нац. парк Серенгети (Танзания), Тунис, Дугга, Сус, Кайруан, Сфакс (Тунис), Претория, Йоханнесбург, Сан-Сити, Лост-Сити, Кейптаун, Дурбан, Кимберли (ЮАР). С Е В Е Р Н А Я А М Е Р И К А Моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Лабрадор, Саргассово, Чукотское. Заливы: Аляска, Бристольский, Гудзонов, Калифорнийский, Кампече, Мексиканский, Мэн, Нью-Йорк, Панамский, Св. Лаврентия. Проливы: Берингов, Девисов, Кабота, Панамский канал, Флоридский. Острова: Алеутские, арх. Парри, Багамские, Баффинова Земля, Бермудские, Большие и Малые Антильские, Ванкувер, Виктория, Гаити, Гренландия, Куба, Ньюфаундленд, Пуэрто-Рико, Элсмир, Ямайка. Полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Новая Шотландия, Флорида, Юкатан. Горы и равнины: Аппалачи, Береговой хребет, Большой Бассейн, Великие Равнины, Долина Смерти, Калифорнийская долина, Кордильеры, Скалистые горы, Восточная и Западная Сьерра-Мадре,Сьерра-Невада. Горные вершины и вулканы: Пустыни: Мохаве, Сонора. Реки: Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи с Миссури, Рио-Гранде (Рио-Браво- Дель-Норте), Саскачеван, Св. Лаврентия, Юкон, Ниагарский вдп. Озера: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Соленое, Великие (Верхнее, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри), Виннипег, Никарагуа. Государства: Багамские острова, Барбадос, Гондурас, Доминиканская республика, Канада, Куба, Мексика,Панама. Туристские центры: Нассау, Фрипорт (Багамские острова), Бриджтаун (Барбадос), Оттава, Монреаль, Квебек, Торонто, Ванкувер, Виктория, Калгари (Канада), Гавана, Варадеро, Ольгин, Сантьяго-де-Куба (Куба), Гватемала, Антигуа Гватемала, Тикаль (Гватемала), Тегусигальпа, Комаягуа, Копан (Гондурас), Порт-о-Пренс (Гаити), Кингстон, Монтего-Бей (Ямайка), Мехико, Канкун, Акапулько, Мансанильо (Мексика), Манагуа, Леон (Никарагуа), Панама, Нью-Йорк, Вашингтон, Майами, Лос-Анджелес, Чикаго, Лас- Вегас, Орландо, Бостон, Денвер, Филадельфия, Атлантик-Сити, Даллас, Сан-Франциско, Буффало (США). Ю Ж Н А Я А М Е Р И К А Моря: Карибское. Заливы: Венесуэльский, Ла-Плата, Панамский. Проливы: Дрейка, Панамский канал. Острова: Галапагос, Огненная Земля, Фолклендские. Горы и равнины: Амазонская низменность, Анды, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Гран-Чако, Каатинга, 
 
стр. 12
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Ла-Платская низменность, Пампа, Патагония, Сельвас. Горные вершины и вулканы: Пустыни: Атакама. Реки: Амазонка с притоками Мадейра, Мараньон, Риу-Негру, Тапажос, Токантинс, Укаяли, Шингу; Магдалена, Ориноко, Парагвай, Парана, Сан-Франциску. Озера: Лагоа-Мирин, Маракайбо, Поопо, Титикака. Водопады: Анхель, Гуарибас, Игуасу, Паулу-Афонсу, Рорайма. Государства: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Туристские центры: Буэнос-Айрес, Кордова, Мар-дель-Плата (Аргентина), Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу (Бразилия), Сантьяго, Вальпараисо, Антофагаста (Чили), Богота, Барранкилья, Медельин, Манисалес, Кали (Колумбия), Кито, Гуаякиль (Эквадор), Лима, Куско, Чиклайо, Кальяо, Арекипа (Перу), Асунсьон (Парагвай), Монтевидео (Уругвай), Каракас, Сьюдад-Боливар, Баркисимето, Порламар (Венесуэла), Ла-Пас (Боливия). А В С Т Р А ЛИ Я И О К Е А Н И Я Моря: Арафурское, Коралловое, Новогвинейское, Соломоново, Тасманово, Тиморское, Фиджи. Заливы: Большой Австралийский, Жозеф-Бонапарт, Карпентария, Папуа. Проливы: Бассов, Кука, Торресов. Острова: Микронезия (Гилберта, Каролинские, Марианские, Маршалловы), Меланезия (арх. Бисмарка, Новая Каледония, Новые Гебриды, Соломоновы, Фиджи), Полинезия (Гавайские, Кука, Лайн, Общества, Самоа, Туамоту), Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания. Полуострова: Арнемленд, Кейп-Йорк. Горы и равнины: Большой Артезианский бассейн, Большой Водораздельный хр., равнина Налларбор, плато Баркли, плато Кимберли, хр.Макдонелл. Горные вершины и вулканы: Косцюшко, Кука, влк. Мауна-Лоа. Пустыни: Большая пустыня Виктория, Большая Песчаная пустыня, Гибсона, Симпсона. Реки: Муррей с притоком Дарлинг, Флай. Озера: Эйр, Торренс, Гэрднер. Государства: Австралия, Кирибати, Маршалловы острова, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, Тонга, Фиджи. Туристские центры: Аделаида, Брисбен, Веллингтон, Канберра, Крайстчерч, Мельбурн, Нукуалофа, Нумеа, Окленд, Перт, Порт-Вила, Порт-Морсби, Сидней, Сува, Хониара. Р О С С И Й С КАЯ Ф Е Д Е Р А Ц ИЯ Моря, омывающие территорию страны: Баренцево, Белое, Печорское, Карское, Лаптевых, ВосточноСибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское. Заливы: Таганрогский, Мезенская губа, Печорская губа, Куршский, Калининградский, Финский, Чешская губа, Байдарацкая губа, Онежская губа, Двинская губа, Кандалакшский, Обская губа, Тазовская губа, Енисейский, Оленекский, Янский, Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа, Олюторский, Карагинский, Сахалинский, Кроноцкий, Камчатский, Петра Великого. Проливы: Карские Ворота, Поморский, Югорский Шар, Маточкин Шар, Дм. Лаптева, Санникова, Лонга, Берингов, Первый Курильский, Кунаширский, Лаперуза, Татарский, Керченский. Крупнейшие острова (более 1000 кв. км): о-ва Новая Земля, о. Сахалин, Новосибирские о-ва, арх. Северная Земля, арх. Земля Франца-Иосифа, Курильские о-ва, о. Врангеля, о. Колгуев, о. Вайгач, Шантарские о-ва, о. Карагинский, о. Айон, о. Белый, Командорские о- ва. Крупнейшие полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Чукотский, Кольский, Канин, Гыданский, Куршская коса. Крупнейшие горные системы: Уральские горы, Алтай, Западный и Восточный Саян, Верхоянский хр., Становое нагорье, Алданское нагорье, Становой хр., хр. Черского, хр. Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье, Срединный хр., горы Бырранга, хр. Большой Кавказ, .Яблоновый хр., Плато Путорана, Колымское нагорье, Хибины. Высочайшие горные вершины: Эльбрус, Дыхтау, Казбек, Белуха, Ирбисту, Мунку- Сардык, Победа, Кызыл-Тайга, Мус-Хая, Ледяная, Пик Абориген, Верхний Зуб, ТардокиЯни, Народная, Топко, Голец Трехголовый, Камень, Ямантау, Тельпосис, Лопатина, Конжаковский Камень. Вулканы: Ключевская Сопка, Толбачинский, Ичинская Сопка, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Алаид, Тятя, Чикурачки. Возвышенности: Приволжская, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Смоленско-Московская, Донская гряда, Среднерусская, Общий Сырт, Ставропольская, Ергени, Сибирские Увалы, Салаирский кряж, Равнины: ЗападноСибирская, Васюганская, Ишимская, Кулундинская, Приамурская, Анадырская, Кубанская, Восточно-Европейская, Центрально-Якутская, Большеземельская тундра. Низменности: Прикаспийская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Барабинская, Колымская. Крупнейшие реки (более 1000 км): Обь (с Иртышом), Амур (с Аргунью), Лена, Иртыш, Енисей (с Большим Енисеем), Волга, Урал, Оленек, Днепр, Колыма, Дон, Печора, Индигирка, Хатанга (с Котуем), Таз, Северная Двина (с Сухоной), Анадырь, Селенга. Крупнейшие озера (более 100 кв. км): Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское с Псковским, Белое, Топозеро, Ильмень, Имандра, Хантайское, Сегозеро, Кулундинское, Телецкое. Крупнейшие водохранилища: Рыбинское, Волгоградское, Камское, Братское, Усть- Илимское, Саратовское, Куйбышевское, Чебоксарское, Цимлянское, Горьковское, Воткинское, Зейское, Новосибирское, Нижнекамское, Красноярское, Саяно-Шушенское, Хантайское, Вилюйское. Важнейшие курорты: Сочи и его район, Анапа, Геленджик, Туапсе, Красная Поляна, Нальчик, Архыз, Теберда, Домбай, 
 
стр. 13
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
Цей, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Горячий Ключ, Карачи, Кашин, Красноусольск, Липецк, Марциальные Воды, Паратунка, Сергиевские Минеральные Воды, Солигалич, Сольвычегодск, Старая Русса, Усолье, Усть-Кут, Учум, Хилово, Шира, Аршан, Дарасун, Дорохово, Кисегач, Ямаровка, Шмаковка, Ейск, Серноводск, Белокуриха, Увильды, Горячинск, Кульдур, Шиванда, Ангара, Ленинградская курортная зона, Варзи-Ятчи, Вешенский, Аксаково, Лебяжье, Маныч, Шафраново, Юматово, Троицкий климатокумысолечебный район, Калининградская курортная зона, Садгород, Тинаки,Эльтон. Туристские центры: Центральный район: Москва, Сергиев Посад, Рязань, Владимир, Тула, Калуга, Смоленск, Брянск, Западный район: Калининград, Псков, Новгород, Старая Русса, Валдай, Изборск, Печоры, Пушкинские Горы, Светлогорск. Верхневолжский район: Тверь, Ярославль, Иваново, Кострома, Нижний Новгород, Киров, Большое Болдино, Дивеево, Углич, Осташков, Кашин, Рыбинск, Тутаев, Торжок, Торопец, Ростов, Вышний Волочек. Уральский район: Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа, Невьянск, Нижний Тагил. Карельско-Кольский район: Петрозаводск, Мурманск. Район «Русский Север»: Санкт-Петербург и пригороды (Павловск, Петергоф, Гатчина, Царское Село, Ораниенбаум и др.), Выборг, Каргополь, Тотьма, Сольвычегодск, Великий Устюг, Архангельск, Малые Корелы, Соловецкие острова. Валаам, Кижи, Вологда. Кавказско-Черноморский район: Красная Поляна, Новороссийск, Анапа, Сочи и его поселки (Адлер, Аше, Лоо, Лазаревское, Макопсе, Шепси, Вардане, Мацеста, Кудепста, Хоста, Дагомыс, Головинка и др.), Геленджик, Туапсе, СевероКавказский район: Ессентуки, Нальчик, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Минеральные Воды, Ставрополь, Владикавказ, Майкоп. Горно-Кавказский район: Джамбалайская поляна, Архыз, Теберда, Эльбрус, Домбай, Цей, Чегем, Чегет и др. Азовский район: Ростов-на-Дону, Таганрог, Ейск. Каспийский район: Махачкала, Талги, Дербент, Каякент. Поволжский район: Пенза, Сызрань, Самара, Саратов, Волгоград, Вольск, Ульяновск, Казань, Астрахань, Оренбург. Южно-Российский район: Орел, Курск, Ейск, Липецк, Белгород, Воронеж, Тамбов. Обско-Алтайский район: Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Бийск, Курган, Белокуриха. Енисейский район: Красноярск, Канск, Ачинск, Абакан. Прибайкальский район: Иркутск, Чита, Усть-Кут, Усолье-Сибирское, Улан-Удэ, Братск. Дальневосточный район: Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Находка, Южно- Сахалинск, Район «Азиатский Север России»: Якутск, Магадан, Анадырь, Петропавловск- Камчатский.
 
5.2. Темы письменных работ
Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы Ко-во часы Модуль 1. Основы рекреационной географии Презентация. Конспект. 5 Вопросы: 1. Карты и картоиды их общие и отличительные черты. 2. Свойства и классификации карт. 3. Карты и картоиды в рекреации. 4. Рекреация и туризм: общее и особенное. Определите сферы пересечения рекреации и туризма. РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА. РЕКРЕАЦИЯ И ОТДЫХ. 5. Каковы важнейшие особенности рекреации и отдыха? Являются ли понятия «рекреация» и «отдых» синонимами? 6. Назовите основные фазы рекреации и кратко охарактеризуйтеих. 7. Каковы особенности «советского» исовременного видения рекреации? 8. Какие функции выполняет рекреация? Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее значимыми? 9. Определите содержание понятий «рекреация» и «отдых». 10. Какие выделяются виды деятельностичеловека во время отдыха? Конспект 5 Вопросы: ОСНОВНЫЕ 1.Каково понятие рекреационных потребностей? ПОНЯТИЯ И 2.Каково понятие рекреационной деятельности? ТЕРМИНЫ, 3.Определите понятие территориальной рекреационной ХАРАКТЕРИЗУЮЩ системы. ИЕ РЕКРЕАЦИЮ 4.Назовите основные элементы территориальной рекреационной системы 5.Назовите основные виды рекреационной (туристской) деятельности. 6.Что такое рекреационные ресурсы? РЕСУРСНЫЙ Конспект 5
 
стр. 14
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
ПОТЕНЦИАЛ Рекреационная оценка природных ресурсов. РЕКРЕАЦИОННОЙ Климатические и гидрологические условия ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. организации отдыха. ПРИРОДНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОЦЕНКА КУЛЬТУРНО- Конспект 5 ИСТОРИЧЕСКИЕ Историко-культурный потенциал и методика его РЕКРЕАЦИОННЫЕ оценки. РЕСУРСЫ Основные принципы рекреационного освоения природного и исторического наследия. Историко-культурный и природный потенциал в системе международноготуризма. Культурный ландшафт: современные представления и подходы к типологии. Модуль 2. Территориально-рекреационные системы. Принципы организации рекреационной деятельность. РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВ АНИЕ Конспект. Подготовка и проведение круглого стола На тему: Влияние туризма на природную и культурную среду. 10 ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ (10ЧАСОВ) Конспект; - работа с каталогами туристских маршрутов разных видов; - подготовка докладов об особенностях дачного отдыха и сельского туризма, организации туристско- рекреационных зон спортивного и экологического профиля; Вопросы: 1.Что такое природно-ориентированный туризм? 2.Назовите виды природно-ориентированного туризма. 3.Каковы ресурсы спортивного и приключенческого туризма? 4.Назовите ресурсы экологического туризма. 5.Какова география размещения заповедников, заказников и национальных парков вРоссии? 6.Назовите уникальные объекты природы, включенные в список охраняемых объектов ЮНЕСКО Задания: 1.Изучите карту размещения природоохранных территорий России. 2.Изучите основные ресурсы и природные объекты спортивного туризма на физической карте России. 3.Нанесите на физическую карту России уникальные объекты природы России, включенные в список охраняемых объектов ЮНЕСКО. 10 Модуль 3Туризм и туристская деятельность. ПРОГРАМНЫЙ ТУРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ОБЩИЕ ОСНОВЫ И РАЗНОВИДНОСТИ (11 ЧАСОВ) ГЕОГРАФИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА Конспект, подготовка рефератов и докладов о туристско- рекреационных зонах лечебно-оздоровительного профиля; работа с нормативными документами и законодательной базой в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха; Вопросы 1.Что входит в понятие природные лечебные ресурсы? 2.Каково размещение природных лечебных ресурсов в нашей стране? 3.Что такое рекреационная сеть? Назовите основные виды рекреационной сети. 10 4.Какова география сети санаторно-оздоровительных учреждений? 5.Какова география учреждений баз отдыха, туристских, кемпингов, мотелей, туристских приютов и клубов и др. рекреационных учреждений? 6.Определите понятие «курорт», «курортная зона», «курортная агломерация» 7.Назовите важнейшие курортные зоны России и курортные агломерации. Задания: 1.На физической карте России отметьте основные регионы    оздоровительного    отдыха, нанесите курортные зоны и курортныеагломерации. 2.Изучите города и поселки курортных зон и курортных агломераций
 
стр. 15
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ (КУЛЬТУРНЫЙ) ТУРИЗМ. ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА Конспект поиск информационного материала об уникальных историко-культурных памятниках с помощью Интернет ресурсов. Вопросы: 1.Какой вид рекреационной деятельности относится к познавательному туризму? Назовите формы познавательного туризма. Назовите основные объекты познавательного туризма (исторические города, места сражений, дворянские усадьбы, важнейшие музеи) Назовите историко-культурные объекты, входящие в список охраняемых объектов ЮНЕСКО 2.Какие технические и производственные объекты могут быть ресурсом познавательного туризма? ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИОЗНОГО И ЭТНОГРАФИЧЕСКОГОТУРИЗМА Конспект поиск информационного материала об уникальных культовых и этнографических памятниках с помощью ресурсов Интернет; Вопросы: 1.Назовите религиозные конфессии в России 2.Какова география основных видов религий в России? 3.Назовите основные формы религиозного туризма 4.Назовите уникальные культовые памятники России. 5.Какой вид туризма является этнографическим? 6.Назовите основные формы этнографического туризма 7.Назовите основные виды рекреационных этнографических ресурсов 8.Назовите уникальные места народных промыслов. Задания: 1.Отметьте на карте народов России регионы, интересные с точки зрения этнографического туризма. 2.Отметьте   на  карте  места уникальных народных промыслов ГЕОГРАФИЯ НАУЧНОГО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГОТУРИЗМА. сбор материалов о деятельности наукоградов и маршрутов научно-экспедиционного туризма с помощью Интернет ресурсов; Вопросы: 1.Назовите ресурсы научного конгрессного туризма 2.Что входит в понятие «образовательный тур»? 3.Назовите объекты развлекательногоотдыха 4.Какова динамика и география размещения развлекательногоотдыха? Задания. Составьте список наукоградов России ГЕОГРАФИЯ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ИНОСТРАННОГОТУРИЗМА обработка статистических материалов с помощью литературных источников, сбор материалов и подготовка докладов о проблемах развития детского отдыха и иностранного туризма с помощью ресурсов Интернет; Вопросы: 1.Каковы формы детского отдыха. 2.Какова динамика детского отдыха? 3.Назовите основные регионы детского отдыха. 4.Какова динамика численности учреждений детского отдыха? 5.Каковы особенности развития иностранного туризма в стране в настоящее время? 6.Назовите основные виды иностранного туризма в России. 7.Назовите основные регионы и туристские маршруты иностранного туризма в России. 8.Определите национальный состав иностранных туристов и причины современной структуры туристского иностранного потока в Россию. 9.Назовите основные проблемы сдерживания иностранного туризма вРоссию. Задания: 1.Обозначьте на карте города «Золотого кольца России» - самого популярного туристского маршрута для иностранныхтуристов. 2.Обозначьте на карте круизные маршруты, популярные для иностранныхтуристов. 3.Нанесите на карту другие города и регионы, популярные среди иностранных туристов. РЕКРЕАЦИОННОЕ И ТУРИСТСКОЕ РАЙОНООБРАЗОВА НИЕ И РАЙОНИРОВАНИЕ (2 ЧАСА) Конспект. изучение материалов о современном состоянии туризма на официальных сайтах регионов РФ,- составление презентаций рекреационных ресурсов и объектов туризма в качестве творческой работы; написание рефератов по развитию туризма в отельных регионах; выявление проблемных ситуаций в развитии туризма конкретного региона страны по выбору студента на основе анализа статистических и информационных материалов написание творческой работы о функционировании здравниц, туристских гостиниц и баз отдыха в современных условиях; 6 ТУРИСТСКИЕ ЦЕНТРЫ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ (2 ЧАСА) Конспект. Номенклатура, работа с картами и атласами, изучение материалов о туристских центрах,- составление презентаций в 
 
стр. 16
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
качестве творческой работы 4
 
5.3. Фонд оценочных средств
 
7.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формированиякомпетенций. Общий результат выводится как интегральная оценка, складывающая из текущего контроля – 50 % и промежуточного контроля – 50 %. Текущий контроль по дисциплине включает: - посещение занятий - 20баллов, - выполнение лабораторных заданий – 40баллов, - выполнение домашних (аудиторных) контрольных работ - 40 баллов. Промежуточный контроль по дисциплиневключает: - письменная контрольная работа - 50баллов, - тестирование - 50баллов. Критерии оценки знаний студента. Используемые критерии оценки ответов: -полнота и конкретность ответа; -последовательность и логика изложения; -связь теоретических положений с практикой; -обоснованность и доказательность излагаемых положений; -наличие качественных и количественных показателей; -наличие иллюстраций к ответам в виде рабочих тетрадей, с выполненными на лабораторных занятиях рисунками, таблицами исхемами; -уровень культуры речи: -использование наглядных пособий и т.п. В конце занятия дается оценку всего лабораторно-практического занятия, где обращается особое внимание на следующие аспекты: -качество подготовки; -результаты выполненной работы; - степень усвоения знаний; -активность; -положительные стороны в работе студентов; -ценные и конструктивные предложения; -недостатки в работе студентов и пути их устранения
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Александрова А.Ю. 
Международный туризм: учебное пособие
Москва, 2004
 
Л1.2
Большаник П.В
Рекреационная география: Учебное пособие
Омск, 2009
 
Л1.3
Александрова А.Ю.
География туризма
Москва, 2009
 
Л1.4
Лукьянова, Н.С.
География туризма: туристские регионы мира и России.: Практикум: учебное пособие
М.: КноРус,, 2019
 
Л1.5
Христов Т. Т.
География туризма: Учебник для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Александрова А.Ю.
Структура туристского рынка
Москва, 2003
 
Л2.2
Горшкова Л.Ю., Крысанова Т.Д., Пичугина Н.В., Ушакова О.В. 
Рекреационная география: Словарь-справочник
Саратов, 2003
 
Л2.3
Зорин И.В., Квартальнов В.А. 
Энциклопедия туризма
Москва, 2004
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Project Expert
 
стр. 17
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
6.3.1.4
Windows 10
6.3.1.5
Astra Linux
6.3.1.6
Adobe Reader
6.3.1.7
chrome
6.3.1.8
yandex
6.3.1.9
opera
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.2
Поисковая система "Google"
6.3.2.3
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам, для подготовки к занятиям представлен в разделе «Учебно-методическое обеспечение. Литература». Дополнительно для выполнения практических заданий по гидрологии каждый студент обеспечивается атласами. Лекционный курс. Лекция является основной формой обучения в высшем учебном заведении. В ходе лекционного курса преподавателем проводится систематическое изложение современных научных материалов, освещение главнейших проблем гидрологии. В тетради для конспектирования лекций необходимо иметь поля, где по ходу конспектирования студент делает необходимые пометки. Записи должны быть избирательными, полностью следует записывать только определения. В конспектах рекомендуется применять сокращения слов, что ускоряет запись. В ходе изучения курса «Основы рекреационной географии и туризма» особое значение имеют схемы и таблицы, поэтому в конспекте лекции рекомендуется делать все записи, сделанные преподавателем на доске. Вопросы, возникшие у Вас в ходе лекции, рекомендуется записывать на полях и после окончания лекции обратиться за разъяснением к преподавателю. Необходимо постоянно и активно работать с конспектом лекции: после окончания лекции рекомендуется перечитать свои записи, внести поправки и дополнения на полях. Конспекты лекций следует использовать при выполнении лабораторно-практических занятий, при подготовке к экзамену, контрольным тестам, коллоквиумам, при выполнении самостоятельных заданий. Лабораторные занятия. Лабораторные занятия по «Основам рекреационной географии и туризма» имеют цель познакомить студентов с территориальными особенностями развития рекреации, ТРС и туризма в России и в зарубежных странах Прохождение всего цикла лабораторных занятий является обязательным условием допуска студента к экзамену. В случае пропуска занятий по уважительной причине пропущенное занятие подлежит отработке. В ходе лабораторных занятий студент под руководством преподавателя выполняет комплекс лабораторно-практических заданий, позволяющих закрепить лекционный материал по изучаемой теме, научиться работать с географическими картами, справочной информацией и информационными ресурсами в области рекреации и туризма. Студент должен вести активную познавательную работу. Целесообразно строить ее в форме активного наблюдения, анализа, резюмирования и конспектирования. Важно научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний. Необходимо также анализировать материал для выделения общего в частном и, наоборот, частного в общем.