МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта
теория и методика физической культуры
рабочая программа дисциплины (модуля)
Учебная (организационная) практика
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
______________И.И. Готовцев
Распределение часов дисциплины по курсам
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Учебная (организационная) практика
Рабочая программа дисциплины
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 943)
Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"
составлена на основании учебного плана:
утвержденного учёным советом вуза от 27.01.2018 протокол № 5.
Протокол от __ __________ 2018 г. № __
Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.
Зав. кафедрой Федоров Эдуард Павлович
теория и методика физической культуры
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Протокол от __ __________ 2022 г. № __
Зав. кафедрой Федоров Эдуард Павлович
теория и методика физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2021 г. № __
Зав. кафедрой Федоров Эдуард Павлович
теория и методика физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2021-2022 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2020 г. № __
Зав. кафедрой Федоров Эдуард Павлович
теория и методика физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Протокол от __ __________ 2019 г. № __
Зав. кафедрой Федоров Эдуард Павлович
теория и методика физической культуры
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Председатель НМС УГН(С) Коркин Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная практика в детском спортивно - оздоровительном лагере (ДОЛ) ставит своей основной целью закрепить полученные знания, профессиональные умения и навыки работы с детьми в условиях компактного проживания в летние каникулы.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Психология физической культуры
Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха
Теория и методика физической культуры
История физической культуры
Основы вожатской деятельности
Педагогика физической культуры
Физическая культура и спорт
Техника безопасности на тренировках
Техника безопасности на уроках ФК
Безопасность жизнедеятельности
Введение в специальность по физической культуре
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Психология физической культуры
Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха
Теория и методика избранного вида спорта
Теория и методика обучения базовым видам спорта:спортивные игры
Теория и методика физической культуры
Основы медицинских знаний и оказания первой помощи
Информационные технологии в физкультурно-спортивной деятельности
Пропаганда и связи с общественностью в сфере ФК
Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных организациях
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психических особенностей занимающихся различного пола и возраста
- не полном объеме; влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса
- в полном объеме; влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса
-знает и рассуждает; влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса
- не в полном объеме; учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом;
- в полном объеме; учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом;
- знает и рассуждает; учитывать возрастные психологические особенности занимающихся физической культурой и спортом;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
- не в полном объеме;- составления комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста учащихся при освоении общеобразовательных программ;
- в полном объеме;- составления комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста учащихся при освоении общеобразовательных программ;
- знает и рассуждает;- составления комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста учащихся при освоении общеобразовательных программ;
ОПК-2: Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
- не в полном объеме; особенности начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса;
- в полном объеме; особенности начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса;
- знает и рассуждает; особенности начальной спортивной ориентации и отбора на разных этапах тренировочного процесса;
- не в полном объеме; определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека;
- в полном объеме; определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека;
- знает и рассуждает; определять анатомо-физиологические показатели физического развития человека;
- не в полном объеме; выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
- в полном объеме; выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
- знает и рассуждает; выявление наиболее перспективных обучающихся для их дальнейшего спортивного совершенствования
ОПК-3: Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью
- не в полном объеме; организацию досуговой деятельности учащихся в образовательных организациях;
- в полном объеме; организацию досуговой деятельности учащихся в образовательных организациях;
- знает и рассуждает; организацию досуговой деятельности учащихся в образовательных организациях;
- не в полном объеме; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;
- в полном объеме; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;
- знает и рассуждает; осуществлять подготовку обучающихся к участию в соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;
- не в полном объеме; проведения мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации.
- в полном объеме; проведения мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации.
- знает и рассуждает; проведения мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации.
ОПК-4: Способен в процессе физкультурно-спортивной деятельности воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
не в полном объеме;терминологию, классификацию и общую характеристику спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС;
в полном объеме;терминологию, классификацию и общую характеристику спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС;
знает и рассуждает;терминологию, классификацию и общую характеристику спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС;
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
не в полном объеме;использовать в своей деятельности терминологию ИВС
в полном объеме; использовать в своей деятельности терминологию ИВС
знает и рассуждает;использовать в своей деятельности терминологию ИВС
не в полном объеме; выполнения и демонстрации основных двигательных действий в ИВС;
в полном объеме; выполнения и демонстрации основных двигательных действий в ИВС;
знает и рассуждает; выполнения и демонстрации основных двигательных действий в ИВС;
ОПК-5: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной, рекреационной и туристско-краеведческой деятельности, к природной среде, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
- не в полном объеме;основы общей психологической подготовки, включая психологические факторы формирования социально-значимых личностных качеств у занимающихся
- в полном объеме;основы общей психологической подготовки, включая психологические факторы формирования социально-значимых личностных качеств у занимающихся
- знает и рассуждает:основы общей психологической подготовки, включая психологические факторы формирования социально-значимых личностных качеств у занимающихся
не в полном объеме;характеристику коллектива и основы его формирования в спорте
в полном объеме;характеристику коллектива и основы его формирования в спорте
знает и рассуждает:характеристику коллектива и основы его формирования в спорте
не в полном объеме;планирования воспитательных мероприятий при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ;
в полном объеме;планирования воспитательных мероприятий при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ;
знает и рассуждаетпланирования воспитательных мероприятий при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ;
ОПК-6: Способен в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
ОПК-7: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
ОПК-8: Способен осуществлять контроль программ, режимов занятий по спортивно-оздоровительному туризму, физической рекреации и реабилитации населения, подбирать на основе их анализа соответствующие средства и методы реализации программ
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
ОПК-10: Способен организовывать совместную деятельность и взаимодействие участников туристских и рекреационных мероприятий, в том числе с учетом различной возрастно-половой группы
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
ОПК-11: Способен проводить исследования по определению эффективности, используемых средств и методов физкультурно-спортивной, в том числе рекреационной и туристской деятельности
ОПК-12: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры, спорта и туризма и нормами профессиональной этики
ОПК-13: Способен организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия, а также осуществлять судейство мероприятий
ОПК-14: Способен внедрять инновационные технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг
ОПК-15: Способен осуществлять материально техническое сопровождение рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий
В результате освоения дисциплины (модуля) обучающийся должен
Способность практикантов стать носителями социокультурных и профессиональных ценностей в жизнедеятельности других людей;
Осознание студентами своего места и функциональных возможностей в определенной социокультурной и воспитательной ситуации;
Стремление к восприятию, изучению и пониманию другого человека;
Общение с детьми, находить общий язык;
Организовать оздоровительные мероприятия;
Приобретение умений и навыков самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях летних каникул;
Психологическая, педагогическая и методическая подготовка, соответствующая современному уровню развития теории и практики воспитания;
Наличие внутренних предпосылок к дальнейшему профессионально - личностному росту(саморазвитию);
Овладение содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Организация деятельности ДОЛ. Материально-техническое обеспечение базы практики
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
Сведения детей, руководителей, материально - технической базы детского лагеря /Пр/
Отчет практики, дневник практики /Ср/
Раздел 2. Должностные обязанности работников ДОЛ
Инструкции воспитателя, инструктора фк, отрядного вожатого, руководителей /Пр/
Отчет практики, дневник практики /Ср/
Раздел 3. Права и обязанности отрядного вожатого
Должностные инструкции вожатого /Пр/
Отчет практики, дневник практики /Ср/
Раздел 4. Планирование воспитательной работы отрядного вожатого
Познавательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные /Пр/
Отчет практики, дневник практики /Ср/
Раздел 5. Развитие детского коллектива, методы управления им в условиях ДОЛ
Анализ результатов воспитательной работы за день /Пр/
Отчет и дневник практики /Ср/
Раздел 6. Методика планирования и проведения общелагерных и отрядных мероприятий
Инструктаж по тб, проведение утренней зарядки, /Пр/
Отчет практики и дневник практики /Ср/
Раздел 7. Оформительская работа отрядного вожатого
Выполнение обязанностей отрядного вожатого /Пр/
Отчет практики, дневник практики /Ср/
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Организацию планирования воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
2. Функциональные обязанности отрядного вожатого, специфику работы с детьми в условиях круглосуточного пребывания.
3. Особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей детей.
4. Способы и приемы самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации.
В результате прохождения летней учебной практики студент-практикант должен освоить следующие умения:
1. Гностические - умение ориентироваться в методической литературе, умение квалифицированно решать педагогические задачи, умение эффективно применять предлагаемые формы и приемы работы в практической деятельности.
2. Конструктивные - умение определять цели и задачи деятельности отрядного вожатого, умение составлять план деятельности по руководству отрядом на сезон, на день с учетом контингента детей, их интересов и возможностей, общего плана работы ДОЛ, специфики детского оздоровительного лагеря.
3. Коммуникативные – умение общаться с детьми, учитывая их возраст, интересы, потребности; умение педагогически корректно управлять детским коллективом; умение проявлять заботу и душевное отношение к детям, а также устанавливать и поддерживать конструктивные деловые и личные отношения с коллегами и представителями администрации ДОЛ.
4. Организаторские умения - умения создавать оптимальные условия для отдыха детей в условиях ДОЛ с учетом их
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
возрастных особенностей, рационально планировать свой собственный труд, организовывать (спланировать и провести) отрядные (общелагерные) мероприятия интеллектуального, развлекательного и спортивного характера, исходя из специфических интересов детей. Планировать и лично проводить мероприятия по выживанию детей в условиях различных ЧС, в том числе, тренировки по неотложной эвакуации на случай возникновения пожара
5. Информационные - умение выражать свои мысли логично, доступным и понятным для детей языком; уметь четко и ясно предъявлять педагогические требования.
5.2. Темы письменных работ
1. Дневник практиканта.
2. Отчет практиканта.
5.3. Фонд оценочных средств
1.Отчётная деятельность студента заключается в сборе и оформлении необходимых документов. Защита практики перед комиссией ЦСТиПС.
2.Все материалы учебной практики предоставляются для проверки групповому руководителю в 3-х дневной срок после окончания лагерной смены.
3. Отсутствие какого-либо документа его небрежное оформление является не допуском.
4. Дифференцированный зачет за учебную практику выставляется по результатам собеседования и защиты отчета на итоговой конференции с участием представителей и ЦСТиПС.
1.Выступление перед аудиторией.
2.Защита практики перед комиссией.
3.Защита практики индивидуально.
5.4. Перечень видов оценочных средств
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
официальный сайт Российской национальной библиотеки
официальный сайт Российской государственной библиотеки
Электронно-библиотечная система
электронная библиотека ЧГИФКИС
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Учебная аудитория для занятий лекционного типа (доска, проектор, экран, мультимедийный комплекс).
Учебная мебель: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методическая подготовка студентов к прохождению настоящей практики осуществляется в форме лекционных, семинарских занятий профилирующей подготовки, содержание которых соответствует государственному образовательному стандарту в рамках подготовки специалистов в области ФК. Отдельные аспекты деятельности студентов в ходе летней практики изучаются в ряде дисциплин по выбору.
Базами учебной практики студентов 2 курса являются детские оздоровительные лагеря Республики Саха (Якутия) с разным режимом проживания. Они должны соответствовать действующим нормативно-правовым, гигиеническим, санитарным и техническим нормам, условиям пожарной безопасности, ГОСТ, СНиП и Регламентам в данной области; иметь минимально необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую эффективную воспитательную и физкультурно-оздоровительную работу. Общее руководство учебной практикой студентов в детском лагере осуществляет ЦСТиПС ЧГИФКиС и кафедра ТМФК. Длительность практики 2 недели при продолжительности рабочего дня студентов-
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
практикантов 40 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ; приказ Министерства образования РФ от 25.03.2003 N2 1154). В ходе прохождения практики студенты должны выполнить предусмотренный настоящей программой объем работ.
Студенты проходят практику в качестве отрядного вожатого на условиях оплаты по трудовому договору с администрацией ДОЛ, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Перед началом практики проводится установочная конференция по вопросам организации деятельности студентов в качестве отрядных вожатых, порядке и сроках оформления отчетной документации.
По окончании практики студенты в срок, установленный графиком учебного процесса, сдают групповому руководителю на проверку отчетную документацию.
Дифференцированный зачет выставляется в ходе открытого собеседования на конференции по итогам летней учебной практики.
1. Студент-практикант в результате прохождения учебной практики в ДОЛ в качестве отрядного вожатого должен знать:
1. Организацию планирования воспитательной работы в детском оздоровительном лагере.
2. Функциональные обязанности отрядного вожатого, специфику работы с детьми в условиях круглосуточного пребывания.
3. Особенности формирования коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря и способы решения конфликтных ситуаций с учетом возрастных особенностей детей.
4. Способы и приемы самоанализа своей педагогической деятельности, а также коррекции своего поведения в зависимости от конкретной ситуации.