Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Гуляев Петр Дмитриевич
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
разрабатывать документацию для проведения занятий по физическому воспитанию;
ции
ракт.
Определение туризма. Функции туризма. Понятийный аппарат - Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Средства туризма. Типы туризма. Виды туризма. Формы туризма. Классификация туризма. /Лек/
Федеральные законы, являющиеся основными руководящими документами в сфере туризма: закон РФ «Об образовании», ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Изучение темы направлено на приобретение знаний по основным нормативно-правовым документам в сфере спортивно-оздоровительного туризма.
/Ср/
Единая всероссийская спортивная классификация. Разрядные требования по спортивному туризму.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по присвоению спортивных званий и разрядов в спортивно-оздоровительном туризме.
/Ср/
Определение рекреационного туризма, его типы. Рекреационные ресурсы. Признаки физической рекреации. Виды, формы, факторы, задачи рекреационного туризма. Правила методики и организации занятий рекреационным туризмом. Физиологические характеристики рекреационного туризма. Варианты двигательной активности.
Изучение темы направлено на приобретение знаний классификации и характеристик рекреационного туризма.
/Лек/
Определение рекреационного туризма, его типы. Рекреационные ресурсы. Признаки физической рекреации. Виды, формы, факторы, задачи рекреационного туризма. Правила методики и организации занятий рекреационным туризмом. Физиологические характеристики рекреационного туризма. Варианты двигательной активности.
Изучение темы направлено на приобретение знаний классификации и характеристик рекреационного туризма.
/Ср/
Анализ выступления российских спортсменов туристов на международных и российских соревнованиях за прошедший год. Сравнение развития спортивного туризма за истекший и предыдущий годы. Инновации в развитии спортивного туризма.
Изучение темы направлено на приобретение знаний понятийного аппарата спортивно-оздоровительного туризма.
Изучение темы направлено на приобретение умений изучать и анализировать выступлений спортсменов на соревнованиях.
Изучение темы направлено на приобретение опыта работы с современными источниками информации.
/Пр/
Создание новых организационных основ туристско-экскурсионного движения (1917 -1936 гг.) Роль добровольного общества пролетарского туризма и экскурсии (ОПТЭ). Центральное туристско-экскурсионное управление (1936 -1962 гг.), советы по туризму и экскурсиям (1962 -1990гг). Создание федераций туризма (1976г.). Организационные основы спортивного туризма на современном этапе.
Основные понятия, встречающиеся в туризме: туризм, туризм выездной, туризм въездной, туризм социальный, туризм рекреативный, туристская индустрия, туристская деятельность, турагентская деятельность, туроператорская деятельность, туристская путевка, туристский ваучер, услуги гида-переводчика, турист.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по истории развития туризма в России.
Изучение темы направлено на приобретение умений синтезировать информацию и выделять существенные моменты в развитии туризма.
Изучение темы направлено на приобретение опыта подготовки презентаций по разделу туристские организации.
/Пр/
Положение о маршрутно-квалификационной комиссии, ее роль в подготовке туристских кадров, порядок создания, полномочия. Задачи территориальных туристских клубов. Организация работы, структура. Содержание работы, руководство клуба.
Основные нормативно-правовые документы в сфере туризма их роль. Характеристика деятельности федераций туризма. Работа маршрутно¬квалификационной комиссии России.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по составу федераций, комиссий по туризму.
Изучение темы направлено на приобретение умений осуществлять работу комиссий по туризму.
/Пр/
Главная социальная функция туризма как общественного явления - содействие духовному воспитанию граждан. Значение туризма для укрепления здоровья и физического развития, воспитания волевых и моральных качеств. Организация оздоровительной работы в спортивном туризме. Воспитательные и спортивные возможности походов и массовых туристско-экскурсионных мероприятий.
Роль туристских кадров в развитии массового спортивного туризма. Профессионально-прикладное значение туризма.
Положение о подготовке кадров. Правила соревнования по туристскому многоборью и др. Краткий обзор их.
Вопросы к коллоквиуму:
1. Определения туризма
2. История туризма: Путешествия древних. Паломничество.
Первооткрывательство. Путешествия в современности и начала туризма. Путешествие в целях достижения рекордов. Туризм в XX веке. История отечественного туризма. Организация экскурсионного и туристского движения в дореволюционной России.
3. Функции туризма
4. Понятийный аппарат
5. Средства туризма
6. Типы туризма
7. Виды туризма
8. Формы туризма
9. Классификации туризма
10. Закон Российской Федерации «Об образовании»
11. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
12. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации»
13. Областной закон «О туристской деятельности на территории Смоленской области»
14. Федерации туризма, ТССР
15. МКК
16. Разрядные требования
17. Классификация спортивных походов
18. Правила проведения соревнований туристских спортивных походов. Кодекс путешественника
19. Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) Изучение темы направлено на приобретение знаний по спортивным
походам.
Изучение темы направлено на
Изучение темы направлено на приобретение опыта по выполнению кодекса путешественника.
/Ср/
• Овладение терминологией и строевыми командами, техникой выполнения отдельных общеразвивающих, обще-подготовительных, специально¬подготовительных упражнений;
• Овладение умениями и навыками в объяснении и показе отдельных упражнений в подготовительной части урока;
• Овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в организации и руководстве группой;
• Овладение умениями навыками в проведении 8-10 упражнений в ходе занятия;
• Овладение умениями в проведении различных игр с элементами туризма;
• Овладение профессионально-педагогическими умениями и навыками в выборе и подготовке мест занятий.
Провести подготовительную часть урока с применением элементов спортивно-оздоровительного туризма на учебной группе.
Изучение темы направлено на приобретение знаний, умений и опыта по основам проведения практических занятий и подготовки документации.
Изучение темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций /Ср/
Физические упражнения как основное средство разминки и развития физических способностей спортсмена-туриста. Смешанная разминка, разминка силового характера, разминка игрового характера, разминка скоростно-силового характера.
Упражнения для развития силовой выносливости: упражнения, выполняемые индивидуально и в парах, с преодолением собственного веса и с отягощением, упражнения на снарядах, тренажерах и приспособлениях, упражнения с преодолением внешнего сопротивления, веса предмета, противодействия партнера, бег по снегу, песку, воде.
Упражнения для развития гибкости: махи с постепенно увеличивающейся амплитудой, наклоны, упражнения на растягивание.
Упражнения для развития ловкости: применение необходимых исходных положений, «зеркальное» выполнение движений, изменение скорости и темпа движений, изменение пространственных границ выполнения упражнений.
Упражнения для развития выносливости: бег по стадиону, асфальту, кроссовый бег, спортивные игры, пешие походы, плавание.
Упражнения для развития быстроты: бег на 30, 60, 100 метров, прыжковые упражнения, эстафеты, бег с внезапной сменой направления и т.п.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по структуре физических упражнений.
Изучение темы направлено на приобретение умений и опыта выполнять общие физические упражнения.
/Пр/
Техника и тактика: основные понятия. Классификация техники спортивного туризма. Классификация техники преодоления естественных препятствий. Классификация техники страховки. Классификация техники бивачных работ.
Классификация техники спасательных работ. Классификация техники ориентирования на местности. Классификация техники переправ.
Составляющие тактической подготовленности.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по технике и тактике спортивного туризма.
/Ср/
Задачи, организация и содержание работы по спортивному туризму в учреждениях дополнительного образования. Управление развитием
спортивного туризма: спортивный клуб, тренерские и преподавательские кадры, общественный актив, федерации спортивного туризма.
Оздоровительные и спортивные задачи туризма в учреждениях дополнительного образования.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по особенностям работы секций спортивного туризма в условиях учреждений дополнительного образования.
/Лек/
(4 часа)
Теоретико-методические основы проведения учебно-тренировочных сборов по спортивно-оздоровительному туризму. Методика проведения учебно-тренировочных занятий с юными туристами. Учёт метеорологических условий в период проведения учебно-тренировочных сборов. Профилактика травм и обморожений на учебно-тренировочном сборе.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по планированию физкультурно-оздоровительной, спортивной работы в туризме.
/Ср/
Современные подходы к организации тренировочного процесса в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Теоретико¬методические основы применения технических средств в тренировке спортсменов. Особенности применения тренажеров в учебно-тренировочном процессе туристов-спортсменов. Методика комплексного развития интеллектуальных и физических способностей спортсменов-туристов на основе использования специальных упражнений и тренажеров.
Изучение темы направлено на приобретение знаний об использовании тренажеров в спортивной практике.
Изучение темы направлено на приобретение умений пользоваться тренажерами при развитии физических качеств.
/Ср/
(6 часов)
Медицинский контроль: мероприятия медицинского контроля, самоконтроль и его показатели.
Метрологические основы контроля в подготовке спортсменов: метрологические основы выбора тестов комплексного контроля, информативность тестов при этапном и текущем контроле.
Комплексный педагогический контроль уровня специальной подготовленности спортсменов.
Изучение темы направлено на приобретение знаний о контроле и самоконтроле.
Изучение темы направлено на приобретение умений использовать основы контроля в практической подготовке спортсмена.
/Лек/
Основные задачи, принципы и методы туристской подготовки. Методы воспитания и обучения. Методы выполнения упражнений. Основные периоды и этапы подготовки.
Характеристика видов туристской подготовки: общетуристской, специальной, интегральной и физической.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по туристской подготовке.
Изучение темы направлено на приобретение умений определять задачи, принципы и методы туристской подготовки.
Изучение темы направлено на приобретение опыта планировать нагрузку в туристской подготовке.
/Лек/
Значение и особенности физической подготовки. Общая и специальная физическая подготовка. Способствующие виды спорта. Врачебный контроль.
Сила и основы методики ее воспитания. Силовые способности. Скоростно-силовые способности. Задачи развития силовых способностей. Средства воспитания силы.
Скоростные способности и основы методики их воспитания. Факторы, способствующие проявлению скоростных способностей. Средства воспитания скоростных способностей. Методы воспитания скоростных способностей.
Выносливость и основы методики ее воспитания. Виды выносливости. Средства воспитания выносливости.
Гибкость и основы методики ее воспитания. Формы проявления гибкости. Факторы, влияющие на гибкость. Средства и методы воспитания гибкости. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по особенностям подготовки туристов.
Изучение темы направлено на приобретение умений определять методику для развития физических качеств.
Изучение темы направлено на приобретение опыта подбора упражнений для развития физических качеств.
/Лек/
путешественника.
Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров. Требования к участникам и руководителю путешествия. Кодекс путешественника. /Лек/
Маршрутная документация.Маршрутный лист и маршрутная книжка. Заявочная книжка (лист). Составление графика и схемы путешествия. Использование картографического и информационного материала. Пакет документов паспорта маршрута. Географические, исторические, метеорологические и другие материалы.Обеспечение безопасности. Оказание первой доврачебной помощи. Анализ несчастных случаев в туризме. Виды опасностей в спортивном туризме, причины, вызывающие аварийную ситуацию и способы их преодоления.Комплектование медицинской аптечки, умение пользоваться медикаментами и подручными средствами. Статистический анализ несчастных случаев по видам туризма. Объективные и субъективные причины несчастных случаев.Возможные травмы и заболевания в туристском походе. Меры профилактики несчастных случаев и заболеваний. Доврачебная помощь и транспортировка пострадавшего. /Лек/
Изучение темы направлено на приобретение знаний о развитии спортивно-оздоровительного туризма.
Изучение темы направлено на приобретение умений изучать и анализировать выступлений спортсменов на соревнованиях.
Изучение темы направлено на приобретение опыта работы с современными источниками информации.
/Пр/
естественных препятствий. Характеристика техники страховки. Характеристика техники спасательных работ.
Характеристика техники бивачных работ. Техника ориентирования на местности. Техники переправ. Узлы, применяемые в туризме.
Основные составляющие тактической подготовленности: умение выбрать оптимальный план похода; запасные и аварийные варианты; комплектование группы; материально-техническое обеспечение похода; организация питания; распределение обязанностей в группе до похода и в период движения по тропе или несложным участкам местности; походный режим во времени; походный нагрузочный режим; путь.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Определение техники и тактики спортивного туризма.
2. Техника и тактика преодоления горного и пересечённого равнинного рельефа.
3. Техника преодоления водных преград.
4. Техника страховки.
5. Техника бивачных работ.
6. Техника и тактика ориентирования на местности.
7. Взаимосвязь тактической и интеллектуальной подготовленности туристов-спортсменов.
8. Особенности тактики учебно-тренировочного похода.
9. Тактический анализ прошедшего дня спортивного похода.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по технике
преодоления различный форм рельефа.
Изучение темы направлено на приобретение умений применять технические средства страховки и сопровождения при преодолении препятствий.
Изучение темы направлено на приобретение опыта сопровождения и страховки при преодолении технических этапов.
Изучение темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций /Пр/
комплектование групп при наборе в секцию по программам обучения. Учёт контингента занимающихся и уровня физическое подготовленности. Документы планирования и учёта при организации секционных занятий. Организация и проведение соревнований по спортивному туризму среди занимающихся в учреждении.
Задачи, организация и содержание работы секций спортивного туризма в учреждениях дополнительного образования. Руководство развитием спортивного туризма в секциях. Финансирование работы секций и организация спортивно-массовых мероприятий.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по работе туристских секций.
Изучение темы направлено на приобретение умений планировать образовательный процесс для туристской секции.
Изучение темы направлено на приобретение опыта составления сметы на проведение туристского мероприятия.
/Пр/
2. Проведение педагогического анализа урока, проводимого студентами учебной группы.
3. Планирование, подготовка и оборудование соревновательных трасс в зимних и летних видах туризма.
Изучение темы направлено на приобретение знаний, умений и опыта планировать, организовывать подготовку и проведения практических занятия по спортивно-оздоровительному туризму.
/Пр/
Совершенствование технико-тактических действий при преодолении естественных препятствий. Преодоление препятствий в режиме личного и командного зачёта.
Изучение темы направлено на приобретение знаний по технике преодоления различных препятствий.
Изучение темы направлено на приобретение умений использовать технические приемы и средства по преодолению препятствий.
Изучение темы направлено на приобретение опыта преодоления препятствий и режиме личного и командного зачета.
/Пр/
Современные подходы к организации тренировочного процесса в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Теоретико¬методические основы применения технических средств в тренировке спортсменов. Особенности применения тренажеров в учебно-тренировочном процессе туристов-спортсменов. Методика комплексного развития интеллектуальных и физических способностей спортсменов-туристов на основе использования специальных упражнений и тренажеров.
Изучение темы направлено на приобретение знаний об использовании тренажеров в спортивной практике.
Изучение темы направлено на приобретение умений пользоваться тренажерами при развитии физических качеств.
/Пр/
(6 часов)
Медицинский контроль: мероприятия медицинского контроля, самоконтроль и его показатели.
Метрологические основы контроля в подготовке спортсменов: метрологические основы выбора тестов комплексного контроля, информативность тестов при этапном и текущем контроле.
Комплексный педагогический контроль уровня специальной подготовленности спортсменов.
Изучение темы направлено на приобретение знаний о контроле и самоконтроле.
Изучение темы направлено на приобретение умений использовать основы контроля в практической подготовке спортсмена.
/Пр/
Изучение темы направлено на приобретение знаний о развитии спортивно-оздоровительного туризма.
Изучение темы направлено на приобретение умений изучать и анализировать выступлений спортсменов на соревнованиях.
Изучение темы направлено на приобретение опыта работы с современными источниками информации.
/Пр/
представления
Анализ развития спортивно-оздоровительного туризм за истекший период 10 Устный опрос 1 семестр
История развития туризма в России и за рубежом 10 Реферат 1 семестр
Нормативно-правовые документы в области спортивно-оздоровительного туризма 16 Конспект 1 семестр
Туристско-спортивные организации 10 Презентация 1 семестр
Конспект практического занятия по спортивно-оздоровительному туризму 20 Конспект с его
проведением 2 семестр
План рекреационных мероприятий для лиц различного возраста при проведении мероприятий спортивно¬оздоровительного значения 10 Письменная
работа 2 семестр
Проведение соревнований по спортивно-оздоровительному туризму 30 Судейство
соревнований 1, 2 семестр
Итого: 106
/Ср/
контроля Срок
представления
Анализ развития спортивно-оздоровительного туризм за истекший период 6 Устный
опрос 3 семестр
Методика развития физических качеств 10 Конспект 3 семестр
Подготовка спортсменов туристов 10 Доклад 4 семестр
различной квалификации
Особенности подготовки спортсменов в зависимости от вида туризма
Проведение соревнований по спортивно-оздоровительному туризму 20 Судейство
соревнований 3,4
семестр
Методика проведения тестирования ОФП и СФП 17 Конспект 4 семестр
Итого: 63
/Ср/
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Оборудование: стол массажный реабилитационный, складной «Panda», стол массажный многофункциональный, стул массажный складной «Prestige-reh», вибромассажный матрац, Банки Doctorra Массажные -6шт
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Рекомендации студентам по подготовке к лекционным занятиям
Студентам необходимо знать, что каждая лекция предъявляет слушателям особые требования к умственной деятельности, которая требует максимальной активности и самостоятельности умственного труда. Чтобы получить от лекции максимальный эффект, студенту необходимо предварительная подготовка к ней. Подготовка начинается с того, что студент просматривает записи предыдущей лекции. Знакомится с учебной программой данного предмета, чтобы представлять, в каком направлении будут излагаться следующие вопросы и темы.
Восприятие информации на лекции должно проходить с максимальной активностью, т.е. необходимо прилагать определённые усилия к тому, чтобы сознательно усваивать материал лекции, а не механически его запоминать. Неясные вопросы и непонятные формулировки надо стремиться выяснить у лектора или самостоятельно найти на них ответ в специальной литературе.
Лекцию необходимо тщательно записывать. Запись помогает студенту сосредоточить внимание на главном, и уже в ходе лекции осмыслить услышанное, понять логику изложения материала преподавателем.
Умение правильно записывать лекционный материал вырабатывается практикой. Прежде всего, необходимо привыкнуть распределять своё внимание между отдельными положениями лекционного материала и уметь быстро выделять главное.
Студенту необходимо усвоить некоторые методические приёмы записи лекции:
• необходимо иметь отдельную тетрадь для записи лекций по каждому предмету;
• записывать удобнее на одной стороне листа;
• записывать каждую лекцию целесообразно начинать с новой страницы, следует записать тему лекции, дату её проведения, план лекции, затем уже её содержание;
• следует всегда писать набело, не переписывая, чаще пользоваться абзацами, выделяя этим наиболее существенные части материала;
• на странице необходимо оставлять широкие поля, которые в дальнейшем пригодятся для пометок и постановки вопросов.
Во время лекции необходимо соблюдать высокую организованность своего труда. Следует обращать внимание и на интонацию лектора. Обычно лектор главные мысли выделяет и произносит слова несколько громче и реже.
Рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям
Семинарское занятие - важная и обязательная форма учебного процесса, которая является дополнением к лекционной форме обучения и ее углублением.
На семинары выносятся наиболее важные и сложные вопросы курса, для обсуждения которых требуется специальная подготовка студента с использованием рекомендуемой учебной литературы и лекций. Специфика семинаров по данному курсу состоит в том, что они включают теоретическую работу в виде устного или письменного обсуждения поставленных вопросов.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара по заданной теме: вначале с основными вопросами, оценив для себя объем задания.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая материал, необходимый для изучения поставленных вопросов.
3. Обратиться к рекомендуемой учебной литературе по данной теме: в первую очередь - к основной, при необходимости углубленного изучения - к дополнительной.
4. Уделить особое внимание основным понятиям изучаемой темы, владение которыми способствует эффективному усвоению курса.
5. Осмыслить имеющиеся в данной теме формулы, которые используются для выполнения необходимых расчетов.
6. В процессе изучения темы следует подготовить тезисы или мини-конспект в тетради для семинарских занятий. Особенно это касается вопросов, предназначенных для самостоятельного изучения. Эти записи могут быть использованы на семинаре как подсказка при публичном выступлении, а также для работы «на месте», при подготовке к зачету и экзамену.
При подготовке к занятию необходимо освоить теоретический материал лекционного курса, научиться грамотно, формулировать ответы на поставленные вопросы.
Для проведения дискуссии по наиболее спорным моментам необходимо ознакомиться с соответствующими комментариями разных авторов в основной и дополнительной литературе.
В течение изучаемой дисциплины студенты выполняют домашние задания по соответствующим разделам (студент сам выбирает форму отчетности, устную или письменную).
Требования к качеству подготовки студентов к семинарским занятиям
1. Подготовка к семинару является обязательной частью работы студента и производится по всем вопросам темы, указанным в плане занятия, а не выборочно по отдельным вопросам. Сплошная подготовка способствует полноценному освоению темы и эффективной работе семинара.
2. Работа студента на семинаре предполагает его высокую активность и соответствие следующим требованиям при публичном выступлении:
а) свободное устное воспроизведение подготовленного выступления по вопросам с использованием мини-конспектов в качестве вспомогательного средства. Данное требование относится и к изображению графических моделей и формул на доске;
б) готовность и умение отвечать на вопросы и делать выводы из сказанного;
в) владение терминологией курса;
г) временной регламент выступления 7 - 10 минут.
3. После завершения изучения курса студент должен владеть основными концепциями курса и использовать их для обсуждения особенностей спортивно-оздоровительного туризма в системе физического воспитания. Студент должен уметь организовывать и проводить практические мероприятия по спортивно-оздоровительному туризму.
На семинарском занятии приветствуется любая форма вовлечённости: участие в обсуждении, дополнения, критика - всё, что помогает более полному и ясному пониманию проблемы.
Рекомендации студентам по подготовке реферата
Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям).
Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает.
План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):
• краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
• сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата);
• замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении.
Написанный реферат становится основой для устного сообщения. После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы:
• оглавление,
• введение,
• основную часть,
• заключение,
• библиографический список использованной литературы.
Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу.
После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются.
Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования.
В основной части реферата раскрывается данная тема.
Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты.
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, газеты.
Объем реферата должен составлять 15-20 страниц машинописного
текста.
Рекомендации студентам по устной защите реферата
1. Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.
2. Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.
3. Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.
4. Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.
5. Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.
6. Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.
7. Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию.
8. Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Мультимедийное оборудование
2. Спортивное снаряжение:
• система страховочная;
• веревка страховочная;
• карабин муфтовочный;
• карабин автоматический;
• рюкзак туристский;
• палатка туристская;
• коврик туристский;
• спальный мешок;
• петли вспомогательные (разного диаметра);
• тормозные устройства (восьмерка, капелька);
• фиксирующие устройства (Жумар);
• топор;
• тент;
• костровое устройство;
• столик туристский;
• стул туристский;
• призма для спортивного ориентирования;
• компас спортивный;
• компостер для спортивного ориентирования;
• карты спортивные, топографические;
• курвиметр;
• ролики одинарные, двойные;
• секундомер;
• сигнальная лента;
• туристская аптечка;
• набор котлов для приготовления пищи;