2023-2024_44_03_01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый_plx_Деловое письмо
 
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
 
Социально-гуманитарных дисциплин
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Деловое письмо
______________ 2018 г.
Ректор
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx

44.03.01 Педагогическое образование

______________И.И. Готовцев
 
зачеты 4
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
7,8
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
1 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
36
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Контактная работа на промежуточную аттестацию 
0,2
0,2
0,2
0,2
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28,2
28,2
28,2
28,2
Сам. работа
7,8
7,8
7,8
7,8
Итого
36
36
36
36
 
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
 
 
кпн, Нач. фак., Артеменко Елена Викторовна _________________
 
Рецензент(ы):
 
 
_________________
 
Деловое письмо
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 30.03.2018 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2018 г.  №  __  

Срок действия программы:  уч.г.

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
                __ __________ 2018 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
стр. 3
 
Протокол от  __ __________ 2022 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2022 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2021 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2021 г.
Председатель НМС УГН(С)
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2020 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Председатель НМС УГН(С)
                __ __________ 2020 г.
 
 
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  

Зав. кафедрой Адамова Любовь Константиновна

Социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

                __ __________ 2019 г.
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
 
 
 
стр. 4
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель изучения дисциплины: 
1.2
1)Формирование у студентов лингвистической компетентности и коммуникативных навыков в области делового письма. 
1.3
2)Приобретение навыков грамотного оформления деловой корреспонденции.
1.4
3)Овладение  стратегиями и тактиками письменной культуры в различных формах и видах коммуникации. 
1.5
4)Повышение уровня культуры письма в сфере письменной коммуникации; 
1.6
5)формирование умений оформления документов,  необходимых для успешной коммуникации в самых различных сферах (бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной).
1.7
Курс «Деловое письмо», имеет комплексный интегративный характер и опирается на знание современного русского языка, а также на ряд смежных дисциплин: культуру  речи, стилистику, психологию речевого общения и др.
1.8
Курс призван побудить студентов к правильному оформлению документов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
Б1.В.ДЭ.07
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Риторика
2.1.2
Этика и психология делового общения
2.1.3
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организационно-правовые основы допризывной подготовки граждан по основам военной службы в РФ
2.2.2
получение первичных навыков научно-исследовательской работы
2.2.3
Законодательство в безопасности жизнедеятельности
2.2.4
научно-исследовательская работа
2.2.5
Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
Знать:
 
Уровень 1
На базовом уровне осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. 
 
Уровень 2
В полном объеме осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. 
 
Уровень 3
На высоком уровне осуществляет поиск необходимой информации для решения стандартных коммуникативных задач с применением ИКТ-технологий. 
 
 
Уметь:
 
Уровень 1
На базовом уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на русском языке с учетом социокультурных особенностей.  
 
Уровень 2
На базовом уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на русском языке с учетом социокультурных особенностей.  
 
Уровень 3
На высоком уровне демонстрирует умение осуществлять деловую переписку на русском языке с учетом социокультурных особенностей.  
 
 
Владеть:
 
Уровень 1
В полном объеме демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на русском языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
Уровень 2
На базовом уровне демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на русском языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
Уровень 3
На высоком уровне демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на русском языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
 
ПК-1: Способен успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения 
 
стр. 5
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Знать:
 
Уровень 1
В полном объеме:

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;

– основные модели речевого поведения;

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; 

 
Уровень 2
На базовом уровне:

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;

– основные модели речевого поведения;

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; 

 
Уровень 3
На высоком уровне:

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

– виды, приемы и основные особенности слушания и чтения, говорения и письма как видов речевой деятельности;

– основные модели речевого поведения;

– правила и нормы общения, требования к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях; 

 
 
Уметь:
 
Уровень 1
В полном объеме:

– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;

– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;

– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;

 
Уровень 2
На базовом уровне:

– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;

– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;

– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;

 
Уровень 3
На высоком уровне:

– реализовывать различные виды речевой деятельности в учебно-научном общении;

– создавать речевые высказывания в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми и языковыми нормами;

– использовать различные контактоустанавливающие и регулирующие коммуникативный контакт средства;

 
 
Владеть:
 
Уровень 1
Владеет вобщем: Планирует и осуществляет руководство действиями обучающихся в индивидуальной и совместной учебно- проектной деятельности
 
Уровень 2
Владеет на достаточном уровне:Планирует и осуществляет руководство действиями обучающихся в индивидуальной и совместной учебно- проектной деятельности
 
Уровень 3
Владеет на высоком уровне:Планирует и осуществляет руководство действиями обучающихся в индивидуальной и совместной учебно- проектной деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение.Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.  
3.1.2
A/02.6 Воспитательная деятельность.Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. 
3.1.3
A/03.6 Развивающая деятельность -  Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуальноориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся 
3.1.4
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение. 
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 6
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3.2.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи 
3.2.2
A/02.6 Воспитательная деятельность. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций
3.2.3
A/03.6 Развивающая деятельность. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий. ФГОС ООО и СОО: регулятивные универсальные учебные действия 
3.2.4
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.Правила внутреннего распорядка Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы. 
3.3.2
A/02.6 Воспитательная деятельность. Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации 
3.3.3
A/03.6 Развивающая деятельность. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
3.3.4
B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения  
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
 
Раздел 1. Деловое письмо как эффективный инструмент организации и поддержания деловых контактов.

 
1.1
Деловая переписка как особый жанр официальноделового стиля. Деловое письмо как эффективный

инструмент организации и поддержания деловых

контактов.Язык корреспонденции, носящий этикетный характер.

Сроки отправления писем.

Структура текста.

/Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4 ПК-1
4
0
Лекция-беседа
 
1.2
Интернациональные свойства русской

официально-деловой корреспонденции

Приемы унификации и стандартизации языка

служебных документов.

Этические нормы деловой переписки: формулы

вежливости, виды обращений, заключительные слова. /Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4 ПК-1
4
0
Практические задания в Moodle
 
1.3
Психологические аспекты деловой переписки.

Этикет деловой переписки.

Этические принципы общения.

Деловой этикет.

/Ср/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

7,8
УК-4 ПК-1
4
0
 
1.4
Психологические аспекты деловой переписки.

Этикет деловой переписки.

Этические принципы общения.

Деловой этикет.

/КрАт/

Л1.2 Л1.1Л2.1

0,2
УК-4 ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2. Язык и стиль деловой переписки. 

 
стр. 7
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2.1
Аргументация.

Последовательность изложения.

Тип предложений.

Членение предложений на тему и рему для последовательности изложения.

Связь предложений в тексте.

/Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4 ПК-1
4
0
Практические задания в Moodle
 
 
Раздел 3. Структурная организация делового письма. Редактирование официально-делового текста

 
3.1
Оформление делового письма. Формуляр и реквизиты

делового письма. /Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4 ПК-1
4
0
Лекция-беседа
 
3.2
Работа над составлением и редактированием

официально-делового текста: анализ речевых и

грамматических ошибок.

/Пр/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4 ПК-1
4
0
Практические задания в Moodle. работа в группе.
 
 
Раздел 4. Общие требования к письменному тексту. Языковые средства выражения.

 
4.1
Культура письменной речи.

Официально-деловой стиль.

Выбор слова по его значению.

/Лек/

Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-4 ПК-1
4
0
Лекция-беседа
 
4.2
Правила грамотного оформления текста /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4 ПК-1
4
0
Практические задания в Moodle. работа в группе
 
 
Раздел 5. Система стандартов по  ГОСТ.

 
5.1
Правила грамотного оформления текста.Итоговое занятие /Лек/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-4 ПК-1
4
0
 
5.2
Наиболее распространенные ошибки /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

1
УК-4 ПК-1
4
0
Практические задания в Moodle
 
5.3
Итоговое занятие /Пр/
Л1.2 Л1.1Л2.1

Э1

1
УК-4 ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к  экзамену: 1.Общие требования к письменному тексту 2.Культура письменной речи 3.Официально-деловой стиль 4.Психологические аспекты деловой переписки 5.Этикет деловой переписки 6.Сроки отправления писем 7.Этикет внутренней переписки 8.Логичность изложения 9.Аргументация. 10.Последовательность изложения 11.Тип предложений 12.Членение предложений на тему и рему для последовательности изложения 13.Связь предложений в тексте 14.Структура текста 15.План делового письма 16.Редактирование делового письма 17.Корректурные знаки и их применение 18.Рубрикация 19.Оформление выводов
 
стр. 8
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
20.Пояснения, постскриптум и постпостскриптум 21.Употребление цитат 22.Написание физических величин 23.Оформление математических формул 24.Оформление таблиц 25.Сокращение слов и словосочетаний 26.В соответствии с ГОСТом 7.12-93 от 01.07.1995 27.Сокращение слов и словосочетаний в тексте 28.Несклоняемые существительные 29.Существительные, обозначающие лицо по профессии, должности, занятию 30.Замена существительного местоимением 31.Написание имен и фамилий 32.Употребление числительных, а также существительных и наречий с количественным значением 34.Стилевая принадлежность слова 35.Клише 36.Фразеологизмы 37.Смысловой порядок слов 38.Стилистические ошибки 39.Употребление терминов и канцеляризмов 40.Стилистически неудачные конструкции 41.Стилистически правильное употребление предлогов 42.Лексические ошибки 43.Разговорная лексика 44.Нелитературная лексика (просторечная, диалектная, жаргонная) 45.Экспрессивная лексика 46.Синтаксическая омонимия 47.Смысловые ошибки 48.Логические смысловые ошибки 49.Лингвистические смысловые ошибки 50.Употребление синонимов 51.Употребление паронимов 52.Плеоназм (смысловая избыточность) 53.Тавтология (открытая явная избыточность) 54.Полисемия (множество смыслов одного слова) 55.Употребление слова «который» 56.Пунктуация 57.Вводные слова и обороты, которые не рекомендуется выделять запятыми 58.Вводные слова и обороты, которые рекомендуется выделать запятыми 59.Цельные по смыслу выражения, которые не выделяются знаками препинания Тестовые задания. Тема.  Коммуникация в деловой сфере 1. К тактическим приемам ведения переговоров, демонстрирующих отношение к оппоненту как к партнеру, относят: 1) подчеркивание общности; 2) завышение требований; 3) двойное толкование. 2. К тактическим приемам ведения переговоров, демонстрирующих отношение к оппоненту как к противнику, относят: 1) подчеркивание общности; 2) разделение проблемы на отдельные составляющие; 3) двойное толкование. 3. Повышает эффективность общения: 1) неотрывный взгляд в глаза; 2) отсутствие прямого взгляда; 3) заинтересованный взгляд, направленный на собеседника; 4) взгляд сквозь вас. 4. Деловое общение — это вид общения: 1) направленный на достижение предметной договоренности или определенной цели; 2) между коллегами по работе; 3) который люди используют в семейных отношениях. 5. К приемам формирования аттракции относят прием: 1) «зацепки»; 2) снятия напряженности; 3) «терпеливый слушатель»; 4) «нейтральной фразы». 6. Расположение к себе собеседника, его притяжение на эмоциональном уровне: 1) проекция; 2) рефлексия; 3) установка;
 
стр. 9
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
4) аттракция. 7. Когда вам пришла в голову мысль позвонить: 1) сразу звоните, пока не забыли; 2) обдумайте предстоящий разговор; 3) важно вспомнить, что звонить можно только в случае крайней необходимости. 8. Тип совещания: 1) оперативное; 2) конструктивное; 3) стратегическое; 4) тактическое. 9. Деловое общение: 1) формальное; 2) обыденное; 3) ситуативное; 4) конфликтное. 10. В деловом общении обращение к собеседнику происходит на: 1) «Вы» независимо от должности и соподчинения; 2) «Вы» только с руководителем и сторонними людьми; 3) «Ты» независимо от должности и соподчинения. 11. Беседу с посетителем нельзя завершать: 1) высказыванием обобщающего или завершающего замечания; 2) прекращением разговора; 3) вставанием; 4) шуткой. 12. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Вы: 1) увидев, расскажите ему; 2) напишите записку и положите на его стол; 3) попросите того, кто его наверняка увидит, передать содержание разговора; 4) предложите перезвонить. 13. Вы ведете переговоры. Партнер опоздал на встречу на 8 минут. Ваша реакция: 1) выражу опоздавшему свое недовольство; 2) выразительно посмотрю в момент его появления на часы; 3) через шутку выражу свое недоумение; 4) сделаю вид, что ничего не произошло, сразу перейду к делу. 14. При телефонном звонке следует: 1) снять трубку после второго или третьего звонка; 2) не снимать трубку в течение 5 минут; 3) снять трубку после 5 звонка. 15. Прием «зацепки»: 1) выражается в необычном вопросе, сравнении, кратком изложении проблемы; 2) заключается в непосредственном переходе к делу сразу, без вступления; 3) заключается в использовании дружеских слов, личного обращения по имени и отчеству, который позволит установить контакт в начале разговора. 16. Антикульминационная структура изложения материала: 1) выводы делаются в конце выступления; 2) основная проблема раскрывается в середине выступления; 3) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется. 17. Прямое ускорение: 1) стимулируется за счет фраз с предложением принять сразу решение по интересующей проблеме; 2) предполагает в процессе деловой беды предлагать не одно, а несколько решений; 3) позволяет привести собеседника к окончательному решению постепенно. 18. В конце делового совещания руководитель должен: 1) четко сформулировать решения, принятые в ходе коллективного обсуждения; 2) назвать ответственных исполнителей; 3) выделить основные моменты рассматриваемого вопроса. 19. Пирамидальная структура изложения материала: 1) выводы делаются в конце выступления; 2) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется; 3) основная проблема раскрывается в середине выступления. 20. Постоянно действующее совещание: 1) может не иметь регламентированной повестки дня, зачастую проводится без председателя и сводится к обмену мнениями по какому-либо вопросу; 2) регулярно собирается для решения оперативных вопросов по плану в определенные дни; 3) характерна разработка повестки дня с регламентацией времени на выступления и обсуждение рассматриваемой проблемы. 21. Фиксация договоренности является: 1) заключительным элементом основной части деловой беседы; 2) заключительным элементом подготовительной части деловой беседы;
 
стр. 10
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
3) элементом заключительного этапа деловой беседы. 22. Прием прямого подхода: 1) заключается в использовании дружеских слов, личного обращения по имени и отчеству, который позволит установить контакт в начале разговора; 2) предполагает в начале встречи постановки ряда вопросов по проблемам, которые должны быть рассмотрены в беседе; 3) заключается в непосредственном переходе к делу сразу, без вступления. 23. Оценка «языка собеседника»: 1) позволяет подстроиться под тип речи собеседника, что увеличивает эффективность передачи информации; 2) дает возможность собеседнику показать уровень знаний, комбинировать различные типы вопросов; 3) позволяет передавать информацию на уровне профессиональной компетентности собеседника. 24. Идентификация: 1) предполагает при передаче информации поставить себя на место собеседника, чтобы лучше понять его, учесть его интересы и цели; 2) позволяет передавать информацию на уровне профессиональной компетентности собеседника; 3) позволяет гибко менять свое поведение, изменять тип подачи информации. 25. Основными вопросами, которые необходимо решить в процессе подготовки деловой беседы: 1) самоанализ поведения участников; 2) устное или письменное приглашение заинтересованных лиц на встречу; 3) определение темы деловой беседы, основных задач и целей. 26. Кульминационная структура изложения материала: 1) основная проблема раскрывается в середине выступления; 2) решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется; 3) выводы делаются в конце выступления. 27. Гипотетический подход: 1) заключается в том, что собеседнику предлагается принять только предварительно решение; 2) заключается в том, что на протяжении деловой беседы говорится лишь о принятии условного решения, что снимает страх ответственности и расслабляет собеседника; 3) стимулируется за счет фраз с предложением принять сразу решение по интересующей проблеме. 28. Оценка мотивов и уровня информированности: 1) позволяет гибко менять свое поведение, изменять тип подачи информации; 2) позволяет подстроиться под тип речи собеседника, что увеличивает эффективность передачи информации; 3) позволяет передавать информацию на уровне профессиональной компетентности собеседника. 29. Заключительный этап позволяет: 1) составить план, выбор стратегии и тактики проведения деловой беседы; 2) накопить полезный опыт на будущее; 3) наметить дальнейшую тактику общения с собеседником. 30. Свободное оперативное совещание: 1) регулярно собирается для решения оперативных вопросов по плану в определенные дни; 2) может не иметь регламентированной повестки дня, зачастую проводится без председателя и сводится к обмену мнениями по какому-либо вопросу; 3) характерна разработка повестки дня с регламентацией времени на выступления и обсуждение рассматриваемой проблемы. 31. Место проведения совещания: 1) встречи могут проходить в помещении каждого из участников совещания или на нейтральной территории; 2) встречи могут проходить только в помещении каждого из участников совещания; 3) встречи могут проходить только на нейтральной территории. 32. Для создания позитивного психологического климата на совещании необходимо: 1) навязывать свою позицию, особенно руководителю, авторитет которого может сказаться на эффективности выступления; 2) не допускать недоброжелательного тона на выступлениях участников и руководителя; 3) пресекать агрессивные реплики со стороны участников. 33. В каких случаях необходимо проведение делового совещания: 1) когда нужно сделать важное сообщение, которое может вызвать вопросы , требующие обсуждения; 2) когда нужно повысить информированность руководителя, благодаря учету идей, вознаграждений и критических замечаний; 3) когда возникает необходимость проинструктировать группу людей по методам и процедурам предстоящей работы. 34. Проблемное деловое совещание: 1) характерна разработка повестки дня с регламентацией времени на выступления и обсуждение рассматриваемой проблемы; 2) регулярно собирается для решения оперативных вопросов по плану в определенные дни; 3) может не иметь регламентированной повестки дня, зачастую проводится без председателя и сводится к обмену мнениями по какому-либо вопросу. 35. В структуру речевого общения входит: 1) значение и смысл слов, фраз; 2) кинесика; 3) паралигвистика; 4) такесика. 36. Требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами: 1) убеждение;
 
стр. 11
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2) принуждение; 3) заражение; 4) просьба. 37. Скрытое управление поведением партнера: 1) манипулирование; 2) принуждение; 3) заражение; 4) просьба. 38. Групповые нормы и ценности возникают в результате: 1) подражания; 2) заражения; 3) внушения; 4) убеждения. 39. Неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации: 1) эмпатия; 2) идентификация; 3) установка; 4) проекция. 40. Функция общения, которая реализуется в возможности человека познать, утвердить себя, свою ценность в процессе общения, организация и поддержание межличностных отношений: 1) прагматическая: 2) внутриличностная; 3) подтверждения. 41. Осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией определяется понятием: 1) конформность; 2) заражение; 3) мода; 4) убеждение. 42. Бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям: 1) подражание; 2) заражение; 3) мода; 4) внушение. 43. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека: 1) эмпатия; 2) общение; 3) сотрудничество; 4) рефлексия. 44. Система средств общения, включающая в себя рукопожатие, поцелуй, похлопывание: 1) кинесика; 2) паралингвистика; 3) такесика; 4) проксемика. 45. Система средств общения, включающая в себя пространственно – временную организацию общения: 1) кинесика; 2) паралингвистика; 3) экстралингвистика; 4) проксемика. 46. Процесс расшифровки смысла сообщений представляет собой _____ слушание: 1) направленное; 2) рефлексивное; 3) эмпатическое; 4) нерефлексивное. 47. Психологический механизм самосознания: 1) эмпатия; 2) идентификация; 3) рефлексия; 4) атрибуция. 48. Система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику: 1) кинесика; 2) паралингвистика; 3) экстралингвистика; 4) проксемика. 49. Организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества – это _____ уровень общения; 1) интимно – личностный;
 
стр. 12
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
2) ритуальный, или социально – ролевой; 3) деловой; 4) прагматический. 50. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия: 1) убеждение; 2) принуждение; 3) заражение; 4) просьба.
 
5.2. Темы письменных работ
Темы эссе: 1. Роль письменной коммуникации в формировании профессионального имиджа. 2. Содержательная и эмоциональная составляющая письменного взаимодействия. 3. Международная переписка: особенности составления писем международным партнерам. 4. Этические нормы деловой переписки: формулы вежливости, виды обращений, заключительные слова. 5. Соблюдение норм орфографии и пунктуации в неофициальной переписке. 6. Возможные информационные искажения при составлении письма и способы их устранения. 7. Специфика переписки по электронной почте. Подготовить сообщения на тему: Основные черты  деловой речи.   Типы служебных документов. Требования к оформлению реквизитов. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Редактирование и устранение типичных ошибок  в языке деловых документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Виды делового общения. Речевой этикет в документе.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств (ФОС) - комплекты методических и оценочных материалов, методик и процедур, предназначенных для определения соответствия или несоответствия уровня достижений обучающихся планируемым результатам обучения. ФОС должны соответствовать ФГОС и ООП, целям и задачам обучения, предметной области, быть достижимыми, исполнимыми, включать полноту представления материалов. При составлении ФОС для каждого результата обучения по дисциплине, модулю, практике необходимо определить этапы формирования компетенций, формы контроля, показатели и критерии оценивания сформированности компетенции на различных этапах ее формирования, шкалы и процедуры оценивания.
 
Оценка качества освоения ООП базируется на ФГОС ВО по направлению подготовки – «Педагогическое образование» и включает: разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки качества усвоения дисциплины посредством  тестирования. Оценка качества освоения ООП бакалавриата включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестациюобучающихся и итоговую аттестацию студентов (экзамен). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений требованиям ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Текущий и промежуточный контроль результатов изучения дисциплины При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль осуществляется в течение изучения отдельного раздела по всем видам занятий, промежуточный контроль осуществляется при проверке тестовых заданий по вопросам изучаемого курса. Текущая аттестация (контроль) работы студентов осуществляется в процессе учебной деятельности. В течение изучения отдельного раздела на каждом виде занятий (лекция, практическое занятие, самостоятельная работа) студентам выставляются отметки (баллы). Если по каким-либо уважительным причинам студент не присутствовал на обязательных видах занятий, ему предлагаются другие виды работы (контрольные работы, реферат, тестирование), которые также оцениваются преподавателем.
5.4. Перечень видов оценочных средств
 
стр. 13
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кузнецов И. Н.
Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: Учебник и практикум для вузов
Москва: Юрайт, 2020
 
Л1.2
Грозова О. С.
Делопроизводство: Учебное пособие Для академического бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колышкина Т. Б., Шустина И. В.
Деловые коммуникации, документооборот и делопроизводство: Учебное пособие Для прикладного бакалавриата
Москва: Юрайт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Microsoft Office 2010
6.3.1.2
ЭО moodle
6.3.1.3
Windows 8
6.3.1.4
Adobe Reader
6.3.1.5
ABBYY finereader
6.3.1.6
chrome
6.3.1.7
yandex
6.3.1.8
opera
6.3.1.9
Microsoft office 2007
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Международная электронная энциклопедия "Википедия"
6.3.2.2
электронная библиотека ЧГИФКИС
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Лекционный зал №1
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа, семинарского типа, для групповых консультаций, для текущего контроля и промежуточной аттестации (проектор, экран, мультимедийный комплекс)

Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Кабинет №216
Аудитория
Оснащенность
Назначение
Учебная аудитория
Виды работ
КР
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Компьютеры с выходом в интернет, учебники, журналы, книги, столы, стулья
Библиотека
Аудитория
Оснащенность
Назначение
читальный зал 
Виды работ
КР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
 
стр. 14
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
Освоение учебной дисциплины предполагает приобретение теоретических знаний, практических умений и навыков в ходе контактной работы с преподавателем в ходе лекционных и практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы.  Важным условием успешного освоения дисциплины является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно.  Все задания на самостоятельную работу для подготовки к практическим занятиям, а также учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после изучения соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. С целью оценки качества усвоения учебного материала обучающийся должен постоянно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Рекомендуется, после изучения каждой темы, определенной рабочей программой дисциплины, самостоятельно ответить на вопросы из примерного перечня вопросов, выносимых на промежуточную аттестацию, а также самостоятельно решить одну или несколько типовых задач (примеров).  В случае выявления недостаточного знания теоретического материала темы необходимо повторно изучить теоретический материал по рекомендованной преподавателем основной и дополнительной литературе. В случае затруднений в решении практических заданий, рекомендуется обратиться к преподавателю за консультацией.Подготовка к лекциям. Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.   10.3. Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ. В процессе подготовки к практическим занятиям, необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками необходимо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов.  Особое внимание следует обратить на то, формируется тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же 
 
стр. 15
УП: 44.03.01 бжд 3++ (бакалавры)_готовый.plx
 
вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов покакой-либо одной теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании реферата или выполнения другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:  сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;  обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;  фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;  готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;  работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;  пользоваться реферативными и справочными материалами;  контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;  обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.  пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);  использовать при говорении и письме перефразирование, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;  повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;  обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);  использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).