2023-2024_z49_03_03_20_00 РиСОТ_plx_Учебная (ознакомительная) практика
 
Министерство спорта РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта

(ФГБОУ ВО ЧГИФКИС)

 
теория и методика физической культуры
Закреплена за кафедрой
аннотация рабочей программы дисциплины (модуля)
Учебная (ознакомительная) практика
Учебный план
z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx

Направление 49.03.03 "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"

 
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
Программу составил(и):
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
96
96
96
96
Итого
108
108
108
108
 
 
стр. 2
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
     За период прохождения практики студенты должны овладеть комплексом:
1.2
- необходимых профессионально – педагогических; 
1.3
- социально – психологических знаний и умений;
1.4
- возрастных, психологических особенностей учащихся;
1.5
- состояния их здоровья, уровня спортивных достижений, поведения в коллективе;
1.6
- планировать основные разделы воспитательной работы;
1.7
- вести учетную документацию;
1.8
- проводить предварительный текущий  и итоговый учет и оценку успеваемости учащихся;
1.9
- сотрудничать с учениками, учителями, классными руководителями, принимающими участие в воспитании детей, проводить воспитательную работу с учащимися.
1.10
- Воспитание потребности и интереса к педагогической работе  с детьми.
1.11
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б2.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Спортивное совершенствование 2
2.1.3
Теория и методика избранного вида спорта
2.1.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта: лыжный спорт
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта:гимнастика
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта:легкая атлетика
2.1.7
Техника безопасности на тренировках
2.1.8
Техника безопасности на уроках ФК
2.1.9
Элективные курсы по физической культуре и спорту
2.1.10
Безопасность жизнедеятельности
2.1.11
Введение в специальность по тренерской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История физической культуры
2.2.2
Основы вожатской деятельности
2.2.3
Основы тренерского мастерства (ФО)
2.2.4
Педагогика физической культуры
2.2.5
Педагогические инновации в области физической культуры и спорта (ФО)
2.2.6
Психология здоровья
2.2.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта: плавание
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1: Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психических особенностей занимающихся различного пола и возраста
 
Знать:
 
- не в полном объеме; морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения.
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:- морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения.
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:основные понятия возрастной психологии, в том числе психологические особенности занимающихся старшего дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста;
 
 
 
стр. 3
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
ОПК-2: Способен проводить занятия, физкультурно-спортивной направленности и рекреационные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности по двигательному и когнитивному обучению и физической подготовке
 
Знать:
 
не в полном объеме - значение терминов «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»», «спортивная ориентация», разницу между ними, неодномоментность и динамичность спортивной ориентации

 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и спортивной ориентации;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:проведения антропометрических измерений для оценки физического развития;
 
 
 
ОПК-3: Способен обучать двигательным действиям, связанным с учебно-тренировочной, рекреационно-оздоровительной и туристско-краеведческой деятельностью
 
Знать:
 
- не в полном объеме;историю и современное состояние гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:- применять методы организации учебной деятельности на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту с учетом материально-технических возможностей учебного заведения (организации), возрастных особенностей занимающихся;

- использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту в зависимости от поставленных задач;

- использовать в своей деятельности терминологию гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта;

 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
 
 
 
ОПК-4: Способен в процессе физкультурно-спортивной деятельности воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения
 
Знать:
 
- не в полном объеме;терминологию, классификацию и общую характеристику спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:применять методы организации деятельности занимающихся на занятиях по ИВС с учетом материально-технических возможностей организации, возрастных особенностей занимающихся;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:выполнения и демонстрации основных двигательных действий в ИВС;
 
 
 
ОПК-5: Способен формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной, рекреационной и туристско-краеведческой деятельности, к природной среде, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни
 
Знать:
 
-не в полном объеме; закономерности и факторы физического и психического развития, и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:закономерности и факторы физического и психического развития, и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:подготовки материалов и проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх;
 
 
 
ОПК-6: Способен в процессе физкультурно-спортивной деятельности обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь
 
Знать:
 
-не в полном объеме; цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме :использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, 
 
стр. 4
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
потребности в регулярных физкультурно¬оздоровительных занятиях;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
 
 
 
ОПК-7: Способен проводить работу по предотвращению применения допинга
 
Знать:
 
-не в полном объеме; предметы, методы и системы ключевых понятий гигиены;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:- обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм (соблюдение площади на одного занимающегося, микроклимат, отопление, вентиляция, освещение, доброкачественность воды в бассейне, размещение, исправность оборудования, спортивного инвентаря, соблюдение требований к одежде и обуви, к структуре проведения занятий);
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:измерения основных параметров микроклимата в спортивных сооружениях;
 
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять контроль программ, режимов занятий по спортивно-оздоровительному туризму, физической рекреации и реабилитации населения, подбирать на основе их анализа соответствующие средства и методы реализации программ
 
Знать:
 
- не в полном объеме; современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме: выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
 
 
 
ОПК-9: Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, технической и физической подготовленности, психического состояния занимающихся
 
Знать:
 
не в полном объеме:контроля в целесообразной организации тренировочного и образовательного процесса, необходимость его взаимосвязи с медико-биологическим контролем;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:интерпретировать результаты антропометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений, определяя степень соответствия их контрольным нормативам;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме: проведения антропометрических измерений;

-применения методов биомеханического контроля движений и физических способностей человека;

 
 
 
ОПК-10: Способен организовывать совместную деятельность и взаимодействие участников туристских и рекреационных мероприятий, в том числе с учетом различной возрастно-половой группы
 
Знать:
 
- не в полном объеме;методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетними обучающимися, коллегами по работе;
 
 
Уметь:
 
не вполном объеме:ставить рабочие задачи подчиненным и добиваться их выполнения;
 
 
Владеть:
 
не вполном объеме:-определения целей и задач программы мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации;
 
 
 
ОПК-11: Способен проводить исследования по определению эффективности, используемых средств и методов физкультурно-спортивной, в том числе рекреационной и туристской деятельности
 
Знать:
 
- не полном объеме; направления и перспективы развития образования в области физической культуры и спорта;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:самостоятельно вести поиск актуальной профессиональной информации по вопросам осуществления тренировочного и образовательного процессов;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:использования исследовательских материалов при осуществлении педагогической диагностики, планирования, педагогического контроля и методического обеспечения тренировочного и образовательного процессов;
 
 
стр. 5
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
 
ОПК-12: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами сферы физической культуры, спорта и туризма и нормами профессиональной этики
 
Знать:
 
- не в полном объеме; правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации
 
 
Уметь:
 
не вполном объеме:ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия в соответствии с законом;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:обоснования принимаемых решений по организации деятельности в области физической культуры и спорта с позиции норм законодательства и профессиональной этики;
 
 
 
ОПК-13: Способен организовывать и проводить рекреационно-оздоровительные, физкультурно-массовые, туристские, краеведческие и спортивные мероприятия, а также осуществлять судейство мероприятий
 
Знать:
 
- не в полном объеме; правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:планировать проведение спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
 
 
Владеть:
 
- подготовки положения о соревновании;

- определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников;

- составления плана ресурсного обеспечения физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера;

- участия в судействе спортивно-оздоровительных состязаний, проводимых в рамках спортивно-оздоровительного мероприятия;

- участия в судействе спортивных соревнований по ИВС.

 
 
 
ОПК-14: Способен внедрять инновационные технологии туристских, рекреационно-оздоровительных и фитнес услуг
 
Знать:
 
- не вполном объеме; систему организации процесса спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:изучать и обобщать информацию в области методического обеспечения физической культуры и спорта;
 
 
Владеть:
 
не  в полном объеме:проведения педагогического наблюдения и анализа проведения занятия и фрагмента физкультурно-спортивного мероприятия с использованием средств гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, плавания, лыжной подготовки, ИВС;
 
 
 
ОПК-15: Способен осуществлять материально техническое сопровождение рекреационно-оздоровительных, физкультурно-массовых, туристско-краеведческих и спортивных мероприятий и занятий
 
Знать:
 
- не в полном объеме; особенности спортивных сооружений для различных видов спорта;
 
 
Уметь:
 
не в полном объеме:разъяснять правила поведения в помещении спортивного сооружения и на его территории;
 
 
Владеть:
 
не в полном объеме:проведения фрагмента учебно-тренировочного занятия по ИВС с использованием инвентаря и оборудования;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
- не в полном объеме; морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения.
не в полном объеме - значение терминов «спортивный отбор», «выбор спортивной специализации»», «спортивная ориентация», разницу между ними, неодномоментность и динамичность спортивной ориентации

- не в полном объеме;историю и современное состояние гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта, их место и значение в физической культуре, науке и образовании;
 
стр. 6
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
- не в полном объеме;терминологию, классификацию и общую характеристику спортивных дисциплин (упражнений) в ИВС;
-не в полном объеме; закономерности и факторы физического и психического развития, и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
-не в полном объеме; цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;
-не в полном объеме; предметы, методы и системы ключевых понятий гигиены;
- не в полном объеме; современные методики составления просветительских программ и информационных мероприятий;
не в полном объеме:контроля в целесообразной организации тренировочного и образовательного процесса, необходимость его взаимосвязи с медико-биологическим контролем;
- не в полном объеме;методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями) несовершеннолетними обучающимися, коллегами по работе;
- не полном объеме; направления и перспективы развития образования в области физической культуры и спорта;
- не в полном объеме; правила внутреннего трудового распорядка физкультурно-спортивной организации
- не в полном объеме; правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
- не вполном объеме; систему организации процесса спортивной подготовки в организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта
- не в полном объеме; особенности спортивных сооружений для различных видов спорта;
 
 
3.2
Уметь:
не в полном объеме:- морфологические особенности занимающихся физической культурой различного пола и возраста, критерии оценки физического развития, определяющие подход к планированию характера и уровня физических нагрузок, анализу результатов их применения.
не в полном объеме:ориентироваться в общих положениях и требованиях нормативных документов по вопросам отбора и спортивной ориентации;
не в полном объеме:- применять методы организации учебной деятельности на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту с учетом материально-технических возможностей учебного заведения (организации), возрастных особенностей занимающихся;

- использовать методы, средства и методические приемы при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, плаванию, подвижным и спортивным играм, лыжному спорту в зависимости от поставленных задач;

- использовать в своей деятельности терминологию гимнастики, легкой атлетики, плавания, подвижных и спортивных игр, лыжного спорта;

не в полном объеме:применять методы организации деятельности занимающихся на занятиях по ИВС с учетом материально-технических возможностей организации, возрастных особенностей занимающихся;
не в полном объеме:закономерности и факторы физического и психического развития, и особенности их проявления в разные возрастные периоды;
не в полном объеме :использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для стремления к здоровому образу жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля состояния своего организма, потребности в регулярных физкультурно¬оздоровительных занятиях;
не в полном объеме:- обеспечивать технику безопасности на занятиях с учётом гигиенических норм (соблюдение площади на одного занимающегося, микроклимат, отопление, вентиляция, освещение, доброкачественность воды в бассейне, размещение, исправность оборудования, спортивного инвентаря, соблюдение требований к одежде и обуви, к структуре проведения занятий);
не в полном объеме: выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
не в полном объеме:интерпретировать результаты антропометрических измерений и показатели физического развития, анализа положений и движений, определяя степень соответствия их контрольным нормативам;
не вполном объеме:ставить рабочие задачи подчиненным и добиваться их выполнения;
не в полном объеме:самостоятельно вести поиск актуальной профессиональной информации по вопросам осуществления тренировочного и образовательного процессов;
не вполном объеме:ориентироваться в законодательстве и правовой литературе, принимать решения и совершать действия в соответствии с законом;
не в полном объеме:планировать проведение спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
не в полном объеме:изучать и обобщать информацию в области методического обеспечения физической культуры и спорта;
не в полном объеме:разъяснять правила поведения в помещении спортивного сооружения и на его территории;
 
 
3.3
Владеть:
не в полном объеме:основные понятия возрастной психологии, в том числе психологические особенности занимающихся старшего дошкольного, школьного возраста, взрослых и людей пожилого возраста;
не в полном объеме:проведения антропометрических измерений для оценки физического развития;
не в полном объеме:проведения комплексов упражнений с учетом двигательных режимов, функционального состояния и возраста контингента занимающихся;
не в полном объеме:выполнения и демонстрации основных двигательных действий в ИВС;
 
стр. 7
УП: z49.03.03_20_00 РиСОТ.plx
 
не в полном объеме:подготовки материалов и проведения теоретических занятий и бесед со спортсменами о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга, скрытых и явных нарушений спортивных правил, участия в договорных играх;
не в полном объеме:обобщения информации о достижениях в сфере физической культуры и спорта;
не в полном объеме:измерения основных параметров микроклимата в спортивных сооружениях;
не в полном объеме:выбора формы и способа проведения профилактического информационного антидопингового мероприятия;
не в полном объеме: проведения антропометрических измерений;

-применения методов биомеханического контроля движений и физических способностей человека;

не вполном объеме:-определения целей и задач программы мероприятий активного отдыха обучающихся в режиме учебного и вне учебного времени образовательной организации;
не в полном объеме:использования исследовательских материалов при осуществлении педагогической диагностики, планирования, педагогического контроля и методического обеспечения тренировочного и образовательного процессов;
не в полном объеме:обоснования принимаемых решений по организации деятельности в области физической культуры и спорта с позиции норм законодательства и профессиональной этики;
- подготовки положения о соревновании;

- определения графиков проведения и программ (сценарных планов) спортивных, спортивно-массовых мероприятий, праздников;

- составления плана ресурсного обеспечения физкультурно-спортивного праздника, соревнования, дня здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера;

- участия в судействе спортивно-оздоровительных состязаний, проводимых в рамках спортивно-оздоровительного мероприятия;

- участия в судействе спортивных соревнований по ИВС.

не  в полном объеме:проведения педагогического наблюдения и анализа проведения занятия и фрагмента физкультурно-спортивного мероприятия с использованием средств гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, плавания, лыжной подготовки, ИВС;
не в полном объеме:проведения фрагмента учебно-тренировочного занятия по ИВС с использованием инвентаря и оборудования;