2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Мировая художественная культура
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Социально-гуманитарных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мировая художественная культура
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
7,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
7,8
7,8
7,8
7,8
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Нач. фак., Артеменко Елена Викторовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Мировая художественная культура
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
- познакомить студентов с разнообразием видов культурной деятельности людей на протяжении всего развития человечества, с историей развития искусства как части культуры, классификацией видов культуры и ее местом в современной жизни;
1.2
-  освоение знаний о мировой художественной культуре, особенностей ее становления;
1.3
-  овладение умением анализировать произведения мировой художественной культуры;
1.4
-  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История
2.1.2
Политология
2.1.3
Художественная культура России
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
правоведение
2.2.2
Художественная культура России
2.2.3
Культура народа Саха
2.2.4
Риторика
2.2.5
Философия
2.2.6
логика
2.2.7
Педагогика
2.2.8
Социология
2.2.9
Методика воспитания культуры безопасности жизнедеятельности учащихся
2.2.10
Социальная педагогика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Знать:
 
Уровень 1
Знает в общем требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 2
Знает достаточно требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально- историческом, этическом и философском контекстах
 
Уровень 3
Знает на высоком уровне требования уважительного отношения к историческому наследию и культурным традициям различных национальных и социальных групп в процессе межкультурного взаимодействия на основе знаний основных этапов развития России в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
Умеет вобщем находить и использовать необходимую  для  взаимодействия  с  другими  членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
Уровень 2
Умеет достаточно находить и использовать необходимую  для  взаимодействия  с  другими  членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
Уровень 3
Умеет на высоком уровне находить и использовать необходимую  для  взаимодействия  с  другими  членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
На низком уровне умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
Уровень 2
На достаточном уровне умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 3
На высоком уровне умеет выстраивать взаимодействие с учетом национальных и социокультурных особенностей
 
 
 
ПК-1: Способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения 
 
Знать:
 
Уровень 1
На низком уровне – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; – виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности; – основные модели речевого поведения; – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
 
Уровень 2
На достаточном уровне: – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;  – виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности; – основные модели речевого поведения; – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
 
Уровень 3
На высоком уровне: – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; – виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности; – основные модели речевого поведения; – правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На низком уровне : – реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении; – создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами; – использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;   
 
Уровень 2
На достаточном уровне : – реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении; – создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами; – использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;
 
Уровень 3
На высоком уровне: – реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении; – создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами; – использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
На низком уровне взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения
 
Уровень 2
На дрстаточном уровне взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения 
 
Уровень 3
На высоком уровне  взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения
 
 
 
ПК-8: Способен выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
Уровень 1
На низком уровне: возрастную педагогику и психологию, -основы акмеологии; -современные информационные технологии и основы использования социальных сетей; -социально-культурные особенности воспитания и образования.
 
Уровень 2
На достаточном уровне: возрастную педагогику и психологию, -основы акмеологии; -современные информационные технологии и основы использования социальных сетей; -социально-культурные особенности воспитания и образования.
 
Уровень 3
На высоком уровне: возрастную педагогику и психологию, -основы акмеологии; -современные информационные технологии и основы использования социальных сетей; -социально-культурные особенности воспитания и образования.
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На низком уровне: -использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся; -использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни; -использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Уровень 2
На достаточном уровне: -использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся; -использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни; -использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.
 
Уровень 3
На высоком уровне:-использовать современные технологии обучения и воспитания для формирования культурных потребностей обучающихся; -использовать современные способы социальных коммуникаций для воспитания обучающихся, формирования основ здорового образа жизни; -использовать современные достижения науки и искусства для формирования культурных и эстетических потребностей обучающихся.  
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
На низком уровне: -навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно- воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся.
 
Уровень 2
На достаточном уровне: -навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно- воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся.
 
Уровень 3
На высоком уровне: -навыками использования современных достижений науки и искусства в учебно- воспитательном процессе для формирования культурных потребностей различных групп обучающихся.
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия и терминологию в области художественной культуры;
3.1.2
- основные стилистические направления мировой художественной культуры;
3.1.3
- основные жанры художественной культуры как отечественной, так и зарубежной (архитектура, танец, музыка, театр);
3.1.4
- материальное и духовное наследие мировой художественной культуры сосредоточенное в культурных и религиозных центрах: церкви, мечети, музеи, библиотеки, концертные залы и филармония, дворцы и парки, национальные и оперные театры. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- анализировать и интерпретировать художественные произведения, стили и направления искусства;
3.2.2
- осуществлять поисковую и исследовательскую работу, направленную на выявление сущности и значимости художественной культуры различных исторических эпох;
3.2.3
- использовать полученные научные знания в профессиональной художественно-творческой деятельности. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- художественно-эстетической культурой, толерантным отношением к иным точкам зрения, готовностью к конструктивному диалогу в межкультурном контексте;
3.3.2
- опытом самостоятельного анализа и оценки произведений художественной культуры;
3.3.3
- методикой работы с литературой и другими информационными источниками. 
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Художественная культура древнейших эпох

 
1.1
Ранние формы культуры /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Лекция - беседа
 
1.2
Культура первобытного общества. Периодизация первобытной живописи. Искусство древнейших цивилизаций.  /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Лекция - беседа
 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1.3
Достижения древнеегипетской литературы. Искусство Двуречья. Культурные достижения Месопотамии.Искусство и культура Древнего Китая.Художественная культура Древней Индии  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Работа в группах над проектом
 
1.4
Выполнить практические задания в Moodle по теме /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

1,8
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 2. Великолепие античного искусства

 
2.1
Античное искусство /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Лекция-экскурсия
 
2.2
Искусство древних Крита и Микен. Периодизация греческой культуры. /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Лекция-путешествие
 
2.3
Художественная культура Древнего Рима.  Греческая драма. Лирика и проза Древней Эллады.  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Занятие-викторина
 
2.4
Выполнить практические задания в Moodle по теме /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 3. Европейская культура средневековья

 
3.1
Творчество раннего средневековья /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Проблемная лекция
 
3.2
Главные элементы готических конструкций. Витраж. Основной тип готической пластики. Живопись как «немая проповедь». Литература, музыка. Григорианские хоралы. Героический эпос. Баллады. Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды. Рыцарский роман. /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Занятие - дискуссия
 
 
Раздел 4. Проторенессанс и Возрождение

 
4.1
Проторенессанс и раннее Возрождение /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Проблемная лекция
 
4.2
Проторенессанс и раннее Возрождение. Христианская и светская культура горожан. Распространение монументальной живописи и фрески. Реформы Джотто.  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
4.3
Выполнить практические задания в Moodle по теме /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
 
Раздел 5. Европейское искусство в поисках нового идеала

 
5.1
Искусство 17 века /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
5.2
Школы и тенденции эпохи Просвещения. 18 век. Франция – родина классицизма.  /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
Занятие-дебаты
 
5.3
Выполнить практические задания в Moodle по теме /Ср/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
5.4
/КрАт/
Л1.2 Л1.1Л2.2 Л2.1

Э1 Э2 Э3

0,2
УК-5 ПК-8 ПК-1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Раздел I. Художественная культура древнейших эпох

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Достижения древнеегипетской литературы.

2. Искусство Двуречья. Культурные достижения Месопотамии.

3. Шедевры Вавилонского царства.

4. Искусство и культура Древнего Китая.

5. Золотой век пяти императоров.

6. Правление династии Ци – ши хуанди.

7. Художественная культура Древней Индии.

8. Ведическая поэзия.

9. Основные школы буддийской скульптуры.

Раздел II. Великолепие античного искусства

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Греческая драма.

2. Лирика и проза Древней Эллады.

3. Художественная культура Древнего Рима.

4. Зодчество как наиболее важный вид искусства.

5. Социальный заказ римской аристократии – скульптурный портрет и роман.

6. Литература, опоздавшая на 5 веков.

7. Римская поэзия и ее творцы.

8. Проникновение во внутренний мир человека римской культуры – как подготовка общественного сознания к вступлению в христианство.

9. Театральное искусство римлян.

10. Проблемы наследия античного мира.

Раздел III. Европейская культура средневековья

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Главные элементы готических конструкций.

2. Витраж. Основной тип готической пластики.

3. Живопись как «немая проповедь».

4. Литература, музыка.

5. Григорианские хоралы.

6. Героический эпос.

7. Баллады. Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.

8. Рыцарский роман.

Раздел IV. Проторенессанс и Возрождение жанры.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли.

1. Пизанская школа скульптуры. Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески, Гиберти.

2. Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.

3. Шедевры архитектуры.

4. Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.

5. Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.

6. Новые жанры литературы. Барокко.

Раздел V. Европейское искусство в поисках нового идеала

 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
1. Художественная культура стран Европы до первой половины 19 в.

2. Расцвет музыки, театра, литературы.

3. Музыкальные шедевры Европы.

4. Кризис зодчества.

5. Этапы эволюции романтического и реалистического искусства.

6. Революции и их влияние на художественную культуру.

7. Искусство Франции. Делакруа, Жерико, Энгр.

8. Новые направления в искусстве конца 19 – 20 веков.

Примерные тестовые задания

1. Для мировоззрения людей первобытной культуры характерна:

А) мифологичность;

Б) научность;

В) философичность;

Г) утилитаризм.

2. Первобытный культурный синкретизм – это:

А) разделение искусства на виды и жанры;

Б) разделение искусства на мусический и пластический комплексы;

В) слитность искусства со всеми иными явлениями жизни;

Г) выделение конкретных художественных направлений.

3. В территорию Передней Азии входит:

А) Древний Египет;

Б) Шумер, Аккад;

В) Древняя Индия;

Г) Древний Китай.

4. Культура Древнего Египта относится к культурам:

А) Античности;

Б) Средних веков;

В) Древнего Востока;

Г) Нового времени.

5. В архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, реконструированный в классический период культуры Древней Греции, вошёл храм:

А) Пантеон;

Б) зиккурат;

В) Парфенон;

Г) Рамсеса II.

6. Площадь в Древней Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки, совершался суд, называлась:

А) агорой;

Б) атриумом;

В) патио;

Г) форумом.

7. Древнеримский скульптурный портрет отличает:

А) идеализация;

Б) реалистичность;

В) символизм;

Г) каноническая условность.

8. Периодом империи в древнеримской культуре явились:

А) 1 – 5 вв.;

Б) 5 – 1 вв. до н. э.;

В) 8 – 6 вв. до н. э.;

Г) 11 – 8 вв. до н. э.

9. Ранним Средневековьем считают:

А) 1 – 10 вв.;

Б) 1 – 5 вв.;

В) 5 – 10 вв.;

Г) 10 – 11 вв.

10. В художественной культуре Средних веков:

А) преобладает христианское искусство;

 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Б) развивается только христианское искусство;

В) большое развитие получает светское искусство;

Г) развивается только церковное искусство.

11. «Куртуазный стиль» распространился в одном из четырёх основных пластов средневекового искусства:

А) в городском пласте;

Б) в рыцарском пласте;

В) в религиозном пласте;

Г) в фольклорном пласте.

12. Стрельчатыми формами, обилием каменной резьбы, применением витражей характеризуется стиль:

А) барокко;

Б) ампир;

В) рококо;

Г) готический.

13. Римские полуциркульные, арочные и башенные формы, монументальность, суровая мощь массивных стен с щелевидными окнами характерны для средневекового архитектурного стиля:

А) ампир;

Б) неоклассицизм;

В) романский;

Г) готический.

14. Характерной особенностью византийской средневековой культуры было сохранение многих традиций:

А) Античности;

Б) Древнего Египта;

В) Древнего Китая;

Г) первобытных.

15. Периодом развития культуры Древней Руси историки культуры считают:

А) 12 – 17 вв.;

Б) 9 – 15 вв.;

В) 1 – 10 вв.;

Г) 9 – 17 вв.

16. Техника мозаики, темперной живописи, искусство иконописи получили развитие в Древней Руси благодаря знакомству с культурой:

А) Древнего Рима;

Б) Византии;

В) Франции;

Г) Азии.

17. Гуманисты Возрождения считали образцом:

А) Средневековье;

Б) шумеро-аккадскую древность;

В) классическую латинскую и греческую древность;

Г) вавилонскую культуру.

18. Фундаментальным принципом эстетики Ренессанса стал принцип:

А) подражания природе;

Б) обращения к идеальному божественному началу;

В) мистической интерпретации;

Г) натуралистический.

19. Портрет Моны Лизы (Джоконды), живописные полотна «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», роспись «Тайная вечеря» создал итальянский художник, представитель Высокого Возрождения:

А) Донателло;

Б) Леонардо да Винчи;

В) Тициан;

Г) Джорджоне.

20. Экспрессивность, динамизм, любовь к аффектам, пышность, патетическая приподнятость, театральность характерны для западноевропейского стиля XVII в.:

А) реализм;

Б) сентиментализм;

В) классицизм;

Г) барокко.

 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
21. Эстетика классицизма обращается к идеалам, образам и формам:

А) Средних веков;

Б) Древнего Востока;

В) Античности;

Г) Древней Руси.

22. Крупнейшим представителем живописи барокко является фламандский живописец XVII столетия:

А) Полигнот;

Б) П.П. Рубенс;

В) В. Ван Гог;

Г) П. Гоген.

23. Основоположником классицизма в живописи является французский художник XVII в.:

А) С. Боттичелли;

Б) Рафаэль Санти;

В) Эль Греко;

Г) Н. Пуссен.

24. Крупнейшим испанским художником XVII в. является:

А) Леонардо да Винчи;

Б) Микеланджело Б.;

В) Д. Веласкес;

Г) К. Моне.

25. Ярчайшим художником-импрессионизмом является:

А) О. Ренуар;

Б) Тициан;

В) А. Дюрер;

Г) Х. ван Рейн Рембрандт.

26. Скользящие, изгибающиеся асимметричные формы, стелющиеся, мягко струящиеся линии, мотивы змеи, водорослей, избыточный эстетизм характерны для стиля рубежа XIX – XX вв.:

А) готика;

Б) реализм;

В) классицизм;

Г) модерн.

27. В. Кандинский является представителем модернистского течения:

А) кубизм;

Б) абстракционизм;

В) импрессионизм;

Г) реализм.

28. Классицизм в русской архитектуре XIX в. представляет петербургский зодчий, построивший Александринский театр, оформивший Дворцовую площадь:

А) Микеланджело Б.;

Б) Д. Трезини;

В) К. Росси;

Г) Витрувий.

29. Живописный портрет М. Лопухиной создан русским художником конца XVIII в.:

А) В. Боровиковским;

Б) И. Никитиным;

В) Ф. Греком;

Г) Эль Греко.

30. Храм Христа Спасителя сооружён в Москве в XIX в. архитектором:

А) А. Палладио;

Б) К. Росси;

В) Ф.Б. Растрелли;

Г) К. Тоном.

КЛЮЧ

1 – А

2 – В

3 – Б

4 – В

5 – В

 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6 – Г

7 – Б

8 – А

9 – В

10 – А

11 – Б

12 – Г

13 – В

14 – А

15 – Г

16 – Б

17 – В

18 – А

19 – Б

20 – Г

21 – В

22 – Б

23 – Г

24 – В

25 – А

26 – Г

27 – Б

28 – В

29 – А

30 – Г

СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ /30 заданий/

Степень сложности Количество вопросов % № вопросов

1 9 30% 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 15, 17

2 9 30% 2, 5, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 20

3 6 20% 11, 14, 21, 25, 28, 29

4 3 10% 22, 27, 30

5 3 10% 23, 24, 26

Задание 1. Проработать раздел  « Проторенессанс и раннее Возрождение»

Вопросы:

1. Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли.

2. Пизанская школа скульптуры.

3. Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески, Гиберти.

4. Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.

5. Шедевры архитектуры.

6. Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.

7. Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.

8. Новые жанры литературы.

9. Барокко.

Задание 2. Проработать раздел «Европейское искусство в поисках нового идеала».

Вопросы:

1. Художественная культура стран Европы до первой половины 19 в.

2. Расцвет музыки, театра, литературы.

3. Музыкальные шедевры Европы.

4. Кризис зодчества.

5. Этапы эволюции романтического и реалистического искусства.

6. Революции и их влияние на художественную культуру.

7. Искусство Франции. Делакруа, Жерико, Энгр.

8. Новые направления в искусстве конца 19 – 20 веков.

Содержание зачета

1. Ранние формы культуры.

2.Культура первобытного общества.

3.Периодизация первобытной живописи.

4.Искусство древнейших цивилизаций.

5.Художественная культура Древнего Египта.

6. Каноны и художественные приемы трех царств.

7.Религия и искусство.

8.Архитектура и скульптура Кемета.

9.Достижения древнеегипетской литературы.

10.Искусство Двуречья.

11.Культурные достижения Месопотамии.

 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
12.Шедевры Вавилонского царства.

13.Искусство и культура Древнего Китая.

14.Золотой век пяти императоров.

15.Правление династии Ци – ши хуанди.

16.Художественная культура Древней Индии.

17.Ведическая поэзия.

18.Основные школы буддийской скульптуры.

19.Искусство древних Крита и Микен.

20.Периодизация греческой культуры.

21.«Гомеровская» эпоха.

22.Соревновательность – как принцип жизни и искусства.

23.Миф как способ познания мира и его классификация.

24.Греческий эпос.

25.Искусство строгой, высокой и поздней классики.

26.Архитектурный ордер.

27.Древнегреческая скульптура и ее творцы. «Искусство жизни».

28. Греческая драма.

29.Лирика и проза Древней Эллады.

30.Художественная культура Древнего Рима.

31.Зодчество как наиболее важный вид искусства.

32.Социальный заказ римской аристократии – скульптурный портрет и роман. 33.Литература, опоздавшая на 5 веков.

34.Римская поэзия и ее творцы.

35.Проникновение во внутренний мир человека римской культуры – как подготовка общественного сознания к вступлению в христианство.

36.Театральное искусство римлян.

37.Проблемы наследия античного мира.

38.Проторенессанс и раннее Возрождение.

39.Возрождение в Италии. Данте, Петрарка, Бокаччо.

40.Гуманизм.

41.Искусство городов – республик: Флоренции, падуи, Венеции и.т.д.

42.Христианская и светская культура горожан.

43.Распространение монументальной живописи и фрески.

44.Реформы Джотто.

45..Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли. 46.Пизанская школа скульптуры.

47..Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески,Гиберти.

48.Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.

49.Шедевры архитектуры.

50.Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.

51.Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.

52.Новые жанры литературы.

53.Барокко.

54.Прикладное творчество раннего средневековья.

55.Романский стиль.

56.Шедевры романского зодчества.

57.Каролингское Возрождение.

58.Миниатюра.

59.Эпос Бретони.

60.Искусство зрелого средневековья.

61.Готика и готические соборы.

62.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.

63.Стили и периодизация.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы рефератов

1.Прикладное творчество раннего средневековья.

2.Романский стиль.

3.Шедевры романского зодчества.

4.Каролингское Возрождение.

5.Миниатюра.

6.Эпос Бретони.

7.Искусство зрелого средневековья.

8.Готика и готические соборы.

9.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.

10.Стили и периодизация.

11.Главные элементы готических конструкций.

 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
12.Витраж.

13.Основной тип готической пластики.

14.Живопись как «немая проповедь».

15.Литература, музыка.

16.Григорианские хоралы.

17.Героический эпос.

18.Баллады.

19.Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.

20.Рыцарский роман.

Критерии оценивания:

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:

-новизна текста;

-обоснованность выбора источника;

-степень раскрытия сущности вопроса;

-соблюдения требований к оформлению.

№ п/п

Критерии

Показатели

1.Новизна текста (максимальный –1 балл) а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с научной литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста

2.Степень раскрытия сущности вопроса (максимальный – 1 балл) а) соответствие плана теме реферата;

б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

3.Обоснованность выбора источников (максимальный – 0,5

балла) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные,

сводки справки и т.д.).

4.Соблюдение требований к оформлению (максимальный – 0,5 балла) а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму реферата.

5.Защита реферата (максимальный – 2

балла) а) выступление перед аудиторией с докладом и презентацией; б) предоставление слайдов;

в) выдержан регламент времени.

Максимальный балл -5

Для устного выступления достаточно 10-20 минут (примерно столько времени отвечает по билетам на экзамене).

 
5.3. Фонд оценочных средств
Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: Текущий контроль – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала в течение семестра. К формам текущего контроля относятся: опрос, тестирование (Т), контрольной работы (К). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок (баллов) текущего контроля. Промежуточный контроль – оценка уровня освоения материала по самостоятельным разделам дисциплины. Проводится в заранее определенные сроки. Проводится два промежуточных контроля в семестр. В качестве форм контроля применяют коллоквиумы, контрольные работы, самостоятельное выполнение студентами домашних  заданий с отчетом (защитой),  тестирование по материалам дисциплины. Итоговый контроль – оценка уровня освоения дисциплины по окончании ее  изучения в форме зачета (экзамена). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) включает в себя: - Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; - Описание показателей и критериев оценивания компетенций на этапе изучения дисциплины, описание шкал оценивания; - Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков  и  (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; - Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Фонд оценочных средств прилагается к рабочей программе дисциплины как приложение. Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов.
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования.

Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен, зачет). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.

Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.

5.4. Перечень видов оценочных средств
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Емохонова Л.Г.
Мировая художественная культура Часть 2. : учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования
М.: Академия, 2020
 
Л1.2
Емохонова Л.Г.
Мировая художественная культура. часть 1. : учебное пособие для учрежд. сред. проф. образования
М.: Академия, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Д. М. Еникеева
Культурология.Конспект лекций (Экзамен в кармане) :  курс лекций
М. : Эксмо , 2008
 
Л2.2
Л. М. Баженова
Мировая художественная культура 20 век. Кино, театр, музыка (Серия "Мировая художественная культура" : учебное пособие
СПб. : Питер, 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт ДО
 
Э2
 
Э3
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 8
6.3.1.4
Libre Office
6.3.1.5
Adobe Reader
6.3.1.6
ABBYY finereader
6.3.1.7
chrome
6.3.1.8
yandex
6.3.1.9
opera
6.3.1.10
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
официальный сайт Московского государственного университета экономики, информатики и статистики
6.3.2.2
официальный сайт научной библиотеки МГУ им. Ломоносова
6.3.2.3
официальный сайт Библиотеки Российской академии наук
6.3.2.4
Научная электронная библиотека
 
стр. 16
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6.3.2.5
Мир энциклопедий
6.3.2.6
Электронно-библиотечная система
6.3.2.7
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.8
Поисковая система "Яндекс"
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
Библиотека
Аудитория
Оснащенность
Назначение
читальный зал 
Виды работ
Ср
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Мультимедийный зал отдела выдачи учебной литературы для самостоятельной работы с выходом сеть интернет.

Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.

Учебная мебель: 45 посадочных мест.

Лаборатория №105. 
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Кабинет информатики
Виды работ
Ср
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №3
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
Лек
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №216
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
Пр
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №216
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
Зачёт
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1. Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины. Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.  Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.  Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров).  В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией.  
 
стр. 17
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
10.2. Подготовка к лекциям. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.   10.3. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.   10.4. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.  Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
 
стр. 18
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;  обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;  фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;  готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;  работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;  пользоваться реферативными и справочными материалами;  контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;  обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.  пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);  использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;  повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;  обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);  использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).