44.03.01 Педагогическое образование
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: уч.г.
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
ции
ракт.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Достижения древнеегипетской литературы.
2. Искусство Двуречья. Культурные достижения Месопотамии.
3. Шедевры Вавилонского царства.
4. Искусство и культура Древнего Китая.
5. Золотой век пяти императоров.
6. Правление династии Ци – ши хуанди.
7. Художественная культура Древней Индии.
8. Ведическая поэзия.
9. Основные школы буддийской скульптуры.
Раздел II. Великолепие античного искусства
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Греческая драма.
2. Лирика и проза Древней Эллады.
3. Художественная культура Древнего Рима.
4. Зодчество как наиболее важный вид искусства.
5. Социальный заказ римской аристократии – скульптурный портрет и роман.
6. Литература, опоздавшая на 5 веков.
7. Римская поэзия и ее творцы.
8. Проникновение во внутренний мир человека римской культуры – как подготовка общественного сознания к вступлению в христианство.
9. Театральное искусство римлян.
10. Проблемы наследия античного мира.
Раздел III. Европейская культура средневековья
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Главные элементы готических конструкций.
2. Витраж. Основной тип готической пластики.
3. Живопись как «немая проповедь».
4. Литература, музыка.
5. Григорианские хоралы.
6. Героический эпос.
7. Баллады. Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.
8. Рыцарский роман.
Раздел IV. Проторенессанс и Возрождение жанры.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли.
1. Пизанская школа скульптуры. Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески, Гиберти.
2. Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.
3. Шедевры архитектуры.
4. Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.
5. Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.
6. Новые жанры литературы. Барокко.
Раздел V. Европейское искусство в поисках нового идеала
2. Расцвет музыки, театра, литературы.
3. Музыкальные шедевры Европы.
4. Кризис зодчества.
5. Этапы эволюции романтического и реалистического искусства.
6. Революции и их влияние на художественную культуру.
7. Искусство Франции. Делакруа, Жерико, Энгр.
8. Новые направления в искусстве конца 19 – 20 веков.
Примерные тестовые задания
1. Для мировоззрения людей первобытной культуры характерна:
А) мифологичность;
Б) научность;
В) философичность;
Г) утилитаризм.
2. Первобытный культурный синкретизм – это:
А) разделение искусства на виды и жанры;
Б) разделение искусства на мусический и пластический комплексы;
В) слитность искусства со всеми иными явлениями жизни;
Г) выделение конкретных художественных направлений.
3. В территорию Передней Азии входит:
А) Древний Египет;
Б) Шумер, Аккад;
В) Древняя Индия;
Г) Древний Китай.
4. Культура Древнего Египта относится к культурам:
А) Античности;
Б) Средних веков;
В) Древнего Востока;
Г) Нового времени.
5. В архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, реконструированный в классический период культуры Древней Греции, вошёл храм:
А) Пантеон;
Б) зиккурат;
В) Парфенон;
Г) Рамсеса II.
6. Площадь в Древней Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки, совершался суд, называлась:
А) агорой;
Б) атриумом;
В) патио;
Г) форумом.
7. Древнеримский скульптурный портрет отличает:
А) идеализация;
Б) реалистичность;
В) символизм;
Г) каноническая условность.
8. Периодом империи в древнеримской культуре явились:
А) 1 – 5 вв.;
Б) 5 – 1 вв. до н. э.;
В) 8 – 6 вв. до н. э.;
Г) 11 – 8 вв. до н. э.
9. Ранним Средневековьем считают:
А) 1 – 10 вв.;
Б) 1 – 5 вв.;
В) 5 – 10 вв.;
Г) 10 – 11 вв.
10. В художественной культуре Средних веков:
А) преобладает христианское искусство;
В) большое развитие получает светское искусство;
Г) развивается только церковное искусство.
11. «Куртуазный стиль» распространился в одном из четырёх основных пластов средневекового искусства:
А) в городском пласте;
Б) в рыцарском пласте;
В) в религиозном пласте;
Г) в фольклорном пласте.
12. Стрельчатыми формами, обилием каменной резьбы, применением витражей характеризуется стиль:
А) барокко;
Б) ампир;
В) рококо;
Г) готический.
13. Римские полуциркульные, арочные и башенные формы, монументальность, суровая мощь массивных стен с щелевидными окнами характерны для средневекового архитектурного стиля:
А) ампир;
Б) неоклассицизм;
В) романский;
Г) готический.
14. Характерной особенностью византийской средневековой культуры было сохранение многих традиций:
А) Античности;
Б) Древнего Египта;
В) Древнего Китая;
Г) первобытных.
15. Периодом развития культуры Древней Руси историки культуры считают:
А) 12 – 17 вв.;
Б) 9 – 15 вв.;
В) 1 – 10 вв.;
Г) 9 – 17 вв.
16. Техника мозаики, темперной живописи, искусство иконописи получили развитие в Древней Руси благодаря знакомству с культурой:
А) Древнего Рима;
Б) Византии;
В) Франции;
Г) Азии.
17. Гуманисты Возрождения считали образцом:
А) Средневековье;
Б) шумеро-аккадскую древность;
В) классическую латинскую и греческую древность;
Г) вавилонскую культуру.
18. Фундаментальным принципом эстетики Ренессанса стал принцип:
А) подражания природе;
Б) обращения к идеальному божественному началу;
В) мистической интерпретации;
Г) натуралистический.
19. Портрет Моны Лизы (Джоконды), живописные полотна «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», роспись «Тайная вечеря» создал итальянский художник, представитель Высокого Возрождения:
А) Донателло;
Б) Леонардо да Винчи;
В) Тициан;
Г) Джорджоне.
20. Экспрессивность, динамизм, любовь к аффектам, пышность, патетическая приподнятость, театральность характерны для западноевропейского стиля XVII в.:
А) реализм;
Б) сентиментализм;
В) классицизм;
Г) барокко.
А) Средних веков;
Б) Древнего Востока;
В) Античности;
Г) Древней Руси.
22. Крупнейшим представителем живописи барокко является фламандский живописец XVII столетия:
А) Полигнот;
Б) П.П. Рубенс;
В) В. Ван Гог;
Г) П. Гоген.
23. Основоположником классицизма в живописи является французский художник XVII в.:
А) С. Боттичелли;
Б) Рафаэль Санти;
В) Эль Греко;
Г) Н. Пуссен.
24. Крупнейшим испанским художником XVII в. является:
А) Леонардо да Винчи;
Б) Микеланджело Б.;
В) Д. Веласкес;
Г) К. Моне.
25. Ярчайшим художником-импрессионизмом является:
А) О. Ренуар;
Б) Тициан;
В) А. Дюрер;
Г) Х. ван Рейн Рембрандт.
26. Скользящие, изгибающиеся асимметричные формы, стелющиеся, мягко струящиеся линии, мотивы змеи, водорослей, избыточный эстетизм характерны для стиля рубежа XIX – XX вв.:
А) готика;
Б) реализм;
В) классицизм;
Г) модерн.
27. В. Кандинский является представителем модернистского течения:
А) кубизм;
Б) абстракционизм;
В) импрессионизм;
Г) реализм.
28. Классицизм в русской архитектуре XIX в. представляет петербургский зодчий, построивший Александринский театр, оформивший Дворцовую площадь:
А) Микеланджело Б.;
Б) Д. Трезини;
В) К. Росси;
Г) Витрувий.
29. Живописный портрет М. Лопухиной создан русским художником конца XVIII в.:
А) В. Боровиковским;
Б) И. Никитиным;
В) Ф. Греком;
Г) Эль Греко.
30. Храм Христа Спасителя сооружён в Москве в XIX в. архитектором:
А) А. Палладио;
Б) К. Росси;
В) Ф.Б. Растрелли;
Г) К. Тоном.
КЛЮЧ
1 – А
2 – В
3 – Б
4 – В
5 – В
7 – Б
8 – А
9 – В
10 – А
11 – Б
12 – Г
13 – В
14 – А
15 – Г
16 – Б
17 – В
18 – А
19 – Б
20 – Г
21 – В
22 – Б
23 – Г
24 – В
25 – А
26 – Г
27 – Б
28 – В
29 – А
30 – Г
СТЕПЕНЬ СЛОЖНОСТИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ /30 заданий/
Степень сложности Количество вопросов % № вопросов
1 9 30% 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 15, 17
2 9 30% 2, 5, 10, 12, 13, 16, 18, 19, 20
3 6 20% 11, 14, 21, 25, 28, 29
4 3 10% 22, 27, 30
5 3 10% 23, 24, 26
Задание 1. Проработать раздел « Проторенессанс и раннее Возрождение»
Вопросы:
1. Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли.
2. Пизанская школа скульптуры.
3. Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески, Гиберти.
4. Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.
5. Шедевры архитектуры.
6. Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.
7. Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.
8. Новые жанры литературы.
9. Барокко.
Задание 2. Проработать раздел «Европейское искусство в поисках нового идеала».
Вопросы:
1. Художественная культура стран Европы до первой половины 19 в.
2. Расцвет музыки, театра, литературы.
3. Музыкальные шедевры Европы.
4. Кризис зодчества.
5. Этапы эволюции романтического и реалистического искусства.
6. Революции и их влияние на художественную культуру.
7. Искусство Франции. Делакруа, Жерико, Энгр.
8. Новые направления в искусстве конца 19 – 20 веков.
Содержание зачета
1. Ранние формы культуры.
2.Культура первобытного общества.
3.Периодизация первобытной живописи.
4.Искусство древнейших цивилизаций.
5.Художественная культура Древнего Египта.
6. Каноны и художественные приемы трех царств.
7.Религия и искусство.
8.Архитектура и скульптура Кемета.
9.Достижения древнеегипетской литературы.
10.Искусство Двуречья.
11.Культурные достижения Месопотамии.
13.Искусство и культура Древнего Китая.
14.Золотой век пяти императоров.
15.Правление династии Ци – ши хуанди.
16.Художественная культура Древней Индии.
17.Ведическая поэзия.
18.Основные школы буддийской скульптуры.
19.Искусство древних Крита и Микен.
20.Периодизация греческой культуры.
21.«Гомеровская» эпоха.
22.Соревновательность – как принцип жизни и искусства.
23.Миф как способ познания мира и его классификация.
24.Греческий эпос.
25.Искусство строгой, высокой и поздней классики.
26.Архитектурный ордер.
27.Древнегреческая скульптура и ее творцы. «Искусство жизни».
28. Греческая драма.
29.Лирика и проза Древней Эллады.
30.Художественная культура Древнего Рима.
31.Зодчество как наиболее важный вид искусства.
32.Социальный заказ римской аристократии – скульптурный портрет и роман. 33.Литература, опоздавшая на 5 веков.
34.Римская поэзия и ее творцы.
35.Проникновение во внутренний мир человека римской культуры – как подготовка общественного сознания к вступлению в христианство.
36.Театральное искусство римлян.
37.Проблемы наследия античного мира.
38.Проторенессанс и раннее Возрождение.
39.Возрождение в Италии. Данте, Петрарка, Бокаччо.
40.Гуманизм.
41.Искусство городов – республик: Флоренции, падуи, Венеции и.т.д.
42.Христианская и светская культура горожан.
43.Распространение монументальной живописи и фрески.
44.Реформы Джотто.
45..Обретение живописью самостоятельности в творчестве Мазаччо и Ботичелли. 46.Пизанская школа скульптуры.
47..Никколо Пизано и Камбио, Дж. Пизано, Донателло, Бруннелески,Гиберти.
48.Культура высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микельанджело – три гения эпохи.
49.Шедевры архитектуры.
50.Веницианская школа живописи от Джордоне до Тициана.
51.Позднее Возрождение в Испании, Португалии, Германии, Англии.
52.Новые жанры литературы.
53.Барокко.
54.Прикладное творчество раннего средневековья.
55.Романский стиль.
56.Шедевры романского зодчества.
57.Каролингское Возрождение.
58.Миниатюра.
59.Эпос Бретони.
60.Искусство зрелого средневековья.
61.Готика и готические соборы.
62.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.
63.Стили и периодизация.
1.Прикладное творчество раннего средневековья.
2.Романский стиль.
3.Шедевры романского зодчества.
4.Каролингское Возрождение.
5.Миниатюра.
6.Эпос Бретони.
7.Искусство зрелого средневековья.
8.Готика и готические соборы.
9.Архитектура как централизующий и связующий вид искусства.
10.Стили и периодизация.
11.Главные элементы готических конструкций.
13.Основной тип готической пластики.
14.Живопись как «немая проповедь».
15.Литература, музыка.
16.Григорианские хоралы.
17.Героический эпос.
18.Баллады.
19.Трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты, голиарды.
20.Рыцарский роман.
Критерии оценивания:
Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки:
-новизна текста;
-обоснованность выбора источника;
-степень раскрытия сущности вопроса;
-соблюдения требований к оформлению.
№ п/п
Критерии
Показатели
1.Новизна текста (максимальный –1 балл) а) актуальность темы исследования;
б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);
в) умение работать с научной литературой, систематизировать и структурировать материал;
г) самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста
2.Степень раскрытия сущности вопроса (максимальный – 1 балл) а) соответствие плана теме реферата;
б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме;
г) обоснованность способов и методов работы с материалом;
е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
3.Обоснованность выбора источников (максимальный – 0,5
балла) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные,
сводки справки и т.д.).
4.Соблюдение требований к оформлению (максимальный – 0,5 балла) а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;
б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;
в) соблюдение требований к объёму реферата.
5.Защита реферата (максимальный – 2
балла) а) выступление перед аудиторией с докладом и презентацией; б) предоставление слайдов;
в) выдержан регламент времени.
Максимальный балл -5
Для устного выступления достаточно 10-20 минут (примерно столько времени отвечает по билетам на экзамене).
Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен, зачет). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины
При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса.
Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
Оборудование: системный блок LED- 10 шт, Монитор АОС -10 шт, клавиатура-10 шт., мышь-10 шт.
Учебная мебель: 45 посадочных мест.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.